Соотношение типа и формы государства

Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:

1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;

2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом.

Рабовладельческий тип государства:

1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;

2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:

аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;

демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.

Феодальный тип государства:

1) монархия в феодальном государстве имела три формы:

раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;

сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;

абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;

2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.

Буржуазный тип государства:

монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;

республика существует в двух формах: парламентская и президентская.

Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

1. Понятие формы государства. Соотношение типа и формы государства

Форма государства — это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения.

Тип государства — это совокупность признаков отличающих одно государство от другого.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны — государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ

Государственно-правовой (политический) режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

Виды политического режима:

1) авторитарный – осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

Его признаки:

а) отстранение населения от формирования государственной власти;

б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

в) устранение властью оппозиции;

г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно-полицейского аппарата;

д) преобладание противоправных решений.

Виды:

– деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

– тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

– конституционно-авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы;

— тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

2) переходные и чрезвычайные – режимы, имеющие временный характер и формируемые либо в результате революции, либо при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному функционированию государств и безопасности граждан;

3) демократический – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки:

а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

б) реализация принципа разделения властей;

в) полное подчинение государства праву;

г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

Виды:

а) демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

б) демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

в) демократия сообществ (консоциативная), т. е. сохранение за каждым участником национально-религиозной культуры.

Соотношение типа и формы государства:

1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;

3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:

1) рабовладельческий тип государства:

а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);

б) республика:

– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);

– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);

2) феодальный тип государства:

а) монархия:

– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;

– сословно-представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;

– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;

б) республика – экономически развитые и независимые города-республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);

3) буржуазный тип государства:

а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);

б) республика – парламентская и президентская;

4) социалистический тип государства — социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).

В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, призванных осуществлять государственную власть, решать задачи и выполнять функции государства по управлению общественными делами.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, основанной на единстве принципов разделения властей, организации и деятельности государственного аппарата;

2) наличие сложной структуры;

3) тесная взаимообратная связь между государственным механизмом и функциями государства;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структура механизма государства:

1) государственные органы, связанные между собой отношениями соподчинения и правомочные совершать действия от имени государства:

а) органы представительной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные органы;

г) контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями и специально не выполняют функции управления, так как на основе государственной собственности, властных предписаний вышестоящих органов они выполняют функции в сфере производства, образования, здравоохранения, культуры, науки и т. д.:

а) государственные учреждения – государственные организации, которые выполняют организационно-распорядительные и социально-культурные функции в сферах образования, культуры, науки, здравоохранения;

б) государственные предприятия – государственные организации, которые создаются с целью производства различной продукции и оказания услуг населению государства;

3) государственные гражданские служащие – лица, которые профессионально занимаются управлением, занимают определенную государственную должность;

4) материальные придатки – здания, сооружения и различное оборудование, обеспечивающие в соответствии с научно—техническим уровнем реальное функционирование механизма государства.

Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;

2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;

3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ

Орган государства – юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть механизма государства, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

а) первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

б) производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий:

а) высшие – правительство, парламент и др.;

б) центральные – министерства;

в) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции:

а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

а) коллегиальные – правительство;

б) единоличные – президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно-надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве:

а) федеральные государственные органы;

б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия:

а) постоянные;

б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

а) правотворческие;

б) правоприменительные;

в) правоохранительные.

Добавить комментарий