Социальный конституционный строй

Государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) социальное государство есть принцип, или социальная основа конституционного строя России, означающая, что государство возлагает на себя обязательства гарантировать закрепленные в Конституции РФ социально-экономические и культурные права граждан и в этой связи осуществлять активную социальную политику: обеспечивать охрану труда и здоровья, устанавливать гарантированный минимум оплаты труда, оказывать государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству, развивать систему социальных служб, осуществлять иные меры в социальной сфере.

Выполнению этих обязательств подчинена Программа социальных реформ в Российской Федерации, и в соответствии с ее положениями обозначены стратегические цели социальной политики: материальное положение населения РФ и условий жизни; занятость населения, рынок труда, гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения; образование, охрана здоровья, возрождение культуры, жилищные программы; как приоритет социальной политики — семья, обеспечение прав и материальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; демографическая ситуация.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Россия является социаль­ным государством. Главная задача социального государства – достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на определение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека сущест­вование.

Следует отметить, что объявление России социальным государ­ством не означает возвращение страны к тоталитарному государ­ству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, кото­рое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться только к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь воз­можность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вме­шательство государства осуществляется только тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполага­ет прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конститу­ции РФ предусмотрено только право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и про­фессию» (ч. 1 ст. 37). Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важ­нейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация не­сколько облегчается закреплением в Конституции РФ права на за­щиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

Следует отметить, что в условиях демократии социальное госу­дарство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспе­ченным. Например, в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм соци­ального обеспечения и благотворительность».

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Способы, применяемые государством для достижения этой цели, весьма различны. Ими могут быть социальные коррективы, вносимые в правовые отношения (например, с помощью трудового права); государственное вмешательство в общественные отноше­ния (охрана труда, надзор за воспитанием и т.п.); обеспечение об­щедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государствен­ных выплат (например, социальные пособия); сглаживание иму­щественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государ­ством (налоги, пошлины и т.д.); смягчение экономического нера­венства путем обобществления некоторых экономических ценно­стей или их перераспределения (например, путем земельной реформы); устранение социального неравенства методами право­вого характера (например, уравнивание женщин и мужчин в опла­те труда) и др.

Одна из разновидностей социального неравенства – неравенст­во, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработи­цы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата иму­щества в результате пожара, стихийных бедствий). Средством, ко­торое использует социальное государство, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существова­нию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во мно­гом зависит и от того, в какой мере само общество может произво­дить средства для социального обеспечения, которые могли бы до­полнить средства, выделенные для этого государством.

В отличие от тоталитарного государства, которое полностью управляет экономикой и организует ее и которое способно предло­жить своим гражданам только равенство в бедности, демократиче­ское социальное государство стремится к сглаживанию неравенст­ва на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъ­ема благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах (например, в сфере воспитания и образования, в сфере транспортных услуг и других благ, обеспечиваемых инфраструктурой, в сфере социаль­ной помощи). Кроме того, поскольку производство и распределе­ние благ организуются по принципам рыночной экономики, госу­дарство в различных формах несет ответственность за их эффек­тивность.

Наиболее характерные черты социального государства отража­ются в его социальной политике, которая в соответствии с Консти­туцией РФ направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7).

Социальная политика представляет собой часть общей поли­тики государства, которая касается отношений между социальны­ми группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материаль­ных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обес­печение равных и справедливых возможностей для развития лич­ности. Эта задача должна решаться в тесном единстве с экономиче­ской политикой российского государства.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реали­зация которых на практике приведет к созданию важнейших эле­ментов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гаран­тированного минимального размера оплаты труда; обеспечение го­сударственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детст­ва, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социально­го обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Следует сказать, что в любом демократическом государстве ме­жду конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством соци­ального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой си­туации любое решение государства в пользу личной свободы возможно только в той мере, в какой оно не противоречит сущности со­циального государства.

ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Гражданское общество: понятие, структура.

2. Гражданское общество, государство и личность; характер их взаимо­отношений.

3. Конституционное закрепление правового государства.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство — такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный го­сударственно-правовой порядок обеспечивает всеоб­щую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из: 1) ограничений государственной власти РФ социаль­но-экономическими правами граждан РФ; 2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономи­ческой политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, бла­госостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гаранти­рует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и мате­риальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами посо­бий и иных выплат может предоставляться как работаю­щим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть:1) по времен­ной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам. Социальная сущность российского государства на­прямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение- установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражда­нах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплатыустанавливаются для следующих категорий граждан:1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами -55лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоян­но), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов ры­ночных отношений. Конкуренция должна быть здо­ровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Под понятием «многопартийность»принято понимать один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выраже­нием более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Возникновение института многопартийности – один из важ­нейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общест­ва, является важным фактором укрепления демократической при­роды государства, обеспечения политических прав его граждан.

Принцип многопартийности означает также законность поли­тической оппозиции. Конституция РФ легализует мирное, нена­сильственное соперничество политических партий за участие в осу­ществлении государственной власти в установленных Конституци­ей РФ парламентских и иных формах.

Конституционно-правовой статус политических партий. ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основные признаки политических партий:

1. Цель создания – участие граждан в политической жизни общества.

2. ПП – общественное объединение, имеющее индивидуальное членство.

3. ПП представляет собой группу физических лиц (часто только граждан государства), объединенных одной идеей, идеологией.

4. Власть завоевывается ПП конституционным путем, т.е. через выборы.

5. ПП в современных общества выполняют функции:

— представительство –выражение интересов определенных групп населения;

— социализация –вовлечение части населения в число своих членов и сторонников.

— идеологическая функция – разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы.

— участие в борьбе за власть – подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

— участие в формировании политических систем – их принципов, элементов, структур.

ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Членами ПП могут быть только граждане России, достигшие 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, граждане РФ, признанные судом недееспособными. Членство в ПП является добровольным и индивидуальным. Гражданин РФ может быть членом только одной партии.

ПП может быть создана на учредительном съезде ПП или путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 мес. до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в ПП.

Согласно Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.

Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована.

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья — важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Социальный потенциал семьи — это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним задач.

Семья находится под защитой общества и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.

Демократическое социальное государство стремится к равенству граждан на основе роста благосостояния.

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты. Охрана труда и здоровья людей:

В демократическом обществе труд не может носить принудительный характер. Гражданин распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора. Деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую им заработок, принято называть занятостью.

Российская Федерация стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика Российской Федерации направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: сочетание самостоятельности республик в составе Российской Федерации, краев, областей; обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики считается охрана здоровья граждан. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

· Установление гарантированного минимального размера оплаты труда:

Ответственность государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда потребности работающего человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из средств удовлетворения этих потребностей является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

· Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан:

Брак в Российской Федерации основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Семья отражает состояние психического здоровья живущих поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. На родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. При этом труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для достойного социального обеспечения. Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях се членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Вместе с тем дети как граждане Российской Федерации пользуются от рождения некоторыми основными правами и свободами человека.

Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Государство проявляет заботу также об инвалидах и пожилых гражданах. Оно развивает систему специальных предприятий для работы инвалидов, обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами. Государство развивает систему социальных льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, расширяет сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышает уровень их социально-бытового обслуживания.

· Развитие системы социальных льгот:

Социальные службы — учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле такие услуги охватывают всю социальную сферу общественной жизни, в которую входят вопросы оплаты и условий труда, занятости; обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры и т.д.

Российское государство заботится о развитии всех этих служб. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Развивается сеть государственных и! муниципальных учреждений здравоохранения. Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Российская Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения и социальной защиты, обеспечивающих проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов и пожилых граждан, пенсионного обеспечения и т.д.

· Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями: уменьшение зависимости размеров пенсии от уровня оплаты труда работников; распространение пенсионного обеспечения на новые категории населения и повышение размеров пенсий; уменьшение дифференциации размеров пенсий в зависимости от времени ухода на отдых, а также в зависимости от разных форм собственности.

Добавить комментарий