Сущность права — это воля гражданского общества, направленная на регулирование наиболее важных общественных отношений с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в деятельности различных субъектов общественной жизни. В основе любого общественного явления, в том числе и права, лежит социальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностями целей. Определить сущность права — значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает и какие цели они реализуют через право в своей деятельности.
До недавнего времени в российском правоведении доминировал классовый подход к сущности права. В соответствии с ним право понимается как возведенная с помощью государства в закон воля экономически господствующего класса. Этот класс через право создает порядок общественных отношений, соответствующий его частным интересам. По отношению к другим социальным группам право выступает как противоположная их интересам, навязываемая из вне сила.
Данный подход достаточно правильно отражает существенные черты права ранних исторических периодов.
С точки зрения противоположного классовому общесоциального подхода право по сущности выражает волю всего гражданского общества. Его целью является достижение баланса, гармонии интересов индивидов и их объединений, установление нормальных способов разрешения конфликтов между ними, обеспечение в итоге стабильного общественного порядка. Право при этом подходе выступает как социальное явление, в котором объективно заинтересованы все основные социальные группы общества.
Данный подход в большей степени выражает существенные черты права современного цивилизованного общества.
Дуалистический подход к сущности права пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в праве, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Право как выражает волю экономически господствующего класса, так несет в себе элементы воли всех основных социальных групп общества, объективно заинтересованных в порядке, стабильности общественных отношений.
В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изменяется соотношение между классовой и общесоциальной сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития человеческого общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоциальной направленности.
Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов − динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом − принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.
Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:
— непрерывного движения и развития всех явлений;
— научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;
— взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, целостности отображения и исследования явлений;
— объективности и достоверности;
— противоречивости;
— преемственности;
— относительности;
— исторической определенности.
Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:
1) основным методологическим инструментом исследования;
2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для неё актуальным;
3) важнейшим потребителем результатов исследования;
4) основным критерием истинности результатов исследования.
Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.
Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.
Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.
Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:
— движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;
— преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;
— противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;
— научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.
Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;
— объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;
— взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;
— относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;
— исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Сущность право получает в общесоциальном назначении.
Цивилизационный подход – достижения согласия, стабильности, урегулировании разногласий. Этот подход подчёркивает значимость права для всего общества. Право характеризуется с точки зрения сущности как мера свободы, нерасторжимо связанной с государственной волей, это сочетание как меры свободы позволяет быть средством достижения компромисса. В некоторых случаях компромисс невозможен (покушение на жизнь человека)
Формационный подход: средство в руках государства для закрепления власти господствующего класса. Право с точки зрения сущности определяется как возведённая в закон воля экономически господствующего класса. Закон мера политическая, а право инструмент закрепления воли господствующего класса. Право средство в руках государства.
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.
Цивилизационная характеристика сущности права: сущность права – сочетание меры свободы и государственной воли. В практической (исторической) миссии права сущность последнего сильно искажалась, сущность права рассматривалась как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
Социальное значение права:
1. с помощью права обеспечивается устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях.
2. Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.
3. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.
4. Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.
5. На правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система и правовое государство.