Соотношение земельного и гражданского законодательства

Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств — Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права

Система публичного и частного права. Она обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Система права

Безусловно, что абсолютной публичноправовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление — определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства — административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права — процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора — нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений — конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное право

Административное право — отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи — защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право. Гражданско-процессуальное право

Экологическое право — относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права — уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право

Международное публичное право — не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право

Гражданское право — ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право — многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Семейное право

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовое право

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты.

Земельное право

Земельное право — это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное право

Международное частное право — совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право — это, таким образом, специфическая отрасль национального права.

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Она выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами, предлагает меры по совершенствованию действующего законодательства, разрабатывает научные основы его классификации и систематизации.

Исследуя закономерности развития действующего российского законодательства, наука земельного права вместе с тем не оставляет без внимания земельное законодательство досоветского периода, проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявляет тенденции развития его в зарубежных странах.

Учебная дисциплина земельного права представляет собой систему знаний и научных положений об основных правовых понятиях, Пах отрасли земельного права, излагаемых в строгой последовательности. Система учебной дисциплины земельного права подразделяется на Общую и Особенную части. Помимо данных частей, выделяют отдельный раздел. Он занимается изучением вопросов земельного законодательства и особенностей правового регулирования земельных правоотношений в зарубежных странах. Общая часть учебной дисциплины земельного права рассматривает: предмет, метод, систему земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, историю земельного права и земельного законодательства. Особенная часть рассматривает: особенности правового режима отдельных категорий земель и земель, предоставленных гражданам.

Соотношение земельного права с другими отраслями права

Земельное право – это отрасль рос права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Его соотношение с иными отраслями права заключается в след.:

Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права. Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах.

Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.

Гражданское право. Наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения). Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее – земельные участки как недвижимость.

Неразрывная связь земельного права с экологическим правом проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований, так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю).

1.4. Соотношение трудового права с другими смежными отраслями права

Предмет, метод и система трудового права дают возможность отграничить эту отрасль от других, смежных отраслей права Российской Федерации. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования, в силу чего на практике нередко возникают трудности определения отраслевой принадлежности норм права и отдельных институтов.
Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают:
— гражданское право;
— аграрное право;
— административное право;
— право социального обеспечения.
Отграничение трудового права от гражданского происходит по следующим основным признакам.
По предмету договора. Если предмет трудового договора — сам процесс труда, труд работника, то предмет гражданско- правового договора — это результат, продукт труда.
По организации труда. Если по трудовому договору работник включается в трудовой коллектив и обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан организовывать его труд и обеспечивать охрану труда, то по гражданско-правовому трудовое задание выполняется исполнителем по своему усмотрению.
По объекту труда. Если по трудовому договору работник обязан выполнять трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации и должности), то по гражданско-правовому труд связан с выполнением конкретного индивидуального задания.
Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Во-первых, это проявляется, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве — организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном праве — отношения в сфере государственного управления). Во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).
Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчинении (неравном) положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.
Наибольшую сложность представляет отграничение трудового и административного права в части регулирования отношений государственной гражданской службы. Государственный служащий может быть субъектом трудовых и государственно-управленческих отношений. При этом первые касаются его работы в государственном органе, где он служит, а вторые — государственно-управленческих функций за пределами коллектива того органа, где он служит. Так, например, государственные гражданские служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения наделены правом давать обязательные указания работнику в процессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками — государственными гражданскими служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутрикол- лективные и носят характер производственного, а не административного управления. Такой характер связи предопредилил их место в качестве элемента сложных трудовых отношений и принадлежность к предмету трудового права, а не административного.
Трудовое и аграрное право имеют немало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единых принципах общественной организации труда; и той и другой отрасли права присуща функция охраны труда и трудовых прав работников. Однако между ними имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; аграрное право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются собственниками орудий труда и средств производства и потому не являются субъектами наемного труда. В аграрном праве метод базируется главным образом на внутрикооперативной демократии. Государственное нормирование здесь (в отличие от регулирования трудовых отношений работников) имеет вспомогательное значение и применяется обычно в виде издания рекомендательных норм, которые приобретают юридическую силу лишь после того, как будут одобрены общим собранием или собранием товарищества.
Соотношение трудового права и права социального обеспечения. Если главным предметом трудового права выступают трудовые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они по тем или иным причинам утрачивают (временно или постоянно) трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Более того, размер материального обеспечения граждан в этом случае соизмеряется обычно с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с организациями, а также с их трудовым стажем.
Вместе с тем, между трудовым правом и правом социального обеспечения имеются существенные различия, определяющие их как самостоятельные отрасли права. Такие различия заключаются в следующем.
1. В отличие от трудового права предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на материальное обеспечение, а не права на труд.
2. Право социального обеспечения рассматривает выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий и пособий из централизованных фондов, в то время как трудовое право регулирует оплату труда из фондов, существующих на конкретных предприятиях.
3. В отличие от трудового права для метода права социального обеспечения не характерны договорной порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Граждане получают материальное обеспечение на основании директивных норм права, принимаемых компетентными государственными органами, в силу чего они не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, как в трудовом праве. Исключение составляют случаи, когда локальными нормативными актами (обычно коллективными договорами) предусматривается улучшение материального положения работников и членов их семей за счет средств самой организации.

Наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского права и законодательства РФ, тем более что в ряде норм ЗК и иных кодексов и законов РФ предусматриваются, например, недопущение приватизации определенного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-правовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природных объектов.

Базовые положения содержатся в ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает нрав и законных интересов иных лиц.

Общие нормы ГК влияют на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и объектов иных природных ресурсов. В п. 3 ст. 8 ГК «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», например, предусматривается судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, например при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования.

Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на тот или иной вид природопользования, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445 ГК «Заключение договора в обязательном порядке», ст. 448 ГК «Организация и проведение торгов», ст. 449 ГК «Последствия нарушения правил проведения торгов» и др.

Гражданское законодательство относится к ведению России, земельное – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение земельных и связанных с ними имущественных полномочий между РФ и ее субъектами напрямую зависит от указанного конституционного разграничения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодействия земельного, гражданского и иных отраслей российского законодательства.

Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и законодательства при правоприменении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты природопользования, прежде всего земельные участки, для решения земельных, экологических и иных споров, уяснения современных проблем.

Соотношение земельного и гражданского законодательств не является чисто теоретической проблемой, по становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Так, Федеральный арбитражный суд Московской области рассмотрел дело, по которому администрация Клинского района обратилась с иском к предпринимателю без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и просила обязать ответчика на основании ст. 304 ГК освободить земельный участок под торговым павильоном, находящимся в г. Клину. Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что собственник в силу ст. 304 ГК вправе требовать устранения всяких нарушений его права на земельный участок. Договор аренды спорного земельного участка ответчиком в нарушение требований постановления главы администрации Клинского района не оформлялся, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для его использования.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком возник имущественный спор по поводу владения земельным участком. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Способы и основания, при которых право собственника земельного участка подлежит защите, установлены в ст. 60 ЗК. Однако исковые требования основаны на ст. 304 ГК, которая не может быть применена при разрешении данного спора без учета положений ст. 60 ЗК.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела применили норму права, которая не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Читать: Введение
Читать: Глава 1 понятие земельного права
Читать: 1.1 введение
Читать: 1.2. предмет земельного права
Читать: А) теоретическое определение предмета отрасли земельного права
Читать: Б) земельные отношения как предмет отрасли земельного права
Читать: В) специфика земельных отношений
Читать: Г) земля как уникальный объект правового регулирования. определение понятия «земля» и других теД) особенности земли как объекта правового регулирования
Читать: 1.3. методы правового регулирования земельного права. земля как объект правового регулирования
Читать: 1.4. методы правового регулирования земельных отношений
Читать: А) теоретическое определение метода правового регулирования
Читать: Б) метод науки земельного права и учебной дисциплины
Читать: В) особенности методов правового, регулирования земельных отношений
Читать: 1.5. закономерности, которым подчинены методы правового регулирования земельных отношений
Читать: 1.6. специфические особенности методов правового регулирования земельных отношений
Читать: 1.7. заключение
Читать: 1.8. принципы земельного права
Читать: 1.9. место земельного права в общей системе права россии
Читать: 1.10. система земельного права
Читать: Глава 2 источники земельного права
Читать: 2.1. понятие источников земельного права
Читать: 2.2. система источников земельного права
Читать: 2.3. перспективы развития земельного законодательства
Читать: Глава 3 история правового регулирования земельных отношений в россии
Читать: 3.1. земельно-правовой режим в россии до 1861 г.
Читать: 3.2. земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание
Читать: 3.3. столыпинская аграрная реформа 1906–1907 годов
Читать: 3.4. земельный строй в россии в годы советской власти
Читать: 3.5. земельный строй россии с 1990 года по настоящее время
Читать: 3.6. история формирования курса «земельное право»
Читать: Глава 4 понятие и виды земельных правоотношений
Читать: 4.1. понятие земельных правоотношений
Читать: 4.2. структура земельных правоотношений
Читать: 4.3. земельно-правовые нормы
Читать: 4.4. субъекты земельных правоотношений
Читать: 4.5. объекты земельных правоотношений
Читать: 4.6. содержание земельных правоотношений
Читать: 4.7. виды земельных правоотношений
Читать: 4.8. основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений
Читать: Глава 5 право собственности, вещные и другие права на землю
Читать: 5.1. понятие права собственности на землю
Читать: 5.2. виды и формы земельной собственности
Читать: 5.3. основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю
Читать: 5.4. вещные права на землю
Читать: 5.5. иные права на пользование землей
Читать: 5.6. основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю
Читать: Глава 6 документы, удостоверяющие права на земельные участки. государственная регистрация прав Глава 7 правовое регулирование сделок с землей
Читать: 7.1. понятие земельно-правовых сделок
Читать: 7.2. земельно-правовые сделки, влекущие за собой смену собственника земельного участка
Читать: 7.3. земельно-правовые сделки, не сопровождающиеся сменой собственника земельного участка
Читать: Глава 8 государственное регулирование земельных отношений
Читать: 8.1. понятие государственного регулирования земельных отношений
Читать: 8.2. органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений
Читать: 8.3. правовые функции государственного регулирования земельных отношений
Читать: Глава 9 земельно-процессуальное право
Читать: 9.1. понятие и общая характеристика земельно-процессуального права
Читать: 9.2. соотношение процессуальных норм земельного права с административным, гражданским и уголовн9.3. виды земельного процесса*
Читать: 9.4. структура земельного процесса.
Читать: Глава 10 правовое обеспечение рационального использования и охрана земель по российскому закон10.1. понятое рационального использования земель
Читать: 10.2. количественый критерий рационального использования земель
Читать: 10.3. качественный критерий рационального использования земель
Читать: 10.4. способы правового обеспечения рационального использования отдельных категорий земель
Читать: 10.5. организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель
Читать: 10.6. понятие и общая характеристика охраны земель
Читать: Глава 11 защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения 3emельных споров
Читать: 11.1. понятие и общая характеристика защиты земельных прав граждан и юридических лиц
Читать: 11.2. понятие и причины возникновения земельных споров
Читать: 11.3. порядок рассмотрения земельных споров
Читать: 11.4. основания и порядок обжалования решений по земельным спорам
Читать: 11.5. порядок исполнения решений по земельным спорам
Читать: Глава 12 ответственность за земельные правонарушения
Читать: 12.1. понятие ответственности за земельные правонарушения
Читать: 12.2. виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства
Читать: 12.3. применение юридической ответственности и профилактика земельных правонарушений
Читать: Глава 13 понятие и общая характеристика правового режима земель
Читать: Особенная часть
Читать: Глава 14 правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Читать: 14.1. понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Читать: 14.2. земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима
Читать: 14.4. субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, и их прав14.5. охрана земель сельскохозяйственного назначения
Читать: Глава 15 правовой режим земель поселений (городов, поселков и сельских поселений)
Читать: 15.1. понятие и общая характеристика правового режима земель поселений
Читать: 15.2. особенности государственного регулирования земельных отношений в поселениях
Читать: 15.3. выдача разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения
Читать: 15.5. планирование развития территории рф, субъектов рф, городских и сельских поселений, друг15.6. право пользования землями поселений
Читать: 15.7. право пользования землями жилой и общественной застройки
Читать: 15.8. право пользования землями общего пользования
Читать: 15.10. право пользования землями транспорта, связи, инженерных коммуникаций, занятыми зданиями,15.11. право пользования землями сельскохозяйственного использования и другими угодьями
Читать: 15.12. право пользования землями особо охраняемых территорий и объектов природоохранного, оздор15.13. право пользования землями военных объектов и режимных зон
Читать: 15.14. охрана земель поселений
Читать: Глава 16 правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, и16.1. понятие и общая характеристика правового режима земель специального назначения
Читать: 16.2. особенности правового регулирования использования отдельных видов земель специального назГлава 17 правовой режим земель, принадлежащих гражданам
Читать: 17.1. особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам
Читать: 17.2. виды прав граждан на земельные участки
Читать: 17.3. основания возникновения, изменения и прекращения прав граждан на земельные участки
Читать: 17.4. законодательство россии о правах граждан на земельные участки
Читать: 18.2. правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и историкоГлава 19 правовой режим земель лесного фонда
Читать: 19.1. понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Читать: 19.2. особенности государственного регулирования правового режима земель лесного фонда
Читать: 19.3. право пользования землями лесного фонда
Читать: 19.4. правовая охрана и защита лесов
Читать: Глава 20 правовой режим земель водного фонда
Читать: 20.1. понятие и общая характеристика правового режима земель водного фонда
Читать: 20.2. особенности государственного регулирования правового режима земель водного фонда
Читать: 20.3. планирование использования и охраны водных объектов
Читать: 20.4. государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр
Читать: 20.5. государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
Читать: 20.6. право пользования землями водного фонда
Читать: 20.7. правовая охрана водных объектов
Читать: Глава 21 правовой режим земель запаса
Читать: Приложения

Добавить комментарий