Совокупность юридических норм

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.Публичное жеправо образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществероль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц».

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.


Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

• одностороннее волеизъявление;

• субординация субъектов и правовых актов;

• преобладание императивных норм;

• ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

• свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

• равенство сторон;

• преобладание диспозитивных норм;

• ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

• интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

• предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

• метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

• субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

26226222 Юридический процесс: понятие, и виды.

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем.

Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т. д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменителъным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так Кодекс РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный . Для этого есть некоторые основания: в ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть — и в большинстве случаев является — оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Он устанавливается соответствующими нормативными предписаниями. Например, регламент работы представительных органов государственной власти, принятия законодательных актов, проведения выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на жилье, получение наследства и т.п.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид.

Институт – гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, сово­купность юридических норм. В каждой отрасли права можно вы­делить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответ­ственности, охраны труда и т. п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характераинститутыподразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные(институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения – на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные(институт мены) и охранительные (институт привлечения к уго­ловной ответственности).

Субинститут права – это упорядоченная совокупность юри­дических норм, регулирующих конкретную разновидность об­щественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.Субинститут – составная часть института пра­ва. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоин­ства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов теле­сных повреждений) и против достоинства личности (клевета, ос­корбление).

Между тем важно помнить, что далеко не каждый институт права имеет хотя бы один институт. Субинститут – это проблема деления институтов права.

Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие бо­лее крупные подразделения системы права, как подотрасли.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права – это уже не ин­ститут, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретатель­ское, жилищное право являются подотраслями гражданского пра­ва; налоговое право – подотраслью финансового права; муници­пальное – подотраслью административного права.

В.Т. Батычко
Теория государства и права в вопросах и ответах
Таганрог: ТРТУ, 2005.

Предыдущая

2.10. Отрасль права, институт права: понятие и виды

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

— особые предмет и метод правового регулирования;

— специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейного права принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях и т.п.);

— особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права — договорный и законный; для финансового права — валютный, налоговый; для земельного права режим особого землепользования; для конституционного права режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

— обособленное, как правило, кодифицированное законодательство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном — УК РФ, в уголовно-исполнительном — Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в семейном — Семейный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейное;

8) уголовно-исполнительное;

9) земельное;

10) экологическое (природоохранное);

11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное;

13) гражданское процессуальное и др.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, гражданского, административного и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного устройства. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о референдуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, президентов и правительств республик, уставах, положениях; приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод — императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод – императивный.

Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Институт — гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.

Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

2) в зависимости от характера — на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права — это упорядоченная совокупность юриди ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест венных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут — составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права — это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются подотраслями гражданского права; государственная служба подотраслью административного права; налоговое право — подотраслью финансового права; избирательное право – подотраслью конституционного права.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).

Добавить комментарий