Составление списков присяжных

В основе списков — данные об избирателях.

Не подлежат включению в списки лица:

— не достигшие 25 лет;

-имеющие неснятую и непогашенную в установленном законом порядке судимость;

-признанные недееспособными и ограниченные в дееспособности;

-состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Из этих списков секретарем судебного заседания или помощником судьи, которому предстоит председательствовать в судебном заседании, по распоряжению последнего, осуществляется отбор присяжных заседателей для участия в конкретном уголовном деле путем случайной выборки.

В ходе отбора выявляются и исключаются из списков лица, ошибочно включенных в них в качестве кандидатов в присяжные заседатели.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела не допускаются лица:

— подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

-не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

— имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

При установлении несовпадения данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, составленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с паспортными данными кандидата в присяжные, он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей.

Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на принятие решения по делу и лишила стороны права на отвод, является основанием для отмены приговора.

В предварительном списке указываются фамилия, имя, отчество и домашний адрес каждого из кандидатов, проставляется номер кандидата в таком порядке, в котором происходила случайная выборка.

Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает необходимость ведения и приобщения к материалам уголовного дела специальных протоколов или иных документов, в которых отражалась бы процедура составления секретарем судебного заседания или помощником судьи предварительного списка присяжных заседателей.

После назначения судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 326 УПК, определяющей порядок составления предварительного списка присяжных заседателей, по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки и проверяет наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Такой список с указанием фамилий, имен, отчеств и домашних адресов хранится в канцелярии суда, к материалам дела не приобщается и сторонам не вручается. Данный список необходим для последующей работы по приглашению кандидатов в присяжные заседатели, обеспечению их явки в судебное заседание, поэтому он и называется предварительным. Это необходимо в целях безопасности, предупреждения возможного воздействия на присяжных заседателей и т.п. В дальнейшем на основании такого предварительного списка будет сформирована коллегия присяжных заседателей.

Кандидатам в присяжные заседатели не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является их гражданским долгом. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

В соответствии с требованиями ст. 4, 5, 6, 8 данного Закона общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели составляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по представлению председателя суда каждые четыре года на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», путем случайной выборки. Число граждан, подлежащих включению в общий список от каждого муниципального образования должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ. Число граждан, подлежащих включению в запасной список, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список. О таких списках уведомляются граждане, в течение двух недель предоставляется возможность ознакомиться, после чего списки уточняются, подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляются печатью. Принятые администрацией решения по спискам могут быть обжалованы в суд. Списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. По представлению председателя суда списки ежегодно (или в более короткие сроки) проверяются и при необходимости изменяются и дополняются. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определены в ст. 5.1, а кандидатов в присяжные заседатели окружного (флотского) военного суда — в ст. 9.1. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда РФ согласно ст. 9 Закона отбираются путем случайной выборки аппаратом этого суда из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах РФ.

Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительных органов государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а за непредставление информации или за представление заведомо неверной информации несут административную ответственность.

При этом должны быть проверены все законные обстоятельства, препятствующие участию лица в уголовном деле в качестве присяжного заседателя.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона в эти списки не должны включаться лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Кроме этого, согласно ст. 7 Закона граждане исключаются из списков кандидатов в присяжные заседатели высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; д) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; е) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; е) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подп. «е», — в течение пяти лет со дня увольнения; ж) священнослужителем.

Исходя из требований ст. 10,11,12 Закона граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с их участием, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела. За время исполнения обязанностей присяжному заседателю суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы, возмещаются командировочные и транспортные расходы, сохраняются гарантии и компенсации по месту основной работы, распространяются соответствующие гарантии независимости и неприкосновенности судей, а лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Одну из основ конституционного строя в Российской Федерации составляют права и свободы человека и гражданина. На государство возлагается обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. В настоящее время граждане вправе участвовать в рассмотрении дел судами только в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

В судах первой инстанции ряд уголовных дел могут рассматриваться с участием присяжных заседателей. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

С 20 августа 2004 года действует Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (от 20.08.2004г. №113-ФЗ), который регламентирует участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Определены требования, предъявляемые к присяжным заседателям, а также порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Списки кандидатов составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной компьютерной выборки.

Списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации.

В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» постановлением Правительства Санкт-Петербурга утверждается число граждан для включения в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, а также Порядок их составления.

В апреле 2018 года списки кандидатов в присяжные заседатели на период 01.06.2018 – 31.05.2022 годы сформированы и утверждены Губернатором Санкт-Петербурга.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.02.2005 № 119 «О передаче отдельных полномочий Правительства Санкт-Петербурга Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности» Распоряжениями Комитета в списки кандидатов в присяжные заседатели вносятся изменения. Исключаются граждане, утратившие право быть присяжными заседателями. Вносятся уточнения в сведения о гражданах, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели.

Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности по предоставлению государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке поступивших письменных заявлений граждан о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели Санкт-Петербурга, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели Санкт-Петербурга, содержащихся в этих списках, и принятию решений по указанным заявлениям согласно приложению, распоряжением от 31.08.2016 № 235-р, утвержден Административный регламент.

Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности ведется постоянная работа с заявлениями граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели. При выявлении обстоятельств, препятствующих исполнению гражданином обязанностей присяжного заседателя, распоряжением Комитета указанные граждане исключаются из списков.

Требования к присяжным заседателям

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели

НЕ могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Материальное обеспечение присяжных заседателей

  • компенсация в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
  • возмещение командировочных расходов,
  • возмещение транспортных расходов на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статьей 17.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Освобождение от исполнения обязанности присяжного заседателя

От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены:

  • лица старше 60 лет;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
  • лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
  • лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;
  • иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Окончательное формирование коллегии присяжных осуществляется в соответствии с положениями статьи 328 УПК РФ.

Защита присяжных заседателей

Присяжные заседатели подлежат государственной защите в соответствии с положениями Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Исключение из списков кандидатов в присяжные заседатели

В соответствии со статьей 7 Федерального закона №113-ФЗ от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д_1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е_1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е_2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е_1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

Добавить комментарий