Соотношение гражданского общества и государства

Глобализация и её признаки. Глобальные проблемы современности и новые внешние функции государств мира. (Понятие глобализации. Правовые проблемы современной глобализации и пути их решения)

Термин «глобализация» впервые употребил в 1983 г. Т. Левит в статье, опубликованной в журнале «Гарвард бизнес ревью», для обозначения феномена слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. В глобализации сегодня видят: интенсификацию трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей.

Глобализация — сложное, многоплановое, многоуровневое явление, затрагивающее политику, экономику, науку, технологию, идеологию и культуру, оказывающее влияние на развитие всего мирового сообщества и каждого человека в отдельности. Глобализацияначалась в сфере экономики и в наибольшей степени повлияла на её развитие. Причина в том, что экономика интернациональна по своей сути и в большей степени предрасположена и приспособлена для протекания глобальных социальных и природных изменений, оказывается более результативной и требующей меньших затрат сил и средств. Современное обострение планетарных проблем выдвигает перед властными структурами в мировом сообществе настоятельную необходимость широко и плодотворно использовать исторический опыт, достижения науки. Для осуществления политико-глобалистских исследований необходимо на основе глобального мировидения связать знания, как политологии, так и естественных и технических наук.

Для разрешения глобальных проблем необходимо проведение мировым сообществом целеустремлённой согласованной стратегии, в которой следует выделить два основных направления:

1. Совершенствование и модернизация традиционных для нашего времени способов добычи и использования сырья и энергии, обработки различных материалов, а также защиты окружающей среды. Такой путь может помочь найти промежуточные решения глобальных проблем.

2. Создание принципиально нового «глобального мышления», разработанная в докладах Римского клуба. Научно-технический прогресс признаётся силой, чуждой общественному прогрессу, поэтому, по-мнению исследователей, лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем.

Разрешение всего комплекса глобальных проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путём превращения западного потребительского общества в планетарную модель развития мира. Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) приняли концепцию устойчивого развития. Суть её заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации

11. Государственный аппарат, его структура и функции

Государственный аппарат — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.

Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные органы — составные части аппарата государства, наделённые государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юридическую основу деятельности; действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены.

Государственные учреждения — государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).

Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархичная система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения; вооруженные силы.

Компетенция государственного органа — это объём и перечень государственно-властных полномочий, закреплённых за этим органом, а также его юридические обязанности.

Структура госаппарата:
1) Разделение властей: система законодательных (представительных) учреждений; исполнительно-распорядительные органы; судебные органы.
2) Выполняемые функции: органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений, информации); органы, осуществляющие внутренние функции (органы правопорядка, безопасности: полиция, суд, прокуратура и др.; органы социально-экономического регулирования: финансово-налоговый аппарат, учреждения связи, транспорта, коммунальной службы и др.; органы духовного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.)
Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной— направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой— носит властный характер, реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим субъектам.
Государственный аппарат — это воплощение, выражение государственной власти, олицетворение её.

12. Государство и местное самоуправление

Впервые самоуправленческие структуры сформировались в рамках родового строя, с возникновением государства они не исчезли: частично трансформировались в органы государственной власти, а частично сохранили самостоятельное значение в виде местного самоуправления. Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местного значения. Местное самоуправление формируется демократическим способом и

обеспечено политической, административной и финансовой самостоятельностью. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться так, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы гос. власти делегируют им свои полномочия.

Местное самоуправление по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — население. Самоуправленческая власть формируется населением на основе выборов, осуществляется в интересах всего местного населения муниципального образования, от его имени и им самим. При формировании же государственных органов частное лицо не в состоянии влиять на механизмы их формирования, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел выше того, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Действующие ныне в России демократические гарантии и институты самоуправления сформировались после вступления в силу Конституции РФ1993 г.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

1) институты непосредственной демократии — местные референдумы, выборы в органы самоуправления;

2) представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избранных демократическим путём всем населением муниципального образования.

3) главы муниципальных образований (главы администраций, районов), избираемые непосредственно населением соответствующих поселений или представительными органами.

4) исполнительно-распорядительные органы.

Органы государственной власти не могут образовывать органы местного самоуправления или назначать их должностных лиц. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

13. Государство и политическая система общества, их соотношение и взаимосвязь

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру: 1) субъекты; 2) политическое сознание; 3) политические отношения; 4) политическая деятельность; 5) политические и правовые нормы; 6) политическая культура.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Виды политических систем: 1) распределительные — распространением власти государства на все сферы общественной жизни, в ведении государства процесс создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение благ. Государство лишь координирует совместную работу субъектов, не затрагивая их самостоятельность; 3) смешанные.

Государство– это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или неисполнение правовых норм, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно организовывает управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделённое на этнические, культурные, профессиональные группы.

Государство имеет характерные признаки, а именно:1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных границах; 2) обладает суверенитетом; 3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который обеспечивает последовательную реализацию его воли и задач; 4) специально созданный карательный аппарат; 5) обладает монополией на правотворчество. Между государством и политической системой должны быть созданы не враждебные, а взаимодополняющие отношения.

14. Государство: понятие, сущность и основные признаки

Государство – универсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития. Сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование.

Выделяется два подхода к сущности государства: а) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; б) социальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп (как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающий интересы всего общества).

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество;

2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура и т.п.); 5) система налогов и сборов;

6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

15. Гражданское общество, его структура и признаки. Соотношение гражданского общества и государства

Гражданское общество — это общества, где человек является высшей ценностью, признаются, защищаются его права и свободы, где государство способствует развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, где государство и общественная жизнь основываются на праве, демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества: 1. Индивид независим от государства, 2. Наличие частной собственности, 3. Многоукладная экономика, 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ, 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации, 6. Наличие в обществе различных социальных групп, имеющих собственные интересы, 7. Самоуправляемость общества, 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии, 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством, 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества: 1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты; 2. Совокупность независимых от государства производителей; 3. Общественные объединения и организации; 4. Политические партии и движения; 5. Система негосударственных СМИ.

Гражданское общество обеспечивает защиту частных сфер жизни, реальные гарантии прав и свобод человека ; является мощным рычагом в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству, обеспечивает равный доступ к участию в государственных и общественных делах, своими институтами и организациями выполняет стабилизирующую функцию.

Соотношение гражданского общества и государства

Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

Государство призвано защищать и обслуживать ценности общества, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между обществом и государством.

Соотношение общества и государства.

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

16. Действие и прекращение действия нормативных правовых актов во времени

В материальном праве (гражданском и уголовном) по общему правилу применяется нормативно-правовой акт, действовавший во время возникновения правоотношения, то есть в тот момент, когда имел место юридический факт, изменивший права и обязанности участников. Например, в уголовном праве это момент совершения преступления.

В процессуальном праве применяется нормативно-правовой акт, действующий во время совершения процессуального действия. Иногда закону может быть придана обратная сила, ( распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию), например, в уголовном праве обратную силу имеют 3 вида законов: — устраняющие преступность деяния, — смягчающие наказание, — иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Действующим нормативно-правовым актом признаётся такой акт, который вступил в силу и не утратил её. Как правило, населению предоставляется время для ознакомления с новым актом. Например, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если законом не предусмотрено иное.

Закон утрачивает силу и прекращает своё действие — в связи с его отменой,

— в связи с принятием нового закона, предусматривающего нормы не совместимые с ранее действовавшими,

— в связи с истечением срока, если нормативно-правовой акт был срочный;

— в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно-правового акта.

— в связи с отпадением обстоятельств, на которых было основано действие нормативно-правового акта (например, нормативно-правовые акты, регламентирующие режим чрезвычайного положения на определённой территории утрачивают силу в связи с отменой чрезвычайного положения на этой территории).

17. Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативно-правового акта — это реализация предписаний нормативно-правовых актов.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы.

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в ) местными(действующими на территории муниципального образования);

г ) локальными (действующими в пределах учреждения — ИТУ, воинской части и т. д.).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа, который означает распространение правовых актов определённого субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении вещных гражданских споров суд, должен применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

18. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного нормативно-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов.

Действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как:

• характер политико-правовой связи субъекта с государством (по этому критерию акты делятся на: 1) акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция); 2) акты, действующие только в отношении граждан данного государства; 3) акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства; • профессиональное положение (по этому критерию акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным правовым статусом: военнослужащих, врачей работников сферы образований;

• социальное положение (действие актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, сирот); • домициль (по этому критерию делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих (вынужденных переселенцев, командированных).

19. Дисциплина, её понятие и виды. Соотношение дисциплины с законностью,

правопорядком и общественным порядком

Дисциплина– это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины. Государственная дисциплина – требования к государственным гражданским служащим. Воинская дисциплина – устанавливается военными законами, уставами и приказами.

Трудовая дисциплина – возникает в процессе производства материальных благ. Регулируется нормами трудового законодательства. Финансовая дисциплина – по поводу соблюдения субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний. Технологическая дисциплина – возникает в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний. Договорная дисциплина – возникает при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, регламентирующие дисциплину: правовые; организационные; политические; нормы морали и т. д.

Дисциплина тесно связана с законностью, правопорядком, общественным порядком: 1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, и та и другая требуют соблюдения правил и законов всеми без исключения. 2) в отличие от законности, дисциплина непосредственно связана лишь с трудовой деятель-ностью; 3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины. Поддержание дисциплины регулирует правомерное поведение, а также свободное воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям, установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется определёнными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями.

20. Договорная теория происхождения государства и права, её сущность и основные идеи

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая распространение в XVII –ХVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии — Локк и Гоббс, во Франции — Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев.

В договорной теории государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий устанавливающий характер, создающий гражданское общество и государственное образование — политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета. Гоббс, наоборот, доказывал, что раз власть добровольно передана правителю, отныне он обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, по его мнению, договор представлял компромисс между народом и правителем, определённое ограничение свободы и народа, и монарха.

Эта теория имела глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

21. Законодательная власть, её первичный и представительный характер.

Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы — независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы — не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества — в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим — т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

  • закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
  • верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
  • при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

Добавить комментарий