Социальное значение и функции права

Функции права— это основные направления воздей­ствия права на сознание и поведение людей, характеризу­ющие его роль и значение в жизни общества.

Различают общесоциальные и специально-юридические функции права.

К общесоциальнымфункциям права относят культурно-историческую, стабилизационную, воспитательную и ин­формационно-ориентирующую функции, а также функцию социального контроля.

Культурно-историческая функциясостоит в том, чтоправо в нормативной форме закрепляет высшие достижения человеческой цивилизации: свободу, равенство, справед­ливость.

Стабилизационная функция состоит вспособности права обеспечивать устойчивость и постоянство вжизни общества. Консолидируя людей и обеспечивая целостность их существования, право сдерживает антисоциальные раз­рушительные процессы.

Воспитательная функция состоит в том, что право при помощи своих предписаний способствует становлению че­ловека как правопослушного члена гражданского обще­ства.

Информационно-ориентирующая функция заключа­ется в том, что право информирует человека о его правах и обязанностях, о возможном и должном поведении.

Функция социального контроля состоит в том, что право стимулирует социально полезное поведение человека и, наоборот, ограничивает (при помощи запретов) поведе­ние, опасное или вредное для общества.

Специально-юридические функции праваосуществля­ются при помощи специфических юридических средств (издание нормативных и индивидуальных правовых актов). Обычно выделяют две основные специально-юридические функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в об­щественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает че­ловеку на линию его поведения в том или ином случае. Например, нормы Гражданского кодекса Украины опреде­ляют, какие действия нужно совершить при заключении договора купли-продажи жилого дома.

Различают две разновидности регулятивной функции: регулятивную статическую и регулятивную динами­ческую. Регулятивная статическая функция права прояв­ляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). Например, ст.2 Конституции Украины закреп­ляет унитарное устройство нашего государства.

Регулятивная динамическая функция права «обслужи­вает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим. Например, нормы Гражданского кодекса Укра­ины определяют порядок перевода долга должником на другое лицо.

Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. Например, ст.186 Уго­ловного кодекса Украины устанавливает наказуемость грабежа. Тем самым право защищает личность и собствен­ность от преступного посягательства.

Регулятивная и охранительная функции права тесно связаны между собой. Охранительная функция права при­звана обеспечить нормальное действие регулятивной функ­ции.

2.8. Источники (формы) права: понятие и виды

Великий историк древности Тит Ливии назвал Законы XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит правовые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

В современном понимании источник права — это исхо­дящий от государства способ выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1) правовой обычай — стихийно сложившееся устойчи­
вое правило поведения, санкционированное государством.
В древности правовой обычай был основной и зачастую
единственной формой права. Он исторически и фактически
предшествовал закону. В современном мире правовой обы­
чай используется редко: в гражданском праве (неписаные
обычаи делового оборота), в международном праве (дипло­
матические обычаи);

2) юридический (судебный или административный) пре­
цедент — решение по конкретному делу, которому при­
дана нормативная сила и которое служит образцом для ре­
шения аналогичных дел. Юридический прецедент распро­
странен в системе общего права Австралии, Великобритании,
Канады и США, используется международной юстицией.
Однако его элементы имеют место и в украинской правовой
системе в деятельности Конституционного Суда Украины,
акты которого кладутся в основу решений конкретных
юридических споров всеми судебными органами;

3) нормативно-правовой акт — письменный документ,
принятый в установленном порядке компетентным органом
государства и содержащий правовые нормы общего харак­
тера. Общий характер предписаний отличает нормативно-
правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-
правовые акты являются основной и наиболее совершенной
формой современного права. В системе права Украины и
большинства других стран нормативно-правовой акт явля­
ется основным источником права;

4) нормативный договор — это соглашение между дву­
мя и более субъектами права, содержащее обязательные
для них предписания. Нормативные договоры получают
все более широкое распространение в конституционном,

трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и междуна­родными, учредительными и обычными, типовыми и теку­щими. Нормативный договор не является персонифициро­ванным актом, его содержание составляют правила пове­дения общего характера. Наиболее распространенным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаимо­действие между источниками права имеет свои особеннос­ти. Например, в Украине нечасто используются юридичес­кий прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде госу­дарств Африки и Латинской Америки правовые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной правовой формой остается юридический прецедент.

2.9. Законы и подзаконные акты

Нормативно-правовые акты как основные источники права по юридической силе разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативный акт, принятый органом за­конодательной власти или всенародным референдумом, содержащий первичные правовые нормы и обладающий высшей юридической силой.

Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

1) закон принимается только носителями государ­
ственного суверенитета (народом или его высшим пред­
ставительным органом);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран­
гом» — все остальные акты находятся «под» законом,
должны соответствовать ему;

3) законами регулируются наиболее важные •обществен­
ные отношения.

Законы в современном демократическом правовом госу­дарстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

Различают конституционные и обычные (текущие) законы. Конституционные законы закрепляют основы об­щественного и государственного строя страны и служат

базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и допол­нения. Эти законы, как правило, принимаются и изменя­ются в особом порядке. Все иные законы относятся к груп­пе обычных (текущих) законов.

Подзаконные акты— это нормативные акты, изданные на основе, во исполнение и в целях конкретизации зако­нов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выходить за пределы законодательного регулирования, их нормы носят вторичный по сравнению с законом характер. Под­законные акты не могут изменять или отменять как законы в целом, так и их отдельные положения.

Подзаконные акты многообразны по форме и источникам происхождения. В нашей стране существуют следующие виды подзаконных актов:

1) указы Президента Украины;

2) постановления и распоряжения Кабинета Министров
Украины;

3) инструкции и нормативные приказыминистерств
и ведомств;

4) решения органов местного самоуправления и их ис­
полнительных органов;

5) распоряжения глав местных государственных адми­
нистраций;

6) нормативные приказы администраций предприятий,
учреждений и организаций.

Законы и подзаконные акты являются основными эле­ментами системы законодательства.

Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право — это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни. Более детально социальное назначение права выражено в его функциях.

Социальная ценность права определяется:

  • 1. Общесоциальной востребованностью — состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;
  • 2. Инструментальной востребованностью — использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях;

Функции права — это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права. Следовательно:

  • 1) функции права — это определенные основные и неосновные направления воздействия права на общественные отношения; функции права — это определенные стороны воздействия права на общественные отношения;
  • 2) функции права — это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность права;
  • 3) функции права — это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение права.

Классификация функций права. В понимании функций права существуют два подхода: в социально-политическом аспекте и в социально-юридическом аспекте.

Право проявляет себя в следующих функциях :

  • § регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • § охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • § оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • § функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

  • 1. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
  • 2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
  • 3. культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
  • 4. воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
  • 5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • § информационной (передастся определенная информация);
  • § ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • § регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • § обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • § по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • § по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • § по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Признаки права

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Иначе,

Право — это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки права как социального института:

    1. волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
    2. общеобязательность, в нем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
    3. нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
    4. обеспеченность возможностью государственного принуждения состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
    5. формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
    6. системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Социальное назначение права, его функции

Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право — это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни.

Функции права — это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права.

В понимании функций права существуют два подхода:

    1. в социально-политическом аспекте;
    2. в социально-юридическом аспекте.

Социально-политический аспект

Поскольку право находится в тесном единстве с государством, а функции государства практически всегда осуществляются в правовых формах, то функции права во многом совпадают с функциями государства. В этой связи функции права можно подразделить, как и функции государства на:

    • внутренние и внешние,
    • постоянные и временные,
    • основные и неосновные,
    • на экономические, политические, идеологические, социальные, экологические.

Социально-юридический аспект

Вместе с тем эти классификации не выражают специфики права, как регулятора общественных отношений, поэтому в юридической науке принято выделять наряду с социально-политическими функциями права (вышеназванные) также социально-юридические или специально-юридические функции права, к которым относятся:

1) основные собственно юридические функции права:

    • регулятивная;
    • охранительная.

2) неосновные собственно юридические функции права:

    • компенсационная (право как инструмент социальной справедливости);
    • восстановительная (возврат прежнего правового положение субъектов права);
    • ограничительная (ограничения, накладываемые правом, пресекают анархию, произвол, вседозволенность).

Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.

Эта функция подразделяется на:

    1. регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
    2. регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся обще-ственные отношения).

Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:

    1. карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, «штрафных» санкций);
    2. компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).

Другие точки зрения

Следует заметить, что взгляды на выделение функций права неоднозначно. Некоторые авторы выделяют еще и оценочную функцию, которая выражается в том, что право является критерием оценки поведения людей, при помощи права оценивается как правомерное, так и неправомерное поведение.

Например, Радько подразделил функции права на регулятивную, охранительную и воспитательную.

Профессор Горжинев подразделил функции права на функции правового регулирования (охранительная, регулятивная) и воспитательную.

Профессор Алексеев предложил следующие две классификации:

    1. регулятивную (статическая и динамическая); охранительную; воспитательную;
    2. социально-политические (экономическая, политическая, социальная, идеологическая функции) и специально-юридические (статическая регулятивная, динамическая регулятивная, охранительная).

Добавить комментарий