Социологическое направление в юридической науке

Специально-юридические методы ориентированы на анализ должного поведения, предписанного юридическими нормами.

Социологические– нацелены на изучение фактического поведения людей в правовой сфере, их отношения к праву, законности, деятельности правоприменительных органов, мотивов соблюдения и мотивов нарушения правовых норм.

Конкретно-социологические методы (опрос, наблюдение, эксперимент и др.) способны дать объективную картину состояния законности, уровня правовой культуры граждан, складывающихся тенденций развития. Они позволяют выявить эффективность правовых средств воздействия, прежде всего юридических норм. В настоящее время социологические методы используются во всех отраслях юридической науки – теории и истории государства и права, уголовном, процессуальном, административном, трудовом и др.

Возникает вопрос: каково место социологического знания в структуре юридической науки? Складывается ли на основе социологических исследований особая науки – социология государства и права? Данный вопрос относится к области научной методологии, но он имеет не только теоретическое значение. От «ведомственной принадлежности» социологических исследований зависят их организация и финансирование, создание научных подразделений, выпуск специалистов, место социологической проблематики в программах высших и средних учебных заведений и т.д.

Можно с определенность констатировать, что этот вопрос является дискуссионным и не получил в настоящее время окончательного решения. Одни ученые, активно работающие в области социологии государства и права, предоставляют ей самостоятельный статус в системе общественных и юридических наук. По их мнению, социология государства и права имеет свою общетеоретическую методологическую часть и ряд отраслевых разделов:

· социологию политики,

· социологию правосознания и правовой культуры,

· социологию деятельности правоохранительных органов,

· криминальную социологию и др.

Иная точка зрения заключается в том, что социологическое знание тяготеет к традиционной отраслевой структуре юридической науки, представляет собой «аспект», «угол зрения», «ориентацию» существующих юридических наук.


Для решения этой проблемы, как представляется, в ней необходимо разграничить две стороны: (а) использование социологических методов в юридической науке и (б) формирование особой науки – социологии государства и права.

Социологические методы универсальны для региона общественных наук, т.е. используются во всех без исключения общественных и юридических науках. Социологические исследования возможны даже в таких сугубо специальных разделах юридической науки:

· теория юридических норм,

· теория правоотношений,

· толкование норм права,

· теория юридических фактов, ибо открывают новые, недостаточно изученные стороны этих явлений.

И вряд ли оправданно полагать, что специалист по гражданскому или уголовному праву, проводя подобные исследования, удаляется от предмета своей науки и вступает на территорию другой науки – социологии государства и права. Нет, он сохраняет верность своей науке, исследуя ее предмет всеми доступными на сегодняшний день методами и средствами.

Проистекает ли из этого, что разговор о социологии государства и права не имеет под собой никаких оснований? Сделать такой вывод было бы опрометчиво. Корень проблемы, как представляется, в том, что сторонники этой науки стремятся «прописать» ее в существующей, сложившейся структуре научного знания. На самом же деле социология государства и права лежит в другой плоскости.

Формирование социологии государства и права – яркий пример сложности процесса дифференциации и интеграции современного научного знания. Развитие науки ведет к детализации знания, накоплению все более полных сведений о каждом элементе исследуемого объекта. Это выражается в отпочковании новых отраслей науки, проблем, тем, направлений исследований. Но любая дифференциация имеет пределы, ее уравновешивает процесс интеграции знаний, поддерживающий их в системном, упорядоченном виде.

Интеграция (объединение) знанийосуществляется как на основе сложившейся отраслевой структуры науки, так и за ее рамками. Новая крупная идея, социальная проблема или новый метод как бы «просвечивают» все содержание науки. Не ломая традиционной структуры, они выбирают из нее все необходимое, ценное для себя. Трансформируясь и приобретая иную окраску, многие положения науки включаются в орбиту нового направления.

Именно таким «центром кристаллизации» выступили в свое время социологические методы. Сейчас есть достаточно оснований говорить о существовании в советской юридической науке социологии государства и права – новой комплексной отрасли научного знания.

Эта наука имеет два не совсем одинаковых «крыла». Одно – представлено профессиональными социологами, обратившими свои усилия к изучению государственно-правовых проблем; другое – юристами, ведущими социологические исследования. Для первых -–трудность заключается в том, чтобы уловить специфику изучаемого объекта – государства, законности, права; для вторых – освоить весьма сложные и тонкие методы современной социологии. Советская юридическая наука находится сейчас на ответственном этапе своего развития: в ней назрела необходимость значительно более широкого использования социологических методов, позволяющих чутко реагировать на происходящие перемены в жизни, держать в поле зрения новые явления, делать выводы, способные верно ориентировать практику. Но при этом не должен быть обесценен и утрачен накопленный в советской юридической науке познавательный потенциал.

Механизм государства.

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Сторонники социологического направления в юриспруденции провозглашают следующее:

* социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения;

* отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма только законодательство признавать в качестве единственного источника права;

* требование признания за иными источниками права самостоятельного значения; прежде всего оно относилось к судебной практике, которая объявлялась одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативно-правовые акты;

* юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения, и те отношения, которые правом регулируются.

Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце ХIХ в. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни”.

Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить, и тому подобное — вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. «Наполнять” законы правом призваны судьи и администраторы. Как убеждаемся, недоверие к закону и законности — вот суть реалистического подхода к праву.

На почве критики старых законов после Октябрьской революции «социологический” подход пропагандировался и в марксистской теории права (например, взгляды П.И. Стучки). Утверждались совершенно новые общественные связи, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но поскольку в то же время издавались декреты советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, то правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.

В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников.

Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви «социологического” подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия на коммунистических началах или даже ”саму общественную жизнь” в целом в период застоя нашего общества, — все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда шла своим чередом, в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.

Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он скорее дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношении субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

В условиях нашей действительности, когда работники правоохранительных органов не прочь удовлетворить свои интересы в обход и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации. В отношении всех должностных лиц, в отношении работников милиции самый лучший принцип, какой можно предложить, это, как уже отмечалось, «дозволено только то, что прямо разрешено законом”.

«Социологический” подход к праву очень хорош для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально-реализованное бытие писаных норм — источник их постоянного совершенствования. Жизнь права — источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.

Психологическая теория права, имея самостоятельное значение, развивалась в общем то в рамках социологического направления в юриспруденции, поскольку здесь основное внимание также было уделено исследованию процесса реализации права, а также активной критике юридического позитивизма. Основой для становления данного направления в юриспруденции (конец ХIХ — начало ХХ вв.) послужило развитие психологии как науки. Существует несколько вариантов психологической теории права; пожалуй, наиболее известна психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. По его мнению право представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в положительном праве, содержащимся в нормативных актах; индивидуальные переживания проявляются в автономном (субъективном праве). Таким образом, область права безгранично расширяется, поскольку к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов. Фактически отсутствует грань между правом и правосознанием.

Среди предлагаемых в современной отечественной теоретической юриспруденции вариантов понимания права встречаются и основанные на психологической теории права (или заимствующие ее положения). В рамках так называемого широкого подхода к праву отдельные ученые наряду с нормами и правовыми отношениями непосредственно включают в содержание права правовое сознание.

Советская правовая теория отвергала психологический подход к праву за его приверженность к субъективному идеализму. Однако даже первые декреты советской власти обращались к правовому сознанию судей, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарского государства. А практика (в том числе расстрелы на месте) основывалась на «социалистическом правовом сознании” в весьма широких масштабах. Возможно, именно поэтому А.М. Рейснер пытался как-то соединить постулаты психологической теории с марксизмом. Попытки эти имели определенный успех в польском правоведении, где традиционно со времен Л.И. Петражицкого, эмигрировавшего из России в Польшу, идеи представителей рассматриваемой теории имели хождение. Теория Петражицкого содержала большой критический заряд в адрес других подходов к праву. Особенно доставалось нормативизму. Петражицкий, например, резко критиковал то положение, при котором право определяют в зависимости от факта государственного вмешательства, от «случайного признака наличия или отсутствия начальственного признания известных положений” правом (см.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Спб. 1909. Т.1. С. 83, 101, 257-258, 265-267).

Резонны возражения (недоумения) Петражицкого и в том, что наука, различая два права (в объективном и субъективном смысле), при определении природы права, при образовании права принимает во внимание только нормы, объективное право.

Критикуя теорию о том, что право является велением государства, Петражицкий приводит три довода:

1) пришлось бы отрицать общеобязательность международного права;

2) определение заключает в себе definition per idem, определяет х через х, безысходный логический circulus.

«Формулу: юридическая норма есть норма, признанная государством, — можно превратить в формулу: норма права (х) есть норма, признанная в предписанной правом (х) форме со стороны установленных правом (х) органов правового (х) союза — государства”;

3) признанием со стороны государства пользуются не только нормы права, но и разные другие правила поведения: религиозные, нравственные. Теория государственного признания не содержит критерия для отличия норм права от прочих правил поведения, признанных органами государственной власти путем включения в законы.

«… Связывая понятие права с государством, наука далее лишается богатого и поучительного материала — тех правовых явлений, которые возникали и возникают вне государства, независимо от него и до появления государства, и сужает свой горизонт зрения до узкого, можно сказать, официально «канцелярского кругозора”.

Что же предлагается взамен? Чем руководствуются и должны руководствоваться субъекты правового общения в своем поведении? Л. Петражицкий не уходил от ответа на этот сугубо практический вопрос. Ответ его однозначен — эмоциями, «обязательственно-притязательными переживаниями”. «Специфическая природа права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного. Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы” интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Правом доказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле.

Многие тонкости теории Л.И. Петражицкого обнаруживаются там, где он объясняет деление права на объективное и субъективное, интуитивное и позитивное, официальное и неофициальное. Представляется, что наша практика (законодательная и правоприменительная) могла бы более плодотворно использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологического мира индивида. Психологические процессы разных уровней — такая же реальность, как и экономические или политические процессы. Право опосредуется ими, живет в них, проявляет через них свою эффективность. Практический юрист не может игнорировать того факта, что часто осуществляют свою деятельность, не зная законов, вопреки законам, в обход законов, при пробелах в законе и т. д.

Очень важно знать психологический механизм действия правовых норм, мотивацию правоприменения в связи с ценностной детерминацией и профессиональной ориентацией правоприменителя.

Введение ……………………………………………………………………………………..2-3

Глава 1. Социологический метод ……………………………………………………………4-5

Глава 2. Социология права …………………………………………………………………….6

2.1 Социология права как отрасль социологического значения …………………………….6

2.2 Предмет и структура социологии права …………………………………………………6-9

2.3 Социология права, правовые дисциплины, философия права ………………………10-11

2.4 Социология права и другие общественные науки ……………………………………11-14

2.4 Социологические подходы и исследования ………………………………………….14-17

Глава 3. Характеристика социологических методов ……………………………………….18

3.1 Метод наблюдения ……………………………………………………………………..18-19

3.2 Анализ документов …………………………………………………………………….19-22

3.3 Опрос ……………………………………………………………………………………22-24

3.4 Статистический метод …………………………………………………………………24-25

3.5 Сравнительный метод …………………………………………………………………25-26

3.6 Эксперимент ……………………………………………………………………………26-29

Заключение …………………………………………………………………………………30-31

Список используемой литературы …………………………………………………………..32

Введение

А что же в обще такое методология?

Методология — это система научных способов (приемов) исследования предмета явления. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений. Стало быть, без методологии невозможно понять природу права, государства, законности, правопорядка, юридической ответственности и других юридических явлений.

Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод — способ, прием; логос — закон, главное условие, принцип. В данном случае- это способ получения нового знания. И получается, что главная задача методолога- показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействие. Значит, создавая исследовательские программы, моциолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями.

Любая наука, учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений.

Частно-научные методы теории государства и права — статистический, социологический, формально-логический, математический и сравнительный.

Статистический метод широко используется в исследовании государственно-правовых явлений. Его применение требует математической вооруженности и — в еще большей степени — понимания сущности теории государства и права, его общей методологии. С помощью статистического метода выявляются характерные, типичные черты государственно-правовых реалий. Статистическое исследование складывается из трех стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определенному критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие к сокращению. На основе полученной статистической информации предпринимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции.

Социологический метод обобщает государственно-правовую практику, охватывающую правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, практику и механизм реализации норм права. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития. Путем проведения анкетирования или опроса так называемых респондентов, делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Формально-логический метод используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Он позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль в государственно-правовой надстройке.

Математический метод используется теорией государства и права в тех исследованиях государственно-правовых реалий, где необходимо применение вычислительной техники, ускоряющей обработку трудоемкого материала.

Сравнительный метод или, как его называют, метод сравнительного правоведения предполагает сопоставление государственно-правовых явлений различных стран с целью поиска наиболее оптимального варианта. Он основывается не на формальном их отождествлении, а с учетом конкретных условий, при которых функционируют государственно-правовые структуры.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с помощью социологических методов можно получить нужную информацию.

Цель данной курсовой работы — показать значение социологических методов в праве.

Задачи:

— раскрыть сущность социологических методов;

— дать им общую характеристику.

Объект и предмет — социологические методы в праве.

Для решения поставленных задач, был использован следующий метод исследования — изучение литературных источников.

Глава 1. Социологический метод

Конкретно социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Социологический метод. Он состоит в исследовании права на основе фактических данных. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

По справедливому утверждению известного французского социолога права Жана Карбонье1, «метод социологов индуктивен и фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования».

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов.

Цифры, факты, документы — это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному правоведению в предшествующие десятилетия.

Рекомендации по развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной правовой жизни.

Применение социологического метода в правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке —социологии права. Она также является составной частью теории права.

Глава 2. Социология права

Социология права — новое научное направление в отечественном обществоведении, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой.

2.1. Социология права как отрасль социологического знания

Социологию права можно определить как отрасль общей социологии — подобно экономической социологии, социологии образования, религии и т.д. Это частносоциологическая дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления. Однако граница между правом и обычаем, между юридической и общей социологией всегда остается прозрачной.

Если социология права нуждается в выделении своей специфической предметной области по сравнению с общей социологией, то ее нужно разграничить и с догматическим правоведением (как называют его без всякой критики, проста чтобы подчеркнуть противопоставление социологии). Основное различие состоит в том, что социология права изучает право как вещь (точнее, правовые феномены как вещи). Следует напомнить, что правовед находится внутри системы позитивного права, тогда как социолог находится вне его и может наблюдать право, даже свое национальное, отстраненно, как вещь.

2.2. Предмет и структура социологии права

Социология права рассматривает право как социальное образование. Ее интересует всё, что возникает в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право порождено обществом, то все правовые феномены являются социальными. Но не наоборот: не всякий социальный феномен является правовым.

Существует неюридическое «социальное», которое сводится к тому, что называют поведенческими явлениями. Оно связано с обычаями. Держаться, сидя за рулем автомобиля, правой стороны — это правовое явление. Приклеивать почтовую марку в определенном углу конверта над адресом — это поведенческое явление. Где же лежит линия раздела? В обоих случаях социальное принуждение влияет на человеческое поведение. Но в случае поведенческого явления оно размыто и выражается только в неодобрении или иронической усмешке наблюдателей. В случае правового явления — это организованное принуждение, имеющее форму государственных санкций, которые применяются учреждением, имеющим монополию на насилие. Однако этот классический критерий оспаривается. По мнению некоторых авторов, правовое правило в отличие от поведенческого определяется содержащейся в нем возможностью быть реализованным по суду; не возможностью применить силу для его выполнения, а возможностью обратиться к судье, деятельность которого состоит в том, чтобы все подвергнуть сомнению, взвесить все «за» и «против» и после этого выносить решение. Истинным признаком юридического является юстициабельность, как считал Г. Канторович.

Социальные явления включают в себя юридические феномены — право, закон, судебное и административное решения. Такого рода явления идентифицируются со сферой собственно правового. В узком понимании социология права может ограничиваться именно этой сферой, занимаясь правом как таковым — общей теорией права и государства или теорией источников права. Социологическая рефлексия в данном случае замыкается на изучении функций закона, правосознания и правовой культуры, на анализе обыденных представлений о судьях, их социальной ангажированности, справедливости или несправедливости правосудия в глазах общественного мнения и т.д.

Добавить комментарий