Социальная защита детей сирот

Рассмотрим в чем выражается защита прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?

Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:

Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Содержание

Кого принято считать сиротами

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.

Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены родительской заботы по причине смерти последних.

При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

Причин для этого может быть несколько:

  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

Защита прав детей-сирот в сфере образования

Законом РФ №159-ФЗ предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

Каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.

  • Получение второго средне-специального образования.
  • Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

Кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

Она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение. Которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

В медицинской сфере

защита прав детей-сирот в медицине

Дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. Будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

Защита права на трудовую деятельность

Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

Если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

Жилищные социальные гарантии

Право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

Например:

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

Еще недавно дети-сироты получали право собственности на социальное жилье сразу после выпуска из детдома.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, в обязанности которых входит защита прав детей-сирот, и которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Читайте также по теме – Права детей, находящихся под опекой

За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки.

Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

После наступления 14-ти лет юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства. А также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности. Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь – предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Над детьми, которые не достигли 14 лет, устанавливается опека, для детей в возрасте от 14-18 лет предусмотрено назначение попечительства.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.

Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.

Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.

Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:

  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Судебная защита прав детей-сирот

В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.

Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.

При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.

Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Кафедра правовых дисциплин

Курсовая работа на тему:

«Правовые основы
социальной защиты детей-сирот»

Выполнила:

студентка 5 курса группы «СР»

ф-та ИСиГН

Мамаева Анна Игоревна

Научный руководитель:

ст. преподаватель, к.пед. н.

Белянкова Е.И.

Тула, 2010

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей»…………………………..……………………..6

Заключение ………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы ……………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот — домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях, несовершеннолетними в 2008 г. совершено свыше 100 тыс. преступлений. В 2008 г. жертвами преступного насилия в стране стали 126 тыс. детей, 1914 погибли от преступлений, 2330 получили тяжкий вред здоровью, 23 тыс. детей пропали без вести . Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Гусаровой Г. (социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей), Вороновой Е. (социальная работа с уличными детьми), Выготского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная защите женщин, детей и семьи) и др.

Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

— исследовать нормативно-правовую базу системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

— рассмотреть результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом настоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом – сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

Глава 1. Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами .

Дети-сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке .

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. Однако, детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны, — примерно 697 тысяч против 678 тысяч в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот — это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Об этом заявила председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений — от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека .

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье .

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах — 3,4% . Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно — психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

Проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей и их социально-правовой защиты требует объединения усилий государства, региональных и местных органов власти, социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство — это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социально-правовой защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей .

Гражданская активность в деле защиты прав детей — сегодня насущная необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, разрешить эти проблемы не удастся.

Таким образом, особенностями социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей можно считать то, что без семьи развитие ребёнка идёт по другому пути, нежели у ребенка в семье, и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, а также детям, оставшимся без попечения родителей сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Глава 2. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без

попечения родителей

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 17 декабря 2009 г), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. А также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных норм.

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую запрашивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье. Либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечения. А также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссии (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возможны функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным. А также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения. Криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией и совершением правонарушений.

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют различные фонды для оказания помощи таким детям. Например, общественный фонд помощи детям «Содействие» разработал интернет-проект «Ты спонсор!» Целью проекта является привлечение широких слоев общества к участию в реализации социально-значимых благотворительных программ и проектов, разработанных фондом в области просвещения, культуры и духовного воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

Очень важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

5. Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации. В Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Дальневосточном Федеральных округах проведена проверка деятельности федеральных органов исполнительской власти. Ряда субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы «Дети-сироты» федерально-целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Анализ выполнения ранее действовавших федеральных целевых программ «Дети-сироты» и подпрограммы «Дети России» на 2003-2006 годы (далее — Подпрограмма) показал, что, несмотря на то, что в 2003-2006 годах средства федерального бюджета выделялись в полном объеме, реализация целей и задач, поставленных в них, не принесла ожидаемых результатов .

Продолжает иметь место устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1994 году было учтено 496,3 тыс. детей, то на 1 января 2003 года 867,8 тыс. детей. При этом лишь около 10% из общего числа детей, лишившихся попечения родителей, стали сиротами следствии смерти или инвалидности родителей, остальные — социальные сироты .

Одной из причин роста числа таких детей является по-прежнему тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2008 году 32,6 тысяч родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции, возбуждено 9 тысяч уголовных дел в отношении указанной категории родителей . Правительством Российской Федерации не принимаются меры по повышению ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за надлежащее содержание и воспитание детей.

Таким образом, социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в нескольких направлениях – в образовании, в области труда и занятости, при медицинском обслуживании, в жилищной сфере, регулируется Федеральными законами, благотворительными и общественными фондами и целевыми программами по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с действующим законодательством функции органов опеки и попечительства возложены на органы местного самоуправления. Однако большинства из них не имеют достаточного финансирования для их осуществления.

Вместе с тем деятельность в части строительства и реконструкции учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выполняется неудовлетворительно.

Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности .

Часть приобретенного Дирекцией оборудования интернатными учреждениями используется неэффективно.

В ряде субъектов Российской Федерации Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» выполняется не в полном объеме.

Вместе с тем поручение Президента Российской Федерации о принятии дополнительных мер по обеспечению данной категории детей жилой площадью Правительством Российской Федерации до настоящего времени не выполнено.

Органами государственной власти и местного самоуправления нарушают действующее законодательство в части обеспечения выплаты пособий опекунам. Ежегодно около 40% выявленных детей-сирот передаются под опеку или попечительство, однако в ряде муниципальных образований допускаются случаи нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409 в части расчета суммы денежных средств, выделяемых на содержание опекаемых детей, а также их несвоевременные выплаты. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден порядок возмещения из федерального бюджета расходов на указанные цели.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 02.01.2002).

5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120.

7. Постановление Правительства РФ от 04.04.02г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье».

9. Постановления Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. № 409 (в ред.30.03.98. № 366).

Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2003. — №4.-с.44-48.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. — 480 с.

15. Детские домики.ру :http://www.detskiedomiki.ru

16. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 192 с.

17. Общественный фонд «Содействие» : http://assistancerussia.org/

19. Отказники.ру : http://www.otkazniki.ru

Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. — 2009.- №4. — с.113-117.

22. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. — г. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2005. – 479 с.

23. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленко. – М. : Дашков и К., 2005. – 235 с.

Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – Академия, 2003. – 224 с.

25. Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Акад. Проект, 2007. – 427 с.

Поддержка детей – это важное направление государственной социальной политики. Дети-сироты нуждаются в еще большей защите со стороны государства, поскольку по достижению совершеннолетия они остаются один на один с проблемами, в том числе материальными. Поддержать сироту и обеспечить ему достойные условия жизни и труда – первоочередная задача государства.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Дети, оставшиеся без родителей, социально уязвимы и нуждаются в защите со стороны государства. Сиротам сложно социализироваться, найти свое место, создать семью. Прежде всего это связано с материальными проблемами – такие дети обычно находятся на полном обеспечении государства в соответствующих учреждениях, а после достижения 18-летнего возраста фактически остаются без любых средств к существованию. Поэтому меры дополнительной социальной защиты и поддержки детей-сирот со стороны государства очень важны.

В России законодательный статус детей-сирот, а также основные меры их социальной защиты приведены в Федеральном законе от 12.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения». Частично меры поддержки реализуются на федеральном уровне, но большая их часть находится в зоне ответственности региональных властей.

«Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ»
Скачивайте и знакомьтесь с полным текстом закона

В соответствии с законом, к числу сирот относят такие категории:

  • непосредственно дети-сироты – в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители (или единственный родитель);
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в них, признаны без вести пропавшими, умершими или недееспособными, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей, либо вообще неизвестны.

Дополнительно оговариваются права на дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и лишенных родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе потерявшие родителей в период обучения.

На меры социальной поддержки и защиты могут претендовать дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (до 23 лет, если проходят обучение). Но на получение жилья имеют право сироты старше 18 лет в случае, если встанут в очередь до достижения 23 лет.

Согласно законодательству дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей могут находиться на полном государственном обеспечении:

  • в организациях для детей-сирот – детские дома, дома-интернаты и т.д.;
  • под опекой и попечительством – назначенные государством лица являются опекунами или попечителями сироты;
  • в приемных семьях – дети передаются на воспитание приемным родителям.

При любой из перечисленных форм дети-сироты могут претендовать на получение от государства определенной помощи и поддержки.

Какие льготы полагаются по закону

Денежные выплаты для детей-сирот

Основной вид денежных выплат детям-сиротам – пенсия по потере кормильца. В зависимости от наличия страхового стажа у умерших родителей сироты получают страховую или социальную пенсию. Дети, оба родителя которых неизвестны, получают социальную пенсию. Правила и условия получения пенсий по потере кормильца приводятся в статье.

Для детей, которые остались без родительского попечения из-за лишения родительских прав одного или обоих родителей, они вправе получать алименты – определенный процент от дохода родителей.

Для детей-сирот на федеральном и региональном уровнях также устанавливаются дополнительные (помимо пенсии) выплаты:

  • единовременная денежная выплата по окончании пребывания в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства. Суммы отличаются в разных регионах (например, в Москве – 24000 рублей);
  • единовременная денежная выплата выпускникам школ – также утверждается законодательством субъекта РФ. Например, в Москве сумма составит 20639 рублей если выпускник пойдет учиться дальше и 79416 рублей если он будет трудоустроен после школы;
  • ежемесячная денежная выплата на содержание детей, которые рождаются в семьях детей-сирот – в Москве составляет 3000 рублей.

Дети-сироты, которые находятся в специальных учреждениях, пребывают на полном государственном обеспечении. В частности, если сирота получает среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения, он получает от образовательной организации ряд преференций:

  • обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем в начале учебного года (может заменяться денежной выплатой);
  • компенсация на питание;
  • компенсация расходов на проезд (обычно в сумме стоимости транспортной карты);
  • компенсация стоимости приобретения письменных принадлежностей в начале учебного года (в сумме, равной трем социальным стипендиям);
  • бесплатное проживание в общежитиях;
  • государственная социальная стипендия (для получающих среднее техническое образование от 809 рублей, высшее – от 2227 рублей);
  • государственная академическая стипендия в повышенном размере в зависимости от успехов в учебе;
  • бесплатное прохождение медицинских осмотров.

В период прохождения производственной практики сироте выплачивается 100% заработной платы.

Выплаты для опекунов и усыновителей

Следует рассмотреть и выплаты, на которые претендуют люди, принимающие сирот под опеку или в приемные семьи:

  • при передаче ребенка в семью под опеку или на воспитание выплачивается 16 759 рублей (устанавливается федеральным законодательством);
  • при передаче ребенка в приемную семью выплачивается – 128 053 рубля (если старше 7 лет, или ребенок-инвалид, или при усыновлении братьев или сестер);
  • при усыновлении сироты выплачивается компенсация расходов, понесенных в процессе усыновления. В Москве сумма составляет 5 прожиточных минимумов на ребенка (составляющих 14 329 рублей) для 1 ребенка, 7 прожиточных минимумов для двоих детей, 10 прожиточных минимумов для троих и более детей;
  • опекуны получают денежные выплаты на содержание детей. Суммы зависят от возраста ребенка, наличия у него инвалидности, количества подопечных, а также от регионального законодательства. Например, в Москве на ребенка возрастом до 12 лет выплачивается 16 500 рублей, от 12 до 18 лет – 22 000 рублей. Если детей трое или больше, суммы составят 19800 и 25300 рублей соответственно. На ребенка-инвалида выплачивается 27500 рублей;
  • попечители и усыновители имеют право на компенсацию расходов на коммунальные услуги и оплату телефона. В Москве сумма для опекунов (попечителей) детей-сирот составляет 928 рублей в месяц. Для усыновителей, воспитывающих 3 и более приемных детей компенсируется вся сумма расходов.

Большая часть перечисленных видов помощи реализуется на региональном уровне. Более точные виды и суммы социальной поддержки опекунов (попечителей) и усыновителей можно узнать в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

Обеспечение жильем

Важный вид материальной поддержки детей-сирот – это обеспечение их собственным жильем. Обязанность предоставить жилье возлагается на субъект РФ федеральным законодательством.

Возможны два варианта обеспечения жильем сирот:

  • сохранение за сиротой жилья его родителей. При этом не имеет значения, где фактически проживает ребенок – в доме родителей или с опекуном. Опекун (попечитель) не может продать или обменять жилье сироты без санкции органов опеки;
  • если у родителей сироты не было своего жилья, или же родители неизвестны – государство предоставляет ему бесплатное жилье.

Однако во втором случае жилье предоставляется также не всем сиротам, а только тем, чей возраст от 18 до 23 лет, и которые нуждаются в жилье. На практике в указанный возраст сироту обычно только ставят в очередь на жилье (так как есть проблема с выделением жилья местными администрациями). Необходимость обеспечения сироты жильем определяется по социальным нормам – если человек уже имеет жилье, либо долю в нем, либо пользуется жильем по договору социального найма – ему будет отказано в предоставлении жилья. Исключение – если приходящаяся на сироту площадь меньше нормативной, либо если имеющееся жилье находится в аварийном состоянии.

К сожалению, на практике получить сироте жилье от государства не так просто, претендентов на него много, а в собственности муниципальных образований свободной жилплощади обычно нет. Но если сирота зарегистрировался в установленном порядке (встал в очередь) с 18 до 23 лет, он сможет получить жилье и после 23 лет.

Местные администрации по-разному решают проблему жилья для сирот – выкуп квартир на вторичном рынке, обязательная квота для сирот в новостройках, выделение освободившегося муниципального жилья, и т.д.

Если местные органы власти не в состоянии предоставить жилье, региональным законодательством может быть предусмотрена компенсация расходов на оплату съемного жилья. Суммы относительно небольшие – 11 500 рублей в месяц в Москве, 3000-5000 рублей в Приморском крае (где ситуация с выделением жилья самая напряженная в стране).

Преференции в социальной сфере

Дети-сироты имеют определенные преференции в трудоустройстве, медицинском обслуживании, оплате услуг ЖКХ и других сферах.

Льготы в трудоустройстве заключаются в том, что органы в сфере занятости населения впервые зарегистрированным детям-сиротам выплачивают в течение 6 месяцев повышенное пособие по безработице – в размере средней заработной платы соответствующего региона. Помимо этого, в случае увольнения из-за ликвидации организации или сокращения штата сирота вправе требовать от работодателя профессионального обучения (за счет работодателя) и последующего трудоустройства.

На региональном уровне сироты имеют право на льготы по оплате услуг ЖКХ, в том числе за электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение, квартплату. Также есть нормы, согласно которым сирота не должен оплачивать коммунальные долги своих родителей, а также задолженность за периоды, пока он не проживал на этой жилплощади (проходил обучение, воинскую службу и т.д.). Опекуны также имеют право на компенсацию части расходов на коммунальные услуги.

В сфере медицины для детей-сирот на региональном уровне устанавливаются такие преференции:

  • бесплатные медицинские услуги;
  • предоставление бесплатных медикаментов (в Москве – до 23 лет);
  • бесплатное молочное питание до 2-летнего возраста;
  • бесплатные путевки в санатории и оздоровительные лагеря.

Также возможные следующие виды социальной поддержки:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • преимущество при устройстве в детский сад и отсутствие оплаты (для опекунов);
  • бесплатное посещение художественных и спортивных школ;
  • бесплатные билеты в зоопарки, цирки, выставки и прочие мероприятия.

Поскольку ситуация достаточно сильно отличается от региона к региону, полный перечень доступных выплат, льгот и иных преференций можно получить в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

Процедура оформления и необходимые документы

Статус ребенка-сироты обычно не нужно подтверждать – это удостоверяется свидетельством о рождении и свидетельствами о смерти родителей. В случаях, когда родители лишены родительских прав и в аналогичных ситуациях нужно предоставлять соответствующий документ.

Оформление пенсий по потере кормильца осуществляется в управлении Пенсионного фонда РФ по месту жительства сироты им самим или его представителем (в зависимости от возраста). Условия и порядок оформления пенсии представлены в статье.

Для оформления выплат (единовременных и ежемесячных), которые полагаются детям-сиротам, нужно обращаться в отдел социальной защиты населения местной администрации. Чтобы оформить выплату при прекращении попечительства (достижение 18 лет) нужно предоставить основные документы:

1 Паспорт
2 Заявление
3 справку из органа опеки (о том, что сирота находился на попечении, в соответствующем учреждении) или копию договора между органом опеки и приемной семьей

Чтобы оформить единовременную выплату выпускнику, нужно кроме указанных выше документов предоставить такие:

1 аттестат о получении общего образования (или заверенную копию)
2 если сирота пошел учиться дальше – справку о зачислении в образовательную организацию
3 если сирота трудоустроился – трудовую книжку или заверенную копию
4 если сирота не учится и не работает – соответствующий документ (справка об инвалидности, справка из военкомата и т.д.)

Порядок предоставления выплат, как и их перечень, может отличаться в разных регионах, поэтому для уточнения нужно обратиться в отдел социальной защиты населения.

Самый же важный вопрос касается порядка обеспечения жильем детей-сирот. Как отмечалось выше, претендовать на бесплатное жилье от государства могут дети-сироты, которые не имеют своего жилья (в том числе наследуемого от родителей) либо жилая площадь меньше установленного норматива. Важно, что обратиться за выделением жилья дети-сироты могут только с 18 до 23 лет.

Поскольку в большинстве субъектов РФ нет возможности выделить жилье сразу, следует встать в очередь на его получение. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию и подать следующие документы:

1 Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2 выписку из домовой книги по месту фактической регистрации заявителя
3 справку из подразделения Росреестра, БТИ или иного соответствующего органа о наличии или отсутствии недвижимого имущества в собственности
4 документ, подтверждающий статус ребенка-сироты – свидетельство о смерти родителей, решение суда о лишении их родительских прав и т.д.

Дополнительно подаются документы об устройстве ребенка-сироты под надзор в специализированную организацию, под опеку и т.д. Если у заявителя уже есть жилье или право на определенную долю жилплощади, нужно предоставить акт обследования жилищных условий.

После рассмотрения представленных документов и вынесения решения о наличии у сироты права на бесплатное жилье, ему либо сразу предоставляется жилье, либо он заносится в очередь и ожидает выделения жилья (зачастую не один год).

Получив жилье, его можно использовать только для проживания – квадратные метры предоставляются на условиях социального найма, поэтому продать или обменять полученное жилье нельзя.

Остальные виды социальной помощи детям-сиротам предоставляются по заявлению в отдел социальной защиты населения (компенсационные выплаты), либо предоставляются непосредственно по месту учебы или работы сироты.

Последние изменения в законодательстве

Наиболее важным изменением в законодательстве последних лет является принятие Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …». Этот закон совершенствует порядок предоставления жилья детям-сиротам. Устанавливается единый для всех регионов порядок учета сирот, имеющих право на получение жилья, а также по каждому региону формируется список.

Также изменения касаются контроля своевременности подачи заявлений представителями детей-сирот – если заявление не было подано, органы опеки могут принимать соответствующие меры. Это сделано для того, чтобы все нуждающиеся и имеющие право на жилье могли встать в очередь до достижения 23-летнего возраста.

Поправки касаются и условий предоставления жилья. По новому закону сиротам не может быть выделено больше 25% от общего числа квартир в конкретном доме.

Договор социального найма на полученное жилье теперь можно продлевать на 5 лет не только 2 раза, а неограниченное число раз. Это должно защитить получателей жилья от мошеннических действий.

Также в закон внесены поправки, позволяющие принудительно выселять граждан, которых лишили родительских прав (на основании социального найма), кроме того теперь супруга и дети сироты не теряют право жить в выделенной квартире и после его смерти.

Указанный закон уже подписан Президентом и вступит в силу с начала 2019 года.

Особенности оформления и получения льгот

Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2018 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2018 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.

Множество проблем возникает не только с выделением жилья, но и с постановкой в очередь. Чаще всего заявитель обращается, когда его возраст уже больше 23 лет. В таком случае юристы рекомендуют обращаться в суд и пытаться доказать, что заявление не было подано в установленный период по уважительной причине. Однако вероятность положительного исхода очень низкая.

У многих возникают трудности из-за того, что они имеют постоянную регистрацию у родственников. Так, если в квартире или доме, где прописан сирота, на него приходится больше жилплощади, чем полагается нормами региона, при обращении за собственным жильем будет вынесен отказ. Необоснованный отказ можно получить, если, например, у супруга (супруги) заявителя имеется в собственности жилье. В таком случае нужно получить письменный отказ, который затем опротестовать.

Иногда приходится отказываться от предлагаемого жилья, например, государство выделяет только дом в деревне далеко от места проживания сироты. Согласно закону устанавливается право выбора места проживания, однако, отказавшись от предложенного варианта, следующее предложение может последовать не скоро.

Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10.12.1948. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, — Декларация прав ребёнка.

Существенной государственной поддержкой в Российской Федерации для детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ № 159-ФЗ). На основании его устанавливаются льготы для указанных граждан РФ, обеспечивающие реализацию их прав: на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Объектами социальной защиты согласно ФЗ № 159-ФЗ являются дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

Обеспечение права детей на медицинское обслуживание

Дополнительные гарантии на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены ст. 7 ФЗ № 159-ФЗ. Таким лицам предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также им предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно.

В качестве дополнительной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в п.1 ч.6 ст. 43 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» внесена норма о запрещении проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения с участием в качестве пациентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии права на образование детей, оставшихся без попечения родителей

ФЗ № 159-ФЗ предусматривается право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дополнительные гарантии в сфере образования, одновременно Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям вменено в обязанность оказывать дополнительные меры по социальной поддержке отдельных категорий обучающихся. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Такие дети имеют право и на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.

Во время обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профобразования за лицами из числа детей указанных категорий сохраняется право на полное гособеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в данных учреждениях.

Также детям указанных категорий выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также 100-процентной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, обучавшиеся за счёт средств федерального бюджета, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счёт средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счёт средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием по нормам, утверждённым Правительством РФ.

При предоставлении обучающимся лицам из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети указанных категорий обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном (в сельской местности на внутрирайонном) транспорте, кроме такси, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.

Дополнительные гарантии права на образование предусмотрены иными нормативными правовыми актами, в частности письмом Минобразования РФ от 26.10.2000 № 01-51-331/20-05 «О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.

На основании ч. 2 ст. 6 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ № 159-ФЗ указанные категории лиц, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам. В случае достижения данными лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

Законом Ярославской области от 09.11.2007 № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» предусмотрена такая форма поддержки совершеннолетних выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей как социальная адаптация.

Закон позволяет осуществлять социальную адаптацию в отношении выпускников детских домов, школ-интернатов и приёмных семей до достижения ими возраста 23 лет. На территории Ярославской области создана сеть учреждений, оказывающих услуги по постинтернатному сопровождению, целью деятельности которых является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им социальной помощи в реализации их прав и законных интересов. Все услуги в службах постинтернатного сопровождения по консультированию и оказанию помощи предоставляются бесплатно.

Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ещё один блок в области защиты прав и интересов детей, лишённых родительского попечения, и постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот связан с реализацией их права на обеспечение жилыми помещениями, предусмотренного ч.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Должно быть обеспечено надлежащее санитарное и техническое состояние этих жилых помещений.

Специализированные жилые помещения, по сравнению с жилыми помещениями фонда социального использования, имеют ограниченный режим использования и распоряжения. Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, для которых они и предназначены. Кроме того, исключена приватизация специализированных жилых помещений, то есть передача их в собственность нанимателям и (или) членам их семей.



Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены льготы, обеспечивающие реализацию, различных прав указанной категории граждан, а именно право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество, право на жилое помещение, и право на труд. Система, регулирующая социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть завершенной, должна опираться и соответствовать принятой законодательной базе государства. В семье, в вопросах реализации ребенком своих прав и в других сферах жизнедеятельности общества, проявляется и реализуется социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итогом реализованной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать «во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей» . Вдобавок к вышеназванному закону, права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации закреплены в Семейном кодексе РФ, к которым можно отнести: право воспитываться в семье, право на защиту здоровья, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на собственность, алименты, пенсии, пособия и другие льготы, предусмотренные законом.

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Социальная защита вышеназванной категории граждан предусматривает два уровня: «первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации» . Социальная защита в повседневной обстановке связана главным образом с защитой семьи, с защитой ребенка в сфере образования, с защитой в сфере реализации предоставленных государством гарантий. Социальная защита в чрезвычайной, нестандартной ситуации, связана, главным образом, с потерей родителей, с социальными и экологическими катастрофами.

Главнейшими объектами социальной защиты в Российской Федерации, требующими к себе наиболее пристального внимания и защиты, являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 18 лет. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи со стороны государства и его отдельных органов в равной степени, без каких-либо дискриминаций и лишений. Как уже было выше отмечено, к приоритетной группе населения, нуждающейся в социальной защите, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, многодетных семей, дети, переданные на воспитание в приемные семьи, дети-инвалиды, дети, отстающие в имеющие в психическом или физическом развитии, дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел детей и др.

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» .Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

К международному законодательству в упомянутой сфере причисляются документы международных организаций, а именно ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, более того, к указанной группе законодательства относятся соглашения между государствами, различные программы по охране и защите материнства и детства. Дети — это объект, требующий особой защиты, подмеченное высказывание закреплено во Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, которые регулируют вопросы охраны и защиты детей. Большую значимость в регулировании защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет Конвенция ООН «О правах ребенка» принятая в 1989 году. В частности, в ст. 3 Конвенции отмечено, что во всех действиях, осуществляемых в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь уделяется внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основе вышеупомянутых законодательных актов, были сформулированы основные приоритеты, принципы и нормы общегосударственной политики в части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опять же на основании вышеуказанных документов сформулированы нормы, регулирующие сферу ответственности государства и общества, были указаны основные права детей, указанной категории, актуализированные к современным условиям жизни. Помимо этого, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулирует законодательство на Федеральном уровне, а именно Конституция РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс РФ, различные федеральные программы, указы Президента и др.

На региональном уровне социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется региональным законодательством, опирающимся и не противоречащим федеральному законодательству, углубленно регламентирующим цели, принципы, приоритеты социальной защиты для конкретного региона, с учетом, имеющейся жизненной обстановки. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема формального закрепления норм, регулирующих вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующие права и обязанности субъектов, осуществляющих эту защиту. Особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы. Более того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для поддержания физического и психологического здоровья, нормальных условий жизни, необходима правовая и социальная защита со стороны государства.

Литература:

  1. Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С.216.
  2. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России/ Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 17. 2013. С. 97–98.
  3. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
  4. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// СПС «Консультант Плюс».
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// СПС «Консультант Плюс».

Добавить комментарий