Соотношение системы права и законодательства

Система права, отрасли, институты в каждой стране складываются по-своему и представляют вполне реальные структурированные образования, которые строятся не по произволу законодателя или ученых, а в их основе лежит система производственных отношений, свойственная данной общественно-экономической формации.

Но на формирование и развитие правовых систем государств оказывает влияние целый ряд факторов субъективного характера: система источников права, проводимые систематизации законодательства, формируемые наукой идеи и понятия, политические цели государства, юридические обыкновения. Поэтому при одном и том же типе права его системы принимают различный вид.

Остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Система права — внутренняя форма права, его строение по отраслям и институтам. Система законодательства — внешняя форма права, это система нормативных правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены. Внутренняя и внешняя формы неразрывно связаны, не существуют друг без друга. Каждая отрасль права выражена в определенной системе нормативных правовых актов — это несомненно, но верно и другое: системы нормативных правовых актов выражают не только распределение норм права по отраслям, но и комплексирование норм различной правоотраслевой принадлежности в межотраслевые связи, причем в самых многообразных модификациях. Поэтому надо подчеркнуть, что систему права и систему законодательства не следует ни противопоставлять, ни отождествлять. Они диалектически связаны между собой (рис. 16.3).

Рис. 16.3. Соотношение системы права и системы законодательства

Нельзя «построить» систему права, руководствуясь какими-либо заранее избранными установками. Можно уяснить, понять закономерности развития той системы права, которая объективно складывается как конечный результат правотворческой практики, те объективные потребности и интересы общества, которые лежат в основе правотворческой практики.

Каждая отдельно взятая отрасль права представлена, как правило, не одним, а несколькими нормативными актами, которые образуют систему по двум критериям: или по предметному содержанию регулируемых каждым актом общественных отношений, когда они образуют совокупность актов, выражающих отрасль права и в этом качестве представляющих отрасль законодательства; или по юридической силе актов, относящихся к данной отрасли права. В этом качестве они представляют отрасль права непротиворечивой системой актов.

Из этих критериев вытекает, что отрасль законодательства наиболее близка по своей структуре к отрасли права, если она представлена актами одной юридической силы — законами, а число актов невелико. Но такая ситуация практически исключена, так как правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, а многими государственными органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс. Даже конституционное право представлено сложной системой законов.

Таким образом, основная причина несовпадения отрасли права и отрасли законодательства — это объективная невозможность выразить содержание каждой отдельной отрасли права в одном нормативном правовом акте, который мог бы стать единым для нее. Можно назвать и другие причины.

  • 1. Ввиду накопления значительного количества нормативных правовых актов в каждой отрасли права периодически возникает необходимость их систематизации. Отсюда неизбежно существование актов текущих и кодифицированных, более или менее полно отражающих структуру отрасли права.
  • 2. Система законодательства ориентирована не только на систему права, но и на форму государственного устройства, в частности на федерацию. Это обусловливает существование в каждой отрасли актов как федерального уровня, так и уровня субъектов федерации.
  • 3. Для обеспечения логически стройного построения норм права по институтам и их эффективного и правильного применения необходимо специальное формулирование: а) целей и принципов отрасли законодательства; б) общих норм, нормативных определений, составляющих общую часть каждой отрасли законодательства. Эти компоненты не входят в структуру отрасли права.
  • 4. Система законодательства ориентирована не только на отрасли права, государственное устройство, но и на отрасли государственной деятельности. Поэтому неизбежно возникновение отраслей законодательства, которые не отражают отрасли права, являются комплексными (например, законодательство о промышленности, о сельском хозяйстве, о капитальном строительстве, о социальном страховании, о народном образовании, о здравоохранении и т.д.). В них включены нормы различных отраслей права.
  • 5. Правотворчество — это динамический процесс постоянного совершенствования действующей системы норм права. Каждый вновь принимаемый нормативный правовой акт должен непротиворечиво включаться в систему уже действующих актов.

Наличие в отрасли законодательства общей части является большим достижением законодательной техники, так как обеспечивает переход от частных выводов к формированию общих положений, что является развитием юридической мысли законодателя, позволяет проверить правомерность включения в кодифицированный акт новых специальных правил, их однородность с теми, которые уже есть, во многом освобождает законодательство от повторений.

Таким образом, в системе права более конкретно и глубже воплощается волевое единство права, выражающего определенную волю и интересы. Если в отдельной норме может содержаться нечто случайное и безразличное для сущности права в целом, то в системе права такая случайность исключена. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.

Категория «система права» дает возможность отразить в теории действительные законы взаимодействия частей и целого в праве. Она обозначает как расчленение права на части, так и синтезирование его в единое целое. Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства. Объединять нормы права в институты и отрасли права можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.

Понимание системы права является важным условием правильного применения норм права. Они должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения может дезорганизовать общественные отношения.

Рассмотрим вопрос соотношения системы права и системы законодательства.

Системность и структурность выступают объективными признаками права как социального института. Изучение их соотношения позволяет упорядочить и систематизировать законодательство, а следовательно, и обеспечить эффективную и результативную реализацию права.

Проблема соотношения системы права и системы законодательства выступает одним из наиболее сложных вопросов теории.

С точки зрения обоснованного нормативизма, согласно которому закон является лишь одной из форм права, а законодательство как совокупность законов выступает одной из форм выражения права и одним из его источников.

С точки зрения естественно-правовой теории, право отражает нравственные принципы, а законодательство функционирует независимо от права. Следовательно, система права и система законодательства предстают отдельными самостоятельными образованиями. Подобным образом представители указанных школ подходят к пониманию вопроса соотношения системы права и системы законодательства.

Необходимо отметить, объективный характер наличия вопроса соотношения системы права и системы законодательства. Система права строится из отраслей, подотраслей, институтов и норм права, а система законодательства формируется из нормативно-правовых актов.

Следовательно, возникает вопрос о способах и формах представления системных элементов права в системных элементах законодательства и их соотношения.

В ходе развития правовой мысли обозначилась закономерность, согласно которой значительные массивы определенных нормативно-правовых актов могут сформировать определенную отрасль законодательства, к примеру, уголовное законодательство. Будучи отраслью законодательства, она полностью совпадает с отраслью права, которую в теории называют уголовным правом.

Уголовное законодательство выступает единственной формой выражения и функционирования уголовного права. Уголовное законодательство представлено в Уголовном кодексе и отдельных нормативных актах, в которых содержатся уголовно-правовые нормы.

Однако имеются отрасли права, которые в законодательстве не содержат строго определенной отрасли для своего воплощения и представления, к примеру, аграрное право. Его нормы представлены в:

– Конституции РФ (право частной собственности на землю);

– актах, которые регламентируют государственную поддержку фермеров (бюджетное законодательство);

– типовых договорах на аренду земельных участков (например, гражданское законодательство) и т.д.

В системе законодательства присутствуют и отрасли, не соотносящиеся с конкретными отраслями права. Они отличаются очевидно комплексным характером, к примеру, чрезвычайное законодательство. Оно содержит нормы конституционного, административного и уголовного права. Данные обстоятельства затрудняют понимание принципов их соотношения.

Отдельные отрасли права формируются по общественно значимому объекту, при этом они могут предполагать сочетание двух методов правового регулирования – императивного и диспозитивного.

Система законодательства может быть построена как по источникам права, так и по отраслям права, либо и вовсе сочетать оба критерия.

При создании и дополнении системы законодательства целесообразно располагать соответствующие нормы в соответствующие нормативно-правовые акты и отрасли законодательства.

Система законодательства выстраивается для удовлетворения потребностей в эффективном социальном управлении обществом, для гармонизации и придания стабильности самому законодательству. Подобный подход позволит соответствующим субъектам управления применять правовые нормы эффективно, легко находить, исполнять и применять их, а также осуществлять их соотношение. В этой связи система законодательства должна выстраиваться на объективной основе и научно обоснованной системе права.

Система права представляет собой упорядоченное множество норм, отраслей, подотраслей, правовых институтов, сформированных для всестороннего регламентирования общественных отношений. Упорядоченность обеспечивается по критерию предмета и метода правового регулирования.

Система законодательства представляет собой упорядоченное множество нормативных актов для обеспечения наиболее эффективного применения правовых норм в социальном управлении обществом. Упорядоченность обеспечивается по разным объективным критериям, которые обусловлены потребностям социального управления и жизнедеятельности общества.

Таким образом, система законодательства выстраивается по объективным запросам в виду появления и отбора нормативных актов и посредством субъективного объединения их по определенным критериям в соответствующие группы (отрасли).

Нормативно-правовые акты являются элементами системы законодательства. Критериями для отбора и формирования групп выступают связи, объединяющие элементы в целостное и устойчивое образование (систему). К подобным связям относят функции, цели, структуру социального управления, существующая система органов власти.

С точки зрения системного подхода система общественных отношений представляет собой надсистему для системы права, назначением которой выступает их регулирование. Данная надсистема объективно задает предмет и метод правового регулирования, а также определяет структуру и характеристики права.

В свою очередь система права выступает надсистемой для системы законодательства, предопределяя критерии и признаки, по которым осуществляется отбор и построение элементов законодательства, а также развивается упорядочение и систематизация законодательства.

Таким образом, соотношение системы права и система законодательства позволяет заключить, что система права показывает содержание права, а система законодательства характеризует форму права.

Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непративоречивостью.

В системе права действуют связи четырех уровней: 1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.

Система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Соотношение системы права и системы законодательства — одно из трудных научных и практических проблем теории права. Разумеется, если стоять на позициях обоснованного нормативизма, полагая, что закон, как это выше аргументировалось, всего лишь одна из форм права, то тогда законодательство (совокупность законов) также оказывается одной из форм выражения права, одним из источников права (позитивного, положительного, объективного). Если же разводить право и закон с позиций естественно-правовой концепции, если под правом содержательно понимать нравственные начала, некие рассудочные построения, то тогда, конечно, и законодательство становится независимым, оторванным от права. Тогда получается, что система права и система законодательства живут отдельной, порой даже и не связанной между собой жизнью. Но я думаю, что в социальных реалиях дело обстоит не так просто.

Конечно, проблема соотношения системы права и системы законодательства существует объективно. Если система права складывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовых норм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурных подразделений.

И вопрос стоит таким образом — как и какие системные элементы права находят свое выражение в системных элементах законодательства? Иными словами, проблема та же, что и при изложении нормы права в статьях, частях, иных структурных единицах нормативно-правового акта, но тут она — эта проблема — более сложная. Речь идет об ином — о количественном и структурном отображении права в реальном законодательстве.

Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей

Правовая система — развивающаяся система, она не остается раз и навсегда данной, а постоянно менялась и изменяется в ходе исторического процесса. Однако не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.

Весьма важным представляется раскрытие содержания таких исходных взаимосвязанных концептуальных понятий, как национальная правовая система, группа правовых систем, семья правовых систем, исторический тип права, правовая карта мира.

Категория «правовая система» употребляется в правовой науке в нескольких значениях. Обратимся к самому узкому понятию правовой системы, когда под ней понимается право определенного государства и терминологически она обозначается как «национальная правовая система». При этом не следует смешивать понятие «правовая система» в ее узком смысле с понятием «система права». Это не синонимы. Система права — понятие структурно-институциональное, оно раскрывает взаимосвязь, соотношение и строение отраслей права, что определяется объективными и субъективными факторами.

Правовая система — понятие более широкое. Оно, наряду с институциональной структурой права (системой права), включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества. Анализ этих компонентов позволяет увидеть такие стороны и аспекты правового развития, которые не могут быть раскрыты путем анализа одной лишь институциональной структуры (системы права). В понятии «правовая система» в отличие от понятия «система права» отражается не столько внутренняя согласованность отраслей права, сколько автономность правовой системы в качестве самостоятельного социального образования. При этом понятие «правовая система» не заменяет понятия «правовая надстройка», которое показывает обусловленность права экономическим базисом, место права в системе социальных связей, правового и неправового и в этом плане служит методологическим ориентиром к правильному пониманию других, менее по своему содержанию объемных категорий, таких как правовая система и система права. Теперь обратимся ко второму значению правовой системы, более тесно связанному с компаративистикой. Терминология здесь разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-Х. Эберт и М. Рейнстайн — «правовые круги», И. Сабо — «форма правовых систем», С.С. Алексеев — «структурная общность». Наиболее распространен в современной компаративистике термин «правовая семья», поэтому мы тоже будем пользоваться им.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. При изучении иностранного права и использования сравнительного метода это Понятие дает возможность сконцентрировать внимание на определенных «моделях», представляющих определенные типы права, в которые входит более или менее значительное количество этих систем.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Выделение правовых систем имеет преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежные опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

В основу кладутся такие критерии, как соотношение и использование источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно — в правотворческом процессе, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.

Критерии сравнения

Система права

Система законодательства

По причине формирования

Формируется объективно, изменения в ней связаны с развитием общественных отношений

Формируется субъективно, изменения в ней связаны с волей законодателя

Исходный элемент

Норма права

Нормативно-правовой акт

По характеру их взаимодействия

Носит первичный характер

Носит вторичный характер, является внешней формой закрепления норм права

По объему

Уже, так как включает только нормы права

Шире, так как в нормативно-правовых актах наряду с нормами могут закрепляться ненормативные положения

Таким образом, говоря о системе законодательства, мы будем иметь в виду систему нормативно-правовых актов, принятых в установленном порядке уполномоченными на то государственными органами. Законодатель выявляет общественное отношение, нуждающееся в урегулировании, и формулирует норму. То, что система права существует объективно, видно из возможности оформления правового обычая, в том случае, если законодатель «запаздывает», не чувствует потребности общества в урегулировании нового или изменившегося общественного отношения37. Субъективный характер системы законодательства выражается в том, что законодатель самостоятельно решает вопросы о том, нормативно-правовой акт какого уровня необходимо принять, разработать один крупный акт или принять несколько небольших по объему актов и т.д.

Практическая значимость понятия система законодательства выражается в том, что именно из актов законодательства правоприменитель узнает содержание норм права.

4. Систематизация законодательства. Правотворческая работа ведется на двух уровнях – текущее правотворчество и работа по систематизации законодательства.

Текущее правотворчество требует значительной оперативности, его основная задача – выявить отношение, нуждающиеся в урегулировании, сформулировать норму и закрепить ее в нормативно-правовом акте.

Работа по систематизации законодательства имеет целью привести действующее законодательство в систему, выявить пробелы в регулировании, устранить коллизии. Такой комплексный подход делает правовое регулирование более эффективным. Текущее правотворчество возникло значительно раньше, чем систематизационные работы. 38.

В современных условиях, учитывая огромный объем накопленного нормативного материала, работы по систематизации законодательства имеют не менее важное значение, чем текущее правотворчество. Именно проведение планомерных работ по систематизации законодательства позволяет говорить о законодательстве как системе.

Существуют следующие формы систематизации законодательства – учет, инкорпорация, консолидация и кодификация. Все они различаются по субъектам, целям, уровню.

Учет – простейшая форма систематизации, заключается в выявлении нормативно-правовых актов, имеющих значение для деятельности организации, предприятия, государственного органа или учреждения, а также расположении по определенной системе информации о них. Данная работа не требует специальной подготовки и осуществляется самими субъектами права, носит неофициальный характер. Цель данной систематизации – облегчить поиск необходимых норм. Виды:журнальный– в журнале в различных тематических разделах в хронологической последовательности фиксируется информация о новых нормативных актах;картотечный– та же информация помещается на карточках, расположенных в алфавитном, хронологическом или тематическом порядке.

Инкорпорация – форма систематизации законодательства, в ходе которой готовится к изданию и публикуется тематический сборник, призванный облегчить деятельность правоприменителя.

Виды инкорпораций: официальная (сборник готовится по рекомендации официального государственного органа и проходит редакционную проверку этого органа), полуофициальная или официозная (сборник готовится по рекомендации государственного органа, но окончательный текст не проверяется), неофициальная (сборник готовится любыми заинтересованными субъектами, текст не проверяется). Наиболее известная официальная инкорпорация – «Собрание законодательства Российской Федерации», в основу нее положен хронологический принцип. Другие подходы – предметно-тематический, алфавитный.

Консолидация – форма систематизации законодательства; деятельность компетентного государственного органа, имеющая основной целью устранение множественности актов. В ходе нее нормы нескольких нормативных актов без изменения их содержания включаются в один крупный акт, после вступления консолидированного акта в силу исходные нормативные акты прекращают свое действие. Проводить консолидацию вправе только орган, ранее принявший консолидируемые акты.

Кодификация – высшая форма систематизации законодательства; деятельность компетентного государственного органа по полной переработке законодательства в определенной сфере. В ходе нее устаревшие нормы отбрасываются, устраняются пробелы и коллизии, производится логическая группировка материала. Результатом кодификационных работ является принятие нового нормативно-правового акта со сложной структурой (например, кодекса), занимающего ключевое положение в регулировании определенных общественных отношений.

После вступления кодифицированного акта в силу исходные нормативные акты отменяются.

Необходимость в кодификационных работах связана с существенным изменением в регулируемых общественных отношениях, в среднем это происходит один раз в 30-40 лет39.

5. Унификация и специализация законодательства. Унификация и специализация законодательства – два взаимосвязанных процесса, которые позволяют гибко сочетать стремление к единообразию в регулировании с учетом специфики отдельных территорий, общественных сфер и т.п. Основная цель использования этих двух приемов состоит в выработке оптимального баланса в отношениях между федеральным и региональным законодательством.

Унификация законодательства – подход к правовому регулированию, призванный выработать единые подходы к регулированию и закрепить их в единых в пределах всего государства нормативно-правовых актах.

Унификация законодательства может быть жесткой, когда все регулирование по всем моментам на всей территории государства подчинено единым актам законодательства (например, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное законодательство).

Вместе с тем, в отдельных сферах общественных отношений такой жесткий подход не применим. В этих сферах существует гибкая унификация, затрагивающая только наиболее принципиальные вопросы, но допускающая в менее принципиальных вопросах формирование иных подходов к регулированию. Примером такой гибкой унификации является разработка федеральных типовых нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми на уровне субъектов федерации принимают свои акты.

Специализация законодательства дает возможность учитывать специфику развития отдельных территорий, отдельных сфер общественных отношений.

Ярким примером взаимосвязи унификации и специализации является семейное законодательство РФ. В Семейном кодексе как федеральном нормативно-правовом акте закреплены принципиальные положения, по которым проведена унификация в пределах всей РФ – принцип равенства прав мужчины и женщины в семейных отношениях, условия брака, усыновление. В то же время, СК РФ прямо предусматривает возможность принятия законов субъектов РФ по ряду вопросов – о допустимости формирования двойных фамилий супругов при заключении брака, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о приемной семье и т.д. Это позволяет сделать регулирование более гибким, учитывать региональные и национальные традиции. В то же время, даже в мусульманских субъектах РФ не допускается многоженство как явление, противоречащее ведущему отраслевому принципу российского семейного права – принципу единобрачия.

Гибкое регулирование, основанное на балансе унификации и специализации законодательства, характерно для отраслей, находящихся в совместном ведении федерации и субъектов федерации40. Наоборот, для отраслей, чье законодательство находится в исключительном ведении федерации, характерна именно унификация41. В частности, жесткая унификация характерна для регулирования в сфере таможенного дела.

Таким образом, правотворчество является важным направлением деятельности компетентных государственных органов, так как законодательство выступает средством проведения государственной политики. Правотворчество является процессом, то есть осуществляется в соответствии с определенными процедурами. Наиболее сложную процедуру имеет процесс законотворчества, так как в результате него принимаются законы – акты высшей юридической силы.

Правотворчество осуществляется в двух формах – первичное (текущее) и вторичное (работы по систематизации). Именно систематизация формирует законодательство как систему (упорядоченную совокупность элементов).

Основные понятия темы: правотворчество, законотворчество, законодательный процесс, система законодательства, систематизация законодательства, учет, инкорпорация, консолидация, кодификация, унификация, специализация.

Вопросы для закрепления:

  1. Зная количество депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, рассчитайте, сколько голосов необходимо для принятия и одобрения обычного федерального закона? федерального конституционного закона? (При ответе используйте ст. 95 Конституции РФ).

  2. В процессе юридического утверждения федерального закона Президент РФ отказался подписать принятый и одобренный закон в связи со своим несогласием по ряду принципиальных вопросов. Возможна ли такая ситуация? Как ее разрешает Конституция РФ? (При ответе используйте п. 3 ст. 107).

  3. В чем состоит практическое значение принципов правотворчества?

  4. Как вы думаете, почему нормы кодифицированных актов имеют преимущество перед нормами текущих законов при урегулировании общественных отношений?

  5. Возьмите один из выпусков «Собрания законодательства Российской Федерации» и определите, какой принцип использован при составлении этого инкорпорированного сборника.

право законодательство материальный трудовой уголовный

Система права как его содержание — это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства — это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов.

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Соотношение системы права и системы законодательства. Систему права не следует смешивать с системой законодательства, это взаимосвязанные явления, но не тождественные. Система законодательства в «широком» смысле — это система всех НПА, которые действуют на территории данного государства. В данном случае система законодательства включает в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В узком смысле или в собственном смысле слова система законодательства — это система законов принятых высшими представительными органами государственной власти или на референдуме. Различия между системой права и системой законодательства в основном состоит в следующем: Система права характеризует внутреннее содержание права, его структуру, а система законодательства выступает характеристикой внешней формы права.

Они различаются по структуре. Система права состоит из отраслей, под отраслей, и правовых институтов, а система законодательства из НПА. Первичным элементом системы права является юр. норма, а первичным элементом системы законодательства является статья НПА. Система права носит более объективный характер чем система законодательства. Дело в том, что система права в большей мере связанна с системой общественных отношений, чем система законодательства. Система законодательства отражает систему права и строится на ее основе. Но система законодательства в большей мере определяется волей законодателя. Поэтому она более субъективна, менее объективна, поэтому система права имеет первичный, исходный характер, а система законодательства — производный. Система права служит объективной основой для системы законодательства.

Они различаются по принципам формирования. В основе формирования отраслей системы права лежат предмет и метод правового регулирования. А в основе формирования системы законодательства лежит принцип наибольшей эффективности воздействия права на общественные отношения. Это обстоятельство привело к тому, что количество отраслей в системе права не совпадает с количеством отраслей в системе законодательства. Их больше в системе законодательства. Они различаются по объему. Система права включает в себя только нормы, а законодательство кроме норм включает призывы, декларации, указания на мотивы и цели, а также включает элементы, поэтому система законодательства более объемное понятие. Система права является одноуровневой, а система законодательства имеет несколько уровней.

Соотношение системы права и правовой системы. Под правовой системой понимают совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств регулирующих общественные отношения, а так же характерный уровень развития той или иной стороны. Правовая система это комплексное образование, которая охватывает собой все правовые явления. В правовой системе выделяют следующие основные элементы: система права, система законодательства, правовые отношения, правовую политику, правовую культуру, правосознание, правовые понятия, принципы и символы, правовые институты и правовые учреждения, которые осуществляют правовую политику, занимаются правотворческой и правоприменительной деятельностью, юридической практикой

Анализ структуры правовой системы позволяет выделить следующие различия между ней и системой права:

  • 1) Они соотносятся как целое и часть, поскольку система права является составной частью системы права
  • 2) Они различаются по объему, правовая система более широкое понятие, чес система права.
  • 3) Предмет и метод

В основе деления системы права на отрасли лежит предмет и метод правового регулирования. Главным, ведущим критерием разграничения права и отрасли выступает предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений регулируемых нормами права. Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования. Например, предметом регулирования Гражданского права является имущественные и тесно связанные неимущественные отношения. Не любая обособленная часть качественно однородных отношений может стать предметом правового воздействия. Предметом правового регулирования могут быть только те отношения, которые в данных исторических, культурных условиях требуют правового регулирования как правило это такие отношения, которые обладают следующими свойствами: Устойчивостью и повторяемостью. Это обстоятельство дает возможность законодателю фиксировать правовые отношения субъектов. Способность к внешнему правовому контролю. Заинтересованность государства и общества в правовом регулировании этих отношений. Вспомогательным критерием разграничения системы права на отрасли выступает метод правового регулирования. Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Добавить комментарий