Создание министерства народного просвещения

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2018 года президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил структуру нового правительства, предложенную премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Согласно документу, Министерство образования и науки Российской Федерации будет разделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории министерства образования в России.

В Российской империи

Первым государственным ведомством в сфере образования в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году.

20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) Российской империи. Его возглавил граф Петр Завадовский. К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук. В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.

5 ноября (24 октября) 1817 года МНП было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе «постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию». После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.

В подчинении МНП находилась большая часть высших учебных заведений, лицеев, училищ и школ, Санкт-Петербургская академия наук, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей и др. В 1834 году на министерство была возложена обязанность издания книг по отечественной истории. Ведомство утверждало уставы образовательных, научных, литературных и др. учреждений, осуществляло цензуру книг и периодических изданий (кроме духовных и военных).

Органы образования РСФСР

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления. 18 июня 1918 года СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике», которым унифицировал управление образованием. Руководство на местах осуществляли отделы народного образования, а высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования, библиотечное и издательское дело, деятельность музеев, театров, кино, клубов, парков культуры и отдыха, занималось охраной памятников и др. 15 марта 1946 года. Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года — при Совете министров РСФСР).

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР. 14 июля 1990 года в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» оно было переименовано в Министерство образования РСФСР. Согласно указу, министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года — министерство науки, высшей школы и технической политики).

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР). В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой. Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Российская Федерация

28 ноября 1991 года центральные органы государственного управления РСФСР были реорганизованы в соответствии с указом президента России Бориса Ельцина, союзные органы власти упразднены.

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования). В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз). 14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования. Ему, в частности, были переданы полномочия упраздненных Государственного высшего аттестационного комитета (1998) и Госкомитета по молодежной политике (2000).

В соответствии с законом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ. В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам. С 2012 года Минобрнауки возглавляет Ольга Васильева.

Министерство духовных дел и народного просвещения — центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее духовными делами всех исповеданий в России и учреждениями народного просвещения и науки.

Существовало в 1817—1824 годах. Известно также под неофициальными названиями «двойное министерство» и «сугубое министерство». Чуть позже Департамент духовных дел был в Министерства внутренних дел империи.

История министерства

Министерство учреждено указом императора Александра I от 24 октября 1817 года.

Оно было образовано путём объединения:

  • Министерства народного просвещения;
  • Главного управления духовных дел православного исповедания Святейшего Синода;
  • Главного управления духовных дел иностранных исповеданий.

Указом от 15 (27) мая 1824 года министерство было расформировано в связи со значительным дублированием его функций Синодом — в результате давления со стороны партии противников министра князя А. Н. Голицына во главе с А. А. Аракчеевым. «Сугубым министерством» также было крайне недовольно высшее духовенство во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским). Взамен расформированного министерства были восстановлены три указанных выше ведомства с некоторым изменением их функций относительно 1817 года.

Основные подразделения министерства

Департамент духовных дел

Ведал делами всех российских вероисповеданий, осуществляя связь с другими ведомствами, ведавшими духовными делами:

  • православного исповедания: Святейшим Правительствующим Синодом и его обер-прокурором, вошедшим в подчинение к министру духовных дел; синодальными конторами, консисториями и дикастериями; Комиссией духовных училищ Синода; главами православных епархий;
  • других христианских вероисповеданий: Римско-католической духовной коллегией, Юстиц-коллегией лифляндских и эстляндских дел, Генеральным лютеранским Синодом и др.;
  • нехристианских вероисповеданий: иудаистскими общинами, мусульманскими муфтиями и др.

В ведении департамента было управление религиозной деятельностью на территории Российской империи, а также Царства Польского, Палестины и некоторых других территорий, включая вопросы открытия и упразднения церквей и монастырей, хозяйственные вопросы относительно духовного имущества, статистики и т. д.

Департамент состоял из четырех отделений:

  • 1 отделение — дела греко-российского вероисповедания;
  • 2 отделение — дела римско-католического, греко-униатского и армянского вероисповеданий;
  • 3 отделение — дела всех протестантских вероисповеданий;
  • 4 отделение — дела еврейского, мусульманского и других вероисповеданий (кроме ламаистского, оставшегося в ведомстве Министерства иностранных дел).

Департамент народного просвещения

Осуществлял общее руководство деятельностью учебных и научных учреждений в России.

  • 1 отделение — дела Главного правления училищ, Ученого комитета министерства, цензуры, издания учебной литературы и вообще книгоиздания в России (в нем велся учет всех изданных книг);
  • 2 отделение — дела учебных округов и университетов, организация и контроль за учебным процессом в учебных заведениях;
  • 3 отделение — дела Академии наук, Академии художеств, лицеев, Императорской публичной библиотеки, ученых обществ, музеев, типографий и др.;
  • 4 отделение — хозяйственные и административные дела министерства.

См. также соответствующий раздел в статье Министерство народного просвещения

Министр духовных дел и народного просвещения

  1. Князь Голицын, Александр Николаевич (24 мая 1817 — 15 мая 1824)

Примечания

  1. Полное собрание законов Российской империи: поиск. nlr.ru. Дата обращения 16 августа 2019.
  2. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Литература

  • Министерство духовных дел и народного просвещения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. — СПб., 1897.
  • Государственность России: Словарь-справочник. Кн. 3. — М., 2001. — С. 75-76.
  • Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1981.
  • Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (1-я половина XIX века). — М., 1981.
  • Ерошкин Н.П. Министерства России первой половины XIX века — фондообразователи центральных государственных архивов СССР. — М., 1980.
  • Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802 — 1902. — СПб., 1902.

Словари и энциклопедии

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Министерство народного просвещения — Первым отдельным учреждением по заведованию народным образованием была у нас основанная в 1782 г. «комиссия об учреждении народных училищ», позже преобразованная в главное правление училищ (см.). Мысль об организации с той же целью более широкого учреждения возникла вслед за воцарением Александра I и разрабатывалась в известном неофициальном комитете государя, обсуждавшем проекты Лагарпа, Новосильцева и барона Клингера. Члены комитета, сходясь в признании необходимости центрального органа по делам образования, расходились в подробностях и даже в названии его; одни предлагали «М. общественного воспитания», другие — «М. общественного образования» и наконец остановились на «М. народного просвещения». Учрежденное вместе с другими министерствами, М. народного просвещения по манифесту 8 сентября 1802 г. имело целью «воспитание юношества и распространение наук». Его главным органом было главное правление училищ, в состав которого входили, между прочим, попечители университета и учебных округов. Важнейшей его задачей считалось учреждение университетов. Манифест 8 сентября 1802 г. вверял ведению М. «типографии частные и казенные, издания ведомостей и всякие периодические издания, народные библиотеки, собрания редкостей, натуральные кабинеты, музеи и школы всех типов». Кроме главного правления училищ, учреждены были еще департамент народного просвещения и цензурный комитет, отошедший в 1810 г. к М. полиции. В 1810 г. к ведомству М. отнесены «все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовных, военных и подлежащих ведению какой-либо отдельной части управления». В 1817 г. к М. были присоединены дела всех вероисповеданий (см. М. духовных дел и народного просвещения), но в 1824 г. духовные дела православного исповедания были отделены от М. и переданы в ведение синода; из духовных дел в ведении М. народного просвещения оставлены только дела иностранных исповеданий. В 1832 г. последние отошли в М. внутренних дел, взамен чего на М. народного просвещения в 1834 г. возложена обязанность собирания и издания источников отечественной истории, а в следующем году — заведование цензурой; позже при нем возникли археографическая комиссия (см.) и главное управление цензурой (см. Цензура). В 1825 г. учреждена канцелярия министра. В 1826 г. открыт под председательством министра комитет для пересмотра и исправления уставов всех учебных заведений, закрывшийся в 1850 г., с передачей дел в особый комитет для пересмотра постановлений и учреждений по части М. народного просвещения. В 1850 г. учрежден «комитет рассмотрения учебных руководств», действовавший до 1856 г. В 1862 г. обязанности главного управления цензуры переданы в М. внутренних дел. В 1863 г. М. получило новое устройство, сохранившееся, в главных чертах, до настоящего времени. В 1881 г. переданы в ведомство М. все почти учебные заведения из М. финансов, центральные училища и сельские школы в бывших болгарских и немецких колониях и русские учебные заведения в Финляндии. В 1877 г. М. подчинены школы Закавказья, училища при иноверческих церквах Юго-западного края, а в следующем году — и весь кавказский учебный округ. Расходы по М. народного просвещения простираются, по смете на 1896 г., до 24863061 руб., тогда как еще в 1870 г. они не достигали 12 млн. руб. Штат центрального управления М., начиная с 1864 г., не превышает 160000 руб., тогда как до 1863 г. он был выше 185000 руб. В настоящее время М. составляют: 1) министр (при нем чиновники особых поручений), 2) товарищ министра, 3) совет министра, 4) департамент народного просвещения, 5) ученый комитет, с особым отделом, 6) археографическая комиссия, 7) редакция журнала М. и 8) архив. В 1895 г. при М. учреждена должность юрисконсульта. Вся текущая административная деятельность М. возложена на <i>департамент народного просвещения</i>, который является также исполнительным органом совета министра и ученого комитета. В 1893 г. в составе департамента образовано особое отделение под управлением одного из членов совета министра, для заведования промышленными училищами. В департаменте сосредотачивается все делопроизводство по частям инспекторской, распорядительной, судебной, хозяйственной и счетной. Задача <i>ученого комитета</i> — рассмотрение педагогических вопросов, учебных пособий, изданий для учебных заведений, сочинений, назначаемых для поднесения Высочайшим особам, предположений об ученых экспедициях, проектов учреждения ученых обществ и т. п. Состоит он из председателя, членов и правителя дел; в заседание его приглашаются и посторонние лица, из числа ученых и педагогов. Комитет, по предложению министра, назначает конкурсы на составление лучших учебников и присуждает премии. При ученом комитете состоит особый отдел для рассмотрения книг, предназначенных для народных чтений. «Журнал М. Н. Пр.» имеет целью «обнародование новых постановлений и распоряжений правительства и ознакомление учебного ведомства и общества с ходом учебной части как в Империи, так и в других просвещенных странах». Редактор и его помощник определяются министром. При М. состоят еще особый газетный разряд для заведования «СПб. Ведомостями» и «S.-Petersburger Zeitung» (с 1874 г.) и «особая комиссия из лиц от разных правительственных учреждений, изъявивших согласие принять участие в международном обмене изданий по части наук и художеств». В 1895 г. М. подчинены комитеты грамотности в СПб. и Москве, преобразованные в 1896 г. в общества грамотности, председатели которых назначаются министром. В важнейших западноевропейских государствах. заведование делами образования находится обыкновенно в связи с другими предметами, чему соответствует и название М. Так, во Франции и Португалии в этом М. ведаются изящные искусства; во многих государствах в одном и том же М. выдаются дела народного образования и церковного управления. В Бельгии и Соединенных Штатах Америки дела просвещения соединены со многими другими делами в М. внутренних дел. В Италии и Англии есть самостоятельные управления по делам народного просвещения; в последней даже образовано два ведомства — одно для заведования первоначальным образованием, другое — науками и искусствами; ни то, ни другое, впрочем, не называется М. Во Франции существует «высший совет народного просвещения» (Conseil sup é rieur de l‘instruction publique), в состав которого под председательством министра народного просвещения входят компетентные лица и специалисты по всем отраслям учебного дела. Ведению совета подлежат проекты законов по части образования и все важнейшие меры по учебному делу. Он собирается два раза в год, но из его состава избирается постоянная комиссия в числе 15 членов. Советы, подобные французскому, существуют еще в Италии и Португалии. Из всех западноевропейских М. более всего приближается к нашему по своей организации М. прусское. Издания М. народного просвещения: «Сборник распоряжений по М. народного просвещения» (за 1802—73 гг., СПб., 1866—73); «Сборник постановлений по М. народного просвещения» (за 1802—88 гг., СПб., 1864—94); «Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 186 2 г.» (СПб., 1862); «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения, 1803—17 гг.» (144 №№), «Журнал Дпт. Народного Просвещения» (ч. I—IX, 1821—23 гг.); «Записки Дпт. Народного Просвещения, 1825—28 гг.» (3 кн.); «Журнал М. Народного Просвещения», с 1834 г. (в июле 1896 г. вышел CCCVI) и «Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из архива М. народного просвещения Т. I. Учебные заведения в западных губерниях до открытия виленского учебного округа», под ред. Корнилова (СПб., 1893 г.). Список министров: граф Л. В. Завадовский (1802—10), граф А. К. Разумовский (1810—16), князь А. Н. Голицын (1816—24), А. С. Шишков (1824—28), князь К. А. Ливен (1828—33), С. С. Уваров (1833—48), князь П. А. Ширинский-Шихматов (18 5 0—52), А. С. Норов (1853—1858), E. П. Ковалевский (1858—61), E. В. Путятин (1861), А. В. Головнин (1861—1866), граф Д. А. Толстой (1866—1880), А. А. Сабуров (1880—1881), А. П. Николаи (1881—1882), И. Д. Делянов, с 1882 г. <i> В. Р—в. </i><br><br><br>… смотреть

Добавить комментарий