Способ правового регулирования

§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.

Сравнение выделенных в § 2 групп общественных отношений достаточно очевидно свидетельствует о различиях между отношениями первой и отношениями второй и третьей группы. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью группы – отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ – обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ – запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство – и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом – пассивный. Все три способа предопределены функциями права.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

Со способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режим». Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности – превалирующим способом, а разрешительный тип – господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.

Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества.

Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора; с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой – идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.

С методами, способами, типами правового регулирования связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и обучении.

У юристов публично-правовой ориентации, как правило, в профессиональном правосознании интересы общесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в интересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти.

Указанная дифференциация юридической деятельности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Типы правового регулирования

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют следующие два типа правового регулирования:

  • 1) общедозволительный тип — он основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений;
  • 2) разрешительный тип — он основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом. В законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта па выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тин правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Эффективность механизма правового регулирования

Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.

В настоящее время выдвигаются следующие условия повышения эффективности правового регулирования:

  • 1) совершенствование правотворчества, что предполагает наиболее полное выражение в нормах права общественных интересов и потребностей, усиление гарантированности юридических норм;
  • 2) совершенствование процесса правоприменения, занимающего в механизме правового регулирования одно из центральных мест. Оно учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Механизм должен выражать тесную взаимосвязь различных правовых средств: если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в строгие рамки законности, то правоприменение конкретизирует эти средства применительно к отдельным субъектам, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе механизма правового регулирования, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта;
  • 3) повышение уровня правовой культуры субъектов права влияет на качество механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка. При этом интересы личности — главный ориентир для совершенствования механизма правового регулирования. Данное условие служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений.

Таким образом, недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется, во-первых, неправильным определением целей правового регулирования; во-вторых, выбором неадекватных средств правового воздействия; в-третьих, недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических возможностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.

В процессе правового регулирования используются 3 способа регулирования:

1) дозволение;

2) обязывание;

3) запрещение.

1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как:

· субъективное право;

· свобода;

· законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют 2 типа правового регулирования:

1) общедозволительный;

2) и разрешительный.

1) Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

2) Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Содержание и объекты правоотношений.

Понятие правовых отношений

Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.

В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения:

1) юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права;

2) фактическое содержание – составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

Содержание правоотношения:

1) материальное – то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения;

2) волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме, и возникшее на ее основе правоотношение, а также волевые акты его участников;

3) юридическое –субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное правопринадлежит субъекту правоотношения – управомоченному лицу. Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Признаки субъективного права:

1) субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица;

2) содержание анализируемого права устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы;

3) субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется;

4) осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица;

· право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

· право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать);

· право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

· право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Виды правовых отношений

Виды правоотношений. Классифицировать правоотношения можно по различным основаниям.

· Одно из них — система права. В связи с этим выделяют правоотношения конституционные, гражданско-правовые, семейные, уголовные и др

· По функциям прававыделяют правоотношения регулятивные и охранительные. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права. Охранительные возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель — защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения между государством и его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью — с другой, в случае совершения ею преступления.

· По методам регулированияправоотношения делятся на управленческие,основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный), и договорные,для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).

· В зависимости от взаимоотношений субъектовразличают правоотношения относительные и абсолютные.В относительных правоотношениях четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.). В абсолютных правоотношениях персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются вес остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторское право и др.).

· По времени действияправоотношения подразделяют на длящиеся(трудовые, служебные) и разовые, однократные(участие в выборах, договор мены).

· В зависимости от характераправоотношения бывают материальные,устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные), и процессуальные,регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).

· Наконец, по составу участниковправоотношения могут быть двусторонними,возникающими между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонними,где есть 3 или более участников (купля-продажа через посредника).

Содержание правоотношений

Правоотношение — это взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.

Правовое регулирование осуществляется, главным образом, через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность — как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности — юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности — правообязанным.

Объекты правоотношений

Субъекты участвуют в правоотношениях для удовлетворения своих потребностей. То, по поводу чего субъекты права вступают в юридические связи, является объектом правоотношения.

Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е фактическое поведение его участников. Оно всегда имеет общественную значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношения, субъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные потребности.

В ГК РФ дается перечень различных видов объектов гражданских прав. Но есть объекты, изъятые из оборота (атомное оружие, космическая техника ), и объекты, ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо допускаются в оборот только по специальному разрешению (земля, полезные ископаемые, огнестрельное оружие.

То есть объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

Объект правоотношения — это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.

То есть объект правоотношения — это все, что можно купить и продать.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов.

Виды объектов правоотношений:

1) материальные блага (веши, предметы, ценности) — они характерны для гражданских правоотношений;

2) нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека) — типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

3) поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т. п.) — характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и др.;

4) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения);

5) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты) — характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

Способы правового регулирования — это приемы регулирования общественных отношений правовыми средствами.

Они зависят от особенностей правоотношений. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

  • — дозволение (управомочивание);
  • — обязывание (позитивное обязывание);
  • — запрет.

Дозволение — это предоставление лицу разрешения на его собственные активные действия, осуществляемые им по своей инициативе. Иными словами, это способ правового регулирования, основанный на субъективном юридическом праве. Он закреплен в управомочивающих нормах права.

Обязывание (точнее позитивное обязывание, позитивное в том смысле, что оно предполагает активную деятельность) — это закрепленное нормами права предписание лицу совершить какие-либо определенные действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц).

Обязывание связано главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями либо с добровольным принятием на себя обязанностей, например, при заключении сделки.

Запрет — это возложение на лицо обязанности воздержаться от запрещенных нормой права действий. Запрет является, по сути, пассивной обязанностью не совершать каких-либо действий.

Дозволения, обязывания и запреты есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

  • — централизованный (метод директивный, императивный);
  • — децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод отличают:

  • — регулирование на властно-императивных началах, «сверху вниз»;
  • — неравенство в правовом статусе субъектов отношений;
  • — строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

использование указания в качестве основного юридического средства;

  • — основан на обязывании и запрете;
  • — используется для защиты, прежде всего, публичных интересов.

Метод характерен для уголовного и административного законодательства.

Децентрализованный метод отличает следующее:

  • — возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;
  • — равноправие сторон по правовому статусу;
  • — использование согласования в качестве основного юридического средства;
  • — основан на дозволениях;
  • — используется преимущественно в частноправовых отношениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования — дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний дозволений и запретов различают два основных типа правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод. Формула этого типа регулирования — «разрешается все, что не запрещено законом». В регулируемых по этому типу отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений государственных органов между собой и с обществом при осуществлении ими властных полномочий. Формула этого типа регулирования — «запрещено все, кроме прямо разрешенного законом». Таким образом, для государственных органов устанавливается круг полномочий, что вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Этот тип является единственным средством не допустить произвола при применении мер государственного принуждения.

Добавить комментарий