Социальное назначение права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем:

  • — право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;
  • — оно обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;
  • — благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;
  • — на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство, следовательно, и право во многом не может проявить свои ценностные свойства.

Рис. 14. Признаки права

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-статическая функция направлена на закрепление, стабилизацию общественных отношений. Она наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Регулятивно-динамическая функция раскрывает значение права для определения будущего поведения людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору и т.д.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда или награждение орденом по указу президента).

Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Социальная ценность права выражается в следующем: 1) С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях; 2) достигается определённость, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы; 3) право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконными вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер; 4) право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; 5) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободные средства массовой информации и правовое государство.

Право и мораль

Понятия. – Сходства. – Различия.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила. Мораль — это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты: 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

| следующая лекция ==>
Исторические предпосылки права | Норма права в системе социальных норм

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 398;

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Стр 1 из 3

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных норм, созданных государством и им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это смысл, главное, глубинное в нем, то что определяет его возникновение, функционирование, назначение и содержание.

Социальное назначение права заключается в том, что оно регулирует общественные отношения, возникающие между людьми, группами людей на основе справедливости, гуманности и т.д.

Взаимосвязь права с экономикой и политикой.

Право – одно из главных средств осуществления государственной политики.

Политика сама упорядочена, оформлена при помощи права.

При помощи права фиксируется политический строй, фиксируется механизм функционирования политической системы, а именно определяется порядок выборов. Порядок работы партий… фиксируются права и свободы граждан.

Все шаги в политической сфере – субъективные права.

Связь экономики и права: существует несколько моделей правового регулирования экономики. 1) командно-административная модель (полное, тотальное управление экономикой с помощью права); 2) рыночная модель (экономика – универсальный механизм с саморегуляцией, государство не вмешивается в экономическую сферу); 3) смешанная экономика (сочетает в себе рыночные законы с разумным государственным вмешательством, Государство берет на себя ряд экономические функции. При помощи правовых средств берет заботу о финансировании науки и культуры).

Принципы права: понятие, признаки, виды.

Принципы права — Глобальные фундаментальные проблемы идеи, пронизывающие право.

Принципы права – исходные нормативно-руководящие начала, положения лежащие в основе права, на базе которых право возникает, развивается и функционирует.

Особенности принципов права: 1) все принципы общеобязательные требования; 2) принципы права составляют важную часть содержания права; 3) для всех принципов права характерен высокий уровень обобщений; 4) для принципов права характерны стабильность и устойчивость; 5) принципы права играют важную системообразующую роль; 6) принципы права выступают ориентиром правотворчества; 7) принципы права выступают важным средством преодоления противоречий и пробелов в праве; 8) принципы права обладают набором объективных и субъективных качеств.

Виды правовых принципов:

v Общеправовые (характеризуется универсальностью, встречаются во всех отраслях права)

Ø Принципы справедливости

Ø Принцип равенства

Ø Законность

Ø Соц. свобода

v Межотраслевые (принципы встречаются в некоторых отраслях права)

Ø Принцип состязательности

v Отраслевые (встречаются в рамках одной отрасли права, отражают специфику)

Ø Уголовно правовой принцип (нет преступления без указания в законе)

v Принцип правовых институтов

Ø Принцип равного доступа к правовым службам

v Принципы подотраслей права

Ø Принцип избирательного права

Функции права: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления.

Функции права – относительно обособленные направления воздействия права на сознание и поведение людей, в которых проявляется его природа, роль, значение в жизни общества.

Признаки:

— В функциях выражается активная роль права в регулировании общественных отношений;

— Функции права – это относительно самостоятельные направления относительно однородного воздействия. Действие права проявляется посредством деятельности людей.

— В функциях права конкретизируются его свойства и содержание.

— В функциях права отражается его роль и социальное значение.

Общесоциальные функции права: экономическая, политическая, демографическая и иные.

Специально-юридические: регулятивная, охранительная.

Нормы права: понятие, признаки, виды.

Нормы права – это содержащиеся в НПА общеобязательные, формально-определенные, государственно-властное веления субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Признаки норм права:

Ø Норма права – это особая разновидность социальных норм;

Ø Все нормы права обеспечены возможностью государственного принуждения;

Ø Все нормы права заключаются в правовых источниках;

Ø Наличие общего и общеобязательного характера;

Ø Нормы права представляют собой форму определения и закрепления субъективных прав и юридических обязанностей;

Ø Правовые нормы регулируют лишь наиболее важные общественные отношения;

Ø Нормы права представляют собой модель регулирования общественных отношений;

Ø Любая норма права выражает собой типичные процессы и явления.

Виды правовых норм:

v По функциям в механизме правового регулирования:

Ø Нормы исходные (отправные) – закрепляют общие начала правового регулирования:

§ нормы начала – это предписания, закрепляющие общие основы существующего государственного строя;

§ Нормы принципов – это предписания, выражающие и закрепляющие принципы права;

§ Нормы определительно-постановочные – это предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, а так же формы и средства правового воздействия;

§ Нормы дефиниции – это предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий;

§ Коллизионные нормы – это предписания, которые принимаются с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

Ø Нормы правила поведения:

§ Регулятивные

§ Охранительные

v По отраслевому принципу:

Ø Нормы конституционного права;

Ø Нормы уголовного права…

v По юридической силе правовых предписаний:

Ø Нормы законов;

Ø Нормы подзаконных актов.

v По кругу лиц:

Ø нормы общего действия;

Ø нормы специального действия.

Структура и способы изложения норм права.

Структура нормы права – логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемыми наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выраженных в НПА.

Признаки структуры правовых норм:

  • Логическая конструкция, призванная регулировать общественные отношения;
  • Структура правовой нормы – это результат отражения в правовой норме определенного общественного отношения;
  • Структура правовой нормы – единство структуры идеальной и реальной;
  • Структура правовой нормы – система взаимосвязанных элементов взаимодействующих в ее рамках.

Элементы структуры нормы права:

Гипотеза (предположение) – элемент нормы права указывающий на условия ее действия;

Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения людей с помощью установления прав и обязанностей;

Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта реализующего диспозицию.

Юридическая техника: понятие, виды.

Юридическая техника – это совокупность правил, приемов и способов подготовки и принятия правовых актов.

Виды юридической техники:

  1. правотворческая (законодательная) – совокупность правил приемов и способов подготовки и принятия НПА;
  2. правореализационная – совокупность правил приемов и способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (договоры, правоприменительные акты);
  3. правоинтерпритационная техника — совокупность правил приемов и способов подготовки и принятия актов толкования.

Правовой статус личности: понятие, структура.

Правовой статус личности – это закреплённое в нормах права положение личности в обществе и государстве. Структура:сформировались два подхода: 1.Узкий (структуру правового статуса личности образуют её права, свободы и обязанности). 2.Широкий (кроме прав, свобод и обязанностей включают и др. элементы: правосубъектность, правовые нормы и принципы, законные интересы, гражданство, гарантии прав и свобод человека, юр.ответственность).

Семья религиозного права.

Правовая семья – это совокупность родственных правовых систем нескольких государств, имеющих сходные юр. признаки. К ней относятся правовые системы некоторых государств Азии. В ней выделяются группы правовых систем: мусульманские, индусские, христианские. Основные признаки:1.основана на теологическом представлении о праве; 2.правовые предписания даны раз и навсегда, их необходимо неукоснительно соблюдать; 3.для правовых обычаев характерна множественность, локальный характер и консерватизм; 4.тесное переплетение правовых предписаний с религиозными, философскими постулатами, нравственными принципами, местными обычаями; 5.важное место в системе источников права занимает юр. наука, т.е. труды мусульманских юристов и богословов, толкующих и конкретизирующих первоисточники; 6.отсутствует разделение права на частное и публичное; 7.нет чёткого подразделения права на отрасли; 8.НПА явл. источниками права, и их роль возрастает; 9.правовой прецедент явл. источником права в тех государствах, которые были колониями Великобритании. Право основано на приоритете обязанности, а не прав человека.

Семья обычного права.

Правовая семья – это совокупность родственных правовых систем нескольких государств, имеющих сходные юр. признаки. К ней относятся правовые системы тропической Африки, Океании. Основные признаки: 1.эти правовые семьи существуют в государствах с низким уровнем развития; 2.основной источник права – правовые обычаи; 3.для правовых обычаев характерна множественность, локальный характер и консерватизм; 4.обычаи представляют собой синтез правовых, религиозно-мифических и нравственных предписаний, сложившихся естественно-исторически и признано государством; 5.обычаи регулируют в основном отношения сельского населения (внутре-племенные и внешне-племенные); 6.НПА явл. источником права, но регулируют в основном, отношения городского населения; 7.правовые прецеденты явл. источником права в государствах, которые были колониями Великобритании; 8.юр. наука не явл. источником права и не играет существенной роли; 9.органы власти при разрешении юр.дел руководствуются прежде всего идеей примирения, восстановления мира и согласия в общине.

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение права.

Право – это система общеобязательных формально-определенных норм, созданных государством и им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это смысл, главное, глубинное в нем, то что определяет его возникновение, функционирование, назначение и содержание.

Социальное назначение права заключается в том, что оно регулирует общественные отношения, возникающие между людьми, группами людей на основе справедливости, гуманности и т.д.

Добавить комментарий