Социальное обеспечение трудящихся мигрантов

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАНТОВ В РФ

С.В. Старцева, старший преподаватель

М.С. Французова, студент

Д.Ю. Русанова, старший преподаватель

Самарского государственного экономического университета (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10401

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы регулирования социальной защиты мигрантов в РФ. Выявляется специфика социальных рисков, которым подвергаются мигранты. Обосновывается необходимость подхода к организации системы социальной защиты мигрантов, которая направляется на предупреждение социальных рисков и на компенсацию последствий их наступления. Рассматривается неопределенная обстановка складывающиеся в сфере социального, медицинского и пенсионного страхования.

Ключевые слова: мигранты, социальная защита мигрантов, социальное обеспечение, миграция, социальные риски.

Одним из актуальных вопросов в сфере социальной политики РФ является включение мигрантов в систему социальной защиты. В настоящее время миграционные процессы занимают огромную роль как в социально-экономической, так и общественно-политической жизни страны. Численность мигрантов трудно оценить или посчитать, особенно когда значительная часть занята в неформальном секторе экономики.

Миграция — любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих .

При осуществлении социальной защиты мигрантов следует учитывать множество факторов, способных оказать влияние на социально — политическую ситуацию. Следует принимать во внимание различия между видами миграции, такими как добровольная и вынужденная, постоянная и временная, трудовая и т.д. Подлежит обязательному учету также специфика социальных рисков, которым подвергаются ми-

гранты, характеризующийся внешними механизмами, обуславливающими их возникновение. Охватываются рисковые события, такие как достижение пенсионного возраста, инвалидность, болезнь, рождение ребенка и т.д., а также их последствия, выражающиеся в отсутствие или снижении дохода, либо несения повышенных социальных расходов, появлении необходимости в медицинской помощи или иных видах социального обеспечения. На мигрантов риски, оказывающие влияние обусловлены изменением места жительства, тем самым вызывающие необходимость жи-лищно-бытового устройства, оказания медицинской помощи и содействия занятости.

Следовательно, специфика социальных рисков, порожденных миграцией, заключается в их влиянии, как на население принимающего государства, так и на самих мигрантов. Указанные риски всегда характеризуются синергией, так как различные факторы и ситуации, связанные с их возникновением и реализацией, взаимно усугубляют друг друга. Этим объясняется необходимость комплексного подхода к организации системы социальной защиты мигрантов, которая сориентирована на предупреждение социальных рисков и нейтрализации их последствий. Комплексный подход к ее организации, проявляется в том, что защита мигрантов от социаль-

ных рисков может осуществляться в специальных и основных организационно-правовых формах социальной защиты в принимающем государстве.

Неопределенная обстановка складывается в сфере социального, медицинского, пенсионного страхования. Право на оказания медицинской помощи мигрантам содержатся в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ . Объем и порядок получения медицинского обеспечения зависит от их трудового и правового статуса. В этой области мигранты в РФ имеют:

— право на бесплатное получение первой помощи;

— право на бесплатную скорую медицинскую помощь;

— право на медицинскую помощь в рамках ОМС;

— право на получение родового сертификата;

законодательство в данной сфере предоставляет мигрантам фактически те же права, что и гражданам РФ, но лишь на определенное время и только постоянно проживающим иностранным гражданам. Данные возможности исключены из систем страхования временно пребывающим иностранным гражданам . Также многим мигрантам и членам их семей не в полной мере доступны многие системы медицинского страхования по причине ценовой недоступности. Непреодолимой проблемой на пути приема детей мигрантов в дошкольные и школьные учреждения становится отсутствие медицинского полиса.

Еще одной сложностью можно назвать то, что зачастую работники-мигранты заняты в неформальном секторе и соответственно имеют более короткий трудовой стаж, это сказывается на размере их будущий пособий в системе социального страхования.

Проблемы существуют и в связи с компенсациями социальных рисков таких как старость, потеря кормильца, инвалидность. Их особенность заключается в том, что они реализуются в течении длительного

времени, вследствие этого могут быть выявлены сложности при реализации права на пенсионное обеспечение лицам, которые в течении жизни работали или проживали на территории нескольких государств .

В сфере пенсионного страхования Пенсионный фонд РФ заключает двухсторонние соглашения, тем самым позволяя мигрантам учитывать заработанные пенсионные права как в стране трудоустройства, так и в стране происхождения. Сотрудничество России с другими государствами в области взаимного пенсионного обеспечения строится на пропорциональном договоре и территориальном . По первому договору каждая страна фиксирует приобретенные на ее территории все пенсионные права, независимо по законодательству какой страны назначается пенсия. По территориальному договору пенсионные права учитываются при назначении пенсии за границей, но сама пенсия назначается законодательством иностранного государства и за ее счет. Большинство договоров России с другими странами в области пенсионного обеспечения осуществляется на основе пропорционального договора.

Миграция порождает множество социально-экономических проблем, которые чрезвычайно тяжело разрешаются в современных условиях. Таким образом, миграционная политика в сфере социального обеспечения нуждается в совершенствовании. Важную роль в успешном решении задач в сфере миграции играют инструменты, с помощью которых государство регулирует миграционные потоки. Разумеется, над созданием такого инструментария в течение длительного времени работают многие государства. Только с помощью создания четкой миграционной политики, которая будет соответствовать как социально-экономическим, так и национальным интересам, можно достичь решения данных проблем. Процессы миграции всегда будут существовать и оказывать влияние на общество. Главной задачей социальных служб, встречающихся в своей работе с миграцией, является сведение к минимуму отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет.

Библиографический список

1. Воробьева О.Д. Миграционный процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории РФ / Аналитический сборник РФ. 2003. 35 с.

2. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Российская газета №297. 2006.

3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета №297. 2006.

4. Сулаймони Ш. Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ // Аналитический сборник РФ. 2012. С. 151.

5. Федорова М. Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях Конституционного суда в РФ // Труды института государства и права РАН. 2017. С. 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Агеева Е. В. Социальная защита мигрантов как фактор социальной интеграции // Baikal Research Journal. 2016. С. 6.

7. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и вынужденными переселенцами. М., 2008.

8. Старцева С.В., Секуняева М.В. Право на социальное обеспечение в система социально-экономических прав // Проблемы теории и юридической практики в России. 2016.

PROBLEMS OF MIGRANT SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Транскрипт

1 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. М.Е. Малинкин 1, Е.А. Мурзина 2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ- МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В современной России четко прослеживается тенденция увеличения числа трудящихся-мигрантов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 2010 по 2012 годы среднегодовая численность иностранных трудовых мигрантов выросла более чем на 800 тысяч человек (2006,4 тыс.ч. в 2010 г., 2065,8 тыс.ч. в 2011 г. и 2825,0 тыс.ч. в 2012 г.) . И, поскольку мигранты представляют собой постоянную растущую часть населения Российской Федерации, это приводит к тому, что социальное обеспечение трудящихся-мигрантов становится актуальной проблемой в рамках данного вопроса. Прежде всего стоит дать определение понятию «трудящийсямигрант». Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей определяет понятие «трудящийся-мигрант» как «лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» . Для того, чтобы трудящиеся-мигранты, не имеющие визы, имели право заниматься законной трудовой деятельностью в Российской Федерации, прежде всего, они должны получить патент на работу, который представляет собой документ, позволяющий работать как у физических, так и у юридических лиц. Процесс оформления данного документа достаточно непрост: мигрант должен выполнить ряд условий: 1 Малинкин Максим Евгеньевич студент, Поволжский государственный технологический университет, Россия. 2 Мурзина Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Россия. ~ 98 ~

2 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» 1) при пересечении границы указать цель своего въезда работа; 2) приобрести полис добровольного медицинского страхования на период работы в России; 3) пройти в медицинском центре медосмотр, дактилоскопию сдать отпечатки пальцев. В случае проблем со здоровьем в выдаче патента могут отказать; 4) пройти экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации. Освобождены от него могут быть люди, имеющие документ об образовании, выданный до 1991 года в СССР или же после 1991 года но уже в российском учебном заведении; Данный пакет документов на патент нужно подать в течение 30 дней с момента въезда в страну. В противном же случае мигрант будет вынужден заплатить штраф порядка тысяч рублей. Уже после получения патента он должен предоставить в ФМС копию трудового договора, а его работодатель отправить уведомление. В случае невыполнения данных условий патент будет аннулирован, а мигрант выдворен из страны. Действие патента может быть прекращено в случае, если мигрант просрочит оплату ежемесячной пошлины даже на 1 день, выедет из России в зарубежное государство на постоянной основе проживания, а также в ряде других условий. Мигрантам же, имеющим визу, достаточно получить разрешение на работу. Теперь рассмотрим главные аспекты основных видов социального обеспечения трудящихся-мигрантов. 1)Пенсионное обеспечение. Мигранты, временно находящиеся на территории Российской Федерации, не имеют право на получение пенсии, поскольку право на ее назначение, а также порядок назначения и выплаты действуют исключительно при условии постоянного проживания иностранца в России, а не его временного пребывания в стране, ограниченного определенными сроками. Пенсионное обеспечение этих ~ 99 ~

3 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. лиц обычно осуществляет государство, в котором они проживают на постоянной основе. При социальном обеспечении граждан применяется законодательство того государства, на территории которого они проживают. Соглашения, заключенные Российской Федерацией со странами бывшего СССР, предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется соответствующими органами той страны, на территории которой проживает лицо, возбудившее ходатайство о назначении пенсии. Эти органы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если человек, получающий пенсию, переселился с территории одного государства на территорию другого, то выплата ему пенсии прекращается, и соответствующие органы государства, на территорию которого он переселился, назначают ему пенсию в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Существует ряд объективных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются мигранты: пенсионные системы стран СНГ существенно различаются: различны возраст выхода работников на пенсию, величина и источники отчислений в пенсионный фонд и др. Поэтому в настоящее время ведется работа над новым соглашением, в основе которого получение мигрантами права на пенсию вне зависимости от государства, в котором они работали. Данное соглашение, по словам зампредседателя правления ПФР Сергея Афанасьева, разработает новую систему взаиморасчета, что значительно упростит процедуру получения пенсий мигрантами . 2)Медицинское обеспечение. 6 марта 2013 года Правительство РФ утвердило Постановление 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации». Согласно ему, медицинская помощь оказывается временно пребывающим (временно проживающим) иностранным гражданам медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность ~ 100 ~

4 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» организациями независимо от их организационно-правовой формы. Мигранты имеют право на бесплатное получение ими: медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинская помощь в неотложной и плановой формах осуществляется в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан. Стоит отметить, что ни в коем случае трудящийся-мигрант не останется без первичной медицинской помощи. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года 409-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» регулирует эти моменты. Теперь при заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы должны предъявить работодателю полис добровольного медицинского страхования либо же работодатель может сам заключить с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику . Данные нормативные акты значительно облегчили положение мигрантов в подобных ситуациях. 3)Выплата пособий. Начиная с 2015 года, трудящиеся-мигранты получили право на выплату им пособий по временной потере трудоспособности. Данная возможность стала реальной благодаря Федеральному закону от 1 декабря 2014 года 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ~ 101 ~

5 Вестник международных научных конференций Выпуск 9 (13) 2015 г. Москва, 29 ноября 2015 г. обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В нем определено, что мигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) имеют право получать пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты работодателем за них страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай . В соответствии с Федеральным законом от N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» мигранты, временно проживающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это дает им возможность на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности, и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) без каких-либо особых условий . Таким образом, в настоящее время ведется работа по улучшению социального обеспечения трудящихся-мигрантов. Принятые нормативные акты ступень на пути к уравнению прав мигрантов и российских работников. Однако стоит отметить, что данные положения действительны исключительно для легально трудящихся мигрантов. Принятые нормативные акты помогут не только стабилизировать положение иностранных трудящихся, но и бороться с нелегальными трудовыми мигрантами. Список литературы: 1.Федеральная служба государственной статистики Режим доступа: ~ 102 ~

6 XI Международная научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» 2.Международная конвенция о защите прав всех трудящихсямигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) // Организация Объединенных Наций. Режим доступа: ( ) 3.Мигранты будут получать российские пенсии . // Дни.Ру: Интернет-газета. Режим доступа: 4.Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 409-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». // Российская газета (270). 5.Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». // Российская газета (270). 6.Письмо Минтруда России от N 17-1/В-100 // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: ( ) ~ 103 ~

Цели пребывания иностранцев в России

Ежегодно количество иностранных граждан, которые приезжают в Российскую Федерацию, увеличивается. Цели они преследуют также самые разнообразные.

Одна из первых причин – это путешествия. Россия славится своей богатой историей, которая интересна каждому человеку в мире. С другой стороны, наша страна кажется совершенно неизведанной, тем и привлекает иностранцев. Зачастую, в Россию приезжают иностранные путешественники, которые уже побывали во многих европейских и азиатских странах, поэтому именно эта страна становится для них следующей точкой на карте, которое хочется исследовать.

Вторая причина – обучение. На сегодняшний день одним из самых приоритетных направлений в работе российских вузов является привлечение иностранных граждан для получения высшего образования. Перед учебными заведениями стоит ряд задач, которые требуют особого внимания. Среди них такие, как обеспечение иностранным абитуриентам доступность и качество образования; создание необходимых комфортных условий для обучения и проживания; гарантия безопасности жизни в каждом регионе страны. Таким образом, перед нами стоит задача изучения всей многоаспектности данной сферы (специфика сотрудничества РФ с зарубежными вузами, исследование условий обучения иностранных граждан, их адаптации и правового статуса, а также досуговой деятельности).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная защита иностранных граждан в РФ 490 руб.
  • Реферат Социальная защита иностранных граждан в РФ 230 руб.
  • Контрольная работа Социальная защита иностранных граждан в РФ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Интернационализация высшего образования в России является следствием глобальных политических и социально-экономических изменений последних десятилетий, которые стали подтверждением необходимости в смене образовательного приоритета. Именно сейчас возрастает интерес к исследованиям в области международного образования, которые характерны для большинства стран мира. Во многом это объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния наций и государств в процессе глобализации и интеграции общественной жизни и сферы образования людей разных национальностей, проживающих в разных странах.

Правовой статус иностранца в России

Замечание 1

Как и любой гражданин, живущий в нашей стране, иностранный гражданин также имеет свои права, которым должен следовать. Основу правового статуса личности составляют конституционные права, свободы, гарантии и обязанности, а его содержание — это весь набор прав и свобод, а также законные интересы, принадлежащие отдельным социальным группам, и в конечном итоге-конкретному человеку.

Как представляется, отдельную социальную группу в структуре социоума образуют «иностранные граждане и лица без гражданства», к которым собственно и относятся иностранные студенты.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в специальной дефинитивной форме в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

  • иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно законодательству, иностранные граждане не имеют право работать на ядерно-опасных предприятиях, не имеют право разрабатывать тестировать и реализовывать ядерно-опасные разработки на практике. Также иностранному гражданину нельзя работать или служить в сфере обороны государства, а также нести службу в российской армии, даже если вопрос касается договорных отношений. Такие ограничения ставятся в связи с тем, что в определенный исторический период работало большое количество недобросовестных иностранцев, которые затем передавали всю важную информацию тем, для кого она не была предназначена.

Cоциальная защита иностранца

Замечание 2

Сегодняшняя ситуация, как экономическая, так и демографическая, указывает на то, что без мигрантов наша страна пока не может обойтись. Соответственно, эти люди должны получать определенную поддержку со стороны государства, чувствовать безопасность и комфорт, проживая в Российской Федерации.

Трудовым мигрантам важно обеспечить рабочее место, полную информацию об условиях труда, страхование здоровья и обеспечение индивидуальной и коллективной защиты.

Иностранным гражданам необходимо обеспечение со стороны приглашающей стороны денежных средств, обеспечение заработной платы, а также социальных норм проживания (площадь жилья и прочее). Медицинская помощь также предоставляется иностранным гражданам наравне с россиянами. Нормы регулируются законодательством, которое принято на местном уровне субъектами Российской Федерации.

К иным видам социальной помощи и социальной защиты иностранных граждан в РФ относятся:

  • помощь лицам пожилого возраста и инвалидам,
  • необходимые социальные выплаты в случае необходимого погребения,
  • социальная помощь детям-мигрантам, которые являются потомками ранее проживавших в нашей стране граждан,
  • пособия по беременности и родам, ежемесячные пособия детям военнослужащих, единовременные выплаты беременным женам военнослужащих.

Тем не менее, государственные пособия назначаются не каждой категории граждан. К ним относятся те граждане и иностранные граждане, которые находятся на полном государственном иждивении (обеспечении), гражданам, которые лишены родительских прав, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Но эти лица могут подать соответствующие заявления о том, чтобы претендовать на государственные выплаты, и в случае рассмотрения высшего органа и подтверждения достоверности документов разбирательства заканчиваются в пользу гражданина. Это касается и права иностранного гражданина на образование: в случае предоставления всех необходимых документов человек принимается в высшее учебное заведение для получения образования.

Добавить комментарий