Социальное назначение государства

Понятие «социальное государство» возникло после второй мировой войны, когда возник лагерь социализма, а идеи социалистического переустройства общества были достаточно популярны. В этих условиях ученые и политики капиталистических стран высказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства с бедными в противном случае они могут потерять все.

Следует отметить, что для высказывания этих идей имелись достаточно веские основания, поскольку государство нередко действовало в интересах богатых людей, создаваемых ими экономических структур, в первую очередь, могущественных промышленных и финансовых корпораций, оказывавшие сильно влияние на государственные органы, правительство, которые нередко становились их слугой и выполняли их волю. В результате роль государства, как органа всего общества, призванного выражать и защищать его интересы, значительно снижалась. В результате государство нередко противостояло основной массе населения, вызывая с его стороны негативное отношение, что приводило к конфронтации, классовой борьбе и стремлению народа разрушить такое коррумпированное государство Подробнее об этом см. Г.В.Мальцев. Право и экономическая власть. В кн. «Правовое государство, личность, законность». М., 1997. С. 53-58..

В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества.

Как видно из изложенного выше, любое государство выполняет в той или иной степени социальные функции и имеет определенные социальные черты. Термин «социальное государство» предназначен для того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Данные направления деятельности современных цивилизованных демократических государств приобретают все большее значение. Конечными целями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обществе, целостности и динамизма его развития, обеспечение достаточными материальными, организационными и иными ресурсами, их прогресса и совершенствования, а в конечном счете создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.

Известно, что в обществе сохраняется спокойствие и стабильность, когда количество недовольных или несогласных с проводимой государством политикой составляет не более двадцати процентов населения. Если же эта цифра достигает двадцати пяти — тридцати процентов, то в обществе возможны открытые выступления против государственной власти, правовые столкновения, вооруженная борьба, что может привести к насильственному изменению социально-политического строя общества, Значительному снижению экономического и социального потенциала страны. Поэтому современное демократическое государство для того, чтобы избежать эти негативные явления, должно проводить социальную политику по следующим основным направлениям:

Научное прогнозирование развития экономики, динамики населения, создания новых отраслей промышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующих планов-прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение их выполнения. Данный вопрос современное социальное государство решает на основе рыночных отношений путем проведения оптимальной налоговой политики, дотаций, льготных кредитов, субвенций.

Одновременно социальное государство стимулирует развитие частного предпринимательства, особенно малого бизнеса в сочетании с репрессивными методами и борьбой с наркобизнесом, нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.

Перераспределение материальных средств между регионами, направление их на обеспечение достигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны, недопущения массовой, стихийной миграции населения в наиболее обеспеченные районы.

Регулирование уровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказания благотворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоям населения.

Создание государственных гарантий для предотвращения стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, техногенных катастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощи пострадавшему населению.

При проведении социальной политики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах, которые на данном этапе должны решаться первыми. Выбор приоритетов, как правило, протекает на фоне столкновения интересов различных слоев, групп населения, регионов. Социальная политика предполагает максимальный учет взаимосвязи этих интересов, определения наиболее важных направлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач, предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные конфликты.

Проведение социальной политики предполагает ее связь с демократизацией общества, использованием демократических форм и методов при решении вопросов социальной политики, свободным выражением суждений всеми заинтересованными сторонами, участием их в контроле за реализацией принятых решений, внесением, в случае необходимости, определенных корректировок.

Социальная политика реализуется через разовые мероприятия и социальные программы, рассчитанные на длительный срок. государственные социальные программы разрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются государством, его соответствующими органами.

Социальная деятельность государства может осуществляться по-разному в зависимости от форм собственности на материальные и финансовые ресурсы в социальной сфере, от распределения полномочий в решении социальных вопросов между различными государственными органами, от участия или неучастия в социальной деятельности государства негосударственных структур и формирования социальные государства могут быть разделены на несколько видов.

В зависимости от форм собственности социальные государства могут быть разделены на государства основанные на государственной форме собственности на основные социальные ресурсы и основанные на частной и государственной формах собственности, являющихся равноправными.

В государствах с нерыночной экономикой и государственной собственностью на все материальные и финансовые ресурсы, находящиеся в социальной сфере, социальное обеспечение осуществляется в отношении всего населения и за счет единого государственного бюджета, средства которого государственными органами распределяются централизованно между регионами, различными слоями и группами населения, в том числе их пенсионного обеспечения, выдачи пособий, других социальных выплат, предоставления жилья и т.д.

Такая система социального обеспечения существовала и существует в странах с нерыночной экономикой, где государство определяет величину средств, предназначенных для строительства жилья, определяет порядок его предоставления различным категориям граждан. Государство также решает вопросы создания учебных заведений, порядка приема и обучения в них, виды и размеры пенсий, пособий, характер медицинского обслуживания, создание и деятельность театров, других учреждений культуры. При этом объем и качество социального обеспечения различных категорий граждан зависит от их должностного положения, социального статуса, других критериев.

В условиях существования различных форм собственности и рыночных отношений социальные функции государства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слои населения — нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей, безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, как правило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросы на основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.

В зависимости от распределения полномочий в решении социальных вопросов социальные государства могут быть разделены на следующие виды: а) государства в которых все полномочия в социальной сфере принадлежат центральным государственным органам; б) когда эти полномочия распределены между центральными и местными органами, а в федеративных государствах также и органами субъектов федерации.

Первый способ решения социальных проблем характеризуется тем, что все предназначенные для социальной сферы материальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются в едином государственном бюджете и их величина и направления расходования определяются центральными государственными органами из государственного бюджета. Местные органы в решении вопросов социального обеспечения не принимают участия и только выполняют решения центральных органов.

Во втором случае определенными полномочиями в решении социальных проблем обладают и региональные органы. Такое положение имеет место тогда, когда регионы — субъекты федерации, местные территориальные образования — имеют право формировать и распределять собственные бюджеты. В этом случае часть материального и финансового обеспечения социальной сферы ложится на региональные органы, которые самостоятельно либо по согласованию с центральными органами решают отнесенные к их полномочиям социальные вопросы.

В зависимости от участия в социальной деятельности государства негосударственных структур социальные государства может быть разделены на государства, в которых такое участие имеет место или не имеет.

В первом случае наряду со средствами, выделяемыми из государственного или регионального бюджетов, функционирования некоторых структур социальной сферы, например, медицинское обслуживание, профессиональное образование, социальное страхование, оказание материальной помощи малообеспеченным людям может производиться за счет средств частных предприятий, других частнопредпринимательских структур, различного рода фондов, общественных формирований. Они создают и финансируют деятельность медицинских учреждений, жилья для бездомных, приюты для сирот, другие формы социального обеспечения населения.

Во втором случае все социальные проблемы решаются только государственными органами за счет средств государственного бюджета. Негосударственные, частнопредпринимательные и иные структуры не участвуют на постоянной основе в решении социальных вопросов.

В странах с нерыночной экономикой учреждения социальной сферы могут быть не только непосредственно государственными, но и находиться на балансе государственных предприятий и учреждений. Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяются централизованно из государственного бюджета по решению соответствующих государственных органов. Поэтому существование социальных учреждений при предприятиях является формальным. По существу вся социальная сфера является государственной.

Данное различие социальных государств в определенной степени является условным, поскольку в каждом из названных видов могут присутствовать элементы других видов. Возможно деление и по другим основаниям. Однако необходимо отметить, что современные социальные государства во многом отличаются друг от друга по методам, формам и характеру социальной деятельности, что дает достаточные основания для их деления на виды.

12345678910

ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕНООГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(Кузнецов В.В., Большухина И.С., Рыбкина М.В.)

Введение……………………………………………………………………………………………. 5

Глава 1. Государство как общественное явление…………………………… 7

1.1. Ведущие школы и направления в теории государственного

управления ………………………………………………………………………………… 7

1.2. Модели экономического управления государством ………………………. 8

Природа, сущностные характеристики государства…………………………… 9

1.3. Функции государства и государственного управления…………….. 13

Глава 2. Основы государственного устройства Российской Федерации 21

2.1. РФ на пути к демократическому государству……………………………. 21

2.2. Полномочия властных структур Российского государства………… 27

2.3. Государственное регулирование экономикой…………………………… 37

Глава 3. Формирование и развитие местного самоуправления в России…..……………………………………………………………………………………40

3.1. Развития самоуправления в России…………………………………….. ..40

3.2. Правовые основы местного самоуправления в России ………………….42

3.3. Экономическая основа местного самоуправления……………………. 44

3.3.1. Бюджетное устройство муниципальных образований………… 45

3.3.2. Межбюджетные отношения ………………………………………………….. 58

Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ……………………………………………………………………………… 63

4.1. Результаты либеральных реформ ………………………………………………….. 72

4.2. Современная экономика России……………………………………………. 84

4.2.1. Промышленность, строительство, ………………………………………… 86

4.2. 2 Сельскохозяйственное производство …………………………………..88

4.3. Социальное положение населения ………………………………………………….98

Заключение………………………………………………………………………………………………… ..102

Список литературы………………………………………………………………………………………. 104

ПРИЛОЖЕНИЕ А – История развития МСУ в России…………106

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Земельные ресурсы и крестьянин России….138

ПРИЛОЖЕНИЕ В –

ПРИЛОЖЕНИЕ Г –

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящего учебного пособия является изложение важ­нейших положений теориии государственного и муниципаль ного управления с позиций современного подхода к управле­нию, обеспечивающих обучающихся необходимыми знания­ми по данной учебной дисциплине.

Государственное и муниципальное управление как спе­циальность работника предусматривает возможность осуще­ствления профессиональной деятельности специалиста по го­сударственному и муниципальному управлению в системе органов представительной, исполнительной, судебной вла­стей, а также иных государственных и муниципальных орга­нах, организациях и учреждениях в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о государственной и му­ниципальной службе.

В учебном пособии отмечается, что государственное управление осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. В связи с проведением в России административной реформы и необходимостью укрепления вертикали власти, с 2000 года введена трехзвенная система государственного управления: Федеральный центр – федеральный округ – субъект Федерации. Одновременно с этим в учебном пособии уделено значительное внимание местному самоуправлению в обеспечении социально-экономического развития региона (области). В пособии показана сложившаяся система местного самоуправления в России, уровня использования созданного в предыдущих десятилетиях экономического потенциала страны.

Пособие состоит из четырех глав.

Первая глава посвящена общим вопросам науки госу­дарственного и муниципального управления. В этом разделе рассматриваются природа, сущностные характеристики государства, формы, принципы правления, политические режимы, функции государства и государственного управления.

Во второй главе излагаются основы государственного устройства России. В ней представлены полномочия властных структур российского государства, государственное регулирование экономикой в стране.

Третья глава посвящена развитию местного самоуправления в России. В целях более глубокого изучения в Приложении А приведены исторические сведения по вопросам догосударственного самоуправления, этапы развития самоуправления в России до 1990 года.

В четвертой главе и в Приложении Б освещаются вопросы современной экономики и социального положения населения России и Ульяновской области. В них дан анализ промышленного производства, состояние сельскохозяйственного производства, уровень и качество жизни населения, состояние строительства, ЖКХ, здравоохранения и образования на примере Ульяновской области.

Настоящее пособие имеет учебное и научное предназначение. Учебная функция заключается в том, чтобы помочь студентам и аспирантам разобраться в этой сложной и актуальной проблеме, а научная – в том, чтобы внести в учебный процесс новый материал.

В пособии использованы статистические материалы по России в целом, по Ульяновской области и по Приволжскому федеральному округу.

ГОСУДАРСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

В любом обществе существует колоссальный разброс общественного мнения – от абсолютизации роли государства как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т. е. в течение всей истории развития государства и общества.

Государствоесть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Можно сказать, что государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением более высокого уровня общностью этнографической, территориальной. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок. Иначе не наладить производство, не обеспечить развитие культуры, не помочь человеку в удовлетворении его потребностей и интересов (самореализации). Следовательно, государство – это политическая организация общества.

Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Современная теория Государственного управления основывается на политических идеях мыслителей прошлого (Платон, Аристотель, Эпоха возрождения), нового времени: Франция – Ш.Монтескье, Ж. Руссо; Америка – Т. Джефферсон, Дж. Вашингтон; немецких мыслителей – И. Кант, Г.Гегель, к. Маркс; российских – М. Сперанский, С. Витте, В. Ленин и Организаторов –

государственных деятелей: в США – Ф Рузвельт, в СССР – И. Сталин.

Социальное назначение государства

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.

Как справедливо указывается в юридической литературе, «государство — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом» (проф. В. И. Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.

Отсюда вытекает, что главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т. е. быть, по словам И. А. Ильина, «духовной общиной».

В идеале назначение государства — служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек — высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку — непростая задача.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770–1831). По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение — добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства — поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж. -Ж. Руссо — общую свободу. Ф. Лассаль (1824–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства — узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе постепенно утверждаются такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности, гуманизм. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Однако изменяются не только воззрения, но и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.

Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 20

  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  2. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  3. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования.
  4. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.
  5. Pr.). — Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
  6. Quot;ОТМИРАНИЕ» ГОСУДАРСТВА И НАСИЛЬСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  7. VI. Право на социальное обеспечение и социальную защиту.
  8. XII. Назначение и продвижение чиновников
  9. XXIV. ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
  10. А) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства;

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная,

— либеральная,

• социал-демократическая и

— коммунистическая концепция социального назначения государства.

Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке — по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Коммунистическая концепция.

Роль государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

‘Задачи государства на современном папе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, -экономическому и культурному развитию
общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные,
национальные).

Билет №12 Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства

Тип государства и права — это совокупность наиболее вещественных черт и признаков, характеризующих определенное государство и его правовую систему. Типология дает возможность классифицировать государство и право. Все зависит от критериев. Что может быть критерием например, исторические эпохи, экономический строй, правящая идеология. господствующая религия, уровень соблюдения прав человека, правовая культура общества и т.п.

Формационный подход.Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации’.

Основным существенным признаком являегся такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа производства:

• Рабовладельческий (исторически первая государственно-классовая организация
общества, которая является организацией полной власти господствующего класса).
Важнейшая функция — защита собственности рабовладельца на средства производства:

• Феодальный (орудие классового господства крепостников-помещиков, главное-
средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого
крестьянства);

• Капиталистический (буржуазный — функционирует на базе производственных
отношений, основанных на капиталистической частной собственности на срележа
производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров);

» Социалистический (возник, в результате социалистической революции). Новое государство базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возникновения социалистического типа государства предполагается отмирание государственности как таковой. Пример социалистического государства Куба. На основании формапионного подхода. и перечисленных способах производства выделяют 5 типов государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное (отсутствие частной собственности на землю, община, бюрократически!? аппарат, застойность).

Дополнительные признаки: уровень развития производительных сил, характер производственных отношений, которые в свою очередь определяют характер государства. Переход от одной общественно экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за собой изменения в государственно-правовых явлениях.

Данный подход был научно обоснован К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Лениным.

(они выделяют переходное государство, которое возникает в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения с преобладанием примитивных форм собственности. По мере преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к определенному историческому типу государства.)

Таким образом, государство является надстройкой по отношению к экономическому базису. Все государства — организации полной власти господствующего класса. Смена исторических типов государства происходит на основе преемственности развития государства и права различных типов.

Недостатки подхода Маркса-Энгельса-Ленина:

1.при анализе экономического базиса не учитывается многоукладность,

2. социальный состав классовых обществ включает только классы-антогонисты,

3. он ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей,
представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятий цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека. Цившшзационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Швилизационный подход. Какие признаки являются существенными — неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции — сближения соц. и кап.государств)

Представителем другого направления цившгазационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом друг с другом.

Некоторые авторы считают, что ни одно государство не похоже на другое, следовательно, существуют цивилизации Китая, Японии, России. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность — это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке государством. Выделяют материальные и нематериальные ценности, ценности отдельных индивидов и групповые ценности, ценности, свойственные отдельным государствам, свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С точки зрения общечеловеческих ценностей все цивилизации едины. С точки зрения развития ценностей можно выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из содержания ценностей, выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития государства и права. Объективно любая цивилизация обладает такими свойствами, которые позволяют ей развивать ценности до определенного этапа — предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение, могут в определенных изменившихся условиях снова начать развиваться, но, исчерпав ресурсы,

цивилизация может исчезнуть или подчиниться другим, более развитым цивилизациям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

Таким’ образом, понятие типа государства многомерно и многовариантпо. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

Наиболее универсальным и научным критерием типологии государства становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 39; Нарушение авторских прав

Добавить комментарий