Социальное назначение и функции государства

Понятие «функция государства»

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, задачи и цели государственного управления обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Считается, что задачи государства являются определяющим элементом. Постановка перед государством определённых задач порождает необходимость осуществления функций.

Обратимся к пониманию термина «функция» в прямом и переносном смысле.

В философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ними подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства.

Функции государства — это направление деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Конкретная функция — единство содержания, форм , методов осуществления государственной власти.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Функция не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.

Следовательно, функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско- ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

Содержание каждой функции — управленческая деятельность государства в определённой сфере общественной жизни. Функции, т.е. характер и направления государственной деятельности, оказывают решающее влияние на структуру государственного аппарата. Необходимо отметить, что учёные, специалисты, представители прогрессивной общественности неоднократно и задолго до начала правовой реформы и принятия Конституции страны, других важнейших документов пытались привлечь внимание к важности серьёзных преобразований в государственной аппарате, принимали посильное участие в творческом поиске ответов на проблемные вопросы госслужбы и определении оптимальной модели её организации.

В изданиях, посвящённых управлению госслужбой, формулируются обобщающие задачи в этой области, а именно:

  • 1. Разработка обобщённой теории развития госслужбы РФ (вслед за уже принятой концепцией реформирования), отражающей современную управленческую парадигму, цели и конечные результаты реформ госслужбы.
  • 2. Определение пределов правового регулирования госслужбы, юридическое закрепление её основ, последующая систематизация и кодификация нормативных правовых источников.
  • 3. Формирование целостной системы госслужбы и рациональной системы государственного аппарата с её централизованным управлением.
  • 4. Обеспечение эффективности госслужбы.

В перспективе намечается существенно усилить государственный, общественный, профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о госслужбе.

Это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства — его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально- освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства — социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.

На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства; отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности; обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

второстепенное значение функции прямого подавления , которое осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и могут быть;

охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;

ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;

целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е.процесс формирования и эволюции государственности.

Признаки функций

Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

К этим признакам относятся :

  • -прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
  • -непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
  • -направление деятельности государства на решение крупных социально -экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
  • -деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно — принудительных методов.

Профессор Хропанюк выделяет такие черты функций государства:

  • — содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;
  • — в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённой деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;
  • — функции носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности;
  • -функции необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо структурными подразделениями разнообразных органов государства.
  • -функции нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Л. А. Морозова выделяет:

  • 1) Устойчиво сложившуюся предметную деятельность в важных сферах жизни общества.
  • 2)Непосредственную связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функции государства.
  • 3) Направленность деятельности государства на выполнение задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе.
  • 4) Формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специальных методов управления, в том числе властно-принудительных.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно — исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства».

Государство – исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (строилась по кровнородственному признаку)).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда).

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество (неразрывная связь государства и позитивного права). С одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти (власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства).

6. Суверенитет (государственная власть суверенна, т.е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами).

Государство – суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

Социальное назначение государства. Многие государства характеризуют себя социальными (они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях).

Ст.39 КРФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст.41 КРФ).

Социальное назначение государства:

– соединение всех социальных групп населения (гражданского общества);

– обеспечение защиты и интересы всего общества в целом;

– признание прав, свобод и интересов человека высшей ценностью;

– наличие парламента (равноправно представлены все социальные группы);

– выполнение традиционных охранных функций:

– внутренние (хозяйственная, налоговая, управление образованием, наукой, культурой, забота о личности, поддержка социально незащищенных слоев населения, защита прав и свобод, интересов граждан, охрана правопорядка);

– внешние (защита границ, дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, культурный, научный, информационный обмен, борьба за мир, участие в международном контроле за обеспечением прав, межгосударственные программы – экологические, культурные, социальные).

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Социальное назначение государства – инструмент социального компромисса, смягчения противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечение общесоциальной направленности в его функциях.

Социологический подход к сущности государства с общесоциальных позиций рассматривает государство как средство управления общественными процессами в целях обеспечения единства общества как целостного организма. Государство выступает как эффективное средство организации жизни людей, как механизм снятия, разрешения социальных противоречий в обществе. И в этом основное социальное назначение государства, которое предопределяет его ценность в обществе.

Социальное назначение государства конкретизируется в его задачах. Задачи государства – это те проблемы, которые стоят перед государством на определенном этапе его развития.

Современное государство призвано выполнять следующие задачи:

Государство решает общие дела (организация транспорта, связи, информационное обеспечение, энергетическое снабжение, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды). Государство из силы, стоящей над обществом, превращается в организацию, обеспечивающую жизнеспособность общества.

Государство – арбитр в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных), преодолении конфликтов в обществе.

На государство возлагается обязанность урегулирования внешних конфликтов (оборона страны и осуществление дипломатических отношений).

Применение государством легализованного насилия (правового насилия легитимной власти).

Понятие и классификация функций государства.

Задачи государства конкретизируются в его функциях. Чаще всего в учебной литературе под функциями государства понимаются основные направления его деятельности по осуществлению задач, определяемые сущностью и социальным назначением государства.

Вместе с тем в новейших исследованиях под функциями государства понимается также механизм государственного воздействия на общественные отношения (законодательство, организацию исполнения законов, охрану закона от нарушения). Таким образом, функции государства с современных позиций можно определить следующим образом.

Функции государства – особый механизм воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Признаки функций:

§ устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

§ непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением;

§ направленность деятельности государства на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом этапе развития общества;

§ осуществление функций в определенных формах (чаще всего в правовых) с применением властно-принудительных методов.

Содержание функций государства зависит: 1) от сущности государства; 2) от его социального назначения; 3) реальных условий жизнедеятельности общества.

Классификация функций.

I. По механизму реализации государственной власти: законодательная, управленческие, судебные.

II. По времени действия: постоянные, временные.

III. По сфере деятельности:

1. Внутренние: политическая – направление деятельности государства в политической сфере; экономическая – направление деятельности государства в сфере экономики (выработка экономической политики, управление предприятиями, установление правовых основ рынка и ценовой политики, защита прав потребителей и др.); социальная – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства; функция налогообложения и финансового контроля состоит в формировании и пополнении казны за счет всех видов налогов; экологическая – обеспечение экологического благополучия граждан, их экологической безопасности; защита прав и свобод граждан, обеспечение законности.

2. Внешние функции: обеспечение обороны и безопасности страны; координация экономического и политического взаимодействия с другими государствами; проведение единой внешней политики, разработка и заключение международных договоров общего содержания.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Это понятие раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Государство — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом; это организация всего общества; его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Следовательно, главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

  • 1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
  • 2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;
  • 3) гарантировать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
  • 4)защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;
  • 5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

В идеале назначение государства — служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек — высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения, поэтому заставить государство служить человеку — задача непростая.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Так, Платон и Аристотель полагали социальным назначением любого государства утверждение нравственности. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства (Гроций), его назначение — добиваться общего блага. Т. Гоббс считал, что государство нужно для того, чтобы поддерживать общую безопасность, а по утверждению Ж. Ж. Руссо — общую свободу. Немецкий философ Фердинанд Лассаль (1825—1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства — узаконивать угнетение бедного класса, для чего создается аппарат принуждения и насилия, а первоосновой всего признаются интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития социума. В обществе, где утвердились такие ценности, как демократия, равенство, справедливость, свобода личности, все свидетельствует за то, что государство будет действовать в интересах всего общества. Однако на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы: например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само назначение государства. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, на государственном уровне принимаются такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например, принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, разумной договоренности с другими государствами. Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

  • См.: Морозова Л. А. Теория государства и права : учеб. М. : Юрист, 2002. С. 56.

Добавить комментарий