Способы правового регулирования тгп

Правовое регулирование по «объемом» общественных отношений, на которые оно распространяется делится на следующие виды:

— нормативное (общее) — это упорядочение поведения людей при помощи нормативно-правовых актов, рассчитанных на их многократное использование при наличии предусмотренных ими обстоятельств. То есть объем общественных отношений, на которые распространяется нормативное правовое регулирование, являются количественно неопределенным;

— индивидуальное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи правоприменительных актов, т. е. индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную ситуацию, одно лицо (например, приказ ректора университета о назначении повышенной стипендии определенном курсанту).

Взаимосвязь нормативного и индивидуального регулирования проявляется в том, что первое призвано обеспечить единый порядок и стабильность регулирования; а второе направлено на учет конкретной обстановки, своеобразие определенной юридической ситуации. Некоторые индивидуальные акты, не подлежащие многократному применению, выполняются или длительное время (как в случае назначения повышенной стипендии определенном курсанту), или единовременно (например, привлечение к уголовной ответственности определенного лица).

Проблема взаимодействия нормативного и индивидуального правового регулирования является одной из наиболее актуальных и практически значимых в теории правового регулирования. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование как два вида правового регулирования не следует противопоставлять друг другу. Только при их взаимодействии и взаимосвязи обеспечивается эффективное воздействие права на общественные отношения.

Нормативное и индивидуальное правовое регулирование — это два вида и одновременно два уровня правового регулирования. Переход от нормативного к индивидуальному правового регулирования независимо от формы происходит в рамках масштабного процесса, что называется «индивидуализация в праве».

В аспекте индивидуального правового регулирования наибольший интерес представляет такая форма индивидуализации как конкретизация в праве. Конкретизация права — это одна из форм конкретизации в целом, что объективно обусловленная, направленная на повышение точности и определенности правового регулирования закономерную деятельность государственных и иных уполномоченных органов по переводу абстрактного содержания юридических норм на конкретный уровень, результаты которой фиксируются в правовых актах1.

Если результаты конкретизации закреплены в нормативно-правовом акте, то речь идет о правотворческую конкретизацию (например, Глава 2 Конституции конкретизирует положение ст. Из Конституции Украины, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства), а когда результаты конкретизации закрепленные в индивидуальном правовом акте, в наличии Индивидуальное правовое регулирование (например, гражданин, имеющий собственность, имеет право ею распоряжаться, оформив завещание или заключив договор купли-продажи, или другим разрешенным законом способом. Наличие такого права — неотъемлемый элемент его правосубъектности. Однако лишь после реализации этого права путем совершения односторонней сделки или заключения договора можно говорить о индивидуальное правовое регулирование).

Создание необходимых условий для воплощения нормы права в конкретные акты поведения:

— возникновения ситуации, подпадающей под действие этой нормы права;

— необходимый субъектный состав;

— наличие юридического факта (или фактического состава), с которым связано возникновение этих правоотношений;

— соблюдение необходимой процедуры (если такая установлена).

При наличии названных условий возникают конкретные правоотношения, а правовое регулирование с уровня нормативного регулирования переходит на уровень индивидуального правового регулирования.

При правоприменительной конкретизации происходит перевод нормативного предписания в индивидуальный. Как отмечает С.Л. Вильховска, индивидуальное регулирование, осуществляемое в процессе применения права, решает в основном задачи конкретизації1.

Правоприменительную конкретизацию называют также простой формой конкретизации. Кроме того, эту форму предлагают называть «индивидуальная конкретизация», что осуществляется посредством правоприменительной деятельности.

Уместно подчеркнуть, что «конкретизация» и «толкование норм права» не являются тождественными понятиями. Конкретизация права может проходить в различных формах, в том числе и в процессе толкования права. В то же время толкование права как интерпретационная деятельность может осуществляться и без конкретизации содержания нормы права (например, при буквальном толковании).

Суть толкования норм права заключается в том, что в ходе этого процесса общие и абстрактные нормы поведения переводятся на язык более конкретных высказываний, не вызывающих сомнения об отнесении нормы, толкуется именно к данной ситуации, подлежащей юридическому разрешению.3 Важно отметить, что это одна из форм взаимодействия нормативного и индивидуального правового регулирования, способ перехода от нормативного правового регулирования к индивидуальному.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

1. дозволение (управомочение);

2. обязывание (позитивное обязывание);

3. запреты.

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права. Обязывания (точные позитивные обязанности) (позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность), связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями.

Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание граждан, иными лицами совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования — это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования. Обычно выделяют два главных метода:

1. централизованный (метод директивный, императивный);

2. децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод. Его отличает:

— регулирование на властно-императивных началах; «сверху — донизу»;

— строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

— использование предписания в качестве основного юридического средства;

— использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод. Его отличает:

— возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению;

— равноправие сторон;

— он основан на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования. Он представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования — дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

1. общедозволительный (дозволительный);

2. запретительный (разрешительный).

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип. Он применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе — круг полномочий, и т.д.); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего не благоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5

Общеизвестно, что норма права — это правило поведения, установленное государством. Необходимо уметь выделить признаки правовой нормы. Эти признаки следующие:

а) неперсонифицированность правовой нормы, то есть норма права обращена не к конкретному лицу, а ко многим неизвестным лицам. Этим норма права отличается от индивидуального предписания (приказа и т.д.), которое всегда адресовано конкретному лицу;

б) формальная определенность, то есть норма права имеет четкую структуру, распространяется на строго определенный круг общественных отношений;

в) неоднократность действия. Норма права рассчитана на неопределенное число случаев;

г) возможность применения государственного принуждения для исполнения правовой нормы;

д) системность, то есть включение нормы в систему права.

Особое внимание следует уделить вопросам структуры правовой нормы. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза — это условие применения правовой нормы. Диспозиция — это правило, содержащееся в правовой норме. И, наконец, санкция — это мера ответственности, предусмотренная нормой права. Не всегда все три элемента присутствуют в конкретном тексте статьи закона или даже в законе в целом.

В различных книгах дается различная классификация правовых норм. Возьмите два учебника по теории государства и права и сопоставьте содержащиеся в них классификации норм. Определите общие моменты и различия. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, аргументируйте ее.

Нормы права, если они взаимодействуют между собой, составляют систему права. О системе права смотрите в теме «Система права и правовая система”.

Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств. Вся совокупность правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, называется механизмом правового регулирования. К составным частям механизма относятся: нормы права, правоотношения, акты реализации, юридические факты, правосознание.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». Предмет правового регулирования – это круг общественных отношений, регулируемый нормами права. В правовом регулировании используются три основных способа регулирования: дозволение, обязывание, запрет, в качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации. Определенное сочетание способов правового регулирования образует типы правового регулирования. Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается исключение (разрешено всё, кроме…). Разрешительный тип регулирования основывается на общем запрете какой-либо деятельности (запрещено всё, кроме…).

В целях лучшего понимания процесса правового регулирования (путем некоторого упрощения, огрубления и обобщения действительности) можно выделить в нем три стадии: общенормативное регулирование, возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов, стадия их реализации. На первом этапе происходит формирование самих правовых норм. На втором этапе на основе норм права и юридических фактов возникают конкретные права и обязанности у конкретных субъектов, в конкретных правоотношениях. На третьем этапе нормы права реализуются в действиях, поведении, в деятельности субъектов.

Тема № 9. Формы (источники права). Правотворчество

Все источники права принято подразделять на источники права в материальном смысле и источники права в формальном смысле. Источники права в материальном смысле — это факторы, порождающие право. Источники права в формальном смысле — это внешние формы выражения права. Формально обычно выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры, правовые прецеденты, юридические доктрины, религиозные нормы, принципы права.

Каждая национальная система права имеет свой специфический набор, например, в числе источников отечественного права нет религиозных норм и юридических доктрин. Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этих источников.

Правовой обычай – это правило поведения, сформированное в обществе, вошедшее в привычку в силу многократного применения и признанное государством в качестве регулятора общественных отношений.

Нормативные договоры, т.е. соглашения сторон, содержащие нормы права. В качестве примера можно привести международные договоры и соглашения, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и субъектами, договоры между работодателями, профсоюзами и органами государства о социальных льготах и гарантиях и др.

Судебный прецедент — судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Считается, что в нашей стране судебного прецедента как источника права нет. Сравните судебный прецедент с судебной практикой.

В ряде стран юридическая доктрина является источником права. Сравните этот источник права с комментариями ученых-юристов к действующим законам.

В ряде государств источником права могут выступать религиозные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом («путь следования»), который составляет то, что называют мусульманским правом.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Принципы права используются в качестве источников при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного округа лиц, рассчитанные на неоднократное применении, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 5)

При анализе нормативно-правовых актов выделяют, прежде всего, законы. Законы обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархии нормативно- правовых актов, они принимаются в особом порядке органами законодательной власти и регулируют важнейшие общественные отношения. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону. Конституция – основной закон государства. Анализируя законы, обратите внимание, что в соответствии с действующей Конституцией РФ следует разделять федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Далее все федеральные подразделяются на конституционные и остальные законы. Конституционные законы — это те, принятие которых предусмотрено действующей Конституцией. Принятие каких конституционных законов упомянуто в конституции? Расскажите, чем отличается процесс принятия конституционного закона от процедуры принятия других законов.

Порядок опубликования и действия законов во времени регулируется Законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания” (1994 год). В соответствии с этим законом федеральные законы публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в «Российской газете” или «Собрании законодательства Российской Федерации”. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления их в силу.

Следующее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают подзаконные акты. Прежде всего это указы и распоряжения Президента РФ. Укажите, чем отличаются нормативные указы Президента от ненормативных и каково соотношение закона и указа.

Правительство РФ принимает по вопросам своей деятельности постановления и распоряжения. Множество актов принимают министерства и ведомства Нужно запомнить, что подзаконные акты тоже в обязательном порядке должны быть опубликованы.

Система нормативных актов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самими.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.

Знание о действии нормативного правового акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Обратная сила закона – распространение закона на отношения, возникшие до его принятия.

Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Но следует помнить, что из этого правила есть исключения, например, лица, пользующиеся правом экстерриториальности (главы государств, дипломатические представители, консулы), иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Правотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Можно выделить следующие виды правотворчества: принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; санкционирование государственными органами обычаев; создание судебного прецедента.

Принципами правотворческой деятельности являются законность, гласность, демократизм, профессионализм, научность, принцип использования правового опыта, оперативность правотворчества, связь правотворчества и практики.

Следует подчеркнуть, что система права складывается объективно и является основанием для систематизации законодательства. Систематизация необходима для обеспечения доступности, лучшей обозримости и эффективного применения нормативно-правовых актов, а также для преодоления противоречий между ними.

При изучении темы нужно обратить внимание на виды систематизации. Обычно выделяют кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Но есть и иные точки зрения. Например, в последнее время все чаще говорят о компьютерной систематизации.

⇐ Предыдущая12345

Правовые нормы, их содержание предполагают определенные способы, с помощью которых будут реализоваться предписания юридических норм и которые находят свое отражение в логико-языковой конструкции нормы права, – способы правового регулирования.

Способы правового регулирования выступают в качестве средств нормативной регламентации общественных отношений.

Способы правового регулирования – это приемы юридического воздействия на общественные отношения. Они зависят от особенностей правовых норм. Так как юридическая норма действует или запрещая, или дозволяя, или обязывая, то в качестве основных способов правового регулирования называют запрет, дозволение и обязывание.

В условиях первобытного общества регулирование общественных отношений осуществлялось посредством мононорм, которые включали в себя в качестве элементов запреты в виде табу (недопустимость кровосмешения, убийства родственника, каннибализма и т. п.), дозволения (разрешение охотиться и собирать растения на определенной территории; произносить перед охотой заклинания в любом количестве раз, не меньшем необходимого и т. п.), и обязывания (требования придерживаться определенных правил поведения во время охоты, при поддержании огня, в процессе изготовления орудий и т. п.). При переходе к государственно организованной жизни происходила дифференциация мононорм, свидетельствующая о том, что система запретов, дозволений и обязываний продолжала развиваться. Дозволения и обязывания стали занимать все больший объем в системе нормативной регламентации. Правовые нормы стали указывать на то, что обязательно надо делать (обязывания), что делать разрешено (дозволения), что делать запрещено (запрет) и в каких случаях можно поступать по собственному усмотрению без учета общественного мнения. Таким путем сформировалась система способов правового регулирования, которая является важнейшей характеристикой механизма правового регулирования.

Запрет– это возложение на лицо обязанности не совершать какие-либо действия или не допускать бездействия, запрещенные правовыми нормами.

Это исторически первый способ правового регулирования. Норма права, содержащая в своей диспозиции указание на то, что делать нельзя или нельзя не делать, получила название запрещающей нормы. При этом, запрещая один путь регулирования общественных отношений, правовая норма тем самым побуждает субъекта искать другие пути и активно действовать в дозволенных направлениях.

Запреты могут потребовать воздержания как от активных действий, так и от бездействия, когда невыполнение субъектом своих социальных функций может повлечь общественно-вредные последствия.

Санкции правовых норм, содержащих запреты, могут предусматривать юридическую ответственность не только за совершение запрещенных действий, но и за несовершение того, что субъект юридически обязан делать.

Запрет выступает как разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Примерами запрета являются закрепленные нормами права запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого; запрещение сотрудникам правоохранительных органов применять недозволенные методы расследования; запрещение курсантам Санкт-Петербургского университета МВД России курить на территории Университета в неустановленных для этого местах.

Запрет есть юридический способ наименьшего ограничения свободы индивидов: он фиксирует конкретный перечень запрещенных деяний, признавая тем самым широкий круг остальных деяний дозволенными. Свобода индивидов получает минимум ограничений: за ее рамками остается лишь то, что явно вредно для общества.

Дозволение –это предоставление субъектам возможности самим совершать активные действия в своих собственных интересах.

Норма права, в диспозиции которой установлены права субъектов регулируемых отношений, получила название управомочивающей нормы.

Дозволение –правовая возможность, использование которой полностью зависит от собственного усмотрения субъектов. В реальной жизни субъекты используют далеко не все возможности, которые предоставляются ему правом. Дозволение используется в тех случаях, когда государство не считает необходимым реализовывать свои властные прерогативы в определенной области общественной жизни и передает право решения вопросов в этой сфере самим субъектам права – индивидам, частным или общественным организациям.

Юридическое дозволение – свидетельство того,что право распространяет свое воздействие не только на узкий круг запрещенных поступков, но и на свободу субъектов за его пределами. Фиксируя дозволение, правовая норма жестко определяет содержание и объем дозволенного. А так как разрешить то, что еще неизвестно, невозможно, дозволение из правового регулирования исключает все новое.

Дозволение может выражаться в различных формах (субъективное право, свобода, законный интерес), каждая из которых имеет свою юридическую природу и предполагает различную степень юридической гарантированности.

Примерами дозволения являются закрепленные нормами права возможность граждан и организаций на участие в демонстрации, посвященной Дню Победы советского народа над фашизмом на Красной площади; возможность получения образования в Санкт-Петербургском университете МВД России; свобода вероисповедания; возможность совершеннолетних граждан России принимать участие в выборах Президента Российской Федерации.

Обязывание– это возложение на лиц обязанности совершить активные действия, предусмотренные правовыми нормами.

Обязывание как способ правового регулирования отражает интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Норма права, в диспозиции которой установлены обязанности субъектов права по активному поведению, получила название обязывающей нормы.

Примерами обязывания являются закрепленные нормами права обязанность должника исполнить свои обязательства перед кредитором; обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность граждан Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы.

Обязывание находится в тесной взаимосвязи с запрещениями: обязанность выполнить определенное действие – это запрещение не выполнять его. Так, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу; запрещение сотрудникам правоохранительных органов применять недозволенные методы расследования эквивалентно обязанности сотрудников правоохранительных органов не применять методы, неразрешенные для производства данного вида юридической деятельности.

Запреты, дозволения, и обязывания – наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они проникают во все его составляющие – юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.

Добавить комментарий