Социально правовая необходимость адвокатуры и адвокатской деятельности

1.3. Социально-правовая необходимость адвокатуры и адвокатской деятельности

Институт адвокатуры важен и необходим обществу не менее чем любой другой правовой институт государства. Но если нельзя представить себе общество без государства (а некоторые мыслители даже считают, что общество будет лучше), то общество без правозащиты представить трудно, поскольку этот институт приносит пользу без побочных эффектов, как это происходит в случае с государством. Более того, если правозащита необходима в безгосударственном обществе, то при наличии государства она необходима вдвойне.

Государство для достижения своих целей систематически применяет насилие. Конечно, всеобщее насилие возможно и без государства, в виде войны всех против всех, но только в государстве оно превращается в систему, обоснованную законом. В государстве человек знает (или может узнать), в каком случае к нему может быть применено насилие, а в каком нет. Общеобязательные нормы поведения, систематическая совокупность которых в качестве общего определения и есть право, устанавливаются государством. Государство как таковое действительно и разумно.

Государство устанавливает пределы допустимого поведения своих граждан. Пределы такого поведения очерчены правом. За пределами правового поведения находится неразумное поведение. Те, кто допускает неразумное поведение, нарушают право, чем ставят себя вне права. Государство охраняет разумное, т. е. законное, поведение, защищает правомерно действующих людей от людей неразумных, избирающих в жизни неправовую линию поведения вне зависимости от мотивации.

За правонарушение всякий может быть подвергнут насилию со стороны государства. Пределы, формы и способы насилия государство устанавливает посредством права. Насилие становится легитимным и оправданным в глазах общества, т. е. законным.

Однако граждане не всегда приходят к согласию относительно правомерности поведения друг друга. Между ними имеют место постоянные споры, взаимные обвинения в противоправных действиях. За защитой своих прав люди обращаются к государству как к арбитру, чтобы оно легитимным насилием разрешило спорную и угрожающую всеобщему порядку ситуацию в разумных пределах. Закон является нормой выражения права, доступной для всеобщего понимания. Будучи формой, закон не должен препятствовать принятию справедливого, разумного решения. Какова бы ни была форма выражения, право всегда дает возможность сделать существование общества разумным.

В какой момент эта разумность имеет наибольшую вероятность нарушений? Закон позволяет принять разумное решение, но кто его принимает и исполняет? Принимает и исполняет решение о легитимном насилии не государство, а его антропологическое выражение – чиновник, государственный служащий, т. е. человек. Чиновник всегда имеет двойственную природу: с одной стороны, это часть государства, его выражение, а с другой – рядовой член общества, обычный человек со всеми присущими ему страстями и пороками.

Чиновник иногда искажает разумность права и государства. Поскольку на него возложена тяжелая функция по охране права от его преступления другими лицами и принятию решения о применении к преступившему права легитимного насилия от имени государства, то объективно, в силу своей человеческой составляющей, чиновник и допускает больше несправедливостей, чем любой другой обычный человек.

Несправедливость вынужденно сопутствует правоохранительной деятельности, вынужденно допускается обществом. Но несправедливость должна иметь разумные пределы, за которыми перестает быть терпимой со стороны общества и верховной власти.

Как общество вынуждено смириться с некоторым минимальным, неснижаемым уровнем преступности, от которой невозможно избавиться, так ему приходится допускать и некоторую долю несправедливостей в деятельности правоохранников. Несправедливость, как и обычная преступность, есть применение к человеку неправа, нарушение его прав человека, покушение на разумное отношение к нему. От неправа не застрахован никто – ни рядовой член общества, ни чиновник любого ранга.

Возможное нарушение разумности права чиновником должен пресекать другой чиновник, который также может допустить несправедливость. Появляется система «спецконтроля над спецнадзором». Это тот же надзирающий контроль в иерархической системе чиновничьего аппарата. Он, безусловно, нужен, ибо только сами чиновники могут восстановить действенное право, справедливость по крайней мере посредством легитимного насилия. Гражданское общество, человек из этого общества правом на легитимное насилие не обладает, если не считать усеченные его формы, как то: крайняя необходимость, удержание, необходимая оборона, которые разрешены законом.

Но общество должно и обязано контролировать право. Только при стремлении к справедливости общество может быть органически здоровым, развиваться. Не имея права на легитимное насилие, общество может высказывать свое мнение о нарушении права, допущенных чиновниками нарушениях. Применить к чиновникам-правонарушителям легитимное насилие, восстановить право как реакцию на обращение общества может от имени высшей государственной власти только верховная власть. Глава государства как лицо, в наименьшей степени обремененное пороками, и есть олицетворение справедливости государства. Общество может непосредственно апеллировать к нему как к гаранту права.

Общественный надзор за соблюдением и применением права при отсутствии полномочий на легитимное насилие диктует необходимость правозаступнической деятельности, осуществляемой обществом в своих интересах. Однако заниматься правозаступнической деятельностью может не общество, а отдельные его представители – правозащитники. Будучи организованы в особый общественный институт, они и составляют адвокатуру.

Без общественного контроля над процессом осуществления права сильна опасность того, что право так и не будет осуществлено или вообще погибнет, утратив все моральные и духовные начала. Без правозащитного института, адвокатуры не может быть истинного права. Никто не в силах реализовать разумность права повсюду, где творится несправедливость, а государство может закрыться от народа с помощью тирании, выдавая ее за разумную необходимость, введенную как бы временно во имя блага народа. Заканчивается это, как правило, ухудшением положения населения, так как никогда тирания, задержавшаяся надолго, не приводила к положительным результатам.

1.4. Адвокатура как особый субъект правозащитной деятельности

Конституция РФ недвусмысленно определила человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Это аксиологическое предпочтение определяет перспективы правозащитной деятельности в России. Правозащитная деятельность представляет собой интеграцию всех форм активности государственных и негосударственных структур, формальных и неформальных организаций, внутригосударственных и международно-правовых институтов, индивидуальных и групповых, организованных и неорганизованных действий, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина от нарушений и посягательств.

Правозащитная деятельность институтов гражданского общества сориентирована на выявление и искоренение нарушений прав и свобод человека и гражданина публичными структурами и их представителями, на оказание правовой помощи пострадавшим, восстановление нарушенных прав всеми доступными им средствами. Правозащитная деятельность публичных (государственных и муниципальных) органов должна основываться только на тех правозащитных средствах, методах и приемах, которые прямо предусмотрены (дозволены) Конституцией РФ, иными нормативными правовыми актами.

Правозащитным звеном «от гражданского общества» является адвокатура. Конституция РФ, употребляя слова и «адвокат (защитник)» (ч. 2 ст. 48), и «адвокатура» (п. «л» ч. 1 ст. 72), не указывает на их природу. Однозначный ответ на этот вопрос дан в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой они относятся к институтам гражданского общества, не входят в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от иных институтов гражданского общества правозащитная деятельность адвокатуры конкретизирована законодательством в части установления набора форм и средств защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная деятельность адвокатуры состоит в оказании квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Отнесение адвокатуры к институтам гражданского общества не исключает взаимодействия адвокатов и органов власти всех уровней в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Последние служат гарантом независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь российским гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством. При необходимости они выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Все это делается в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи (п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом цель согласуется с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: в обоих актах речь идет о «каждом» или «населении». Однако бесплатная юридическая помощь, исходя из норм Закона (п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 7, п. 9, 10 ст. 25, ст. 26), оказывается только российским гражданам, в чем видится противоречие не только положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 62), но и «целевым заявкам» самого Закона, поскольку население страны составляют не только ее граждане. Представляется необходимым внести изменения в Закон, заменив словосочетание «российский гражданин» на слово «каждый» (в соответствующем падеже и числе).

Специальное конституционное обращение к понятию «адвокат» связано с определенным процессуальным статусом лица (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). Нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой В. И. Маслова отмечается, что Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, ч. 1 ст. 45), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) и, кроме того, предусматривает, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» (ч. 2).

Закрепляя это право как непосредственно действующее, Конституция РФ не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а следовательно, с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации. Норма ч. 2 ст. 48 Конституции РФ определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права ограничены. Право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

Конституционный Суд РФ уточнил, что по буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, реально ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, включая свободу передвижения: удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.

В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура как правовое регулирование адвокатской деятельности находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Совместное ведение означает, что федеральными законами очерчиваются основные рамки правового регулирования, а конкретное наполнение осуществляется законами субъектов Федерации.

Правозащитная деятельность адвокатов регулируется нормами морали в той же степени, что и нормами права. Отношения клиента и адвоката строятся на доверии, которое невозможно в случае безнравственного поведения адвоката в процессе осуществления правозащитной деятельности.

Правозащитная деятельность адвокатуры, как и иных субъектов, актуализируется вследствие нарушения прав и свобод человека. Она должна выражаться в своевременном когерентном воздействии субъектов правозащитной структуры на сферу защиты прав и свобод человека и гражданина в России с целью ее положительного изменения и качественного преобразования в интересах человека, общества и государства.

Контрольные вопросы

1. В какой период в России термин «адвокатура» стал обозначать юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам?

2. Что является адвокатской деятельностью?

3. Какая юридическая деятельность не является адвокатской?

4. Кто является адвокатом?

5. Какие должности вправе занимать адвокат?

6. Что такое адвокатура?

7. Какие задачи ставятся перед адвокатурой?

8. Какие процессуальные действия не могут осуществляться в отношении адвоката?

9. В чем выражается социально-правовая необходимость адвокатуры?

Глава 2Адвокатское право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина

2.1. Предмет и метод адвокатского права

В юридической лексике укоренилось, что предметом отрасли права являются общественные отношения, регулируемые нормами права этой отрасли. Адвокатское право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой систему правовых норм разной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются или санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере адвокатской деятельности.

Предметом регулирования в адвокатском праве (предметом адвокатского права) следует считать общественные отношения в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры. Круг этих отношений широк, и они носят комплексный характер, что обусловлено сложной комплексной структурой адвокатской деятельности и адвокатуры. Правоотношения в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры, помимо специальных нормативных актов, регулируются нормами разных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового, налогового и др., а в определенной части и нормами международного права, причем нормами как материального, так и процессуального права.

Все эти разнородные по характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак – они всегда возникают в связи и по поводу оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Наличие этого признака позволяет утверждать о наличии самостоятельного вида общественных отношений – адвокатских. Комплексность этих отношений позволяет судить о комплексности адвокатского права как отрасли законодательства об адвокатуре, регулирующей общественные отношения, которые условно можно разделить на следующие три группы:

1) связаны с организацией адвокатуры и ее взаимоотношениями с государством и его органами, общественными организациями;

2) складываются в ходе осуществления самоуправления на основе корпоративных актов между адвокатами и их объединениями;

3) формируются при осуществлении адвокатской деятельности.

Отношения в первой группе регулируют деятельность субъектов адвокатского права, связанную с взаимодействием института адвокатуры с институтами государства. Государство:

– законодательно закрепило правовую природу адвокатуры как института гражданского общества, осуществляющего полномочия по защите прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц от имени гражданского общества; определило понятие, задачи и содержание адвокатской деятельности; установило правовой статус субъектов, осуществляющих адвокатскую деятельность, их права и обязанности; определило права и обязанности других институтов государства по отношению к институту адвокатуры;

– осуществляет финансовый контроль над деятельностью адвокатуры в форме налогообложения их доходов, оплачивая труд адвокатов по назначению органов предварительного следствия и суда из средств федерального бюджета; гарантирует адвокатам социальное обеспечение;

– контролирует адвокатскую деятельность в рамках, определенных федеральным законом (контроль налоговых органов, право на обжалование в суде действий адвоката, право органа юстиции в случае обнаружения нарушения закона адвокатом на обращение в суд с требованием о прекращении статуса адвоката).

Отношения во второй группе регулируют деятельность Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат субъектов Федерации, других структурных подразделений адвокатов между собой, определяя цели, задачи, формы взаимодействия, построенные на законе.

В третьей группе это отношения, складывающиеся между адвокатом, с одной стороны, а с другой – физическим или юридическим лицом (граждане, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государства и местного самоуправления).

Метод адвокатского права есть совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются отношения между субъектами.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет и дозволения. Они в совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – фактически также предписания, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Отношения между субъектами адвокатской деятельности и адвокатуры носят комплексный характер, зачастую регулируются разными отраслями права. Используется такое сочетание дозволений, запретов и предписаний, которые в совокупности представляют собой отдельные элементы императивного и диспозитивного методов в нужном сочетании. Императивный метод основан на строгом и точном выполнении нормы закона, например ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формулирует обязанности адвоката.

Диспозитивный метод основывается на возможности выбора варианта поведения субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Так, граждане и юридические лица сами решают, обратиться ли им за помощью адвоката или нет; адвокат сам вправе избирать форму адвокатского образования и место осуществления своей деятельности, но должен уведомить об этом палату в определенный срок.

2.2. Принципы адвокатского права

К принципам адвокатского права относятся независимость и самоуправляемость, добровольность вступления в ряды адвокатуры, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии, корпоративность, равноправие адвокатской деятельности.

Принцип независимости. Предполагает независимость прежде всего экономическую; в настоящее время юридически еще недостаточно оформлен; в дальнейшем нуждается в совершенствовании в русле государственной политики в области адвокатской деятельности. В целях ее обеспечения и доступности для населения органы государственной власти должны устанавливать гарантии независимости адвокатуры в России, предусматривая для адвокатов финансирование расходов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, оказывают содействие адвокатам и их организациям в получении необходимых служебных помещений, средств связи, оргтехники и т. п. При этом адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, не подчиняется им и контролируется только законом.

Численный состав, штат, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются исполнительными органами субъектов Федерации. Ограничены функции Минюста России по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст России не заслушивает отчеты руководителей адвокатских структур и т. д.

Принцип самоуправляемости. Адвокатура управляется органами, выбранными на общих собраниях адвокатов. Выбранные собранием органы могут различаться по своему статусу (президент, руководители форм и т. п.), но их задача заключается в осуществлении оперативного управления структурами адвокатов в сфере организации деятельности (подбор помещений, средств связи и др.). В осуществлении адвокатской практики каждый адвокат независим и подчиняется только закону.

Принцип добровольности вступления в ряды адвокатуры. Подразумевает согласие гражданина стать адвокатом, выполнять добровольно обязанности, возлагаемые законом, и пройти для этого процедуры, предусмотренные законом или корпоративными актами (например, сдача квалификационного экзамена), а также соблюдать этические правила поведения адвоката.

Принцип законности деятельности. На этот принцип необходимо обратить особое внимание. Строгое следование требованиям закона – обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний, и т. п.

Адвокат – не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты при неизменном условии: не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний). Поэтому и существует соглашение сторон, при котором клиенту необходимо пояснить его права и обязанности, свои права и обязанности и получить его согласие на ведение дела согласно выбранной позиции по делу.

Принцип гуманизма. Означает гуманное отношение как к преступнику, так и к потерпевшему. Это баланс отношений, когда необходимо следить, чтобы неотвратимость наказания и его обязательность не переходила в жестокость и мучения. Требования закона должны соблюдаться неукоснительно, но сам закон не должен быть жесток, а процедуры его исполнения не должны носить мстительного характера.

Принцип соблюдения нравственных начал профессии. Речь идет об адвокатской этике, т. е. внутренних факторах, выработанных адвокатами, душевной сфере, о которой однозначно ответить нельзя, так как мораль в ряду регуляторов общественных отношений занимает большое место.

Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный уровень и следить за деловой репутацией. Все это охватывается адвокатской этикой.

Принцип корпоративности адвокатской деятельности. Корпорация – это группа лиц, объединенных общностью интересов.

В соответствии с этим принципом адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза профессионалов, объединенных общими интересами и целью. Адвокатское сообщество самостоятельно решает внутренние вопросы, связанные с деятельностью адвокатов и их дисциплинарной ответственностью.

Принцип равноправия адвокатской деятельности. Лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, становится полноправным членом адвокатского сообщества и имеет право самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которого будет осуществляться его деятельность (коллегия, адвокатское бюро, адвокатский кабинет). Адвокат вправе свободно выражать свое мнение по всем вопросам деятельности адвокатских структур. Независимо от стажа адвоката он обладает правом на единообразное применение к нему законодательства.

5. Воробьев А. В, Поляков А. В., Тихонравов Ю. В. Теория адвокатуры. М.: Грантъ, 2002. С. 144. 6. Мархгейм М. В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д: Ростиздат, 2005. С. 44–50.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

на тему «АДВОКАТ: понятие, статус, социальное значение»

студентки 4 курса

ЗАОЧНОГО отделения

специальности юриспруденция

Полубатоновой Елены Владимировны

№ тел.: 8-921-240-16-16

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Саблин Михаил Степанович

Архангельск 2011

  • Введение
    • 1 Понятие адвоката
    • 2. Статус адвоката
  • 3. Права и обязанности адвоката. Социальное значение
  • Заключение
  • Список используемых источников

Введение

Адвокатура — это важнейший правовой институт любого государства, стоящий на защите прав и законных интересов граждан и их объединений. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии, в успехе предпринимательства.

Адвокат (от латинского advoco — приглашаю) — юрист, специализирующийся на оказании юридической помощи гражданам и организациям. Основной целью адвоката является законная защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц, в том числе и в суде. Другими словами, адвокат — это независимый советник по всем правовым вопросам.

Адвокатом является не всякий юрист, а только тот, кто в установленном Федеральным законом от 31.05.2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» получил статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31.05.2002г.

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом — не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению целей, стоящих перед правосудием. Адвокат — не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы помощником суда. Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения.

Бесспорна роль адвокатов в гражданском, арбитражном, административном, уголовном и конституционном судопроизводстве. Помимо этого, они дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по действующему законодательству, составляют жалобы, заявления и другие документы правового характера.

адвокат адвокатура арбитражный судопроизводство

Исходя из международной практики, синонимами термина «адвокат» иногда выступают термины: «юридический советник», «юридический консультант» или «юрист». В современной России используется два термина по отношению к представителям этой профессии: «адвокат» и «адвокатесса». Кроме того, по отношению к адвокатам закон употребляет выражение «независимый профессиональный советник по правовым вопросам». Котов Б.А. Юридический справочник руководителя. Тайна.-М.:ПРИОР,1999.-С. 128, с.12

Под адвокатом понимается лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат — это лицо, внесенное в региональный реестр адвокатов, состоящий в каком либо адвокатском образовании и статус которого не приостановлен.

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т. п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Конституция Российской Федерации

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

31 мая 2002 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который вступил в действие с 1 июля 2002 г., за исключением отдельных положений, которые вступили в силу с 1 января 2007 года.

Целью принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» являлась необходимость расширения правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Переход адвокатуры на новый профессиональный уровень должен восполнить недостаток квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам по обеспечению их прав, свобод и законных интересов.

Позитивным является то, что законом установлено положение о принятии Всероссийским съездом адвокатов Кодекса профессиональной этики адвоката. 31 января 2003 года адвокаты Российской Федерации, в развитие требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в целях поддержания между собой профессиональной чести и сознания нравственной ответственности перед обществом, развивая традиции российской присяжной адвокатуры, принимают «Кодекс профессиональной этики адвоката». Мельниченко Р.Г. Поверенное право: Курс лекций. — Элиста, 2005г., с.84

2. Статус адвоката

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет.

После положительного решения квалификационной комиссии претендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, заносит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и включения сведений об адвокате в государственный реестр (ст. 9 -14 Закона).

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Федерации и состоять только в одном адвокатском образовании. Однако осуществлять свою деятельность он вправе на территории всей Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

Именно адвокат является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты — участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право собирания и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.

Закон ввел существенное новшество, расширяющее поле деятельности адвокатов, повышающее престиж адвокатуры. «Представителями организаций органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты. За исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом» (ст. 2 п. 4). Гриненко А.В. Комментарий к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (постатейный). -М. -2004г., с.36

Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявления, жалобы, проекты договоров и других документов юридического характера.

Адвокаты не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях, исключая занятие научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

Большое значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов адвокатского сообщества при определении средств и способов защиты интересов клиентов, единственными критериями которых являются законность и нравственная безупречность.

Возбуждение в отношении адвоката уголовного дела допускается только прокурором на основании заключения судьи районного суда (ст. 448 ч. 1, п. 10 УПК РФ в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» от 29 мая 2002 г.). Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2001г., с.178

Права и обязанности адвоката. Социальное значение.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя, доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Мельниченко Р. Г. Поверенное право: Курс лекций. — Элиста, 2005г., с. 119

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать и получать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать адвокату указанные документы или их заверенные копии;

2) опрашивать лиц (с их согласия), предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат выступает в качестве защитника, представителя либо консультанта;

3) собирать и представлять предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим клиентом наедине (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность;

6) фиксировать с помощью технических средств или иным законным способом информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат выступает в качестве защитника или представителя, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

Адвокат, работая по уголовным и гражданским делам, должен быть объективным и беспристрастным. Для соблюдения этих условий закон устанавливает, что адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях:

1) если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь, и эти интересы противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела;

2) участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля или понятого;

3) если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

Обязанности адвоката определены Законом об адвокатуре и вытекают из предоставленных ему прав.

Исходя из прав, которыми наделен адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности, он обязан:

1) отстаивать права и законные интересы доверителя честно, разумно и добросовестно всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;

2) постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

3) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ, принятые в пределах их компетенции;

4) ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

5) в исключительных случаях — бесплатно оказывать помощь отдельным категориям граждан. От выполнения этой обязанности адвокат не вправе отказываться, так как такое положение четко регламентировано в законодательстве.

Законом предусматриваются обязанности адвоката, имеющие как правовой, так и нравственный характер.

Адвокат обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, честно, разумно добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами.

Адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя лица, производившего дознание, эксперта-специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи (ст. 6,7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Ограничение прав адвоката закреплены в ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», где указано, что адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер. Адвокат и доверитель обязаны самостоятельно определять объем представленных полномочий и границы обязанностей. Если адвокат совершил незаконные действия, от он не вправе слаться на незнание действующего законодательства, так как его назначение заключается в том, чтобы оказывать правовую помощь своему доверителю в соответствии с национальным законодательством и международными правовыми актами. Если адвокат допускает такое, то его действия будут оценены как соучастие в преступлении;

2) давать устные и письменные консультации лицам, которые подготавливают совершение преступления (о возможных способах совершения, уничтожения или сокрытия следов преступления, предоставлять информацию о средствах и орудиях, иным образом содействовать лицам в реализации их преступного замысла). Такое деяние адвоката будет носить характер преступления, за которое предусматривается уголовная ответственность.

3) незаконным является участие адвоката в даче взятки должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроизводство, а также согласие на предположения лица совершить преступление против правосудия;

4) адвокат не вправе принимать поручение, если действия по его исполнению приведут к нарушению норм административного законодательства (посягательство на институты государственной власти: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава-исполнителя; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего административное производство).

Под поручениями, носящими заведомо незаконный характер, понимаются поручения, в результате исполнения которых адвокат будет вынужден нарушать нормы действующего законодательства.

На представителя и адвоката наложен запрет негласного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В случае допущения такого сотрудничества будет нарушаться один из основополагающих конституционных принципов — тайна личной жизни. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). — М.: Институт гос-ва и права РАИ, 1998, с.173

Также при сотрудничестве с оперативными сотрудниками последние могли бы влиять на правозащитную деятельность адвоката и понуждать его действовать в пользу государства, игнорируя при этом интересы своего доверителя.

В нынешних условиях построения в России правового демократического государства институт адвокатуры становится одним из важнейших элементов правозащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Адвокатура призвана отстаивать и защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, как бы находясь по другую сторону правоохранительной системы, нежели правоохранительные органы, представляющие и защищающие интересы государства.

Таким образом, «основой и центром правовой системы России должен быть человек, защита его прав и свобод, и задача адвокатуры — всемерно этому содействовать».

Государство для контроля и надзора за исполнением норм права, для понуждения исполнения этих норм и для выявления и наказания лиц, не выполняющих или выполняющих их не в должной мере, создало и содержит целый аппарат правоохранительных органов (прокуратуру, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и т.д.).

Защита же лиц, попавших в сферу деятельности правоохранительных органов, лежит на одном органе — адвокатуре.

Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры.

Профессия адвоката очень востребована в нынешнее непростое время рыночной экономики. Профессиональный адвокат должен хорошо разбираться в законах страны, уметь чётко и грамотно выстраивать линию защиты своего клиента, быть независимым и неподкупным. Профессиональная деятельность адвоката довольно сложная и многогранная, при рассмотрении любого судебного дела требуется умение выделять ряд процессов, необходимых для установления истины.

Массовость и уникальность профессии: Адвокатская практика сегодня весьма популярна и распространена в нашей стране. Порой очень трудно оценить значимость адвокатской деятельности, так как свобода и права человека не имеют цены. По роду своей деятельности адвокатура всегда почиталась в обществе, поэтому профессия адвоката по сей день престижна и уважаема.

Риски профессии: В своей работе адвокат должен быть независим и непреклонен, так как зачастую раскрытие преступления — это своего рода схватка между личностями и испытание твёрдости характера. Адвокат должен в совершенстве знать судебно-процессуальный кодекс, чтобы грамотно отстаивать интересы своих клиентов в суде.

Где получить профессию: Сегодня многие высшие учебные заведения России ведут профессиональную подготовку адвокатов различного профиля. Освоение профессии адвоката открывает перед вами большие возможности в данной сфере деятельности, а также карьерный рост.

Нормативно-правовые и другие официальные документы

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31.05.2002г.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2001г., с.178

И.С. Долгошеев,

аспирант

Рассматривая вопрос о месте и роли адвокатуры в гражданском обществе, необходимо

прежде всего выяснить, что оно собой представляет. В последние годы этому феномену

уделяется все больше внимания. В той или иной степени проблема становления и функ-

ционирования гражданского общества находилась в центре внимания философов, полито-

логов, социологов. Имеется своя ниша и у юристов: соотношение государства и общества;

различия между политическим государством и неполитическим гражданским обществом,

права человека в государстве и обществе и др.

В литературе термин «гражданское общество» употребляется в трех основных значениях:

1) гражданское (civil), цивильное общество противопоставляется нецивилизованному, вар-

варскому обществу; 2) имеется в виду феномен античного полиса — гражданская община;

3) гражданское общество трактуется как буржуазное общество, в котором сфера частных

дел и интересов освобождается от прямого воздействия государственных институтов, ста-

новится автономной, непосредственно не зависящей от государства сферой жизнедеятель-

ности людей1.

Современные ученые-юристы определяют данное явление по-разному.

Так, по мнению О.И. Цыбулевской, «гражданское общество — это система экономиче-

ских, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно

объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных

и духовных интересов и потребностей»2.

Н.И. Матузов считает, что гражданское общество — это «негосударственно-политическая,

а главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей,

реально складывающихся отношений между ними; это — свободное демократическое,

правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским

методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где ужива-

ются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости; это — рыночное многоуклад-

ное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства,

разумного баланса интересов различных социальных слоев»3.

Современное цивилизованное государство — это государство с развитыми институтами

представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления,

с подчиненностью всей системы должностных лиц свободно избираемым представительным

учреждениям, с выборностью ряда руководящих работников государственного аппарата,

с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед

общими судами.

Через институты демократии, через право, основанное на признании и гарантиях

прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы

давления, свободные средства массовой информации, создание правозащитной системы

гражданское общество стремится подчинить себе государство, которое становится не

только орудием защиты интересов какой-либо социальной группы, но и средством до-

стижения социального консенсуса между классами, смягчения либо полного устранения

общественных противоречий4.

Как известно, гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов,

групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом и прямо не зависит от

самого политического государства. В демократической системе гражданское общество,

главными несущими конструкциями которого являются социальная и духовная сферы,

характеризуется сложной и многообразной структурой. В качестве важнейших его звеньев

выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической,

национальной, конфессиональной, культурной, духовной и других аспектов самооргани-

зации общества.

С идеально типологической точки зрения «гражданское общество — это своего рода со-

циальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве

независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это система обеспечения

жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и

передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государ-

ства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для

самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и

потребностей, будь то индивидуальных или коллективных»5.

На современном этапе развития российского общества особое значение приобретает

проблема укрепления правозащитной системы государства.

Любая система, в т.ч. и правозащитная, представляет собой совокупность взаимосвязан-

ных элементов, что позволяет выявить ее элементный состав, рассмотреть закономерности

взаимодействия данных элементов и выработать рекомендации, направленные на повышение

эффективности ее функционирования.

Правозащитная система — это структурированная, иерархически выстроенная совокуп-

ность правовых явлений, характеризующая направления, средства, способы и эффективность

защиты прав человека в России и в Европе.

В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ сказано, что «государственная защита прав и свобод

человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Под государственной

защитой понимается целенаправленная деятельность всех ветвей государственной власти

— законодательной, исполнительной и судебной. В соответствии со ст. 11 Конституции

РФ государство возлагает обязанность осуществлять защиту прав человека и гражданина

на всю систему государственных органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гаран-

тируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам

международного права. Всеобщая декларация прав человека в ст. 7 закрепила положение,

согласно которому «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия,

на равную защиту закона»6.

Важнейшим институтом гражданского общества и элементом правозащитной системы

Российской Федерации является адвокатура.

Адвокатура в человеческом обществе существует уже более двух с половиной тысяч лет.

Уже сам факт столь длительного существования данного института свидетельствует о его

необходимости для нормальной жизни гражданского общества.

Конституция РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юриди-

ческой помощи.

Потребность граждан в данном институте определяется тем, что без помощи про-

фессионала, обладающего специальными знаниями и опытом, рядовые члены общества

практически полностью или частично лишены возможности полноценно защищать свои

интересы в конфликтах с иными лицами и государством. То обстоятельство, что такая по-

мощь необходима и в противостоянии с властью, определяет образование этого института

как неподвластного ей. Такова была и есть социальная роль адвокатуры. Квалифициро-

ванная юридическая помощь в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантируется

каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств. Обязанность

государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на

высшем законодательном уровне. Адвокатура в данном случае имеет двойное назначение.

Так, с одной стороны, будучи институтом цивилизованного гражданского общества, она

входит в качестве важнейшего структурного элемента в механизм социального контроля

за деятельностью государства, с другой — по согласованию с доверителем осуществляет

защиту конкретных лиц.

В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности

и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено, что адвокатура является профессио-

нальным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему

органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе

принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа

равноправия адвокатов.

Особая роль адвокатуры в жизни общества исключает возможность рассматривать ее

лишь как способ заработать деньги.

Понятия «адвокатура» и «гражданское общество» имеют очень глубокое конституционно-

правовое содержание, несмотря на то, что сами эти термины в тексте Конституции РФ не

используются.

Статья 2 Основного Закона провозглашает права и свободы человека высшей ценностью

и устанавливает, что защита этих прав и свобод — обязанность государства. Поскольку

критической формой защиты прав и свобод человека является защита гражданина от необо-

снованного лишения свободы, а привлечение к уголовной ответственности в соответствии

со ст. 48 Конституции РФ осуществляется при обязательном предоставлении квалифици-

рованной юридической помощи (т.е. помощи адвоката), на государстве лежит обязанность

по обеспечению такой юридической помощи.

Адвокаты объединены в палаты адвокатов, а вместе индивидуальные адвокаты и палаты

адвокатов образуют адвокатуру, которая на сегодняшний день является единственным за-

конодательно признанным институтом гражданского общества. Как указано в определении

Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 282-О, «деятельность адвокатов, на ко-

торых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина,

имеет публично-правовое значение». Характерно, что Конституция (ст. 2) и Конституционный

Суд говорят об обязанности государства по защите прав и свобод человека и о такой же

обязанности адвокатов. Эти две параллельно существующие обязанности лежат в основе

независимого статуса адвокатов перед лицом государства при защите прав человека. Обя-

занность защищать права и свободы граждан возложена на адвокатуру не государством, а

в силу прямого действия ст. 1 и ст. 48 Конституции РФ.

В этой связи принципиально важно, что действующее законодательство выводит адво-

катуру из системы органов государственной власти и органов местного самоуправления,

поскольку только при таком условии возможна свободная, независимая полемика адвоката,

представляющего чьи-либо частные интересы, с органами законодательной, исполнительной

и судебной власти, своими действиями и решениями ущемляющего эти интересы.

Добавить комментарий