Списание автотранспорта в бюджетных организациях

Утилизация автомобиля: читаем стандарт

Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учет нефинансовых активов долгое время оставался вопросом хорошо изученным и практически неизменным. СГС «Основные средства» с 1 января 2018 года внес множество изменений в привычные учетные процедуры. О нововведениях в учете процесса утилизации автомобиля расскажем далее.

Под термином «утилизация» понимают употребление с пользой, повторное употребление, возвращение в оборот отходов производства или мусора. Утилизацией также считается стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается либо переработке для получения другой продукции, либо захоронению (уничтожению, депонированию, обезвреживанию). В любом значении данного термина автомобилю придется пройти несколько этапов, прежде чем он дойдет до утилизации:

1) принятие решения о списании автомобиля;

2) согласование списания с собственником в установленных законодательством случаях;

3) собственно утилизация в различных формах, в том числе реализация автомобиля по программе трейд-ин.

Несмотря на кажущуюся простоту, каждый из названных этапов может быть весьма объемен и поэтому заслуживает отдельного внимания.

Принятие решения о списании

Порядок оформления решения о списании напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п. 81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Далее составляется непосредственно акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), где в качестве причины списания указывается хищение либо повреждение с невозможностью восстановления.

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна. Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Приведем примерный образец дефектной ведомости.

В учреждении может не оказаться специалистов должного уровня квалификации для составления дефектной ведомости, необходимой квалификацией могут не обладать и члены комиссии по поступлению и выбытию активов. В этом случае, как правило, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций (автосервисных компаний) для оформления акта технического осмотра. Заметим, что наличие подобного акта экспертизы может быть обязательным требованием к составу документов при согласовании списания с собственником имущества в установленных законодательством случаях.

В рамках утвержденного субъектом учета графика документооборота списание основных средств (в частности, автотранспорта) может дополнительно оформляться приказом на списание.

Как и дефектная ведомость, приказ не имеет установленной унифицированной формы, его вид и содержание будут определяться правилами оформления внутренних локальных актов, принятых в учреждении. В содержательной части приказа указываются лица, ответственные за процедуру списания, контролирующие исполнение приказа; также приводится информация (в случае необходимости) о привлечении виновного лица к материальной ответственности, подготовке и отправлении материалов в следственные или судебные органы и др. Приказ подписывается руководителем учреждения или лицом, его заменяющим.

Выбытие автотранспортного средства с балансового учета может осуществляться в случае выявления несоответствия условиям признания актива, которое фиксируется инвентаризационной комиссией в инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2018 № 02-07-10/52275). Дальнейший учет при этом осуществляется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества. При этом не исключена ситуация, что в дальнейшем объект может быть отремонтирован, отреставрирован и снова признан в учете как актив, то есть его эксплуатация, возможно, продолжится и ни о какой утилизации речи еще не идет.

Согласование списания

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.

В пакет документов на списание входят:

  • перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

  • копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

  • копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

  • акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Как правило, это:

  • копия инвентарной карточки;

  • техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Утилизация списанного автомобиля

Мы уже отмечали, что утилизация может осуществляться в разных формах: учреждение может сдать списанный автомобиль на металлолом и получить выручку от реализации металлолома, может только понести затраты, связанные с утилизацией (например, в случае, когда утилизация автомобиля производится силами специализированной организации и учреждение оплачивает услуги утилизации и уничтожения), наконец, старый, списанный автомобиль может быть принят автосалоном в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля по программе трейд-ин.

Бухгалтерские записи возможных вариантов действий представим в таблице:

Дебет

Кредит

Списание автомобиля в бухгалтерском учете при получении разрешения на списание

Списана начисленная ранее амортизация

0 104 25 (35) 411

0 101 25 (35) 410

Списан ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии)

0 114 25 (35) 412

0 101 25 (35) 410

Списана остаточная стоимость автомобиля (при наличии)

0 401 10 172

0 101 25 (35) 410

Оприходованы запасные части, пригодные к дальнейшему использованию

0 105 36 340

0 401 10 172

Принят к забалансовому учету списанный автомобиль до момента его утилизации

Оприходование и реализация металлолома

Оприходован металлолом в результате разбора, демонтажа автомобиля

0 105 36 340

0 401 10 172

Начислена задолженность вторресурсной организации за сданный металлолом

0 209 89 560

0 401 10 172

Списана себестоимость реализованного металлолома

0 401 10 172

0 105 36 440

Получены денежные средства от реализации металлолома

0 201 11 510*
Забалансовый счет 17

0 209 89 660

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Утилизация силами сторонней организации за плату

Отражена задолженность перед организацией за проведенную утилизацию

0 401 20 226

0 302 26 730

Оплачена задолженность

0 302 26 830

0 201 11 610
Забалансовый счет 18

Определен финансовый результат операций по утилизации

0 401 10 172

0 401 20 226

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Реализация автомобиля по программе трейд-ин

Отражена задолженность покупателя (автосалона) в оценочной стоимости сдаваемого автомобиля

0 209 89 560

0 401 10 172

Сформированы капитальные вложения при приобретении нового автомобиля и признана кредиторская задолженность перед поставщиком (автосалоном)

0 106 21 (31) 310

0 302 31 730

Погашены взаимные требования

0 302 31 830

0 209 89 660

Принят к учету и введен в эксплуатацию автомобиль

0 101 25 (35) 310

0 106 21 (31) 310

* В таблице приведен пример отражения получения денежных средств в учете бюджетных (автономных) учреждений, у казенных учреждений средства могут быть зачислены на счет ПБС – 1 304 05 000 либо на счет администратора доходов – 1 210 02 000.

Напомним, что доходы от выбытия активов – пригодные к эксплуатации (реализации) запасные части, металлолом с возможностью реализации – являются собственными доходами бюджетного или автономного учреждения и отражаются по коду финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность), вне зависимости от источника, на котором учитывался ранее сам выбывший объект. Денежные средства от реализации металлолома, иных пригодных к реализации деталей и узлов списанного имущества у бюджетных и автономных учреждений остаются в их распоряжении, у казенных – подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

Материальные запасы, полученные от ликвидации (при разборке, утилизации) основных средств, принимаются к учету в текущей оценочной стоимости. Этот вопрос находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, которая, в свою очередь, руководствуется:

  • данными о ценах на аналогичные материальные ценности, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей;

  • сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

  • экспертными заключениями (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

При принятии имущества на забалансовый учет на счете 02 «Материальные ценности, полученные на хранение» до момента его утилизации применяется условная оценка «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н). В том случае, когда на этот же счет к учету принимается имущество, переставшее отвечать критериям актива, оценка может быть как условной, так и иной – в сумме остаточной или балансовой стоимости выбывшего имущества. Правила оценки такого имущества должны быть установлены учетной политикой учреждения (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Немного о налогах

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

* * *

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.

>Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.

1. Что нужно знать о списанном имуществе:

п. 3.12
Отходами потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

(ст.14 89-ФЗ и пункты 7 и 10 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712)

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

  • — определить какие виды отходов будут образованы в результате
  • — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
  • — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).

    Важно!
    Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы отходы мебели из разнородных материалов 49211181524
кресла
компьютеры в сборе системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524
телефоны телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.
Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

>Как списать машину в бюджетном учреждении

Обязанности руководства при списании бюджетного авто

В 99% случаев решение не принимается единолично, а собирается комиссия из нескольких членов во главе с руководством. Именно от его лица передаются далее, по цепочке бюрократии, документы, которые подтверждают о необходимости списать машину бюджетного учреждения. Порядок собрания комиссии определен номером 1314. Задачи, которые должны выноситься на обсуждение и быть решенными:

· Инвентаризация автомобиля, если она не проводилась в последний раз в течение последних 6 месяцев;

· Осмотр объекта на предмет его внешнего состояния. Вердикт касательно экономической эффективности и возможности дальнейшей эксплуатации;

· Определение причин списания авто в бюджетном учреждении. Это могут быть как объективно видимые причины (например, возраст или серьезная поломка в результате аварии), так и списание по намеченным планам – обновить автопарк, продать транспорт в результате убытков и т.д.;

· Составление акта по форме ОС-4а и ОЗ-3.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых необходим для того, чтобы бухгалтерия смогла правильно списать автомобиль в бюджетном учреждении. Также, кроме акта составляется протокол о работе комиссии, хотя это уже чистая формальность. Но он необходим для перенаправления в вышестоящие инстанции. К этому протоколу будут приложены оба акта о состоянии и инвентаризации в одном экземпляре, подписанные комиссией. А также акт ОС-4а, в котором указаны сведения об авто, буквально переписанные из техпаспорта, его состояние, остаточная стоимость. Вместе с этим можно списать машину в бюджетном учреждении, прямо направившись в ГАИ.

Что нужно захватить с собой в МРЭО?

Список документов, необходимых для того, чтобы подать их в ГИБДД, перед вами:

  1. Технико-экономический вердикт на бумаге с подписью комиссии;
  2. Техпаспорт автомобиля;
  3. Акт инвентаризации (последний из имеющихся);
  4. Если списываемое авто в бюджетном учреждении отягощено кредитом или другой задолженностью, предоставить документы;
  5. СТС, а также документы учреждения, на которое оформлено средство;
  6. Акт о списании.

Любой демонтаж деталей и саму утилизацию можно производить только после того, как получено разрешение в ГИБДД. Кстати, здесь же можно запросить свидетельства регистрации на те агрегаты, которые планируется оставить на счетах предприятия. Иногда так делают прежде, чем списать автомобиль, бюджетное учреждение надеется таким способом снизить его остаточную стоимость. Поэтому новые узлы и детали снова проходят через бухгалтерию и поступают на дебетовый счет. На то, чтобы бухгалтер предоставил руководству отчетность, дается 30 дней. Так что затягивать с визитом в ГИБДД ответственному лицу не рекомендуется.

Как видите, зная схему, можно списать машину в бюджетном учреждении в короткие сроки, притом что руководство или вышестоящая инстанция дает добро сразу, а контакты утилизирующей компании у вас уже есть

Есть ли вероятность списать коммерческий автомобиль?

Какой бы ни была машина и вне зависимости от того, чья она была, спустя определённое время исчерпывается ресурс и требуется принятие безотложного решения по поводу её дальнейшей участи.

Предпосылки, приводящие к списанию машины, являются самыми различными, частности:

  • полный физический или моральный износ, старение;
  • угон транспортного средства;
  • автомобиль был продан согласно доверенности, а новый собственник не торопится делать переоформление;
  • стремление купить новое авто по скидке в рамках общегосударственного проекта по утилизации.

Всё вышеупомянутое относится не только к частным лицам с транспортными средствами, но и к тем владельцам, транспорт которых принадлежит компании или предприятию. Понятное дело, указ не воспрещает никому отсылать автомобиль в утиль, в случае если его последующее использование не может быть возможным.

Цена утилизации автомобиля представляет собой сумму, при расчете которой за основу берется базовая ставка и коэффициент (размер определяется датой выпуска ТС, техническими и физическими характеристиками).

Последовательность действий

Несмотря на то, что автотранспортное средство — собственность всей фирмы, проводить операцию снятия его с учета и последующей утилизации станет только один человек — уполномоченный компании. Также немаловажно иметь в виду и то, что списывать автотранспортное средство станет не человек, который ездит на нём, а также отдел, которому он принадлежит, а определённый субъект, назначенный начальством, что будет подтверждено дозволительным актом.

Начинается процесс с оформления доверенности на официального агента компании, который будет её представлять. В документе обязательно должно быть отмечено, что тот, кто предъявил доверенность, имеет полномочия для осуществления процесса, а кроме того и право объявленного на утилизацию автомобиля. Сведения о процессе обязаны быть зафиксированы и в заявлении, что станет целью для снятия машины с учёта.

Следующим шагом следует заполнить внутренние бумаги фирмы, с целью списания транспортных средств. В том случае, если это касательно юридического лица, то его управляющий обязан выпустить указ об утилизации автотранспорта и определить личность, отвечающего за этот процесс.

Когда дело касается бюджетного предприятия, то необходимо сделать собрание комиссии, где будут обсуждаться такие вопросы:

  1. Осуществление авторизации автомобиля в том случае, если этого не исполнялось на протяжении минувших 6-ти месяцев.
  2. Утверждение постановления касательно финансовой производительности автотранспортного средства, а также последующего его использования в работе.
  3. Установление причин, ведущих к утилизации.

Согласно итогам собрания, оформляется протокол, что посылается в вышестоящий орган с целью принятия, а документ отправляют в бухгалтерию с целью списания машины. Затем уполномоченный фирмы имеет возможность отправиться в ГИБДД для подачи заявления. Неотъемлемая часть — передача автомобиля, чтобы сверить номера. Заранее следует помыть машину и удостовериться, что номер можно прочесть.

Различия с процессом, которое проходит физическое лицо

Безусловно, процесс, предстоящий перед частным владельцем, не такой затруднительный и формальный. Частному лицу следует в целом приготовить только комплект бумаг, предусмотренный регламентом, доставить автомобиль в ГИБДД и составить заявление.

Кроме того, пакет документов является меньшим по размерам. Чтобы списать машину необходимо иметь документ, удостоверяющий личность гражданина страны, свидетельство о регистрации и государственный номер. Если соблюдать все предусмотренные процессы, то приобрести справку возможно в течение 4-х минут, в отличие от утилизации коммерческих авто.

После того как произведена утилизация автомобилей, уполномоченный предприятия забирает документ об осмотре экспертами, квитанции о произведённых оплатах, номерные знаки и предоставляет всё без исключения инспектору, принимавшему заявление. Инспектор, со своей стороны, получив необходимые документы, должен будет предоставить уполномоченному лицу предприятия временные регистрационные номера, с помощью которых дозволено передвигаться на машине на протяжении ещё 2-х месяцев. Только лишь после этого позволено совершать соглашение с фирмой по утилизации и отсылать транспортное средство на переработку.

Добавить комментарий