Социал демократическое государство функции

Что такое социал-демократия? Кратко

Социал-демократия — это левая политическая идеология, возникшая в рамках социализма. Социал-демократы выступают за бо́льшее общественное равенство при сохранении демократических свобод.

Социал-демократия предполагает активное участие государства в жизни общества, но не выступает против рыночной экономики как таковой. Справедливость можно обеспечить и при капитализме — в условиях смешанной экономической системы, полагают социал-демократы.

Социал-демократы — это… Социал-демократы, коммунисты и либералы

В отличие от коммунистов и «классических» социалистов, современные социал-демократы не считают идеалом командную экономику и не призывают изъять средства производства из частной собственности. Социал-демократы призывают не к революционному свержению капитализма, а к его совершенствованию.

В отношении к демократическим правам и свободам социал-демократия близка к либерализму. Однако либералы, в отличие от социал-демократов, ставят во главу угла личную свободу, а не общественные интересы, а также выступают за минимальное вмешательство государства в экономику.

Два главных направления в развитии социал-демократии. Социал-демократия в России

Изначально, до Первой мировой войны, социал-демократами называли всех представителей левых сил, кроме анархистов. Социал-демократическая идеология возникла под влиянием утопического социализма и марксизма. В результате к социал-демократам относили и революционеров, и умеренных сторонников постепенных преобразований.

Исторически два главных направления в развитии социал-демократии — умеренное (реформистское) и радикальное (революционное).

В Российской Империи политические партии вплоть до 1905 года были запрещены, поэтому Российская социал-демократическая рабочая партия возникла нелегально. Ее учредительный съезд состоялся в 1898 году в Минске, но практически все делегаты тогда были арестованы полицией.

Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)

В.И. Ленин. «Задачи русских социал-демократов», 1897 год

II съезд РСДРП состоялся лишь в 1903 году в Лондоне. На нем партия раскололась на умеренных меньшевиков во главе с Юлием Цедербаумом-Мартовым и радикальных большевиков во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным.

  • Большевики и Ленин выступали за социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата (рабочего класса) в России.

  • Меньшевики и Мартов считали Россию не готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата. По их мнению, стране нужны были демократические изменения, которые в будущем приведут ее к социализму.

Ленин (в центре) и Мартов (справа в первом ряду) в составе членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». 1897 год

После Октябрьской революции 1917 года большевики пришли к власти. Вскоре РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию. Социал-демократы, выступавшие за постепенные изменения, попали в число врагов новой власти.

Социал-демократия — политическое направление в международном рабочем движении, переродившееся в мелкобуржуазное течение и ставшее опорой капитализма в его борьбе против революционного движения пролетариата.

Толковый словарь Ушакова. 1935-1940 гг.

Социал-демократы у власти на Западе. «Шведский социализм»

В странах Западной Европы после Первой мировой войны социал-демократические правительства стали регулярно приходить к власти. Обычно это происходило в рамках двухпартийной системы: например, в Великобритании партия лейбористов неоднократно побеждала на выборах партию консерваторов.

После Второй мировой войны умеренные социал-демократы укрепили свои позиции. Осознав трагический опыт гитлеровского национал-социализма, левые убедились в ценности правового государства и демократии, провозгласили высшими ценностями «свободу, справедливость и солидарность» (Годесбергская программа Социал-демократической партии Германии, 1959 год).

В Швеции Социал-демократическая партия неизменно занимает первое место на выборах с 1917 года. Социал-демократы с 1930-х годов начали в стране реформы, приведшие к формированию так называемой «шведской модели» или «скандинавского социализма».

Эта модель предполагает стремление к «государству всеобщего благосостояния», борьбу с экономическим неравенством. Сохраняется рыночная экономика, крупные предприятия находятся в частных руках. Государство обеспечивает высокие пенсии и социальные выплаты, бесплатные здравоохранение и образование. Это оплачивается за счет высоких налогов (налог на доходы — от 30 до 55%). Действует прогрессивная шкала налогообложения, то есть богатые отдают в казну больший процент доходов, чем малообеспеченные.

Первомайская демонстрация в Швеции. Фото:

Крах социалистических режимов в СССР и Восточной Европе вызвал кризис левой идеологии. Многие социалисты и социал-демократы смягчили свои взгляды на рыночную экономику. Так, в 1995 году из устава Лейбористской партии Великобритании убрали статью с требованием установить «общественную собственность на средства производства, распределения и обмена».

Различия между социал-демократами и другими демократическими партиями постепенно стираются. В «Социал-демократическом манифесте» 1999 года, который подписали английский лейборист Тони Блэр и немецкий социал-демократ Герхард Шредером, перечисляются главные ценности этой идеологии: «Честное отношение, общественная справедливость и равенство возможностей, свобода, солидарность и ответственность по отношению к другим».

Принципы социал-демократии

Главные ценности, которые провозглашают социал-демократы — справедливость и свобода. Основные принципы и задачи социал-демократии — это:

  • Защита прав и свобод человека

  • Равноправие и равные возможности, борьба с дискриминации

  • Создание «государства всеобщего благосостояния»

  • Политический и идеологический плюрализм

  • Социально ориентированная экономика, государственное регулирование рынка

  • Сокращение разрыва между богатыми и бедными, поддержка неимущих слоев населения

  • Равноправие и защита всех форм собственности: государственный сектор существует наряду с частным

  • Защита интересов трудящихся, сотрудничество с профсоюзами

  • Борьба с безработицей, защита от несправедливого увольнения

  • Ограничение рабочей недели, улучшение условий труда, повышение минимальной зарплаты

  • Социальное обеспечение: бесплатное образование и медицина, высокие пенсии и пособия

  • Высокий уровень налогообложения, прогрессивный налог

  • Демилитаризация, решение международных конфликтов мирным путем

Критика социал-демократии. Что в ней не так?

Более радикальные левые ругают социал-демократов за непоследовательность и уступки капитализму. В Советском Союзе социал-демократию критиковали с позиций марксизма-ленинизма. Сначала это делали в резкой форме, обвиняя социал-демократов в предательстве и оппортунизме, а затем — с оговорками:

Находясь у власти или оставаясь в оппозиции, социал-демократические партии имеют реальную возможность добиваться некоторых реформ, отвечающих интересам трудящихся. Однако социал-демократия нигде и ни разу не решилась использовать мощь организованного рабочего класса для наступления на устои капитализма. Оппортунистическое приспособленчество в конечном счете поставило ее в зависимость от капиталистической системы.

«Научный коммунизм: Словарь». 1983 год

Правые критикуют социал-демократию с точки зрения экономической и социальной неэффективности. Активное государственное вмешательство лишает предпринимателей инициативы и стимулов, указывают либералы и консерваторы. Высокие налоги лишают богатых мотивации работать активнее, а высокие издержки снижают конкурентоспособность производителей на мировом рынке. В то же время высокие пособия создают в обществе «паразитический» слой безработных и малообразованных людей, живущих на чужие налоги, указывают критики справа.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию.

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная – речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. 4) политическая – данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов.

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8) обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную – в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами – она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

19. Механизм государства: понятие и структура.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно‑функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно‑надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно‑распорядительные и социально‑культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно‑техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких‑либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

20. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно‑правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно‑властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно‑правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно‑надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких‑либо крупномасштабных задач.

Добавить комментарий