Состав государственной территории РФ

Государственная территория — территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

1.морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;

2.воды портов;

3.воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Билет 17(2)

специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе прово­дить расследование и рассматривать дела о преступлениях, со­вершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдик­ция осуществляется, если правонарушение посягает на обще­ственный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с не­законным оборотом наркотических средств.

В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предпо­лагает право судебных органов прибрежного государства рас­сматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и чле­ны экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства .поль­зуются государственные некоммерческие и военные суда.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуют­ся правом неприкосновенности. К иностранному военному ко­раблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматри­ваются определенные требования к судам, покидающим внут­ренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоя­нии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опас­ности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море

Современные ученые трактуют территорию государства по-разному. В.С. Борисова определяет ее как признак и часть государственной организации, которая представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть. По мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Непосредственное понятие государственной территории раскрывается ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Следует обратить внимание, что Конституция РФ, фиксируя составные части государственной территории Российской Федерации, не включает в ее состав недра. «Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает», — пишет И.С. Яценко. Тем не менее, как верно указывает М.В. Баглай, по сложившемуся обычаю до технически доступной глубины они тоже входят в понятие государственной территории. Федеральный закон о недрах от 21 февраля 1992 г. в ст. 1.2 «Собственность на недра» устанавливает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Кроме того, Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (ч. 2 ст. 67).

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

  • — воды портов;
  • — воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;
  • — воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству
  • — воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 — 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Государство может односторонне или по договору ограничить свою территориальную юрисдикцию, передав определенные права другому государству. Наиболее часто встречающиеся случаи представляют соглашения о прямом и транзитном воздушном сообщении и о пребывании иностранных вооруженных сил. Соглашения о статусе своих вооруженных сил на территории других стран Российская Федерация заключила с рядом государств СНГ. По Соглашению с Киргизией 1993 г. Россия получила в аренду места дислокации своих Вооруженных Сил на территории Киргизии. В этих местах установлена юрисдикция России (ст. 14).

В состав государственной территории входят соответствующие участки международных и пограничных рек, а также пограничных водоемов (озер, каналов).

Таким образом, изучив элементный состав территории РФ, можно констатировать, что территорию Российской Федерации образуют:

  • а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км);
  • б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод;
  • в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории;
  • г) воздушное пространство до его границы с космосом.

Нам пытаются внушить, что для нас очень важны поправки по обнулению. Но это не так, что доказали альтернативные голосования в Сети. Достаточно посмотреть ресурс Миратесен, где прошло голосование, так там только 9% респондентов уделили внимание этой поправке. И ничего удивительного – альтернативы пока нет. А вот что совсем непонятно, но очень интересно, — это поправки в статью 67 обновленной Конституции. В обозначении территорий страны вообще отсутствует слово суша или земля, хотя это прописано в международном праве. Так что с нашей территорией не так? Тут есть, над чем задуматься… Давайте попытаемся разобраться.

Старый и новый варианты

Статья 67 – старый вариант:

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 67 (с изменениями) – крупным выделены новшества:

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

2.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ДЕЙСТВИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЛИМИТАЦИИ, ДЕМАРКАЦИИ, РЕДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ), НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗЫВЫ К ТАКИМ ДЕЙСТВИЯМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Несколько терминов для ясности

Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.

Получается, что эта самая делимитация, закрепляемая в Конституции, спокойно позволит по международному договору отдать любую часть страны другому государству. В общем, суверенитет с оговорочкой «если нельзя, но очень хочется, то можно»

Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации.

То есть если договор будет подписан на международном уровне, то и пограничные знаки легко перенести…

А что такое федеральные территории и для чего они вообще нужны?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в федеральном государстве территория, НЕ ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц.

Давайте обратимся к «первоисточнику», то есть к основному инициатору данной поправки депутату Андрею Клишасу, который определил необходимость появления в Конституции федеральных территорий: «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ». А что – без таких территорий нет привлекательности для инвестирования, зачем надо создавать районы, которые будут регулироваться специальным законом? Они что, не в России будут, а на необитаемом острове? Причем Клишас подтверждает, что будут приняты по этим территориям отдельные законы и «мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации». Мы – это кто? И будет ли народ влиять на эти решения? Да что там народ, губернатор-то хоть сможет сказать свое слово? Скорее, нет, ведь, по словам инициатора, к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса,.. чтобы установить там более удобный для бизнеса режим». Для бизнеса! Но не для нас, россиян.

Аналитики считают, что за термином Федеральные территории может быть скрыто намерение государственно-территориального переустройства России. Это означает, что начиная со 2 июля 2020 года, на территории страны могут быть выделены целые куски, на которые никак не будет распространяться действие законов РФ, кроме закона о самом образовании этих кусков («федеральных территорий»). То есть ЛЮБАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (ГОРОД, РАЙОН, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, ИЛИ ЛЮБЫЕ ИХ ЧАСТИ) МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕНА НЕКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ «ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ».

Например, будет объявлен федеральной территорией, ну скажем, Краснодарский край. Это будет означать, что выборные органы власти в крае прекращают своё существование, вместо них распоряжаться будет иная власть и отдельным, никому неведомым пока образом.

А где суша и земля под ногами?

В статье 67 непонятным образом прописано: » Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЮРИСДИКЦИЮ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

Получается, что юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. А шельф согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя МОРСКОЕ ДНО И НЕДРА ПОДВОДНЫХ РАЙОНОВ, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Это как? А где суша и земля? Может, в исключительной экономической зоне?

Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ”).

В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются РАЗЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (СУХОПУТНОЙ И ВОДНОЙ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. А у нас про сушу ничего не сказано. Мы что все – водоплавающие? Жители континентального шельфа? Уточним, что внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Причем здесь вообще этот шельф и почему нет упоминания о суше? Или мы должны радоваться тому, что все же прописаны территории 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции. Фу, даже легче стало… А то не очень-то хочется ощущать себя подводным существом… на дне морском… Хотя на дне уже привычно…

Напрашивается вопрос – зачем так витиевато и непонятно для большинства россиян писать основополагающие пункты Основного закона страны? Чтобы головы сломали или вообще не вникали? А потом с радостью узнали, что живут или на шельфе, или на федеральной территории, которая подчиняется кучке заморских хозяев?

Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

государственная территория;

территория с международным режимом;

территории со смешанным режимом.

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территории со смешанным режимом — это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы. К первой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права. Вторая группа — международные реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и международные каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Билет № 4

Состав территории РФ

Основы правового режима и состав государственной территории РФ определены Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции территория РФ включает территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, в пределах которых осуществляется единая государственная власть.

В составе территории выделяют неподвижную и подвижную ее части. Неподвижная территория государства в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину. Подвижная государственная территория — это корабли, самолеты, космические станции под флагом государства, на которых действуют его законы. Государственной территорией также могут быть морские кабели в открытом море и трубопроводы данного государства.

Правовое регулирование территории как объекта общественных отношений (правовой режим государственной территории <1>) осуществляется преимущественно национальными законами и иными правовыми актами государства. В федеративном государстве признается территориальная юрисдикция его субъектов, т.е. полномочия органов власти субъектов РФ в пределах их территории, которая не может быть изменена без их согласия. Кроме того, субъекты РФ регулируют вопросы своего административно-территориального и муниципально-территориального устройства.

Следует различать государственную и международную территории. Если государственная территория находится под суверенитетом определенного государства, то международной территорией признается пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства (открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, Антарктика, космос, включая небесные тела).

Сухопутной территорией России является вся суша, находящаяся в пределах Государственной границы РФ и охватывающая сухопутные территории субъектов РФ. Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность его сухопутных и морских границ. Являясь правопреемником СССР, Россия остается самым крупным государством в мире. Ее сухопутная территория составляет 17 млн. кв. км.

Дальше – смотри билет №6 вопрос 1)

По состоянию на 17 апреля 2017 количество субъектов РФ — 85. 22 республики; 9 краев; 46 областей; 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Изменение территории сложносоставных субъектов РФ

«Сложносоставными» (сложноустроенными) субъектами РФ считаются области, в состав которых входят автономные округа.

В настоящее время только два субъекта РФ имеют в своем составе другие субъекты РФ — автономные округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа входят в состав Тюменской области, Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе областей, определяются Конституцией РФ, уставами соответствующих областей и автономных округов. Так, согласно Уставу Архангельской области в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ — государственно-территориальное образование, являющееся субъектом РФ и одновременно частью области (ст. 4). Устав Тюменской области содержит гл. 2, посвященную основам отношений Тюменской области с входящими в ее состав Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами.

Согласно ч. 4 ст. 66 Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

Что касается договоров между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области, то они заключаются, пролонгируются, хотя сводятся в основном к переизложению положений Конституции РФ и закреплению общих положений о партнерстве и сотрудничестве.

Отечественная юридическая доктрина уделяет феномену «сложносоставных» субъектов РФ немало внимания <1>. Острой критике подвергается конституционная модель «полноправного субъекта РФ в другом полноправном субъекте». Так, справедливо отмечается, что если исходить из реальности вхождения территории автономного округа в территорию области, то реальным должно быть и распространение юрисдикции органов государственной власти области на территорию округа, но тогда равноправие (полноправие) округа как субъекта РФ становится формальным. Если же исходить из реальности равноправия (полноправия) автономного округа, то полномочия органов государственной власти области не должны распространяться на территорию округа, но это значит, что вхождение округа в состав края или области становится формальным

Ряд исследователей полагают невозможным в рамках действующей Конституции РФ изменение статуса автономного округа, входящего в состав области, т.е. его выход из ее состава. По их мнению, ч. 2 ст. 137 Конституции РФ согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П не допускает изменения состава Российской Федерации или статуса субъектов РФ в упрощенном порядке. Кроме того, ст. 65 Конституции РФ не содержит ссылок на вхождение автономных округов в состав области, а значит, вносить в нее изменения в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, нельзя; а в ст. 66 не упоминается возможность изменения состояния вхождения в какой-либо правовой форме.

Существует еще одно мнение: выход автономного округа из состава области означает изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ. Хотя он сохраняет свои название и видовой статус, но лишается части прав и обязанностей. Например, отношения автономных округов, входящих в состав области, уже не могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области, как это предусмотрено в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ. Нет необходимости даже вносить изменения в ч. 1 ст. 65 Основного Закона. Даже если такие изменения и будут вноситься, то в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ на основании федерального конституционного закона об изменении конституционного статуса субъекта РФ, а следовательно, позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении от 28 ноября 1995 г. N 15-П, предусматривающая упрощенный порядок включения нового наименования..

субъекта Федерации в текст Конституции по ч. 2 ст. 137, к изменению структуры не относится. Статья же 66 Конституции РФ, хотя не упоминает возможность изменения состояния вхождения, но и не препятствует этому. Такое развитие событий допускается иными статьями Конституции РФ, если рассматривать их правовое содержание системно.

Как видим, конституционная конструкция «сложносоставного» субъекта РФ далеко неоднозначна как в теоретическом, так и в практическом плане. Объединение автономных округов с областями, в состав которых они входят, не повлекло за собой отказа от округов как особой территориальной единицы. При этом природа новой юридической формы этих территорий — «административно-территориальных единиц с особым статусом» пока не вполне ясна

Билет № 5

Политико-правовая структура территории Современной России как федеративного государства

Статья 5 КРФ

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Ставший частью России Крым не сможет выйти из состава Российской Федерации, сказал вчера председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин. Согласно Конституции, суверенитет России распространяется на всю ее территорию, права выхода субъекта из ее состава не предусмотрено, пояснил парламентарий. Конституция о возможности выхода из состава России субъектов Федерации не упоминает, в ст. 65 говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов — порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма.

Федеративное устройство Российского государства – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.
В настоящие время в состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ (ч.3 ст.5). Рассмотрим их.
Государственная целостность Российской Федерации. Реализация данного принципа означает, что РФ – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации, поскольку они были образованы самой Россией в составе единого государства. РФ имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, включающую территории всех субъектов, обеспечивает свой суверенитет и территориальную неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг, финансовых средств и т.п.
Единство системы государственной власти. Это единство выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные госорганы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и её субъектами. Система органов государственной власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали – разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, Конституция РФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы государственной власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.
В пределах своей компетенции и федерация, и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

Добавить комментарий