Социальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).


Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, тоспециально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

Вопрос 6

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

  1. единство;
  2. различие;
  3. взаимодействие.

Единство

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Взаимодействие

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Социальные функции права

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА — распространение влияния права на различные участки социальной действительности. Это производимый правом социальный резонанс в общественной жизни. К социальным (неюридическим) функциям можно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что право как явление мировой и национальной культуры, аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную, указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей; 5) функцию согласования интересов, отражающей тот факт, что право воспринимается как способ фиксации в законодательстве состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н. М. Коркунова, С. И. Муромцева и последствие теоретически обоснованная в трудах западноевропейских и американских юристов (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов означает, что право (нормы права) постольку способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно везде и всегда призвано оставаться правом — системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций (С. С. Алексеев). А жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является главным объектом и целью правового регулирования.

Социальные функции права — это направления его воздействия на общественные отношения. Функции права необходимо рассматривать в единой системе социального управления и неразрывной связи с экономическими, собственно соци­альными, политическими и идеологическими факторами общественного развития. К социальным функциям права относятся интегративная, коммуникативная функции права, охранительная, ре­гулятивная и функция социализации. Иногда выделяют воспитательную функцию права.

Интегративная функция— это ведущая функция спло­чения всех социальных образований. Правовая система общества сплачивает все иные систе­мы (экономические, политические и другие). Общество, представляющее собой сложный конгломерат различных, зачастую противоречивых субъектов социального действия, находит свое единство именно в праве и государстве. Пра­вовая система не должна ставиться выше самого общества, поскольку ее источник — народ (ст. 3 Конституции Респуб­лики Беларусь). Поскольку интеграция может быть достигнута разными способами, в том числе и принуждением в тоталитарном обществе, то право интегри­рует общество, не унифицируя его. Правовая интеграция должна осуществляться не путем подавления различий и навязывания чьей-то политической воли, а посредством взаимоувязки многообразных интересов различных соци­альных субъектов, которые находят в праве защиту. Эта функция права нацелена на достижение объединяющего общество социального согласия через решение конфликтов в рамках всеобщей правовой формы. Разумеется, право — далеко не единственный социальный интегратор, но в силу своей абстрактности, обобщенности и универсальности оно является наиболее мощным из интеграторов.

Интеграция уравновешивается социальной дифференци­ацией. Интеграция и конфликт (дифференциация) — это два неотъемлемых слагаемых социального действия. Так, в конфликтных ситуациях, например, двое «дружат» про­тив третьего, а позже против друг друга. Сейчас наблюдается все большая дифференциация об­щества. Ранее человек по рождению принадлежал к опреде­ленному клану, социальному слою, и его переход в иной клан или слой был крайне затруднителен. Это — общество строгой стратификации. Сейчас общественная структура очень подвижна. Социальные группы становятся все мель­че и более специализированными. Наблюдается постоян­ный переход по социальной лестнице из одной социальной группы в другую. Процессы стратификации особенно уско­рились в техногенном обществе XX в. Если ранее конф­ликт и кооперация были более простые по форме, то сейчас, существуют сложнейшие формы конфликтов и кооперации. Это объясняется отсутствием противостоящих классов по типу пролетариев и буржуа и наличием так называемых «групп интересов», которые являются потенциальными группами конфликтов («зеленые», ветераны, молодежные неформальные организации и др.).В социологии вы­деляют следующие типы кооперации: семья, партии, про­фессиональные группы и прочее. Даже типично конфликтные виды социального действия (от судебной тяжбы до избирательной кампании или войн) вырабатывают механизмы кооперации. Даже са­мые жестокие войны следуют правилам ведения войны, пусть минимально. Нарушение этих правил (например, уничтожение пленных) вызывает протест и считается воен­ным преступлением. Интеграция интересов и совместное действие, пусть кратковременное, наблюдается во всех соци­альных группах. Без кооперации нет ни одной социальной организации или института, которые распознают «своих» и «чужих», что является показателем внешнего конфликта. Случается и внутренний конфликт, между «своими». Гово­рят также о «конфликте всех против всех».

Коммуникативная функция праваобусловлена тем, что социальная жизнедеятельность сопряжена с получени­ем, восприятием, переработкой и усвоением информации. В настоящее время наблюдается переход к информационно­му обществу. Поэтому сегодня информация — главный на­учно-технический, управленческо-организационный и пра­вовой ресурс развития общества и государства.

Термин «правовая информация» возник в связи с раз­витием автоматизированных информационных служб в об­ласти права. Правовая информация — это часть социальной информации и преимущественно имеет предписывающий характер. При помощи правовых норм до сведения участ­ников общественного отношения доводится позиция госу­дарства. Граждане информируются о средствах и способах достижения необходимых результатов, о последствиях на­рушения правовых предписаний. В широком смысле это весь объем официального норма­тивного материала, необходимый для решения вопросов в правотворческой и правореализационной деятельности. Надо помнить, что реально в правореализационной деятель­ности действует очень малая часть правовых норм. В узком смысле правовая информация является нормативным материалом (от законов до индивидуальных правоприменительных актов).

Специфичность правовой информациизаключается в том, что она носит общеобязательный характер и в отли­чие от простого сообщения, ее информационное воздействие рассчитано на убеждение, усвоение норм поведения потре­бителем. В отличие от внушения, принуждения правовая информация основывается на системе доказательств и пред­полагает осознанное отношение к информации. Вынужден­ное принуждение в праве исходит только от специализиро­ванного органа и выполняет сознательно установленную функцию.

Другой особенностью правовой ин­формации является необходимость в точном, единообразном ее понимании. Давно подмечено, что право, наполненное ре­альным содержанием и выполняющее инструментальную роль, теряет практическую ценность и перестает выполнять свою роль по стабилизации и упорядочиванию обществен­ных связей, если практиками понимается по-разному.

Устойчивая психологическая оценка составля­ет основу привычки, навыка, автоматизма в соблюдении правовых норм. Нормы должны быть переведены на язык эмоций, и только тогда они формируют поведение. Лич­ность не является простым потребителем информации, она — ее интерпретатор и носитель. Причем социальная обработ ка правовой информации весьма существенна и рассчитана на высокий образовательный уровень ее потребителя. Дол­гое время механизм восприятия правовой информации уп­рощенно считался непрерывным процессом накопления не­кой суммы знаний о праве, а психологическое воздействие, влияющие на ее усвоение, игнорировалось.

Всю правовую информацию можно классифицировать по определенным критериям. По направленности информаци­онных потоков выделяют вертикальную информацию(све­дения о праве, исходящие от государственных органов для должностных лиц и граждан, и, наоборот, поступающие в государственные органы) и горизонтальную(сведения о праве, распространяемые в межличностном общении в кол­лективах и малых социальных группах). По систематизированности информации выделяют систематизированную и несистематизированную;по способам получения разли­чают информацию, полученную в процессе обучения и в про­цессе социальной практики; в зависимости от источника известны официальная, неофициальная и официозная(по­луофициальная) информация.

Заметно влияние коллектива на восприятие индивидом правовой информации. В оценке правовой информации важ­на роль лидера группы или иных лиц, обладающих прести­жем. Внутригрупповые ценности влияют также на лиц вне группы. Если правовая информация совпадает с внутригрупповыми ценностями и нормами, то она легче усваива­ется. Если она противоречит внутригрупповым ценностям и нормам, то ее успех зависит от убедительности пропаган­ды в доказуемости правильности и полезности такой ин­формации.

Регулятивная функция прававыражается в наделении субъектов правоотношений определенной суммой прав и обязанностей по отношению друг к другу, к государству и его органам. В социологии права — это одна из вспомога­тельных функций. Регулятивная функция права в обществе не сводится к установлению запретов, дозволений, обязанностей, но и к созданию позитивных стимулов, гарантий развития граж­данско-правовой активности. Общество может опережать государство в правотворческой деятельности. Поэтому социальное регу­лирование не заканчивается правотворчеством, а «доуком­плектовывается» через решения должностных лиц и орга­нов, применяющих право.

Однако регулятивную функцию права невозможно пе­реоценить. Право является не единственным, но важней­шим социальным регулятором, регулирующим в свою оче­редь действие других социальных регуляторов. Такая способность права объясняется его опорой на правообразующий интерес. Поэтому правовое общество — это такое об­щество, где право в полной мере стало всеобщим регулято­ром (не по объему, а по качеству), другими словами, когда правовой способ разрешения социальных конфликтов при­знается единственно возможным.

Охранительная функция праваопределяется необходи­мостью защиты общественных отношений, интересов част­ных (в первую очередь, элиты) и общих. В рамках осуществ­ления этой функции реализуется правовая ответственность. Необходимо помнить, что чем строже запрет, тем больше ре­сурсов надо на его осуществление, поскольку число контро­лирующих и органов, налагающих штрафные санкции, уве­личивается.

Рассматривая право как социальное явление, отметим следующие моменты:

  • Право – это процесс и результат процесса, выражающий потребности функционирования и развития общества.

С социологической точки зрения в праве важно и позитивисткое начало, и непозитивисткое. Первое, право возникает естественным, стихийным способом, как язык. Оно не сводится к законодательству, в нем проявляется дозаконотворческий и надзаконотворческий характер. Если признать, что право происходит от власти с нормативными признаками (юридический позитивизм), то понятным становится, почему в XIXв. юристы отрицали существование международного права. Т.к. позитивисты исходят из того, что право производно от государства, то они также отрицают обычное право. На сегодняшний день законодатель часто сам закрепляет в Конституциях приоритет норм международных договоров и общепризаннных принципов международного права перед нормами национального закона.

Позитивное право- это право должное;

  • Право, возникнув из социальных взаимодействий, может становится самостоятельной, иногда с трудом поддающейся управлению социальной силой, регулирующей общество. Тогда уже право диктует интересы и потребности в обществе, и если оно разрастется, то человек будет служить средством для обслуживания и удовлетворения его растущих аппетитов. Лозунг такого права— «Fiat justicia, perat mundus» — пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир.
  • Право образуется и функционирует в процессе социального взаимодействия. Так, для Робинзона Крузо право бессмысленно;
  • Право связано с типом организации социальной системы и ценностями, приоритетными в обществе. Известны два типа общественной организации и социального регулирования:

— Системоцентризм, где человек есть средство осуществления т.н. общественных целей. Хотя реально это может быть интерес одной социальной группы. Например, в советское время под общественным интересом понимался интерес партократии;

— Персоноцентризм, где человек и его индивидуальный интерес есть высшая ценность в обществе.

  • Право рассматривается через призму интересов людей, социальных групп. Право начинается с притязаний, придания им юридической формы, создания правовых гарантий в реализации притязаний, т.к. декларативное право бессмысленно.

Возможно выделить три состояния в развитии права:

  • стагнация.
  • равномерная эволюция. В области права большинство обществ претерпевает более или менее равномерную эволюцию, которая сопровождает существование этого общества до его смены. Следует проводить различие между институтами частными и институтами государственными. Последние более хрупкие, т.к. их изменение часто сопровождается насилием, поскольку сильнее затрагивает чувства людей в сообществе. Напротив, институты частного права переживают смутные времена обычно без особых потрясений.
  • революция. Понятие революции, к слову, парадоксальным образом правом игнорируется. Хотя революция по сути является не чем иным, как социальным и юридическим фактом, насильственным и резким сломом старой правовой системы. Революцию можно определить как тотальный или частичный слом правовой системы. Чаще всего и более всего она затрагивает публичное право. Кроме того, бывают чисто политические революции, вроде революции 1830г. во Франции, когда меняется политическая элита, а право остается неизменным.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Право как социальное явление.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Право как социальное явление.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Право как социальное явление.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Юриспруденция стала обращать внимание на социальное назначение права и его общественные функции в начале XX в. По сути дела сложность функций права появилась сначала как задача социальных функций права.

Не секрет, что социальное назначение права формируется на основании запросов общественного развития. Со временем обязательно появляется необходимость этих потребностей, которая выражается в правовом виде. В соответствии с запросами, общественными нуждами устанавливаются определенные нормы, издаются законодательные акты, необходимые для закрепления системы определенных отношений, их контроль, управление, координации и защиты. Причем любой смысл права проявляется тем очевиднее и нагляднее, чем сильнее возникает надобность (тяготение) именно в его соответствующей социальной роли – закрепление, защита или направление на формирование конкретных социальных отношений в государстве.

Закономерность социальных отношений, их взаимозависимость, упорядоченность и стремительность являются важными признаками деятельности и прогрессирования общества. Соответственно социальное назначение права заключается во взаимодействии всех сфер социальной жизни, их систематизации, придании обществу необходимой устойчивости, постоянства и динамизма. Другими словами – это разработка и организация законных условий для естественного и динамичного процесса развития человека и общества.

Замечание 1

Между тем, важно понимать, что социальные функции – это индивидуальный вектор нрава, в котором управление и защита выражаются в отдельной, особенно гомогенной сфере социальных отношений – экономике, политике, идеологии.

Таким образом, структура социальных функций в определенной степени условна, потому что в реальной жизни невозможно провести четкое разделение правовых действий на урегулирование экономических, социальных, политических и общевоспитательных задач. Это говорит о том, что составляющие любой функции, например, политической, могут отражаться в других функциях и наоборот.

Определено это двумя причинами:

  • взаимодействие функций. Каждая из функций существует в границах единой системы социальных функций права, вплотную взаимодействуя с другими;
  • Целостность социального общества. Области общественной жизни, на которые оказывает воздействие право, тесно связаны друг с другом, потому что являются составляющими по отношению к социальному обществу в целом.

Замечание 2

Следует сделать вывод, что социальные функции права пребывают не отдельно, плотно взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга, что позволяет обществу и государству в целом быть полноценным.

Виды функций социального права

В чем же конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Экономическая функция

Экономическая функция как одна из самых важных социальных функций права имела огромную ценность на всех периодах становления товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим поручителем имущества, свободы предпринимательства.

Опираясь на законодательные акты, правовые нормативы в экономических отношениях устанавливались урегулированные правом отношения. Основной правовой формой таких отношений был и остается договор. В рамках правового поля стороны корректируют права и обязанности, определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).

Суть договора определяет меры воздействия для стороны, которая не выполняет свои обязательства. А также правовые санкции применяются в случаях совершения умышленных преступлений в сфере экономики (мошенничество, шантаж, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.)

Таким образом, экономическая функция права реализовывается как напрямую через регулирование законных действий сторон в экономических отношениях, так и косвенно – с помощью угрозы наступления договорных санкций или мер воздействия за совершение экономических правонарушений.

Политическая функция

Политическая функция права проявляется как правило в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами и, что немаловажно, национальных отношений. История доказывает положение о том, что политика – это причастность к государственным делам, это определение целей государства, это отношения между классами и народами. Важность права в управлении указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была очень значительной и таковой остается до настоящего времени.

Права и свободы человека – это тоже важные составляющие политической функции права, которые не теряют своей значимости и сегодня.

Воспитательная функция

Воспитательная функция права представляет собой слияние способности права выражать взгляды на жизнь определенных классов и социальных групп и его способность оказывать воздействие на мысли и чувства людей. Следовательно, основной целью воспитательной функции права является развитие высокого правосознания, организация мотивации законного образа жизни у населения.

Замечание 3

В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности установки, в результате чего оно получает психологическую поддержку с самого начала образования правовой нормы. А если правовые требования не отвечают желаниям и настроениям граждан, не находят поддержки в их сознании, то право получает негативную оценку. В таких случаях воспитательная функция права не добивается своей основной цели.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий