Соразмерность наказания


Как я уже писал ранее , считаю, что в основу мер публично-правового наказания должен быть положен принцип соизмеримости вреда и наказания и это потребует расчета и обоснования видов наказания по конкретным составам правонарушений.
Возможно для специалистов из мира ИБ это и будет удивительно, но подобные взгляды разделяет и Минюст и Правительство страны.
name=’more’>
Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Концепция предусматривает следующие нововведения. 1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.
2.Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения. Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке.
3.В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.
4.В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.
5.Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.
6.Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности. При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.

7.Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
8.Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.
9.Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.
10.Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.
11.По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.
При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.
12.Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.
13.Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.
14.Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.
15. Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности
ФСТЭК стоит обратить внимание на то, что предлагаемый ей законопроект противоречит Концепции, то есть не совпадает с позицией Минюста и Правительства РФ.
Действующая правовая схема государственного регулирования в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ замечательно «укладывается в эту концепцию». Сначала предписание, у затем уже штраф. Штрафы должны быть соизмеримы с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, а не с стоимостью выполнения требований 187-ФЗ как хотелось бы многим сторонникам «кнута» от отрасли ИБ.
И попытки передать право на привлечение к административной ответственности на уровень начальников отделов то же обесценятся, за счет запрета по п.9 Концепции.
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе «ЧаВо по КИИ» на главной странице блога.
** Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
*** YouTube — канал блога

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

Комментарий к статье 43 УК РФ:

Прежде всего уголовное наказание — это особая, одна из наиболее суровых и тяжких мер (форм) государственного принуждения, применяемая к лицу, виновному в совершении какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом в качестве преступления. Уголовное наказание назначается от имени государства (Российской Федерации) и только по приговору суда. Никакой орган государственной власти не наделен такими функциями. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом и только в порядке, предписанном уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

2. Уголовное наказание носит всегда строго индивидуальный (личный) и публичный характер, т.е. применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления (его родственников, близких). При назначении наказания проявляется официальная отрицательная, моральная и правовая оценка как совершенного общественно опасного поступка, так и лица, его совершившего. Государство, наказывая виновного, тем самым порицает его противоправное поведение. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень исправительно-воспитательных элементов в уголовном наказании. Государство с помощью наказания заставляет преступника искупить свою вину перед обществом, стать честным гражданином, т.е. принуждает лицо к определенному законопослушному поведению.

3. Наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для личности блага (жизнь, свобода, честь и достоинство и т.п.), состоит в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Вместе с тем наказание должно применяться на основании принципа экономии репрессии с большим использованием воспитательно-карательных средств. Так, лишения, ограничения и иные тяготы лицо испытывает и в процессе отбывания назначенного наказания.

4. Только уголовное наказание влечет судимость, т.е. правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости. Осуждение лица за совершение преступлений может повлечь некоторые ограничения, например, в занятии определенных должностей или возможности заниматься определенной деятельностью. Наказание по своему содержанию и объему принудительного воздействия на правонарушителя существенно отличается от иных мер уголовно-правового воздействия — принудительных мер медицинского характера к лицам, указанным в ч. 1 ст. 97 УК, и принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним.

5. Законодательная формулировка понятия наказания полностью соответствует международно-правовым актам о правах человека и об обращении с осужденными. В частности, она отвечает требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Достижение цели восстановления социальной справедливости означает восстановление исходного (существовавшего до совершения преступления) положения дел, по возможности полное и адекватное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства. Это предполагает, что между характером и степенью общественной опасности преступлений, с одной стороны, и содержанием и суровостью наказаний — с другой, должна существовать качественная и количественная соразмерность.

6. Вместе с тем человек, совершая противоправные действия, грубо попирает юридические и нравственные устои общества и государства, создает ситуацию, при которой оно вынуждено идти на лишение или ограничение его основных прав и свобод. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов.

7. УК предусматривает три цели наказания: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения нового преступления данным лицом и другими лицами.

8. Справедливость — категория морально-правового и социально-политического характера, понятие о должном, связанное с неотъемлемыми правами и свободами человека. Она содержит требование соответствия между реальной значимостью людей и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием. Закон, в том числе и уголовный, фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Он как бы ограждает государство, общество и личность от произвола преступности. Нарушение закона — это отступление от принципа социальной справедливости.
Восстановление социальной справедливости как цели наказания предполагает, во-первых, по возможности восстановление исходного (существовавшего до совершения преступления) положения дел, полную и адекватную реконструкцию нарушенных преступлением интересов и отношений, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства. Во-вторых, данная цель позволяет говорить о торжестве законности и справедливости в обществе.
Кроме того, между характером и степенью общественной опасности преступлений, содержанием и суровостью наказаний (санкций и наказуемостью) должна существовать соразмерность, означающая, что за причинение тяжкого вреда жизни и здоровью следует лишение свободы либо ограничение таковой (а в исключительных случаях — за особо тяжкие преступления против жизни — смертная казнь). Социальная справедливость наказания должна пониматься в том смысле, который содержится в трактовке принципа справедливости, закрепленного в ст. 6 УК РФ: «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Иными словами, наказание справедливо, если к лицу, совершившему преступление, будет применена мера государственного принуждения, соответствующая тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При назначении наказания суды избирают меру принуждения таким образом, чтобы наказание достигло поставленных целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
При этом необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, государство не может использовать свое право наказывать преступника без необходимости и целесообразности такого наказания, и поэтому уголовный закон содержит ряд норм, дающих право не применять наказание реально (в частности, нормы об условном осуждении либо освобождении лица от уголовной ответственности или от отбывания наказания). Во-вторых, виновный даже после осуждения продолжает оставаться членом общества, и все иные его права и свободы, за исключением ограниченных или аннулированных назначенной мерой наказания, у него сохраняются. Поэтому недопустимо причинять ему физические мучения, унижать его человеческое достоинство, налагать на него иные правоограничения, выходящие за рамки назначенного наказания.

9. В качестве второй цели уголовного наказания закон называет исправление осужденного. Данная цель направлена на изменение личности осужденного, нейтрализацию его антиобщественных взглядов и привычек, под влиянием которых было совершено преступление, привитие ему уважительного отношения к закону, установленному правопорядку, правам и интересам других граждан, общественно полезному труду. Важно, чтобы осужденный возвращался в общество законопослушным гражданином, не желающим нарушать уголовный закон, уважающим правила человеческого общежития.
Средства для достижения цели исправления осужденного весьма разнообразны. Для наказаний, не связанных с лишением свободы, цель исправления зачастую достигается самим фактом их применения. Для лишения свободы требуется применение определенных мероприятий — установление режима отбывания наказания, воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных. Провозглашение законодателем такой цели наказания предполагает обязанность государства обеспечить право осужденного на получение необходимой помощи и поддержки, на создание условий для его возвращения в нормальную жизнь.

10. Наряду с восстановлением социальной справедливости и исправлением осужденного наказание имеет цель предупреждения совершения новых преступлений. Различают частное и общее предупреждения. Несмотря на то, что в законе они не выделяются, на практике они существуют и взаимодействуют.
Частное (специальное) предупреждение заключается прежде всего в профилактике совершения нового преступления со стороны самого осужденного как в процессе отбывания наказания, так и после его отбытия. Ставится единственная задача — исключить рецидив преступлений со стороны ранее судимого лица. Достигается это путем применения к данному лицу предусмотренных соответствующими законами воспитательно-профилактических и других исправительных мероприятий со стороны государственных и общественных организаций. Чем строже назначенное наказание, тем более интенсивные меры должны применяться, например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на период отбывания наказания исключает возможность совершения преступлений, которые связаны с использованием служебного положения или определенной сферы деятельности. Изоляция от общества, охрана и надзор за осужденным также существенно ограничивают возможности совершения осужденным новых преступлений. Достижению цели частного предупреждения служат ограничения, порожденные наличием судимости. Вместе с тем предупредительная значимость наказания — не в его жестокости, а в его неотвратимости.

Общее предупреждение достигается путем угрозы применения уголовного наказания за совершение преступлений и распространяется не только на готовых преступить закон, но и на всех законопослушных граждан.

11. Цели наказания могут быть достигнуты только при законном его назначении и эффективном исполнении. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Вместе с тем уголовное наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст. 7 УК). В этой части уголовное законодательство Российской Федерации соответствует требованиям ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Закон пропорциональности отражает необходимость опре­деленного соотношения между частями целого, а также их со­размерность, соответствие или зависимость. Таким образом, закон пропорциональности проявляет себя, в широком смысле слова, совокупностью своих значений. В то же время должно быть ясно, что для решения конкретных организационных про­блем возможно использование одного из значений слова «про­порциональность». Это может быть или соотношение, или сораз­мерность, или соответствие, или зависимость. Так, последнее из названных выше значений отражает такие отношения между частями целого, при которых изменение одной из них влечет за собой изменение другой во столько же раз, причем прямая про­порциональность означает, что с увеличением одной величины другая тоже увеличивается. Обратная пропорциональность озна­чает уменьшение одной величины при увеличении другой.

При использовании слова «пропорциональность» в значении «соотношение» имеются в виду определенные количественные соотношения между частями целого. Соблюдение определенных соотношений позволяет говорить о соразмерности, правильных пропорциях и соответствии между ними.

Сознательно или неосознанно человек всегда стремился к гармонии, к определенным пропорциям в окружающих его вещах, процессах и явлениях. Пропорции отражают объективно существующие связи и зависимости между частями целого. Очень часто некоторые пропорции, например, так называемое «золотое сечение», уходят своими корнями в глубь веков. В то же время можно привести множество примеров субъективизма во взглядах на известные соотношения.

Иногда этот субъективизм находит общественное признание. И уже новый взгляд на пропорции господствует в обществе. Это говорит о том, что одни пропорции неподвластны времени, дру­гие, что особенно свойственно пропорциям экономических сис­тем, подвижны и динамичны. Они складываются под влиянием различных факторов. К ним относятся такие наиболее значимые, как изменение социально-экономических условий развития, на­учно-технический прогресс, изменение потребностей и доходов населения, общественных взглядов и т.д.

Достижение необходимых пропорций, соразмерности, соот­ветствия, соотношений в границах организации любой природы равнозначно повышению жизнеспособности системы и эффек­тивности ее функционирования. Несоответствие между частями, элементами целого называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации, способствуют ее разруше­нию.

Закон пропорциональности начал проявлять себя задолго до его осознания и теоретического обоснования. В наиболее явной форме он нашел отражение в архитектуре, которую называют каменной летописью истории.

Если в зодчестве правильно определенные пропорции обеспечивают гармонию, красоту и равновесие форм, то в экономике средством использования закона пропорциональности решаются многие проблемы производства и распределения.

Так, например, баланс производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта показывает, что выход (производство каждого продукта) в точности равен его входу (распределению). Таким образом, в балансах (между тем, что производится, распределяется и потребляется) реализуется закон пропорционального развития экономики. Если же пропорции нарушаются, то жизнеспособность экономической системы снижается.

Закон пропорциональности достаточно явно проявляется в отношении отраслей производства как необходимое условие равновесия всей хозяйственной системы, ее целостности.

Другим ярким примером действия закона пропорциональности является соотношение между затратами факторов производства, иллюстрируемое производственной функцией. В общем виде зависимость состояний выхода экономической системы от состояний ее входов выражается соотношением

y=F(L,K,Q), (1)

где

у — общий объем производства в стоимостном исчислении чистого, конечного или совокупного продукта;

L — используе­мые в системе трудовые ресурсы, выраженные в человеко-часах (днях, месяцах) или в количестве среднегодовых работников;

К — задействованные основные фонды в стоимостном выражении;

Q — используемые природные ресурсы.

Уменьшение затрат одних факторов производства всегда со­пряжено с увеличением затрат других. Это обычная закономер­ность, присущая технологическим процессам. Следовательно, производственная функция отражает разнообразные способы со­единения производственных факторов для производства опреде­ленного объема продукции. Но производство любой вещи долж­но быть наиболее эффективно. Диспропорция между живым трудом и наличными средствами производства суживает «фронт работы» и его эффективность.

Точно так же чрезмерное увеличение числа станков, обслужи­ваемых одним работником, в условиях неизменной технологии, его квалификации и характеристик станков снижает производи­тельность оборудования.

В сельском хозяйстве недостаток или избыток удобрений на гектар пашни снижает ее урожайность, а недостаток калийных удобрений нельзя компенсировать избытком фосфорных или азотных.

Каждая вещь требует в производстве своих пропорций — таков краткий вывод из этих рассуждений.

Пропорциональность между подсистемами управления и производства и их: взаимодействие отражаются в соотноситель­ности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъ­ектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управ­ления (подсистемы производства) ведут к росту субъекта (уп­равляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управле­ния может быть определен системой количественных показате­лей.

В частности, используются такие показатели, как:

-соотноше­ние численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих;

-из­менение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персона­ла;

-относительное опережение темпов роста выработки продук­ции на одного работника аппарата управления по отношению к темпам роста выработки на одного работника промышленно-производственного персонала;

-удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продук­ции; удельный вес затрат на содержание управленческого аппа­рата на 1 рубль стоимости реализованной продукции;

-изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управлен­ческого персонала, и др.

Среди качественных показателей можно назвать

-соответст­вие мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений;

-своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразде­лениями аппарата управления;

надежность (безотказность) системы управления; повышение уровня обоснованности принимаемых управленческих решений.

Если в результате совершенствования или рационализации управленческого аппарата удастся достичь положительной динамики указанных выше количественных и качественных показа­ли, то произойдет положительный сдвиг в организации системе управления и будет повышена ее эффективность.

Закон пропорциональности в управлении затрагивает не только область взаимодействия между субъектом и объектом управления.

Очень актуально в настоящее время соблюдение правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием организацией и самоорганизацией, что составляет одну из важнейших задач управления. От ее правильного решения во многом зависят эффективность и действенность управления. Добиваясь реализации закона пропорциональности в управлении производством, необходимо иметь в виду, что любая организационная деятельность не является самоцелью. Поэтому, определяя место и роль закона пропорциональности, следует ориентироваться в первую очередь на основной закон организации. Достижение пропорциональности обеспечивает саму возможность получения синергетического эффекта.

9. Закон соответствия разнообразия управля­ющей системы разнообразию управляемого объекта

По мнению Парахина В.Н., Федоренко Т.М. следует отнести к общим законам организации следующие законы, рассматриваемые ниже.

В литературе по проблемам управления, по теоретическим проблемам кибернетики выяв­лена закономерная зависимость между уровнем разнообразия объекта и уровнем разнообразия субъекта управления. Примени­тельно к социальным организациям разнообразие управляющей системы всегда меньше разнообразия объекта управления с точки зрения информационной «емкости». Управляющая система беднее того реального объекта, который она призвана упорядочивать. Существует необходимый минимум разнообразия органа управле­ния относительно своего объекта.

Формулировка закона соответствия разнообразия управля­ющей системы разнообразию управляемого объекта: разнообра­зие (неопределенность) в поведении управляемого объекта может быть уменьшено за счет соответствующего увеличения разнообра­зия органа (органов) управления.

Многообразие существующих в природе и обществе соци­альных систем, которые различаются по масштабам, сложности, уровню их открытости и т.п., предопределяет альтернативность путей их развития и функционирования. Подобный процесс неко­торые ученые рассматривают как закон, проявляющийся на всех этапах эволюции природы и общества.

По мнению академика Н. Моисеева, в социальном развитии идет непрерывный жесткий отбор более, совершенных организаци­онных структур, обладающих лучшими свойствами адаптации. При этом было бы ошибочно недооценивать влияние сознательного, организующего начала на выбор альтернативных путей развития как отдельных социумов, так и организаций.

Для того чтобы социальная система стабильно функциониро­вала, она должна иметь единую цель, ведущий субъект управления, направляющий ее развитие как целостного образования. При отсут­ствии или несоблюдении любого из этих параметров социальная система (организация) не в состоянии сохранять свою целостность. Вначале она испытывает разбалансированность, дезинтеграцию, хаотическое взаимодействие между составляющими ее компонентами, а впоследствии распадается.

10. Закон приори­тета целого над частью

При взаимодействии компонен­тов системы необходимо соблюдать объективный закон приори­тета целого над частью.Это требование обусловлено самой природой целого, его возникновением и развитием. Целое (систе­ма) и части (компоненты) едины, они не существуют друг без дру­га. В то же время их влияние на функционирование социальной системы неодинаково. Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое, которое активно влияет на части (компо­ненты). Части подчинены целому, движутся, развиваются в его гра­ницах и сообразуются с ним в реализации своих функций. Отно­шения между целым и частью — это отношения равноправных партнеров, одинаково заинтересованных в стабилизации и сохра­нении организации как системы.

1. Административное наказание должно быть справедливым и соразмерным, то есть соответствовать характеру административного правонарушения, степени и размеру вреда, который причинен или мог быть причинен в результате совершения административного правонарушения охраняемым общественным отношениям, обстоятельствам совершения административного правонарушения, личности виновного физического лица и правовому статусу виновного юридического лица, иным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

2. При назначении административного наказания должны учитываться имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статья 2.7. Принцип гуманизма

1. Административное наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий. При применении мер административного наказания или мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство физического лица либо умаляющие деловую репутацию юридического лица.

2. Административное наказание и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не должны быть избыточными по отношению к определенным настоящим Кодексом целям административного наказания.

3. С учетом обстоятельств дела об административном правонарушении суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 2.8. Принцип равенства

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и судом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидов.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

Статья 2.9. Принцип состязательности и равноправия сторон в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, заинтересованный орган, их представители являются сторонами в производстве по делам об административных правонарушениях и наделяются равными (одинаковыми) процессуальными правами и несут равные (одинаковые) процессуальные обязанности в производстве по делу об административном правонарушении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях, разрешение вопросов, связанных с исполнением административного наказания, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

3. Суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляют руководство производством по делу об административном правонарушении, разъясняют каждой из сторон их права и обязанности, предупреждают о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывают им содействие в реализации их прав, создают условия и принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении дела об административном правонарушении.

4. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, представление суду, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, своих доводов и объяснений, выступление в прениях, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом.

Добавить комментарий