Содержание
- 22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ.
- Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV — XV вв.)
- Раннефеодальное государство во Франции (IX—XII вв.)
- Сословно-представительная монархия во Франции (XIV—XV вв.). Великий Мартовский ордонанс 1357 г.
- Абсолютная монархия во Франции (XVI—XVIII вв.)
- Основные черты французского средневекового права
22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ.
В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.
В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.
С конца ХIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в ХVI в. они получили название «провинциальных штатов».
Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.
Краткая история Франции
Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV — XV вв.)
- 1. Органы государственного управления
- 2. Судебное устройство
- 3. Армия
1. Началом периода сословно-представительной монархии во Франции (XIV — XV вв.) принято считать созыв в 1302 г. Генеральных штатов — высшего органа сословного представительства.
Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили начало провинциальным штатам. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало отдельно от других:
- в первой палате — высшее духовенство,
- во второй — депутаты от дворянства,
- в третьей — выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия».
Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Утверждение решения осуществлялось всеми палатами простым большинством голосов.
Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Центральными органами управления в этот период были:
- Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления;
- Счетная палата, ведавшая финансами.
К наиболее значимым должностным лицам относились:
- канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц; во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;
- коннетабль — командир конного рыцарского войска, впоследствии командир королевской армии;
- камерарий — казначей;
- палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные поручения короля.
2. В системе судебных учреждений произошли следующие изменения:
- королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную, значительно расширилась юрисдикция королевских судов: они могли пересмотреть любое решение сеньориального суда;
- хотя судебные органы по-прежнему не были еще отделены от административных, наметилось их обособление и соответственно формирование судебной системы.
При Людовике IX был создан специальный судебный орган — Парламент, в дальнейшем ставший высшим апелляционным судом королевства, важнейшей апелляционной инстанцией. Парламент рассматривал наиболее важные уголовные и гражданские дела,- мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя таким образом контроль над местными судами. Правосудие на местах от имени короля вершили бальи, сенешали и прево, рассматривая основную массу уголовных и гражданских дел. Церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему:
- низшая инстанция — суд официалов, специальных уполномоченных епископа;
- вторая инстанция — суд архиепископа;
- следующая инстанция — суд кардинала;
- высшая инстанция — суд римской курии, который рассматривал наиболее важные дела.
В XIV в. был создан специальный орган уголовного преследования и обвинения — прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии («интересы короны»).
3. В ходе военных реформ второй половины XIV в. и первой половины XV в. королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой системой. К этому времени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вербовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотландцев и т. д.). Офицерские должности занимало по преимуществу дворянство.
Туризм, отдых, путешествия, полезные сайты:
СПА отели, СПА процедуры, СПА центры Spadelux.ru
История Москвы, москвоведение Moscowmsk.ru
История СПб, петербурговедение Peterlife.ru
Политика, политики, политология Politicwar.ru
Занимательная география World-Tours.ru
Общественный строй сословно-представительной монархии характеризуется юридическим оформлением сословного строя и внутренней консолидацией сословий. В XIV–XV вв. во Франции устанавливается единый правовой статус для каждого сословия: духовенства, дворянства и «третьего сословия».
Первым сословием было духовенство. Сословная консолидация духовенства и включение католической церкви в качестве элемента государственного аппарата Франции произошла в результате победы короля Филиппа IV Красивого (1285–1314) над римским папой Бонифацием VIII. Римский папа стремился к установлению теократической монархии в Западной Европе, что было несовместимо с суверенитетом национальных государств. В поисках новых доходов Филипп IV обложил земли духовенства налогами и запретил аббатам вывозить из страны золото и серебро в качестве церковных платежей Риму. Папа римский приказал отлучить короля от церкви, но его легат был арестован. В ответ наемники короля во главе с легистом Ногаре проникли в резиденцию папы и захватили его. Потрясенный таким оскорблением, престарелый папа вскоре умер. Филипп IV возвел на папский престол в 1305 г. своего ставленника Клемента V и перенес папскую резиденцию во французский город Авиньон, где она находилась 70 лет. Этот период получил название «Авиньонское пленение» пап. Зависимость королей Франции от папы римского ослабла, а часть доходов духовенства, в том числе богатого ордена тамплиеров, попала в казну короля.
Легисты последовательно и энергично помогали королю реализовать теорию суверенности и независимости монарха. Они ссылались на одну из догм римского права эпохи империи: «Что угодно государю, имеет силу закона». Сфера юрисдикции сеньориальных и церковных судов сужалась. Был установлен единый правовой статус духовенства, закреплены его привилегии. Духовенство имело право на десятину, сохраняло судебный и налоговый иммунитет, освобождалось от государственной службы и повинностей. Видные священнослужители привлекались в качестве советников короля.
Вторым сословием было дворянство. Оно не было однородным. Выделялось титулованное дворянство (герцоги, графы, маркизы, виконты), среднее и мелкое дворянство. За дворянами сохранялось исключительное право собственности на землю, судебные привилегии, они освобождались от уплаты налогов. Единственной обязанностью их была военная служба королю.
Третье сословие («неблагородные») составляли горожане, лично свободные крестьяне-цензитарии, формирующаяся буржуазия. Оно было единственным податным сословием Франции и не имело особых имущественных и личных прав.
Государственный строй сословно-представительной монархии Франции в XIV в. претерпел существенные изменения: завершилась политическая децентрализация, и государство приобрело форму сословно-представительной монархии. Подчиняя своему господству феодальных землевладельцев и свободные города, король вынужден был, однако, делить верховную власть с сословие-представительным учреждением – Генеральными штатами, выражающими их интересы. Возникновение сословной монархии ускоряло процесс политического объединения Франции. В новых условиях договорный характер взаимоотношений короля и сословий был заменен советом с представителями сословий духовенства, дворянства и горожан. Получив соответствующее выражение в правовой максиме «что касается всех, должно быть одобрено всеми», он был реализован в деятельности сословно-прсдставитсльных органов Франции – Генеральных, провинциальных и местных штатов.
Генеральные штаты впервые были созваны Филиппом IV Красивым в 1302 г. в самом начале конфликта с папской курией для того, чтобы заручиться поддержкой влиятельных лиц в противостоянии с папой. Собрание духовных, светских феодалов и состоятельных горожан поддержало политику короля. Генеральные штаты не шмели строго определенных функций. Чаще всего король созывал их для введения новых налогов. Поэтому главной прерогативой Генеральных штатов стал финансовый вопрос. При отсутствии постоянных налогов король вынужден был обращаться к сословиям за финансовой помощью. Генеральные штаты состояли из трех палат: первая включала высшее духовенство, вторая – выборных от дворянства, третья – бюргерское сословие: представителей городского патрициата, членов городских советов, избиравшихся от городов. При решении вопроса вначале выяснялось мнение представителей каждого сословия. Они заседали отдельно, каждое сословие в своей палате, причем каждое сословие имело один голос. Затем проводили голосование и давали ответ королю. Делегат мог действовать только в пределах наказа, инструкций своих избирателей (императивный мандат). В конце работы королю вручалась обобщающая сводка наказов, носивших характер пожеланий.
Деятельность Генеральных штатов способствовала централизации управления. Крупные магнаты часто уклонялись от участия в работе этого органа, а с представителями мелкого и среднего дворянства и богатыми горожанами королю легче было найти общий язык. Палаты духовенства и дворянства почти по всем вопросам были солидарны. Депутаты третьего сословия часто с ними не соглашались. Споры между сословиями король использовал для усиления своей власти. Он часто опирался на представителей третьего сословия, что подчеркивало союз городов с королевской властью.
Выйти за пределы финансовой компетенции Генеральные штаты, точнее, депутаты третьего сословия попытались в период кризиса марта 1357 г., когда в разгар Столетней войны 1337– 1453 гг. с Англией, был пленен король Франции Иоанн II. Наследник престола дофин Карл вынужден был созвать Генеральные штаты для того, чтобы изыскать средства для выкупа короля из плена. Генеральные штаты обещали собрать необходимую сумму, но при условии подписания Карлом «Великого мартовского ордонанса» 1357 г., в котором были изложены требования штатов. Согласно этому закону Генеральные штаты, во-первых, превращались в постоянно действующий орган, сессии которого проводились два раза в год, и для их созыва не требовалось предварительной санкции короля; во-вторых, расширялась политическая компетенция Генеральных штатов: они имели право не только вводить новые налоги, но и решать вопросы войны и мира, назначать специальных советников короля, контролировать расходование средств правительством. Иначе говоря, власть должна была перейти к Генеральным штатам. Ордонанс не был претворен в жизнь.
В середине XIV в. Генеральные штаты разрешили ввести постоянный прямой налог (талью), король получил твердый источник доходов и стал их созывать все реже. Основной опорой его власти стала постоянная армия, формировавшаяся на основе рекрутского набора по одному солдату с 50 дворов, и многочисленное чиновничество. Позднее король сам устанавливал налоги и собирал их с помощью своих чиновников. Генеральные штаты не стали постоянно действующим средневековым парламентом, как в Англии, главным образом из-за слабости бюргерского сословия. Их депутаты пока не могли осознать свои общенациональные интересы, поскольку французская нация еще не сформировалась до конца. Горожан и мелких дворян разъединяли местнические интересы. Генеральные штаты последний раз созывались в 1614 г. Вместо них король опирался на поддержку совета нотаблей – собрания самых богатых представителей трех сословий, чьи решения не были для него обязательными.
Произошла централизация королевской власти, опиравшаяся на разветвленный бюрократический аппарат. Теперь все властные и управленческие полномочия государственные чиновники получали от короля. Государственный аппарат формировался из лиц незнатного происхождения, обязанных своим карьерным ростом покровительству с его стороны. Среди них было много профессиональных юристов – легистов, которые оттеснили титулованную знать от управления. На основе королевской курии был создан Государственный совет – совещательный орган из светской и духовной знати, а также легистов. Чуть позже появится Тайный совет из узкого круга приближенных короля. Королевскую администрацию возглавлял канцлер. Он осуществлял управление текущими делами, председательствовал в королевском совете и составлял проекты королевских ордонансов.
Судебные органы отделяются от администрации. Была сформирована судебная система. Высшим судом королевства был Парижский парламент, ставший также высшим апелляционным судом. Он обладал и правомочиями в области законодательства – правом регистрации королевских ордонансов. На провинциальном уровне были созданы 13 парламентов. Незначительные гражданские и уголовные дела по-прежнему рассматривали бальи, прево, сенешалы. Сохранился церковный суд, ставший судом по семейным делам и религиозным преступлениям (ересь, колдовство). В XIV в. создается прокуратура – специальный орган уголовного преследования и обвинения. Первоначально доверенные лица короля – прокураторы следили за соблюдением интересов короны в судебном заседании, а затем стали выступать как государственные обвинители.
По мере усиления королевской власти происходит централизация системы местного управления. Однако она не была единообразной. Крупные административные округа на севере Франции назывались бальяжами (во главе с бальи). На юге централизации, подобной северу, не было, примерно такие же округа-губернаторства возглавляли сенешалы – представители местного дворянства, в меньшей степени зависевшие от центра. Бальи и сенешалы ведали сбором налогов, комплектованием ополчения, выполняли некоторые судебные функции. В XV в. были введены должности генерал-лейтенантов, управлявших несколькими бальяжами, которые стали называться провинцией. Потеряли ряд коммунальных свобод города. Городское самоуправление было интегрировано в королевскую администрацию. Над городами установили административную опеку, на всех заседаниях городских советов присутствовал специальный королевский чиновник.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Становление ее связано с дальнейшей централизацией, возвышением королевской власти.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишали их права собирать налоги на политические цели. В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. Людовик XI (1461-1483 гг.) отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишили феодалов и их традиционной привилегии – вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
Постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Они отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: «всякое правосудие проистекает от короля», в соответствии с которым король получил право рассматривать любое дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для
сеньориальной монархии. Но она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом
компромиссе, союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. (Первым сословием во Франции считалось духовенство, вторым – дворянство, третьим – городское население и крестьяне – цензитарии – лично свободные крестьяне, которые обязаны были платить сеньору денежную ренту – ценз). Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Генеральные штаты. Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии, имевшие место еще в XIII в. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым (1285-1314 гг.) в 1302 имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии феодального государства во Франции.
Созванные в 1302 году первые Генеральные штаты ознаменовали собой начало становления во Франции сословно-представительной монархии. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность заседаний также определялись королем. Они созывались для того, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявлением королем войны, переговорами о мире, заключением договоров, обострением конфликта с папой и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законопроектов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог.
Поражения Франции в Столетней войне (1337 – 1453 г.г.) с Англией создали ситуацию, благоприятную для расширения прав Генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города и раньше всего Париж.
В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получили право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказываться в них. Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года – Жакерия, преследовавшее антифеодальные цели. Между тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карлом, был оплачен теперь многими жертвами.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской власти, хотя объективно они помогали ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 г. Генеральные штаты не собирались до 1560 г.
Центральное и местное управление. Центральные органы управления не подвергались существенной реорганизации. Все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекали от короля. Из прежних должностей сохранила свое значение только должность канцлера. Он, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.
Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 гг.). В его состав входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.
Появились и новые должности в центральном королевском аппарате – клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, перешли к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено. Для усиления централизации местного управления короли вводят новые должности губернаторов. Сначала губернаторы имели чисто военные функции. Затем получили более широкие полномочия: они имели право запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.
В XIV в. появляются такие новые должностные лица, как генерал-лейтенанты. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XVв. стал называться провинцией.
Организация финансового управления. Постепенно основным источником пополнения казны становится сбор королевских налогов. В 1369 г. был узаконен постоянный сбор таможенной пошлины и соляного налога. С 1439 г., когда Генеральные штаты санкционировали взимание постоянной королевской тальи, финансовое положение короля существенным образом укрепилось. В этот же период возникают специализированные органы финансового управления. В начале XIV в. было создано королевское казначейство, а затем из королевской курии выделилась специальная счетная палата, которая давала королю советы по вопросам финансов, проверяла доходы, поступавшие от бальи и т.д. При Карле VII Франция была разделена на генеральства в фискальных целях. Поставленные во главе их генералы имели ряд административных, но прежде всего налоговых функций.
Судебная система. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации. Мелкие судебные дела решали прево, но дела о серьезных преступлениях рассматривались в суде бальи, а в XV в. – в суде под председательством лейтенанта. Вся судебная деятельность полностью контролировались королем и его администрацией. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.
Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте стала обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.
Раннефеодальное государство во Франции (IX—XII вв.)
Зарождение Французского государства
История Французского государства во многом является продолжением эволюции франкского государства, и, может быть, поэтому все традиционные процессы происходили в нем намного быстрее и интенсивнее, чем в других европейских государствах. Период феодальной раздробленности был достаточно краток: в стране рано возникли сословнопредставительные учреждения, и она стала первой европейской абсолютной монархией.
Франция берет свое начало с середины VIII в., со времени возникновения Каролингской империи, монархи которой в междоусобных войнах очень скоро стали терять территории. По Верденскому договору 843 г. выделилась территория разрозненного Западно-франкского государства, к X в. получившая свое историческое название — Франция. Первоначально она возникла как небольшая область Иль-де-Франс между реками Сена, Марна и Уаза, протекающими в ее центральной части, со столицей Париж, окруженная противоборствующими между собой княжествами (Нормандия, Аквитань, Бургундия, Гасконь, Анжу, Мен, Шампань, Бретань, Тулуза, Пуату). Усилия последних каролингских королей собрать воедино прежнее государство ни к чему не приводили. Но представителям пришедшей им на смену Капетингской династии (978—1328) вскоре удалось собрать близлежащие земли в единое государство.
В XI в. при отсутствии действенной центральной власти крупные землевладельцы лишь номинально подчинялись французским королям, власть которых распространялась только на их домен. Территория домена была разделена на превотства во главе с прево (от латинского слова «начальник»), наделенными полномочиями в военной, судебно-административной и фискальной сферах.
В конце XI — начале XII в. процесс феодального раздробления развивался уже внутри отдельных герцогств и графств. Это привело к их ослаблению, чем не преминули воспользоваться короли при поддержке средних и мелких феодалов за счет выдачи безземельному рыцарству вместо земельных угодий денежных пожалований. Они начали бороться с феодальной вольницей. На сторону короля становились и города, желающие сбросить засилье сеньоров («коммунальное движение»).
Объединение страны продвигалось с большим трудом. К тому же довольно запутанные давние связи французского и английского тронов привели к тому, что в 1154 г. английские владения во Франции превзошли владения французской короны на территории своей страны почти в 6 раз.
Правовое положение населения
Господствующий слой составляли:
- относительно немногочисленная светская аристократия, на вершине которой находились герцоги Нормандии и Бургундии, графы Фландрский, Шампанский, Тулузский;
- высшее духовенство (епископы и аббаты крупнейших монастырей);
- вассалы аристократов — бароны, вицеграфы (виконты), а замыкали это сословие рыцари (шевалье), многие из которых были настолько бедны, что зачастую не имели своих личных слуг.
Городское население и крестьянство составляли политически бесправные сословия:
- вилланы — лично свободные крестьяне, которые держали землю сеньора на правах вечной арендной платы (чинш);
- сервы — крепостных крестьян из бывших рабов или попавших в долговую зависимость людей.
Крепостные крестьяне, будучи полностью зависимыми от своих сеньоров, тоже находились в неодинаковом положении, «ибо одни из них так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем не могут за них отвечать, кроме как перед Богом. С другими (крепостными) обращаются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние» (кутюмы Бовези, ок. 1282 г.).
К обязательным повинностям относились выплата прямых налогов (тальи), многочисленные подати, оброки (шеваж) и баналитеты (запрет на охоту в землях господина, в том числе и ради борьбы с вредителямигрызунами, помол зерна только на мельнице господина, выпекание хлеба в его печах, брачная подать и др.).
Государственный строй вассально-сеньориальной монархии
Формально главой государства являлся король, но фактически он распоряжался лишь в пределах своих личных владений (королевского домена). Всесилье аристократии долгое время выражалось в том, что королей избирали представители светской и духовной знати, но с XIII в. в ходе укрепления центральной власти устанавливается наследственная передача королевского трона.
Единственным общегосударственным органом был совет из приближенных короля — Королевская курия (феодальные съезды вассалов короля). В XIII в. она разделилась на две палаты: счетную (финансы) и судебную (парламент, ставший высшей апелляционной инстанцией королевства).
Территориально-административное устройство королевского домена складывалось из бальяжей, сенешальств, состоящих из округов — превотств. Центральное управление осуществлялось министериалами, а на местах существовала система королевских представителей. К наиболее типичным из них следует отнести бальи (правитель административного округа) и прево (окружной королевский или сеньоральный чиновник с административными, судебными или военными полномочиями), а также сенешала (правитель округа в центре и на западе страны с полномочиями бальи).
С XIV в. вводится должность прокурора. Система судов включает суд архиепископа, королевский суд, суд римской курии. Определенный контроль за местными судами осуществляли интенданты — «достойные и авторитетные лица из первых людей наших Советов с полномочиями интенданта юстиции, полиции и финансов» (эдикт 1637 г.).
Сословно-представительная монархия во Франции (XIV—XV вв.). Великий Мартовский ордонанс 1357 г.
Предпосылки сословно-представительной монархии
В конце XIII в. королевский домен распространился на большую часть страны, что привело к выработке формулы: «Король является императором в своем королевстве». Тем самым была констатирована новая раскладка сил короля и его вассалов — аристократии.
Была унифицирована денежная система, запрещены традиционные феодальные войны (правило «40 дней королевского мира») и судебные поединки (ордонансы 1254 и 1260 гг.). Монарх добился права собирать прямые и вводить косвенные налоги, существенно ограничил сеньориальное законодательство.
Деятельность местных органов власти стала контролироваться особыми государственными чиновниками (контролерами). Правосудие от имени короля вершили бальи, сенешали и прево.
Королевская курия как совещательный орган дополнилась должностями канцлера, коннетабля (ранее командир рыцарского ополчения, превратившийся в командующего королевской армией), камерария (казначея), палатинов (чиновников для особых поручений) и др. Был создан центральный судебный орган — парламент, состоявший из большой и следственной палат и палаты прошений, в которых работали профессиональные юристы (легисты). Парламент не только исполнял собственно судебные функции, но и регистрировал королевские указы для вступления их в силу. Если королевский акт признавался несоответствующим существующим актам и обычаям страны, парламент должен был вынести решение об отказе в регистрации (правило ремонстрации).
К XIV в. стали явно выделяться три сословия:
- духовенство;
- дворянство;
- горожане и свободные крестьяне.
Сословно-представительная государственность во Франции
Первые местные собрания сословных представителей — штаты, стали собираться еще в XIII в. Они занимались рассмотрением и распределением налогов, решением ряда административных функций. После поражения в «Битве шпор» от пешего фламандского ополчения (в 1302 г.) король впервые созвал Генеральные штаты с требованием выделения средств на новую армию.
В Генеральных штатах были представлены: высшее духовенство, дворяне и верхушка горожан, но вошли туда и представители «третьего сословия». Обсуждения проходили раздельно, но окончательное решение принималось на совместном заседании (одна палата — один голос). Созываемый королем, этот сословно-представительный орган должен был решать важнейшие вопросы внешней и внутренней политики, санкционировать решения монарха, прежде всего в сфере налогообложения.
Затем они долгое время Генеральные штаты не собирались. Однако в условиях глубокого кризиса, вызванного начавшейся Столетней войной (1337—1453), поражениями армии и потерей многих территорий страны, развернувшимися крестьянскими выступлениями (Жакерия, 1357 г.), король в целях объединения политических сил и финансовых ресурсов был вынужден подписать акт об обязательности регулярных сборов всесословных собраний.
Особое положение Генеральных штатов было утверждено Великим мартовским ордонансом 1357 г. Этот акт предусматривал:
- проведение сессий Генеральных штатов не реже двух раз в год без санкции короля;
- включение вопросов о заключении мира и объявления войны в компетенцию Генеральных штатов;
- обещание короля без согласия всесословного представительства не вводить новых налогов, а контроль расходов правительства поставить под контроль Генеральных штатов.
Таким образом, под контроль этого органа ставились и королевская администрация, и армия.
Абсолютная монархия во Франции (XVI—XVIII вв.)
Предпосылки для создания абсолютной монархии
В условиях периодически возникающих крестьянских волнений и феодальных войн на рубеже XIV—XV вв. короли постепенно перестали нуждаться в помощи сословного представительства, которое в последний раз созывалось в 1439 г. Вместо этого для обсуждения административных и финансовых вопросов король стал созывать собрания нотаблей, в которых принимали участие представители привилегированных сословий (члены королевской семьи, маршалы, высшее духовенство, придворное дворянство, мэры городов, президенты парламентов и генеральные прокуроры верховных судов, интенданты). Почти вся юстиция перешла в руки королевских представителей — бальи, прево и сенешалов. Парижский парламент превратился в учреждение по элементарной регистрации королевских указов.
Во второй половине XVI в. относительное социально-политическое затишье было нарушено развернувшимися столкновениями на религиозной почве, переросшими в настоящие гражданские войны между протестантским Югом страны (гугеноты) и католическим Севером. Через 30 лет католики сломили сопротивление гугенотов (Варфоломеевская ночь, 1572 г.). В 1589 г. король Генрих IV стал основателем новой династии — Бурбонов.
После освобождения французские короли продолжили объединение страны, но в условиях военной разрухи и многочисленных внутренних выступлений. Постоянно нуждаясь в финансах, а также стремясь ограничить аристократию, давно превратившую свои должности в наследственные, французские короли стали продавать патенты на занятие должностей государственного и местного уровня всем, способным заплатить за них (эдикт 1604 г.). Так, родовое «дворянство шпаги» постепенно было вытеснено выходцами из городской буржуазии — «дворянством мантии». Последние полностью зависели от короля и всемерно его поддерживали.
В сословной структуре общества произошли и другие важные изменения. Из разбогатевших купцов и ремесленников выделилось сословие буржуа. Личная зависимость крестьян (серваж) была ликвидирована. Однако в собственность землю они не получили, поэтому продавать и завещать ее было нельзя (крестьяне-мармортабли, «мертвая рука»). Кроме того, развитие товарно-денежных отношений привело к переводу большинства повинностей от натуральной формы (оброк, барщина) к денежной. Все это вызвало в обществе важные сдвиги в пользу капитализации, а Франция, население которой достигло 15 млн человек, постепенно превращалась в абсолютную монархию. Обеспечение социальной поддержки, прежде всего в виде должностных лиц всех уровней из представителей «третьего сословия», позволило короне приступить к созданию централизованного государственного аппарата.
Уже с XVI в. Генеральные штаты собирались крайне редко (в 1614 и 1789 гг.). Власть короля стала распространяться на всю территорию Франции, вассальные отношения сменились подданством, были ликвидированы самостоятельность городов (в 1556 г.), бывшие сеньории превратились в провинции, управляемые из центра.
Оформление абсолютизма было завершено во многом благодаря деятельности первого министра короля Людовика XIII — кардинала Ришелье (1585—1642). В царствование Людовика XIV (1643—1715) абсолютная монархия достигла своего наивысшего расцвета («Государство — это я»).
Органы власти
Вследствие расширения практики продажи государственных должностей возникла ситуация, когда в государстве, условно говоря, действовало двойная, во многом дублирующая друг друга система центральных органов.
Центральным органом государственной власти был Государственный совет, преобразованный из бывшей королевской курии, который контролировал деятельность всех государственных учреждений, состоял из департаментов и возглавлялся канцлером. Кроме него, важнейшие функции выполнялись Советом финансов, Советом депеш, Тайным советом, Генеральным контролером финансов, а также государственными секретарями по военным, иностранным, морским делам и делам двора.
Многочисленная система судов (парламентов) сохранилась, но королевская юстиция постепенно забрала большинство дел у сеньориальных и церковных судов (ордонансы 1560 и 1566 гг.). Высшая судебная власть принадлежала королю. Он мог взять любое дело, разрешить его самолично или передать в любую инстанцию. Высшим судом был парламент, который мог принять к производству любое дело и пересмотреть решение любого суда. Сеньориальные суды в условиях абсолютизма могли довольствоваться только функциями дознания или рассмотрения незначительных гражданских споров (эдикт 1788 г.). Расширение королями права назначения всех высших церковнослужителей в 1516 г. привело к существенному ограничению юрисдикции церковных судов, т.е. судов епископа, архиепископа и кардинала.
Имелась разновидность ведомственных судов при важнейших государственных структурах (при счетной палате, палате косвенных налогов, управлении монетного двора). Кроме того, были специальные суды (морские, таможенные, военные).
Абсолютизм завершил становление регулярной армии. Существовало также провинциальное ополчение для гарнизонной службы. Солдаты вербовались по найму, причем чаще всего из деклассированных элементов (бродяг, нищих, отбывших наказание преступников). Флот комплектовался в принудительном порядке из прибрежных жителей. Имелись части из наемников-иностранцев. В армии, как и прежде, ярко проявлялась сословность, при которой офицерский корпус комплектовался исключительно из дворян.
В сфере местного управления со временем должности бальи, прево, губернаторов утратили свое значение и полностью вытиснились представителями короны в округах — интендантами (полиции, суда, финансов) и их помощниками — субинтендантами. Как правило, кандидатами на такие посты были лица незнатного происхождения, не связанные с данной местностью. Они должны были контролировать и провинциальные парламенты.
Основные черты французского средневекового права
Для средневековой Франции, как и для большинства иных феодальных государств, был характерен чрезвычайно широкий партикуляризм права. В попытке его устранения был составлен «Большой сборник обычаев Франции» (1389), но тем не менее обычное право отдельных регионов продолжало широко применяться — около 60 провинциальных и свыше 300 местных кутюмов (например, Великие кутюмы Нормандии 1255 г. или кутюмы Бовези 1282 г.). Начиная с XVI в., в условиях усиления абсолютизма, к писаным источникам права добавились еще королевские указы, ордонансы, эдикты и ассизы. Такое положение изменилось только после систематизации права наполеоновского периода и особенно после вступления в силу Гражданского кодекса 1804 г.
На протяжении веков брачно-семейные отношения регламентировались исключительно нормами канонического права. Поэтому фактический брак был недействительным, внебрачные связи не допускались, как и разводы. Брачный возраст устанавливался с 14—15 лет для мужчин и с 12 лет для женщин. Требовалось согласие сторон и их родителей. Дочь умершего вассала должна была получить согласие на брак у сеньора, который сам искал ей жениха (три кандидата). Сервы без согласия господина вообще не имели права вступать в брак.
Глава семьи имел право наказать жену, но «не до смерти». Сильна была его власть и по отношению к детям. Так, в период позднего Средневековья он мог даже поместить их в тюрьму.
В сфере уголовного права долгое время преступление понималось как нарушение частных интересов, а наказание — как компенсация нанесенной обиды. Но с 1357 г. преступление стало рассматриваться как нарушение королевского «мира» и законов короля.
Феодальное право — это «право-привилегия», поэтому его сословность была одним из доминирующих признаков. Долгое время провинившихся простолюдинов просто истребляли, наказывали мучительными и позорящими наказаниями. Между собой сеньоры и рыцари выясняли отношения силой оружия, к ним не применялись телесные наказания и повешение.
В Средневековье также повсеместно практиковалось объективное вменение, ответственность «третьих лиц» (родственников преступника) и коллективная ответственность.
В системе преступлений особо выделялись деяния:
Наказания характеризовались множественностью и неопределенностью, отсутствием каких-либо правил их назначения и исполнения. Все отдавалось на откуп судьям.
Целью наказание было прежде всего устрашение. Поэтому, например, ордонанс 1670 г. предусматривал смертную казнь (четвертование, повешение, разрывание на части), клеймение, членовредительство и телесные наказания (отрезание языка, ушей, губ), временную или пожизненную отправку на галеры, пожизненное или временное изгнание, позорящие наказания (стояние у специального столба, вождение по улицам в обнаженном виде). Позже появилось тюремное заключение.
Что касается судебного процесса, то по законам 1498 и 1539 гг. инквизиционный процесс полностью вытеснил состязательный. Ордонанс 1670 г. окончательно установил тайность процесса, обязательность признания обвиняемого, отсутствие защиты, доминирование формальных доказательств.
Долгое время в качестве доказательств применялись ордалии: пост и воздержание; целование креста; ответ после окропления святой водой; «испытание котелком» (за менее тяжкое преступление — до запястья, за более тяжкое — до локтя), испытание «холодной водой» (связывали руки и ноги и бросали в чан с водой — утонет или всплывет); поединок (со стороной, со свидетелями, с судьей). Дворяне бились в полном вооружении и верхом, крестьяне — палками. Духовные лица, женщины, дети, инвалиды, мужчины старше 60 лет, могли нанять вместо себя бойца, который в случае поражения лишался руки. Если мужчина бился с женщиной, то с мечом и щитом зарывался в землю по пояс.