Сословно представительные учреждения

Провозглашение Авраамием Палициным, келарем Троице-Сергиева монастыря, решения земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на царство на превысочайший престол великаго российскаго царствия Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея великия России Самродержца. 1673 год»

«Сравнительно-историческое изучение земских соборов и сословно-представительных учреждений европейских средневековых государств уже давно навело ученых на мысль, что это явления одного порядка, подчиняющиеся общим закономерностям историческое го развития, хотя в каждой стране были свои специфические особенности. Параллели земским соборам имеются в Англии (парламент), во Франции и Нидерландах (генеральные штаты), в Германии (рейхстаг, ландтаги), в Скандинавских странах (риксдаг), в Чехии, Польше (сейм)1537.
О том, что все это институты, аналогичные земским соборам, свидетельствуют побывавшие в России иностранные наблюдатели, называвшие земские соборы так, как назывались сословно-представительные учреждения у них на родине. Так, англичанин Горсей, рассказывая о земском соборе 1584 г., говорит, что «был собран парламент (совет)…» Петрей, упоминая о земских соборах 1584 и 1612 гг.

, употребляет выражения: «высшие» и «низшие сословия», «русские сословия», «московские сословия». Конрад Буссов рассказывает, что в 1598 г. было решено созвать для выбора царя в «главный город Москву все сословия земли». Оршанский староста Филон Кмита в донесении польскому королю Стефану Баторию в 1581 г., вспоминая о земском соборе 1580 г., называет его «сеймом». Ливонский дворянин Георг Брюнно именует собор 1613 г. «риксдагом». С друюй стороны, Г. С. Дохтуров, русский посланник в 16450-1646 гг. в Англию, в привычных для России терминах говорил о парламенте: «изо всяких чинов выбраны думные люди».
Монархия с сословным представительством в европейских странах возникает в период зрелого феодализма. В одних странах (Англия, Франция, Швеция, Испания и пр.) происходит преодоление феодальной раздробленности и переход к объединению государства. В других (Германия, Италия) раздробленность консервируется. В разных странах рождение сословно-представительных учреждений происходило в разное время. Процесс этот длительный и сложный, и точная его датировка невозможна. Принятые в литературе даты носят условный характер, основаны на упоминаниях источников, не всегда последовательных. Возникновение сословно-представительных учреждений в разных странах относят к следующим датам: 1188 г. — Леон и Кастилия, 1218 г. — Каталония, 1237 г. — Германия, 1254 г. — Португалия, 1265 г. — Англия, 1274 г. — Арагон, 1302 г. — Франция, 1435 г. — Швеция, 1468 г. — Дания.
Дата первого известного собора в России — 1549 г. — говорит о более позднем оформлении здесь, чем в других странах, сословно-представительной монархии. Это надо, по-видимому, объяснять тяжелыми условиями татаро-монгольского нашествия и двухвекового ига Орды над Русью (разорение городов, ослабление городских политических организаций, задержка в развитии сословного строя и т. д.). В то же время важно вспомнить летописное известие (единственное в своем роде) о созыве собора великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1211 г., накануне татаро-монгольского нашествия. Если это прообраз земского собора (а источник позволяет думать именно так), то значит возникновение сословно-представительных учреждений в общегосударственном масштабе следует отнести к XIII в. Чужеземное иго надолго, вплоть до середины XVI столетия, прервало процесс их развития. Затем процесс возобновился.

В различных средневековых государствах сословный строй имел свои отличия. Но, как правило, в средние века в представительных учреждениях заседали три сословия: духовенство, дворянство, горожане («третье сословие»). Крестьяне правом представительства, за редкими исключениями (каковое можно было встретить в отношении свободного крестьянства Швеции, Англии, Кастилии), не пользовались. Заседания сословий происходили по палатам (куриям), которые формировались по-разному. В английском парламенте было две палаты: одна — для высшего духовенства и высшего дворянства, другая — для низшего дворянства и горожан. Французские генеральные штаты состояли из трех палат: в одну входило высшее духовенство, в другую — среднее и мелкое дворянство (светская знать оставалась вне палат), в третью — представители городов (городская верхушка). Кастильские кортесы делились на три палаты (духовенство, дворянство и города), арагонские — на четыре (феодальная знать, среднее и мелкое дворянство, духовенство, горожане).
Сословный строй России отличался, как уже говорилось, сравнительно большой пестротой, наличием значительного числа сословных группировок. Не было устойчивых, сложившихся сословных палат, хотя деление участников некоторых земских соборов на группы отдаленно напоминает палатную систему. Всегда отдельно выступают высшие духовные лица («освященный собор»), бояре. Особо упоминаются дворяне и дети боярские. Участниками ряда соборов (хотя и не всех) являются торговые люди (как и в других странах, обычно зажиточные верхи горожан). Словом, основная схема сословного строя та же, что и в других европейских государствах. Роднит с ними Россию и то, что русские крестьяне на соборы (за редкими, может быть, исключениями) не допускались. Аграрный в основном характер страны и слабость русских городов и городского строя ограничивали роль «третьего сословия» в политической жизни.
Политические функции сословно-представительных учреждений в разных странах и в одних и тех же странах в разное время были и схожи между собой и разнились друг от друга. Правами вотирования налогов, подачи и разбора петиций, утверждения ордонансов сословия пользовались в ряде государств Европы, в том числе и в России, но объем этих прав, их реальность, возможность применения зависели каждый раз от условий исторического развития. Порядок созыва сословно-представительных учреждений, непрерывность или продолжительность их действий не были устойчивы. Во Франции, например, в период с 1484 по 1560 г. генеральные штаты не созывались вовсе, в Стокгольме в 1650 г. сессия парламента продолжалась 4 месяца, а «Долгий парламент» в Англии не распускался ряд лет (1645-1653 гг.) (правда, это была уже революция). И в России известны заседания земских соборов как однодневные, так и длительностью в несколько месяцев.

Английский парламент. Миниатюра начала XVI в.

Обычно за эталоны сословно-представительных учреждений берутся английский парламент и французские генеральные штаты как два полярно противоположных явления, как два разных типа эволюции монархии с сословным представительством. Другие типы рассматриваются как промежуточные формы. Вероятно, это слишком резкое деление, ибо типология должна раскрывать не только особенности, но и общие черты развития, и на фоне общего яснее становится и особенное. В этом отношении не безынтересно сравнить начальные моменты в истории сословно-представительных учреждений в ряде стран. Они складываются в обстановке социально-политической борьбы, в которую втягиваются королевская власть, разные группы феодалов, города. Эта борьба сопровождается часто крестьянским движением и отстаиванием национальной независимости страны от внешних вторжений. Она перерастает в гражданскую войну.
Так, в Англии возникновению в 1265 г. парламента предшествовали вооруженные восстания баронов, временно поддержанные рыцарями и городами, против короля Иоанна Безземельного, а позднее Генриха III. Первый был вынужден выдать баронам в 1215 г. Великую Хартию вольностей, второй подписал в 1258 г. пробаронские «Оксфордские провизии». Тогда началась гражданская война против баронской олигархии, поднятая в 1263 г. Симоном де Монфором, нашедшим поддержку в мелких феодалах, горожанах и даже иногда крестьянах. Созванный в 1265 г. парламент закрепил союз рыцарства и верхушки городского населения с королевской властью (крестьяне остались бесправными).
История генеральных штатов во Франции начинается с 1302 г. Но подъем их деятельности падает на середину XIV в. — время острой классовой борьбы во Франции (Парижское восстание 1356 — 1358 гг. под предводительством Этьена Марселя, Жакерия 1358 г.). Внутренние социальные конфликты происходили в условиях военных осложнений (Столетняя война). Это время наиболее активных мероприятий генеральных штатов (контроль за деятельностью королевских органов, налоговая политика, издание «Великого мартовского ордонанса» и пр.). Но в отличие от английского парламента союз городов с рыцарями не сложился и французские генеральные штаты не добились таких прав, как в Англии.
В Швеции образованию риксдага предшествовало крупнейшее народно-освободительное движение (его движущей силой являлись крестьяне) под предводительством Энгельбректа Энгельбректсона, направленное против унии и датского правительства (1434-1436 гг.). В ходе этого движения определились политическая роль сословий и взаимоотношения между ними.
И в России накануне первого земского собора в первой половине и в середине XVI в. сложилась острая политическая ситуация. Шла борьба великокняжеской власти с удельнокняжеским и боярским сепаратизмом. Объединение Руси сопровождалось столкновениями феодальных группировок. В Москве в 1547 г. произошло восстание, волновалось население и других городов. Самодержавие заняло активную позицию в сплочении феодальных сословий (духовенство, боярство, дворянство) на защиту классовых и национальных интересов. На соборе 1549 г. не было горожан. В этом его особенность по сравнению с указанными выше европейскими сословно-представительнымц учреждениями того же и даже более раннего времени. В дальнейшем самодержавие облеклось в крепостнические формы, и это была другая особенность со-словно-представительной монархии в России.
Расхождения между существом и темпами исторического процесса в разных странах ощущается и в более позднее время, в XVII в., синхронность событий — не свидетельство их социальной близости. И все же иногда показательны даже хронологические совпадения. В 1648 г. имело место восстание в Москве. В августе 1648 г. произошло революционное выступление в Париже. В январе 1649 г. был казнен английский король Карл Стюарт I. Между этими тремя событиями нет причинной связи. Разнятся они и по характеру. В одном случае — антифеодальное движение, в другом — вооруженное восстание народных масс и буржуазии в условиях «фронды», в третьем — революция. Но во всех случаях — это усложнение общественной структуры и форм классовой борьбы1538. И в ряде случаев мы наблюдаем не простое совпадение, а взаимное переплетение явлений.
В сентябре 1649 г. или несколько позже, когда уже закончилось составление Соборного уложения, взявшего под охрану царскую жизнь, честь и здоровье, царь Алексей Михайлович мог прочитать письмо Карла II английского с извещением о казни его отца1539. В 1650 г. на заседаниях риксдага в Стокгольме происходил политический «спор сословий». А за два года до этого, в 1648 г., в Москве тоже шел «спор сословий» на земском соборе и в «приказе» кн. Одоевского. Совпадают даже отдельные требования сословий (Швеция по своему общественному строю была ближе к России, чем к Англии).»
Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв.

Во времена феодальной раздробленности короли неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства. Весьма нередко из руководителей они делались пленниками этих собраний.

Возникновение городов меняло дело. Различие интересов и борьба сословий выдвигали короля в качестве их законного арбитра и тем усиливали его.

Сами сословия не только не возражали против того, чтобы их привлекали к обсуждению политики, но даже стремились к этому. Возникают представительные учреждения. Во Франции это — генеральные штаты, в Германии — рейхстаг и ландтаги, в Испании — кортесы, в Англии — парламент.

Главное отличие всех этих учреждений от феодальных съездов прошлой эпохи определяется участием в них трех сословий (а не двух). Феодальные съезды и собрания были чаще всего орудием знати в борьбе против централизаторской политики королей; напротив, сословно-представительные учреждения были, как правило, орудием этой политики.

Поводом для созыва генеральных штатов послужило столкновение короля Филиппа IV Красивого с римским папой. Штаты должны были решить этот спор (1302 г.).

Нуждаясь в деньгах, Филипп IV приказал французскому духовенству платить в казну все то, что прежде предназначалось папской курии. Папа воспротивился этому и вызвал короля в Рим. В силу данной ему власти, заявлял папа, он стоит над царями, «чтобы разрушать, уничтожать, рассеивать и насахадать».

Король обратился к юристам. Те пришли к заключению, что «вопя государя — закон» и что выше короля нет на земле никого. Пользуясь поддержкой Филиппа, юристы («легисты», как их тогда называли) осудили папу и даже приговорили его к свержению.

Графы, герцоги и высшие служители церкви, получив именное приглашение короля, являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальная часть дворянства была представлена выборными депутатами.

Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других — назначенные королевскими чиновниками. Крестьяне представлены не были.

Каждое из трех сословий, по утвержденному королем регламенту, заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание.

Как и рассчитывал Филипп, генеральные штаты приняли его сторону.

Филиппу удается свергнуть своего противника и добиться назначения папой французского епископа. Тот начал с того, что поселился во французском городе Авиньоне. Наступает время торжества королей над папой.

Главной функцией генеральных штатов становится очень скоро разрешение налогов.

В течение долгого времени роль этого учреждения, собиравшегося время от времени, оставалась весьма скромной. Вопросы для обсуждения ставил король.

Поражения Франции в Столетней войне (с Англией) создали ситуацию, благоприятную для расширения прав генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города, и раньше всего Париж.

В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получали право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказывать в них.

Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года — Жакерия, преследовавшее антифеодальные цепи.

Менаду тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карпом, был оплачен теперь многими жертвами.

С победоносным окончанием Столетней войны значение генеральных штатов падает. Одной из реформ короля Карла VII (1439 г.) вводился прямой постоянный налог, взимаемый без согласия штатов (талья). Другой реформой создавалась регулярная армия, содержавшаяся за счет этого налога.

Генеральные штаты не были упразднены, но собирались они редко. Отпала нужда в них.

Важное значение в истории Франции имело царствование Людовика XI (1461-1483 гг.). При нем было навсегда покончено с феодальной раздробленностью. Королевские подати и суд были распространены без изъятия на всю территорию страны.

В серединеXIII столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством — с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого.

В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.

Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении. Но парламент уничтожен не был. С 1295 года (когда был созван так называемый образцовый парламент) он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.

Структура парламента определилась не сразу. Но и здесь наиболее знатные приглашались поименно, а все другие, то есть рыцари и горожане, избирались. Некоторое время все они заседали совместно. В XIV столетии парламент оставляет духовенство, чтобы затем воссоединиться с лордами в единой (верхней) палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени.

Нетрудно заметить существенное различие в структуре французских генеральных штатов, с одной стороны, и английского парламента — с другой. В генеральных штатах каждое сословие, как уже говорилось, заседает отдельно от другого и имеет один голос. В парламенте только духовная и светская знать выделяется в особую палату. Горожане и рыцари заседают совместно. Это обстоятельство окажет важное влияние на всю последующую политическую историю Англии.

В тесной связи с ним сложилась и компетенция английского парламента. В 1297 году король Эдуард должен был, опасаясь нового возмущения, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире бюджет, считается самым важным из всех полномочий парламента (особенно его нижней палаты).

Следующее, то есть XIV, столетие принесло парламенту то, чего так тщетно добивались генеральные штаты, — в его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе — в качестве предварительного условия — рассматривать жалобы на действия правительства.

В то же время происходит формирование английского местного самоуправления, бывшего предметом особой гордости правящих классов этой страны. В графствах возникают местные собрания, в городах — различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники.

Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями местной полиции и ее главы — шерифа.

Феодальная раздробленность Германии, санкционированная «Золотой буллой», препятствовала возникновению сколько-нибудь влиятельных органов сословного представительства.

С некоторого времени, правда, на имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов. Но с ними мало считались. Князья и император требовали денег, и города должны были их давать.

Из трех курий рейхстага две, как и в генеральных штатах, находились в руках дворянства и духовенства с тем лишь различием, что первую курию составили курфюрсты, а вторую — остальная имперская знать. Они все и решали.

В княжествах, на которые распадалась Германия, заседали местные собрания — ландтаги. И здесь держались принципа трех курий. Компетенция ландтагов была совещательной.

Областные интересы преобладают в Германии над имперскими. И даже города, которые в других странах примут на себя немалые тяготы объединительной политики, будут бороться здесь не столько за Германию в целом, сколько за свои особые привилегии

1. Во времена феодальной раздробленности короли неохотно прибегали к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства. Весьма нередко из руководителей они делались пленниками этих собраний. Возникновение городов меняло дело.

Различие интересов и борьба сословий выдвигали короля в качестве их законного арбитра и тем усиливали его. Сами сословия не только не возражали против того, чтобы их привлекали к обсуждению политики, но даже стремились к этому. Возникают представительные учреждения. Во Франции это — генеральные штаты, в Германии — рейхстаг и ландтаги, в Испании — кортесы, в Англии — парламент. Главное отличие всех этих учреждений от феодальных съездов прошлой эпохи определяется участием в них трех сословий (а не двух). Феодальные съезды и собрания были чаще всего орудием знати в борьбе против централизаторской политики королей; напротив, сословно-представительные учреждения были, как правило, орудием этой политики. 2. Поводом для созыва генеральных штатов послужило столкновение короля Филиппа IV Красивого с римским папой. Штаты должны были решить этот спор (1302 г.). Нуждаясь в деньгах, Филипп IV приказал французскому духовенству платить в казну все то, что прежде предназначалось папской курии. Папа воспротивился этому и вызвал короля в Рим. В силу данной ему власти, заявлял папа, он стоит над царями, «чтобы разрушать, уничтожать, рассеивать и насахадать». Король обратился к юристам. Те пришли к заключению, что «вопя государя — закон» и что выше короля нет на земле никого. Пользуясь поддержкой Филиппа, юристы («легисты», как их тогда называли) осудили папу и даже приговорили его к свержению. Графы, герцоги и высшие служители церкви, получив именное приглашение короля, являлись в собрание лично или присылали своих уполномоченных. Остальная часть дворянства была представлена выборными депутатами. Третье сословие было представлено городским патрициатом. В одних случаях это были выборные лица, в других — назначенные королевскими чиновниками. Крестьяне представлены не были. Каждое из трех сословий, по утвержденному королем регламенту, заседало и голосовало отдельно от других. Оно имело один голос (из трех). Сходство интересов дворянства и духовенства обеспечивало им преобладание. Как и рассчитывал Филипп, генеральные штаты приняли его сторону. Филиппу удается свергнуть своего противника и добиться назначения папой французского епископа. Тот начал с того, что поселился во французском городе Авиньоне. Наступает время торжества королей над папой. Главной функцией генеральных штатов становится очень скоро разрешение налогов. В течение долгого времени роль этого учреждения, собиравшегося время от времени, оставалась весьма скромной. Вопросы для обсуждения ставил король. Поражения Франции в Столетней войне (с Англией) создали ситуацию, благоприятную для расширения прав генеральных штатов. Этим поспешили воспользоваться города, и раньше всего Париж. В 1357 году восстание парижан вынудило наследника престола дофина Карла согласиться на издание Великого мартовского ордонанса. Генеральные штаты получали право собираться два раза в год, не ожидая королевского соизволения, назначать королевских советников и по своей воле разрешать налоги или отказывать в них. Согласие Карла было вынужденным. Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года -Жакерия, преследовавшее антифеодальные цепи. Менаду тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карпом, был оплачен теперь многими жертвами. С победоносным окончанием Столетней войны значение генеральных штатов падает. Одной из реформ короля Карла VII (1439 г.) вводился прямой постоянный налог, взимаемый без согласия штатов (талья). Другой реформой создавалась регулярная армия, содержавшаяся за счет этого налога. Генеральные штаты не были упразднены, но собирались они редко. Отпала нужда в них. Важное значение в истории Франции имело царствование Людовика XI (1461-1483 гг.). При нем было навсегда покончено с феодальной раздробленностью. Королевские подати и суд были распространены без изъятия на всю территорию страны. 3. В середине ХШ столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством — с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого. В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении. Но парламент уничтожен не был. С 1295 года (когда был созван так называемый образцовый парламент) он превращается в постоянное законодательное собрание Англии. Структура парламента определилась не сразу. Но и здесь наиболее знатные приглашались поименно, а все другие, то есть рыцари и горожане, избирались. Некоторое время все они заседали совместно. В XIV столетии парламент оставляет духовенство, чтобы затем воссоединиться с лордами в единой (верхней) палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени. Нетрудно заметить существенное различие в структуре французских генеральных штатов, с одной стороны, и английского парламента — с другой. В генеральных штатах каждое сословие, как уже говорилось, заседает отдельно от другого и имеет один голос. В парламенте только духовная и светская знать выделяется в особую палату. Горожане и рыцари заседают совместно. Это обстоятельство окажет важное влияние на всю последующую политическую историю Англии. В тесной связи с ним сложилась и компетенция английского парламента. В 1297 году король Эдуард должен был, опасаясь нового возмущения, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире бюджет, считается самым важным из всех полномочий парламента (особенно его нижней палаты). Следующее, то есть XIV, столетие принесло парламенту то, чего так тщетно добивались генеральные штаты, — в его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе — в качестве предварительного условия — рассматривать жалобы на действия правительства. В то же время происходит формирование английского местного самоуправления, бывшего предметом особой гордости правящих классов этой страны. В графствах возникают местные собрания, в городах — различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники. Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями местной полиции и ее главы — шерифа. 4. Феодальная раздробленность Германии, санкционированная «Золотой буллой», препятствовала возникновению сколько-нибудь влиятельных органов сословного представительства. С некоторого времени, правда, на имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов. Но с ними мало считались. Князья и император требовали денег, и города должны были их давать. Из трех курий рейхстага две, как и в генеральных штатах, находились в руках дворянства и духовенства с тем лишь различием, что первую курию составили курфюрсты, а вторую — остальная имперская знать. Они все и решали. В княжествах, на которые распадалась Германия, заседали местные собрания — ландтаги. И здесь держались принципа трех курий. Компетенция ландтагов была совещательной. Областные интересы преобладают в Германии над имперскими. И даже города, которые в других странах примут на себя немалые тяготы объединительной политики, будут бороться здесь не столько за Германию в целом, сколько за свои особые привилегии

Добавить комментарий