Социальные нормы их классификация

Основания классификации социальных норм

Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:

  1. Сфера регулирования общественных отношений:

    • нормы права, охраняемые государством и установленные им;
    • нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
    • нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.

    Замечание 1

    Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.

    Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.

    • нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
    • политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
    • экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
    • корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
    • религиозные нормы.
  2. Способ образования социальных норм:

    • стихийное образование – обряды, традиции;
    • нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
  3. Способ закрепления:

    Правила поведения могут быть:

    • письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
    • устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация социальных норм 490 руб.
  • Реферат Классификация социальных норм 240 руб.
  • Контрольная работа Классификация социальных норм 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.

Замечание 2

В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные. Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений. Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.

Соотношение социальных и правовых норм

Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.

Свойства права:

  • его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
  • определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
  • его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.

Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.

Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.

Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.

В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.

Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.

Пример 1

Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.

Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.

Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».

Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.

В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.

Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.

Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.

И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.

Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.

Замечание 3

История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.

Антагонизм норм

Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.

В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.

Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.

Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.

Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.

Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», » преступности».

Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.

С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».

В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.

Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.

«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.

Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».

Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.

Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».

10. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них

характерны следующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры И регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8.Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных нормВсе социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
— по способу их установления (создания);
— по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

37. Соотношение норм права и норм+ морали.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль — это правила поведения, право и мораль — обладают общим характером, право и мораль — это регулятор общественных отношений, право и мораль — это продукты сознательной волевой деятельности людей. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия.

1.Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2.Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3.В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

4.Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования.

5.Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6.Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7.Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8.Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

38. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности: Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного

сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания — это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2.Правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты — обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты — настроения.

Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на следующие уровни:

1) По уровню отражении правовой действительности:

1.Обыденное — присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2.Профессиональное — складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3.научное — характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

2) По субъектам:

1.Индивидуальное — складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2.Групповое — т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое — характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4.Общественное — правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

О проекте / ТГП / Право и социальные нормы / Социальные нормы: понятие и классификация

Ни одно общество не обходится без норм, которые регулируют человеческие взаимоотношения при общении и взаимодействии людей друг с другом. Такие нормы называют социальными нормами.

Что такое социальные нормы? Определение понятия:

К социальным нормам относят правила, которые не прописаны законодательно, которые сложились в обществе исторически и диктуют поведение членам этого общества. Формировались социальные нормы постепенно, меняясь с развитием общества. Если сравнить социальные нормы нашего времени с социальными нормами столетней давности, то сразу станет очевидно, насколько они изменились. Однако, базовые принципы возникновения, становления и развития социальных норм остаются прежними, к примеру, добро и зло, забота о детях и стариках, необходимость религии или какой-либо идеологии для общества.

Виды социальных норм, их классификация:

Социальные нормы принято классифицировать на следующие виды:

1. Традиции и обычаи, которые выражаются в правилах, регулирующих поведение человека в обществе, хотя и не прописаны законодательно. Данные нормы складывались столетия и у некоторых народов они играют более весомую роль, чем законодательные и нормативные акты;

2. Нормы морали, которые негласно установлены в любом обществе и выражаются в общечеловеческих принципах добра и зла, в отношении к нравственности;

3. Нормы этикета, которые являются правилами поведения человека на приемах, на политических встречах, в гостях и на прочих официальных и неформальных мероприятиях;

4. Нормы права – правила, которые закреплены законодательно, невыполнение которых может быть административно или уголовно наказуемо;

5. Нормы эстетики, которые говорят о том, что красиво, а что нет, однако, данные нормы являются весьма субъективными, так как у каждого человека свое индивидуальное видение прекрасного;

6. Политические нормы, которые регулируют отношения в кулуарах власти, внутри политических партий ;

7. Религиозные нормы, которые регулируются церковью, а также отношением человека к религии, ко всему, что связано с верой в Бога;

8. Корпоративные нормы, которые диктуют правила поведения внутри определенной организации, производственного коллектива.

Система социальных норм:

Система социальных норм является частью системы социально-технических норм, которая представляет собой симбиоз двух видов норм:

Социальные нормы – нормы, регулирующие взаимоотношения внутри общества, диктующие правила общения, поведения, отношений;

Технические нормы – нормы, регулирующие отношения человека с природой и техникой. В данной системе норм главный акцент делается на то, чтобы человек во время отношения с природой наносил ей минимальный ущерб. Технические и социальные нормы тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга, так как и там, и там главным объектом является – человек.

Выше мы привели классификацию социальных норм, именно данные виды норм являются так называемым остовом системы социальных норм, на котором держится социальная система, если рассматривать ее с точки зрения общечеловеческой морали. Без системы социальных норм в обществе установился бы хаос, который в итоге привел бы к упадку человечества и, возможно, к его исчезновению.

Интересное:

Добавить комментарий