Соотношение финансового права с другими отраслями права

В систему российского права входит ряд отраслей — наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответству­ющих предметов и методов правового регулирования (подчине­ние одних субъектов. другим или закрепление равенства сторон и др.). Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно сопри­касается с конституционным и административным правом.

Конституционное право — ведущая отрасль в системе пра­ва. Оно закрепляет правовое положение личности, основы об­щественного строя Российской Федерации, ее федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и раз­вивается на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой дея­тельности государства.

Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного упрощения как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, непосредственно связанные с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финан­сового права. К сфере административного права относятся ре­гулирование и координация деятельности министерств, коми­тетов, других органов исполнительной власти в экономике, со­циально-культурной сфере и подобные функции.

Связь финансового права с муниципальным правом обус­ловлена комплексным характером последнего, концентриру­ющим в себе нормы многих отраслей права. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются от­ношения органов местного самоуправления в области их фи­нансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет, наряду с имущественными отношениями, входят и денежные отношения. Кроме того, го­сударственные, в том числе финансово- кредитные, органы, осу­ществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому в связи с выполнением функций по мобилиза­ции и распределению государственных денежных средств они вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений харак­терны равенство, экономическая обособленность сторон и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.

Кроме того, как комплексная отрасль права финансовое право изучает основы многих других обособленных отраслей права, таких как валютное право, банковское право, налоговое право, страховое право и др.

Все темы данного раздела:

Белгород — 2011
УДК 336.1:34 ББК 67.402 П 80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Бел ЮИ МВД России Прокопенк

Функции финансов
Финансам присущи четыре функции: распределительная, контрольная, регулирующая и социальная. Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства –

Предмет финансового права
Финансы регулируются различными отраслями права, однако только финансовое право полностью охватывает данную сферу. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный

Методы финансового права
Основным методом финансово-правового регулирования является императивный. Он заключается во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от и

Источники финансового права
Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов госуда

Понятие финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.Им свойственны все общие черты общеправовой нормы, но присущи и осо

Финансовые правоотношения
Понятие финансовых правоотношений, их особенности и виды. Субъекты финансовых правоотношений, их классификация. Способы правовой охраны интересов субъектов финансовых отношений. Мет

К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события
Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В

Субъекты финансового права
Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями. Носителями этих прав и обязанностей являются

Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется посредст

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке
В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компе

Финансовый контроль
Понятие и значение финансового контроля. Финансовый контроль как специализированный вид государственного контроля. Роль финансового контроля. Понятие финансовой дисциплины. Виды фин

Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям (рис. 5.1). В зависимости от времени проведения финансового контроля он може

Парламентский финансовый контроль
В 1993 году Конституцией РФ был введен принцип разделения властей, который изменил роль финансового контроля органов представительной власти за деятельностью органов исполнительной

Президентский финансовый контроль
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Правительственный финансовый контроль
Правительство РФ, как орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляет общее руководство работой подчиненных федеральных министерств, в том числе

Банковский финансовый контроль
Современные банки и небанковские кредитные организации исполняют некоторые функции финансового контроля в отношении обслуживаемых предприятий и граждан. Коммерческие банки

Ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль
Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый

Независимый финансовый контроль (аудит)
В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налог

Общественный финансовый контроль
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на

Методы финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение того или иного метода определяется правовым положением органов, осуществляющих контроль, особенностью деятельности проверяемых

Понятие государственного и местного бюджетов
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет – это необход

Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регулируются особым разделом (подотраслью) финансового

Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономиче

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
До 1 января 2005 года в бюджетном законодательстве существовало понятие бюджетные права (компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В новой редакци

Доходы бюджетов
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетов
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Сбалансированность бюджетов
В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т.п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и

Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправлен

Стадия составления проекта бюджета
Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году.. Налогоплательщика

Налоговые агенты, сборщики налогов
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать

Представители налогоплательщика
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие н

Налоговые органы
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ. Налоговые органы составляют единую цен

Другие участники налоговых правоотношений
К другим участникам налоговых правоотношений относятся таможенные органы, органы внутренних дел, финансовые органы, кредитные организации. Таможенные органы пользуют

Налоговая обязанность
Налоговая обязанность представляет собой одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Ответственность участников налоговых правоотношений. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно непра

Налоговый контроль
Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Для осуществления налогового контр

Защита прав субъектов налоговых правоотношений
При нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности и

Налоги с физических лиц
Сущность налога на доходы физических лиц. Объекты налогообложения налога на доходы физических лиц. Налоговый период налога на доходы физических лиц. Налоговые вычеты. Налоговая став

Налоги с организаций
Сущность налогов с организаций. Сущность налога на добавленную стоимость. Субъекты и объекты налога на добавленную стоимость. Налоговая база налога на добавленную стоимость. Налогов

Платежи за пользование природными ресурсами
Понятие и сущность налога на добычу полезных ископаемых. Объекты налогообложения налога на добычу полезных ископаемых. Виды объектов. Налоговая база налога на добычу полезных ископа

Земельный налог
Данный налог является налогом местным, прямым (личным) и регулярным. В 2004 году в НК РФ добавлена глава «Земельный налог». Налог устанавливается Налоговым коде

Другие платежи и сборы
Понятие и сущность государственной пошлины. Ставки государственной пошлины. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Понятие и сущность таможенной пошлины. Плат

Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщики. Объекты налогообложения для сельскохозяйственных товаро

Международные налоговые нормы
Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным догов

Понятие государственного и муниципального кредита
Одним из способов мобилизации денежных средств в финансовую систему РФ является кредит. Слово «кредит» произошло от латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом с

Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
Финансовые правоотношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутр

Формы государственного и муниципального долга
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранны

Новый российский долг
Ценные бумаги в иностранной валюте. Ценные бумаги в иностранной валюте составляют большую часть современного внешнего долга Российской Федерации. Видами ценных бумаг являются еврооб

Долг субъектов РФ и Банка России
Долг субъектов РФ на 1 июля 2010 года составляет 2,486 млрд. рублей и состоит из задолженности по кредитам – 956 млн. рублей и ценных бумаг, выпускаемых в российских рублях – 1,53 млрд. рубл

Управление государственным и муниципальным долгом
Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России. Управление госуда

Общая характеристика страхования
Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы России. Оно является необходимым элементом социально-экономической системы любого общества. Первоначальный смысл

Страхование может быть обязательным или добровольным
Добровольное страхование осуществляется в силу закона и на добровольной основе. В соответствии с определенными законом видами страхования страховщик устанавливает конкретные условия страхова

Социальное страхование
Социальное страхование подразделяется на государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии с Конституцией РФ пер

Медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при воз

Пенсионное страхование
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования установлены в нашей стране Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном

Обязательное страхование
Обязательным именуется страхование, осуществляемое во исполнение закона предусмотренными в нем лицами и за их счет. При этом законом определяются виды, условия и порядок проведения

Обязательное страхование за счет средств страхователя
В данную группу попадают правоотношения, связанные с требованиями законов или подзаконных актов к организациям и отдельным категориям граждан заключить договор страхования. Эти нормы носят импер

Обязательное страхование профессиональной деятельности
Обязательное страхование профессиональной ответственности осуществляется в силу специальных законов, которыми определяются условия и порядок его проведения. Риск лица, самостоятельно занимающегося

Обязательное страхование физическими лицами своей гражданской ответственности
Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при исп

Обязательное страхование ценных объектов
При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном в

Обязательное страхование за счет средств организаций
Организации обязаны страховать не только свою ответственность за причинение вреда третьим лицам, но и жизнь, и здоровье отдельных категорий граждан. Причем некоторые законодательные

Обязательное страхование за счет средств государства
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом устанавливается обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных

Личное страхование за счет средств государства
Жизнь и здоровье Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому

Судьи и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ обязательному страхованию в данной категории подлежат: · судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитраж

Военнослужащие и приравненные к ним лица
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел РФ, Государственной

Другие государственные и муниципальные служащие
Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной

Понятие государственных и муниципальных расходов
Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежны

Сметно-бюджетное финансирование
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов государственным и муниципальным некоммерчес

Финансирование капитальных вложений
Для развития производства и совершенствования инфраструктуры используются капитальные вложения. Недостаточность или отсутствие капитальных вложений отрицательно влияет на экономику

Понятие и принципы банковского кредита
Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых

Принципы банковского кредитования
Банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях добровольности, возвратности, платности, срочности, целенаправленности и обеспеченност

Функции Центрального банка РФ
Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей — защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской си

Обязательное страхование банковских вкладов населения
В целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе РФ и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ б

Функции денег
Мера стоимости — деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми же все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость тов

Правовые основы денежного обращения
Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Безналичное денежное обращение
Безналичное денежное обращение характеризуется тем, что реальные денежные знаки отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Понятие валюты и валютных ценностей
«Валюта» — это денежная единица государства или денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и п

Валютный контроль
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являю

Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным и уголовным законодательством РФ. В соответствии с административным законодате

УДК 342.9

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ФИНАНСОВОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ И ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Т.П. Хребтова

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты финансовой правосубъектности в соотношении с правосубъектностью других отраслей права.

Ключевые слова: правосубъектность, дееспособность, правоспособность, финансовое право, субъект финансового права.

THE CONCEPT OF FINANCIAL PERSONALITY COMPARED TO THE CONCEPT OF PERSONALITY IN OTHER BRANCHES OF LAW

T.P. Khrebtova

Keywords: personality, capability, capacity, financial law, financial law subject.

Трудно не согласиться с мнением ученых, которые считают, что важнейшей характеристикой субъекта любой отрасли права является соответствующая правосубъектность (праводееспособность). Правосубъектность — суть правового статуса лица, организации . По мнению Н.С. Малеина, «быть субъектом права — значит обладать правосубъектностью, оба эти понятия отражают одно и то же качество индивида . Весьма значительная роль в разработке понятия правосубъектности принадлежит С.Н. Братусю , который писал, что содержание правоспособности составляет не фактическое обладание правами и обязанностями, а лишь способность к такому обладанию. Как известно, правоспособность есть лишь необходимое условие для правообладания, принадлежащая каждому субъекту права абстрактная возможность иметь любые признанные законом права и обязанности, необходимая предпосылка субъективного права.

В юридической литературе встречаются понятия «правовой статус» и «правосубъектность», которые иногда понимают как си-

нонимы. Однако между ними имеется различие. Правовой статус гражданина определяет набор прав, которыми гражданин обладает для вступления в возможное, гипотетическое правоотношение, а правосубъектность, как справедливо отмечает А.Б. Венгеров, — это уже характеристика правомочий конкретного субъекта в конкретном правоотношении .

Проанализировав высказанные в литературе точки зрения ученых о субъекте финансового права, нам представляется возможным дать собственное определение: субъект финансового права — это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, то есть за которым государство признает способность иметь юридические права и нести юридические обязанности, предусмотренные финансовым правом, что позволяет ему участвовать в конкретном финансовом правоотношении.

Следует согласиться с мнением М.В. Карасевой, считающей, что вопрос о правосубъектности в финансовом праве в настоящее время стоит очень остро. Это обусловлено бурным развитием финансового права и в особенности налогового права .

Необходимо отметить, что вопросы правосубъектности в разных аспектах представляли интерес для многих исследователей правовой науки, и в первую очередь, ими проводилось разграничение между такими понятиями, как общая и отраслевая правосубъектность .

В теории права общая правосубъектность определяется как установленная в законе способность лица участвовать в правоотношениях, а отраслевая правосубъектность есть способность лица быть субъектом отношений, регулируемых той или иной отраслью права.

Выявление различий между субъектами отдельных отраслей права имеет большой теоретический и практический смысл. Разные категории субъектов права могут иметь неодинаковые по объему и содержанию правомочия и нести разные обязанности.

Финансовая правосубъектность является отраслевой правосубъектностью. Предпосылками и составными частями финансовой правосубъектности являются финансовая правоспособность и финансовая дееспособность субъектов финансового права.

Составные части финансовой правосубъектности (финансовая правоспособность и финансовая дееспособность) требуют более подробного изучения.

Как известно, понятия правоспособности и дееспособности были впервые выработаны наукой гражданского права и в дальнейшем заимствованы иными отраслевыми правовыми науками, в том числе и наукой финансового права.

Однако возникает вопрос: все ли черты (признаки) гражданской правоспособности и гражданской дееспособности находят проявление в финансовой правоспособности и финансовой дееспособности, публичной отрасли права. Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность закрепляются нормами гражданского законодательства, относящимися к частным отраслям права, а финансовая правоспособность и финансовая дееспособность регулируются финансовым правом — публичной отраслью права.

Применительно к финансовому праву можно сформулировать данные категории следующим образом: финансовая правоспособность — это способность обладать финансовыми правами (иметь их) и нести юридические обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения. Финансовая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за неправомерную их реализацию. Дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта — способность самостоятельно нести ответственность за совершенные финансовые правонарушения.

Финансовая правоспособность физического лица является общей, абстрактной предпосылкой возникновения субъективных прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права.

Финансовая правоспособность физического лица реализуется с помощью финансовой дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями либо через представителей осуществлять обязанности и права, предусмотренные финансовым правом.

Следует согласиться с мнением ученых о подразделении финансовой дееспособности, как и финансовой правоспособности, на подвиды: бюджетную, налоговую, валютную и т.д. При этом хотелось бы отметить, что данные подвиды дееспособности можно назвать специальными подвидами в зависимости от вида финансовых отношений.

Основаниями возникновения финансового правоотношения являются юридические факты: простые и сложные (фактический состав). Возможность реализации обязанностей и прав у всех субъектов финансового права одинаковая, но их объем у конкретного участника конкретного финансового правоотношения может быть различен. Так, например, согласно финансовому законодательству у юридических лиц как субъектов финансового права объем обязанностей и прав значительно больше, чем у физических лиц.

При этом следует отметить, что если в науке финансового права рассматривают финансовую правоспособность и финансовую дееспособность физического лица и юридического лица отдельно, подразделяя их на подвиды, то при исследовании категории финансовой правосубъектности имеется иной подход. Так, Л.Н. Древаль считает, что «финансовая правосубъектность не может рассматриваться в отдельности в отношении граждан, юридических лиц, так как суть данного понятия охватывает всех субъектов финансового права, не наделяя каждого «собственной» правосубъектностью. Изменение финансовых правоотношений может быть совершено только в случаях, закрепленных в нормативных правовых актах. Данные особенности определяется публичностью финансовых правоотношений» .

Разделяя мнение Л.Н. Древаль о том, что «финансовая правосубъектность» не должна рассматриваться в отдельности в отношении граждан и юридических лиц, нельзя забывать, что сама категория «финансовая правосубъектность» носит обобщающий характер, и проявляется она через бюджетную правосубъектность, налоговую правосубъектность, валютную правосубъектность и т.д.

Финансовая правосубъектность субъекта характеризуется, прежде всего, через его юридические обязанности, что объясняется особенностями финансово-правового регулирования данных общественных отношений. Содержание финансовой правосубъектности субъекта раскрывается также и через его права, закрепленные в финансовом законодательстве. Финансовая правоспособность в силу сложной системы финансового права, включающей разделы, подотрасли, институты и другие структурные подразделения, состоит из подвидов: бюджетной правосубъектности, налоговой правосубъектности, валютной правосубъектности, правосубъектности в области государственных расходов, страхования, банковского кредита и т.д.

Одной из особенностей финансовой правосубъектности, отличающей эту категорию от гражданской правосубъектности, является то, что она характеризуется в первую очередь обязанностями субъекта права, поскольку государство, устанавливая финансовые правовые нормы, применяет, как правило, метод властных предписаний. Содержание финансовой правоспособности субъекта раскрывается, конечно, и через его права, закрепленные в нормах финансового права. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер .

Следует отметить, что понятие «финансовая правосубъектность» в силу особого предмета финансового права носит обобщающий характер и проявляется через такие подвиды, как: бюджетная правосубъектность, налоговая правосубъектность, валютная правосубъектность и т.д. По нашему мнению, некорректно говорить о едином содержании финансовой правосубъектности, поскольку ее содержание раскрывается через содержание бюджетной, налоговой, валютной правосубъектности, финансовой правосубъектности в области страховых отношений, государственного кредита и т.д. Данное положение также характеризует особенность финансовой правосубъектности, отличающей ее от гражданской правоспособности, содержание которой закреплено в ст. 18 ГК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовая дееспособность физического лица наиболее полно разработана применительно к налоговым отношениям. В этом случае она выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая является средством реализации финансовой правоспособности физического лица. Вторая проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности (налоговую правосубъектность) перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

В литературе отмечается, что в большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) у одного лица правоспособности и дееспособности, но может иметь место и их несовпадение. Например, когда несовершеннолетние лица являются собственниками имущества и доходов, составляющие объект налогов и сборов, то до достижения этими лицами налоговой дееспособности, то есть 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители . В юриспруденции возникает

вопрос о соотношении категорий гражданской правосубъектности и финансовой правосубъектности, однако рассмотрим разновидность финансовой правосубъектности — налоговую правосубъектность.

Юридические лица и совершеннолетние граждане, обладая всеми элементами гражданской и финансовой правосубъектности, являются субъектами финансового права. Малолетние дети и совершеннолетние граждане, признанные недееспособными, являясь субъектами финансового права, обладают только гражданской правоспособностью, но не обладают гражданской дееспособностью.

Как уже отмечалось ранее, в науке финансового права рассматриваемая проблема наиболее тщательно изучена в сфере налогов. Так, п. 2 ст. 107 НК РФ устанавливает возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица — 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности , можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом возникает у физического лица с 16 лет.

В соответствии со ст. 27 НК РФ «законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации», то есть родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

В налоговом праве не исключена, как впрочем, и в гражданском праве, ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица (аналогично гражданской правоспособности) дополняется налоговой дееспособностью другого лица (гражданской дееспособностью другого лица). Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его законными представителями . Точно такая же картина, по нашему мнению, наблюдается и в гражданском праве.

Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Согласно ст. 19 НК РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических

лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога, госпошлины и т.д.

Определенная часть физических лиц, относясь к субъектам налогового права, выступает и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Так, в частности, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы своим работникам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога по полученным ими доходам, а в государственные социальные фонды — сумму Единого социального налога и страховые платежи.

Налоговая правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, закрепленные в ст. 24 НК РФ, в соответствии с которой налоговый агент обязан: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права, обладая финансовой правосубъектностью имеют право на получение из бюджета средств в виде субвенций, субсидий (ст. 69 БК РФ), то есть реализуют свою финансовую правосубъектность через ее разновидность — бюджетную правоспособность. Данное положение подтверждает наш вывод о том, что финансовая правосубъектность носит обобщающий характер.

Проблема правоспособности и дееспособности имеет отношение и к юридическим лицам , и к государственным органам, для которых законодатель использует понятие «компетенция», то есть наличие властных полномочий в определенной сфере деятельности (предмет ведения), которыми государственные органы наделяются для осуществления своих функций, решения поставленных задач.

Как справедливо отмечает А.Б. Венгеров, «компетенция — это характеристика правоспособности государственных органов» .

В законодательстве используется и понятие «правовой статус», под которым подразумевается место государственного органа в системе органов управления, форма собственности, которая лежит в основе организационно-правовой характеристики субъекта, другие критерии. Совершенно обоснованным является вывод Р.О. Халфиной о том, что элементом правового статуса является правосубъектность, то есть возможность выступать в качестве субъекта прав и обязанностей в различных областях общественных отношений, так как вступая в правоотношение, лицо реализует возможности, созданные его правовым статусом .

Обязательной предпосылкой финансово-правового статуса, как справедливо считает Ю.А. Крохина, является финансовая правосубъектность .

Итак, категория финансовой правосубъектности является важнейшей, методологической категорией финансово-правовой науки. Различные аспекты данной проблемы активно изучаются современными учеными. Это понятие широко используется в фундаментальных и прикладных трудах по проблеме финансов, специальных публикациях, посвященных исследованию финансовых правоотношений, учебниках и учебных пособиях по финансовому праву. Однако легального определения финансовой правосубъектности, как впрочем, и общего правового понятия правосубъектности нет. В связи с этим автор предлагает закрепить в проекте Федерального закона «О финансах и финансовой деятельности в Российской Федерации» категорию «финансовая правосубъектность», под которой понимается свойство (качество), которым государство в законодательном порядке наделяет субъектов для их участия в финансовых отношениях и включает финансовую правоспособность и дееспособность.

Финансовая правоспособность — это способность субъекта права (лица) обладать финансовыми правами (иметь их) и нести юридические обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующие финансовые отношения.

Финансовая дееспособность — это способность субъекта права (лица) самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.

Дееспособность включает в себя деликтоспособность субъекта -способность самостоятельно нести ответственность за совершенные финансовые правонарушения.

Финансовая правосубъектность и финансовая правоспособность могут проявляться через направления их деятельности: бюджетную правосубъектность и бюджетную правоспособность, налоговую правосубъектность и налоговую правоспособность, валютную правосубъектность и валютную правоспособность, правосубъектность и правоспособность в сфере государственного кредита, правосубъектность и правоспособность в области страховых отношений и т.д.

Библиографический список

1. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

2. Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений // Советское государство и право. 1955. № 6.

3. Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Ч. 1. М., 1995.

4. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права / под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2008.

5. КарасеваМ.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.

6. Кирилина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовое право. 2004. № 3.

7. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ПерепелицаМ.А. Понятие и особенности субъектов финансового права // Финансовое право. 2004. № 6.

10. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.Б. Венгеров. М., 2005.

11. Финансовое право: учебник / отв. ред. В.М. Карасева М., 2007.

12. Финансовое право России: учебник / отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2008.

13. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Т.П. Хребтова

кандидат юридических наук

доцент кафедры финансово-правовых дисциплин

и имущественно-земельного цикла

Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: ankaleva@mail.ru

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, которая характеризуется собственными предметом, методом и принципами, имеет особенности в реализации прав и обязанностей.

Достаточно сложно разграничить сферу применения финансового права в сравнении с другими отраслями российского права, поскольку оно тесно связано с такими отраслями права, как государственное (конституционное), административное, муниципальное и гражданское.

Связь финансового права с конституционным правом проявляется, прежде всего, в том, что нормы последнего, закрепленные в Конституции РФ, определяют основные черты правовой системы России, а также принципы правового регулирования и являются отправной точкой для всех отраслей российского права, в том числе и финансового. Они устанавливают, например, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в регулировании различных общественных отношений, включая финансовую деятельность, полномочия органов государственной власти по ее осуществлению, а также закрепляют принцип единства экономической системы России. Названные и некоторые другие нормы, закрепленные в Конституции РФ, являются отправными для всего российского финансового права. Из сказанного, однако, не следует, что финансовое право представляет собой часть государственного, так как обе эти отрасли обладают самостоятельными предметом, методом и принципами. Так, предметом государственного права являются отношения в области реализации государственного суверенитета, формирования и функционирования законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Финансовое право тесно взаимосвязано с административным правом. Объясняется это тем, что установленные административноправовыми нормами принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в большей части распространяются и на финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Финансовое и административное право имеют схожие методы правового регулирования, в основе которых лежит обязанность одной стороны (гражданина или организации) подчиниться властному распоряжению другой (действующего от имени государства органа и должностного лица). Отличие же между финансовым и административным правом лежит в предмете регулирования. Если в основе предмета административного права лежит государственное управление, то основу предмета финансового права составляет финансовая деятельность государства и муниципальных образований, направленная на мобилизацию и использование их финансовых ресурсов.

Поскольку финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера (направлены на образование, распределение и использование фондов денежных средств, необходимых для реализации функций государства и местного самоуправления и достижение стоящих перед ними задач) будет обосновано поставлен вопрос о соотношении финансового права с гражданским правом. Предметом последнего как раз и являются имущественные и личные неимущественные отношения. Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов. Поскольку они предполагают наличие властности при взаимодействии их участников, в то время, как гражданское право исходит из юридического равенства сторон общественных отношений и автономии их воли. Следовательно, как предмет, так и метод рассматриваемых отраслей имеют характерные особенности, которые позволяют отличить финансовое право от гражданского. Вместе с тем, в процессе осуществления финансовой деятельности государство и муниципальные образования вступают в общественные отношения, которые в том числе регулируются нормами гражданского права, например договорные отношения, кредитные отношения, расчетные, страхование.

Предметом муниципального права являются отношения, складывающиеся в процессе осуществления местного самоуправления, отношения по формированию и исполнению местных бюджетов, взиманию местных налогов, а также по организации муниципальных займов. Казалось бы, названные отношения являются предметом финансового права, но почему тогда для их урегулирования используются нормы муниципального права? Ответ на этот вопрос состоит в том, что муниципальное право является комплексным образованием, его нормы одновременно являются нормами иных отраслей права, в том числе и финансового. Таким образом, названные отношения одновременно являются предметом и муниципального и финансового права.

Аналогичным образом может быть прослежена связь финансового права с другими отраслями — земельным, экологическим, уголовным, уголовно-процессуальным правом и др., что свидетельствует о тесном взаимодействии различных элементов правовой системы Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что является предметом финансово-правового регулирования?
  • 2. Что понимается под методом финансового права?
  • 3. Какие методы финансово-правового регулирования вам известны?
  • 4. Что понимают под финансовым правом как отраслью права?
  • 5. Каковы особенности и связь финансового права с гражданским правом?
  • 6. Каким образом взаимосвязано административное право и финансовое право?
  • 7. Каковы принципы финансового права?
  • 8. Что такое система финансового права и каково ее содержание?
  • 9. Что понимают под источниками финансового права?
  • 10. Какова система источников финансового права?

Добавить комментарий