Социальный строй афин

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

— Выборность,

— Срочность (1 год).

— Коллегиальность,

— Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,

— Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи.

Вопрос № 8Общественный и государственный строй Спарты.

Своеобразие Спарты в том, что на его историю значительное влияние оказал военный фурор. В начале первого тысячелетия до н.э. 2 греческих племени ахейцы и дорийцы завоевали местность в центральной части полуострова Балканского. В момент завоевания эти племена находились на уровне военной демократии. Племена оказались в окружении многочисленного и враждебно настроенного местного населения и завоеватели были вынуждены постоянно жить в военном лагере и «законсервировать» порядки военной демократии. Основатель спартанского строя – законодатель Ликург установил, что спартанцы для сохранения военного духа не должны заниматься трудом, ни земледелием – они должны воевать и готовиться к войне. Для материального обеспечения спартиатов, Ликург разделил все государство на 9.000 земельных участков – клеры. Местное завоеванное население стало рабами – илотами, с обязанностью отдавать ½ урожая закрепленным за ними спартиатам.

Для предотвращения восстания илотов и одновременно для обучения молодых спартиат в войне каждый год проводились криптии.

Для обеспечения Спарты ремесленными изделиями было разрешено селиться иностранцам – ремесленникам – эта категория населения получила название периэки. Для предотвращения богатства и роскоши Ликург разрешил в Спарте только железные деньги.

Органы управления. Ликург установил:

1. Геруссия – совет старейшин (геронтократия). В состав геронтократии входило 28 знатных спартиатов, достигших 60 лет.

2. 2 военных царя – аркагета – они занимали свой пост пожизненно и избирались из одного и того же знатного рода.

Народное собрание — апелла – оно совпадало с военным ополчением. Голосование в апелле осуществлялось криком в любой момент аркогеты. Героты могли распустить народное собрание. Главную роль в управлении играла родоплеменная аристократия в лице Геруссии и Аркагентов между которыми часто возникали противоречия, поэтому со временем была установлена 1 должностная коллегия – совет 5 эфоров, т.е. контролеров. Спартанский строй был неизменен в течении столетий и этот консерватизм объясняется постоянной грозой восстания илотов.

Спарта как и Афины были легко завоеваны Македонией, а затем Вавилоном. Государственный строй Спарты определялся как аристократическую республику со значительными пережитками военной демократии.

В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения. Полисный строй предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей (обязательно). Для одних прямо предписывалось право-привилегия, для других – форма закрепления социальной униженности.

Афинское государство распадалось на 3 категории населения:

1. Афинские граждане. По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение 2-х лет юноша проходил обязательную военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Военнообязанным гражданин оставался до 60-летнего возраста. Народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежащих призыву. В крайних случаях прибегало к всеобщему набору – панстратии. Члены филы составляли отряд под командованием лица, избираемого самим народом. С 30 лет получали право заседать в Совете 500-сот и занимать государственные должности.

Равенство граждан закреплялось формально. Но фактически существовало классовое неравенство.

— Люди среднего достатка с земельными наделами не больше 10 га. Это была социальная опора полиса, составляли большинство.

— Богатые граждане (родовая аристократия и богатые граждане, не имеющие родословной). Выполняли почетные повинности – литургии (оплата музыкальных или спортивных мероприятий, оснащение корабля и командование им в течение года).

— Бедные – феты. Самая низшая имущественная категория. Составляли большую часть населения граждан (почти 2/3 от числа всех свободных граждан). Не имели претендовать на занимание какой-либо должности. Влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда.

Вообще физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. Позорящие профессии гражданина были уделом иностранцев-метеков, вольноотпущенников и рабов.

Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой правовой процедурой – епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии – лишению прав гражданства без изгнания (проявление трусости в бою, лжесвидетельство, растрата общественных средств, подкуп в отношении должностных лиц). Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, в органы власти

2. Не граждане (иностранцы) – метеки (метойки) – 15-20% населения. Свободное население, но неполноправное население. Обычно, это выходцы из других полисов-государств, их потомки. Каждый метек должен был выбрать себе простата, который являлся посредником между ним и правительственными учреждениями. Платили особый налог – метойкион (уклонившийся от налога метек, продавался в рабство). Вписывались в демовые книги, это служило основанием для государственного их налогообложения. В отличие от полноправных граждан метеки не имели права на получение земель из общественных фондов, не имели права вступать в полноценный брак с афинянами, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, в спортивных состязаниях (олимпиадах), редко признавались свидетелями в суды. Сами метеки были подсудны не обычному гражданскому суду, а должностному лицу – архонту-полемарху. Но с другой стороны, метеки обладали полными правами на охрану их личности и имущества законом, преступления в отношении метеков расценивались как менее важные (за убийство метека – каторжные работы, но не смертная казнь).

3. Бесправные – рабы (33-35% населения). Патриархальное рабство (на раннем этапе как и у Др. Востока) заменено «классическим» рабством. Античный раб – говорящее орудие труда. Находился в полной власти хозяина.

Раба можно было продать, купить, сдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети от раба являлись собственностью хозяина. Закон запрещал убийство раба хозяином. Если раб совершал преступление, заслужившее казни, то данное дело рассматривал суд (возможно, государство опасалось, что хозяин пощадит раба. Но несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином не влекло за собой наказания для последнего).

Все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и поистине демократичным (заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение. Пытали дыбой, заливали уксус в ноздри, прикладывали к телу раскаленную черепицу, растягивали раба кобылой и пр.).

У раба не было никакого имущества. Все, что он зарабатывал, являлось собственностью господина.

Раб мог быть отпущен на свободу. Но сразу подпадал под двойной надзор: во-первых, под надзор государства, т.к. приравнивался к иностранцу, и, во-вторых, под надзор господина, т.к. был обязан ему особыми повинностями.

Источник рабства:

— рождение

— по приговору суда в отношении метека или вольноотпущенника

— захват в плен.

Рабы делились на публичные и частные. Частные принадлежали к гражданам – обычно содержали по 3-4 раба в доме . Рабы использовались в хозяйстве или как специалисты (в земледелии, ремесле рабов практически не было).

Публичные рабы (принадлежали полису), были заняты на общественных ремесленных работах (эргатаи), на полицейской службе (тохотаи), в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах (гипетаи).

Готовый реферат 2005 г.

Введение

1. Социальная структура афинского государства

2. Экономика афинского государства

3. Политическая система афинского государства

Заключение

Список литературы

Введение

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях.

Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу.

Целью курсовой работы является дать общую характеристику афинского государства. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи: 1) исследовать социальную структуру афинского государства ; 2) исследовать экономику афинского государства; 3) . изучить особенности политической системы афинского государства.

Социальная структура афинского государства

Социально-политическую историю Афин можно разделить на два этапа1. Первый этап — до середины V в. до н.э., когда интеллектуальная и политическая элита состояла в значительной части из людей, являвшихся собственниками земли. Второй этап — это время с середины 50-х гг. V в., когда после реформ Эфиальта право быть избранными на высшие должности в государстве получили граждане третьего имущественного ценза. В это время политическое влияние стали приобретать новые богатые люди. Богатство этих hominis novi основывалось не на земельной собственности. Правда, поскольку в Афинах строго соблюдалось законодательство, запрещавшее приобретение земли выше установленного максимума, это сдерживало, по крайней мере до IV в. до н.э., процесс разорения мелких и средних землевладельцев и не допускало развития ростовщичества и спекуляции в области землепользования.

Недостаток земли и ограничения, вводимые государством для ее приобретения, побуждали определенную часть граждан переходить к занятию ремеслом и торговлей. Поэтому Афины отличались от других греческих полисов тем, что здесь гражданские права имели люди, даже не владевшие землей. Однако и в этом случае имела место связь между землей и гражданином, ибо если гражданин претендовал на то, чтобы стать землевладельцем, его статус служил основой для этого требования. Этим можно объяснить с одной стороны активизацию афинской колонизационной политики, начиная с 60-х гг. V в. и с другой — реформу 451 г., проведенную Периклом и направленную на ограничение числа афинских граждан.

В Афинах существовало четкое разделение в области социально-правовых и экономических отношений между гражданами и негражданами и прежде всего метеками. Метекам не разрешалось приобретать землю и дома в Аттике, исключая те редкие случаи, когда они могли получить такое разрешение лишь в виде особой привилегии. Поэтому они обращались к другим формам экономической активности: ремеслу, торговле, банковскому делу. Вместе с тем в классический период в Афинах неизвестны какие-либо острые противоречия и конфликты между гражданами и метеками. Это объясняется достаточной эффективностью афинской судебно-правовой системы, которая регулировала социально-правовые и экономические отношения как между самими метеками, так и между ними и афинскими гражданами. И это регулирование, по-видимому, их вполне удовлетворяло. В целом можно сказать, что мир денег в Афинах развивался параллельно с миром земли. Эти миры сосуществовали, но не смешивались друг с другом.

Афины V-IV вв. до н.э. были классическим рабовладельческим обществом. Согласно афинскому общественному мнению, каждый свободный афинянин, включая представителей низшего имущественного разряда, считал первейшей необходимостью иметь раба2.

В социальных отношениях классического афинского полиса главную роль играли не столько противоречия между рабами и рабовладельцами, которые носили скорее случайный характер, сколько антагонизм внутри гражданского коллектива. В Афинах граждане, метеки и рабы могли осуществлять одну и ту же работу, поэтому внешне их трудно было различить. Тем не менее главное отличие граждан от рабов и метеков в экономическом отношении заключалось в том, что только граждане в соответствии с их родом занятий жили отдельными кварталами. Не существовало кварталов, резервированных за рабами или метеками. Непременным условием экономической самостоятельности, а вместе с этим и социальной активности афинского гражданина в отличие от раба или метека было требование, чтобы он трудился на самого себя.

Экономика афинского государства

Экономическая жизнь полиса развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. Успешно развивались товарно-денежные отношения — весьма необычное явление для древности. Некоторые — историки даже считают возможным говорить о своеобразном «античном капитализме». Но, конечно, экономика Афин не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.

Говоря об эффективности афинского государства важно указать на некоторые неэкономические причины, способствовавшие этому. Среди этих причин необходимо назвать закон против лености, принятый во времена Солона. Этот закон требовал, чтобы граждане учили своих сыновей тому ремеслу и мастерству, которым сами владели. Вместе с тем этот закон был направлен против тех, которые не желали трудиться и привыкли жить за счет государственного вспомоществования и литургий, выполняемых богатыми афинянами, как гражданами, так и метеками. Другой закон запрещал упрекать и презирать кого-либо из граждан за бедность или за то, что он занимается ремеслом или торговлей. Афинские граждане, потерявшие землю и ставшие ремесленниками, торговцами или держателями кораблей, не лишались гражданских прав.

Другими причинами, способствовавшими росту эффективности афинского полиса в V в. до н.э., были осуществление морской программы Фемистокла, предусматривавшей строительство афинского флота и морской гавани в Пирее, а также строительная деятельность и панэллинская политика Перикла, сделавшие Афины открытыми для всего греческого мира и превратившие их в развитый с экономической точки зрения город и крупнейший торговлей центр всего Восточного Средиземноморья.

Политическая система афинского государства

Характеризуя особенности политических отношений в Афинах в классический период, важно отметить такой главный фактор как признание авторитета афинского народа, нашедшее свое выражение в укреплении роли народного собрания афинских граждан особенно после реформ Эфиальта и Перикла. В этом проявлялась сущность афинской демократии. Основными ее ценностями были isonomia, т.е. равенство граждан перед законом; isegoria — свобода слова для граждан и koininia, т.е. политическое сообщество. Понятие isonomia включало два важных положения: первое заключалось в том, что все граждане имели равные права, включая и политические, в соответствии с законом; второе — в том, что все граждане в равной степени подчинялись закону. Политическое равенство прежде всего предусматривало членство в народном собрании. В свою очередь ekklesia контролировала должностных лиц, осуществлявших внутреннюю и внешнюю политику афинского полиса. Возможно даже большую важность, чем политическое равенство, имело равенство всех граждан перед законом, особенно перед судами (didaskalia), в которых со времени Эфиальта и Перикла ежедневно представители низших классов участвовали в качестве судей. Благодаря контролирующим функциям судов афинский демос получал механизм контроля за внутренней и внешней политикой3.

Фукидид в речи Перикла подчеркивал, что афиняне не считали, что открытое обсуждение вопросов может повредить ходу государственных дел. Напротив они считали неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

Афинская идея koinonia акцентировала внимание на гордости афинских граждан за свои демократические институты. Дело в том, что до IV в. до н.э. только Афины имели широкую и последовательную практику реализации политических прав в соответствии с принципами исономии и исегории. Лишь в IV в. такая форма реализации гражданских политических прав появилась на Родосе. По этой причине афиняне считали себя качественно выше, чем другие народы в том, что касается реализации вопросов практической политики. Второй аспект гордости афинян вытекал из их претензий на превосходство. Успехи, достигнутые при Кимоне и Перикле, вселили в афинян не только гордость, но и самоуверенность. И с этих позиций они стали оправдывать свои претензии на господство над другими полисами и народами. Эпиграфические источники свидетельствуют о том, что с середины V в. Афины интенсивно стали эксплуатировать своих союзников, применяя к ним репрессивные меры. Для этого афиняне прежде всего использовали судебную систему, заставив союзников по наиболее важным вопросам решать свои судебные дела в Афинах. Афиняне осуществляли конфискацию земель у союзников и распределяли ее по жребию между афинскими клерухами. Нарушая суверенитет союзных городов, афиняне навязывали им демократическое устройство. Для укрепления своего господства над союзниками, афиняне использовали также финансовую политику. В 447 г. они ужесточили сбор налогов и обязали союзников пользоваться только афинской монетой. Вследствие такой политики Афинский морской союз, выросший из Делосской симмахии, к 446 г. трансформировался в афинскую империю. Сами афиняне устами Перикла признавали, что их власть по отношению к союзникам приобрела характер тирании. Однако признав это, Перикл и афиняне считали, что отказ от такой власти был бы чреват большими опасностями. Ведь сущность империи в том и заключается, что если она не расширяется и не укрепляется, то она разрушается и гибнет.

Основы развития по демократическому пути были заложены реформами Солона и Клисфепа.

Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет (С 18 до 20 лот юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участповать в политической жизни). Собрание созывалось не менее 40 раз в течение года. Повестка дня была заранее известна. Регулярно слушались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота и общественных сооружений, продовольственное снабжение, вопросы, касавшиеся Союзников и отношений с другими государствами4.

Основной функцией экклесии было издание законов и декретов (псефисмы) — решений по частным вопросам на основе уже существующих законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем после выступления автора законопроекта в его защиту народное собрание назначало комиссию из числа народных судей для изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона. Обсуждение законопроекта происходило как бы в форме судебного процесса. Окончательное решение выносило народное собрание. Но и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующим законам.

В народном собрании происходили выборы должностных лиц, связанных с государственными финансами, и военных. Их выбирали открытым голосованием.

Остальные должности замещались по жребию.

Существовала свобода слова, и ораторам разрешалось подвергать критике любые мероприятия в области внутренней и внешней политики. Право выступить имел каждый гражданин, присутствовавший на собрании.

В промежутках между народными собраниями вопросами управления ведал совет пятисот, пополнявшийся ежегодно по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В функции совета кроме руководства текущими делами (включая финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство, контроль над деятельностью должностных лиц, распоряжение государственным имуществом, отношения с союзниками, дипломатия) входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании.

Большую роль в политической жизни Афин играл суд присяжных — гелиея. В суде могли участвовать (и притом неограниченное число раз) все афинские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно жребием из желающих отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В дни судебных заседаний (их было не менее 300 в год) опять жребием судьи распределялись по судебным помещениям. Они заранее не знали, какие дела будут рассматривать, что исключало возможность подкупа и злоупотреблений. Но вследствие такой практики судьи должны были принимать решения только на основании приводимых сторонами в суде доводов. Адвокаты не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам.

Компетенция суда была чрезвычайно обширной. Разбирались частные тяжбы афинских граждан и метеков (постоянно живших в Афинах переселенцев из других областей), многие дела жителей союзных государств, процессы политического характера, дела, связанные с незаконным проникновением в списки граждан, и др. При огромном множестве подлежавших рассмотрению дел существовала определенная очередность.

По мере роста могущества Афин, превращения Дслосского союза в Афинскую морскую державу и бурного развития афинской экономики, естественно, увеличивался и аппарат управления. Множество ежегодно сменяемых должностных лиц ведало различными областями экономической, финансовой и хозяйственной жизни государства. Выборные должностные лица были и в подразделениях Афинского государства — филах, демах, фратриях. Любой афинский гражданин, хотел он того или нет, втягивался в общественно-политическую жизнь страны.

Афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии — повинности более обеспеченных афинян за свой счет готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, все же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме. Чрезвычайно активная деятельность судов при многочисленном и не всегда достаточно компетентном составе их участников создавала благоприятную почву для появления и распространения профессиональных доносчиков — сикофантов, шантажировавших и вымогавших деньги под угрозой возбуждения судебного дела

Афинская политическая система, самая передовая для Греции того периода, была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки. Последние по получали политических и гражданских прав, даже если жили в Афинах в течение нескольких поколений. Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, и в некоторые периоды принимались специальные меры для их привлечения. Метеков приписывали к афинским демам, законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев — ксенов(Делами метеков ведал архонт-полемарх.).

Однако метеки были отгорожены от гражданского коллектива. Они не только исключались из всякого участия в политической жизни Афин, но и не имели права владеть недвижимым имуществом—землей(Земледелием метеки могли заниматься только в качестве арендаторов частновладельческой земли.) и домами. Занимаясь преимущественно ремеслом, торговлей, работой по найму, метеки вынуждены были жить в наемных помещениях.

В то время как граждане Афин в период мира не платили прямых налогов, для метеков существовал специальный подушный налог — метойкион.

Метеки наряду с гражданами несли военную службу, более состоятельные из них привлекались к некоторым литургиям.

В политической жизни Афин не участвовали и женщины. Афинянки вели даже более замкнутый образ жизни, чем спартанки, получали весьма скудное образование, готовившее их только к роли матери и домашней хозяйки. Жизнь женщины ограничивалась ее домом и двориком, за пределы которых она выходила лишь в особых случаях (похороны или роды у кого-либо из близких, праздничная религиозная процессия), и то при обязательном сопровождении. Необходимые для хозяйства закупки делали муж и рабы. Когда к мужу приходили гости, жена удалялась на свою половину, участие в приемах и собеседованиях мужчин считалось признаком дурного поведения, несовместимым с положением порядочной женщины. Жизнь, разумеется, вносила свои коррективы в эти застоявшиеся консервативные устои, но процесс ломки был болезненным5.

Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении, должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания. При всем том принцип прямого народоправства не мог быть реально осуществлен. Народное собрание происходило достаточно часто, чтобы на нем ставились вес важнейшие вопросы текущей политики. Но участвовали в собрании далеко не все граждане Афин. Жителям отдаленных от города районов приходилось затрачивать много времени на дорогу туда и обратно и отрываться от своих хозяйств. Да и горожане нередко по тем или иным причинам пропускали собрания. Характерно, что кворум, требовавшийся для решения некоторых особо важных вопросов, составлял 6000 человек, что примерно равняется 1/4 или даже 1/5 общего числа граждан.

Можно выделить четыре главные черты афинского государства: полный отказ от порабощения местного населения, участие всех граждан в политической и правовой жизни полиса; отсутствие промежуточных категорий между гражданами и негражданами и относительно высокий уровень развития в Афинах судебно-правовой системы.

Афины представляли собой рабовладельческое город-государство. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (эвпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

Свободное население Афин распадалось на класс крупных рабовладельцев-землевладельцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо эвпатридов, представителей новой торгово-денежной знати, ко второму — широкие слои демоса, т. е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метэков (чужестранцы, жившие на территория Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI в. Солоном и Клисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых фил появились территориальные, подразделявшиеся на демы. Всё более росла роль афинского народного собрания. Основные государственные должности были выборными. Выборный «совет пятисот» (булэ) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати — ареопаг, хотя последний в начале V в. ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных, состав которого пополнялся путём жеребьёвки из числа всех полноправных граждан.

Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. афинский флот, в особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза толкали афинян на путь усиленного строительства флота. Так как служба во флоте была в основном уделом беднейших граждан, то рост афинского флота был тесно связан с дальнейшей демократизацией политического устройства, а низший командный состав и гребцы флота были опорой рабовладельческой демократии. В скором времени вопрос о значении флота для Афинского государства встал во весь рост. Это произошло в связи с нападением персов на Грецию.

Список литературы

2 Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. Л., 1980

3 Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Новгород, 1991.

Другие похожие работы

  1. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых отношениях
  2. Трудовое право, вариант 4 (В связи с переходом на производство потребительских товаров на предприятии были введены новые условия оплаты труда)
  3. Правовой статус работодателя по трудовому законодательству РФ
  4. Контрольная по трудовому праву (задачи по трудовому праву)
  5. Трудовые отношения

Гражданин Афин обязан присутствовать в театре на собрании, имеющем важное для города значение. Он должен участвовать в принятии решения не одним только голосованием, а увлеченно вникать в суть дела; в Афинах не отличают дел государственных от дел личных.

В собрании, где все равны перед законом и друг перед другом, формируются характеры сильные, свободолюбивые, решительные, способные трезво оценивать себя и других. Эти люди с уважением слушают своего вождя Перикла, потому что считают: равенство прав не означает равенства способностей и заслуг. Перикла они признают самым полезным государству человеком, мудрым и прозорливым, посвятившим себя служению народу.

В начале V века до н. э. Афины возглавили греческие полисы в борьбе с персидской державой. Войско персов вторглось в Грецию, и многие города были преданы огню и мечу. Не избежали этой участи и Афины.

Покинув свой город, афиняне в союзе с платейцами разбили полчища персов сначала на суше при Марафоне, а затем во главе других полисов в морской битве близ острова Саламин. Победа греков была результатом не только мудрости полководцев и героизма воинов, но и доблести, патриотизма граждан. Под руководством маленьких Афин демократия показала свое превосходство над восточной деспотией, она показала, что народ непобедим, если он сам решает собственную судьбу.

Права и свободы афинян

Статус полноправного гражданина (те лица, у которых, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дема) Афин предполагал совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на территории полиса и экономическую помощь государства в случае материальных затруднений. Кроме того афинские граждане обладали правом носить оружие, служить в ополчении, правом принимать участие в делах государства — в работе Народного собрания, Совета пятисот, выборных органов. Как уже говорилось выше, правом быть избранным обладали все граждане полиса. Фукидид, характеризуя основные черты афинской демократии, замечал, что «скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству.” Имущественным цензом ограничивалось лишь избрание на финансовые должности, т.к. в случае растраты виновные должны были уплатить высокие штрафы из своих собственных средств. В число особых привилегий полноправных граждан Афин входило почитание и защита отечественных богов, участие в общественных празднествах, защита и покровительство афинских законов. Обязанности граждан Афин заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах — приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. «Только мы одни считаем, — писал Фукидид, — не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин мог быть ограничен в правах, т.е. – подвергнуться бесчестью. Метеки — проживающие в Афинах чужеземцы, в числе которых были как более, так и менее зажиточные лица — обладали ограниченной правоспособностью: в частности, они не могли приобретать в собственность землю и другую недвижимость, участвовать в работе Народного собрания, избираться на должности. Браки метеков с гражданами Афин считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата — посредника между метеками и правительственными учреждениями. В то же время с метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли и ряд других повинностей. Наконец, рабы, составлявшие 33-35 % всего населения Афин, были абсолютно бесправными членами древнегреческого государства. Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н.э. составляли люди негреческого происхождения — фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т.п. Зачастую рабов сдавали в аренду, получая плату за их труд. Наиболее деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно — выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту — оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день — средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек. В Афинах в законодательном порядке запрещалось беспричинно убивать рабов, истязать их, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию. «Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, — писал по этому поводу Ксенофонт, — и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится.” Однако, перечисленные обстоятельства ничего не меняли в правовом положении рабов, которые в сознании свободных граждан полиса оставались лишь вещью, находящейся в полной власти хозяина. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Лишь за государственными рабами признавалось право иметь собственность и располагать ею. Встречались случаи отпуска рабов на волю, либо их выкупа. Вольноотпущенные рабы по своему социальному положению приравнивались к метекам. Помимо метеков и рабов из политической и общественной жизни афинского государства были полностью исключены женщины.

Добавить комментарий