Соотнесите государства и категории населения Рим

Тема №2:»Цивилизации Древнего мира»
Проверяемые результаты обучения: З1, З2, З5,
Вид задания: Тест, содержащий 15 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
Выберите правильный ответ:

  1. Вдоль берегов р. Нил в древности образовалось государство:

А) Древняя Индия; В) Египет;
Б) Китай; Г) Русь.
2. Первые государства в Египте называют:
А) полисами; В) городами;
Б) номами; Г) поселениями.
3. Сведения о жизни Вавилонского царства подробно описаны в:
А) Русской правде; В) законах Хаммурапи.
Б) Древних летописях;
4. Эхнатон правил в :
А) Вавилоне; В) Риме;
Б) Египте; Г) Греции;
5. Илотами в Древней Греции называли:
А) Крестьян; В) военных;
Б) Рабочих; Г) рабов.
6. Соотнесите государства и название рек:
А) Египет 1. Евфрат и Тигр;
Б) Китай 2. Нил;
В) Индия 3. Инд;
Г) Междуречье 4. Хуанхэ;
7. Соотнесите государства и категории населения:
А) Рим 1. спартанцы;
Б) Спарта 2. патриции;
В) Индия 3. демос;
Г) Афины 4. кшатрии;
8. Соотнесите Египетское царство и период его существования:
А) Раннее царство 1. 1580 – 1085 гг. до н.э.;
Б) Древнее царство 2. 3000 – 2800 гг. до н.э.;
В) Среднее 3. 2800 — 2250 гг. до н.э.;
Г) Новое 4. 2050 – 1750 гг. до н.э.;
9. Древнеиндийское деление населения:
А) Варна; Б) род; В) племя.
10. Шудры – это…
А) военные; Б) жрецы;
В) слуги; Г) земледельцы
11. Город-государство, из которого осуществляется колонизация:
А) мегаполис; Б) метрополия;
12. Кто служил колесничим в армии Древнего Египта?
А) вельможи;
Б) жрецы;
В) рабы.
13. Высший орган власти в Спарте:
А) Народное собрание;
Б) Совет старейшин;
В) цари.
14. Александрийский учёный, автор первого учебника по геометрии:
А) Евклид;
Б) Аристотель;
В) Птолемей.
15. Что означает греческое слово «демократия»?
А) «власть народа»;
Б) «власть знати»;
В) «власть тирана».
Эталоны ответов теста
по теме № 2: «»Цивилизации Древнего мира»
Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% — «2».
Приложение 3
тест
Тема №3Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Проверяемые результаты обучения: З1- З3, З5.
Вид задания: Тест, содержащий 15 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
Выберите правильный ответ:
1. Кого современники прозвали «ленивыми королями»?
а) Меровингов; в) Валуа;
б) Капетингов; г) Бурбонов.
2. Война с каким противником была для Карла Великого самой длительной и
тяжелой?
а) басками; в) аварами;
б) саксами; г) викингами.
3. Вкаком году Карл Великий был провозглашен римским императором?
а) 780 г.; в) 800 г.;
б) 790 г.; г) 810 г.
4. Кто из римских пап короновал Карла?
а) Лев III; б)Пий II;
в) Иоанн I; г)Григорий I.
5. Назовите столицу государства Карла Великого.
а) Аахен; б) Париж;
в) Рим; г) государство не имело постоянной столицы.
6.Одно из важнейших событий XI века:
а) падение Константинополя б) разделение христианской церкви на православную и католическую
в) распад империи Карла Великого г) создание центра христианской церкви – Ватикана
7. Какими языками владел Карл Великий?
а) латынью и греческим; б) немецким и английским;

в) испанским и итальянским; г) всеми вышеперечисленными.
8. Кто был отцом Карла Великого?
а) Карл Мартелл; б) Пипин Короткий;
в) Людовик Благочестивый;г) Артур.
9. Кто такие лангобарды?
а) коренные жители Апеннинского полуострова;
б) германский народ, который в VI в. вытеснил из Италии остготов;
в) воины личной гвардии Карла Великого;
г) гвардейцы Папы Римского.
10. Какое наказание полагалось за отказ от крещения, отречение от христианской веры, несоблюдение поста, похороны по языческим обрядам?
а) длительное тюремное заключение; б) конфискация имущества в пользу государства;
в) смертная казнь; г) изгнание.
11. Франкское королевство основал:
а) Карл Великий; в) Хлодвиг;
б) Пипин Короткий; г) Артур.
12. Кто возглавил восставших крестьян во время «Жакерии»?
а) ГильомКаль б) Жак-простак в) Эдуард Исповедник
13. Как назывался орган сословного представительства во Франции?
а) Парламент б) Генеральные штаты в) Сейм г) Кортес
14. Каков главный итог Столетней войны?
а)было подавлено восстание крестьян под названием «Жакерия»
б)была остановлена война Алой и Белой розы
в)Франция отстояла свою независимость
15. Кто такой патриот?
а)человек, любящий свою Родину
б)человек, борющийся с деятельностью церкви
в)человек, не отказывающийся от своих идей
Эталоны ответов теста
по теме № 3: «Цивилизации Запада и Востока в Средние века»

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ правильного ответа а в в а а б а б б г
№ задания 11 12 13 14 15
№ правильного ответа в в б в а

Критерии оценивания:
90% и более – «5»,
80-89 % – «4»,
70-79% – «3»,
менее 70% — «2».
Приложение 4
тест
Тема №4 История России с древнейших времен до конца XVII века
Проверяемые результаты обучения: З1-З5.
Вид задания: Тест, содержащий 15 заданий.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – не более 40 минут.
Выберите правильный ответ:
1.Центрами древнерусской государственности были:
А) Москва и Тверь
Б) Киев и Новгород
В) Смоленск и Владимир
Г) Киев и Чернигов
2. Древнейшая русская летопись – это:
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Остромирово евангелие»
В) «Русская Правда»
Г) «Повесть временных лет»
3. Основную массу населения в Древней Руси составляли:
А) зависимые общинники – «люди»
Б) зависимые крестьяне – «закупы», «рядовичи»
В) рабы – «челядь, «колоны»
Г) люди, порвавшие с общиной, — изгои
4. В XI в. В Древней Руси появились земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах полной наследственной собственности. Это были:
А) вотчина
Б) поместья
В) детинец
Г) волость
5. Основание Древнерусского государства летописцы связывают с:
А) призванием варягов
Б) объединением Киева и Новгорода
В) деятельностью княгини Ольги
Г) княжением Ярослава Мудрого
6. Полюдьем в Древней Руси называли
А) военное формирование, находящееся на службе у князя
Б) сбор князем дани с подвластных земель
В) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца
Г) собрание мужчин-общинников
7. Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной Радой в середине XVI в.?
А) создание гвардейских полков
Б) создание регулярной армии
В) создание стрелецкого войска
Г) формирование полков иноземного строя
8. Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя…»
А) Ледовое побоище
Б) Куликовская битва
В) стояние на реке Угре
Г) битва на реке Калке
9. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва
10. Законодательный акт, окончательно закрепостивший крестьян, был принят в

А) 1613 г. Б) 1649 г. В) 1654 г. Г) 1670 г.

11. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с чьим правлением связаны эти изменения при дворе великого князя.
«В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же, как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, князь начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях…
…Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется … двуглавый орел…»

А) Ивана IV
Б) Ивана Калиты
В) Ивана III
Г) Дмитрия Донского

12. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите самозванца, о котором идет речь.
«…Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».
А) Лжедмитрий III
Б) Иван Болотников
В) Лжедмитрий I
Г) Лжедмитрий II
13. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

А) рассылаемые царём указы
Б) органы центрального управления
В) решения Земского собора
Г) распоряжения Боярской думы

14. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

А) присоединение к России Крыма
Б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
В) присоединение к России Левобережной Украины
Г) завоевание Россией выхода в Балтийское море

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя церковного деятеля, о котором идет речь.
«Это был властолюбец, фанатично веривший в свое великое предназначение. С началом церковной реформы в 1654 г. патриарх стал публично заявлять о первенстве «священства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Со временем это различие характеров царя и патриарха породило взаимное отчуждение. Алексей Михайлович все более и более тяготился его назойливой опекой и высокомерием. Дружбе пришел конец, и, когда патриарх в 1658 г. публично в кремлевском Успенском соборе отрекся от своего сана, царь не стал его отговаривать».

А) Иов Б) Аввакум В) Никон Г) Филарет

Эталоны ответов теста
по теме № 4: «История России с древнейших времен до конца XVII века»

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ правильного ответа Б Г А А А Б В Б ВБАГ Б
№ задания 11 12 13 14 15
№ правильного ответа В В Б Б В

Критерии оценивания:
90% и более – «5»,

Семейное состояние (status familiae)

С этой точки зрения все люди делились на самостоятельных отцов семейств – домовладык (sui iuris patres familias) и подвластных – лиц «чужого права» (alieni iuris).

Изменение этого статуса называлось capitis deminutio minima — это наименьшее изменение статуса.

Примеры:

· Вступление в брак;

· Рождение ребенка в семье;

· Расторжение брака.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком.

Вывод: для полной правоспособности в Риме необходимо было достигнуть 3-х условий:

1. состояние свободы;

2. состояние гражданства;

3. самостоятельное положение в семье.

Кроме того, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что правоспособность была двух категорий:

1. полная;

2. частичная.

Гражданство -это устойчивая правовая связь лица с государством.

Основания для приобретения римского гражданства:

1. по рождению — т.е. ребенок был зачат и родился в законном браке от обоих родителей римских граждан; Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н. э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

2. отпущение раба на свободу (см. вольноотпущенники);

3. дарование римского гражданства иностранцу;

4. усыновление.

Основания для утраты римского гражданства:

1. смерть гражданина;

2. capitis deminutio mediae (утрата гражданства);

3. capitis deminutio maxima (утрата свободы).

Категории римских граждан (квиритов):

1. В зависимости от основания приобретения гражданства:

· Свободнорожденные;

· Вольотпущенники.

2. В зависимости от принадлежности к тому или иному сословию, профессии:

· Сенаторы – родовая знать, а затем и служилая знать – нобилитет, т.е. потомки лиц, занимавших курульные должности;

· Всадники;

· Военное сословие;

· Городские декурионы и куриалы;

· Торговцы;

· Ремесленники;

· Крестьяне.

Структура имени римского гражданина:

– имя в собственном смысле слова;

– наименование семьи или рода, к которому принадлежит гражданин;

– указание имени отца в родительном падеже (русское отчество);

– наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);

– прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.

Элементы правоспособности римских граждан:

Гражданские права:

1. ius conubii – т.е. право вступать в законный квиритский брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над супругой и детьми.

2. ius commercii — право торговать, совершать сделки, т.е. приобретать и отчуждать имущество, обращаться в суд для защиты своих имущественных интересов;

3. testamenti factio -право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию.

Политические права:

4. ius suffagii – право голоса в Народном собрании.

5. ius honorum – право на замещение государственных должностей, например, избрание в магистраты (ius honorum); служба в римских легионах (militaria).

6. в эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедовать только каноническое христианское вероучение.

Дееспособность римских граждан – это способность осуществлять свои права, совершать действия с соответствующими юридическими последствиями.

Виды дееспособности и факторы, влияющие на нее:

I. В зависимости от возраста:

1. 0-7 лет – infantes- недееспособные, малолетние дети; не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно.

2. мальчики 7-14 лет

девочки 7-12 лет — impuberes — частично дееспособные, подростки, несовершеннолетние, которые могли самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению без потерь и без обязанностей.

Примеры:

· совершать договоры дарения, в которых подросток был на стороне одаряемого;

· быть указанным в завещании в качестве наследника.

3. юноши 14-25 лет

девушки12-25 лет — puberes minores – дееспособные, совершеннолетние, миноры (юношество).

Данная категория лиц была вправе реализовать следующие свои права:

А) составлять завещание;

Б) вступать в брак;

В) испросить себе куратора (попечителя), что вело к ограничению дееспособности, т.к. куратор давал согласие на совершение совершеннолетним сделок, направленных на уменьшение имущества. Такое согласие куратор мог дать в любое время (до, во время, после заключения сделки). Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью .

4. с 25 лет – полная дееспособность, но императоры могли предоставить льготу, делавшую женщину правоспособной с 18 лет, а мужчину – с 20 лет;

II. В зависимости от психического здоровья:

1. Дееспособные

2. Недееспособные (душевнобольные, слабоумные) – над ними устанавливалось попечительство.

3. Лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья (пьяны, взбешены и т. д.), но только на период искажения таковые признавались недееспособными.

III. В зависимости от физического здоровья:

1. Дееспособные

2. Недееспособные (глухие, немые)

НО! Только в соответствующей сфере деятельности. Например, при совершении стипуляции – договора, который заключался в устной форме.

IV. В зависимости от поведения:

1. Дееспособные

2. Ограниченно дееспособные – расточители (слабовольные лица, которые могли полностью разориться).

Данная категория лиц была вправе реализовать следующие свои права:

А) приобретать имущество;

Б) отчуждать имущество, но только с согласия попечителя.

В) составлять завещание они НЕ могли.

V. В зависимости от пола:

1. Дееспособные (мужчины)

2. Ограничено дееспособные (женщины):

А) в республиканский период женщина находилась под вечной опекой мужа, домовладыки, ближайшего родственника.

Б) В конце классического периода, если не было власти мужа и отца, женщина была самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе была принимать на себя чужие долги.

Умаление чести римского гражданина –это обстоятельство, отражающееся на правовом положении римского гражданина, которое имело три формы:

I. Personae infamia — бесчестье.

Основания:

1. осуждение за уголовное преступление;

2. совершение особо порочащего частного правонарушения (например, неисполнение обязательство по договору поручения, хранения);

3. нарушение правовых норм в области брака (например, разрыв помолвки, вступление вдовы в новый брак до истечения одного года после смерти мужа);

4. занятие позорной профессией (например, сводничество, проституция).

Последствия:

1. запрет на представление других лиц в судебном или ином процессе;

2. запрет на назначение себе процессуального представителя;

3. цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате;

4. запрет на вступление в законный римский брак с лицом свободнорожденным;

5. ограничения в области наследственного права.

Personae turpes (turpitudo — позор)

II.– это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения.

Последствие: ограничение в области наследования (например, если девушка вышла замуж без разрешения родителей до достижения 25 лет).

III. Intestabilitas — это лица, которые участвовали в сделке в качестве весовщика или свидетеля и отказались потом дать на суде показания по поводу этой сделки.

Последствие: запрет на участие (в качестве стороны или свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, неспособность составлять завещание).

С исчезновением формальных сделок утратила свое значение/

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории «вратья-кшатриев», т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны «вайшии» произошло от слова «виш» — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55) Законы Ману. Перевод В.И. Кольянов. М. Юристъ., 1960 г.

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово «даса» в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — «самскарах», за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст’, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне Жидков. О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. ч. 2. М. 1998 г., С. 152

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй половине 1 тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин Лазарев В.В. Всемирная история государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1996., С. 91

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Добавить комментарий