Созыв генеральных

Королевский двор Франции, несмотря на недовольство жителей страны своими правами, а также, невзирая на хозяйственный и экономический кризис, продолжал тратить деньги на роскош­ные пиры и балы. Поскольку казна уже давно была пуста, король на­брал у банкиров в долг 4,5 миллиарда ливров (золотых монет). Отдавать долги было нечем, так как в условиях упадка хозяйства страны нало­гов было собрано очень мало. Перед угрозой банкротства король был вынужден созвать Генеральные штаты. В выборах участвовали все мужчины с 25 лет, имеющие какую-либо собственность (землю, дом, мастерскую).

Людовик XVI надеялся получить от Генеральных штатов новые налоги. Однако его подданные, избирая весной 1789 года своих представителей, давали им совсем иные наказы. Крестьяне просили избранных ими людей добиться отмены феодальных повинностей и снижения налогов. Буржуазия требовала отменить сословное деление, снять ограничения на предпринимательство, допустить подданных к выработке законов и принятию правительственных решений.

Созыв Генеральных штатов

Генеральные штаты приступили к работе 5 мая 1789 года в Версаль­ском дворце под Парижем, в зале для игры в мяч. Справа и слева от ко­ролевского кресла сверкали золотыми украшениями и дорогими одея­ниями 270 депутатов от дворянства и 291 — от духовенства. В задней части зала разместились 578 представителей от третьего сословия, одетых в строгие черные костюмы. В основном это были юристы, уче­ные, хорошо образованные предприниматели. Среди них выделялся граф Мирабо.

Граф Мирабо

Побывав в Швейцарии, Голландии, Англии и Германии, Мирабо всюду изучал государственное устрой­ство и написал несколько политических исследова­ний. Дворяне не признава­ли его своим из-за того, что он несколько раз попадал в тюрьму. Сам Мирабо яростно обличал сослов­ное неравенство, требуя уравнения сословий. Он обладал умением произно­сить пламенные речи и рас­полагать к себе слушате­лей. Вернувшись во Фран­цию, Мирабо был выбран депутатом от третьего со­словия.

Французские дворяне 1770-х годов. Худ. Фрагонар

Мирабо — граф, который пошел против дворян и стал лидером третьего сословия

Людовик XVI

Провозглашение Национального собрания (Учредительного)

см. Учредительное собрание во Франции (1789-1791 годы)

На первом же заседании Генеральных штатов возникла главная проблема — как считать голоса при принятии решений. В прежние времена каждое сословие имело один голос, но это означало, что дворяне и духовенство всегда будут вместе решать важнейшие вопросы без согласия третьего сословия. Его представители требовали общего голосования, но дворяне на это не соглашались.

Было замечено, что первые предпочитали садиться слева от большого председательского стола, а вторые — справа. С тех пор разные политические силы при­нято делить на «левых» — сторонников ре­шительных перемен и «правых» — сторон­ников сохранения старых порядков. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Обращение Мирабо к посланнику короля

Через месяц споров, 17 июня, депутаты от третьего сословия провозгласили себя вы­разителями воли всей нации и назвались Национальным собранием. В ответ на это вооруженная королевская стража утром 20 июня закрыла двери в Версальский дворец. Под проливным дождем представители третьего сословия отыскали в саду большой пустой зал для игры в мяч. Здесь участники Нацио­нального собрания поклялись не расходить­ся, не создав Конституции Франции. На все последующие приказы короля граф Мирабо отвечал: «Мы здесь по воле народа и оста­вим наши места, только уступая силе шты­ков». Вскоре к Национальному собранию присоединились многие священники и дво­ряне. Из Парижа приходили толпы горожан, готовых его защищать. Король был вынуж­ден уступить, и Национальное собрание объ­явило себя Учредительным собранием — то есть собранием, имеющим право учредить во Франции новые порядки и конституцию.

На этой странице материал по темам:

  • Созыв генеральных штатов во франции доклад

  • Презентация генеральные штаты во франции

  • Французька революція 1789-1791

До XIV столетия королевская власть во Франции была достаточно ослаблена, и фактически король правил только в своём домене. Первоначально глава государства выбирался среди сильнейших представителей феодалов, лишь в XII веке трон стал передаваться по наследству. Практически король не обладал всей полнотой власти. За ним признавалось право на командование войском, издание законов и вершение суда. Но все это было лишь в теории. На самом деле, страна была разделена на отдельные области, где правил тот или иной феодал. … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Предпосылки
  • Основные сословия Франции
  • Образование Генеральных штатов и их первый созыв
  • Состав и принцип работы
  • Полное прекращение деятельности

Предпосылки

В государстве было множество проблем:

  • централизованная власть находилась в упадке;
  • отсутствовало внутреннее единство;
  • территориальная раздробленность;
  • слабая позиция во внешней политике.

Однако само развитие общества создавало предпосылки для централизации королевской власти. В XII — XIII веках начинается усиленный рост городов. Товарно-денежные отношения также не стояли на месте. Все это требовало усиления королевской власти. С приходом к власти Людовика XI и после проведённых им реформ король постепенно стал истинным сюзереном для своих вассалов.

Основные сословия Франции

Нововведения Людовика XI создали условия для становления во Франции сословно-представительной монархии. Если до этого времени лидирующую позицию среди сословий занимали феодалы, власть которых была ничем не ограничена, то теперь укрепилось положение городского населения и крестьян. Это произошло после запрета королём феодальных войн, во время которых уничтожалось огромное количество мирного населения.

Три основных сословия, сложившихся во Франции к тому времени:

  1. Духовенство — выделилось в отдельное сословие в результате длительной борьбы между королевской властью и папством и победой первой. Если в других европейских странах в Средние века вся полнота власти находилась в руках Папы Римского, то во Франции этому был положен конец. К XIV столетию так сложилось, что все церковники должны были жить по законам королевства и признавать власть короля, а не Папы. Тем не менее позиции духовенства были очень сильны и оно имело ряд привилегий, что позволило им выделиться в отдельное сословие, играть важную роль в политической жизни страны и занимать административные должности при дворе.
  2. Дворянство — ведущее сословие во Франции тех времён. Включало в себя представителей всех знатных родов и играло ведущую роль в политической и социальной жизни королевства. Первоначально в него могли перейти разбогатевшие горожане и крестьяне, если у них было достаточно средств для выкупа дворянского титула и земель у разорившихся феодалов. Однако со временем это право у них отобрали, так как дворянское звание можно было передать только по наследству, а не купить вместе с поместьем.
  3. Горожане и свободные крестьяне — развитию этому сословию способствовал рост городов и развитие товарно-денежных отношений. По сути, в его состав входило все трудовое население и зарождавшаяся буржуазия. Но со стороны духовенства и дворянства отношение к нему было пренебрежительное. У него практически не было никаких прав, и оно было беззащитно перед лицом власти имущих. Единственное сословие, которое облагалось всевозможными налогами.

Впоследствии именно эти три категории вошли в состав Генеральных штатов.

Образование Генеральных штатов и их первый созыв

К началу XIV столетия во Франции сложилась довольно непростая ситуация:

  • неудача в войне с Фландрией;
  • конфликт короля Филиппа IV с римским папой;
  • трудности в экономике.

Все это потребовало от главы королевства принятия каких-то действий для её разрешения. И закономерным итогом стало возникновение Генеральных штатов во Франции и их первый созыв в 1302 году — политической совещательной структуры, в состав которой входили представители всех трёх основных сословий и состоявшей, соответственно, из такого же количества палат. Конкретной даты, когда должны были собираться штаты, не существовало. Это происходило по требованию короля в наиболее сложных ситуациях (военные действия, восстания среди населения). Но главная цель их создания — пополнение королевской казны и разрешение на введение очередного налога.

Состав и принцип работы

При решении поставленных вопросов все палаты не собирались для обсуждения вместе, а заседала каждая отдельно. Первоначально представителей первого и второго сословия (высшего духовенства и самых знатных дворян) приглашал лично король.

Далее, сложилась практика выборов тех, кто будет представлять сословие, — по 2–3 депутата от ведущих церквей, аббатств, монастырей, среднего и мелкого дворянства. Третье сословие представляли зажиточные горожане. Крестьяне хоть формально и относились к нему, но никакого участия в заседаниях не принимали. Это была самая зависимая часть населения и от их мнения ничего не зависело — вот почему крестьян не приглашали в Генеральные штаты. Считалось, что их мнение представляли феодалы, которым и принадлежали крестьяне. То есть, это было собрание только привилегированных слоёв населения.

1468 и 1484 годы стали исключением в работе собрания — обсуждение проходило одновременно всеми сословиями.

Избранные депутаты выражали волю своих избирателей, и после возвращения с заседания они должны были дать отчёт перед ними.

Необходимость созыва и длительность заседаний определялась королём. Он обращался к штатам, когда нужна была поддержка сословий по какому-то вопросу. Так, в 1308 году они созывались для борьбы с орденом тамплиеров, в 1359 году — для обсуждения мирного договора с Англией. Но чаще всего королю нужно было разрешение на введение и сбор дополнительного годового налога. И только в 1439 году Карл VII добился разрешение на взимание постоянного королевского налога.

У штатов было право обращаться к королю с жалобами, предъявлять претензии администрации, назначенной высшей властью, вносить предложения. В основном король удовлетворял всем требованиям штатов, чтобы не потерять поддержку сословий. Но если же депутаты выступали против короля и не голосовали за вынесенное им предложение, то они просто длительное время не созывались.

Полное прекращение деятельности

После завершения Столетней войны значение этого органа власти значительно уменьшилось. С 1484 до 1560 года заседаний практически не было. Далее, начались религиозные войны, и Генеральные штаты снова стали востребованы. Созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года — последнее заседание совета накануне Великой Французской революции, на котором третье сословие объявило себя Национальным собранием.

Генеральные штаты

Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие — деланное или реальное — для короны стало острой необходимостью. Вследствие этого и во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства, характерное для сословной монархии, — Генеральные штаты. Хотя оно изначально не смело столь самостоятельного статуса, как парламент в Англии.

Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов эпохи ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета. С середины XII в. в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи созывались королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой трех сословий страны: светских и духовных вассалов, горожан — в политике против знати. Иногда сословия собирались по отдельности, иногда — вместе. Нередко собрания различались по географическому принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (юг). В конце XII — первой половине XIII в. таких собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.

В 1302 г. французский король созвал сословия, чтобы те поддержали его в борьбе с римским папой, в 1308 г. — чтобы санкционировать ликвидацию богатого и независимого рыцарско-духовного ордена Тамплиеров. Эти ассамблеи созывались королем уже не как сеньором, а как главой Франции — с 1302 г. ведет начало сословное представительство в королевстве. С середины XIV в. за ним закрепляется название Генеральных штатов (сословий).

Между 1314 и 1328 гг. ассамблеи приобретают новый характер: король запрашивает у сословий согласия на новые субсидии, унификацию монеты, на пополнение истощенной казны. Особенно возросло значение Штатов в годы Столетней войны. Тогда, в случайных обстоятельствах резкого ослабления королевской власти и военных поражений, сословия вырвали у короля Великий мартовский ордонанс 1357 г. Согласно нему, решения Штатов должны были считаться окончательными и входить в силу без королевского одобрения. Финансовые субсидии могли бы расходоваться только на предписанные Штатами цели. Сословия записали за собой право собираться регулярно в любом месте для «устройства хорошего управления государством». Была сделана даже попытка поставить под контроль Штатов королевскую администрацию. Однако ордонанс продержался недолго и почти не применялся. Он показателен лишь для стремлений Штатов утвердить свое верховенство над короной.

В XIV–XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данныйими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то — по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка — по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог.

В конце XV и в XVI вв. нередки были случаи, когда сословия отказывались утвердить королевские предложения. Следствием этого бывали значительные перерывы в созыве представительства — по 20 или даже 70 лет. Созывать или не созывать сословия — это оставалось полностью на усмотрении короля. Совершенно не влияли Штаты и на законодательство. В силу таких особенностей своего положения Генеральные штаты лишь эпизодически противостояли королю, а в целом действовали с ним заодно и стали даже весомым орудием в политике государственной централизации страны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Генеральные штаты во Франции

Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302–1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Поскольку возникновение Генеральных штатов происходило в период борьбы королевской власти за централизацию государства и преодоления сопротивления федеральной знати, именно к началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.

Причинами созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году стали неудачная война во Фландрии; серьезные экономические трудности, а также спор короля с римским папой. Однако эти события явились поводом, еще одной причиной было создание общенационального сословно-представительного учреждения и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.

Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Сословный состав Генеральных штатов включал духовенство (высшее – архиепископы, епископы, аббаты); дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство – кроме первых созывов); городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов – по 2–3 депутата; юристы – примерно 1/7 часть Генеральных штатов). Каждое сословие – духовенство, дворянство, третье сословие – заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 годах все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 годы). Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337–1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357–1358 годов, Жакерия 1358 года) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий