Социальная защита медицинских работников

Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 9 части первой статьи 63

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

См. текст части второй статьи 63

ГАРАНТ:

Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 947-О-П, от 1 апреля 2008 г. N 268-О-П, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, от 5 февраля 2009 г. N 149-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании части второй статьи 63 настоящих Основ

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

См. Инструкцию о порядке осуществления дополнительных выплат за квалификационную категорию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях специалистов медицинской службы внутренних войск МВД России, утвержденную приказом МВД РФ от 24 марта 2005 г. N 206

О создании аттестационной комиссии по присвоению квалификационных категорий медицинским работникам гражданской авиации см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 августа 2004 г. N НА-146фс

О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием см. приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

1. Страхование профессиональной ответственности медицинского персонала.

2. Социально-правовая защита медицинских и фармацевтических работников.

3. Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения

и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев

Страхование профессиональной ответственности медицинского персонала.

При оказании медицинской помощи медицинский работник берет на себя определенную ответственность за последствия своих действий. На медицинских работников распространяются положения гражданского и уголовного законодательства о нанесении физического, имущественного или морального вреда здоровью пациента. Российское законодательство и судебная практика все больше перемещает акцент претензий в медицинской сфере на возместительные отношения, когда за причиненный вред расплачивается медицинское учреждение и медицинский работник. В соответствии со ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя (медицинского учреждения) или иного лица (медицинского работника), на которое такая ответственность может быть возложена. Эта норма дала основание для внедрения страховой профессиональной ответственности медицинских работников.

В соответствии с Правилами страхования ответственности медицинских учреждений и частных практикующих врачей страхование представляет собой отношения по защите интересов юридических и физических лиц при наступлении определенных событий: возникшей по закону обязанностей Страхователя, оказывающего в силу своих профессиональных обязанностей медицинские услуги, возместить вред, причиненный здоровью Пациента.

Страхователями могут быть юридические лица всех форм собственности, а также частнопрактикующие врачи, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности. Если Страхователем является медицинское учреждение то страхованием покрывается гражданско-правовая ответственность всего персонала или той части персонала, которая указана в договоре.

Объектом страхования являются имущественные интересы застрахованного по договору медицинского персонала, связанные с возмещением причиненного им вреда, если он находится в прямой связи с указанной в договоре профессиональной деятельностью и страховым случаем, который повлек причинение ущерба и имел место во время и в конкретном медицинском учреждении, которые указаны в договоре страхования.

Страховым случаем является событие, предусмотренное договором, с наступлением которого возникает обязанность Страховщика произвести страховую выплату потерпевшему Пациенту. Такими случаями признаются: причинение вреда здоровью пациентов в виде понижения или утраты трудоспособности, наступление смерти в результате производимых Страхователем (его работникам) врачебных действий вследствие ошибки в диагнозе и плане лечения непредвиденных осложнений в результате плановой операции в стационаре, непредвиденных осложнений в результате применения назначенных лекарственных средств, заражения при переливании крови, внутривенном вливании и др.

Факт причинения вреда и его размеры должны быть подтверждены имущественной претензией, которая направляется потерпевшим лицом в адрес медицинского учреждения с документальным подтверждением соответствующих органов о причиненном ущербе.

Страховой суммой является определяемая договором страховая денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.

Выплата страхового возмещения производится в пределах лимитов страховой ответственности и включает в себя:

  • компенсацию наследникам умершего пациента расходов на погребение и части заработка, которого лишились иждивенцы;

  • неполученные доходы в связи с наступившей временной или постоянной утратой профессиональной трудоспособности Пациента;

  • медицинских расходов, необходимых для восстановления здоровья потерпевшего.

Страховщик вправе отказать Страхователю (медицинскому учреждению) в выплате страхового возмещения, если в течение действия договора имели место умышленные действия медицинских работников, направленные на наступление страхового случая или совершение умышленного преступления, находящегося в прямой связи со страховым случаем, грубой неосторожности или халатности, причинение ущерба здоровью при нахождении медицинского работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Договор оформляется в письменной форме и может быть заключен путем составлении единого документа либо вручения страхового полиса, подписанного Страховщиком. Договор заключается на определенный период в целых месяцах до одного года включительно или на несколько лет, либо на конкретный период в днях. Договор вступает в силу с момента уплаты Страхователем первого взноса.

Страховая профессиональная ответственность медицинских работников должна послужить гарантией страховой защиты на случай профессиональной ошибки и стимулом к повышению ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Рассмотрим статьи Федерального закон а от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 14.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающиеся фармацевтических работников:

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

Часть 1 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Часть 2 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Часть 3 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Часть 4 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Часть 6 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Часть 7 статьи 69 вступает в силу с 1 января 2016 года.

7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 72. Права медицинских работников и фармацевтических работников и меры их стимулирования

Примечание.

Постановлением Правительства от 03.04.2006 N 191 утвержден Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников.

1. Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

6) создание профессиональных некоммерческих организаций;

7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников

1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

2. Медицинские работники обязаны:

1) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

2) соблюдать врачебную тайну;

3) совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона.

3. Фармацевтические работники несут обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3 и 5 части 2 настоящей статьи.

Тема Х Социальная и правовая защита медицинских работников

План изучения

§ 1. Понятие и формы социальной и правовой защиты медицинских работников

§ 2. Пенсионное обеспечение медицинских работников § 3. Обязательное страхование медицинских работников

§ 1. Понятие и формы социальной и правовой защиты медицинских работников

Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 посвящена вопросам социальной поддержки и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников. Социальная поддержка – это одна из форм социальной защиты населения, которая связывается российским законодательством с предоставлением определенным категориям населения социальных гарантий. Более правильно, по мнению ряда авторов, использовать термин «социальная защита», поскольку он отражает весь спектр социальной и правовой защиты.

Правовую защиту можно рассматривать как совокупность юридических гарантий, обеспечивающих реализацию служебных обязанностей некоторыми категориями лиц, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, связанными с определенным риском для жизни и здоровья и имеющими повышенную социальную значимость, в том числе работниками здравоохранения. В числе мер, предусмотренных ст. 63 Основ, к правовой защите медицинских работников можно отнести:

• защиту их профессионального чести и достоинства;

• беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам любого имеющегося вида транспорта, для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни. Специфика труда медицинского работника такова, что исполнение обязанности по предоставлению ему средств связи и транспортных средств возлагается не только на работодателя, но также и на других лиц в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 63 Основ. Однако, исключая чрезвычайные обстоятельства, когда подключаются соответствующие органы государственной обороны и чрезвычайных ситуаций, стоит признать, что это право медика не реализуется и его власти недостаточно для использования транспорта и связи даже при необходимости оказания неотложной и скорой медицинской помощи.

Меры социальной защиты призваны обеспечить надлежащие социально-экономические (материальные) условия для реализации таких полномочий. В связи с этим социальную защиту работников здравоохранения можно определить как систему мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, которые не зависят или мало зависят от них и могут повлечь за собой неблагоприятные последствия (утрату трудоспособности, снижение жизненного уровня и т. д.).

В систему социальной защиты медицинских работников должны включаться такие меры, как медицинское и жилищно-бытовое обслуживание, пенсионное обеспечение, возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, охрана труда и т. д. Специфика социальной защиты работников здравоохранения заключается в том, что она направлена не только непосредственно на поддержание уровня жизни их самих, но и на обеспечение прав и интересов пациентов, которым должна быть оказана квалифицированная медицинская помощь, что может быть обеспечено лишь при наличии эффективной системы мотивации, повышения квалификации медицинских кадров.

В зависимости от способа и учета и компенсации социального риска социальная защита медперсонала может быть :

• страхового и

• нестрахового.

Страховые формы социальной защиты, к которым можно, например, отнести социальное страхование, обязательное государственное страхование жизни и здоровья ряда категорий работников здравоохранения, предполагают предварительное выявление и учет социального и профессионального риска. Это позволяет прогнозировать наступление социально-рисковой ситуации и, соответственно, предоставление страхового обеспечения.

Для нестраховых форм социальной защиты (например, жилищно-бытовое обслуживание и т. д.) такие признаки не характерны, поэтому в целом их социально-экономическая эффективность ниже. С другой стороны, не всякий социальный риск может быть объектом страхования, поэтому на современном этапе развития системы социальной защиты медицинских работников в России важно добиться оптимального соотношения страховых и нестраховых форм, при котором они взаимно дополняли бы друг друга.

Анализ положений ст. 63 Основ приводит к выводу, что она устанавливает преимущественно гарантии социальной защиты работников здравоохранения. К их числу следует отнести:

• обеспечение условий деятельности медицинских работников в соответствии с требованиями охраны труда;

• работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

• получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретического и практического подготовки;

• совершенствование профессиональных знаний;

• переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений, организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• страхование своей профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением медицинскими работниками профессиональных обязанностей.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных.

• Обеспечение условий деятельности медицинских работников в соответствии с требованиями охраны труда.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить медицинскому работнику, как и любому другому, безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

• Страхование своей профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением медицинскими работниками профессиональных обязанностей.

Стоит отметить, что в России страхование профессиональной ответственности медицинских работников, работающих по трудовому договору, должно осуществляться их работодателями – медицинскими учреждениями, так как в соответствии с п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ именно они несут гражданско-правовую ответственность за действия своих работников, а те, в свою очередь, несут материальную ответственность в соответствие с нормами ст. ст. 238–250 Трудового кодекса РФ. Страхование же уголовной, административной и дисциплинарной ответственности недопустимо в силу п. 1 ст., 928 Гражданского кодекса РФ. В договоре со страховой организацией необходимо указывать перечень медицинских работников, чья ответственность страхуется, так как иное не позволило бы реализовать данное право медицинского работника в той форме, в которой это закреплено в ст. 63 Основ.

Существуют также проблемы возможности страхования ответственности медицинских работников за причинение морального вреда, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ ответственность за его причинение наступает, по общему правилу, при наличии вины со стороны его причинителя (за исключением случаев, когда моральный вред причинен источником повышенной опасности).

При наличии в действиях медицинского работника грубой неосторожности, страховщик должен освобождаться от его возмещения.

• Право на возмещение расходов, связанных со служебными поездками (ст. 1681 Трудового кодекса РФ).

Размеры и порядок возмещения таких расходов, а также перечень работ, профессий и должностей работников, имеющих право на возмещение расходов, должны устанавливаться коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами.

Специфику имеют расходы в связи с переездом медицинского работника и членов его семьи в другую местность (так называемые «подъемные»), особенно если это касается переезда на работу из городской в сельскую местность или из одной сельской местности в другую. В соответствии со ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем в другую местность работник имеет

• право на возмещение со стороны работодателя расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) и на возмещение расходов по обустройству на новом месте жительства. Конкретные размеры возмещения таких расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

В настоящий момент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 года № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» право на компенсации и обеспечение жилой площадью имеют медицинские работники – выпускники образовательных учреждений среднего, высшего профессионального образования, подготовленные в порядке целевой контрактной подготовки специалистов, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде в другую местность в отношении медицинских работников медицинских учреждений федерального подчинения установлены постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность».

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 года № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» среди прочих категорий работников установлены льготы для граждан, переселяющихся в сельскую местность для работы в учреждениях здравоохранения на селе.

Перечень перечисленных социальных гарантий и льгот, предоставляемых медицинским работникам, не является исчерпывающим. Они могут устанавливаться как специальными федеральными законодательными актами (например, Законом о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании), так и нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями, а также нормами различных отраслей права – трудового, права социального обеспечения, гражданского, жилищного и др. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 48

Вопрос. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью – 10 мин

Заключение – до 5 мин.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Введение.

Вопросы, связанные с правовым статусом медицинских работников регламентируются главой 9 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», где закреплено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица:

· получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации,

· имеющие диплом и специальное звание,

· а также сертификат специалиста

· лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

1. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (ст. 23 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Данный уровень образования граждане получают в:

— техникуме (училище) — среднем специальном учебном заведении, реализующем основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

— колледже — среднем специальном учебном заведении, реализующем основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Согласно ст. 24 Закона Российской Федерации «Об образовании» высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.


Диплом- это документ государственного образца об уровне образования и квалификации. Тогда как сертификат специалиста необходим для занятия определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Сертификация специалистов в здравоохранении была введена в связи с тем, что специалисты, замещающие должности, не соответствующие полученному ими образованию, как правило, не отвечают требованиям квалификационных характеристик соответствующих специальностей (в целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала введен перечень специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 февраля 1993 года № 23 разработано Положение о клинической ординатуре. Необходимость утверждения данного Положения возникла в связи с переходом к многоуровневой структуре высшего медицинского образования в Российской Федерации.

Клиническая ординатура является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации. Это форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская и фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование — это выдача специального разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов медицинской деятельности и услуг. Лицензирование позволяет определять возможности (наличие организационно-технических условий, материально-технического оснащения, наличие профессиональных сотрудников, имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и т.п.) медицинского учреждения в оказании лечебно-профилактической помощи и услуг с наделением права заниматься медицинской практикой в объеме и функциях, адекватных уровню подготовки медицинского персонала, состоянию материально-технической базы учреждения и его оснащения.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Студенты высших и средних учебных заведений могут быть допущены к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 января 2007 года № 30утвержден Порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам, в соответствии с которым определены правила допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

При этом, к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах), прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры в Порядке, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Студенты допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения, разработанными на основе государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, учебными планами по подготовке специалистов, программой практики, рабочими (текущими, этапными) заданиями, определяемыми медицинским учебным заведением по согласованию с медицинской организацией, в которой предполагается допуск студентов к участию в оказании медицинской помощи гражданам.

Участие студентов в оказании медицинской помощи гражданам осуществляется под контролем медицинского персонала, замещающего штатные должности в медицинской организации, при соблюдении медицинской этики и согласия пациентов или их законных представителей.

Медицинский персонал, осуществляющий контроль за участием студентов в оказании медицинской помощи гражданам, определяется руководителем медицинской организации.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие: в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм; в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий: в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 года № 119 «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах» утверждено Положение, в соответствии с которым лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации после успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации, а также после получения в установленном порядке лицензии на занятие определенными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и подает заявление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с приложением:

— документов об образовании;

— сведений о предшествующей работе по специальности;

— фотографий.

После получения заявления Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста, который дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории Российской Федерации.

Лица, получившие медицинское и фармацевтическое образование за границей и допущенные к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации, но по каким-либо причинам не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть вновь допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях. При этом компенсация затрат на обучение осуществляется за счет средств обучающихся.

В соответствии с законодательством Российской Федерации лица, незаконно занимающие медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность.

Например, на основании статьи 123 Уголовного кодекса Российской Федерации за производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, предусмотрено наказание в виде штрафа, либо обязательных работ, либо исправительных работ.

2. ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКОЙ И НА ЗАНЯТИЕ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНОЙ (ЦЕЛИТЕЛЬСТВОМ)

Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями,в соответствии с которыми определен порядок и условия предоставления платных медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и которые являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.

Народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Допускается использование методов народной медицины в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по решению руководителей этих учреждений. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

Лишение диплома целителя производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — уголовную ответственность.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ

Медицинские и фармацевтические работники имеют право:

· на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников,

· развития медицинской и фармацевтической практики,

· содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников.

Создание и деятельность различных общественных организаций в разных отраслях общественных отношений, в том числе и в сфере здравоохранения, помимо комментируемой статьи регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», причем последний, будучи специальным актом, регламентирующим отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, имеет приоритет над нормами, содержащимися в настоящей статье.

В указанном Законе дается понятие «общественного объединения». Так, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Устанавливаются шесть организационно-правовых форм общественных объединений, таких как: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия.

Общественное объединение имеет право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных действующим российским законодательством. Объем подобных прав, включает в себя: содействие научным исследованиям; решение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников; разработку норм медицинской этики и их защиту; участие в разработке ряда стандартов, относящихся к государственной политике в сфере здравоохранения, участие в кадровой политике государства в части медицинских и фармацевтических работников.

Для решения проблем в сфере трудовых и профессиональных отношений медицинские и фармацевтические работники создают профсоюзные организации.

В области здравоохранения ассоциации создаются преимущественно по профессиональному признаку — чаще всего собираются представители одной или нескольких родственных медицинских специальностей: терапевты, хирурги, судебно-медицинские эксперты и др.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации являются некоторой формой участия представителей медицинских и фармацевтических профессий в жизни общества.

Указание на профессиональный характер подобных ассоциаций требует изучения понятия «профессия», так как именно профессия служит обстоятельством, определяющим состав членов, цели и задачи данных ассоциаций, а также их правовое положение.

В современном российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «профессия», что требует привлечения для установления его содержания доктринальных разработок.

В настоящее время одним из наиболее широко применяемых в современной науке определений профессии является определение, приведенное в Большом толковом социологическом словаре.

Профессия — некоторая группа среднего класса, характеризуемая следующими признаками:

— наличием требований о высоком уровне технических и интеллектуальных знаний, а также опыта;

— автономией в найме и дисциплине;

— связью с государственной службой.

Приведенные признаки профессии позволяют, в частности, выделить следующие социальные группы в качестве наиболее типичных для России и иных государств примеров профессий: адвокаты, нотариусы, врачи и т.д.

Профессиональные ассоциации призваны осуществлять основной объем публичного контроля за носителями профессии, что придает такому контролю более взвешенный и профессиональный характер. В настоящее время профессиональные ассоциации существуют в разных странах.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:

1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;

2) в разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;

3) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий