Сроки установления инвалидности

Законодательство

Причина и группа инвалидности устанавливаются по результатам МСЭ инвалида. Причина и группа инвалидности отражаются в справке об инвалидности, которая выдается на руки инвалиду.
Нарушения функций организма человека многочисленны и включают в себя нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти и др.); нарушения языковых и речевых функций; нарушения зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения двигательных функций отдельных частей тела, координации движений); нарушения отдельных функций организма; нарушения, обусловленные физическим уродством, и другие.
Специалисты бюро МСЭ руководствуются разъяснением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (утв. постановлением Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17) (далее — Разъяснение Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»).
Причины инвалидности могут иметь следующие формулировки:
1) общее заболевание. Такая формулировка является самой распространенной и применяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в Разъяснении Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»;
2) инвалид с детства. Определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид»;
3) профессиональное заболевание. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений) как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям, обусловившим наступление инвалидности. Основанием, как правило, является акт о случае профессионального заболевания;
4) трудовое увечье. Определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве, и устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы;
5) военная травма. Определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Определяется бывшим военнослужащим, к которым относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях пограничной службы РФ, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Получение увечья или заболевания в период прохождения военной службы подтверждается военно-медицинскими документами, такими как свидетельство о болезни или справка военно-врачебной комиссии.
В случае определения инвалидности гражданам, имеющим ограничения жизнедеятельности вследствие увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных в период прохождения военных сборов, причину инвалидности федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
При отсутствии подтверждающих военно-медицинских документов причина инвалидности определяется формулировкой «общее заболевание» и одновременно оказывается содействие гражданину в поиске необходимых военно-медицинских документов;
6) заболевание получено в период военной службы. Определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. Инвалидность, наступившая у бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины, в течение трех месяцев со дня увольнения из армии, рассматривается как наступившая в период военной службы, кроме случаев наступления инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью;
7) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности;
8) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Определяется бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения военного комиссариата, если заболевание, поставленное комиссариатом в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военным комиссариатом;
9) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС или полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Устанавливается участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
10) заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк». Определяется гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Подтверждающим документом является удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации;
11) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Производственном объединении «Маяк». Определяется бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Подтверждается удостоверением и заключением межведомственного экспертного совета о причинной связи имеющихся заболеваний и инвалидности с последствиями воздействия радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
12) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий. Устанавливается лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, которые связаны с любыми видами ядерных установок;
13) заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Определяется гражданам из подразделений особого риска, таким как непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В справке об инвалидности указывается только одна причина инвалидности, а если у гражданина одновременно имеются два или три основания для определения причины инвалидности, то по выбору инвалида либо его законного представителя выбирается и указывается та, наличие которой гарантирует гражданину предоставление более широкого круга мер социальной защиты. Так, подростку, не достигшему 18 лет, получившему трудовое увечье, можно выбрать или категорию «ребенок-инвалид», или категорию «трудовое увечье».
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Группы инвалидности устанавливаются с использованием классификаций, которые определяют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами; и критериев, которые определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № ІОІЗн «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Стойкие нарушения функций организма человека имеют несколько степеней выраженности: 1-я степень — незначительные нарушения, 2-я степень — умеренные нарушения, 3-я степень — выраженные нарушения, 4-я степень — значительно выраженные нарушения.
При классификации основных категорий жизнедеятельности человека учитывается то, что к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
— способность к самообслуживанию;
— способность к самостоятельному передвижению;
— способность к ориентации;
— способность к общению;
— способность контролировать свое поведение;
— способность к обучению;
— способность к трудовой деятельности.
В частности, способность к трудовой деятельности имеет три степени выраженности:
— 1-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
— 2-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
— 3-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность)
ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
К сожалению, какие-либо методические материалы о том, как производить оценку показателей способностей, отсутствуют.
Оценка показателей способностей производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков экспертов, экспертной и врачебной практики.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
1) не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению к Правилам признания лица инвалидом;
2) не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам признания лица инвалидом);
3) не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление группы инвалидности без указания сРока переосвидетельствования (категории «ребенок- инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории ребенок-инвалид») по указанным выше под пунктами 1 и 2 основаниям при отсутствии положительных резуль. татов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направленна на медико-социальную экспертизу, выданном гражда. нину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно (в случае отказа в направлении на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения), группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему реабилитационных мероприятий.

Оглавление

Установление инвалидности (то есть признание лица инвалидом) является полномочием РФ, которое реализовано путем принятия соответствующими федеральными органами государственной власти определенных нормативно-правовых актов.

Признание лица инвалидом осуществляется в рамках медико-социальной экспертизы. Закон «Об охране здоровья» признает медико-социальную экспертизу одним из видов медицинской экспертизы.

Медико-социальную экспертизу осуществляет система учреждений медико-социальной экспертизы (федеральные учреждения), порядок деятельности которых установлен приказом Минздравсоцразвития от 17.11.2009 №906.

Необходимо иметь в виду, что указом Президента РФ от 20.05.2012 Минздравсоцразвития преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты населения. Функции по выработке политики в сфере медико-социальной экспертизы переданы Министерству труда и социальной защиты населения, что является принципиальным моментом, ибо разведены функции здравоохранения и проведения медико-социальной экспертизы как основания предоставления мер социальной защиты.

См. также Административный регламент по оказанию государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, принятый приказом Минздравсоцразвития от 11.04.2011 №295.

Медико-социальная экспертиза рассматривается как государственная услуга. Заявителями выступают граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Результат услуги — выдача справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации инвалида. В случае отказа результатом услуги является письменный отказ. В случае, если предметом медико-социальной экспертизы является вопрос об инвалидности умершего — заключение о признании умершего инвалидом.

Оказывает услугу ФГУ Бюро медико-социальной экспертизы. Бюро медико-социальной экспертизы выступает нижним звеном в иерархии этих специализированных учреждений и учреждается из расчета 1 бюро на 70-90 тысяч населения. Как правило, бюро носит комплексный характер, однако также имеются и специализированные бюро, которые специализируются на отдельных видах экспертиз. Бюро выступают основным учреждением, осуществляющим медико-социальную экспертизу.

Второй уровень — Главное бюро, создаваемое в субъекте РФ и выполняющее двойкую роль. Во-первых, главные бюро выступают учреждением, проводящим медико-социальную экспертизу в сложных случаях (с использованием специального оборудования; когда требуется комплексная экспертиза и прочее). Во-вторых, главные бюро рассматривают жалобы на решения бюро.

Третий уровень — Федеральное бюро, находящееся в ведении Федерального медико-биологического агентства. Оно проводит наиболее сложные, уникальные экспертизы, а также экспертизы в отношении лиц, работающих в определенных сферах (например, атомная энергетика). Кроме того, Федеральное бюро рассматривает жалобы на решения главных бюро.

Самым распространенным способом обращения в бюро является направление гражданина на медико-социальную экспертизу медицинским учреждением.

В правилах экспертизы по установлению временной нетрудоспособности (предшествующая медико-социальной экспертизе) указано, что в случае, когда прогноз не благоприятный (нет оснований рассчитывать на восстановление), не позднее 4 месяцев с момента установления временной нетрудоспособности гражданин должен быть направлен на медико-социальную экспертизу. В случае благоприятного прогноза указанный срок может быть продлен до 10-12 месяцев (в зависимости от характера заболевания).

Помимо медицинских учреждений правом направлять на медико-социальную экспертизу обладают учреждения социальной защиты населения, пенсионные органы. Наконец, гражданин вправе обратиться и самостоятельно (когда ему отказано в выдаче направления).

Суть медико-социальной экспертизы заключается в оценке состояния здоровья с точки зрения наличия ограничений жизнедеятельности, в оценке степени ограничений жизнедеятельности, вызванного дефектами здоровья, и в определении набора мер социальной защиты, направленных на минимизацию ограничений жизнедеятельности для конкретного гражданина.

В ходе медико-социальной экспертизы устанавливаются определенные юридические факты. Во-первых, структура ограничения жизнедеятельности.

Приказом Минздравсоцразвития от 23.12.2010 №1013 утверждены классификации и критерии, которые используются при осуществлении медико-социальной экспертизы; в нем даны классификации и критерии основных видов нарушений функций организма и основных категорий сфер жизнедеятельности человека.

Функции организма (сенсорные, языковые и прочие) оцениваются с точки зрения их сохранности при помощи степеней (от 1 (незначительные нарушения) до 4 (значительно выраженные нарушения)). Каждая функция рассматривается отдельно на основании предъявленных медицинских документов, и количественно оценивается.

Затем анализируется, насколько нарушения функций влияют на способность жизнедеятельности в разных сферах:

· способность к самообслуживанию;

· способность к самостоятельному передвижению;

· способность к ориентации;

· способность к общению;

· способность к контролю за своим поведением;

· способность к обучению;

· способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени ограничения (устанавливаются отдельно по каждой сфере жизнедеятельности):

· первая — незначительная, когда, как правило, способность к жизнедеятельности в данной сфере сохранена, но требует большего времени, осуществляется в меньшем объеме, когда используются технические приспособления (внешняя помощь);

· вторая — внешние приспособления или посторонняя помощь обязательны;

· третья — способность полностью утрачена.

Вторым вопросом, решаемым в ходе медико-социальной экспертизы, является установление группы инвалидности.

С точки зрения правоприменения сложно руководствоваться степенями ограничения в то время, как требуется интегративный, комплексный критерий инвалидности лица. Выделяются три группы инвалидности:

· третья — самая «легкая»;

· вторая — «средняя»;

· первая — самая тяжелая.

Приказ Минздравсоцразвития содержит указания, какими должны быть ограничения в той или иной сфере жизнедеятельности, чтобы установить определенную группу инвалидности. Так, например, достаточно в одной из семи сфере иметь третью степень ограничения, чтобы иметь первую группу инвалидности; если есть хотя бы одна сфера с первой степенью ограничения, имеются основания для установления третьей группы инвалидности.

Группа инвалидности определяет набор мер социальной защиты, устанавливаемой данному лицу. Меры социальной защиты устанавливаются индивидуальной программой реабилитации (второй документ, наряду со справкой об установлении инвалидности, выдаваемый по итогам медико-социальной экспертизы). При этом некоторые виды социальной защиты законодательно привязаны к определенной группе инвалидности.

Далее, устанавливается время наступления инвалидности. Это важный с правовой точи зрения момент, поскольку время наступления инвалидности определяет момент возникновения права на меры социальной защиты. В условном «хронологическом векторе» есть несколько важных точек, имеющих правовое значение, и самой главной из них является момент установления инвалидности (момент признания лица инвалидом). Таковым является момент обращения лица (при том, что с момента обращения медико-социальной экспертизы проходит до 30 дней (срок для проведения экспертизы). Соответственно, все виды социальной защиты, которые можно «обратить в прошлое», предоставляются с обратной силой.

Моменту установления инвалидности предшествует момент наступления инвалидности. Это момент, когда фактически произошли нарушения здоровья, которые привели к соответствующим последствиям (потребность в социальной защите), например, несчастный случай (в отношении инвалидности в результате заболевания моменту устанавливается экспертизой). Этот момент важен, поскольку некоторые виды социальных гарантий предоставляются с момента наступления инвалидности. Соответственно, если этот момент требует экспертной оценки, это также входит в предмет медико-социальной экспертизы.

Следующий юридический факт — срок инвалидности.

Инвалидность — это состояние, которое может меняться и даже прекратиться. Как правило, инвалидность устанавливается на определенный срок. Срок, на который устанавливается инвалидность, зависит от группы инвалидности (первая группа — по общему правилу, инвалидность устанавливается на 2 года; вторая и третья группы — на 1 год).

По истечении срока инвалидности лицо должно пройти переосвидетельствование (группа инвалидности может быть сохранена, повышена, понижена, что отражается на предоставляемых мерах социальной защиты). Срок переосвидетельствования также устанавливается в ходе медико-социальной экспертизы, и он устанавливается до истечения срока инвалидности. В данном случае важны причины пропуска срока:

· если лицо обратилось вовремя, выдается новая программа реабилитации с новым набором мер социальной защиты;

· если срок переосвидетельствования пропущен по уважительным причинам (что также определяется учреждением медико-социальной экспертизы (кроме пенсионного обеспечения)), учреждение медико-социальной экспертизы установит право на новые меры социальной защиты с момента, когда гражданин должен был пройти переосвидетельствование (при этом уважительными могут быть самые разные причины; так, чаще всего, это состояние здоровья, отсутствие сопровождающего лица и прочее);

· если срок переосвидетельствования пропущен без уважительных причин, новые меры социальной защиты будут предоставлены с даты фактического обращения лица.

Переосвидетельствование необходимо для переоценки инвалидности, однако иногда состояние здоровья объективно не может измениться. Соответственно, предусмотрено несколько оснований для неопределенного срока. Во-первых см. утвержденный перечень заболеваний и дефектов: инвалидность на неопределенный срок устанавливается либо сразу же, либо не позднее 2 лет с момента установления инвалидности.

Во-вторых, инвалидность на неопределенный срок может быть связана не с неустранимыми заболеваниями и дефектами, но с отсутствием положительной динамики. В таком случае инвалидность на неопределенный срок устанавливается в течение 4 лет с момента первоначального установления инвалидности.

Лицо, которому установлена инвалидность без истечения срока вправе самостоятельно обратиться за переосвидетельствованием (например, в случае ухудшения состояния здоровья и, следовательно, появления более серьезного ограничения жизнедеятельности).

Далее, медико-социальной экспертизой устанавливаются причины инвалидности. Причины перечисляются в приказе Минздравсоцразвития, и каждая имеет свое правовое значение.

1. Общее заболевание. Это все случаи, кроме нижеперечисленных (например, когда не установлена соответствующая причинно-следственная при «потенциальном» трудовом увечье и прочее).

2. Трудовое увечье. Это результат нарушения целостности организма (увечье), которое прямо или косвенно связано с выполнением трудовых обязанностей.

Речь идет о лицах, состоящих в трудо-правовых либо гражданско-правовых отношениях, и есть причинная связь между выполняемыми трудовыми обязанностями и увечьем при условии, что договор, регламентирующий деятельность лица, предусматривает социальное страхование этого лица.

Правовое значение имеют время, когда произошел несчастный случай, обстоятельства несчастного случая и его последствия. Под временем понимается «рабочее время», то есть время, когда гражданин обязан выполнять свою трудовую функцию. Под обстоятельствами понимаются такие обстоятельства, при которых имеет место причинная связь между выполнением трудовых обязанностей и наступившими последствиями в виде несчастного случая, за исключением умышленных действий самого лица (поскольку используется механизм страхования). Среди последствий несчастного случая обязательным является утрата лицом профессиональной трудоспособности.

Когда речь идет о трудовом увечье как причине инвалидности в ходе медико-социальной экспертизы устанавливается причинная связь между нарушениями функций организма и утратой профессиональной трудоспособности, а также степень такой утраты в процентах.

Несчастный случай на производстве расследуется работодателем или иным субъектом, состоящим в соответствующих отношениях. Соответствующее заключение является основанием для признания несчастного случая несчастным случаем на производстве, а последствий в виде травмы — трудовым увечьем (или отказа в таком признании).

Основное правовое последствие трудового увечья — возникновение у лица права на соответствующее страховое возмещение в дополнение ко всем правам инвалида.

3. Профессиональное заболевание. Эта причина также связана с выполнением лицом трудовых обязанностей; последствия такие же, как и при трудовом увечье (поскольку страхование охватывает оба страховых риска).

Квалификация заболевания как профессионального требует дополнительный комментарий. Нормативные акты, посвященные установлению инвалидности понимают под профессиональным заболеванием заболевание, связанное с воздействием вредных производственных факторов, то есть заболевание, находящееся в прямой причинно-следственной связи с вредными производственными факторами, вытекающими их тех условий, в которых осуществляется трудовая деятельность лица.

Конвенция МОТ №121 устанавливает перечень профессиональных заболеваний. Эта конвенция не ратифицирована РФ, и поэтому долгое время стояла проблема несоответствия отечественного законодательства требованиям Конвенции МОТ. Так, отечественное законодательство исходило из того, что мало установления причинной связи между вредными производственными факторами и заболеванием, но нужен еще и особый вид работ. Соответственно, перечень в РФ был трехзвенный в отличие от двузвенного перечня Конвенции МОТ.

01.01.2012 «оригинальный» отечественный перечень был отменен, а с 27.04.2012 приказом Минздравсоцразвития был утвержден новый перечень, соответствующий требованиям Конвенции МОТ (ликвидирована зависимость от выполняемых лицом работ).

Расследование профессионального заболевания осуществляется в рамках специальной процедуры с участием работодателя и центра профпатологии (специализированное медицинское учреждение).

4. Инвалидность с детства. Это случаи, когда лица, которые к моменту освидетельствования или переосвидетельствования достигли 18-летнего возраста, но момент наступления инвалидности приходится до достижения ими 18-летнего возраста.

До достижения 18 лет ребенок, у которого установлена инвалидность называется «ребенок-инвалид» (все дети-инвалиды равны по правовому статусу (особая категория), и группы инвалидности и прочее не выделяются). По достижении 18 лет дети проходят переосвидетельствование, устанавливается группа инвалидности, степени ограничения; причиной же инвалидности признается инвалидность с детства.

Эти лица имеют право на особые меры социальной защиты, поскольку они, как правило, не осуществляли трудовую деятельность, а потому не могут претендовать на соответствующие «общие» меры социальной защиты.

5. Военная травма. Это ранение, увечье, контузия или заболевание, которое связано с выполнением обязанностей воинской службы.

6. Заболевание, полученное в период военной службы. Это все остальные случаи, произошедшие с военнослужащим, которые не могут быть отнесены к военной травме.

7. Последствие радиационных воздействий. Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС, иные признанные (и, если таковые имеются, непризнанные) катастрофы.

Это единственная причина инвалидности, для которой причинная связь между заболеванием и радиационным воздействием устанавливается межправительственной комиссией (что является достаточно длительной процедурой).

Первоначально же таким лицам устанавливается «общее заболевание» в качестве причины инвалидности и только по получении результатов межведомственной экспертизы досрочно или при переосвидетельствовании) в качестве причины инвалидности указывается последствие радиационного воздействия. Соответственно, специальные права лица получают именно со второго момента, и ВС РФ признал правомерной такую последовательность.

8. Иные причины, установленные законодательством. Например, см. закон «Об иммунопрофилактике» (поствакцинальные усложенения); инвалидность «по зрению» и прочее.

В судебной практике также встречаются дела, оказывающее существенное воздействие на правоприменительную практику.

Ст. 58 ФЗ «Об основах охраны здоровья» устанавливает, что гражданин имеет право на независимую медицинскую экспертизу, в том числе, медико-социальную (то есть вне государственного бюро медико-социальной экспертизы), а инвалидность, согласно утвержденной процедуре, устанавливается лишь на основании решения бюро медико-социальной экспертизы.

См. определение КС РФ от 21.02.2008: КС РФ признал, действующая процедура установления инвалидности не противоречит Конституции РФ. Более того, право лица на независимую медико-социальную экспертизу может быть реализовано при обращении лица в суд с обжалованием решения бюро медико-социальной экспертизы (назначение судом соответствующей экспертизы в независимом учреждении). При этом такое решение независимой медико-социальной экспертизы не может быть «в чистом виде» положено в основу решения об установлении инвалидности.

Решение ВС РФ от 07.07.2007 о сроках принятия решения.

С момента обращения лица с заявлением в бюро медико-социальной экспертизы до момента вынесения решения должно пройти не более месяца. Далее главное бюро имеет 3 дня для передачи ему соответствующего дела (в порядке обжалования) и 30 дней для принятия собственного решения (аналогично — федеральное бюро).

ВС РФ указал, что нормы закона о порядке обращения граждан в государствнные органы не распространяются на бюро медико-социальной экспертизы, ибо это государственная услуга.

Определение ВС РФ от 08.05.2007.

Порядок признания лица инвалидом устанавливает, что гражданин предоставляет соответствующие медицинские документы, содержащие основаниях установления инвалидности. Если их недостаточно, бюро вправе назначить дополнительное обследование.

Дополнительное обследование осуществляется в медицинских учреждениях (до заключения медико-социальной экспертизы, требуется медицинское заключение). Медицинские же манипуляции возможны лишь с согласия пациента.

Если гражданин отказывается от дополнительного обследования, бюро выносит решение на основании предоставленных документов. Соответственно, противоречия в законодательстве нет.

Определение ВС РФ от 12.08.2010.

Вышестоящее бюро, осуществляя контроль, вправе провести повторную медико-социальную экспертизу (оно может даже понизить группу инвалидности). В то же время, если медико-социальная экспертиза признается законом «Об основах охраны здоровья» медицинской экспертизой, требуется согласие «пациента».

ВС РФ обосновал отсутствие противоречия в регулировании тем, что медико-социальная экспертиза не является медицинским вмешательством, а потому нормы о правах пациента не действуют в этой части, и гражданин не вправе отказаться от повторной медико-социальной экспертизы (и группа инвалидности может-таки быть изменена (она изменяется с момента вынесения повторного решения)).

1 октября должен закончиться временный порядок заочного установления групп инвалидности и их автоматического продления без переосвидетельствования. Минтруд предлагает продлить его еще на 6 месяцев.

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект с поправками в Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. и другие нормативные акты о продлении упрощенного порядка проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) без личного присутствия заявителя в период с 01.10.2020 до 01.03.2021, то есть еще на 6 месяцев. Это значит, что до весны следующего года продление действующих групп инвалидности будет осуществляться в автоматическом режиме, а назначение новых — на основании документов, поступивших в бюро МСЭ от медицинских организаций.

Узнайте больше об упрощенном получении инвалидности

Как работает упрощенный порядок установления статуса инвалида

В рамках мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции весной 2020 года ввели упрощенный порядок прохождения МСЭ как для тех граждан, которые обращаются для установления инвалидности в первый раз, так и для тех, кто проходит медико-социальную экспертизу повторно. Аналогичные правила действуют для детей-инвалидов. Как пояснил министр труда и социальной защиты Антон Котяков:

Медико-социальная экспертиза устанавливает инвалидность по направлениям и документам, представленным медицинскими организациями. Минтруд предлагает изменить порядок проведения медико-социальной экспертизы на ближайшие полгода и устанавливать инвалидность без посещения бюро медико-социальной экспертизы.

Если срок очередного переосвидетельствования инвалида наступает в период действия упрощенного порядка, ему не нужно никуда обращаться, действие группы продлят автоматически. Индивидуальную программу реабилитации или абилитации тоже продлят на полгода с сохранением всех ранее рекомендованных реабилитационных мероприятий, включая обеспечение техническими средствами реабилитации. Информация о продлении действия группы инвалидности размещается в Федеральном реестре инвалидов. Временный порядок ежемесячно охватывает порядка 180 тысяч граждан с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку все они входят в группы риска по COVID-19, упрощенный порядок, действие которого планировали закончить 1 октября, предложили продлить еще на 6 месяцев.

Как платят пенсии по автоматической инвалидности

Назначение и выплата пенсий всем гражданам с установленной группой инвалидности осуществляются Пенсионным фондом России на основании сведений реестра инвалидов. Данные о продлении поступают туда оперативно, никаких дополнительных документов и заявлений предоставлять не нужно.

Что делать работодателям, у которых работают инвалиды

Если в организации есть работники с группой инвалидности, которую продлили автоматически, работодатель должен соблюдать все первоначально установленные требования к организации его труда, предусмотренные программой реабилитации или абилитации, Трудовым кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами. За нарушение трудовых прав инвалидов предусмотрена административная ответственность по статье 5.42 КоАП РФ. Это касается как приема на работу и увольнения лиц с ограниченными возможностями, так и организации их рабочего места и установления служебных обязанностей.

Больше инструкций по оформлению инвалидности в КонсультантПлюс

Используйте бесплатный доступ, чтобы получить ответы на вопросы:

  • как оформить инвалидность в 2020 году;
  • как получить льготы на коммуналку;
  • как бесплатно получить инвалидную коляску или другое оборудование.

Установление инвалидности. Ответы на все вопросы
В данной статье рассмотрена процедура признания гражданина инвалидом, как пройти медико-социальную экспертизу, что является основанием для признания гражданина инвалидом, как выносится решение о признании лица инвалидом, с какой даты устанавливается инвалидность, как осуществляется повторное переосвидетельствование инвалидов, возможно ли получить освидетельствование инвалидности на дому, можно ли обжаловать решение бюро, проводившего медико-социальную экспертизу.

Какова процедура признания гражданина инвалидом? Как пройти медико-социальную экспертизу?

Порядок и условия признания лица инвалидом определены постановлением Правительства Российской Федерации о порядке признания граждан инвалидами № 95 от 20.02.2006. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121)
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ (в ред. постановления Правительства РФ № 49 от 01.02.2005).
В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид» (постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006).
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза проводится федеральными государственными учреждениями: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее — главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро) — филиалами главных бюро.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ).
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается в бюро. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.

Что является основанием для признания гражданина инвалидом?

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
• необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Как выносится решение о признании лица инвалидом?

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов-экспертов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю.

В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро медико-социальной экспертизы, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке. В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, а также получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро и доводится до сведения заявителя в доступной для него форме.
Программа дополнительного освидетельствования может предусматривать:
• проведение дополнительного обследования в лечебно-профилактическом, реабилитационном или другом учреждении;
• получение заключения главного или федерального бюро медико-социальной экспертизы;
• запрос необходимых сведений;
• проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения лица;
• другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного освидетельствования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности. В случае признания лица инвалидом специалистами соответствующего бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Программа утверждается руководителем бюро. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

С какой даты устанавливается инвалидность?

В соответствии с действующим постановлением Правительства РФ датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Как осуществляется повторное переосвидетельствование инвалидов?

Переосвидетельствование инвалидов проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II, III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид» (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006). Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида раньше установленных сроков проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Возможно ли получить освидетельствование инвалидности на дому?

Руководствуясь постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006, медико-социальная экспертиза (МСЭ) производится в учреждении по месту жительства гражданина либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Если, по заключению учреждения здравоохранения, гражданин не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, возможно проведение МСЭ на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя. Для этого гражданину или его родственникам следует обратиться за направлением на МСЭ к лечащему врачу в районную поликлинику по месту жительства.
Лечащий врач выдает направление с отметкой, что МСЭ должна быть проведена на дому.

Можно ли обжаловать решение бюро, проводившего медико-социальную экспертизу?

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Добавить комментарий