Сотрудничества в борьбе с преступностью

Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Объем, основные направления и формы этого сотрудничества определяются содержанием и особенностями преступности как явления конкретного общества, в значительной степени — национальной политикой государства в борьбе с преступностью и терроризмом. Вместе с тем сотрудничество государств в этой сфере тесно связано с определенным историческим уровнем развития международного сотрудничества и (или) противостояния в целом в политической, социально-экономической, гуманитарной, культурной, правовой, военной и других областях.

Общепризнанным центром, организующим и координирующим международные связи, является Организация Объединенных Наций — универсальная межправительственная организация, действующая на основании специального договора — Устава.

Основной задачей ООН согласно ее Уставу является обеспечение и поддержание мира на Земле, однако ООН содействует сотрудничеству государств и в иных направлениях. Одной из сфер такого сотрудничества является обмен опытом в области предупреждения преступности, борьбы с ней и содействия гуманному обращению с правонарушителями. Эта сфера — сравнительно новое направление деятельности органов ООН, начало которому было положено в 1950 г., когда была упразднена Международная уголовная и пенитенциарная комиссия — МУ ПК (создана в 1872 г.), а ее функции приняла на себя Организация Объединенных Наций. К борьбе с терроризмом ООН активно подключилась с 1972 г.

Для данной области сотрудничества специфическим является прежде всего то, что она затрагивает, как правило, сугубо внутренние аспекты жизни конкретных государств. Причины, порождающие преступность, равно как и меры предупреждения и борьбы с ней, средства перевоспитания лиц, совершивших преступления, формируются и развиваются в каждом государстве по-своему. Они испытывают влияние основных политических и социально-экономических, а также таких конкретных факторов, которые обусловливаются особенностями сложившихся в тех или иных государствах правовых систем, исторических и культурных традиций и т.п.

Здесь, как и в других областях сотрудничества, касающихся проблем экономического, культурного и гуманитарного характера, требуется точное и неуклонное соблюдение норм и принципов, закрепленных в Уставе ООН, составляющих прочный фундамент, на который должна опираться деятельность ООН.

Ряд факторов предопределяет актуальность и развитие международного сотрудничества в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями: существование преступности как объективно обусловленного социального явления конкретного общества вызывает необходимость обмена накопленным государствами опытом борьбы с ней; у международной общественности все большее беспокойство вызывают правонарушения и преступные действия транснациональных преступных объединений; большой ущерб причиняет организованная преступность — неотъемлемая и все увеличивающаяся часть общеуголовной преступности: существенной проблемой для государств остается незаконный оборот наркотиков, угон самолетов, пиратство, торговля женщинами и детьми, «отмывание» денег (легализация преступных доходов), акты терроризма и международного терроризма.

В настоящее время сложился ряд направлений международного сотрудничества по предупреждению преступности, борьбе с ней и обращению с правонарушителями, существующих на двустороннем, региональном и универсальном уровнях.

Основными такими направлениями являются следующие:

  • выдача преступников (экстрадиция) и оказание правовой помощи по уголовным делам;
  • научно-информационное (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных исследований);
  • оказание профессионально-технической помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью и терроризмом;
  • договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, затрагивающими несколько государств (сотрудничество государств по борьбе с отдельными видами преступлений на основе международных соглашений);
  • международно-правовое учреждение и деятельность международных институциональных органов и организаций по противодействию преступности и органов и организаций международной уголовной юстиции (ad hoc и на постоянной основе).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций (межправительственных и неправительственных) и на основании международных соглашений.

К основным источникам (формам), составляющим правовую основу сотрудничества государств в рассматриваемой сфере, относятся:

  • многосторонние международные соглашения, такие как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г., другие конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений (незаконный оборот наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием и т.п.);
  • региональные международные соглашения, такие как Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.;
  • договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции, например соглашения, подписанные европейскими государствами;
  • двусторонние соглашения, такие как Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г.;
  • соглашения — учредительные документы международных органов и организаций, занимающихся вопросами борьбы с преступностью: Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г.; Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.;
  • межведомственные соглашения, например договоры МВД России с соответствующими ведомствами других государств о сотрудничестве;
  • национальное законодательство, прежде всего уголовные и уголовно-процессуальные кодексы и иные уголовные законы.

Как представляется, в связи со спецификой таких преступлений и преступных явлений, как терроризм и международный терроризм, и в связи с особенностями организационно-правовых способов борьбы с ними настала пора решать вопрос о создании межсистемной (национальное право и международное право) отрасли права — «Антитеррористическое право».

Исследуя связь ООН и развития направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью и терроризмом, отметим, что после победы государств — членов антигитлеровской коалиции над фашизмом и милитаризмом, решающий вклад в разгром которых внес Советский Союз, международное общение приобрело качественно новые характер и масштабы, в том числе и в рассматриваемой области.

В период после Второй мировой войны быстро увеличивалось число межправительственных и неправительственных международных организаций, среди которых центральное место по праву заняла созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций.

Положения Устава ООН дали хорошую юридическую основу для развития всего комплекса международных отношений, а также для деятельности самой ООН в качестве всемирной организации безопасности и координатора сотрудничества в различных областях и сферах.

ООН непосредственно занимается проблемами борьбы с уголовной преступностью с 1950 г., в известной мере содействуя, координируя или поощряя развитие направлений и форм международного сотрудничества в этой области.

Заключены и действуют двусторонние и региональные соглашения о выдаче преступников. Этому институту уделяют внимание международные правительственные и неправительственные организации.

Институт выдачи стал играть важную роль и в связи с борьбой государств с агрессией, преступлениями против мира, преступлениями против человечности и военными преступлениями. Такова диалектика сотрудничества государств в борьбе с преступлениями и преступностью: традиционные способы борьбы с общеуголовной преступностью стати содействовать борьбе с наиболее опасными преступлениями национального и международного характера.

На договорной основе развивается международное сотрудничество в области правовой помощи по уголовным делам: выдаче вещественных доказательств, обеспечению явки свидетелей, передаче предметов, добытых преступным путем, а также соответствующими специалистами и технологиями.

Договорно-правовая координация борьбы с преступлениями, которые затрагивают интересы нескольких государств, в период после Второй мировой войны становится все более конкретным направлением международного сотрудничества. Это объясняется тем, что совершенствуется международно-правовая основа борьбы с такими преступлениями с учетом изменения их характера и масштабов. Вместе с тем оформляется договорно-правовое признание опасности ряда иных уголовных преступлений, затрагивающих международные связи. Таким образом, в настоящее время в международных соглашениях признается необходимость координации борьбы с такими преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств, как фальшивомонетничество; рабство и работорговля (включая институты и обычаи, сходные с ними); распространение порнографических изданий и изделий: торговля женщинами и детьми; незаконное распространение и употребление наркотиков; пиратство: разрыв и повреждение подводного кабеля: столкновение морских судов и неоказание помощи на море; «пиратское» радиовещание; преступления, совершаемые на борту воздушного судна; преступления против лиц, пользующихся защитой согласно международному праву; захват заложников; преступление наемничества; преступления, направленные против безопасности морского судоходства; противоправные обращения с радиоактивными веществами; отмывание доходов, добытых преступным путем; незаконная миграция; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

Российская Федерация является участником большинства соглашений такого рода; например, лишь в последние годы были подписаны: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1998 г., Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.

После Второй мировой войны широкое развитие получило научно-информационное направление международного сотрудничества в борьбе с преступностью (обмен национальным научным и практическим опытом, обсуждение проблем и проведение совместных научных исследований).

СССР, затем Российская Федерация занимают активную позицию в развитии научно-информационного направления международного сотрудничества. Советские и российские делегации принимали участие в работе 2-го—12-го конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в различных международных встречах и симпозиумах, посвященных обмену опытом.

С начала 1960-х идо конца 1980-х годов социалистические страны систематически проводили криминалистические симпозиумы, на которых рассматривались вопросы применения технических средств в борьбе с преступностью; проведения экспертиз, основанных на достижениях химии, физики, биологии и других наук для раскрытия преступлений; тактики производства отдельных следственных действий; методики расследования различных видов преступлений, а также выявления особенностей борьбы с рецидивной преступностью, преступностью несовершеннолетних и др.

После прекращения существования СССР научно-информационное направление развивалось в рамках СНГ и Союза Россия — Белоруссия. Например, в ноябре 2003 г. в России состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в Южном регионе России», в которой приняли участие государства — участники СНГ, расположенные в Закавказье. Практически на всех заседаниях главных органов СНГ — Совета глав государств. Совета глав правительств. Исполнительного комитета, Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ — обсуждаются проблемы борьбы с преступностью и терроризмом. В частности, в июне 2003 г. была одобрена Программа СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма до 2005 г, где специальный раздел посвящен информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению борьбы с терроризмом и иными особо опасными преступлениями. Важным направлением деятельности государств в рамках СНГ по контролю и борьбе с терроризмом является гармонизация национального законодательства и этой сфере.

В период после Второй мировой войны полностью сложилось и такое направление международного сотрудничества, как оказание профессионально-технической помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью. Если ранее оказание такой помощи происходило на двусторонней основе и эпизодически, то с конца 1940-х годов оно стало осуществляться еще и через систему органов ООН и на региональном уровне. Это направление тесно связано с научно-информационным направлением международного сотрудничества и деятельности ООН в борьбе с уголовной преступностью.

Основными видами профессионально-технической помощи в области борьбы с преступностью являются предоставление стипендий, направление экспертов и организация или содействие проведению семинаров.

ООН предоставляет стипендии для должностных лиц из числа специалистов в таких сферах борьбы с преступностью, как предупреждение преступности среди несовершеннолетних, условное осуждение и надзор за бывшими заключенными, судебная и пенитенциарная системы.

С середины 1960-х годов в связи с изменениями в количественном и географическом представительстве государств — членов ООН стипендии, как правило, стали предоставляться специалистам из стран, освободившихся от колониальной зависимости. Однако здесь возникла проблема эффективного использования полученного опыта, ибо уровень борьбы с преступностью и возможности для этого в стране пребывания стипендиата и страны, его направившей, как правило, резко отличались. Позже эта проблема была относительно решена путем создания региональных институтов ООН по подготовке специалистов из числа лиц, получающих стипендии.

Более действенным видом оказания профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью странам, нуждающимся в ней, явилось направление экспертов по просьбе правительств соответствующих государств. Такого рода практика осуществлялась как на двусторонней основе, так и при содействии ООН и других международных организаций. В последние годы участились просьбы о проведении научных исследований в соответствующих областях, а также о разработке планов предупреждения преступности.

В целях поощрения оказания профессионально-технической помощи Генеральная Ассамблея ООН по рекомендации своего Третьего комитета приняла на 36-й сессии резолюцию «Предупреждение преступности и уголовное правосудие и развитие», в которой настоятельно призвала Департамент по техническому сотрудничеству в целях развития Программы развития ООН повысить уровень своей поддержки программ технической помощи в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и поощрять техническое сотрудничество между развивающимися странами.

В 1990-е годы на новый уровень было поднято оказание профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью в рамках Содружества Независимых Государств: в 1999 г. был заключен Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств — участников СНГ. В июне 2000 г. было одобрено Соглашение о взаимодействии между Советом Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ и Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ, которое определяет как порядок оказания профессионально-технической помощи в борьбе с преступностью, так и порядок обмена научно-практическим опытом в этой сфере. Например, в соответствии с Соглашением соответствующие службы государств — участников СНГ должны рассматривать вопросы гармонизации национальных норм и международной нормативно-правовой основы в сферах:

  • противодействия организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических актов на территориях других государств;
  • борьбы с незаконным производством и оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, противодействия наемничеству; установления уголовной ответственности за преступления террористического характера.

Международно-правовое учреждение и деятельность международных межправительственных организаций и институциональных представительных органов, а также органов международной уголовной юстиции как направления международного сотрудничества по противодействию преступности развиваются на глобальном, региональном и локальном уровнях ad hoc и на постоянной основе.

Таковы основные направления международного сотрудничества в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями, сложившиеся в процессе длительной эволюции международного сотрудничества в политической, социально-экономической, правовой, культурной и иных областях.

Эти направления необходимо рассматривать как международную систему деятельности в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями, ибо каждое из них имеет свое самостоятельное значение и вместе с тем находится во взаимосвязи с другими. Они являются выражением объективных процессов международного сотрудничества в социальной и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и должны развиваться на основе принципов современного международного права.

После принятия Устава ООН происходило дальнейшее развитие форм сотрудничества: в рамках международных органов и международных организаций, действующих в области борьбы с преступностью, а также на основании международных договоров.

Сотрудничество в рамках международных организаций в такой специфической области, как борьба с уголовной преступностью, является важным и перспективным.

Проблемы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями рассматриваются рядом органов ООН, а также ее специализированными учреждениями. Отдельные региональные организации (Лига арабских стран. Африканский союз) тоже занимаются этими проблемами. Расширяет свою деятельность Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Специальное внимание указанным проблемам уделяют Совет Европы, Европейский союз, ОБСЕ, ряд неправительственных международных организаций.

В 1998 г. произошел настоящий прорыв в сфере создания органов международной уголовной юстиции: был одобрен Римский статут Международного уголовного суда. 1 июля 2002 г. он вступил в силу.

Еще одной общепризнанной формой межгосударственного общения, включая сотрудничество в области борьбы с преступностью и терроризмом, являются международные договоры. Международный договор — основной источник международного права — играет важную роль и в оформлении международных связей в области борьбы с преступностью.

Отметим в первую очередь тот факт, что международные организации, созданные для решения соответствующих проблем, действуют на основании договоров особого рода — уставов. Каждое из направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью получило в той или иной степени международно-правовую регламентацию в соответствующих договорах.

Общая тенденция к расширению международного сотрудничества в этой сфере связана с обеспокоенностью народов существованием преступности, мешающей их социально-экономическому и культурному развитию. Каждое государство в той или иной степени подвержено уголовной преступности и транснациональным преступлениям и поэтому стремится (хотя и с различной степенью заинтересованности) ознакомиться с опытом борьбы с ними других государств, а также передать им свой опыт. Это и составляет основу дальнейшего развития международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Международное сотрудничество в предупреждении преступности.

Транснациональная (международная) преступность — совокупность совершенных преступлений, причиняющих вред развитию человеческого общества. Транснациональные преступления: преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение войны в нарушение международных договоров, соглашений (геноцид, экоцид); преступления против человечности, включающие убийства и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны (биоцид, наемничество); военные преступления, включающие нарушение законов или обычаев ведения войны.

Основные преступления международного (транснационального) характера. Преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений (терроризм, угон самолетов, захват заложников, хищения ядерного орудия, незаконное радиовещание); преступления, наносящие ущерб экономическому и социально- культурному развитию государств и народов (незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ; фальшивомонетничество, контрабанда, нелегальная иммиграция, преступные посягательства на окружающую среду, преступные посягательства на национально-культурное наследие)

Деятельность Комитета по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями Организации Объединенных Наций. Международные конгрессы ООН по предупреждению и обращению с правонарушителями. Международные организации, имеющие в ООН консультативный статус. Международная ассоциация уголовного права; Международное криминологическое общество; Международное общество социальной защиты; Международное пенитенциарное общество.

Международная организация уголовной полиции Интерпол. Цели, задачи, функции, структура Интерпола. Интерпол в международном розыске и экстрадиции преступников. Интерпол в социально-правовом контроле над: организованной и экономической преступностью; террористической деятельностью; незаконным оборотом наркотиков; хищениями предметов, представляющих культурную ценность; фальшивомонетничеством и подделкой документов; преступностью в сфере высоких технологий; автотранспортными преступлениями и др.

Вопрос 76

Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой такого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона. Так, например, в 1971 г. 14 государств — членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским/семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;

б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;

г) обеспечение неотвратимости наказания;

д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

Формы международного сотрудничества в социально-правовом контроле над преступностью: международные консультации; разработка программ сотрудничества в области предупреждения преступлений; обмен правоохранительным опытом; передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства или постоянного места жительства. Передача органам другого государства надзора за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями, выдача преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования, подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных научно-технических средств и оказание материально-технической помощи другим государствам.

Понятие международного преступления

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью развивается по двум основным направлениям – сотрудничество путем заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений (конвенционное сотрудничество) и сотрудничество в рамках международных организаций (институционное сотрудничество).

Институционное сотрудничество осуществляется в рамках различного рода комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с тем или иным договором, международных универсальных организаций (например, ООН), специализированных учреждений ООН и, конечно же, Интерпола и Европола.

Основанием привлечения к уголовной ответственности физических лиц является совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права. Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международного военного трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом все международные преступления можно разделить на три группы:

  1. преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;
  2. военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпевших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной совбственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;
  3. преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам.

Можно выделить следующие международные преступления:

а) преступления геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступления агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид – это действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности можно определить как совершение следующих действий:

  • предумышленное убийство;
  • истребление – предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения;
  • порабощение – осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;
  • депортация или насильственное переселение людей – принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства; депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны;
  • заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства;
  • пытки – умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;
  • изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести – изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;
  • преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международного права
  • насильственное сокрытие человека – арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок;

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как нарушения законов и обычаев ведения войны.

Другим основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, международный правопорядок, т. е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств и в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные международные конвенции или имеются группы конвенционных норм:

  • посягательство на лиц, пользующихся международной защитой;
  • незаконный захват воздушных судов;
  • незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства;
  • пиратство;
  • захват заложников;
  • незаконный захват и использование ядерного материала;
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • подделка денежных знаков;
  • рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством;
  • эксплуатация проституции третьими лицами;
  • распространение порнографических изданий;
  • незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Отдельные виды уголовных преступлений международного характера и сотрудничество государств по их пресечению

Правоотношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера первоначально регламентировались главным образом двусторонними соглашениями. Наиболее распространенными в этой области являются соглашения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В свое время СССР заключил с рядом других государств двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, составной частью которых являются разделы о правовой помощи по уголовным делам. Данные договоры перешли к России как государству – правопродолжателю СССР. Однако ряд соглашений заключен и от имени Российской Федерации – с Литвой, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном, Азербайджаном, Ираном и т. д. Кроме того, Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью с Финляндией, Швецией, США и рядом других государств.

В качестве второй формы конвенционного сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера выступают региональные соглашения, заключаемые в рамках ОАГ, ЕС, СНГ. Так, страны страны СНГ подписали в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, регламентирующую сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т.д.

Рабство, работорговля и другие формы торговли людьми

Первым универсальным договором, направленным на борьбу с рабством и работорговлей, следует считать подписанную 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций Конвенцию о рабстве.

Согласно этой Конвенции под рабством следует понимать «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». 7 сентября 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Ее нормы квалифицируют как преступление обращение другого лица в рабство, калечение, клеймение рабов, склонение людей к отдаче себя в рабство, перевозку рабов и т. д. В Конвенции особое внимание уделяется завуалированным формам рабства, как-то: продажа и эксплуатация детского труда; обращение в домашнее рабство женщин; долговая кабала; крепостное состояние.

Подделка денежных знаков (фальшивомонетничество) также относится к одному из старейших уголовных преступлений.

В отношении его действует Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков, заключенная 20 апреля 1929 г. Согласно Конвенции преступными являются действия по изготовлению или изменению денежных знаков (бумажных денег и металлических монет), находящихся в обращении, а также сбыт поддельных денежных знаков. В Конвенции ничего не говорится о подделке и сбыте различных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, облигаций) и знаков почтовой оплаты. Одни авторы предполагают, что такие действия могут быть приравнены к подделке и сбыту денежных знаков, другие считают, что текст Конвенции устарел и понятие «денежный знак» требует расширения.

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ

Единая конвенция о наркотических средствах была подписана 30 марта 1961 г. и заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. Согласно Конвенции 1961 г. преступными являются следующие деяния: культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков, произведенных в нарушение норм Конвенции, и любые другие действия (ст. 36). Употребление наркотиков не входит в перечень преступных деяний. Наркотическим средством считается любое природное или синтетическое вещество, включенное в списки I–II Конвенции 1961 г. В списках наркотические средства разделены на четыре группы в зависимости от режима контроля за ними, определяемого степенью вредности.

Органами международного контроля за наркотическими средствами являются Международный комитет по контролю за наркотиками и Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС.

Конвенция о психотропных веществах была принята 21 февраля 1971 г. Психотропным веществом является любое природное или синтетическое вещество или любой природный минерал, которые включены в списки I–IV Конвенции 1971 г.

19 декабря 1988 г. была принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция не отменяет действий ранее принятых Конвенций 1961 и 1971 гг. Государства – участники Конвенции 1988 г. приняли на себя права и обязанности в соответствии с предыдущими конвенциями. Кроме того, она содержит ссылки на их некоторые положения.

Преступления, совершаемые на борту воздушного судна

Здесь прежде всего речь идет об угоне воздушного судна и об актах, направленных против безопасности гражданской авиации. ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существенным образом расширен. К преступным действиям Конвенция (ст. 1) относит совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту воздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации; установка на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением считается как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Незаконный захват и использование ядерного материала как новый вид противоправных действий стал распространенным в связи с развитием ядерной техники и ядерного производства, что поставило государства перед необходимостью координации своих действий в борьбе с этим явлением. Хищение ядерного материала как преступление международного характера установлено Конвенцией о физической защите ядерного материала, которая была открыта для подписания 3 марта 1980 г.

Положения Конвенции применяются к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки.

Согласно ст. 7 Конвенции преступными являются следующие деяния, совершаемые без соответствующего разрешения компетентных органов: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности; кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; требование о выдаче ядерного материала посредством угрозы силой, или применения силы, или иной формы запугивания; угроза использовать ядерный материал, совершить его кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

Преступлением считается также акт покушения и все виды соучастия.

Терроризм. «Международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами»7. Терроризм также определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях8. Терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее опасных форм преступности.

В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано.

Международно-правовые основы контртеррористического сотрудничества. Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права (прежде всего, государств и международных межправительственных организаций) связано с разработкой, принятием и введением в действие 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г., региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г. и, наконец, многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

Эти договоры идут несколько дальше, чем договоры о правовой помощи, ибо не только содействуют сотрудничеству государственных органов соответствующего профиля – правоохранительного и по борьбе с преступностью, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контртеррористические механизмы.

Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип «aut dedere aut judicare» («либо выдай, либо суди»).

Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уровень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Институционные и институциональные системы контроля и борьбы с терроризмом. Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.), а также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности – учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организациями – основными субъектами международного права) институциональные системы – Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ.

К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран – участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористическим международным органом.

Под эгидой ООН разработаны и приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г. и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Ведется работа над проектами Конвенции ООН по ядерному терроризму и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

Сотрудничество государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера в рамках международных организаций

Другим видом сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера является сотрудничество в рамках международных органов, т. е. сотрудничество на институционной основе.

Сотрудничество в рамках ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в рамках деятельности ЭКОСОС рассматриваются различные аспекты борьбы с преступностью. В системе ЭКОСОС с 1965 г. существует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Специализированными конференциями в рамках деятельности ООН являются конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся один раз в пять лет.

Значительную роль в координации действий государств, их правоохранительных органов играет Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Главная задача сотрудников Интерпола – обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран и снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сугубо полицейские функции они не выполняют.

В рамках Европейского союза с 1 июля 1999 г. действует Европейское полицейское ведомство, которое сокращенно именуется Европол. Местонахождение Европола – Гаага (Нидерланды). С одной стороны, Европол является органом Европейского союза, но с другой – обладает собственной правосубъектностью.

Так, например, Европол может вступать в отношения с Интерполом, а также государствами, не являющимися членами Европейского союза (ст. 10, 26, 42 Конвенции о Европоле).

К основным направлениям деятельности Европола в сфере борьбы с преступностью относятся: научно-техническое содействие и координация работы национальных следственных органов и информационное содействие государствам-членам в расследовании преступлений.

6 ноября 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол).

Правовая помощь по уголовным делам

Нормативная регламентация правовой помощи, и в частности, правовой помощи по уголовным делам, весьма разнообразна: многочисленные специальные двусторонние соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры о правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.

Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам охватывают широкий круг ситуаций. Определенный интерес в этом плане представляет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она, в частности, содержит положения, согласно которым государства-участники взяли на себя обязательства по поручению другого государства в соответствии со своим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории другой страны – участницы Конвенции (ст. 72–76). В Российской Федерации действует более 20 договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных бывшим СССР, а также ряд соглашений, заключенных от имени Российской Федерации.

7 ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: Конвенцию о выдаче 1957 г. и Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Для Российской Федерации конвенции вступили в силу 9 марта 2000 г. после их ратификации Федеральным Собранием.

Соглашения о правовой помощи, как правило, регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников. Вопросам экстрадиции посвящены также двусторонние соглашения о выдаче преступников. Положения о выдаче могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера.

Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного уголовного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется: если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к которому обращено требование; преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование; по законодательству государства, к которому обращено требование, уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иным законным основаниям; в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление о прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование; преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Международное сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью развивается на трех уровнях:

• уровень двустороннего сотрудничества между государствами;

• региональный уровень;

• сотрудничество на универсальном (общемировом) уровне.

Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью чрезвычайно разнообразны, но все они сводятся к таким видам:

1. Заключение международных соглашений (о правовой помощи по уголовным и иным делам, конвенции по борьбе с отдельными преступлениями международного характера и т.д.);

2. Создание соответствующих международных организаций (специально созданные для противодействия международной преступности — Интерпол или организации общей компетенции, для которых борьба с преступностью является одним из направлений работы — ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.).

На основании международных соглашений и в рамках международных: организаций государства решают различные вопросы, а именно согласование национальных законодательств в сфере борьбы с преступностью; оказание правовой помощи по уголовным делам; и экстрадиция; взаимодействие правоохранительных органов; обмен опытом предоставления технической и финансовой помощи; создание совместных специализированных банков данных о преступлениях и преступниках.

В зависимости от количества участников договора, в том числе в сфере борьбы с преступностью, разделяют на двусторонние и много посторонние. Основную массу договоров составляют двусторонние. Порядок заключения, соблюдение, прекращение действия двусторонних между народных договоров регулируется Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 и Венской конвенции о праве <договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986

Двусторонние договоры, как правило, касаются оказанию правовой помощи по уголовным, гражданским, семейным делам

Важное место в деле сотрудничества государств в борьбе с: преступностью занимают многосторонние соглашения о прекращении преступлений международного характера и наказания за них. Такие договоры призваны решить, как правило, значительные проблемы общечеловеческого и регионального значения (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968, международные конвенции г морского и космического права и т.д.).

В многосторонних международно-правовых актах дается квалификация преступлений международного характера (например, международного терроризма, хищения ядерного материала, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, «фальшивомонетничества», рабства, работорговли, торговли женщинами и детьми, пиратства и др.).

Международный терроризм — это общественно опасные в международном масштабе деяния, направленные на достижение определенных целей, как правило, политических, сопровождающиеся бессмысленной гибелью людей, прерыванием международных транспортных отношений, нарушением нормального функционирования дипломатических представительств государств и их персонала, мешающие осуществлению международных контактов и встреч .

Предоставленное время действует группа универсальных конвенций по борьбе с международным терроризмом в конкретных областях: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1 970 p .; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 .; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1 973 p .; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства +1988 p .; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1 988 p .; Конвенция о защите персонала ООН и связанного с ним персонала 1994 и др.

Одна из опасных форм проявления международного терроризма — захват заложников, то есть захват или удержание любой (которых) лицом (лицами) другого лица (лиц), сопровождаемое угрозой убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника (заложников) с целью заставить третью сторону ( государство, международную организацию, юридическое или физическое лицо) совершить или воздержаться от совершения какого-либо акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника (заложников). В 1979 г.. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о борьбе с захватом заложников. Согласно Конвенции преступлением также признается попытка осуществления захвата заложников и принятие участия в захвате в качестве сообщника. Государства-участники за упомянутые преступления с учетом их тяжкого характера должны предусматривать в своем уголовном законодательстве соответствующие наказания.

Противодействие современному терроризму требует системного подхода, где, наряду с комплексом международных, государственно-правовых мер, важной составляющей должна стать активная позиция гражданских институтов общества. В частности, Международная общественная организация «Международное антитеррористическое единство», выступает за объединение общественных усилий, чтобы максимально способствовать формированию и развитию негосударственной системы национальной безопасности, субъекты которой могли бы решать принципиальные задачи. Приоритетность в борьбе с терроризмом принадлежит профилактической деятельности.

Взаимодействие по проблемам антитеррористической деятельности на современном этапе становится существенным фактором изменения общепланетарных реалов а создание широкой антитеррористической коалиции вне рамкам: отдельных блоков и союзов (НАТО, ЕС, СЕ и др.) Будет способствовать развитию единой системы международной безопасности без разделительных линий. Это итоге должна стать залогом стабильности, сотрудничества взаимопомощи в мире.

Хищение ядерного материала является относительно новым видом противоправных деяний, имеет высокую степень общественной опасности В 1980 г.. Принята Конвенция о физической защите ядерного материала. Статьи 7-13 этого документа непосредственно относятся к противоправным деяниям в этой сфере. В соответствии со ст. 7 уголовным правонарушением каждым государством-участником в рамка: своего законодательства признается, в частности: кража ядерного материала или его захвата путем грабежа; присвоение че получения обманным путем ядерного материала; действия, представляющие собой требование о выдаче ядерного материала с допомогок применения силы или ее угрозы или другой формы запугивания; угроза использовать ядерный материал, осуществить йогс кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

Как правонарушения также квалифицируется соучастие в указанных действиях и попытка осуществления. Каждое государство-участник Конвенции 1980 принимает соответствующие меры наказания за указанные правонарушения с учетом их серьезности.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В целях борьбы с этими противоправными деяниями заключены Единая конвенция о наркотических средствах 1961 и Конвенция о психотропных веществах 1971 Они регламентируют: меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а также меры по борьбе с культивирования, производства, хранения, продажи, покупки, ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ и нарушение установленных правил.

В 1988 г.. Была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, не предусматривает прекращение действия конвенций 1961 и 1971, наоборот, она содержит ссылки на некоторые положения этих конвенций. Заключение Конвенции 1988 г. Вызвано необходимостью укрепления и дополнения мер, предусмотренных предварительным конвенциями, с целью уменьшения размаха и масштабов незаконного оборота наркотических и психотропных веществ, его серьезных последствий.

Статья 3 Конвенции 1988 г. Содержит перечень действий, которые должны признаваться уголовными преступлениями государствами-участниками в соответствии с национальным законодательством. Среди них следует выделить: производство, изготовление, готовка, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, перевозки, транзит, транспортировку, импорт или экспорт любой наркотической или психотропного вещества в нарушение положений конвенций 1961 и 1971 г. .; культивирования опийного мака, кокаинового куста, растения каннабис в целях производства наркотических средств; организацию, руководство или финансирование указанных правонарушений и др.

Этим проблемам посвящены и Политическая декларация ООН 1990, Всемирная программа действий по международному сотрудничеству в борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ. В Всемирной программе действий предусмотрены меры по борьбе со злоупотреблением наркотиков и их незаконным оборотом на национальном, региональном и международном уровнях. В соответствии с положениями Генерального секретаря ООН предложено ежегодно направлять Генеральной Ассамблеи доклад о деятельности по реализации Всемирной программы.

«Фальшивомонетничество» или подделка денежных знаков является одним из древнейших противоправных деяний, серьезно подрывают экономическую систему государств. У1929 г.. Была подписана Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков.

Согласно этой Конвенции обманные действия по изготовлению или изменения денежных знаков (бумажных денег, банковских билетов, металлических монет), находящихся в обороте, а также сбыт поддельных денежных знаков квалифицируются как преступление. Она не охватывает деяния, связанные с подделкой векселей, чеков, аккредитивов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг, так выдвигаются предложения по ее ревизии и совершенствования. С 1931 г.. Государства-участники Конвенции 1929 вместе с другими заинтересованным сторонами периодически собираются на международные конференции дл координации усилий государств, эмиссионных учреждений и крупнейших банков в борьбе с «фальшивомонетничеством».

Рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми. Согласно и Конвенции о рабстве 1926 рабство определяется как положение или состояние человека, над которым осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. Торговля невольниками представляет собой всякий акт захвата, приобретения или уступки человека; целью продажи ее в рабство; всякий акт приобретения невольника; целью продажи его или обмена невольника; любой акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с меток продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников. Государства-участники Конвенции 1926 приняли обязательства содействовать друг другу для достижения уничтожения рабства и торговли невольниками. В 1953 г.. Генеральная Ассамблея ООН одобрила протокол, который внес некоторые изменения в Конвенцию 1926, а в 1956 г.. Была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Под такими институтами и обычаями в Приложении конвенции понимаются: долговая кабала; крепостное состояние; обещание выдать замуж или выдачи замуж женщины за вознаграждение без права отказа с ее стороны; право человека передавать женщину за вознаграждение другому человеку; передача женщины после смерти мужа в наследство другому мужчине; передача ребенка или подростка моложе 18 лет своими родителями или опекунами другому лицу за вознаграждение с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.

В связи с тем, что проституция и сопровождающее ее зло, которым является торговля людьми, преследует цель проституции, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожают благосостоянию человека, семьи и общества, в 1950 была заключена Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.

Наемничество было квалифицировано преступным и уголовное деянием в международном праве сначала в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Так в 1968 г.. Устанавливалось, что практика использования наемников — уголовно наказуемое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам-членам ООН было рекомендовано принять законы, устанавливающие ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за пребывание граждан на службе в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходимость наказания наемников установлена и в «Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов» 1973

Международная опасность наемничества заключается в подрыве стабильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и расистских режимов. Если наемников засылает государство, то такие действия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями. Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями:

• по уголовным законам государства, на территории которого они совершили преступления. Ряд государств установили уголовную ответственность за батрачества, в других странах они предаются суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов;

• уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными судами, если наемники совершили преступления на территории нескольких государств.

Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 касается преступлений на воздушном транспорте. В 1971 принята Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, к преступлениям относит также акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разрушения воздушного судна или причинение ему повреждений; помещения или осуществления действий, приводящих к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, устройств или вещества, которые могут причинить повреждения или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждения аэронавигационного оборудования; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности воздушного суды (ст. 1).

При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступник или приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника наказание назначается по приговору суда государства, в котором зарегистрировано воздушное судне Этим обеспечивается неотвратимость наказания преступника, где бы он н скрывался от правосудия.

Государство приземления воздушного судна обязана возвращены похищенное воздушное судно и груз законным владельцам быстрее разрешить экипажа и пассажирам вылет и следование по маршруту.

В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, еще обслуживающих международную гражданскую авиацию. Все конвенции распространяются только на гражданские воздушные суда. В случае осуществления перечисленных преступлений на военных, полицейских и таможенных воздушных судах применяется исключительно законодательство их государственной принадлежности (государственной регистрации). Поэтому, например, воры таких судов после приземления в других странах подлежат выдаче государству регистрации этих воздушных судов для уголовного преследования.

Характерным для упомянутых конвенций является закрепление права всех государств быть их участниками, — то есть они имеют универсальный характер.

Современное развитие общественных отношений в области борьбы с преступностью

С развитием общества и тенденций к глобализации возник феномен транснациональной и международной преступности.

Территориальная (глобальная) распространенность этого вида преступности существенно повышает общественную опасность криминальных посягательств, совершаемых международными преступными сообществами, одновременно ослабляя и понижая эффективность социального контроля. Криминологи отмечают, что в последние десятилетия количественные и качественные характеристики преступности в отдельной стране прямо (по отдельным видам преступлений) или косвенно зависят от совокупности внешних факторов. В этой связи приоритетное значение должно отводиться вопросам координации предупредительной работы на межгосударственном и международном уровнях.

В условиях глобализации экономики, культуры, политики и иных сфер жизни общества транснациональная преступность стала представлять серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Ее общественная опасность стала выражаться в рассредоточенности преступных деяний и субъектов одновременно на территории нескольких государств, при этом социальные последствия таких деяний нередко проявляются за пределами государств, на территории которых они были совершены, и представляют опасность для интересов более чем одной страны.

К числу транснациональных международное сообщество относит 17 групп преступлений (согласно классификации ООН):

  • 1) отмывание денег;
  • 2) терроризм;
  • 3) кражи произведений искусства и предметов культуры;
  • 4) кража интеллектуальной собственности;
  • 5) незаконная торговля оружием;
  • 6) угон самолетов;
  • 7) морское пиратство;
  • 8) захват наземного транспорта;
  • 9) мошенничество со страховкой;
  • 10) компьютерная преступность;
  • 11) экологическая преступность;
  • 12) торговля людьми;
  • 13) торговля человеческими органами;
  • 14) незаконная торговля наркотиками;
  • 15) ложное банкротство;
  • 16) проникновение в легальный бизнес;
  • 17) коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц.

Следует отметить, что не все страны на сегодняшний день криминализовали в своих национальных законодательствах подкуп должностных лиц, хотя отдельные виды взяточничества все же уголовно запрещены. Представленная классификация наглядно демонстрирует, насколько сильно и одновременно опасно влияние преступности на жизнь отдельных граждан, отдельные отрасли и мировую инфраструктуру.

В подобных условиях межгосударственное, межправительственное и иные формы взаимодействия приобретают приоритетное значение.

Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется в рамках, установленных отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон.

К наиболее распространенным формам межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью, детерминированных правовыми, экономическими, организационными и техническими возможностями большинства стран, можно отнести:

  • • заключение и реализацию международных соглашений по вопросам борьбы с преступностью, предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями;
  • • оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам;
  • • исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;
  • • регламентацию уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка;
  • • обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов разных государств;
  • • проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью;
  • • обмен опытом правоохранительной работы;
  • • оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;
  • • предоставление материально-технической и консультативной помощи.

Координатором международного сотрудничества в борьбе с преступностью выступает ООН и входящие в ее состав специализированные органы. Функции ООН по борьбе с преступностью закреплены в ее уставе.

В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН (1950 г.) эта организация каждые пять лет проводит конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они направлены на координацию деятельности государственных и общественных организаций, обеспечивающую обмен опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности законодательных органов и органов уголовной юстиции (наша страна – постоянный участник таких конгрессов с 1960 г.).

Среди документов, касающихся вопросов международной борьбы с преступностью, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, можно назвать минимальные стандартные правила обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов, программа по контролю над наркотиками и др.

Российская Федерация как член ООН является участницей практически всех международных конвенций и соглашений по борьбе с преступностью. В настоящее время в нашей стране активное участие в борьбе с преступностью и защите жертв преступлений принимают такие органы ООН, как Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Управление по наркотикам и преступности, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и др.

Активными субъектами международного сотрудничества в данной сфере выступают межправительственные организации, среди которых особенно выделяются Международная группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная организация по миграции (МОМ), Международная федерация обществ Красного креста и Красного полумесяца и др.

Отдельное внимание среди названных межправительственных организаций следует уделить созданной в 1923 г. Международной организации уголовной полиции (с 1956 г. называемой Интерполом). Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную. В настоящее время он объединяет 190 государств. Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, сессии которой проходят ежегодно. Существенным отличием Интерпола от других международных организаций выступает наличие в каждой стране национального центрального бюро (НЦБ).

Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.

НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств– членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.

Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.

Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:

  • 1) Конвенции ООН:
    • • О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);
    • • Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция);
    • • О борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);
    • • Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);
  • 2) Конвенции Совета Европы:
    • • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);
    • • Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;
    • • Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);
  • 3) Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.

Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).

Среди них: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств – участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств –участников СНГ (1996 г.), Соглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011–2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011– 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 гг. и др.

На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:

  • • Совет министров внутренних дел (СМ ВД);
  • • Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);
  • • Совет министров юстиции (СМ Ю);
  • • Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);
  • • Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);
  • • Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (СРТС);
  • • Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);
  • • Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);
  • • Антитеррористический центр (АТЦ);
  • • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).

В систему обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам на пространстве СНГ включены практически все государства Содружества.

  • См.: Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 2006. С. 625.

Добавить комментарий