Способы реализации политических прав и свобод

Потенциал прав и свобод личности может быть реализован лишь тогда, когда для этого существуют необходимые условия политического, экономического, нравственного, организационного и иного порядка. Процесс реализации прав и свобод регулируется особым механизмом, который включает в себя систему юридических норм гарантирующих правореализацию, то есть деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей.

Однако законодательство не может удовлетворить всех запросов граждан и учесть многообразие явлений общественной жизни, влияющих на эффективность реализации ими своих субъективных прав. Более того, даже регламентированные правовые нормы всегда реализовываются в полном объеме вследствие ослабления системы гарантий, злоупотреблений со стороны должностных лиц и других непрогнозируемых издержек. Имеются в виду такие негативные явления, как бюрократический произвол, некомпетентность чиновников, межнациональные конфликты, бессилие власти, нарушения законности и др.

Основными формами реализации прав являются:

1. Использование правовых норм, то есть добровольные активные действия граждан по реальному приобретению благ, содержащихся в закрепленных этими нормами правах. Оно может осуществляться по собственной инициативе (свобода слова, вероисповедания), с помощью других субъектов (консультантов, адвокатов), а также в процессуально-процедурном порядке (получение паспортов, виз, политического убежища, водительских прав).

2. Исполнении – отправлении индивидом своих юридических обязанностей, заключающееся в совершении предусмотренных законом действий.

3. Соблюдение – пассивное поведение гражданина, обязанного не нарушать своими действиями установленных законом правовых запретов.

4. Применение – действия властных структур, обязанность которых защищать интересы граждан путем использования норм, закрепляющих их права.

Реализация прав и свобод сопряжена с использованием управомочивающих, обязывающих и запрещающих норм. Из наиболее употребляемыми являются правомочивающие нормы, которые предоставляют обладателю прав возможность свободного выбора времени, путей и средств их реализации. (Пример: используя свое конституционное право на труд, гражданин сам выбирает профессии и место работы).

Обязывающие нормы предписывают лицу точно и в полном объеме выполнять свои обязанности (Пример: отбывать воинскую повинность, сохранять окружающую среду).

Запрещающие нормы предписывают гражданину запрет тех действий, которые не угодны государству и не отвечают интересам его граждан.

Реализация права имеет свои границы. Она не должна нарушать права и свободы других людей, не должна сопровождаться экстремальными действиями по насильственному изменению конституционного строя, разжиганием расовой вражды, призывами к межнациональным конфликтам и др.

Принципами реализации являются простота использования прав, обеспеченность социально-экономическими, политическими и правовыми гарантиями, экономия времени и средств, эффективность процесса реализации.

В Российской Федерации защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако, несмотря на существующие недостатки, защита этих прав и свобод целиком ложится на правоохранительные органы, среди которых ведущее положение занимают органы внутренних дел и, в частности, милиция.

В законе РФ «О милиции» обозначены задачи, которые состоят в следующем:

— Обеспечение личной безопасности граждан;

— Своевременное предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— Быстрое и полное раскрытие преступлений;

— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— Защита собственности от противоправных посягательств;

— Оказание правовой и организационной помощи гражданам, должностным лицам и иным субъектам в осуществлении их законных прав и интересов.

В соответствии с этими задачами основными направлениями деятельности милиции принято считать:

1. Административная;

2. Оперативно-розыскная;

3. Уголовно-процессуальная.

Эти задачи и направления деятельности ОВД имеют не только декларативный характер, а обеспечены доступным механизмом реализации.

Функционирование структурных звеньев милиции подчинено борьбе с различного рода правонарушениями, каждое из которых посягает на права, провозглашенные Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации.

Методами, посредством которых органы внутренних дел оказывают воздействие на волю и сознание граждан, с целью побудить их к правопослушному поведению, являются:

1. Убеждение

2. Принуждение.

Нормотворческая деятельность органов внутренних дел носит подзаконный характер, поскольку направлена на создание ведомственных нормативных актов. Их цель – регулирование различных сторон функционирования органов внутренних дел. Однако в какой бы области не регулировалась их деятельность, она не регулировалась их деятельность, она неизменно преследует главную цель – защиту прав и свобод граждан.

Особо следует отметить, что МВД РФ обладает правом законотворческой инициативы. Она заключается в подготовке и представлении в Государственную Думу, Правительство и Президенту РФ проектов нормативных актов по вопросам предупреждения и борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности и другим видам деятельности органов внутренних дел.

Второй формой деятельности органов внутренних дел является правоприменение. Эту форму следует рассматривать в качестве одного из наиболее действенных элементов механизма реализации правовых норм и принятия государственно-властных решений по индивидуально-конкретным делам.

Более того, осуществление многих, провозглашенных Конституцией и другими нормативными актами прав и свобод, может быть достигнуто лишь посредством применения соответствующей правовой нормы.

Вместе с тем, правоприменение является формой управленческой деятельности, поскольку выражается в непосредственном воздействии властных полномочий на участников общественных отношений. Это воздействие выступает в виде правовых актов, предписания которых обязательны для исполнения органами или лицами, которым они адресованы. Причем такие предписания обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения.

Закон РФ «О милиции» говорит о возможности использования физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств, боевых приемов борьбы.

При применении со стороны сотрудников милиции принудительных мер, следует в обязательном порядке руководствоваться «Законом о милиции». Так, применение сотрудниками милиции принудительных мер может иметь место лишь на правовой основе Закона РФ «О милиции» и иных нормативных актов, положения которых, а также вытекающие из них права гражданина должны быть доведены до его сведения, если в сложившийся ситуации такое уместно и возможно.

Таким образом, милиция обеспечивает личную безопасность граждан, жизнь, здоровья, права и свободы, имущество от противоправных посягательств. Охраняя общественный порядок, органы внутренних дел обеспечивают нормальные условия для труда и отдыха граждан.

Сотрудники милиции принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в общественных местах в беспомощном состоянии.

При стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах органы внутренних дел участвуют в спасении людей, организуют охрану имущества граждан, оставшегося без присмотра; обеспечивают сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества и принимают меры по их возврату законным владельцам и др.

Защита и охрана прав и свобод человека как высшей социальной ценности выступают в качестве важнейшей обязанности органов внутренних дел.

Другими словами, Законом предусмотрено и техническая сторона реализации гражданином своих прав и свобод:

— Обращение за квалифицированной юридической помощью;

— Возможность, а для несовершеннолетних необходимость известить о произведенном задержании своих родственников, администрацию по месту учебы и работы;

— Оказание необходимой доврачебной помощи во всех случаях, а при необходимости и вызов специализированной помощи;

— Обеспечение безопасности самого задержанного, а при необходимости – его близких, жизни, здоровью или имуществу которых может угрожать опасность.

Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод граждан обязан разъяснить на каком основании были применены эти меры воздействия, а так же возникшие в связи с этим права и обязанности гражданина (Пример: в установленном законом порядке право обжаловать действия и решения сотрудников милиции), которая базируется на общей норме ст. 24 Конституции РФ, (о возможности ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы человека).

Однако, в качестве правовой гарантии в механизме гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо рассматривать и юридическую ответственность, которая состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершения правонарушения, за исполнение или ненадлежащие исполнение юридических обязанностей.

Понятие и виды механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Игнатьева Ирина Валентиновна

Ignatyeva Irina Valentinovna

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Мельник Дарья Александровна

Melnyk Darya Alexandrovna

студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные подходы к изучению проблемы механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ, рассмотрено понятие и способы реализации прав и свобод.

Ключевые слова: конституция, права и свободы человека и гражданина, способы реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ.

В современной правовой теории человека существует несколько подходов к пониманию механизма реализации прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что данный вопрос является дискуссионным и актуальным.

Так, например, по мнению И.В. Крылатовой, механизм реализации прав и свобод человека и гражданина – это последовательность системных действий участников правовых отношений (в том числе и граждан) по претворению в жизнь норм о правах человека . Это определённая совокупность юридических средств, которые направлены непосредственно на реализацию прав и свобод естественного характера.

А если мы обратимся к диссертации Р.Ф. Ягудина, то увидим иное определение этого понятия. Он считает, что механизм реализации прав и свобод человека и гражданина является сложной и многоступенчатой системой, которая сочетает в себе правоотношения сфер деятельности правового регулирования, защиты конституционных прав и свобод, реализации прав и свобод и улучшения их гарантированности.

Усанов Д.О. пишет о понятии именно «механизма непосредственной реализации прав и свобод личности». Он трактуем это как определённый набор правовых средств в совокупности с самостоятельными действиями личности с целью реализации своих прав и свобод и их использования в полном объёме.

Говоря о механизме реализации прав и свобод человека и гражданина, как о дискуссионной и востребованной теме, можно выделить некоторые особенности этого научного спора.

Во-первых, претворение в жизнь определённого человеческого права ведёт к тому, что он получает определённые блага, которые носят общественно значимый характер и дают статус свободы. По этой причине явление механизма реализации прав и свобод справедливо считать не столько юридическим, сколько социальным.

Во-вторых, это явление всегда представляется ступенчатым, постепенным взаимодействием субъектов права, целью которых является реализация предписаний нормативных актов, касающихся прав человека. То есть реализация прав и свобод не отдельной личностью, а совокупностью правовых субъектов.

В-третьих, механизм реализации прав и свобод стоит считать процессуально-правовым порядком. Объяснить это можно тем, что юридические действия составляют комплекс данного механизма.

В-четвёртых, механизм реализации прав и свобод в некоторой степени индивидуализирован, он осуществляется под воздействием религиозных, моральных, экономических, политических, социальных и других факторов.

Именно эти факторы порождают механизм реализации прав и свобод. Это можно объяснить так: человек при реализации своих прав и свобод выражает собственные интересы, потребности, идеалы, взгляды, убеждения.

Так же стоит отметить, что имеет место быть идея связанности гарантии, реализации и защита прав и свобод человека. Так, Н.В. Витрук считает, что защиту прав и свобод одним из важнейших элементов реализации. То есть гарантирование, защита и реализация прав и свобод человека и гражданина является определённой системой, и эта взаимосвязь является потребностью каждой личности.

Существует похожая точка зрения, всё также ведущая к мысли взаимосвязи этих трёх процессов. А.В. Малько предполагает, что существует сложный механизм реализации прав и свобод, подсистемой которого является их защита. Он говорит нам о том, что защита прав и свобод является неким правовым режимом, который реализует права и свободы в случае, когда они нарушаются или существует угроза их нарушения, или когда они уже нарушены и нуждаются в восстановлении.

Итак, механизм реализации прав и свобод человека и гражданина – это особый правовой механизм, представляющий собой систему действий тех или иных правовых субъектов, целью которых является получение благ индивидом или достижение результата, имеющего важное значение для общества.

Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина – правовой механизм, который представляется нам системой действий, осуществляемых в соответствии с законом, различных субъектов для получения индивидуального блага.

Под реализацией прав и свобод человека и гражданина понимается процесс выражения смысла конституционных предписаний в отраслевом законодательстве при помощи использования конституционных идей, правил формирования законов, применение норм и проверка их на соответствие Конституции Российской Федерации. Способы, или механизмы, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина различны.

Одним из первых способов можно назвать реализацию в пределах конституционного статуса. Права и свободы реализуются непосредственно Конституцией РФ без конкретизации какими-либо иными правовыми актами. В пример можно привести такие статьи из Конституции, как статья 41 (право на охрану здоровья и медицинскую помощь), статья 44 (пользование достижениями культуры) и др.

Второй способ заключается в реализации прав, свобод и обязанностей уже путём конкретизации. Здесь речь идёт о таких благах, при практическом использовании которых возникает зависимость от конкретных условий или обстоятельств, а именно достижение того или иного возраста, состояние здоровья, трудовой вклад определённой личности и т.п. Например, материальное обеспечение в соответствии с Конституцией может быть установлено лишь при условии несовершеннолетнего возраста, инвалидности, болезни, воспитании детей, потере кормильца и т.д.

Суть данного способа заключается в достижении конкретных обстоятельств, указанных в положении Конституции, для завершения реализации. Здесь уже роль играет не только конституционное положение, но и другие отраслевые нормативно-правовые акты. Задача таких норм – создать наиболее простые условия для реализации и защиты прав и свобод в судебном и административном порядке.

Третий способ является не столько элементом реализации, сколько гарантией выполнения прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав, свобод и обязанностей – это определённые средства, обеспечивающие их охрану и реализацию без исключения для каждого человека или же гражданина. Согласно статье 45 часть 1 Конституции в Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому гарантии прав и свобод являются особым процессом и играют важную роль. Их можно отнести к элементам механизма реализации.

К числу юридических гарантий следует относить:

1) нормативно-правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления и текущее законодательство, которые призваны принимать средства гарантий осуществления тех или иных прав и свобод;

2) применение норм права в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Говоря о механизме реализации прав и свобод человека и гражданина, стоит сказать и об уполномоченном по правам человека. Правовое положение данного субъекта определяется Федеральным Конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека» и статьёй 103 пунктом «е» Конституции РФ. Этот орган обязан защищать права человека от неправомерных действий органов государственной власти. Главными задачами являются: компромисс между органом государственной власти и гражданином; повышение авторитета власти и самое главное – создание гарантий прав человека .

Основное направление деятельности Уполномоченного по правам человека – рассмотрение жалоб граждан на действия или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Соответственно, получая жалобу, Уполномоченный рассматривает её и при выявлении факта нарушения прав и свобод человека и гражданина предпринимает следующие действия: обращается в Государственную Думу с докладом; обращается в Государственную Думу с просьбой о назначении слушания по теме нарушения тех или иных прав и свобод человека и гражданина; обращается в Государственную Думу с целью создания комиссии по расследованию конкретных обстоятельств, при которых были нарушены права и свободы.

Уполномоченный по правам человека призван гарантировать восстановление нарушенных прав и свобод по правам человека и гражданина. Он обязан рассмотреть жалобу от гражданина, принять или отклонить, дать объяснения принятого решения, рекомендации, куда гражданину следует обратиться.

Если мы обратимся к работам Е.А. Лукашевой, то найдём похожую классификацию механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина. Классификация включает в себя конституционный контроль от имени Конституционного Суда Российской Федерации; от арбитражных судов и судов общей юрисдикции судебная защита; действия органов исполнительной власти по защите прав, так называемые административно-правовые формы .

Согласно Конституции РФ суды обязаны принять жалобу гражданина к рассмотрению и принять обоснованное решение. К жалобе могут быть привлечены любые действия органов власти, должностных лиц, общественных объединений, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина или же созданы препятствия их осуществления. За такими действиями или бездействиями осуществляется судебный контроль.

К механизмам защиты прав человека можно отнести квалифицированную юридическую помощь. В соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» гражданину гарантируется оказание бесплатной юридической помощи в некоторых случаях (инвалиды, ветераны ВОВ и т.п.) . Так осуществляется содействие реализации и восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина.

Таким образом, основными механизмами реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации являются:

— обязанность государства, включая всю систему и все органы и должностных лиц, защищать и тем самым реализовывать права и свободы человека и гражданина; исполнение конституции – основной способ их защиты;

— защита прав человека муниципальными образованиями и органами исполнительной власти;

— агентами реализации и защиты прав и свобод являются специальные органы, такие как полиция, прокуратура, суды, Уполномоченный по правам человека;

— общенациональные органы по защите прав человека и гражданина, которые рекомендуют создавать во всех государствах.

Библиографический список:

  1. Крылатова И.Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в РФ: понятие, сущность, структура, формы// Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. – 2014. – №3. – С.210 – 223.
  2. Ягудин Р.А. Механизм обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ: автореф. дисс. канд.юрид.наук. – Санкт-Петербург, 2014. – 18 с.
  3. Усанов Д.О. Понятие механизма реализации прав и свобод человека и гражданина: современные подходы к изучению проблемы / Журнал Universum: экономика и юриспруденция. – Москва, 2016. – № 12. – 29-31 с.
  4. Лебедев В. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты. Монография – М.: Проспект, 2016.
  5. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. – М.: Инфра-М, 2015. –192 с.
  6. Витрук Н.В. Права и свободы человека и гражданина в контексте реальной жизни как объект научно-правового познания//Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. Материалы II научно-теоретической конференции. Москва /Под ред. Н.В. Витрука и Л.А. Нудненко. – М.: РАП, 2010. – 13 – 14 с.
  7. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1– ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // СПС КонсультантПлюс.
  8. Лукашева Е.А. Права человека: учебное пособие. -2-е изд., перераб. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 560 с.
  9. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Главным в современный период является обеспечение реализации политических прав и свобод человека на уровне международно при­знанных стандартов. В этих целях необходимо:

— привести действующее законодательство в соответствие с норма­ми международно-правовых документов о политической свободе и по­литических правах граждан;

— обеспечить материально-фактическую возможность реализации всех юридически провозглашенных политических прав и свобод граждан;

— создать действенные юридические механизмы и процедуры на­иболее полного осуществления политических прав и свобод граждан, надежной и эффективной защиты в случаях их нарушения.

В контексте намеченных путей обеспечения реализации политиче­ских прав и свобод особого внимания заслуживает проблема политиче­ских свобод граждан.

К сожалению, в научном плане проблема политических свобод как самостоятельная проблема, в отличие прежде всего от политических прав, не рассматривалась. Все дело ограничивалось тем, что фиксиро­валось: политическая свобода — это тоже право на определенный вид свободного поведения. Чем же свободное поведение в рамках политиче­ской свободы отличается от такого же свободного поведения в рамках политического права? Есть ли особенности в порядке осуществления политических свобод? Какова роль государственных органов в обеспе­чении реализации политических свобод граждан? Эти, как и другие, вопросы оставались нераскрытыми. При авторитарно-бюрократиче­ском режиме в этом и не было особой необходимости.

Речь идет о таких политических свободах, как свобода политиче­ских, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, сво­бода объединений. Исходной в данном перечне свобод является свобода убеждений, которая выражается и обеспечивается всеми другими юри­дически гарантированными политическими свободами (свободы сове­сти, религий, слова, печати, митингов, демонстраций, объединений и др.) и принципами функционирования, демократии (народовластие, гласность, выражение и учет общественного мнения и др.). Свободу убеждений нельзя свести лишь к плюрализму мнений. Она означает и свободу действий, плюрализм организаций, Не может быть каких-либо ограничений идеологического порядка в высказываниях, мнениях и суждениях через печать и другие средства массовой информации, в том числе по вопросам оценки существующего общественно-политического строя, в проведении в этих целях митингов, собраний, шествий, демон­страций, в сборе подписей, в пикетировании и т.д. Такая свобода убеж­дений невозможна в условиях полного огосударствления общества. В целях осуществления реальной свободы убеждений необходимы разго­сударствление общественно-политической жизни, развитие разнооб­разных видов печати и других средств массовой информации, школы, вузов, других учебных заведений, культурных учреждений, а также серьезная деидеологизация в государственных учреждениях образова­ния, науки и культуры.

Так, по нашему мнению, учебный процесс в государственных шко­лах и вузах доджей давать возможность достаточно широко и полно осваивать не только содержание материалистической философии, но и других философских мировоззрений и систем, содержание разнообраз­ных научных направлений, в том числе так называемых буржуазной политологии, социологии, футурологии. Иными словами, должна про­изойти коренная ломка всего образования. Обучающийся должен овла­деть всем содержанием современной политологии и юриспруденции.

Трудно говорить о свободе убеждений в условиях так называемого полного отделения церкви от государства и школы, что практически было в нашей стране. Любая церковь должна иметь возможность разъ­яснять и распространять свое вероучение всеми доступными для совре­менной цивилизации средствами, учить желающих (и не только в ин­дивидуальном, частном порядке) и т.д. При таких условиях, естествен­но, возникает конкуренция мировоззрений, идей, убеждений. Смысл свободы убеждений в том и состоит, что человек сам, по своей воле, свободно формирует свое мировоззрение, взгляды, избирает свою ли­нию поведения в соответствии со своим личным внутренним убеждени­ем. И такая свобода выбора принудительно не навязывается, прямо или косвенно не наказывается (когда, например, назначение на должность связывается с политическими и иными убеждениями).

Есть вопросы, которые требуют немедленного решения в целях реального обеспечения политических свобод граждан. Актуальным из них является вопрос о порядке реализации политических свобод.

Конституционные свободы должны иметь адекватную их природе и содержанию процессуальную форму (порядок) реализации. В данном случае речь идет о свободах (в отличие от прав граждан), которые не приемлют какого-либо предварительного разрешения со стороны долж­ностных лиц государства. В этом и состоит особенность юридической свободы гражданина как его права на свободу, на поведение по своему свободному усмотрению, а не по усмотрению (команде) должностного лица.

К сожалению, законодательство в нашей стране, как правило, ус­танавливает разрешительный порядок осуществления политических свобод, проведения митингов и собраний, уличных шествий и демонст­раций. Это яркий пример командно-бюрократического отношения к человеку, его свободам. Практически разрешительный порядок осуще­ствления политических свобод означает, что гражданин не обладает и тем более не может пользоваться политическими свободами до тех пор, пока не получит на это разрешения должностных лиц, в частности исполкома местного органа государственной власти. Разрешительный порядок — самый жесткий порядок реализации прав и свобод граждан, он предусматривает, по существу, значительное усмотрение должност­ных лиц. При решении вопроса должностные лица исходят не только из требований закона, но и из принципа целесообразности, что на практи­ке легко превращается в произвол, в открытое беззаконие. Они могут всегда затянуть, заволокитить решение вопроса, придумать различные основания «целесообразности» отказа в разрешении проведения митин­га или демонстрации. В силу неадекватности разрешительного порядка содержанию политических свобод граждан законодательные акты, ус­танавливающие такой порядок, должны, по нашему мнению, квалифи­цироваться как антиконституционные и подлежать в силу этого отмене.

Относительно политических свобод (равно как и любых других свобод граждан) может быть установлен один из следующих видов по­рядка (процедуры) их реализации (либо в сочетании):

— уведомительный (заявительный). Так, к примеру, организато­ры митинга или демонстрации обязаны лишь уведомить в установлен­ные сроки местные органы власти о проведении митинга или демонст­рации;

— регистрационный. Например, регистрационный порядок адек­ватен содержанию таких свобод, как свобода объединений. Правомерно установление регистрации при организации религиозных объединений, общественных организаций, партий, органов печати и других средств массовой информации. Разрешительный порядок при прописке граж­дан должен быть заменен регистрационно-учетным, желательно в спе­циальном подразделении местного органа власти, а не милиции, что будет корректным обеспечением свободы передвижений и свободы вы­бора местожительства в стране;

— инициативный. В этом случае со стороны граждан не требуется какого-либо предварительного разрешения, регистрации или уведом­ления о реализации той или иной свободы. К примеру, целесообразно определение местными органами власти населенных пунктов (улицы, площади, скверы и т.д.), где возможно проведение митингов, демонст­раций в инициативном порядке, без предварительного уведомления.

При действии любого порядка реализации политических свобод компетентные органы при наличии законных оснований (а не в силу целесообразности) могут запретить проведение заявленного или ини­циативною митинга или демонстрации. Такие основания вытекают из установлений уголовного и административного законодательства, определяющих, какие действия при осуществлении политических свобод являются преступлениями и административными проступка­ми (деликтами). В свою очередь указанные запреты сами должны быть правомерными.

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке.

За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

  • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица;
  • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств);
  • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
  • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя. Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;
  • к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах (но не в Пакте об экономических, социальных и культурных правах).

С присоединением России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признанием юрисдикции Европейского суда российские граждане получат право направить петицию о защите нарушенных прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в Комиссию по правам человека через Генерального секретаря Совета Европы.

Петиция может быть подана только после исчерпания всех правовых средств для защиты прав в своем государстве. При определенных условиях петиция после рассмотрения ее в Комиссии и Кабинете министров Совета Европы может быть передана на рассмотрение Европейского суда по правам человека, в том числе по просьбе лица, направившего петицию в Комиссию. 1

Добавить комментарий