Социальное государство Россия

Крылова И.А

д.филос.н., в.н.с. Института философии РАН

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОССИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ?

Ключевые слова: Россия, Конституция РФ, достойная жизнь, минимальный размер оплаты труда, свободное развитие человека, образование, наука, охрана труда и здоровья населения, неравенство, коррупция, мега -воровство, бедность, безработица, суицид, продолжительность жизни, естественная убыль населения, эмиграция, социальное государство.

Является ли Россия социальным государством? — вопрос, который уже тридцать лет продолжает волновать не только теоретиков, но и большинство граждан нашей страны. «Когда разрушали СССР, один из великого множества аргументов, оправдывавших это разрушение, заключался в императивной необходимости замены «тоталитарного» государства на государство «социальное»… — справедливо пишет Е.П. Тавокин. — Апологеты «новой» России усиленно внедряли в массовое сознание идею о том, что главной задачей властей в социальном государстве будет всемерное улучшение качества жизни всех людей, удовлетворение интересов всего общества, достижение всеобщего блага»1. Однако современная действительность свидетельствует о том, что Россия чрезвычайно далека от реализации на практике этой цели.

Непонятно, какой смысл при написании «Конституции Российской Федерации» вкладывался в термин «социальное» государство. В социологической энциклопедии дается такое определение: «Под социальным государством понимается такой тип государства, в число важнейших внутренних функций которого входит активное влияние на социальную сферу жизнедеятельности общества в интересах самых широких слоев населения» 2. В «Конституции РФ» в статье 7 провозглашается принцип «социальности» государства, согласно которому: «1. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 3.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: что конкретно понимается под «достойной жизнью» и чья жизнь в современной России, может считаться более достойной — топ-менеджера госкорпорации, доходы которого достигают 4 млн. руб. в день или представителя науки, продолжающего получать заниженную зарплату за свой умственный труд? Приходится констатировать, что в России, несмотря на декларации о необходимости повысить престиж ученого в стране, интеллектуальный труд (как и большинство творческих профессий) до сих пор продолжает оплачиваться ниже неквалифицированного (для сравнения: в 2019 г. зарплата рядового работника «Макдональдса» составляла от 32 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в месяц; а официальный оклад, указанный в «эффективном» контракте кандидата наук, доцента кафедры философии науки ИФ РАН составляет 13 тыс. 500 руб. в месяц). Естественно, чтобы «выжить» в столице особенно молодым специалистам и оплатить «наемное жилье», большинству из них приходится искать вторую, а нередко и третью работу (которую в провинции найти практически невозможно).

Известно, что одной из важнейших проблем любого общества является проблема распределения национального продукта. Может ли Россия считаться социальным государством в условиях существующего беспрецедентного расслоения российского общества? Ныне по числу миллиардеров Россия является одной из первых в мире (после США). «Этот факт… показывает главную сущность либерального переворота 90-х годов, — справедливо подчеркивает В.С. Голубев, — превращение общественной собственности в частную, сверх-обогащение экономической и политической квазиэлиты ради сверх-потребления» 4.

Более того, в стране продолжает действовать регрессивная шкала налогообложения доходов населения, когда около 80% бедного населения с начала 1990 -х гг. продолжает оплачивать сверхпотребление и роскошную жизнь 5% сверхбогатых. Представляется, что для социального государства с точки зрения социальной справедливости необхо-

1 Тавокин Е.П. Российская Федерация — социальное государство? // Вестник РАН. — М., 2013. — Т. 83, № 4. — С. 318.

2 Гончаров П.К. Государство социальное // Социологическая энциклопедия: В 2-х томах Т. 1. — М.: Мысль, 2003. — С. 222.

3 Конституция Российской Федерации. — http://constitution.kremlin.ru

димо ввести прогрессивный налог. Однако Правительство РФ все прошедшие десятилетия не вводило прогрессивный налог (несмотря на требования многих политических партий и недовольство большинства граждан страны), защищая интересы господствующей и властвующей элиты. Это свидетельствует о том, что «социальной основой современной России — считает Е.П. Тавокин, — является неравномерное и несправедливое распределение национального дохода как по социальным стратам, так и по регионам, и такое положение, по -видимому, сохранится надолго» \

Показательно, что новый Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин подтвердил, что прогрессивный налог не будет введен в России. Отсюда следует, что в Российской Федерации, несмотря на декларации о социальном государстве, продолжает существовать фактически асоциальное рыночное хозяйство2 и сверхнеравенство3. Между тем, несмотря на сильное расслоение российского населения, тема экономического неравенства практически не исследуется в научной литературе. Более того, по мнению экспертов, в современной России реальные показатели де-цильного коэффициента, как и коэффициента Джини, установить практически невозможно.

Как известно, степень расслоения общества характеризует так называемый децильный коэффициент. В 2010 г. коэффициент имущественного расслоения населения России достигал, по одним данным, 1:25, по другим — 1:604. По официальным данным, сейчас в России он составляет 1:15,3 (в действительности гораздо больше). Это свидетельствует о продолжающемся росте сверхпотребления узкой прослойки населения и фактической нищетой большинства граждан страны. Социологические исследования показывают, что революции и массовые протесты исключены в том случае, когда разница в доходах высшей и низшей групп в обществе не более, чем 1:5, 1:6. Однако, «как только децильный коэффициент достигает 10, — пишет Р. Гринберг, — в стране появляются условия для социальных беспорядков. Это правило не действует разве что в Америке, где коэффициент держится на уровне 10-12. Но там это считается нормальным, поскольку философия американцев отличается от нашей. Там считается, если ты бедный, то сам виноват»5.

Что касается коэффициента Джини — то это коэффициент неравенства (индекс концентрированных доходов), который является статистическим показателем экономического неравенства. Он показывает равномерность распределения дохода или богатства между членами общества. Экономическое неравенство является одной из характеристик социального неравенства в российском обществе. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» указано, что одной из главных целей обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни граждан страны, является снижение существующего экономического неравенства. По мнению эконом истов, коэффициент Джини не должен быть выше значения 0,3-0,4. Когда данный индекс больше, то это значит, что в стране существует высокое неравенство, которое существенно замедляет экономическое развитие. Более того, форм и-рует так называемые «ловушки бедности», при которых общество становится беднее с каждым поколением. Ныне в Российской Федерации коэффициент Джини равен приблизительно 0,417 и продолжает расти. По данным аналитиков, сейчас он сопоставим с коэффициентом Джини в США и Китае 6.

Анализируя проблему расслоения населения в России, необходимо учитывать и существующую в стране беспрецедентную коррупцию, объем которой составляет сотни миллиардов долларов и с которой якобы постоянно ведется беспощадная борьба. Наряду с коррупцией в стране процветает мега -воровство, когда воруют миллиардами и выводят их из страны в офшоры7. Последние наглядные примеры: хищение из «Роскосмоса» 17 млрд. руб., а также 6,7 млрд. руб. замглавы Генштаба ВС РФ, генерал-полковника Х. Араланова и многомиллиардное воровство при строительстве космодрома «Восточный» (когда заведено 38 уголовных дел и привлечено к ответственности 58 человек). По оценкам С.Ю. Глазьева, за прошедшие три десятилетия из России вывели 1 трлн. долларов По другим оценкам, в офшоры переведено более трех трлн. долларов. Из бывших советских республик за прошедшие десятилетия также выведено около 1 трлн. долларов (что свидетельствует о чудовищном ограблении СССР)8. Показательно, что коррупция и «мега-воровство» в большинстве случаев остаются, как правило, безнаказанными (наиболее вопиющим является «дело Сердюкова»). И неудивительно, так как в 1990 гг. из Уголовного кодекса РФ была изъята статья о конфискации имущества в качестве наказания за воровство. В отличие от России, в Китае в качестве эффективной меры борьбы с коррупцией и крупными хищениями введено пожизненное заключение с конфискацией имущества (включая родственников). Поэтому в связи с беспрецедентным расслоением и экономическим неравенством, Россия не может претендовать на статус социального госу дарства.

Непонятно также, каким образом наличие значительного количества миллиардеров в стране соотносится с существующим в России минимальным размером оплаты труда (МРОТ), который до последнего времени был ниже прожиточного минимума? Согласно данным Росстата, с января 2018 г. МРОТ составлял 9489 руб. С 1 мая 2019 г. размер МРОТ стал равен 11 280 руб. (то есть прожиточному минимуму в целом, что после Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020 г. должно быть закреплено в Конституции РФ). Ныне размер МРОТ вновь

1 Тавокин Е.П. Указ. соч., с. 317.

Гринберг Р.С. Общественный интерес и экономическая политика // Вестник РАН. — М., 2010. — № 7. — С. 605.

Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Превосходство, присвоение, неравенство. — М.: Научный эксперт, 2013.

4 Общественное и индивидуальное: возможна ли гармония? Обсуждение научного сообщения // Вестник РАН. — М., 2010. —

№ 7.

5 Гараненко А. Страшно богатые // Известия. — М., 2007. — 9 августа.

6 https://journal.open-broker.ru/economy/koefficient-dzhini/

8 Глазьев: за 30 лет из России вывели 1 трлн. долларов // NEWSru.24.10.2019. — https://www.newsru.com/russia/24oct2019/ trillion.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понижен новым Правительством РФ. Поэтому в России продолжает остро стоять проблема бедности, которая лишает человека всех жизненных перспектив в будущем. В 2000 г. за ее чертой находилось более 40 млн. человек. В настоящее время по официальным данным — около 19 млн. (что также слишком много для социального государства, каким позиционирует себя Россия).

Проблема бедности тесно связана с существующей безработицей в России. По данным Росстата, в январе 2019 г. численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 74,9 млн человек. Из них 71,2 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью, а 3,7 млн человек — как безработные с применением критериев МОТ (то есть, не имели работы или доходного занятия) 1. Однако, в действительности, количество безработных в Российской Федерации гораздо больше. При оценке безработицы необходимо учитывать не только тех, кто зарегистрирован на бирже труда, но и тех граждан, которые находятся в поисках работы (но не регистрируются как безрабо тные), а также тех людей, которые имеют лишь какую -то временную работу, либо работают в условиях неполной занятости (вероятно, именно из-за отсутствия работы появилось понятие «самозанятые»). Показательно, что среди безработных ныне значительную часть составляют представители молодого поколения (в возрасте до 34 лет), что свидетельствует о невостребованности на рынке труда. Безработица порождает не только неуверенность в завтрашнем дне, она лишает человека возможности нормальной полноценной жизни. В России многие граждане, потеряв работу, вынуждены продавать свое жилье, в дальнейшем опускаясь на социальное «дно». Причем в нашей стране не все граждане могут приобрести даже самое дешевое жилье. «По сравнению с другими развитыми странами, которые рвутся вперед, мы катимся только назад, — подчеркивает А. Селиванов. — Китай, в 80-е годы, неспособный каждого китайца обеспечить чашкой риса, за эту же четверть века построил новую Великую страну, давно решив даже проблему жилья для своего огромного населения так, как не снилось и России (в среднем на каждого китайца теперь приходится более 20 кв. метров комфортабельного жилья, а на семью из 3 человек — трехкомнатная квартира — как в городе, так и на селе)»2. Если говорить о России, то в нашей стране продолжает существовать бедность и безработица, что не характерно для социального государства.

Не удивительно, что по данным ВОЗ Россия входит в первую тройку государств с самыми высокими показателями самоубийств на душу населения, а по числу суицида среди мужчин РФ является в мире признанным лидером. Причем по числу самоубийств на душу населения Россия превышает среднемировые показатели в 2,5 раза (26,5 случаев на 100 тыс. человек — против 10,5, выше — только у Лесото — 28,9 и Гайаны — 30,2). Для сравнения: в Беларуси этот показатель составляет 21,4; на Украине — 18,5; в США — 13,7; в Канаде — 10,4; на Кубе — 10,1; в Израиле — 5,2. Если в среднем по миру мужчин-самоубийц приблизительно в 1,8 раз больше женщин, то в Российской Федерации этот разрыв превышает среднемировой в 6,5 раз (мужчины кончают жизнь самоубийством значительно чаще, чем женщины)3. Надо сказать, что такой показатель как самоубийство говорит о том, что общество — «серьезно больно». Это лишь подтверждает, что в настоящее время Россия социальным государством не является.

То же самое касается «свободного развития человека», о котором записано в «Конституции Российской Федерации»? Что под этим следует понимать? Если исходить из неолиберальной идеологии, то это подразумевает свободу от всех этических норм и социальных ограничений, которые назойливо пропагандируется нашим гражданам либеральными СМИ уже в течение трех десятилетий существования «новой» России. Тогда причем здесь «социальное государство»? «С позиций социума, развитие человека, — справедливо подчеркивает Е.П. Тавокин, — это, прежде всего, расширение его интеллектуальных возможностей, мировоззренческих горизонтов, знание новейших достижений науки и техники, владение навыками их практического использования. Основной источник их формирования — сфера образования» 4. Между тем в России все прошедшие годы финансирование сферы образования постоянно сокращалось. В XXI веке в развитых странах образование (как и наука) являются высшим приоритетом государства.

Как известно, в СССР была одна из лучших в мире система среднего и высшего образования. После краха Советского Союза произошел катастрофический спад финансирования образования, что привело к его коммерциализации и превращению, по существу, из «храма знаний» в «контору образовательных услуг», а в результате, к негативным последствиям — резкому понижению уровня самого образования, а также «качества» преподавателей и студентов. За прошедшие три десятилетия после распада Советского Союза российское образование (как школьное, так и вузовское) подверглось неоднократному кардинальному реформированию.

На наш взгляд, введение Единого государственного экзамена, так называемого ЕГЭ, самым губительным образом сказалось на школьном образовании в России. «По всеобщему убеждению, лучшего, чем ЕГЭ, средства перспективной дебилизации, культурно -психологической примитивизации подрастающего поколения придумать трудно, -пишет Е.П. Тавокин. — Подавляющим большинством наших граждан он рассматривается как своего рода неявная долгосрочная диверсия против национальной безопасности России»5. И с этим выводом можно только согласиться. В результате неолиберальных реформ резко снизился качественный уровень высшей школы в целом, особенно, ее научно-исследовательского сектора. В результате невостребованности науки возросла эмиграция отечественных специали-

1 Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2019 г. — https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/ Stg/d04/34.htm

Селиванов А. Великая Русская революция. — https://izborsk-club.ru/18100

Россия — в тройке лидеров по числу самоубийств // ВВС. News. Русская служба. — https://www.bbc.com/russian/news-

4 Тавокин Е.П. Указ. соч., с. 318.

5 Там же.

стов (особенно молодежи), в результате чего Россия стала мировым лидером по «утечке умов»1. «Россия выступает донором научных кадров для других государств и как бы помогает странам Запада, и прежде всего США, являющимся… основным потребителем научных кадров из других стран — подчеркивает Т.В. Наумова. — На американскую фундаментальную и прикладную науку практически работает большая часть мирового потенциала, в том числе и Ро с-сии»2. Опасность состоит в том, что отечественную систему образования (как и науку) путем бесконечного реформ и-рования продолжают разрушать. Возможно поэтому, в последнем Послании Президента РФ Федеральному собранию было особо указано на необходимость сохранить равную, справедливую доступность бесплатного очного высшего образования. При этом подчеркивалась необходимость увеличения количества бюджетных мест в Вузах (особенно региональных), где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров3.

Теперь, что касается сферы здравоохранения и «охраны здоровья населения». Как известно, сокращение финансирования происходило не только в области образования, но и во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в частности в здравоохранении и социальном обеспечении. Пункт 2 статьи 7 «Конституции Российской Федер а-ции» гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей» 4. Что касается охраны здоровья, то в статье 41 «Конституции Российской Федерации» сказано: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» 5. Однако из этого следует, что при отсутствии необходимых средств медицинская помощь может быть платной. (С вступлением в ВТО в России медицина, как и образование, стали, фактически, платными)6. Это объясняется тем, что кризис здравоохранения, вызванный неолиберальными реформами, привел к кардинальному изменению сущности национальной системы здравоохранения. «Коммерциализация медицинской помощи и утопия благотворного воздействия жажды прибыли, которая заставит частный бизнес протянуть руку помощи ближнему, — справедливо подчеркивают С. Батчи-ков и С. Кара-Мурза, — означает отказ от великой идеи охраны здоровья народа как долга российского государства перед гражданами (авт. курсив)» 7. Поэтому по нынешнему состоянию здравоохранения Россия не может претендовать на статус социального государства.

Известно, что одним из индикаторов эффективности функционирования области здравоохранения является характер демографических процессов. Следует констатировать что несмотря на некоторое улучшение демографических показателей в России за последние годы, демографическая ситуация остается сложной. По статистическим данным, численность населения РФ к началу 1990-х гг. составляла 150 млн человек. В 2020 г. население России составляет менее 147 млн. человек (из которых 80,9% являются русскими из числа указавших национальность). Причем около 24 млн. человек — это приезжие из бывших советских республик. Таким образом, коренное население составляет всего 123 млн. человек. То есть, в результате неолиберальных реформ, проводимых в России с начала 1990 — х гг., страна утратила 27 млн. граждан (преимущественно русских). При этом, по мнению специалистов, в связи с притоком огромного количества представителей среднеазиатских республик кардинально изменилась не только этническая, но репродуктивная и генетическая характеристики населения РФ. Нельзя отрицать, что в последние годы предпринимались определенные меры по улучшению демографических показателей в стране («материнский капитал» и пр.). Однако в целом на фоне значительно роста населения в других государствах, демографическая ситуация в России остается кр и-тической (так как рождаемость в стране продолжает снижаться). В Послании Президента РФ Федеральному собранию (от 15 января 2020 г.) предложен новый расширенный комплекс мер по сбережению народа. При этом подчеркивается, что если Россия смогла переломить негативные демографические тенденции в начале 2000 гг., то на рубеже 20232024 гг. необходимо добиться возобновления естественного прироста населения, так как главными являются две национальные цели — это естественный прирост населения и продолжительность жизни.

Согласно Всемирной организации здравоохранения, основным индикатором качества системы здравоохранения является продолжительность жизни. В 2019 г. средняя продолжительность жизни в России выросла до 73,6 лет (в среднем на 0,7 года по сравнению с показателями 2018 г.). У женщин средняя продолжительность жизни превысила 78,5 лет. Показатель общей смертности на 1 тыс. человек снизился на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем 2018 г.8. Но Россия продолжает отставать по средней продолжительности жизни от развитых стран. Например, средняя продолжительность жизни в США — 78,8 лет; в Японии — 87,3 года. Однако за десять месяцев 2019 г. естественная убыль населения составила 259,6 тыс. человек. Причем данный показатель по итогам года является самым высоким за

1 Крылова И.А. Современные угрозы информационной безопасности России в сфере науки и техники // Знание. Понимание.

Умение. 2019. — № 3. — С. 183-192.

Наумова Т.В. Эмиграция ученых из России. — М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2014. — С. 80.

Послание Президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020 г. — https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1314404/

4 Конституция Российской Федерации. — http://constitution.kremlin.ru

5 Там же.

7 Батчиков С., Кара-Мурза С. От здравоохранения к продаже медицинских услуг // Экономические стратегии. — М., 2013. -№ 3. — С. 18.

последние одиннадцать лет1. То есть, по состоянию демографических показателей Россия также не является социальным государством. «Несмотря на наличие необходимых средств и соответствующих условий, — пишет А.М. Тарко, -адекватные меры для улучшения социального положения населения и системы медицинского обеспечения в стране не предпринимаются» 2. Поэтому именно сегодня один из главных национальных проектов направлен на улучшение демографических показателей и состояния здоровья населения России, которое катастрофически быстро сокращается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляется, что отдельной проблемой уменьшения численности населения страны является массовая эмиграция россиян. В настоящее время Российская Федерация находится фактически на третьем месте в мире по эмигр а-ции. Россию «обгоняют» по этому показателю только Индия и Мексика. При этом наша страна опередила по темпам эмиграции даже Китай, который покинуло 9,9 млн. человек. Позади России — Бангладеш с 7,5 млн. эмигрантов, Сирия, Пакистан и Украина. Больше 40% россиян в качестве причин, заставивших эмигрировать, называют лучшие условия жизни в других странах, нестабильность экономической ситуации в собственной стране, невозможность вести бизнес, отсутствие защиты от произвола чиновников, необходимость дать детям хорошее образование и пр. Наиболее привлекательными странами для потенциальной эмиграции являются США и Канада3.

Современные социологические опросы показывают, что около 17% россиян собираются уехать из России, а по данным «Левада-Центр» 41% опрошенных россиян от 18 до 24 лет желают покинуть страну (а по закрытой информации — 75%). «Причем, если до 1990-х годов многие выезжали для воссоединения «семей» (немцы, евреи, представители других этносов), то с 2000-х годов выезжают люди профессиональные и чаще всего потому, что в стране просто негде приложить собственные силы, — пишет А. Селиванов. — Основной мотив выезда сегодня — отсутствие перспектив в своей стране и ее внутренней экономической политике, которая открывала бы такие перспективы» 4. Ныне в мире зафиксировано 10,6 млн. человек, которые покинули Россию и проживают за ее пределами, что составляет 7% от всего населения РФ и 4% от эмигрантов всех стран. Поэтому такую эмиграцию можно назвать «бегством» из России, что может обернуться в будущем демографической катастрофой.

Таким образом, заявленные в «Конституции Российской Федерации» положения о «достойной жизни», «свободном развитии человека», «минимальном размере оплаты труда», «охране труда и здоровья людей» являются лишь декларацией, поскольку нормативная база абсолютно не соответствует критериям социального государства. Проведенный анализ показывает, что по базовым составляющим социального государства, Россия в настоящее время не может претендовать на подобный статус. Конечно, предложенные Президентом РФ Федеральному собранию меры будут в какой-то мере способствовать улучшению жизни россиян и могут снять нарастающее социальное напряжение в обществе. Но для того, чтобы жизнь в России стала действительно достойной, государство должно не ограничиваться «поправками» в текст «Конституции Российской Федерации», а предложить новую модель экономического и социального развития, привлекательную не только для граждан своей страны, но и для других государств мира. Хотелось бы надеяться, что после Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 января 2020 г. начнется, наконец, на практике движение России к построению действительно социального государства.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Комментарий к Статье 7 Конституции РФ

1. Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции права на защиту от безработицы (ст. 37).

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья является одним из устоев общества. Она важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений — все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Провозглашенные в Конституции цели политики Российской Федерации как социального государства (ч. 1 ст. 7 КРФ) предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением государственного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления социального государства (см. Постановление КС РФ от 16.12.1997 N 20-П*(20)).

Социальный потенциал семьи — это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним задач. Социальный потенциал выражается в хозяйственно-экономических и духовно-психологических функциях семьи.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под охраной и общества, и государства как в правовом, так и в социальном плане. Именно поэтому социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жилье и т.д.

Во исполнение обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях (см. Постановление КС РФ от 24.01.2002 N 3-П*(21)).

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Например, в Конституции (ст. 39) указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» (см., например, Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 30.04.2008)).

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальные пособия); сглаживание имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда) и др.

Одна из разновидностей социального неравенства — неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели — предоставление человеку минимума средств к существованию — к более высоким целям — избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта — во многом зависит и от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предложить своим гражданам лишь равенство в бедности, демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социальной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределение благ организуются по принципам рыночной экономики, государство в различных формах несет ответственность за их эффективность.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции России).

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Выделение социальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и иных подобных явлениях и процессах.

Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которых должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах ее осуществления.

Разумеется, в ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.

Ряд важных вопросов, связанных содержанием и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией, которая создала правовую основу для проведения этой политики.

2. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда (см. комментарий к ст. 37); обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (см. комментарии к ст. 38 и 39).

Необходимо заметить, что во многих странах развитого капитализма закрепляется правило о социальном характере государства, под которым понимается государство, политика которого направлена на создание каждому гражданину условий, обеспечивавших бы ему достойную жизнь, социальную защищенность независимо от экономического, финансового положения, уровня образования и других факторов. В конечном счете деятельность социального государства в зарубежных странах направлена на обеспечение социальной справедливости, при этом государство должно стремиться к сглаживанию социальных неравенств и противоречий.

Закрепление социального характера государства — константа современных зарубежных конституций. Например, в соответствии с абз. 1 ст. 20 Основного закона ФРГ «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством».

Особенно развернуто и конкретизировано социальный характер своего государства трактует Конституция Испании. Ее ст. 40 обязывает органы публичной власти обеспечивать создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных личных доходов в рамках политики экономической стабильности. Они должны проводить политику, направленную на достижение полной занятости. Равным образом органы публичной власти поощряют политику, обеспечивающую осуществление профессиональной подготовки и переподготовки; они наблюдают за безопасностью и гигиеной труда, гарантируют необходимый отдых посредством ограничения рабочего дня, предоставления периодических оплачиваемых отпусков и развития сети соответствующих центров. Статья 41 Конституции Испании обязывает органы публичной власти поддерживать систему публичного социального страхования для всех граждан, которая гарантирует помощь и предоставление в необходимом случае достаточных пособий, особенно при безработице. Получение дополнительной помощи и пособий является добровольным.

Социальный характер испанского государства проявляется в охране социальных и экономических прав испанских трудящихся, находящихся за границей, и в проведении политики, направленной на их возвращение. К социальной функции испанского государства относятся охрана здоровья, организация санитарного просвещения и развития физического воспитания и спорта, а также организация досуга людей (ст. 43). Доступ к культуре, развитие науки и исследований на благо общих интересов — составная часть социального государства (ст. 44).

Следует сказать, что в любом демократическом государстве между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в самом начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимой в стране экономической реформы состоят в том, чтобы создать механизмы рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако обе эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно.

В результате медленно снижается острота проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В стране последовательно усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению. Оно носит к тому же стихийный характер, поскольку воздействие на него со стороны государства малозаметно. Структурная перестройка, конверсия оборонных производств, банкротства обостряют и без того сложную ситуацию с занятостью населения.

Из-за почти полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы сложилась ситуация, когда цены товаров близки к мировым, а цена труда намного ниже мирового уровня. Длительное время проводилась массовая практика несвоевременной выплаты заработной платы и пенсий, что грубо нарушало неотъемлемые права граждан. Постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения.

В этих условиях о социальном государстве появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения по всем рассмотренным направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России.

Важную роль в становлении социального государства играет Конституционный Суд РФ. В его практике вопрос о нормативном содержании принципа социального государства, развития социального законодательства решается в процессе непрерывного правового развития и лишь постольку, поскольку это необходимо при решении конкретных дел. Это, однако, не препятствует Конституционному Суду в процессе проверки конституционности попадающих в орбиту его внимания законов активно опираться на норму ст. 7 Конституции РФ в ее сочетании и взаимодействии с иными положениями Основного Закона, тщательно обосновывая принципы развития социального законодательства и обеспечивая поддержку доверия граждан к этому законодательству и действиям государства в социальной сфере.

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. «1. РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Цели государственной социальной политики — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь — такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие — основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое.

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях 2-ой главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст.2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это:

— ст.20 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на жизнь».

Во Всеобщей декларации прав человека это право закреплено в ст.3, провозгласившей право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. дано более развернутое определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч.1 ст.6).

Провозглашение в нашей Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей.

Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве, в результате которых в России ежегодно погибает свыше 8 тыс. человек. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете, меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.

-ч.1- 4 ст.37 Конституции Российской Федерации:»1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2.Принудительный труд запрещен. 3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Основой для включения в Конституцию Российской Федерации положений, закрепляющих право на свободный труд, вознаграждение и гарантии условий труда стали международные документы. Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и Арбитражном кодексе Российской Федерации, ответственность за их нарушение предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Тем не менее, положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Так требование Всеобщей декларации прав человека об установлении уровня оплаты труда, который бы мог обеспечивать достойное существование человека, для Российской Федерации с ее нестабильной экономикой пока невыполнимо.

В России принудительный труд запрещен, но ранее в социалистическом обществе тунеядство было наказуемым деянием. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключения здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнять определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не менее, произвола здесь быть не может: законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы. Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой проблемы: социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т. д. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость.

-ч.5 ст.37 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на отдых».

Право на отдых, провозглашенное ч.5 ст.37, в соответствии со ст.24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, ст.37 вместе с тем предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудовому договору. Это означает, что, заключив трудовой договор (контракт), гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых.

-ст.38 Конституции Российской Федерации: «1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.2.Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.3.Трудоспособные дети, достигшие 18-ти лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителя».

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

-ст.39 Конституции Российской Федерации:»1.Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2.Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечение потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т. д. В узком смысле слова такими службами являются специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Развивается сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Российская Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов и пожилых граждан, пенсионного обеспечения и т. д.

-ст.40 Конституции Российской Федерации: 1.Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т. е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст. 40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т. п.

Часть3 настоящей статьи отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.

Так решается жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т. е. малоимущие и другие лица, названные в законах, обеспечиваются исходя из принципов прежней системы: сохранился режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они могут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов осуществляется без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.

-ст.41 Конституции Российской Федерации: 1.Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2.В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования; граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации. На ее основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. При этом государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе оказывать платные медицинские услуги населению только по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой обязательного медицинского страхования и обусловленного имеющимися экономическими возможностями общества, а платные медицинские услуги дополняют этот гарантированный объем и предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на договорной основе.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, т.е. за нарушение права граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно — эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, об их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Под сокрытием фактов и обстоятельств следует понимать не только утаивание определенной информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях (катастрофах, авариях и т.д.).

Данное конституционное положение конкретизируется в нормах уголовного, административного и трудового законодательства. При этом каждая из названных отраслей законодательства оперирует своим понятием должностного лица. Так, в соответствии с примечанием 1 к гл. 30 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Они несут уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе право на получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся его жизни и здоровья, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК).

-ст.42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

ст.43 Конституции Российской Федерации: 1. Каждый имеет право на образование. 2.Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3.Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5.Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития, как личности, так и общества.

Российское законодательство вслед за международными актами провозглашает равенство прав и возможностей в сфере образования, запрет дискриминации. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в т.ч. посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

Основное общее образование обязательно для всех. Семейный кодекс в статье 63 устанавливает обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на самостоятельный выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Статья 7 Закона «Об образовании» закрепляет, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

-ст.44 Конституции Российской Федерации: 1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Свобода творчества — право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того, любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством РФ об образовании. Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты, устанавливая, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Часть 4 Гражданского кодекса подробно регулирует вопросы, связанные с реализацией и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

И главное, «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п.2 ст.19 Конституции Российской Федерации).

социальный государство общество право

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 16

Россия- социальное государство в это понятие вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a. каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Социальное государство (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.


1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан. Именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы хорошо работать, надо иметь достаточные для этого, прежде всего материальные, стимулы.

2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей. Многие еще помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить — пустые полки магазинов, кругом очереди, порой даже за хлебом.

Если речь идет о физиологических потребностях, то должно быть хорошее питание (сбалансированное, качественное, достаточное по количеству). Все мы нуждаемся и в психологическом комфорте, а следовательно, хорошем времяпрепровождении как в период отпуска, так и в период между работой. Немаловажно для каждого и социальное общение. Есть у нас и политические потребности, а отсюда вытекает наличие у нас возможностей доводить до сведения власти свои интересы, чаяния и желания. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности. При этом следует учитывать, что, например, пенсионеры в прошлом были активными членами общества и сполна вложили свой труд в его процветание.

4. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг. Образование — важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение — залог ее комфортного существования, удобство дорожного и транспортного обслуживания повышает динамизм личности. Это известно всем. Однако следует обратить внимание и на то, что деятельность в области государственного управления также относится к социальным услугам. Эффективный государственный менеджмент, т. е. осуществляемый в интересах людей, — важная характеристика социального государства.

5. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные и др. И тем не менее по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Понятно, что напряженность работы, допустим, министра гораздо выше, чем у большинства работников. Но как бы чувствовал себя тот же министр, если бы в подъезде, где он проживает, никто не убирал? Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

6. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. Много копий сломано на этот счет. Однако большинство согласятся с тем, что вряд ли справедливо, когда значительные богатства, накопленные многолетним трудом всего российского народа, вдруг в одночасье оказались в руках расторопных дельцов — олигархов. Или разница в заработной плате рядового рабочего и директора предприятия в сто и более раз, что совсем не свидетельствует о социальной справедливости.

7. Мирное разрешение социальных конфликтов. Конечно, желательно до конфликтов все же не допускать, И тем не менее совсем избегать их не удается. Например, большое число фермеров США и Европы в течение многих лет выращивали продукцию для России (зерно, кур, цветы и др.). Однако Россия в последнее время по многим позициям отказывается от экспорта. Фермеры зарубежных стран проявляют недовольство и склонны бастовать. Правительства этих стран вынуждены рассматривать вопрос о выделении им субсидий, что, понятно, сразу может отразиться на других слоях населения. Однако это все же лучший вариант разрешения социального конфликта, нежели битье витрин или блокирование железных или автомобильных дорог возмущенными фермерами.

8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Добавить комментарий