Сознание как духовная реальность

1. Дух и сознание

Известно, что научное познание имеет дело с явлениями двух типов – материальными и идеальными, или духовными. Сознание как феномен бытия воплощает в себя и материальное, и духовное. В последнее время слово «духовность» получило широкое распространение. Речь идет о духовной культуре, о многомерности духовной жизни, наконец, о возрождении отечественной духовности и национального самосознания. Нередко при этом имеет место смешение понятий, неадекватное их употребление. К слову, это результат не только многоплановости сфер социальной жизни, в которых используются термины «дух», «духовность», но следствие сложности и недостаточной разработанности проблемы в самой философии. Такая ситуация возникла потому, что долгие годы разработка проблемы сознания велась либо в русле идеализма, либо в материалистической плоскости. Однако в силу многогранности явления анализ природы сознания должен ориентироваться не на противопоставление материального и идеального, а на выявление диалектики их объективной взаимосвязи.

Исходя из естественных, биологических предпосылок сознания, следует, что оно тесно связано с психикой человека. Иногда о психике говорят как о душевной жизни, поскольку именно особенности душевной жизни свидетельствуют о тех или иных ее проявлениях в психике. Важно иметь в виду, что «душевная жизнь» и «духовная жизнь» – не одно и то же. Загадка человеческой души с давних пор привлекает внимание философов. Постепенно постановка вопроса вылилась в проблему души и тела. Насколько автономны в своем существовании душа и тело, оказывают ли они влияние друг на друга и если да, то что выступает определяющим – вот те вопросы, вокруг которых сосредоточивалось внимание философов, психологов, ученых других специальностей. Иногда рассмотрение этих вопросов переводится в плоскость так называемой «психофизической проблемы».

Сознание человека неотрывно от его телесной организации. История философии содержит множество примеров, свидетельствующих о попытках разрешить противоречие двойственной природы сознания: показать, с одной стороны, определяющую роль его физиологических предпосылок и, с другой, – раскрыть его метафизическое, идеальное начало. Сегодня ясно, что комплекс естественных наук, включая психологию и психофизику, изучает не душу, а физические явления, связанные в нашем теле с психическими процессами. Для естествознания «душа», «дух», «духовная жизнь» – понятия, имеющие проблематичный характер. Философия, будучи одной из форм общественного сознания, направлена, таким образом, на познание самой себя. Такая постановка проблемы открывает возможность ответить на вопрос: имеет ли душа объективное бытие? Вопросы о душе, в сущности, сводятся к вопросу о природе сознания. И познание ее осуществляется с помощью понятий «дух», «идея», «сознание».

Рассмотрим эти ключевые понятия.

Дух – это совокупность и средоточие всех функций сознания, сконцентрированных в единой индивидуальности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Вся история философии представляет собой попытку подобраться к тайне духа. Это слово достаточно широко распространено в лексиконе всех народов. Употребляя его, мы не всегда вдумываемся, вникаем в его глубинный смысл. Нам понятна суть выражений «боевой дух», «вольный дух», «испустить дух». Ясно нам также и то, когда говорят «дух времени», «здесь русским духом пахнет» и т. п.

Наряду с такого рода использованием понятия дух, можно сказать, обыденного характера оно употребляется, когда хотят выразить не только наивысшие проявления человеческой сути, но и указать на наличие некоего запредельного явления, неподвластного человеческим ощущениям. Так, например, говорят «бесплотный дух», имея в виду одну из троичных ипостасей Бога, Абсолюта (одна из заповедей Православия, столь любимая Преподобным Серафимом Саровским, состоит в «стяжании Духа Святаго»). Не случайно, желая подчеркнуть достоинства личностей, преуспевших на этом пути, отмечают: «сознание его исполнено духом святости».

Из этого, на первый взгляд, частного мнения уже следует, что «дух» более емкое понятие, чем сознание. Это весьма существенно, если принять во внимание, что направленность духа определяет сознание, а сознание, как известно, направляет познание. Отсюда вытекает представление о духовной жизни как мере, критерии человеческого существования. В христианстве дух есть действие Божией благодати, поэтому его проявления имеют мистический характер, покрыты тайной. Душа же, в соответствии с этими взглядами, рассматривается как вместилище духа. Вот почему выше мы говорили о различии духовной и душевной жизни, что, впрочем, было известно уже Платону. По сути, дух и душа – религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования.

На ранних этапах человеческой истории сознание не отделяло себя от духа. Более того дух и плоть воспринимались в единстве. Лишь позднее возникает проблема души и тела. В философии проблема духа – это фактически проблема сознания. Долгое время существовала даже наука пневматология (от греческого «pneuma» – дух, душа), исследовавшая природу и проявления духа. Дух есть жизнь, судьба, полагали учителя христианства. Жизнь же раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Русский философ С. Н. Трубецкой (1862–1905) писал: «Человеческий дух объективен лишь в обществе и общественной деятельности, в общении с разумными существами – там, где они существуют истинно, не только в себе и для себя, но и в других и для других, и где другие существуют в нем и для него, так же как он сам. Поэтому человеческий дух может быть вполне объективным лишь в совершенном, абсолютном обществе. И можно сказать, что стремление к такому обществу есть стремление к истинной жизни духа, бессмертию и воскресению».

Н. А. Бердяев в сочинении «Дух и реальность» подчеркивал, что в немецкой классической философии, продолжившей традицию отыскания духа в бытии, философия духа стала философией объективного бытия. На самом же деле, полагает Бердяев, дух есть не видимая вещь. Чистая духовность находится за пределами мысленного противоположения субъекта и объекта. Дух подразумевает высшее качество по отношению к душевному и телесному.

«Дух есть истина души, – пишет Бердяев, – ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство».

Мы видим, что обсуждение проблем, связанных с духом, душой, да и самим сознанием, идет в сфере понятий, отражающих проявление мира, идей, идеального. Мы уже встречались с категорией идея, в частности, когда речь шла о философии Платона. Рассмотрим ее под углом зрения, определяемым сознанием. Греческое слово «idea» чрезвычайно многозначно. Но прежде всего – это понятие, представление.

Для познающего человека, обладающего сознанием, идея – это форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Применительно к познанию идеи существуют в виде представлений, понятий и теорий. Идея – одна из важнейших философских категорий и как таковая выполняет различные задачи: во-первых, идея выражает умопостигаемое истинно сущее (Демокрит, Платон, Аристотель), во-вторых, идея выражает первообраз вещей, принадлежащий Божественному духу (Бог творит вещи согласно своим идеям), наконец, в-третьих, идеи – способ человеческого познания.

Главный вопрос, встающий перед философами, когда речь заходит об идеях и об их отношении к сознанию, охватывает несколько аспектов: о происхождении идей, о их познавательной ценности и об их отношении к объективному миру. До сих пор неясности, остающиеся в решении этого вопроса, затрудняют понимание и одного из самых, пожалуй, запутанных в философии понятий – понятия идеального.

Наиболее общее определение идеального – это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека он имеет индивидуальное выражение, и получает отражение в формах: а) деятельности человека и б) его сознания.

Следует подчеркнуть, что идеальное и процесс его формирования не могут быть объяснены через обращение к физиологическим процессам и механизмам человеческой психики, что составляет одну из главнейших трудностей для философского восприятия. Существенно при этом, что идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности.

Феномен идеального имеет важное значение не только в жизни отдельного человека, выступая фактором формирования его сознания, играя большую роль в процессе познания, будучи условием его духовной жизни. Идеальное обладает громадным социальным значением, которое определяется общественным сознанием в различных его формах, культурой и т. п.

Сказанное позволяет подробнее остановиться на проблеме сознания. Дискуссии об одной из основных проблем человеческой жизни, ставшей предметом не только философии, но и многих других наук (социологии, психологии, нейрофизиологии), имеют давнюю историй. Нет возможности остановиться на ней подробнее.

В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведения на разных его уровнях. Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление.

Сознание присуще только высокоорганизованной материи. Оно обладает идеальным характером. Глубочайшая тайна сознания скрывает самый факт представленности субъекту, то есть человеку многообразной картины мира, той реальности, в которой живет человек и частью которой сам является.

Сознание пронизывает внутренний духовный мир человека, а также являет собой всю совокупность чувственных, логических, волевых и эмоциональных процессов мозга. Сознание – одно из основных понятий философии, а также других наук.

Рассмотрим подробнее природу сознания.

Сознание начинается с созерцания, переживаемого как ощущения, восприятия реального мира, в котором живет человек. Именно ощущение выступает источником и первоначалом сознания. В ходе созерцания мира человек формирует непосредственные связи с объектом: ощущает его и убеждается в его достоверности.

Своеобразие созерцания заключается в том, что оно убеждает в чувственной достоверности вещей. Закрепление чувственной достоверности – начальный и необходимый момент сознания.

Ощущение – это способность отражать различные свойства предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Ощущение обеспечивает связь сознания с миром, причем в такой мере, что в итоге «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем».

Восприятие выражает результат целостного воздействия на органы чувств единичных предметов, их свойств и отношений. Оно формируется на основе ощущений, которые предшествуют восприятию. Их специфика состоит в том, что ощущение может иметь место и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Таким образом, восприятие – это своеобразно структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Восприятие тем самым выражает более высокую ступень развития сознания. В ходе ощущений и восприятий присутствует момент обобщения. Восприятие у человека сопровождается осмысливанием предметов, их свойств и отношений. Закрепление и сохранение полученной информации обеспечивается памятью.

Представление – это такое свойство сознания, в котором оно как бы впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление существует в двух формах – воспоминания и воображения. Раз возникнув, представление может в дальнейшем иметь самостоятельное значение в жизни человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся, материализующиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем.

К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида — на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид — индивидуализированное бытие духовного — включает прежде всего сознание индивида.

Поставим вопрос, который может показаться неожиданным: как существует сознание? Как мы узнаем о нем? Довольно просто: оно «живет» в нас, есть неотъемлемая часть нашего существа, нашего «я». С его помощью мы ориентируемся в мире, но и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. Осуществляется, как говорят философы, рефлексия: сознание работает, а человек с помощью сознания же размышляет о нем, рефлектирует на него. Достаточно такого поворота внимания, чтобы понять: действительно и непосредственно сознание существует, бытийствует как (порожденный деятельностью мозга) невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д. Несмотря на кажущуюся хаотичность, существование потока сознания отмечено определенным порядком, связностью, единством, устойчивостью и всеобщностью структур.

Специфика существования сознания — в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток — «самоотчет» индивида о происходящем в его сознании. Восстанавливать, реконструировать поток сознания в индивидуальной полноте и неповторимости его бытия люди пока не научились. «Извлекаются» из потока сознания и фиксируются лишь отдельные его элементы, фрагменты, проявления (феномены), которые предстают как чисто субъективные впечатления или как объективно значимые результаты. Однако в процессе исторического развития люди учатся наблюдать за тем, что происходит с их сознанием, сообщать об этом и обсуждать мысли, чувства, состояния своего сознания с другими людьми. На этом держится человеческое общение и в немалой степени зиждется культура: ведь она часто повернута именно к внутреннему опыту человека и основывается на особом умении художников этот опыт описать и осмыслить. (Есть тут, правда, реальная трудность: сознание человека невозможно ухватить «в подлиннике», рассказ о сознании в литературе и искусстве дан уже в «переводе» на их язык.)

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

«Микромир» бытия духовного в его индивидуализированных формах, о котором сейчас идет речь, исследуют такие, например, науки, как психология. Но он пока еще недостаточно изучен в науках о сознании и в философии. Более развиты те подходы к сознанию, которые основаны на косвенных наблюдениях за ним. Мы наблюдаем за поступками людей и по ним судим о лежащих в их основании мотивах, побуждениях, целях, идеях, замыслах.

В науках о человеческом сознании широко и в определенных пределах эффективно применяются косвенные методы изучения сознания (например, физиологические или поведенческие). Особых достижений в нашем столетии добилась наука о человеческом мозге. И все же с успехами естественных наук о сознании не разрешились, а, пожалуй, усугубились те трудности, которые связаны с определением специфики сознания.

В проблеме специфики сознания нас в данном случае интересует один аспект — существование сознания. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоят, что сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических процессов, к ним принципиально несводимы.

Элементы сознания и само сознание, конечно, «локализуются» в деятельности каких-то центров мозга. Но так же верно и то, что они по самой сути своей внепространственны: ведь мысль, переживание и образ не являются ни физическими предметами, ни чисто материальными состояниями. В мозгу они тоже не даны как какие-то пространственные конфигурации. Они являются именно идеальными образованиями. Время сознания, тоже «локализуясь» в физическом времени мира, по сути своей обладает специфическими особенностями: мысль способна мгновенно, превышая все предельные физические скорости, преодолевать пространства и времена. Человек способен мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил.

С помощью памяти человеческое сознание способно «помещать» в настоящее также и прошлое, с помощью воображения и рассуждения — мыслить и тревожиться о будущем. Однако в человеческом сознании всегда существует только его настоящее: прошлое сознания уже кануло в поток переживаний и частично исчезло необратимо. Некоторые же прошлые переживания в трансформированном виде хранятся в человеческой психике (часто «за порогом» сознания). Время от времени прошлое сознания актуализируется, снова делается его настоящим.

Сознание человека — одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности. Интересен и очень сложен вопрос: как именно существует самосознание? Процессы самосознания могут быть выделены индивидом в потоке собственного сознания. Однако самосознание не существует отдельно от целостного потока сознания как совершенно обособленное от него. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания. Недаром же крупные философы (например, И. Кант) тесно связывали единство, интегрированность, а значит, уникальность человеческой личности именно с единством ее самосознания. Человеческое «я» и самосознание действительно неразрывны.

Некоторые философы полагают, что самосознание существует только тогда, когда (с помощью давно и хорошо отлаженных механизмов) человек явно и целенаправленно «поворачивает внимание» на самого себя, свои переживания, мысли, действия. Другие считают, что самосознание «работает» и тогда, когда мы этого не замечаем, и что любой акт сознания, в том числе и направленный на внешние предметы, невозможен без спонтанно синтезирующих наш опыт механизмов самосознания.

Говоря об индивидуализированном духовном, мы должны иметь в виду не только процессы сознания, спонтанные или целенаправленные, смутные или ясные. Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное.

Определение духовной реальности

Только человеку присуще величайшее свойство универсума — осознавать и оценивать реальность. Это свойство основано на разуме человека, способного познавать настоящее, анализировать прошлое и устремляться в будущее. Основополагающим фактором здесь выступает сознание. В пространстве и во времени Вселенной — это уникальное явление, но, скорее всего, не единичное. Универсум многообразен и в нём наличествуют не только человеческие сущности, а, следовательно, есть разум, сознание, отличные от человеческого. Какой он вселенский разум по содержанию и форме сказать сложно, да это и не задача философии, но то, что происходит осмысление процессов в системе универсума не только человеком, но и иным разумным — это закономерность, которая найдёт подтверждение в ближайшем будущем. Поэтому наши рассуждения о духовной реальности имеют методологический характер.

Ранее, согласно представлениям, которые сохранились и поныне в мифологии, в религии, в идеалистической философии существовало мнение, что в человеческом организме действует какая-то сверхъестественная сила — душа, которая будто бы является носителем наших чувств, мыслей, желаний и порождает их. Душа существует якобы двояко: и в человеке, и вне его. Отсюда исходят мифологическое и религиозное мировоззрения, а также идеализм как философское течение («мировой разум», «абсолютный дух»). В связи с таким подходом увеличивалась пропасть между разумом, сознанием и объективным миром. Духовное выхолащивалось из материального. Суть же заключается в том, что душа, душевное состояние (грек. — душевный) — это уровень психического состояния человека, а дух, духовное — предполагает функционирование человеческого сознания, наличие человеческого разума.

Материалистическая философия и психология, как наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы человеческой жизнедеятельности, исходят в решении этой проблемы из двух принципов:

  • — признания сознания функцией мозга;
  • — отражения сознанием внешнего мира.

Исходным пунктом философского понимания сознания является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, представления человека продуктом его собственной деятельности и социальных отношений. Человек — порождение универсума, явившись, он через деятельность изменял его, совершенствовал социальное пространство соответственно социальному времени, формируя систему общественных отношений и институтов. Его становление деятельностно, материально и духовно, через развитие собственной природы, включающей сознание и психику, как индивидуальные, так и коллективные. Нет и не может быть духовной реальности вне общества, то есть социальной материи, вне накопленных в процессе развития цивилизации знаний и закреплённых в ходе деятельности умений.

Духовная реальность — это отражение в сознании человека актуальной и потенциальной картин мира, как духовно освоенного им универсума (настоящее, прошлое и будущее).

Говоря о проблеме духовной реальности, нам не обойтись без осмысления понятий, раскрывающих её сущность: сознание, самосознание, бессознательное, подсознательное.

Сознание — это функциональное свойство человеческого мозга: взаимосвязь материального и, порождённого им, психического.

Сознание является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи (мозг и органы чувств человека), то есть связано с функцией мозга (материального образования) со специфически человеческим, социальным (связи, отношения, образ жизни, деятельность). Концепция сознания основывается на принципе отражения (лат. ), то есть психического, идеально-содержательного воспроизведения в мозгу человека свойств предметов (их образов) и характера явлений (событий) в виде собственных ощущений, восприятий и представлений, а также — понятий, суждений, умозаключений.

Содержание сознания определяется окружающей человека действительностью. Материальным субстратом, носителем сознания служит головной мозг человека. Мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения реальности. Это тончайший нервный аппарат, состоящий из более 15 млрд нервных клеток, каждая из которых находится в контакте с другими и вместе с нервными окончаниями органов чувств образуют сложную систему с огромным множеством связей.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы — электрохимические. Без физиологических, биофизиологических, биоэлектрических, биохимических процессов в мозгу человека невозможно возникновение ни одного ощущения, ни одного самого примитивного чувства. (Например, укол пальца иголкой. Импульс боли идет через мозг, так как 1 трлн нервных клеток человека связан с 15 млрд клеток мозга, которые — в физиологической системной последовательности — подают сигнал человеку на неприятные болевые ощущения. Аналогично объясняются и приятные для человека ощущения: вкусовые, сексуальные и т.п.) Все эти процессы — необходимые механизмы психической деятельности. Но психическая деятельность характеризуется не только её физиологическим механизмом, но и её содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом.

Отражение разнообразных предметов в мозгу человека означает их идеальный образ, так как они отражаются посредством их свойств и отношений, которые характеризуют их в действительности. Образы позволяют строить картину мира (духовное освоение универсума), мыслить, действовать, творить. Творчество — это пик мыслительной деятельности, так как оно позволяет человеку создавать новое, сначала идеальное, а впоследствии практическое. Кроме того, человек, отражая в сознании предметы (как идеальные образы), оценивает и реальные явления, которые представляют идеальные деятельные (функциональные) построения каких-либо событий.

Духовную реальность человека невозможно ни осязать, ни услышать, ни обнаружить с помощью технических средств. Мысль невидна. Мысль есть идеальное, порождённое материальным (человеческим мозгом). Она не имеет существования в физическом смысле. Вместе с тем мысли, идеи человека реальны, они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то недействительным. Однако её действительность, реальность не материальна, а духовна. Это внутренний мир человека, его личное, индивидуальное сознание. Суть в том, что сознание — субъективная реальность, тогда как материя — объективная реальность. Идеальное становится предметным только в процессе человеческой деятельности.

Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Это значит, что сознание принадлежит конкретному человеку как субъекту, а не объективно существующей природе (космосу, универсуму). Не существует абстрактных ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея конкретны, то есть принадлежат индивиду, личности, персоне. Когда мы говорим о субъективности образа, то имеем в виду, что он представляет собой неискажённое отражение действительности, а нечто идеальное, то есть преобразованное в сознании человека материальное. Предмет в сознании человека — это образ этого предмета, а реально существующий предмет — его прообраз.

Сознание и объективный мир — противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего адекватное отражение мира, объективировано жизнью.

Что же такое сознание?

Сознание есть функция человеческого мозга, сущность которой заключается в активном, целенаправленном отражении действительности. (Отметим для себя, что взаимодействие между организмом и окружающей средой обеспечивается и с помощью рефлексов, то есть реакций организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы. Рефлексы представляют две основные группы — безусловные, то есть врожденные, и условные — то есть приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма. Эти пояснения будут полезны нам при рассмотрении проблем бессознательного.)

Человек отражает внешний мир не пассивно созерцая его, а в процессе своей деятельности. Сознание не только есть отражение общей картины мира или её предметов и отдельных связей, но и такая духовная функция, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности посредством практики.

Когда мы говорим о духовном, то не надо связывать его с идеальными представлениями о душе (душа, в философском понимании — это человеческая психика). Духовное в человеке то, что осознано им, прошло через сознание, облечено мыслью, идеей, это субъективная сознательная деятельность индивида. Сознание человека не только обладает способностью отражать объективный мир, но и изменять его посредством последующей практической деятельности.

Содержание сознания проявляется в духовной деятельности человека и реализуется практически. Для этого она — духовная деятельность — приобретает характер идеи или замысла, то есть концептуального (теоретического) построения. Человеческая идея, а также концепция — это духовное построение будущего предмета деятельности в сознании, основанное на том, что было и что есть, а также включающее то, что должно быть. Деятельность сознания непосредственно связана с практической деятельностью человека, основанной на его потребностях и способностях. Потребности (мотив, причина, побудительная сила), пройдя через сознание человека, приобретают характер цели, которая достигается посредством способностей (индивидуальных особенностей, деятельностных сил) человека. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, которая реализуется в деятельности. У человека духовно-практическое протекание процесса от идеи до цели имеет конкретное методологическое построение: идея — модель идеи — концепция — стратегии — доктрина — программа — механизм реализации — деятельность — цель. Этим построением мы говорим об активности человеческого сознания, а оно через духовность человека, духовность общества непосредственно связано с практической деятельностью и творчеством людей, что порождает целую систему отношений в обществе и в социуме как с прямыми, так и с обратными связями.

Добавить комментарий