Социологическая теория права

Социология как самостоятельная отрасль науки зарекомендовала себя только в конце 19-го века. К этому же времени относят формирование социологической юриспруденции, ведущими представителями которой считаются Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд. Одни полагают, что социологические теории складывались посредством формирования руководящих идей права в границах фундаментальной социологии, другие же – что эти концепции распространялись преимущественно в юриспруденции. Более того, оба довода являются верными.

Социологическая теория и её значение

Сперва необходимо понять, что из себя представляет данная отрасль законодательства. Итак, социологическая теория права – это доктрина, принадлежащая обществоведческой юриспруденции и объединяющая в себе несколько различных концепций.

К ведущим концепциям описываемой теории относят:

  1. Институционализм.
  2. Функционализм.
  3. Реализм.

Несмотря на различия главных идей, которые включает в себя социологическая теория, общей характеристикой для всех является использование обществоведческого подхода в монополии.

Одним из первых представителей общесоциологической парадигмы юриспруденции стал вышеупомянутый Е. Эрлих. В своей работе «Основы социологии права» (1913 г.) он оспорил реальность и главенство того законодательства, которое описано и содержится в законах, и возвысил так называемое «живое право», созданное группами лиц в процессе предпринимательской деятельности и экономических связей, торговли и складывания взаимоотношений между представителями разных классов, например работодателями и рабочими. Противопоставляя законодательство, как сеть конкретных правоотношений закону, Эрлих делал акцент на правовой плюрализм.

Наиболее известный представитель социологической концепции Р. Паунд (1870-1964 гг.) дал монополии титул социального инструмента для регулирования «социальной инженерии», а людям, применяющим её, «социальных инженеров», соответственно. Он сетовал на то, что эти люди признаны обеспечить полную гармонию социальных интересов. На взгляд Паунда, юриспруденция является в большей степени своеобразным режимом, по которому строятся и упорядочиваются отношения в обществе посредством судебной практики, нежели простая совокупность законов и предписаний отдельного государства.

Обобщая, можно сказать, что по канонам социологической теории, любой интерес можно представить как финансовое правопритязание.

Основные концепции

К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:

  1. Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
  2. Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
  3. Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
  4. В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.

Преимущества социологической теории

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления. существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе. усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Минусы и недостатки

Социологическая теория права также имеет свои спорные моменты:

  • При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
  • Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
  • Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.

Таким образом, с течением времени право рассматривалось и продолжает рассматриваться в историческом контексте совершенно по-разному. Социологическая теория права наряду с другими теориями имеет массу индивидуальных качеств и совмещает в себе большое количество концепций и учений. Все они несут свой посыл и ни в коем случае не лишены смысла.

Эта теория уникальна тем, что именно она отводит право от следования писаным истинам, которые люди привыкли принимать на веру, и которым привыкли непоколебимо следовать различные слои общества. Напротив, она склоняет право к «живому» правотворчеству, отчасти в убыток для себя, не принимая во внимание перспективу развития полнейшей анархии и произвола. Каждая из вышеописанных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако необходимо рассматривать теорию со всех сторон, чтобы грамотно давать понятие о ней же.

Социологическая юриспруденция начала формироваться в конце XIX в.

Социологическая теория: право возникает и действует при реализации законов.

Тезисы концепции:

Право воплощается не в законе (позитивном праве), а в сфере реализации законов;

Представители социологической школы называли позитивное право «мертвым», «книжным» правом. В противовес ему они ставили «живое право», «право в действии»;

Право — реальное поведение субъектов правоотношений (юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов) — физических и юридических лиц;

Формулируют такое живое право прежде всего судьи и администраторы. Они наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества.

Социологический подход концептуально формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

В России после Октябрьской революции на почве критики старых законов также пропагандировался социологический подход. Так, П.И. Стучка объявил новые общественные связи самим правом. Однако вскоре от такого подхода отошли, так как стало появляться позитивное право Советского государства, которое следовало выполнять.

Спорные моменты социологической теории:

  • возникает опасность размывания понятия права. Если под правом понимать реализацию законов, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть законной и незаконной;
  • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов появляется больше возможностей для произвола судебных и административных органов;
  • отсутствие прочной нормативной основы позволяет решать юридические дела в пользу экономически и политически сильного.

Положительное:

  • учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов;
  • подчеркивается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;
  • социологический подход полезен для законодателя и исследователей. Для познания права, решения вопроса об эффективности правовых норм, совершенствования законов следует изучать законодательство в действии, в жизни. Жизнь права — источник выявления пробелов, противоречий в нем.

Евгений Эрлих (1862—1922) — австрийский правовед, один из основоположников социологии права как науки и автор концепции «свободного судейского отыскания права».
Эпоха. Стремительное развитие гражданских правовых отношений и одновременное отставание норм законодательства. Эта ситуация нашла отражение в сознании правоведов, которые стали говорить о тирании «мертвых текстов законов».
Биография. Родился в г. Черновцы. В 1886 г. закончил Венский университет, где впоследствии ему была присвоена степень доктора права. Научная карьера Эрлиха связана с преподаванием римского и современного гражданского права, что определило содержание некоторых его работ: «Молчаливое волеизъявление» (1893), «Принудительное и непринудительное право в Гражданском кодексе Германской империи» (1900). Многие годы профессор Эрлих был связан с университетом Франца Иосифа в Черновцах: с 1901 г. — декан юридического факультета, а с 1906 по 1914 г. — ректор университета.
Логическое основание политико-правового учения. Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «Основы социологии права» (1913), «Свободное правонахождение и свободная наука права», «О пробелах в праве», «Юридическая логика».
Содержание правового учения. Социология права и ее задачи. Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явление», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве».
Чтобы понять, что есть право, нужно изучить общество, потому что «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе».
Социология права позволит преодолеть недостатки других школ правовой мысли:
1) исторической школы права, представители которой не решали вопроса об отграничении нового права от старого, уже не действующего;
2) школы юридического позитивизма, представители которой не рассматривали связь права с обществом, а лишь связь права с государством.
Социология права призвана: «определить и систематизировать те составные части права, которые регулируют отношения в обществе, выделить и показать их организационную природу».
«Живое право». Эрлих — автор концепции «живого права», т.е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. Общество — это источник развития права. Общество представляется Эрлиху как совокупность различных союзов, которые и надо изучать социологам права: «Общественный союз — это объединение людей, которые признают во взаимоотношениях друг с другом определенные правила поведения и, хотя бы в общем, следуют им. Эти правила могут быть различными и могут поразному называться: правовые нормы, нравственность, религия, обычаи, честь, правила приличия, правила хорошего тона, мода».
Понятие союза (Verband) — ключевое понятие социологии права Эрлиха. Он различал союзы:
• самобытные (семья, род);
• целенаправленно созданные (различного рода товарищества, хозяйственные союзы, корпорации, политические партии, государство и др.).
Каждый общественный союз имеет свои организационные нормы — «общественное право». Чтобы понять действующее право, надо изучить эти нормы, обеспечивающие внутренний порядок в различных союзах. Организационные нормы представляют собой право первого порядка. В силу того, что это право всегда применяется на деле даже «в какомнибудь маленьком союзе, даже без всякой словесной формулировки», Эрлих также называл его «живым правом». «Живое право, — делал вывод Эрлих, — есть внутренний распорядок человеческих союзов». Это право: —> составляет основной массив права; —> всегда в состоянии эволюции, быстро отражает интересы, потребности общественных союзов.
Эрлих, занимаясь научной и преподавательской деятельностью в Черновицком университете, расположенном на территории Буковины, стал изучать «живое право» различных народностей, которые ее населяли. Используя метод включенного наблюдения, он пришел к выводу о том, что цыгане, армяне, немцы и другие народности Буковины соблюдают в правовых отношениях повседневной жизни совершенно иные нормы, нежели нормы австрийского гражданского права, которые формально на них распространялись. Используя метод опроса населения, Эрлих установил, что только одна треть норм австрийского гражданского кодекса действуют на практике.
К праву второго порядка Эрлих относил право юристов (научное и судебное право) и законодательство, которые не регулируют саму жизнь, а предназначены лишь охранять право первого порядка и разрешать спорные вопросы. Это право Эрлих называл «правом решений». Право второго порядка создается деятельностью юристов и государства: «Уголовное право, процессуальное право и полицейское содержат исключительно нормы второго порядка».
Противопоставляя право первого порядка праву второго порядка, Эрлих сделал ряд выводов.
• Право целиком не содержится в текстах законов, так как существует множество правовых норм в рамках корпорации, семьи и др., которые действуют, но не находят своего юридического выражения в законах государства.
• Существует разрыв между правом, выраженном в законе, и «живым правом»: «Живое право отличается от сухих иероглифов закона так же, как поток от застойного пруда»; «однако во все времена ни правовые нормы, ни правовые положения и никакие кодексы не могли раскрыть действительность существующего порядка внутри определенногосоюза. Несмотря на тот же самый текст закона, едва ли имеются две одинаковые семьи, общины, фабрики и т.д.».
• Исторически первично право первого порядка, т.е. организационные нормы, а не право решений: «В народе возникают отдельные правоотношения: корпорации и другие объединения, семейные отношения, собственность и другие имущественные права, договоры, право наследования… Прежде всего на основе этих отношений возникают правовые положения через юриспруденцию и законодательство».
Сначала появились различные институты общества — семья, договоры, наследование, государство, и лишь затем появилось законодательство о семье, договорах, завещании, государстве:
семья — > семейное право; договоры —> договорное право;
наследование имущества > закон о завещании имущества; государство —> конституционное право. Эрлих вывел право за рамки государственного нормотворчества, широко трактуя право. Право — это:
—> «совокупность правил человеческого поведения»; —> «всеобщий регулятор поведения людей». «Свободное отыскание права судьями». Анализируя проблему реализации права, Эрлих придает большое значение «свободному отысканию» права судьями. Он считает, что судьи должны руководствоваться не только малоподвижными предписаниями закона, но и «живым правом» союзов: «Где суд должен взять нормы для решения дела? Любая такая норма основывается прежде всего на внутреннем порядке, установленном в данном союзе, т.е. на тех правовых фактах, которыми обусловлен этот порядок… Все эти правовые факты должны лечь в основу решения такими, какими они сложились в данном союзе до возникновения спора».
Эрлих не отрицает, что норма для решения спора может быть найдена в законе. Но считает, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отстают от динамики жизни.
Эрлих признавал за судьями творческую роль в отыскании права. Проанализировав деятельность первых судей Верховного суда США (Маршала, Холмса), он пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высокообразованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона.
Е. Эрлих — автор концепции «свободного судейского отыскания права». Она была разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости.
Первая мировая война помешала распространению фундаментальной работы Эрлиха «Основы социологии права». Впервые она была переведена на английский язык в 1933 г. и вышла в свет с предисловием американского правоведа Роско Паунда, получив признание в США (социологическая юриспруденция, реалистическая школа права).
Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жоржа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма.

Социологическая теория зародилась в середине ХIХ в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л.Дюги, С.Муромцев, Е.Эрлих, Р.Паунд. Родоначальник – Р.Ф.Иеринг. В зрелый период творчества Иеринг на основе глубокого знания римского права и исторической школы развил самостоятельную теорию, которая получила название социологической. Отвергая чрезмерный формализм римского права, Иеринг всегда подчеркивал прагматичность римского права, его способность решать актуальные вопросы правовой жизни. Сущность социологической теории сводится к тому, что центральным понятием правопорядка является понятие правопритязания. В свою очередь правопритязание сводится к определенному интересу, который может быть обеспечен средствами права. Т.о. право – это совокупность действительных отношений в обществе по поводу интересов отдельных субъектов права. По Иерингу, создание и цель правоотношений определяют не абстрактные принципы, типа «каждому приплетается свое» или «никому не навреди», а конкретные интересы конкретных людей. Соответственно, теория естественного права не является надежным масштабом для идентификации и защиты определенного интереса. Теория Иеринга была, прежде всего, направлена против «юриспруденции понятий». Согласно социологической теории, каждый интерес можно представить в качестве финансового правопритязания. Последователи Иеринга в Германии несколько ослабили универсальные аспекты теории и стали сводить проблемы социологии права к так называемому судейскому праву. Они полагали, что действительным или живым правом является лишь совокупность судейских решений.

Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно считать следующие положения: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относится к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.

Достоинства: 1)Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки. 2) Через социологию юриспруденция стала открытой для взаимодействия с другими социальными науками. Соответственно, право было признано элементом социальной структуры на ряду с экономикой, политикой, социальной психологией.

Недостатки: 1)Право не является совокупностью притязаний людей, основанных на конкретных интересах. В общественном правосознании, особенно доктриальном (научного осмысления) большое значение имеют абстракции, различные функции, презумпции общих принципов права (принципы равноправия). 2)Чрезмерная социализация права может привести к утрате собственного предмета юриспруденции. Так как юрист, прежде всего, как социолог, экономист или политолог мыслит фактами. 3)Отождествление живого права с судебным правом принижает роль законодателя и может привести к судейскому произволу. Судейское правотворчество начинает подменять законодательство.

Социологическая теория права

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных оценок, принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Теории социологии права 480 руб.
  • Реферат Теории социологии права 220 руб.
  • Контрольная работа Теории социологии права 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.

Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.

Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.

Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.

Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.

Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.

Позитивный характер теории носят следующие положения:

  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.

Социологическая теория права имеет свои достоинства — конкретные интересы и потребности человека были признаны основами правопорядка впервые в юриспруденции, юриспруденция стала, открыта для взаимодействия с другими социальными науками, а право признавалось элементом социальной структуры.

Недостатками теории явилось то, что право не есть совокупность человеческих притязаний, основанных на конкретных интересах; и предмет юриспруденции может быть утрачен при чрезмерной социализации права, роль законодателя принижается с отождествлением живого права с судебным правом и возможным судейским произволом, а это может подменить законодательство.

Психологическая теория права

Психологическая теория права получила свое распространение в начале XX века.

Её родоначальником был русский ученый Л.И. Петражицкий один из самых выдающихся теоретиков права в России.

Автор подразделяет право на позитивное – совокупность норм права и интуитивное – чисто психическое явление, особое состояние души человека.

Оно имеет индивидуальный характер и его содержание определяется обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием, социальным положением, личными знакомствами и отношениями каждого.

Таким образом, делается вывод, что существует интуитивное право данного класса, семьи, детского кружка и др.

Интуитивное право вырабатывается в результате общения людей в разных кругах, имеющих общие интересы, которые противостоят интересам других. Общение, считает автор теории, основывается на эмоциях этих людей, которые вместе с их психикой играют главную роль как в приспособлении к условиям жизни, так и в образовании государства и права.

Разногласия, существующие между интуитивным и позитивным правом, заключаются в следующем:

  • разные элементы общества, классы, индивиды имеют различное содержание интуитивного права, поэтому позитивное право по содержанию всех элементов общества не может совпадать с интуитивным правом;
  • развитие и смена содержания интуитивного права в истории происходит постепенно, в то время, как развитие позитивного права подвергается задержкам и отступлениям от постепенного развития.

Таким образом, позитивное и интуитивное право должны расходиться по содержанию.

Согласно Л.И. Петражицкому базовым элементом права является «правовая эмоция» или «импульсия», которая делится на репульсию, что значит отвращение и аппульсию – притягивание.

По мнению Л.И. Петражицкого в психике человека среди её базовых элементов отсутствует 4-й важный элемент – это претерпевание.

Претерпевание носит проективно-атрибутивный двусторонний характер и отличается от страдания, которое является негативным ощущением. Взяв претерпевание за основу Петражицкий развивает концепцию императивно-атрибутивных эмоций или правовых импульсий.

Важнейшей стороной правовой системы, на которую обращает внимание теория, является психологическая сторона и это её положительный момент.

Без учета психологических особенностей человека нельзя издавать и применять законы.

Теория имеет недостатки, связанные с её односторонним характером, отрывом от объективной реальности, невозможностью структурировать право в её рамках.

Это дуалистическая теория, делящая правопорядок на две части и допускающая существование правоотношений трансматериального характера.

Этот характер говорит о том, что правовая эмоция может проецироваться как на человека, так и на животное.

Наряду с недостатками есть и определенные достоинства, одним из которых является сложная природа правопорядка впервые показанная Петражицким.

Замечание 1

Помимо этого автор теории показал универсальность правопорядка и его демократичный характер, а также доказал существование особых правовых переживаний в виде интуитивных норм.

Нормативистская теория права

Свое начало эта школа права берет из немецкой философии И. Канта, которому принадлежит понятие «категорический императив», т.е. обязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений.

Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.

Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.

Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.

По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.

Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.

Вершиной нормы законов является конституция.

Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.

Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.

Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.

Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.

Замечание 2

В начале XX века в данной правовой школе выделяется отдельное направление, получившее название «чистое учение о праве», основоположники которого противопоставляли право реальной общественной жизни.

Добавить комментарий