Социальные группы в вавилоне

Вавилонская социальная структура не имела четко установленных социально-классовых границ. Принадлежность к определенной общине и отношение к службе государству определяли правоспособность социальных слоев и групп.

Деление общества в Вавилонском государстве

В Древнем Вавилоне общество имело деление на свободное и зависимое. Люди лишенные собственности или ставшие зависимыми из-за не оплаты задолженности, а также рабы относились к числу зависимого населения. Однако, лица, имевшие задолженность, не назывались рабами и освобождались от зависимости по истечении трех лет. В основном рабами были иноземцы и военнопленные.

Общество в Вавилонском государстве делилось на следующие категории:

  1. Рабы, которыми становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные люди, они подразделялись так:

    • частные;
    • храмовые;
    • царские.
  2. Свободное население:

    • авилум – полноправные свободные граждане;
    • мушкенум – неполноправные граждане.

Рабы

Рабство в Древнем Вавилоне имело патриархальный характер. С точки зрения закона раб был вещью и находился в полном распоряжении своего хозяина. В семье право собственности на рабов переходило по наследству. Их могли продать, обменять, заложить. В случае причинения вреда здоровью раба, виновный возмещал ущерб его хозяину, а за лишение жизни раба, его хозяину виновный должен был предоставить другого раба. Раб не мог распоряжаться имуществом хозяина, даже с его разрешения. Такая сделка как купля-продажа, произведенная с рабом, оканчивалась смертной казнью для покупателя. Смертной казни подвергался и тот, кто укрывал раба или содействовал его бегству. Напротив, награду мог получить тот, кто предотвратил бегство раба и вернул его господину.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Общественный строй Древнего Вавилона 460 руб.
  • Реферат Общественный строй Древнего Вавилона 250 руб.
  • Контрольная работа Общественный строй Древнего Вавилона 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рабы царской семьи имели положение членов семьи младшего ранга, у них было право на создание семьи и приобретение имущества, но оно было собственностью хозяина раба. Кроме того, в суде такой раб мог иметь роль как истца, так и ответчика. Раб, служивший во дворце мог женится на женщине свободной, тогда ребенок, рожденный в таком браке считался свободным. Зависимыми считались сыновья и дочери, которые не обзавелись семьей, отец имел право на лишение их наследства или мог даже отдать в рабство. Рабы имели особые метки, которые выжигались или вырезались на их телах с целью подтверждения категории раба. Но данное клеймо навсегда лишало господина возможности продажи или обмена такого раба.

Замечание 1

Иными словами, Законы Хаммурапи не делали никаких ограничений в отношении власти господина над его рабом. Исключением являлись рабыни, которые родили детей своим владельцам, их дети были свободными.

Категории свободных граждан

Категория полноправных граждан – авилум, что в переводе означает «сын человека». Авилум имел в собственности участок земли общины, у него были имущественные права, кроме того он мог рассчитывать на помощь общины.

Расслоение сельской общины при царствовании Хаммурапи развивалось довольно стремительно. Некоторые зажиточные общинники становились все более зажиточными, появились и обедневшие общинники, которые являлись должниками. Ряд статей закона Хаммурапи подтверждает стремление законодателя помочь последним. Так, отрабатывающий долг назывался не рабом, а заложником, и через три года трудовой деятельности сумма задолженности считалась погашенной не зависимо от ее величины.

Стремление царя поддержать могущество войска подтверждается ограничением произвола заимодавцев над должниками. Огромная часть законов Хаммурапи написана для поддержания воинов. К примеру: земля и скот, данные государством, не могли отбираться у воинов за долги, лишь дом или сад, купленные им самостоятельно. Надел воина передавался по наследству. Обеспеченные землей воины по приказу царя обязаны были отправиться в бой, в случае отказа, наказанием была смертная казнь, человек, который выступил вместо воина, получал его земельный надел.

Категория мушкенум («покорный»), что означает неполноправный, но свободный человек, не член общины, но попавший на служение в хозяйство царя. Мушкенумы имели личные права, а это значит, что их жизнь и здоровье были под защитой. Пользовались они и имущественными правами, такими как право на личную семейную собственность на движимые вещи, жилище, но лишены были права на личную семейную собственность на участок земли в общине. Земля, передающаяся мушкенуму для использования, имела статус имущества, принадлежащего государству. Если мушкенумом приобреталась земля в общине в собственность, он переходил в сословие авилума. По законам государства Вавилон персональную неприкосновенность авиалума ценили выше личной неприкосновенности мушкенума.

Замечание 2

Меньшая правоспособность мушкенумов обуславливалась тем, что данное сословие не сохранило отношения с общиной соответственно не пользовалось ее защитой.

Профессиональные занятия населения Древневавилонского государства

В процессе изучения истории Вавилона можно выделить несколько категорий профессий населения, а именно:

  1. Придворные служащие. Здесь можно выделить служащих, которых называют высшее жречество и телохранители царя. Они являлись непосредственными приближенными к царю.
  2. Различного рода военнослужащие: «баирум», «лубуттум», «декум», «редум».
  3. Храмовые служащие – лица женского пола: храмовая дева, «божья сестра», «божья жена», храмовая блудница.
  4. Чиновничество занимало высокое положение в обществе, к нему применялись высокие требования, взамен государство предоставляло землю, которую потом возможно было передавать в порядке наследования.
  5. На последних ступенях профессиональной лестницы разместились купцы, поденщики, ремесленники и «интеллигенция», причем труд врачей и ветеринаров ценился низко, в то время как, например, корабельщики или архитекторы за свой труд получали приличное вознаграждение.

Древневавилонское государство по форме государственного устройства относилось к централизованным государствам, по форме правления – это древневосточная деспотия.

Между тем, если обратиться к законам, регулировавшим отношения с этим общественным классом, можно узнать много неожиданного и даже задаться вопросом: а чему же нас учили в свое время?! Начнем с Вавилона, как мощного централизованного государства.

Но прежде ответим на вопрос: а как вообще люди становились рабами? Во-первых, если попадали в плен на войне, во-вторых, рождаясь от родителей-рабов, в-третьих, в результате долговых обязательств и, наконец, в качестве кары за преступление. Таким образом, социум рабов был довольно пестрым.

А теперь посмотрим, что говорилось о нем в знаменитых законах царя Хаммурапи. В то время рабы являлись, можно сказать, важной частью экономических основ государства, а потому ответственность за причинение кому-то из них вреда предусматривалась серьезная. На первый взгляд, она носит чисто имущественный характер: за убийство раба полагалось отдать другого, за калечение — выплатить половину его рыночной стоимости.

Но с другой стороны, далее говорится, что рабы, принадлежащие не частному лицу, а государству (были и такие), имеют право создавать семью с человеком любого (!) сословия и иметь собственное хозяйство: дом, движимое имущество и финансовые средства, оставлять после себя наследство. Дворцовые же рабы и вовсе отличались от вольнонаемных работников лишь тем, что не имели свободы передвижения.

Кроме того, рабу, оказывается, позволялось законом оспорить свой статус в судебном порядке. Кроме того, он мог освободиться от рабства, если был угнан в другую страну: «Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну (державу Хаммурапи), хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны (уроженцы страны Хаммурапи), им должна быть предоставлена свобода безвозмездно».

Удивительные новости из глубины веков, не так ли? Но это еще не все. В Вавилоне были установлены законодательные нормы, защищающие от долгового рабства: ограничение срока отработки долга тремя годами, а также величины процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, и ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Как же объяснить такую позицию государства к людям, которые были, как нам сегодня представляется (или представлялось), рабами? Прежде всего, нужно учесть, что рабство тогда считалось карой богов, но такой, которую можно избыть, искупить. К тому же мудрый царь Хаммурапи строил правовые основы своей державы не на одних карательных мерах, а создавая личную заинтересованность граждан в устоях царства. Предоставление гражданских прав рабам (особенно дворцовым) делало их патриотами государства. Вот так.

Теги: Вавилон, государство, законы, история, рабы

Свободное население Вавилона в свою очередь делилась на полноправных и неполноправных. Полноправный свободный гражданин общинник (главой патриархальной семьи — АВИЛУМ, «человек»), либо царским служащим (МУШКЕНУМ — «падающий ниц», т.е. «бивший челом», имеется в виду — царю с просьбой о принятии на службу). Авилум — собственник определенной части общинной земли, Мушкенум — держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы. Свободные люди были привилегированнее, и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т.е. зеркального отражения (око за око, зуб за зуб). Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев . Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т.е. между свободой и рабством у мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законам Хаммурапи оценивают «дешевле», нежели жизнь, честь авилума (ст. 201). Под «мушкёну”, возможно, следует понимать жителей тех городов и областей, которые были покорены царём Хаммурапи в результате его удачных войн. Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя (ст. 8) . Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями (например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной — ст. 176). Следует заметить, что царские служащие высших (а иногда и средних) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели (или, во всяком, в принципе случае могли владеть) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно, мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной (разорившиеся, изгои, беглецы), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т.п. Вероятно, часть из них была потомками людей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто «бедняк». С таким значением оно попало позже и в арабский (мискин) язык. В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде всего, если она — жрица. В отношении имущественных прав жрицы почти ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже могла иметь в некоторых случаях отдельное от мужа (полученное из отцовского дома) имущество (ст. 150) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (ст. 151). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданое и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (ст. 171 и 172). Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. ЗХ и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжкий грех против него (ст. 168 и 169). Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. После смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не признавал, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (ст. 170 и 171). Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою «вдовью долю» (свое приданое, а также, если были, подарки мужа). Таким же образом карался раб, оспаривающий свое рабское положение (ст. 282). В более ранний период известны судебные процессы, в ходе которых рабы пытались отстаивать свою свободу. Как правило, они их проигрывали. Видимо, и теперь раб мог, по крайней мере, теоретически, оспаривать свое рабское состояние в суде, но проигрыш процесса уже грозил ему наказанием. Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы. Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические — храм и дворец (т.е. государство). И в этом отношении Законам Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная. Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда, в зависимости от выполняемой им службы. Однако царь мог в любое время отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. В случае смерти владельца земля не переходила по наследству, если на наследника нельзя было возложить ту же службу (илькум); однако по мере того как во множестве случаев эта земля все же переходила к сыну владельца и так как администрация редко считала нужным менять условия землепользования, то надельная земля со временем все более становилась прочным достоянием владельца и его семьи (ст. 27-29, 31-32). В письмах этого времени эта земля часто называется, так же как собственная земля, » владением отцовского дома » (цибит бит-абим). Тем не менее, земля эта, а также дом и огород, расположенный на ней, не могли отчуждаться по произволу владельца (ст. 35-38) . Статья 38: «Редум, баирум или приносящий доход не может отписывать из поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг». Степень свободы распоряжения надельной землей из царского фонда была различной для членов администрации, крупных ремесленников, жриц. Жрецы в Законе Хаммурапи не упомянуты; судя по тому, что жреческие должности могли распродаваться по частям, служба жреца обычно оплачивалась серебром или натурой и т.п., которые могли отчуждать эту землю, с передачей покупателю своей службы (ст. 40). Много статей законодательства Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, которые были основной опорой государственной власти. Государство было заинтересовано в том, чтобы сохранить наделы и скот, предоставленные воинам, от посягательств со стороны ростовщиков. Поэтому закон устанавливал, что купивший земельный надел или скот воина терял свои деньги, а воин сохранял, и то и другое. Только приобретённые воином путём покупки поле, сад или дом можно было отобрать за долги. Взрослый сын воина являлся законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. Закон заботился о воинах, попавших в плен, указывая способы их выкупа и обеспечивая за ними право на земельный надел. Из числа лиц, имевших служебные наделы из царского земельного фонда, в Законах Хаммурапи особое внимание уделяется воинам. Государство Хаммурапи опиралось не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско (воины получали от царя за службу наделы земли). Это способ довольствования воинов был наиболее удобным для создания профессионального войска в условиях господства в основном еще натурального хозяйства и наличия большого фонда царской земли. Такое войско было независимо от местных общинных влияний и служило наиболее надежным оплотом единства государства и деспотической власти. Чтобы сельскохозяйственные работы не отвлекали воина от службы, существовал институт «подсобников»: воин брал в товарищество другое лицо, обычно воина же, младшего по чину или сроку службы; они по очереди занимались и сельским хозяйством, и повседневными воинскими обязанностями. Однако наем постороннего лица воином взамен себя для участия в военном походе карался смертью и передачей воинского надела нанятому (ст. 26). Также и воинский командир, принявший наемника или использовавший воина или членов его семьи не для воинской службы, подлежал смертной казни. Таким образом, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от эксплуатации им его в своих интересах, что, конечно, противоречило бы стремлению государства поддерживать боеспособность армии (ст. 33-34). Царская земля под воинскими наделами полностью исключалась из оборота; лишено было законной силой всякое частноправное распоряжение землей воина (продажа, обмен, отнятие за долги и т.д.). Всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной и приобретатель этого участка «терял свое серебро» (ст. 35-38, 41). Правило это действительно проводилось в жизнь. Вернувшемуся из плена воину был обеспечен его надел (ст. 27), а в случае гибели воина его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если же совершеннолетнего сына не было, то жене воина с детьми выдавалась треть надела на пропитание (ст. 29). Государство действительно заботилось о своих воинах, так, например, тамкарам вменялось в обязанность выкупать за рубежом пленных воинов и если у его семьи не хватало средств для возмещения выкупа агенту, то эти расходы возмещал местный храм или, в крайнем случае, казна (ст. 32).

Высшая группа держателей царской земли — тамкары, жрицы-надитум, представители администрации и крупные мастера ремесленники не были обязаны пожизненно нести службу (которая к тому же в ряде случаев заменялась денежными взносами). Они могли в любой момент продать свой надел вместе с обязанностью служить по данной должности и, возможно, также, поэтому не охватывались понятием «мушкенум», а считались авилумами, как и граждане общины не связанные с царем или храмом. Размеры их наделов составляли от 12 до 75 га; они, несомненно, принадлежали к классу рабовладельцев. Если (как чаще всего и бывало) им трудно было по характеру своей службы отлучаться для личного участия в работах на наделе, они сдавали его в аренду; иначе же вели хозяйство самостоятельно с помощью дополнительной рабочей силы — наемников, должников и, конечно, собственных рабов. Любопытно, что арендная плата (рента) частного арендатора называлась тем же термином, что и натуральный побор с работников, сидевших на царской земле, — бильтум или миксум. Очевидно, отношения арендодателя с арендатором мыслились как аналогичные отношения между царем и людьми, работавшими на него за надел, хотя первые заключали между собой договор как равные стороны, а зависимость работников от царя определялась в значительной степени произволом царской власти. Царские служащие и ремесленники средней категории получали наделы размером 9-12 га; надел война обычно составлял 12 га; по мере возможности и они применяли рабский труд, а также прикупали или приарендовывали землю. Служащим царя не возбранялось приобретать частную землю из общинного фонда (ст. 39): «Из поля, сада и дома, которые он купил и приобрел, он может отписывать своей жене и дочери, а также отдавать за свой долг». Большинство служащих высшей и даже средней категории так и делали. Глава индивидуальной семьи мог иметь в своем частном владении участок на общинной земле размером от 1 до 60-80 га.

Хотя в Законе Хаммурапи об этой земле и ее собственниках почти ничего не говорится, но из частноправовых документов видно, что она существовала и временами отчуждалась. Собственники такой земли должны были выставлять людей на общегосударственные повинности и платить налог. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя выступать во всякое время в поход. За отказ выступить или же за замену себя наёмником воин предавался смерти, а человек, заместивший его, получал его надел. Надлежит ещё раз отметить, что, судя по дошедшим до нас контрактам и другим документам, не все мероприятия Хаммурапи, направленные на облегчение положения экономически слабых свободных, проводились в жизнь. Поэтому даже во время его правления попытка укрепить экономическое положение рядовых свободных не имела большого успеха. Противоречие между бедными и богатыми продолжало существовать и развиваться наряду с противоречием между рабами и рабовладельцами.

IGPZS_terminy

Афины

Ареопаг – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах, состоявший из пожизненных членов – представителей родовой аристократии.

Атимия – Наказание, связанное с лишением прав

Гелиэя – суд присяжных в Афинском рабовладельческом государстве.

Гетера – Свободная женщина, обладающая имуществом.

Ипотека – форма залога, впервые возникшая в древних Афинах, при которой должник продолжал пользоваться заложенным имуществом.

Метеки – переселившиеся в Древние Афины свободные граждане других полисов, лишенные политических прав и платившие особый налог.

Остракизм – в Древних Афинах особая процедура в народном собрании для выявления лиц, угрожавших основам демократии.

Стратеги – в Древних Афинах коллегия высших должностных лиц с военными полномочиями.

Экклесия – народное собрание в Древних Афинах, высший орган государственной власти.

Вавилон

Авилум – привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники.

Вардум – рабы в вавилоне

Визирь – первый помощник царя.

Даса – Раб – военнопленный

Деккум – военачальник

Законы царя Хамурапи – 1-ый письменный источник права в Вавилоне

Иллоу – имущество воинов (нельзя продать)

Исакку – мэр

Лубуттум – военачальник

Лугаль (Патеси-лугаль) – господин, большой человек. Титул правителей ряда древнейших государств Месопотамии.

Мушкенум – Склонивший голову, свободный житель находящийся «под царём»

Нубанду – Глава дворового хозяйства

Парцелла – участок земли, принадлежащий семье (не частная собственность)

Рабианум – глава общины

Тамкар – купец, ростовщик и исполнитель отдельных царских поручений в Древнем Вавилоне.

Тиракатум – выкуп за невесту

Шаканнаку – заведующий некой областью в вавилоне (губернатор)

Шамаллу – не богатый человек, заключивший договор с Тамкаром об открытии бизнеса.

Шерикта – приданное дочери — невесты

Греция

Агора – народное собрание у древних греков, а также площадь, на которой оно происходило. По сторонам такой площади размещались храмы, государственные учреждения, портики с торговыми рядами и лавками.

Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах — государствах). В Афинах VII в. до н.э. коллегия архонтов состояла из девяти лиц.

Базилевс – у древних греков племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Первый среди равных действовал не единолично, и совместно с другими руководителями.

Геоморы – сословие земледельцев в Аттике.

Демиурги – сословие ремесленников, художников, врачей в Аттике.

Тирания – единоличное правление тирана в Древней Греции.

Тритии – территориальные округа в Древней Греции, на которые была разделена Аттика по реформам Клисфена.

Филы – племена, в Древней Греции при первобытно-общинном строе, при рабовладельческом — территориальные округа.

Эвпатриды – родовая знать в Аттике, сословие, имевшее максимальные привилегии до реформ Солона.

Египет

Джати – первый помощник фараона в Древнем Египте.

Инсибайя – фараон в Египте

Кенбеты – Судебные органы в Египте

Маат – норма справедливости

Мистерия – праздник в честь бога

Ном – область, страна, округ. Греческое наименование основной административной единицы Древнего Египта. Каждый ном имел центр, войско, герб, богов-покровителей.

Номарх – правитель нома, лицо, возглавлявшее ном в Древнем Египте, а в самом номе – его административный аппарат, войско, суд.

Ордалии – «Божий суд», испытание водой, огнём, крестом и др. в целях установления виновности.

Талион — принцип равновозмездности равного воздаяния за содеянное («око за око», «зуб за зуб»).

Иудея

Гет – разводное письмо

Гер – не еврей

Гер цадек – не еврей, но соблюдает еврейские традиции

Гер тошав – поселенец

Декалог – 10 заповедей Моисея

Ктуба – Брачный договор

Малый Сангедрин – Региональный суд из 23 судей

Сангедрин – орган контроля монарха (высший Юридический и религиозный орган)

Синагога – место собраний

Тора – основной закон государства (Пятикнижие моисеево)

Танах – тора+ невисин (книги пророков) + ктувим(хроники) священное писание

Индия

Адхарма – аморальность, не праведность

Артхашастра – один из важнейших трактатов древности о власти. Составлена в Индии IV-III вв. до н.э.

Брахманы — жречество олицетворяли религиозно-духовную власть.

Вайшьи — торговцы и земледельцы занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью

Варна — каждая из четырех сословных групп в древней Индии: брахманы, кшатрии, вайшья, шудра.

Веды – древнейшие памятники индийской религиозной литературы.

Дхарма – Моральный долг человека в Древней Индии

Дхармашастра – в древней Индии жанр брахманских произведений, комментирующих священные книги индусов (Веды) со ссылками на древних мудрецов.

Законы Ману – один из наиболее известных политико-правовых памятников Древней Индии. Относится примерно ко II в. до н.э. Письменно оформлены на основе более древних источников – Вед.

Кшатрии — военное сословие осуществляли государственно-политическое руководство

Паришад – совещательный орган при царе в Древней Индии.

Шудры – слуги, наёмные рабочие

Ислам

Адат — неписаные законы, правовые обычаи в неарабских му­сульманских странах, признаваемые шариатом.

Вакуф (вакф) – неотчуждаемая и освобожденная от налогов собственность, переданная мусульманским организациям, мечетям, медресе и т.д. на какие либо религиозные и благотворительные цели.

Иджма — один из источников мусульманского права, суждения по религиозно-правовым вопросам, высказанные сподвижниками Мухаммеда и авторитетными богословами.

Кияс – в мусульманском праве принцип решения дела в суде по аналогии права.

Махараджа – правитель государства в средневековой Индии

Сунна — мусульманское священное предание, состоит из нескольких тысяч рассказов, содержанием которых служат различные поступки и суждения, предписываемые Мухаммеду.

Халиф — титул верховного правителя в некоторых странах му­сульманского Востока. Халиф объединял в своих руках духовную и светскую власть.

Харадж — государственный поземельный налог, взимавшийся она основе мусульманского законодательства в странах Ближнего и Среднего Востока с покоренного немусульманского население.

Рим

Агнаты — лица, состоящие под властью домовладыки; родственники по закону.

Доминат — неограниченная монархия, сложившаяся в Древнем Риме в период поздней империи.

Законы 12 таблиц – самая первая (древнейшая) фиксация в письменном виде римского права. Составлены в 451-450 гг. до н.э.

Законы Хаммурапи – древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э. Царь Вавилонии Хаммурапи изображал своё законодательство как осуществление воли богов.

Квестор — должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее финансовыми расходами, архивом; помощник правителя провинции.

Когнаты — родственники по женской линии в Древнем Риме. Это родство кровное, а не юридическое.

Комиции — народные собрания в Древнем Риме (куриатные, трибутные, центуриатные).

Консул — одна из высших магистратур в Древнем Риме. Двое консулов, избирались на 1 год в центуриатных комициях, обладали высшей гражданской и военной властью.

Курия — совокупность 10 патрицианских родов в Древнем Риме, 10 курий — триба; здание в котором собирался сенат в Древнем Риме.

Патриции – В Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям, затем родовая аристократия.

Перегрин – переселенец, не имевший гражданских прав в Древнем Риме.

Плебеи – в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину. В результате упорной борьбы с патрициями (V-III вв. до н.э.) добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.

Понтифики – толкователи права

Принципат – форма монархического правления в Древнем Риме (с 27 г. до н.э.). Период, когда республиканские учреждения сохранились лишь формально, а существовавший император, уже фактически являясь единодержавным правителем, считался только первым среди сенаторов (принцепсом).

Проконсул – в Древнем Риме бывший консул, назначенный правителем (наместником) провинции.

Рекс – вождь, царь в Древнем Риме в VIII-VI вв. до н.э.

Сенат – совет старейшин, затем высший орган управления в Древнем Риме.

Сервитут — право на чужую вещь.

Трибы — три римских племени патрицианская община, в последствии – административно-территориальные округа.

Цезарь – в Древнем Риме титул императора.

Цензоры — выборные должностные лица в Древнем Риме. Составляли списки сенаторов, осуществляли надзор за нравами граждан, контроль над финансами, вели перепись населения.

Центурия – воинское подразделение в Древнем Риме; объединение римских граждан одного из имущественного разрядов.

Шариат (надлежащий путь) — система (совокупность) религи­озно-этических и юридических норм, основанных на Коране; му­сульманское право.

Эдикт — устное заявление в Древнем Риме. В специальном смысле — особое объявление, делавшееся судебными магистратами при их вступлении в должность и фиксировавшиеся в письменной форме.

Эдилы — должностные лица в Древнем Риме, осуществляющие надзор за общественным порядком, за покупкой и раздачей хлеба неимущим.

Спарта

Апелла – народное собрание в Древней Спарте.

Архагеты – два царя в Древней Спарте.

Герусия – Совет старейшин (геронтов) в Древней Спарте.

Илоты – коренные жители Спарты, ставшие государственными рабами.

Периэки – неполноправное свободное население Древней Спарты.

Эфоры – в Древней Спарте коллегия из пяти высших должностных лиц, избиравшихся для повседневного руководства делами в государстве.

9_Государственность и общество древней Вавилонии

Государственность и общество древней Вавилонии.

Правовое положение групп населения по кодексу.

I. Основная масса населения — юридически свободные люди.

Уже в древности подразделялись на городских людей и земледельцев.

1. Городские люди.

— сведений меньше, чем о земледельцах

— они – люди свободных профессий – врачи, архитекторы, музыканты, корабельщики. Кроме них к городским людям относятся ремесленники и наемные рабочие.

— архитекторы и корабельщики получали за свой труд подарок, наемные рабочие – плату

— в Вавилонии существовал подробный тариф с расценками оплаты труда наемных лиц. За соблюдением условий этого тарифа следили особые государственные чиновники-контролеры.

— есть данные о наличие в среде городских жителей особых самоуправляющихся корпораций, независимых от государственной власти.

— городские, как и сельские жители объединялись в общины. Общинами управлял староста (rabianum), назначавшийся только царем (то есть, бывший государственным чиновником). Задача общины – организация свободного крестьянства для сооружения ирригационных построек и убор­ки урожая с государственных полей . Каждый квартал города – отдельная самоуправляющаяся единица – babtum.

— общее собрание всего города (alum) созывалось для решения общегородских дел.

2 Земледельцы – подразделение на собственно свободных крестьян-общинников и зависимых людей.

2.1 Крестьяне-общинники — awilu(m) – «люди-господа», «сын мужа», разные точки зрения.

— этнические амориты, вавилоняне, пришедшие в Южное Двуречье

2.2 Экономически зависимое население – muškenu(m) – «подданные», «падающие ниц» по Тураеву.

Термин мушкенум – общее понятие, обозначавшее все зависимое население. Подразряды – различались в зависимости от рода работ и повинностей, которые осуществляли:

1) «Iššakku» — менее привилегированный слой мушкенумов

2) «Guruš» – специально зависимые от храма люди

3) «Naši»

Этнический вопрос:

— Струве – шумерское происхождение

— Дьяконов – доказал, что шумеры окончательно ассимилировались с аккадцами к 20 веку до Р.Х.

— Мушкену – потомки покоренных Вавилоном народов.

Особенности:

— лицо более низкого социального и юридического статуса

— ниже авилума, но выше раба-вардума. Хотя Гётце заметил, что с точки зрения дворца все они – вардум.

— имущественные права мушкенума защищены лучше, чем авилума, личные хуже:

* законы Эшнунны – имущество мушкенума защищено от посягательств авилума пеней, от посягательств любого другого смертной казнью.

* в законах Эшнунны личность мушкенума защищена сильнее, хотя по статусу его жена и дети равны рабам

* мушкенум платит за развод денег вполовину меньше авилума – государству невыгодно расставаться со своим имуществом

* членовредительство в сторону авилума – ius tallionis, в сторону мушкенума – штраф

— сословное положение влияло на социальный статус, а не достаток человека.

— мушкенумы — не члены общины, не защищены порукой общины, не имели своей земельной собственности. Брали в держание участок царской земли или переходили на иное государственное обеспечение, и попадали в лично-административную зависимость от царя.

— обязанность выполнять повинность (ильк) перед государством – обрабатывать полученную от храма или дворца землю. Финансовая повинность двоякого рода – обеспечение государства и титульного землевладельца

— по сути это крепостные, но с меньшим объемом личных и имущественных прав.

— могли обладать собственной движимостью и недвижимостью,

— раздача царской земли в условное держание привела к тому, что мушкенумы имели широкий доступ к государственным должностям, начиная со службы в армии.

— могли быть рабовладельцами.

3. Воины.

Профессиональная армия впервые появилась в Шумере. Ст. 26-39 в кодексе – постановления о воинах, военное право Вавилонии. Воины рассматривались как постоянная группа населения, всегда готовая выступить в поход.

Виды воинов:

1) Реду – тяжеловооруженные

2) Баиру – легковооруженные

По Тураеву – ридсабе – служилые люди, вероятно, солдаты, баиру – охотники.

Права и обязанности видов равны.

Особенности регулирования надела:

— размер надела неизвестен

— надел (поле, сад, дом) – только за военную службу

— воин не имеет права продать надел, сдать в аренду, передать по наследству (санкция – возврат надела, потеря денег), обменять наделы (санкция – реституция, но доплата не вовращается)

— воин может иметь (не)движимость на правах частной собственности.

Служба:

— отказ выступить в поход – смерть

— во время нахождения в плену (срок – 1 год) надел сохраняется за семьей, но по истечении трех лет – ст. 134 – можно понять как запрет использовать воинский надел домашними воина.

Ст. 28 и 29 – регулирование продолжения несения службы с надела сыновьями воина.

— если сын несовершеннолетний, то вдове – 1/3 наследства для воспитания сына.

4. Государственное чиновничество и жречество

— жречество объединилось с государством во времена Саргона 1 Аккадского.

— первоначально жречество формировалось из среды общинников, после – по указу царя.

— не было развитых жреческих каст, оформленных в сословие.

— храмовое хозяйство – роль государственного резерва, обеспечение этой задачи – главная обязанность жречества. Также храмы – главная инстанция, которая связывала разрозненные цепи хозяйственных субъектов.

— на храмах – обязанность сбора податей с местности и передача их в центр – еще в шумерскую эпоху возникает особый слой посредником между государством и общиной – damkaru(m) – государственные купцы, шамаллумы – мелкие купцы, являлись гражданскими чиновниками. Под их началом – штат коммивояжеров.

— служебная иерархия в Вавилоне очень развита

Должности:

* дамкары

* рабианы

* gir – государственные контролеры

* dajjanum — судьи

* deku, lubuttu – воинские должности

* šakkanakkum (šakirum) – царские наместники заменившие традиционных ensi-patesi шумерского периода в исторических городских областях

— даже если жречество исполняет ритуал и культ, должно рассматриваться как чиновничество

— должности жрецов продавались.

— государственные чиновники назначались царем, но не было родовой или служилой аристократии.

5. Храмовая проституция

— особая категория населения, считался своего рода регулярной жертвой

— лишены права на брак, кроме особого сакрального брака

— их права на завещание защищены законом

— они могут только пользоваться своей долей в семейном имуществе.

— родные обязаны содержать ее

Виды:

— nauditum – наложница бона

— kadištum — священная

— harimtum — запретная

— šumhatum — веселая

II. Юридически несвободные люди wardum (раб) и amtum (рабыня). В Нововавилонский период – общее обозначение рабства – aradu – всякое движимое имущество Рабов было немного.

Источники рабства в Вавилонии:

— рождение;

— плен – если военнопленных не выкупали, должны были сами отрабатывать свой хлеб;

— купля – ст. 280 Кодекса – раб-вавилонянин, проданный за границей, освобождается от рабства, когда его нога вступает на родную землю;

— долговая кабала, в том числе и самопродажа – вела к срочному рабству:

* за долги отдавались дети и жена, хотя и сам должник мог стать рабом

* максимум три года (ср. законы Моисея – 6 лет)

* от долговой кабалы следует отличать обеспечение займа залогом в виде личности ближайшего родственника – залог не вел к рабскому состоянию лица.

* в Нововавилонское время срочная кабала исчезает, должника теперь до расплаты держат в долговой яме

Положение – не совсем бесправное:

— ст. 175-176 Кодекса – подобие пекулия

— раб обладал частичной правоспособностью, получал поденное жалование.

— имел особый вид промысла, с которого платил оброк хозяину. Привилегия – корчемничество и производство алкоголя.

— в целом положение раба — традиционно. Раб – вещь, имущество. Нанесение ущерба рабу = нанесение ущерба имуществу

— особое положение – у рабыни. Ее предназначение – конкубинат.

— если рабовладелец признавал своих детей от рабыни законными, они приравнивались к законнорожденным. Если нет, то после смерти господина они получали только свободу.

— возможность передачи рабыней своих детей на воспитание (tamkaritum – взращивание или оживление). Но дети должны были быть возвращены хозяину рабыни

— раб наказывался хозяином по приговору суда

— труд рабов не был массовым, в Вавилонии не было даже рынка, где бы сбывалось производимое рабами

— рабы дворца и мушкенумов могли вступать в брак со свободными женщинами, их дети — свободные.

— рабы могли создавать свой дом и приобретать движимое имущество: 1/2 после смерти раба — жене, а 1/2 — господину раба.

Вардум» в Древнем Вавилоне – это

А) Воины

В) Рабы

С) Судьи

Д) Торговцы

Парижский парламент – это

А) высшая судебная инстанция

В) орган сословного представительства

С) орган городского самоуправления

Д) королевский совет

В государстве франков литами называли

А) старое римское население

В) полусвободных крестьян

С) рабов

Д) свободных крестьян

В феодальной Франции сервами называли

А) наемных работников

В) прислугу

С) личнозависимых крестьян

Д) нищих

Инквизиция – это

А) особые суды

В) судебный поединок

С) императорские суды

Д) королевские суды

Германская империя бала провозглашена в

А) 1870 г.

В) 1876 г.

С) 1871 г.

Д) 1857 г.

10. Принцип несменяемости судей в Англии был закреплен

А) Актом об устроении 1701 г.

В) Биллем о правах 1689 г.

С) Актом 1710 г.

Д) Актом 1911 г.

11. О.Кромвель был лидером

А) левеллеров

В) индепендентов

С) пресвитериан

Д) роялистов

12. Первый кодекс во Франции был принят в

А) 1799 г.

В) 1804 г.

С) 1791 г.

Д) 1807 г.

13. ФРГ была образована в

А) 1945 г.

В) 1949 г.

С) 1955 г.

Д) 1990 г.

14. Великобритания в настоящее время по своему государственному устройству является

А) монархией

В) парламентской республикой

С) президентской республикой

Д) парламентской монархией

15. Законодательным органом по Веймарской конституции в Германии стал

А) рейхстаг

В) рейхсрат

С) СНУ

Д) бундестаг

ТЕСТ №4

1.Народные собрания в Древнем Риме назывались

А) Центурии

В) Комиции

С) Муниципии

Д) Трибунаты

Герусия (совет старейшин) был органом власти

А) Карфагена

В) Спарты

С) Афин

Д) Вавилона

Олигархическая республика была государственным строем в

А) Риме

В) Афинах

С) Спарте

Д) Карфагене

Принцип талиона» при вынесении наказания в Древнем мире означал

А) Равное возмещение ущерба

В) Устрашение

С) Обращение за милостью к богам

Д) Перевоспитание.

Парижский парламент – это

А) высшая судебная инстанция

В) орган сословного представительства

С) орган городского самоуправления

Д) королевский совет

В государстве франков литами называли

А) старое римское население

В) полусвободных крестьян

С) рабов

Д) свободных крестьян

В феодальной Франции сервами называли

А) наемных работников

В) прислугу

С) личнозависимых крестьян

Д) нищих

Инквизиция – это

А) особые суды

В) судебный поединок

С) императорские суды

Д) королевские суды

Гражданский кодекс Франции 1804 г. Был построен по _____системе

А) пандектной

В) институциональной

С) казуистической

Д) прецедентной

Основным источником в англо-саксонской системе права является

А) конституция

В) закон

С) судебный прецедент

Д) религиозная норма

Виги» были предшественниками партии

А) лейбористов

В) консерваторов

С) либералов

Д) социал-демократов

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ

Объясните значение слов

  • Закон — установленное властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно-правовых отношений.
  • Ростовщик — в Древнем Вавилоне это человек, который дает имущество взаймы, надеясь получить долг с приростом.
  • Раб-должник — В Древнем Вавилоне это вавилонянин, не способный вернуть долг и поэтому обращенный в рабство. По закону Хаммурапи он должен был работать на хозяина три года, после чего вновь обретал свободу. Такого раба нельзя было продать или убить.

Проверьте себя

1. Какой город и почему стал главным в Древнем Дву­речье?

Вавилон стал главным городом Древнего Двуречья. Города Двуречья воевали между собой и победил в этой борьбе Вавилон.

2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне?

Вавилон располагался в удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По рекам и с севера по горным тропам купцы доставляли разнообразные товары: строительный лес и металлы, а вывозили зерно и овечью шерсть.

3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления?

Если не было свидетелей преступления, вавилонские судьи отдавали подозреваемого на суд богов. Они бросали его в воду. Если обвиняемый тонул, то считалось, что он виновен, и его забрал бог реки. Если же ему удавалось выплыть, то предполагалось, что он чист перед богами и, следовательно, невиновен.

4. Чем отли­чалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?

Вавилонянин, поступающий в рабство для отработки долга, в отличие от раба-чужеземца не мог быть убит или продан, а через три года раб-вавилонянин получал свободу.

Поработайте с картой (см. с. 70).

Найдите Вавилонское царство при Хаммурапи и определите его местоположение.

Граница Вавилонского царства при правлении царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) обозначена красной линией. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир на пересечении нескольких важнейших торговых путей. Семитский народ амореи, основатели Вавилона, унаследовали культуру предыдущих царств древнего Двуречья — Шумера и Аккада. «Кадингир» на шумерском значит «Врата Бога». Название было просто дословно переведено с шумерского, и на аккадском с тем же значением звучало как «Вавилон». Изначально Вавилон были лишь одним из городов Нижней Месопотамии. Победа над царством Ларса дало Вавилону власть над всей Нижней Месопотамией. А распад единого царства Верхней Месопотамии, где правил Шамши-Адад I, позволило Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоёваны Элам, Мари, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — так образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Поработайте с датами

Подсчитайте, что было раньше: правление Хаммурапи в Вавилонии или Тутмоса в Египте? На сколько лет раньше?

Хаммурапи правил с 1792 по 1750 год до н.э., а Тутмос правил приблизительно с 1504 по 1492 год до н.э. Хаммурапи правил раньше Тутмоса почти на 250 лет.

Познакомьтесь с документом «Из законов Хаммурапи» и ответьте на вопросы

1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одина­ково?

Рабы в Древнем Вавилоне являлись имуществом, таким же как и домашний скот или домашние вещи. Столь тяжкие меры ответственности исходили как из традиции карательной политики ближневосточной древности, так и из самого факта образования Вавилонского царства, основателям которого приходилось вводить зачастую устрашающие меры для поддержания мира и порядка на завоёванных территориях.

2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?

Один из принципов, по которым был построен свод законов Хаммурапи — «око за око, зуб за зуб». Это означает — не причиняй другому такой обиды, которую сам не захочешь испытать. Так видел справедливость Хаммурапи.

Добавить комментарий