Сроки ответа на запрос

Содержание

Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан 2019. Помощь юриста.

Для защиты своих прав гражданам нередко приходится писать обращения, заявления и жалобы. Поводы и причины для обращения могут быть сами разнообразными – несвоевременный капитальный ремонт кровли, бездействие должностного лица, сообщение о преступлении и многое другое. При подаче обращений нужно обязательно знать сроки и порядок их рассмотрения.

Каким законом регламентируются порядок и сроки рассмотрения обращений?

Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, срок рассмотрения составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В случае направления запроса, необходимого для ответа по поступившее заявление или обращение, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное лицо может продлить срок рассмотрения обращения гражданина, но не более чем на 30 дней, при этом обязательно уведомив о продлении срока его рассмотрения направившего обращение или заявление.

Особые случаи

В случае подачи в полицию заявления — в течение от трех до десяти суток по заявлению гражданина должны принять одно из трех решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении; о передаче заявления по подведомственности или подсудности, однако в законе «О полиции» п. 1 ст. 12 указано, что нужно информировать заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц.

>Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством

Когда считается полученным?

Прежде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются. Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.е. все риски ее неполучения полностью несет получатель):

Фрагмент документа СвернутьПоказать Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

…Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу…

Фрагмент документа СвернутьПоказать Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Налоговая инспекция пошла еще дальше. Она нормативно установила, когда ее сообщение будет считаться полученным, даже если адресат его и не видел:

Фрагмент документа СвернутьПоказать Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

…В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика…

Для организации сроки ответа на сообщения налоговой инспекции будут зависеть от того, каким способом она получила документы. Налоговики могут передать документы:

  • лично;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронных данных или
  • через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

См. статью «Представление документов в ходе камеральной и встречной налоговых проверок» журнала № 2′ 2017

Если с первым случаем понятно, то на 3-х оставшихся остановимся подробнее:

1. Если документ направлен заказным письмом по адресу компании (указанному в ЕГРЮЛ), то датой получения будет являться наиболее ранняя из двух дат:

  • 6-й рабочий день, считая со дня, следующего за днем отправки письма (например, требование, отправленное по почте 09.01.2018, считается полученным 17.01.2018; методику расчета еще см. в Примере 1);
  • дата фактического получения.

См. статью «Изъятие документов в ходе выездной налоговой проверки» журнала № 3′ 2017

2. Если документ направлен по ТКС, то датой получения будет дата, указанная в квитанции о приеме, которую организация должна направить по ТКС в ИФНС в течение 1 рабочего дня с момента получения требования1.

3. Если документ направлен через ЛКН, то дата получения – это день, следующий за днем размещения требования в кабинете2 (см. Пример 2).

См. новость «За неполучение в электронном виде требования налоговиков о представлении документов штрафовать нельзя» журнала № 12′ 2016

Обратите внимание: в подсчет дней входят только рабочие дни3 (подробнее см. далее).

Сроки для ответа по иным юридически значимым сообщениям начинают течь в день, следующий за днем доставки письма (определяется по штемпелю на конверте) в то почтовое отделение, к которому относится официальный адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Появилась еще одна периодическая обязанность – раз в год обновлять информацию о бенефициарах (за уклонение могут оштрафовать на сумму до 500 000 руб.). В статье «Ежегодно о бенефициарах» журнала № 12′ 2017 описаны базовые алгоритмы работы для сотрудников хозяйственных обществ (АО и ООО): кого считать бенефициарным владельцем бизнеса? как их вычислить – что можно найти в общедоступных источниках, куда писать и какие документы собирать? как и сколько их хранить? кому и в какой срок необходимо предоставлять информацию о бенефициарах?

Официальные запросы

Перейдем к рассмотрению специфики, установленной для определенных разновидностей документов, разбив их на группы по авторскому признаку.

Налоговые органы и органы финансового мониторинга

В нашей стране существует достаточно много властных органов, имеющих право требовать срочных ответов от вашей компании. Причем нарушение этих сроков может быть чревато серьезными последствиями. Начиная с ощутимых штрафов и заканчивая ликвидацией компании.

В настоящее время большинство запросов, входящих в организацию, можно разделить на 2 больших блока:

  • электронные запросы,
  • традиционные бумажные почтовые отправления.

Основным источником электронных запросов выступает налоговая инспекция и интегрированные в ее программное обеспечение органы контроля (например, Росфинмониторинг, который может направить запрос о бенефициарах). Электронные запросы от налоговых органов приходят через специализированные программы4 (через эти же программы компания сдает налоговые отчеты).

Как правило, запросы, поступающие из налоговой инспекции содержат информацию о сроке ответа на них. В ряде случаев срок строго регламентирован. Если законом он не определен, налоговая инспекция устанавливает срок исходя из разумных, на ее взгляд, представлений.

Таблица 1

Установленные законодательством сроки исполнения запросов, получаемых от налоговиков чаще всего

СвернутьПоказать

Налоговый кодекс РФ предусмотрел возможность исчисления сроков различными способами: начиная от года и заканчивая днями. Однако основным интервалом для измерения срока в налоговых отношениях являются рабочие дни.

Фрагмент документа СвернутьПоказать Статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Посмотрим на примерах, как рассчитать срок представления затребованных документов.

Пример 1

Срок ответа на требование, направленное в бумажном виде через «Почту России», о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки

СвернутьПоказать

В пятницу 01.12.2017 ИФНС № 28 направила заказным письмом через «Почту России» требование о предоставлении документов в рамках встречной налоговой проверки.

При направлении по обычной почте требование считается доставленным 11.12.2017 (6-й рабочий день с даты отправки, согласно п. 4 ст. 31 НК РФ)5. См. серую заливку на календаре рядом.

Срок для ответа установлен 5 дней (см. оранжевую заливку там же). Поскольку п. 5 ст. 93.1 НК РФ не содержит упоминания, о каких днях идет речь, значит по общему правилу считаем их рабочими днями. В соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому при получении требования налоговиков по почте срок на ответ истекает 18.12.2017.

Срок истекает в 24-00 этого дня: если ответ был сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Пример 2

Срок ответа на требование, направленное по электронным каналам связи, о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки

СвернутьПоказать

Если бы в ту же пятницу 01.12.2017 ИФНС № 28 разместила свое требование о предоставлении документов в рамках встречной налоговой проверки в личном кабинете налогоплательщика – организации, то датой его получения автоматически был бы признан следующий рабочий день – понедельник 04.12.2017. См. серую заливку на календаре рядом.

Срок для ответа установлен в 5 рабочих дней (см. оранжевую заливку там же), которые начинаем отсчитывать 5 декабря и заканчиваем 11 декабря.

Таким образом, 11.12.2017 до 24-00 ответ должен быть направлен в налоговую (по электронным каналам связи или иным образом).

Пример 3

Уведомление о невозможности своевременного представления документов

СвернутьПоказать

Если вы понимаете, что предоставить затребованные налоговиками документы вовремя не успеете, то лучше сразу попросить отсрочку (см. п. 3 Таблицы 1 и Пример 3). В составленном уведомлении указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены, и новый желательный для вас срок. Свое решение налоговики должны вынести в течение 2 дней со дня получения вашего уведомления: они могут как продлить срок выполнения требования, так и оставить его без изменений, поэтому вам важно в уведомлении грамотно подобрать аргументы.

Следственный комитет, полиция и прокуратура

Запросы «от силовиков» приходят в большинство организаций реже, чем от налоговиков, но тоже с завидной регулярностью. Это может быть связано с очередными массовыми компаниями, проводимыми властями, либо с расследованием конкретных преступлений. Так, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу некоторые организации получили запросы о наличии в штате лиц, не являющихся гражданами России.

См. статью «Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов» журнала № 10′ 2016

Как и в общении с налоговыми органами, игнорирование таких писем чревато серьезными последствиями. Организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 17.7 и ст. 19.7 КоАП РФ). Причем в ряде случаев может быть применена даже такая серьезная мера, как дисквалификация должностного лица на срок до 1 года или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней (в частности, если документы не предоставляются умышленно и это мешает расследованию, дознанию или административным процедурам привлечения к ответственности – ст. 17.7 КоАП РФ).

См. статью «Как организации отразить изъятие ее документов и дел?» журнала № 2′ 2017

Сроки исполнения требований прокурора предоставить информацию, документы или их копии установлены законом о прокуратуре:

Фрагмент документа СвернутьПоказать Статья 6 «Обязательность исполнения требований прокурора» Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

…2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются… безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки…

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора…

Важно, что в самом требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки представления затребованных информации / документов / копий. Если организация будет по каким-то причинам не в состоянии представить запрошенные документы в установленные сроки, то ей необходимо мотивированно уведомить об этом прокурора, который имеет право удлинить срок (аналогичное уведомление налоговым органам показано в Примере 3).

Требования (запросы, представления, предписания) полиции должны исполняться в сроки, установленные в таких требованиях, но в любом случае не позднее 1 месяца с момента их вручения6.

Самый короткий срок для ответов установлен в отношении требований Следственного комитета: документы должны представляться незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок7.

При ответах на запросы силовых органов (полиция, Следственный комитет, прокуратура) срок считается в рабочих днях. Течь он начинает так же, как в случае со сроками ответов налоговым органам – со следующего за получением запроса дня.

Пример 4

Запрос прокурора о представлении копий документов

СвернутьПоказать

На запрос прокурора на представление копий документов, полученный компанией 11.12.2017, ответ должен быть дан «в течение 5 рабочих дней» (согласно п. 2 ст. 6 закона о прокуратуре) – т.е. не позднее 18.12.2017 до 24-00. Естественно, если иное не установлено в самом запросе.

Практика показывает, что большинство запросов от силовиков содержат срок исполнения 30 дней.

Часто они формулируют задание так – информацию представить:

1) «в установленный законом месячный срок» – эта формулировка таит в себе «множество опасностей», потому что существует целых 3 точки зрения относительно того, как ее понимать. Строятся они на разных трактовках словосочетания «срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока»:

  • сторонники первой (самой распространенной) позиции полагают, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 11.01.2018;
  • вторая позиция заключается в том, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 12.01.2018. Она основывается на правиле, что при исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока;
  • при третьем варианте срок начинает течь в день получения запроса, поэтому при получении запроса 11.12.2017 документ следует успеть обработать до 24 часов 10.01.2017.

Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем подготовить ответ в наименьший из перечисленных срок (тем более, что разница составляет всего 1–2 дня). Если же для вас эти сутки могут оказаться решающими, то уточните у органа, направившего запрос, какая конкретно дата имелась в виду;

2) «не позднее 25.12.2017» (его надо отработать до конца дня 25.12.2017);

3) «до 25.12.2017» (вот с этим вариантом тоже сложно: неизвестно, что под ним подразумевает автор документа – необходимость его исполнения до наступления 25 (т.е. 24 декабря) либо возможность это сделать еще 25-го декабря; поэтому лучше подстраховаться и уложиться в более короткий из этих двух вариантов срок);

4) «к 12.00 14.12.2017» (редко, но встречается и такой вариант – четко указан не только день, но и момент времени в нем, когда все уже должно быть сделано);

5) «в течение месяца со дня вынесения настоящего представления» (тут на всякий случай лучше уложиться в месяц со дня издания представления его автором, например, если дата его регистрации автором 11.12.2017, то, следуя нашим рекомендациям, успеть исполнить представление лучше по 10.01.2018 включительно).

Трудовые отношения

В отношениях между работником и работодателем достаточно много моментов, которые связаны с направлением либо получением каких-либо документов. Вместе с тем сроки направления корреспонденции в этом случае служат скорее точками отсчета, связанными с наступлением определенных юридических фактов, возникновением прав, обязанностей.

См. статью «Выдача трудовой книжки при увольнении» журнала № 10′ 2017 Пример 6

Направление уведомления о необходимости забрать трудовую книжку

СвернутьПоказать

Направление уволенному работнику уведомления о необходимости забрать трудовую книжку прекращает длящееся нарушение, которое условно можно назвать «незаконное удержание трудовой книжки». До направления такого письма, вне зависимости от причин, по которым книжка осталась у работодателя, он считается виновным в ее удержании. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за это (см. ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

См. статью «Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении» журнала № 10′ 2017

Обычно отслеживание сроков, связанных с трудовыми отношениями, – привилегия и обязанность кадровиков. Служба делопроизводства сталкивается с этими вопросами реже. «Классических» в нашем понимании сроков ответа на запросы работников не много:

  • прежде всего, это ответ на требование о предоставлении документов и их копий, связанных с работой. Такие запросы могут поступать от текущих и бывших работников как по внутренним каналам организации, так и по почте. Вне зависимости от способа их получения ст. 62 ТК РФ требует обработать их и направить ответ в течение 3 рабочих дней (например, получив такое требование 11.12.2017, его надо отработать до конца рабочего дня 14.12.2017);
  • еще один вариант изложен в ст. 235 ТК РФ – здесь закреплено право работника обратиться в суд, если работодатель не отреагирует на его заявление о возмещении ущерба в течение 10 дней. Соответственно, срок ответа на подобный запрос для работодателя составляет именно 10 дней. Впрочем, здесь установлен «мягкий» вариант срока, поскольку законодатель фактически постановил считать молчание компании равным ее отрицательному ответу. Хотя и в этой ситуации (когда компания согласна с требованиями работника) промедление может привести к отрицательным последствиям. Если работник успеет подать в суд до получения согласия о выплате от организации, с нее дополнительно могут взыскать судебные расходы. Суммы будут не очень большие (госпошлина и расходы на юридические услуги) но тем обиднее, что их можно было избежать, просто своевременно отправив письмо или вручив ответ лично сотруднику.

Кроме явных, прямо указанных сроков, ТК РФ содержит и некоторые пробелы. Так, в ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ предусмотрено право работника потребовать выслать ему трудовую книжку по почте. При этом срок, в течение которого трудовая книжка направляется сотруднику, не указан. Представляется, что в этой ситуации возможны 2 варианта:

  • по аналогии со ст. 62 ТК РФ – трудовая книжка должна быть отправлена в течение 3 рабочих дней;
  • поскольку трудовая книжка должна выдаваться в день увольнения, то и отправить ее по почте необходимо в день получения от работника соответствующего требования. Практика, по крайней мере в апелляционной инстанции Московского городского суда, пошла по этому пути8.

Порядок определения сроков ответов на требования работника в трудовых отношениях определяется по правилам очень близким к тем, что приняты для расчета сроков в налоговых отношениях. Исчисление сроков в трудовом праве определено в ст. 14 ТК РФ:

  • сроки, исчисляемые годами / месяцами / неделями, истекают в соответствующее число последнего года / месяца / недели;
  • в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни;
  • если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В тексте ТК РФ при определении сроков в днях они, как правило, сразу формулируются именно в рабочих днях (например, «не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления»).

Однако есть и отличие – ТК РФ различает сроки, связанные с возникновением и прекращением прав:

  • срок, связанный с возникновением трудовых прав / обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено их начало (например, испытательный срок начинает течь в день заключения трудового договора);
  • срок, связанный с их прекращением, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений (например, срок обращения в суд из-за нарушений при увольнении начинается со дня, следующего за днем увольнения).

Отдельно стоит остановиться на сроках ответов на запросы Государственной трудовой инспекции (ГИТ). Трудовой кодекс РФ не содержит указаний, как быстро компания должна на них реагировать. Порядок взаимодействия данного госоргана и организаций определен подзаконным актом – административным регламентом9. Согласно его п. 87 ГИТ самостоятельно определяет данные сроки и указывает их в своих запросах и предписаниях.

Если организация посчитает, что не в состоянии выполнить данные требования в срок, она вправе в пределах установленного в первоначальном предписании периода обратиться с аргументированным запросом об увеличении срока предоставления документов / выполнения иного предписания. Если аргументы сочтут убедительными, срок продлят (п. 88).

* * *

В этом номере журнала мы рассмотрели только часть случаев, когда службе делопроизводства необходимо ориентироваться в законодательно установленных сроках ответов на поступающие в организацию документы.

В следующем номере поможем вам разобраться, как определить сроки ответов своим контрагентам-организациям в рамках гражданско-правовых отношений, а также при общении с потребителями собственных товаров и услуг по правилам закона о защите прав потребителей.

См. статью «Как контролировать исполнение документов» журнала № 1′ 2018

Сноски

Свернуть Показать

  1. Пункты 12, 13 и 16 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Вернуться назад

  2. Пункт 4 ст. 31 НК РФ. Вернуться назад

  3. Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ. Вернуться назад

  4. Действующее законодательство (п. 4 ст. 31 НК РФ) особо оговаривает, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Вернуться назад

  5. Если, конечно, дата фактического получения не окажется раньше истечения этого 6-дневного срока. Вернуться назад

  6. Часть 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Вернуться назад

  7. Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Вернуться назад

  8. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 33-23980/2015: суд взыскал с организации оплату вынужденного прогула с 05.09 (дата увольнения, рассчитанная согласно заявлению работника, направленному почтой) по 13.09 (дата отправления трудовой книжки работнику). Вернуться назад

  9. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н). Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала

Всё об уголовных делах

Все материалы об уголовных ходатайствах

Сроки ответа на ходатайство

I. Следствие

Сроки ответа на ходатайство поданного на стадии следствия

Url Дополнительная информация:

— 121 УПК срок разрешения ходатайства на следствии — 3 суток

— максимальный срок для ответа — 3 суток (121 УПК), но на практике, этот срок часто нарушается.

Безопасность нарушения (для следователей)

— следователи совершенно не опасаются допускать такой вид нарушений — так как им ничего не угрожает:

— ответ на ходатайство можно дать и задним числом.

— максимум, что может сделать защита — это обратится в суд с жалобой в порядке 125 УПК и признать действия по нарушению сроков незаконными.

— это скорее моральная победа, не имеющая какой-либо практической ценности (например, признать доказательства недопустимыми это точно не поможет).

Иллюстрация

— приведенная в качестве примера Жалоба на нарушение срока ответа имеет смысл, только если Вам требуется принудить следователя реагировать на подаваемые ходатайства. При длительных сроках расследования это иногда желательно сделать — сразу же после игнорирования первых ходатайств (иначе будут игнорировать и все последующие).

II. Суд

Сроки разрешения ходатайства на стадии судебного процесса

— общий принцип: ходатайства, поданные участниками в судебном заседании разрешаются немедленно, то только те из них, что входят в перечень п.5 Пленума № 51.

Не действует правило трех суток

— к сожалению, на судебной стадии не действует требование 121 УПК о немедленном рассмотрении ходатайств, и устанавливающее предельный срок — 3 суток.

Url Дополнительная информация:

— п.5 Пленума № 51 перечень ходатайств разрешаемых немедленно

Разрешаются немедленно

— ряд ходатайств судья должен разрешать сразу, но их перечень ограничен (приведен в п.5 Пленума № 51).

— ходатайства из этого перечня разрешаются сразу же — но только если они поданы до заседания или в его подготовительной части.

Url Дополнительная информация:

— ч.2 291 УПК после разрешения ходатайств — окончание судебного следствия

Разрешаются в конце процесса

— частая ситуация: защита подает ходатайство, а судья его игнорирует — никаких действий не предпринимает (не выносит отказа). Отвечает устно — «приму решение в конце процесса».

— все ходатайства, не подпадающие под требования п.5 Пленума № 51 судья вправе разрешить в конце судебного следствия — в момент, предусмотренный ч.2 291 УПК.

Url Дополнительная информация:

— п.6 Пленума № 51 решение должно быть оглашено

— решение по ходатайству должно быть оглашено.

Жалоба на нарушение срока ответа на ходатайство

ЖАЛОБА в порядке 125 УПК

на нарушение сроков рассмотрения ходатайства

— «___»__________ я обратился к следователю с письменным ходатайством.

— указанное ходатайство было заявлено устно, и сразу же продублировано письменно.

— следователь письменно отказал мне в удовлетворении вышеуказанного ходатайства.

— отказ в ознакомлении с протоколом объяснений моего подзащитного причиняет ущерб конституционным правам и свободам моего подзащитного. Я квалифицирую данный отказ как незаконное, необоснованное действие – грубо нарушающие мои процессуальные права, а также права моего подзащитного.

— в нарушение нормы 121 УПК предусматривающей обязанность должностных лиц разрешить ходатайство не позднее 3 суток со дня его заявления решение по ходатайству было принято только по истечении 12 суток.

— длительный срок разрешения ходатайства повлек нарушение моего права на своевременное и незамедлительное обжалование процессуального решения следователя.

— считаю возможным обратить внимание суда на следующее обстоятельство — письменный ответ на мое ходатайство не содержит даты такой обязательный реквизит как дата его вынесения. По моему мнению, любой процессуальный документ должен иметь такой обязательный реквизит как дата его вынесения. Отсутствие даты в указанном ответе оценивается мной как намеренное, имеющее целью замаскировать нарушение моего права на своевременное разрешение моего ходатайства.

Данное нарушение закона уже не может быть устранено, тем не менее я полагаю необходимым во избежание аналогичных нарушений признать данное бездействие дознавателя незаконным.

Url Дополнительная информация:

— п.10 Пленума № 1 кого обязаны известить о жалобе

Настоящую жалобу прошу рассмотреть с моим участием (ч.3 125 УПК).

Также прошу суд обеспечить участие (известить о дате и времени рассмотрения жалобы) моего представителя, защитника.

Url Дополнительная информация:

— п.8 Пленума № 1 одновременное обжалование в суд + прокурору

Пункт 8 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального Кодекса» рекомендует судьям выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК.

Уведомляю суд, что с аналогичной жалобой к прокурору или руководителю следственного органа, обвиняемый и его защитник – не обращались.

Требования к письму. О времени ответа на письмо

20 Февраль 2012 Евгений Неделин Просмотров:

Эта статья — ответ на вопрос, который постоянно звучит у меня на тренинге.

Вопрос такой:

«Есть ли какие-то общепринятые стандартные нормы относительно времени, в течение которого необходимо давать ответ клиенту/партнеру/коллеге?»

Интересный вопрос. Ответить на него с одной стороны – просто, а с другой – достаточно сложно, т.к. ответить можно: и да, и нет.

Если говорить о внутренней переписке – здесь все определяется скоростью и ритмом жизни самой компании. Есть компании, в которых задержка с ответом более 1,5 часов считается деловой неприличностью. Наряду с этим в других компаниях вполне комфортна скорость ответа в течение дня.

Если же говорить об общепринятых нормах, которые существуют в практике общения с внешним клиентом и адресатом, то очень многое здесь будет определять специфика сторон-участниц переписки и специфика предмета их общения. Если перед нами ситуация деловой переписки по вопросам достаточно стандартным и регулярно повторяющимся – сроки ответа одни. Если переписка ведется по вопросам, требующим для ответа отдельного обдумывания, уточнения и поиска дополнительной информации – сроки ответа могут быть существенно другими.

Так, для писем специалистов таких служб, как техподдержка, всякого рода работа с пользователями и клиентами – предельно допустимым считается время ответа не более 2- часов с момента получения письма-вопроса/запроса.

В отношении других служб (юридическая служба , отдел по работе с рекламациями, отдел документального сопровождения и пр.) – временные рамки могут быть более свободными. Однако, и здесь существует негласное правило. Так называемое «время комфортного ожидания» (т.е. время, когда адресат ждет ответа и не испытывает внутреннего дискомфорта от молчания своего респондента) не превышает 3-х часов. Если 3 часа минули, а в ответ – тишина, комфорт сменятся дискомфортом.

Что в связи с этим можно предпринять, чтобы устранить или предупредить у адресата дискомфорт ожидания?

Я предлагаю разделить понятие «ответ на письмо» на две составляющих: «реакция на письмо» и «собственно ответ на письмо».

Реакция на письмо – это как минимум информирование адресата о том, что его письмо получено. А как максимум – сообщение о том, когда следует ждать ответа по существу. Думаю, что пояснение термина «собственно ответ на письмо» уже излишне.

Реакция на письмо должна быть мгновенной, ну, или максимально скорой (ведь электронная почта – это средство оперативного общения). Выглядеть это может очень просто: «Андрей, добрый день! Я получила Ваше письмо. Постараюсь ответить до конца сегодняшнего дня» или «Маша, здравствуйте! Прочла Ваше письмо. Для детального ответа мне нужно время. Рассчитываю ответить не позднее 12.00 завтрашнего дня». Уважающие себя сервисы включают здесь автоматическое информирование о получении письма: «Уважаемый пользователь. Ваше письмо получено. В ближайшее время наши специалисты свяжутся с Вами». (Кстати сказать, таким же вариантом реакции на письмо является автоматически настроенное письмо-уведомление адресату о том, что Вы находитесь в деловой командировке, в отпуске, на обучении и указание лица, к которому можно обратиться в случае необходимости).

И после обязательной реакции на письмо Вы можете спокойно приступить к «собственно ответу». Единственным временнЫм ограничением для Вас теперь будет только то время, которое Вы сами указали.

Возьмите в пользование этот простой прием – и создавайте свой позитивный имидж в глазах ваших деловых партнеров, коллег и клиентов! В отношении писем близким коллегам и друзьям этот прием также неплох!

Удачных вам писем!

Тамара Воротынцева

Обратите внимание на наши тренинговые программы, которые могут вам помочь:

  • E-mail переписка в бизнесе. Управляйте деловыми отношениями
  • E— mail переписка с партнерами. Непростые ситуации (продвинутый уровень)
  • Деловая переписка. Имидж и деловые интересы

Есть ли нормированный срок ответа на письмо в переписке между юр. лицами?

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Сроки рассмотрения письменного обращения 1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

  • А почему все решили, что речь идет о гос. организации?Если это связано с правами потребителей, то определяющей для вас будет Ст. 22 ЗоЗПП — вы обязаны удовлетворить законные требования течение 10 дней со дня предъявления требования (получения вами письма) , поскольку за нарушение в ст.

Внимание Термины и определения» выделяет типовой срок исполнения документа — «срок исполнения документа, установленный нормативным правовым актом» и индивидуальный срок исполнения документа — «срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией». Таким образом, срок исполнения документа мы можем найти в федеральном законе (приказе, постановлении), а можем сами создать внутри своей компании соответствующий приказ или инструкцию по делопроизводству. Кроме того, срок исполнения документа может назначить руководитель в своей резолюции.
Напомню, что упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер. Вопросы делопроизводства в коммерческих организациях вообще очень слабо урегулированы. Но, если мы хотим работать грамотно, будем придерживаться существующих документов. Итак, если в резолюции указан срок выполнения задания, вопросов не возникает.

Срок регистрации обращения гражданина

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закона), письменное обращение подлежит регистрации в течение трёх дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Разобраться в системе органов государственной власти обычному гражданину очень сложно, названия десятков ведомств могут запутать даже опытных любителей детективов, поэтому ничего страшного, если обращение всё же будет направлено по неправильному адресу. Согласно п. 3 ст. 8 Закона, такое обращение должно быть перенаправлено в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в течение семи дней.
Порой вопрос, поставленный гражданином, относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в таком случае копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Срок ответа на обращение гражданина

Таким образом, не сложно подсчитать, что срок ответа в обычной ситуации должен составлять не более 33 дней (3 дня на регистрацию и 30 на рассмотрение).
Если же пришлось перенаправить обращение, то срок будет увеличен на 10 дней (3 дня на регистрацию и 7 на перенаправление) до 43 дней.
В исключительных случаях срок может быть увеличен ещё на 30 дней, таким образом, максимальный срок ответа на обращение может составлять 73 дня. При этом гражданин должен быть уведомлён о перенаправлении и об увеличении срока.

А что по факту

Уведомление об увеличении срока Уведомление о направлении по территориальности

Например, мною было отправлено обращение по факту нарушения ПДД одним из участников дорожного движения 3 ноября 2017 года. Позже, 04 декабря 2017 года мною были получены два письма, в одном из которых меня обрадовали фактом регистрации моего обращения 07 ноября 2017 года и уведомили тем, что мой случай таки исключительный и срок продлён на 30 дней. Во втором письме уведомили о передаче дела по территориальности (письмо датируется 01.12.2017 годом).

Ответ от «24 октября»

Предыдущее обращение мною было направлено по факту незаконных действий сотрудников частного охранного предприятия 26 сентября 2017 года. Ответ мною был получен 16 ноября, зато с аккуратно выведенной надписью ручкой о том, что ответ был подписан 24 октября. Видимо, почта в интернете тоже довольно медленно работает и письма иногда теряет. Да и всегда приятно почитать столь содержательные и наполненные глубоким смыслом измышления должностных лиц.

Уведомление о перенаправлении

Впрочем, полиция не единственный орган, который не слишком любит работать быстро. Например, мною было написано обращение с вопросом (без направления фактов нарушения законодательства) в прокуратуру 02 октября 2017 года. 09 октября 2017 года получил уведомление о пересылке моего обращения по подведомственности. Это единственный и, судя по всему, последний ответ, который я получил в качестве реакции на мой вопрос.

За последние два года я дважды обращался в Роспотребнадзор. Однако это ведомство, в отличие от полиции и прокуратуры, видимо, решило сделать вид, что его не существует, потому что ни одного ответа или уведомления мне прислано не было.

Что делать, если нарушен срок рассмотрения обращения

Если срок был нарушен, то необходимо обратиться в прокуратуру, которая, если соблаговолит не нарушить сроки, может провести проверку по обращению и вынести постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении.
Ст. 5.59 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Данное деяние влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Перечень, ранее описанных мною обращений в различные ведомства, носит исчерпывающий характер. За всё время был лишь один случай, когда моё заявление было рассмотрено в срок, установленный законом. И это при условии, что срок составляет от 33 до 73 дней и его сложно назвать недостаточным. Крайне маловероятно, что с обращениями других граждан ситуация кардинально отличается. Штат государственных органов непомерно раздут (например, полицейских в два раза больше, чем в среднем по миру), налоги граждан идут на содержание огромной армии чиновников, при этом результата для граждан не видно, а сроки ответа на обращения граждан постоянно нарушаются.

Каков срок ответа на письмо входящее в организацию?

  1. Рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» принят ГД 21.04.2006, одобрен СФ 26.04.2006).
  2. Ну я не думаю что стоит подходит методом преподавателя по адвокатуре), люди разные бывают… Допустим вы не отвечаете человеку на интересующие его запрос, даже самый простой, что ему после истечения срока и нескольких обращений мешает написать в разные роды инстанции (инспекция труда, прокуратура, налоговая и т. п.) с целью проверки на наличие нарушений, коррупции, халатности… ведь в связи с чем его запросЫ еще могут игнорироваться…. Я думаю не стоит увеличивать шансы еще большей головной боли…
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
    (ред. от 03.11.2015)
    «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

    Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

    1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
    (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

  4. А почему все решили, что речь идет о гос. организации?
    Если это связано с правами потребителей, то определяющей для вас будет Ст. 22 ЗоЗПП — вы обязаны удовлетворить законные требования течение 10 дней со дня предъявления требования (получения вами письма) , поскольку за нарушение в ст. 23 предусмотрена ответственность.
  5. общее время на подгнотовку ответа гражданину — 1 месяц.
  6. 2.Для федеральных органов исполнительной власти в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. 452, определены следующие типовые сроки предоставления ответов:
    9.15. Поступившие в федеральный орган исполнительной власти обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

    Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

    При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

    9.16. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов, иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.

    В случае если у территориального органа недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.

    Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти или руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе.

    При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

    11.2. Запросы, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации из правоохранительных органов, исполняются в федеральном органе исполнительной власти в указанный в запросе срок, а если срок не установлен в течение 30 дней. В случае если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный в запросе срок, руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти направляет инициатору запроса ответ о невозможности его исполнения в срок с указанием причин, а также возможного срока исполнения запроса .

    В приложении 10 Перечень типовых сроков исполнения документов Государственной системы документационного обеспечения управления, одобренной коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г. , устанавливались следующие сроки:

    Письма-поручения и письма-запросы вышестоящих учреждений и организаций к указанному в них сроку или в течение 10 дней.

    Письма предприятий (объединений) , учреждений, организаций 10 дней .

  7. Кто требует?
    Как нам препод по адвокатуре говорила: А предусмотрена ли административная ответственность за то что Вы не ответите этому лицу??? ?
    Если нет, то можно и не отвечать!! !

    Есть перечень лиц, которым ответы обязаны отвечать: судебным приставам- исполнителям, например

    А так. смотри закон

Запрос суда о предоставлении информации

мы с мужем в разводе, идет раздел совместно нажитого имущества, раздел вкладов муж потребовал предоставить информацию по моим вкладам с 2012 года по закрытым суда направил запрос в банк в сбербанк, адвокат моего мужа нарочнем отнес запрос, банк. Имел ли право банк выдать на руки адвокату моего мужа иформацию о моих закрытых и действующих вкладах на руки, которую он предоставил на судебном заседании.

Здравствуйте Галина!Запрос суда о предоставлении информации выдается в случае удовлетворения ходатайства стороны об истребовании доказательств в рамках судебного заседания. В целях оказания суду помощи в получения истребуемой информации в кратчайшие сроки, суд может возложить на сторону или ее представителя обязанность вручить запрос получателю лично либо направить его почтой.

Также нередко суды пишут в запросах, что просят выдать ответ на запрос на руки его предъявителю или лицу, указанному в запросе. Банк обязан исполнить запрос суда. Другой вопрос, что в данном случае на представителя возлагается обязанность посыльного, способствующего более быстрому рассмотрению дела, и банк может передать ответ на запрос как в запечатанном конверте, так и в виде открытого письма. Законом порядок ответа на судебные запросы не урегулирован.

Адвокат Уфа

Отказывая в ответе на адвокатский запрос, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, зачастую опасаются привлечения к ответственности за разглашение информации в соответствии со статьей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, в порядке предусмотренном статьей 6.

1 Федерального закона. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Справка

Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее — Положение), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), вступающий в силу с 1 июля 2010 г., призван обеспечить право каждого на информацию. Для успешной реализации положений названного Федерального закона, устанавливающего формы и способы получения гражданами, организациями, общественными объединениями и другими (далее — пользователь информацией) информации о деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент) и его органов необходимо принятие ряда подзаконных актов.

Одним из способов обеспечения доступа к информации является предоставление пользователям информацией по их запросу сведений о деятельности судов (пункт 6 статьи 6 Федерального закона).

Рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно:

права на информацию (согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом);

права каждого на доступ к документам и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающей осуществление правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, Судебным департаментом разработано Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Данное Положение в соответствии с частью 2 статьи 9, частью 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона определяет механизм оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений (запросов) пользователей информацией, поступающих через официальный сайт суда, в том числе содержит требования, предъявляемые к обращению (запросу), поступившему по сети «Интернет» в суд, и к ответу на такой запрос; устанавливает порядок и сроки регистрации, рассмотрения обращений (запросов), их переадресации и тому подобное.

Учитывая, что принятие рассматриваемого Положения, разработанного в развитие статей 18-20 названного Федерального закона, направлено на реализацию правового регулирования внутренней организации деятельности судов, обеспечивающего оптимальную организацию работы их аппаратов в условиях использования информационных технологий, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, окружных (флотских) военных и гарнизонных военных судов, мировым судьям при рассмотрении поступающих в суд в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления руководствоваться настоящим Положением.

Председатель Совета судей Ю.И. Сидоренко

г. Москва

21 июня 2010 г.

№ 229

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления (далее — Положение) разработано в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения электронных документов, поступающих через официальный сайт суда.

1.2. Правовое регулирование отношений, связанных с рассмотрением электронных документов, поступающих через официальный сайт суда, осуществляется в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 262-ФЗ), Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон № 152-ФЗ), Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон № 2124-1) и соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству, настоящим Положением и другими нормативными правовыми документами, регулирующими данные правовые отношения.

1.3. Основные понятия, используемые в Положении:

«электронный документ» — обращение (запрос), представленное в форме набора состояний, элементов электронной вычислительной техники, иных электронных средств обработки, хранения и передачи информации, могущее быть преобразованным в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком, имеющей атрибуты для идентификации документа (далее — обращение (запрос);

«адресант» — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий поиск необходимой информации и направивший электронный документ в суд;

«адресат» — федеральный суд общей юрисдикции, о деятельности которого осуществляется поиск информации через специальную интернет-форму;

«ответственное лицо» — работник аппарата суда (в том числе, приемной суда), наделенный полномочиями по приему, регистрации и обработке электронных документов;

«исполнитель» — работник аппарата суда, ответственный за исполнение электронного документа.

1.4. Информация о персональных данных адресанта электронного документа хранится и обрабатывается с соблюдением требований законодательства о персональных данных.

1.5. Обращения подлежат обязательному рассмотрению.

1.6. Официальный сайт суда является дополнительным средством обеспечения права граждан на обращения в суд.

1.7. Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте суда и должно содержать интерактивные ссылки на указанные в нем тексты законов и других нормативных правовых актов.

1.8. Контроль исполнения обращений (запросов), поступающих в суд, осуществляется председателем суда или уполномоченным им должностным лицом — постоянно.

2. Порядок оформления и направления обращений (запросов) в суд

2.1. Для приема электронных документов применяется специализированное программное обеспечение (в том числе посредством информационной системы ГАС «Правосудие» в разделах «Обращение граждан», «Электронное окно»), предусматривающее заполнение адресантом обращения (запроса) установленной формы с реквизитами, необходимыми для письменного ответа.

2.2. Обращение (запрос) адресанта заполняется по форме, размещенной на официальном сайте суда, с учетом требований статьи 18 Федерального закона № 262-ФЗ, статей 7, 8 и 11 Федерального закона № 59-ФЗ, а также требований соответствующей инструкции по судебному делопроизводству (приложение № 1).

2.3. Наряду с формой электронного документа на официальном сайте суда размещаются правила заполнения указанной формы.

2.4. Форма электронного документа должна содержать следующие реквизиты:

наименование суда;

адресат;

статус адресанта (выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, средства массовой информации (редакция);

фамилия, имя, отчество адресанта;

наименование организации, должность (наименование юридического лица, в том числе средства массовой информации, должность руководителя, уполномоченного им лица, главного редактора средства массовой информации и т.д.);

почтовый адрес;

электронный адрес (e-mail) адресанта (по желанию);

тема обращения;

текст обращения (изложение существа обращения)

поле «согласен на получение ответа в электронном виде»;

направить сообщение;

дата отправления сообщения и номер (формируются автоматически);

код безопасности сообщения.

2.5. Обязательные поля для заполнения адресантом отмечаются звездочкой.

2.6. В случае незаполнения обязательных реквизитов установленной формы электронного документа адресанту выдается сообщение о невозможности принять его обращение.

2.7. Форма электронного документа может содержать дополнительные поля:

контактный телефон адресанта;

уведомление адресанта на электронный адрес о принятии электронного документа;

согласие адресанта на получение ответа в виде электронного сообщения на указанный электронный адрес без направления письменного ответа.

2.8. С учетом возможностей программно-технического обеспечения официального сайта суда размер размещаемого на сервере обращения ограничен числом символов текста (до 4000) или объемом не более одной страницы печатного текста (формат А4).

2.9. Обращение не должно содержать вложенных файлов. Обращения, содержащие текст большей длины, копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять почтовой связью или передавать непосредственно в суд.

2.10. Не принимаются к рассмотрению обращения (запросы), содержащие:

призывы к свержению существующего строя и разжиганию межнациональной розни;

ненормативную лексику и оскорбительные высказывания;

вопросы, требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.);

любую рекламу.

3. Порядок регистрации и обработки электронных документов

3.1. Регистрация и обработка поступающих в суд электронных документов осуществляется ответственным лицом, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах в порядке и сроки, установленные нормативными документами, регулирующими судебное делопроизводство, вопросы деятельности судов.

3.2. Принятое обращение отображается на экране компьютера в виде электронной регистрационной карточки (приложение № 2).

3.2.1. Регистрация электронных документов осуществляется в подсистеме «Документооборот и обращения граждан», входящей в состав ГАС «Правосудие» (а при ее отсутствии — в подсистеме другого программного средства), при открытии ответственным лицом регистрационной карточки.

3.2.2. В регистрационную карточку обращения (запроса) в соответствующие позиции автоматически переносится содержание полей формы, заполненной адресантом обращения.

3.2.3. Регистрационный номер и дата поступивших в суд электронных документов присваиваются автоматически.

3.2.4. Ответственное лицо, принимающее электронный документ, обязано проверить его на соответствие пунктам 2.4, 2.5, 2.10, 2.11 настоящего Положения и передать его председателю суда или уполномоченному им лицу для определения исполнителя.

3.2.5. Передача электронного документа исполнителям осуществляется с использованием специальных программных средств.

3.2.6. После определения председателем суда или лицом, им уполномоченным, исполнителя электронного документа, ответственное лицо ставит отметку об исполнителе в электронной карточке электронного документа и передает его на исполнение в электронном виде или на бумажном носителе.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.4. При отсутствии технической возможности регистрации электронных документов в электронных регистрационных карточках, полученный электронный документ распечатывается и регистрируется в ручном режиме в журнале входящей корреспонденции.

3.4.1. На распечатанном электронном документе проставляется штамп приемной суда (штамп суда) с указанием текущей даты, который ставится на лицевой стороне первого листа обращения в правом нижнем углу, там же ставится входящий номер.

3.4.2. Ответственное лицо передает зарегистрированный электронный документ по реестрам передачи документов в соответствующие структурные подразделения суда (исполнителям) в день приема, а в исключительных случаях — не позднее 10 часов утра следующего рабочего дня, если иное не предусмотрено инструкцией по судебному делопроизводству в суде. В реестры передачи документов заносится вся информация, предусмотренная соответствующей инструкцией по судебному делопроизводству.

3.4.3. Реестры передачи документов составляются в двух экземплярах, подписываются ответственным лицом и исполнителем.

3.5. Председателю суда или уполномоченному им лицу электронный документ передается в документированном (распечатанном на бумажном носителе) виде. Председатель суда или уполномоченное им лицо определяет лиц, ответственных за подготовку ответа, устанавливает сроки и передает запрос на исполнение ответственным за данное направление работникам суда.

4. Порядок подготовки и отправки ответа на обращение (запрос)

4.1. После передачи исполнителю электронного документа, дальнейшая работа по нему ведется как с письменным обращением в порядке и сроки, установленные статьями 10, 11, 12 Федерального закона № 59-ФЗ и статьей 19 Федерального закона № 262-ФЗ, а также соответствующими инструкциями по судебному делопроизводству.

4.2. Общий срок рассмотрения электронного документа адресанта — 30 дней со дня его регистрации. Если предоставление запрашиваемой информации в указанный срок невозможно, в течение 7 дней со дня регистрации запроса стороне направляется уведомление об отсрочке ответа на запрос с указанием причин и срока предоставления соответствующей информации. Срок ответа не может превышать 15 дней сверх установленного тридцатидневного срока.

4.3. Запросы редакций средств массовой информации рассматриваются и разрешаются в семидневный срок. Ответ на запрос представляется председателем суда или уполномоченным им лицом.

4.4. Обращения (запросы), содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию суда, направляются по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ, частью 5 статьи 18 Федерального закона № 262-ФЗ.

4.5. Ответ на обращение (запрос) должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации.

4.6. Ответ на обращение (запрос) дается в письменном виде и направляется по указанному в нем почтовому адресу, а при наличии согласия адресанта — в электронном виде по электронной почте.

4.7. В письменном виде ответ на обращение (запрос) готовится на бланке суда в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ и инструкцией по судебному делопроизводству, подписывается председателем суда или уполномоченным им лицом, затем регистрируется в электронной карточке или в журнале исходящей корреспонденции, и направляется по почтовому адресу, указанному в электронном документе.

4.8. В ответе на обращение (запрос) указываются наименование, почтовый адрес суда, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

4.9. Ответ в электронном виде готовится с помощью специальных программных средств по установленной форме (приложение № 3) и, при наличии согласия адресанта, направляется по электронному адресу.

Для подготовки ответа в электронном виде, исполнитель вводит в указанную форму ответа регистрационный номер и дату обращения (запроса) адресанта. После этого в электронной форме ответа автоматически отображается содержание соответствующих полей формы, заполненной автором электронного документа.

4.10. Ответ на обращение (запрос) не предоставляется в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 59-ФЗ, статьей 20 Федерального закона № 262-ФЗ, в том числе, если:

содержание обращения (запроса) не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности суда;

в электронном документе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты, по которым можно связаться с лицом, направившим запрос;

запрашиваемая информация не относится к деятельности суда;

запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;

запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

предоставление информации не позволяет обеспечить безопасность участников судебного разбирательства;

запрашиваемая информация ранее предоставлялась адресанту;

электронный документ содержит запрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценки судебных актов, выработки правовой позиции по интересующему вопросу, проведении анализа судебной практики или выполнении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав адресанта;

электронный документ содержит некорректные, оскорбительные выражения, в том числе в отношении судей, участников судопроизводства, работников суда, администратора и других;

запрашиваемая информация подлежит предоставлению в ином порядке.

4.11. В случае если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на обращение (запрос) указывается наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.

4.12. В случае если часть информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная является общедоступной, предоставляются общедоступные сведения, а в остальной части отказывается в предоставлении информации ограниченного доступа со ссылкой на нормативный правовой акт.

4.13. Электронные документы после их исполнения подлежат хранению в установленном порядке в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.

Приложение № 1

Примерная форма электронного документа, отображаемая на официальном сайте суда общей юрисдикции 1. Обращение (запрос) о деятельности суда общей юрисдикции, направленное через официальный сайт суда, регистрируется и рассматривается в соответствии с Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». 2. Электронный документ направляется после обязательного заполнения полей, отмеченных звездочкой. 3. Ответ на обращение (запрос) дается в письменном виде и направляется по указанному в нем по адресу. 4. Вопросы, связанные с существом судебного разбирательства, рассматриваются в порядке, установленном соответствующими федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, уголовно-процессуальным кодексами Российской Федерации), иными действующими нормативными правовыми актами. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ В (НАИМЕНОВАНИЕ) СУД +————————————————-+ Куда* ¦ ¦ +————————————————-+ +————————————————-+ Статус автора* ¦ ¦ +————————————————-+ Выбирается из списка: гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, СМИ (редакция) +————————————————-+ Фамилия* ¦ ¦ +————————————————-+ +————————————————-+ Имя* ¦ ¦ +————————————————-+ +————————————————-+ Отчество* ¦ ¦ +————————————————-+ Наименование +————————————————+ организации, должность* ¦ ¦ (для юридических лиц) +————————————————+ +————————————————-+ Почтовый адрес* ¦ ¦ +————————————————-+ (Название улицы, номер дома, номер квартиры, название населенного пункта (города, поселка и т.д.), название района, название республики, края, области, автономного округа (области), название страны (для международных почтовых отправлений), почтовый индекс) +———————————————-+ Адрес электронной почты* ¦ ¦ +———————————————-+ +————————————————+ Тема сообщения ¦ ¦ +————————————————+ Выбирается из списка вопросов о деятельности суда +——————————————————+ Текст сообщения* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—+ +——————————————————+ ¦ ¦Согласен на получение +—+ответа в электронном виде (при согласии поставить галочку) +—————————-+ ¦Направить обращение (запрос)¦ Дата обращения (число, месяц, год) — ¦ в суд ¦ формируется автоматически +—————————-+

Приложение № 2

Регистрационная карточка электронного документа

регистрационный номер электронного документа число месяц год

(Дата электронного документа) Поля, которые заполняются автоматически: Кому адресовано обращение (запрос) ______________________________________ Адресант ________________________________________________________________ Наименование организации, должность _____________________________________ Адрес ___________________________________________________________________ E-mail __________________________________________________________________ Номер телефона __________________________________________________________ Тема сообщения __________________________________________________________ Текст сообщения _________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ПРОВЕРИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ НА ПОВТОРНОСТЬ ОТВЕТ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ — ответ давался; — ограниченный доступ; — не относится к компетенции; — имеется на сайте суда; — другое ПЕРЕДАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУДА ИНФОРМАЦИЯ О ДВИЖЕНИИ РАСПЕЧАТАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ 27.05.2010 принят, зарегистрирован под ЭП № 10000000 28.05.2010 передан в отдел делопроизводства по гражданским делам 28.05.2010 принят исполнителем (ФИО) ИСХОДЯЩИЙ НОМЕР — электронный номер — письменный номер

Приложение № 3

Форма для подготовки ответа на обращение в электронном виде +——————————————————+ ¦регистрационный номер ¦число ¦месяц ¦год ¦ +——————————————————+ (Регистрационный номер и дата электронного документа вводятся исполнителем при подготовке ответа) После ввода номера и даты автоматически отображаются: Наименование суда _______________________________________________________ ФИО адресанта ___________________________________________________________ Наименование организации ________________________________________________ Должность _______________________________________________________________ Адрес ___________________________________________________________________ E-mail __________________________________________________________________ Текст ответа адресанту на обращение: ___________________________________ ___________________________________ Председатель суда Фамилия, инициалы (лицо, им уполномоченное)

Передать ответ по электронной почте адресанту электронного документа Распечатать ответ на бланке суда

+——————————+ ¦Электронный исходящий номер ¦ ¦ответа и дата подписания ¦ +——————————+ +——————————+ ¦Письменный исходящий номер ¦ ¦ответа и дата подписания ¦ +——————————+

Постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. № 229 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления”

Текст постановления официально опубликован не был

Добавить комментарий