Сословная монархия в России

26. Сословно-представительная монархия при Иване Грозном

Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов, что в XVI–XVII вв. привело к их объединению в единое сословие и окончательному закрепощению крестьян.

Происходившие в стране социально-экономические и политические процессы в середине XVI в. привели к изменению формы правления Русского государства в сословно-представительную монархию; это выразилось в созыве сословно-представительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия просуществовала до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.

В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Земском соборе. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы, стремясь усилить роль последних и ослабить роль первой. Он провел судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства.

Земские соборы заняли особое место в системе органов государственного управления. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. по специальной царской грамоте. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор (Священный собор) — высший коллегиальный орган православной Церкви и выборных представителей от дворян и городского населения. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора. Договориться между собой этим представителям всех сословий было сложно, что еще больше укрепляло власть царя.

Централизации государства и усилению царской власти способствовала опричнина, которую ввел Иван Грозный. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние. После опричнины значение бояр и князей резко пошло на спад.

Создание единого государства сопровождалось значительным расширением территории: в середине XVI в. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, Среднее и Нижнее Поволжье и часть Урала.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Решения .сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономическихые вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.Против пережитков язычества среди населения, унификация церковных обрядов и служб, жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Светским судам царь запретил судить духовных лиц.

Церковные реформы Никона.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

Опричнина

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины.

В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел опричнину (от слова «опричь» кроме). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли, города важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Под опричный террор попадали как бояре и их семьи, так и мирные жители городов, а также церкви и служители церкви.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Сословно-представительная монархия в Московском государстве. Земские соборы как органы сословного представительства. Земские и губные органы.

К середине XVI в. произошли существенные изменения в статусе великокняжеской власти. Bеликий князь стал называться царем по аналогии с византийским императором. Подчеркивалось божественное происхождение монархической власти, что символизировал обряд венчания князей на царство.

Вместе с тем, власть государя по-прежнему ограничивалась Боярской думой. Русские цари, пытаясь ослабить влияние боярской аристократии, стремились заручиться поддержкой различных групп населения. В этой связи принципиально новым органом власти стали Земские соборы, в деятельности которых принимали участие не только царь, члены Боярской думы, высшее духовенство, но и выборные представители от дворянства и городов («торговых людей»). В основном Земские соборы в качестве совещательных органов рассматривали вопросы внешней политики и налогообложения. Некоторые соборы активно влияли на законотворческий процесс. Особую роль играли соборы, которые избирали царя в период междуцарствия.

Появление Земских соборов, по мнению большинства ученых, свидетельствует об установлении в России сословно-представительной монархии (с середины XVI до середины XVII в.). Сословно-представительная монархия – это закономерный этап развития монархической формы правления в период феодализма, который предшествует установлению абсолютной монархии.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. В середине XVI в. система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В различных регионах Московского государства были созданы выборные земские и губные органы, которые являлись местными сословно-представительными учреждениями. Они стали выполнять функции, ранее возлагавшиеся на наместников. В XVII в. местные органы самоуправления были поставлены под контроль воевод, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой.

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 84

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор заседал в середине XVIIв. После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и проч. (60—80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена позицией центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуправления) — с другой, разрушали систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии и став полноправным хозяином над крестьянами на местах. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.

Военные реформы

Существенные перемены в социальном — структуре общества конца XVII – начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце ХVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. С течением времени она

дополнилась, а затем и оттеснилась новыми формированиями; стрелецкими частями и полками «иноземного строя»(рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованье, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около 70 тыс. человек, в 1681 г. — уже свыше 80 тыс. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч.

К 1681 г. 89 тыс. воинов из 164 тыс. переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» — это зародыш профессиональной армии. В конце XVII в. офицерский корпус быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

Финансы и налоги

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения «соха» пополнилась длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха» как единица положения уступила место новой единице — «двору». Произошел перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начало приобретать все более персональный характер. В 1646 г. проведена подворная перепись, а в 1678 г. составлены переписные книги. В 1679—1681 гг. произошел переход от поземельного к подпорному обложению.

Еще в 1642 г. многие городовые дворяне настаивали на проведении налоговых сборов не по писцовым книгам (реальные размеры «сох» менялись в связи с изменением пашенных территорий, переселениями, запустением после «Смуты» и пр.), а по числу крестьянских дворов.

В 1646 г. была проведена общая подворная перепись, в 1678—79 гг. она была повторена. Ее целью и стало переведение прямого обложения с сошного письма на дворовое число, были составлены переписные книги. Эти книги стали основанием для подворного податного обложения.

По аналогии с объединением в 1653 г. всех косвенных налогов в единый, в 1679 г. некоторые прямые налоги (полоняночные, ямские) объединялись в единую «стрелецкую» подать. Сохранялись и некоторые

чрезвычайные налоги («пятинный сбор», государственные займы с торгово-промышленного населения и пр.).

Почти половина сборов уходила на военные нужды, около 15% бюджета поглощали расходы царского двора.

Доходы казны включали окладные и неокладные сборы. К окладным относились сборы, размеры которых заранее планировались, это были прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги ложились на отдельных лиц или целые общества, и последнем случае осуществлялась раскладка платежей, а их совокупности и составляла тягло. Податной единицей являлась «соха», включавшая некоторое число тяглых дворов (в городе) или определенное пространство крестьянской пашни (в сельских районах).

Среди косвенных налогов важное место занимали таможенные и кабацкие сборы. Таможенные сборы взимались как при ввозе-вывозе тона ров, так и при их продаже, кабацкие — при продаже. Сбор этих налогов отдавался на откуп или «на веру» присяжным головам и целовальникам, избранным самим тяглым населением из своей среды (закон, 1637 г. установил смертную казнь этим выборным за воровство и казнокрадство).

С 1653 г. многочисленные таможенные сборы объединяются в единую рублевую пошлину (5% с продажной цены товара).

Прямые налоги включали деньги данные и деньги оброчные. «Деньги данные» — прямые налоги, установленные по числу «сох», значившимся по переписным книгам за данной тягловой территорией, оброк — единый налог, которым облагались жители данной территории и заменявший разные подати и сборы (кормы, пошлины и пр.). Оба налога были фиксированными. Размеры ямских и стрелецких сборов могли время от времени изменяться.

Все налоговые сборы взимались по сошному письму, на каждую «соху» устанавливался «оклад». Определение размеров податей основывалось на переписях недвижимостей, результаты которых заключались м писцовых книгах. Писцы составляли реестры, описи имуществ, списки тяглых людей и дворов, разбивали все объекты на «сохи» и подсчитывали размеры тягла, приходящегося на селения и городские дворы. (Писцовые книги 20-х гг. XVII в. стали документальным основанием для прикрепления крестьян к земле.)

К неокладным сборам относились различные платежи, поступавшие в казенные учреждения и должностным лицам: пошлины с частных сделок, с грамот, заявлений, судебных решений и пр.

В XVII в. косвенные налоги преобладали, потребление облагалось сильнее, чем производство и торговля.

С 1646 г. резко возросла пошлина на соль, которая должна была компенсировать правительству предполагавшуюся отмену ямских и стрелецких денег. Мера оказалась неразумной и после «соляного бунта» 1648 г. Пошлину отменили. Тогда же была отменена и табачная монополия (введенная в нарушение закона 1634 г., каравшего курение смертной казнью).

В 1656 г. правительство начало выпуск медных денег, что привело к высокой инфляции и падению стоимости рубля. Социальный протест против этой меры был обусловлен еще одним обстоятельством: государственные подати должны были по-прежнему уплачиваться в серебряных деньгах. На «медной» афере хорошо заработали приказные дьяки и казна, скупавшие за бесценок у русских купцов экспортные товары и продавая их за границей на золото и серебро. После «медного бунта» в Москве (1662) было восстановлено серебряное обращение, а хождение медных денег прекращено.

Для персонального выявления круга налогоплательщиков к вопросам финансового управления начали привлекаться даже земские общества (активность которых вновь возродилась на некоторое время). Характерно, что уже в конце XVII в. осуществлялась сословная разверстка прямых налогов: принцип сословности возрождался при абсолютизме в новом качестве — для распределения сословных привилегий, обязанности и службы.

Если в бюджете государства XVII в. преобладали косвенные налоги, То в бюджете петровской России ведущее место заняли налоги прямые — 11стр I ввел новую податную единицу — ревизскую душу.

Кроме подушной подати существовало множество других прямых налогов: корабельные, рекрутские, драгунские и др.

В число косвенных налогов, кроме традиционных винных и таможенных сборов, входили сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, с рыболовства, с операций с солью и табаком, за ношение бороды и одежды Старого покроя. Общее число косвенных налогов и канцелярских сборов в петровскую эпоху достигло 40.

Всеми доходами государства ведала Камер-коллегия. Другая финансовая коллегия — Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами и кассами на местах. Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за расходованием государственных средств.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравнены в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,

холопы). С точки зрения фискального дела разные группы населении отличались друг от друга только степенью платежеспособности.

Первая подушная ревизия была проведена в 1724г. Умершие, беглые, самовольно переселившиеся и другие не исключались из «ревизских сказок» до следующей ревизии в 1744 г. Невключались в число ревизских душ лица, родившиеся после дачи «сказок». Сведения о лицах мужского пола податных сословий подавали помещики на крепостные, приказчики — на дворцовых, старосты — на казенных крестьян. Сведения собирали губернаторы и отправляли в Петербург. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.

Церковь и государство

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами Церкви. Соборное Уложение стало юридическим препятствием для концентрации земельной собственности Церкви и расширения ее юрисдикции.

Уже в конце XVII в. стали ограничиваться некоторые финансово-налотовые льготы церковных учреждений — на них стали распространяться различные подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. С 1705 г на служителей Церкви, не имеющих прихода, стали налагаться особые де нежные сборы, приходы облагались сборами на военные и иные нужды.

С 1722 г.вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родичи.

С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву, с 1722 г. на часть духовенства была распространена подушная подать (этим повинностям подвергалось безместное духовенство, не имевшее приходов).

Начиная с 1657 г. монастырские и церковные вотчины обязывались поставлять людей для государевой службы, с 1674 г. с патриарших, архиерейских вотчин и поместий стала регулярно взыскиваться подворная подать. Судебная юрисдикция Монастырского и других приказовраспространялась на все более широкие круги духовенства, с 1655 г. его представители исключаются из состава коллегий судебных приказов. С 1677 г. дворяне и дети боярские, проживавшие на церковных землях, перешли под юрисдикцию приказа Большого дворца.

В марте 1672 г. был принят указ, отменявший все жалованные тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откуй.» на сбор торговых и кабацких пошлин, запрещалось церковное винокуре

мне. На промыслы и торговлю Церкви распространялись статьи Ново-торгового устава 1653 г.

Синод и Духовный регламент

В 1718 г. Духовным регламентом учреждался высший орган церковного управления (с 1721 г. именуемый Святейшим правительствующим Синодом). С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника — обер-прокурора.

Синод учреждался вместо Патриарха и соборов в качестве «малого

собора». Симфония церковной и государственной властей подверглась

существенной деформации, сместившись в сторону протестантского

принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории.

Православие стало государственной религией. Распоряжения Синода издавались с пометой «по указу Его Императорского Величества» и визировались обер-прокурором.

Акты, которыми регулировались положение и деятельность церковных органов, издавались в виде императорских манифестов, повелений, утвержденных императором мнений Кабинета министров и Сената. Акты Синода как малого архиерейского собора, состоявшего из епископов, приобретали силу закона после их утверждения императором.

В 1721 г. Петр I утвердил «Духовный регламент», составленный псковским епископом Феофаном Прокоповичем, по которому учреждалась Духовная коллегия, вскоре преобразованная в Святейший правительствующий Синод. Для надзора за ним был назначен обер-прокурор, которому подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы.

В ведении Синода находились дела о церковных службах, истолковании церковных догм, борьба с ересями, назначение и смещение церковных должностных лиц, цензура духовных книг и т.д. Синод имел функции духовного суда, судил представителей духовенства и мирян по некоторым гражданским (бракоразводным) и уголовным (вероотступничество) делам.

Синоду был подчинен Монастырский приказ, управлявший церковном имуществом. С 1724 г. этот приказ стал называться Камер-конторой, с 1726 г. — Коллегией экономии.

Важнейшим документом, содержавшим нормы церковного права, стал Духовный регламент.

Регламент состоял из трех частей. В первой давалось определение коллегиального управления и его преимуществ по сравнению с единоличной властью (Патриарха), которая всегда содержала угрозу установлений двоевластия в государстве (царь — Патриарх).

Во второй части описывалась компетенция нового правительствующего органа и говорилось об обязанностях церковных иерархов.

В третьей части определялся состав Духовной коллегии (Синода) и обязанности ее членов.

В 1722 г. в дополнение в Регламенту были приняты Правила, в которых содержались уставы о монашестве и приходском духовенстве. Тогда же издано императорское повеление о выборе из офицеров капли дата на должность обер-прокурора (с приложением соответствующей инструкции о его правах и обязанностях).

Как форма феодального государствасословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), противодействующей централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан. В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Последовал разгром Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав России. На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала желаемых результатов: Ливонская война закончилась вничью. Россия не сумела пробиться к морю. В Смутное время Русское государство сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XVII в. знаменовалась значительным расширением территории России и на Западе: к ней была присоединена Украина. Период сословно-представительной монархии характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой области — полное закрепощение крестьян. Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. В XVII в. появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде. В недрах феодализма зарождаются первые ростки буржуазных отношений. В том же веке начинает складываться единый всероссийский рынок. В середине XVI в. происходящее социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства м сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-редставительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.

Высшие органы гос. власти сословно-предст. монархии. Царь – сохранил функции высшего органа власти. Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период «семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава. Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:

состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)

регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом

участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила , так как материальных стимулов не было

Функции Земского собора:

внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …)

налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)

после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году)

принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.

Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.

Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца).законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

Добавить комментарий