Стадией избирательного процесса является

Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:

1) назначение выборов

2) образование избирательных округов и избирательных участков, избирательных комиссий

3) составление списков избирателей

4) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация

5) предвыборная агитация

6) финансирование выборов

7) проведение голосования

8) установление результатов выборов.

Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы — Президентом Российской Федерации (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ — Советом Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Избирательные округа. В зависимости от численности представительного органа власти и типа избирательной системы происходит и образование избирательных округов.
До 1993 г. выборы во всех республиках СССР проводились по одномандатным избирательным округам. В 90-х годах были эксперименты избрания депутатов по многомандатным округам. Выборы депутатов в Государственную Думу (1993 г.) проводились по смешанной избирательной системе — на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 1994 г. в основном была применена мажоритарная избирательная система относительного большинства. В 20 субъектах Федерации было образовано 110 многомандатных избирательных округов. В остальных субъектах Федерации образовывались только одномандатные избирательные округа.

При выборах Совета Федерации первого созыва (1993г.) образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определялись соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Последние образуются органами местного самоуправления по согласованию с вышестоящими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и избирательные законы субъектов Российской Федерации устанавливают правила образования избирательных участков и сроки с учетом временного пребывания избирателей в различных местах.

Списки избирателей — это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой местной администрации.

Для организации и проведения выборов представительных органов власти и местного самоуправления, а также высших должностных лиц государства и субъектов Федерации образуются избирательные комиссии. Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Создается сеть избирательных комиссий субъектов Федерации во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определил следующие виды избирательных комиссий, осуществляющих организацию, подготовку и проведение выборов в Российской Федерации:

· Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

· избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

· окружные избирательные комиссии

· территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются федеральными законами и законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Деятельность избирательных комиссий носит гласный и открытый характер, с широким участием в их работе кандидатов в депутаты, представителей избирательных объединений, средств массовой информации. Решения избирательных комиссий по вопросам их ведения носят обязательный характер для всех участников избирательного процесса, в том числе и для органов государственной власти и местного самоуправления. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Количественный состав избирательных комиссий в зависимости от их уровня колеблется от 7 до 15 членов.

Выдвижение кандидатов в представительные органы власти — одна из центральных стадий избирательного процесса, это этап, предопределяющий будущий состав депутатского корпуса. Новое избирательное законодательство внесло существенные моменты в процедуру выдвижения. Ныне право выдвижения кандидатов (или списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы и жительства.

Избирательное объединение — это общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Право выдвижения кандидатов в депутаты может принадлежать избирательным блокам, то есть союзу избирательных объединений, создаваемых ими для совместного участия на период проведения выборов. Избирательный блок регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Партия, движение, общественная организация могут входить в состав лишь одного избирательного объединения. В случае вхождения в блок они уже не могут выступать качестве самостоятельного избирательного объединения.В поддержку списка кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве, определяемом законами.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 г. в отличие от прежнего российского законодательства установил, что кандидат в депутаты представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе.

Законодатель определяет условия дополнительного выдвижения кандидатов и порядок обжалования в случаях отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующей комиссией.

Кандидат в депутаты имеет ряд гарантий, обеспечивающих ему возможность эффективного участия в избирательном процессе: социально-экономических, организационных и юридических. Среди них — личная неприкосновенность кандидата в депутаты, право кандидата иметь определенное количество доверенных лиц, право бесплатного пользования на территории округа всеми видами общественного транспорта, кроме такси, а также право на неоплачиваемый отпуск на период предвыборной агитации.

Предвыборная агитация — это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.
Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ избирательного объединения, кандидата.

Формами агитации являются средства массовой информации, предвыборные мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия), агитационные печатные материалы. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением строго установленных законом требований: соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации; недопустимость использования служебного положения должностными лицами, журналистами и другими творческими работниками средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов; а также недопустимость злоупотребления свободной массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганды войны.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не разрешается.

Следующим моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов. Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих источников: средств, выделенных в равных размерах избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных в равных размерах избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.

Одна из заключительных стадий избирательного процесса — голосование. Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, за которых сделан выбор, либо против всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень. Допускается возможность использования переносных избирательных ящиков для избирателей, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на избирательный участок.
Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии письменно оповещают избирателей заблаговременно.

Принципиальное значение имеет закрепление в законодательстве итогов (результатов) выборов. В зависимости от типа избирательной системы — мажоритарной или пропорциональной — производится и установление результатов выборов. Для признания выборов состоявшимися законодатель установил кворум явки избирателей не менее 25 % зарегистрированных избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. При распределении депутатских мандатов на основе пропорционального представительства сначала подсчитывается сумма голосов, поданных за списки тех избирательных объединений, которые допускаются к распределению депутатских мандатов. Чтобы быть допущенным к данному распределению, необходимо получить не менее 5 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за которое подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов пропорционально числу поданных за него голосов.

При этом устанавливается следующая методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями. Подсчитывается общее число голосов, поданных за списки, преодолевшие пятипроцентный барьер. Эта сумма делится на мандаты, распределяемые по данному округу. Полученный результат есть избирательное частное (избирательная квота). Затем число голосов, поданных за каждое избирательное объединение, делится на указанное частное. Полученная целая часть и есть число депутатских мандатов данного объединения. Если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, то производится вторичное распределение, и оставшиеся мандаты передаются тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) при произведенном выше делении. Избранными считаются кандидаты от первого помещенного в списке и далее в порядке их очередности.

Процесс избирательного характера выступает в роли определенной формы реализации объективного, а также субъективного избирательного права, которая представляет собой одну из самых важных процедур осуществления народовластия. Основываясь на этом, порядок проведения выборов в РФ в основном регламентируется специальными процессуальными нормами права избирательной направленности.

Замечание 1

Данный процесс обычно отражает какой-то определенный тип системы политического порядка и непосредственно оказывает влияние на нее.

Под избирательным процессом как политико-правовой категорией обычно принято понимать определенную деятельность, которая была урегулирована законом, а также группу избирателей, политических партий, объединений общественного типа по подготовке и порядку проведения выборов в государственные институты, и органы муниципальной направленности.

Основываясь на своей сущности, выборы обязаны обеспечивать ресурсами государства, а что касается их организации, то она должна осуществляться публичными органами власти. В практике мирового характера существуют определенные различные способы организации выборов. В большинстве стран демократического характера организацией выборов занимается власть исполнительной направленности (она же административная). Если рассмотреть например, Германию и Великобританию, то в них этим занимается министерство внутренних дел, в Швеции одну из самых важных ролей в организации выборов играют органы налогового характера.

Замечание 2

В Польше, а также Бразилии организация выборов должна осуществляться органами, состоящими из судей. Данный подход не исключает привлечения к организации выборов организаций общественной направленности и каких-либо отдельных граждан.

Внутренний избирательный процесс

Если же рассматривать внутренний избирательный процесс в узком смысле, то такое явление включает в себя определенные установленные законы, последовательно сменяющие дргу друга стадии. Что касается выборов, то абсолютно любые из них обязаны пройти через основные стадии без исключения какой-либо из них. Тем не менее, определенные стадии процесса избирательной направленности носят факультативный характер, например, повторное голосование или же повторные выборы.

Если рассматривать выбор, то можно увидеть, что они представляют собой длящуюся во времени кампанию избирательного порядка, совокупность этапов избирательных действий, а также процедур, которые регламентируются законодательными и, конечно, другими нормативными правовыми документами.

Назначение выборов

Эта такая стадия, суть которой заключается в установлении определенной даты голосования. Назначение выборов осуществляет конкретный орган или должностное лицо у которого есть на это все определенные полномочия. Поэтому, чаще всего выборы в парламенте назначаются главой государства или же правительством.

Образование округов избирательного характера

Округ, который является избирательным представляет собой определенную территорию, которая образована согласно соответствующему законодательству избирательной направленности и от которой непосредственно, и происходит процесс избрания депутатов представительных органов, и выбор лица должностного типа.

Замечание 3

Стоит отметить, что есть всего три основных вида округов: многомандатные, одномандатные и общегосударственные.

Страны демократического характера

В странах демократического характера «нарезка» округов избирательной направленности производится в определенном законодательном порядке. В качестве главных критериев образования избирательных округов, которые занимаются обеспечением равенства возможностей избирателей в формировании публичных органов власти, современная зарубежная практика применяет следующие:

  • примерное равенство округов по числу избирателей (отклонение, в границах которого допускается колебание численности электората, составляет в районе 5-15%);
  • территориальная компактность округов избирательного типа;
  • территориальная целостность округов избирательной направленности, когда какой-либо округ образует единую территорию;
  • по возможности соблюдение определенных административных границ;
  • преемственность, а также максимальное сохранение прежней схемы «нарезки».

Что касается зарубежных стран, то в их практике «нарезки» уделяется самое пристальное внимание со стороны правящей администрации, а также со стороны оппозиции. Изменение границ округов в Великобритании занимаются постоянно осуществляющие свое действие комиссии, которые обычно раз в 10 лет представляют министру внутренних дел доклады с рекомендациями с последующим направлением в парламент. В Португалии избирательные границы округов определяются конкретным законом о выборах, который принимается перед каждыми новыми выборами. В Канаде «нарезка» округов находится в определенной компетенции так называемых «пограничных комиссий».

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Образование участков избирательного характера

Округ избирательной направленности состоит из более мелких избирательных единиц, которые служат для объединения избирателей общим местом голосования — каких-либо избирательных участков.

Избирательные органы

Проведение, а также организацию выборов осуществляют специальные органы коллегиального порядка — избирательные трибуналы, комиссии, советы. Стоит выделить такие виды комиссий избирательной направленности: территориальные, центральные, окружные и участковые.

Регистрация избирателей

Данный процесс заключается во включении лица в определенные специальные документы избирательного характера (списки избирателей), которые служат определением круга граждан, обладающим специальным активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного участка избирательной направленности.

Регистрация, а также выдвижение кандидатов

На данной стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны сенаторы, депутаты, президенты.

Основными способами выдвижения кандидатов традиционно выступают:

  • самовыдвижение;
  • избирательское выдвижение;
  • выдвижение партиями политического характера или же другими объединениями общественной направленности.

Предвыборная агитация

Основной смысл данной стадии заключается в том, что граждане избирательного объединения имеют полное право законными методами и в определенных допускаемых законом формах вести агитацию за или против какого-либо из кандидатов, или избирательного объединения.

Предвыборные формы

Стоит и сказать, что предвыборные формы агитации достаточно разнообразны: мероприятия публичного характера, встречи кандидатов с избирателями, реклама политической направленности, воздействие на избирателей через СМИ (средства массовой информации).

Голосование

Дания стадия является главное в процессе избирательного характера, она представляет собой народное волеизъявление относительно вопроса об избрании выдвинутых кандидатур. Такое голосование может быть как очным, то есть проводиться непосредственно, так и заочным, в этом случае, может проводиться по почте.

Подсчет голосов, а также определение результатов выборов

Голоса, которые были поданы подсчитываются сначала на определенных избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие комиссии избирательного характера. Определяется в первую очередь число действительных голосов, то есть число бюллетеней установленной формы. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы. Что же касается других государств (США, Канада, Нидерланды), то там достаточно часто используются различные электронные устройства для процесса голосования.

В случае, если выборы оказываются не результативными, то проводится или повторное голосование, или выборы повторного характера.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Стадии и особенности избирательного процесса

Избирательное право — институт публичного права, совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Избирательный процесс — это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

  • назначение выборов;
  • составление списков избирателей;
  • образование избирательных округов и избирательных участков;
  • создание избирательных комиссий;
  • выдвижение кандидатов и их регистрация;
  • предвыборная агитация;
  • голосование;
  • подсчет голосов и определение результатов выборов.

Каждая из этих стадий является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ — Федеральное Собрание, Государственной Думы — Президент РФ, представительного органа субъекта РФ — глава субъекта, высшего должностного лица — представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т.п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Этапы избирательного процесса в РФ

Схема демонстрирует названия и последовательность основных стадий избирательного процесса.

Выборы как демократический избирательный процесс имеют свою логику развития в пространстве и времени, представляя собой ряд последовательных стадий. Количество стадий зависит от основания деления. В их основу можно положить определенные по времени этапы движения к решению трех главных задач: определение круга участников выборов; предвыборная агитация; голосование, определение итогов голосования и результатов выборов. Соответственно, целесообразно вести речь о трех стадиях выборов как избирательного процесса.

Назначение и организация выборов

Первая стадия начинается с момента опубликования решения о назначении даты голосования и заканчивается истечением сроков регистрации кандидатов. В России день голосования на каждых выборах определяется решением компетентного органа (Президента РФ, Совета Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) с таким расчетом, чтобы голосование происходило только в календарный выходной день, а избирательная кампания до дня голосования продолжалась бы в зависимости от уровня выборов в пределах 80-110 дней. Предусмотрены запасные механизмы и сроки назначения выборов избирательными комиссиями или судом на случаи бездействия уполномоченного на то органа.

На каждых выборах образуются избирательные участки и составляются списки избирателей, в которые включаются все лица, отвечающие требованиям всеобщности избирательного нрава. Избирательный участок — это территория, на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки образуются главами муниципальных образований на основании данных о численности избирателей, которые уточняются два раза в год и при функционировании избирательного участка. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории избирательного участка.

Организацию и проведение выборов всех уровней осуществляют избирательные комиссии.

Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены избирательным законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В зависимости от выполняемых функций они делятся на участковые, территориальные, муниципальные окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов РФ и ЦИК РФ. По времени функционирования избирательные комиссии делятся на постоянные (действуют не только в период выборов, но и в другое время) и временные (действуют в период конкретных выборов).

ЦИК РФ назначается палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ равными долями и состоит из 15 членов. Избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии на федеральных выборах формируются из субъектов РФ на паритетной основе представительными и исполнительными органами государственной власти. Иные избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления или вышестоящими комиссиями.

При формировании избирательных комиссий установлены пропорции и ограничения, связанные с вхождением в них государственных и муниципальных служащих, с учетом предложений политических партий, имеющих фракции в представительных органах государственной власти.

Избирательный округ — это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один или несколько депутатов.

Рисунок ниже демонстрирует существующие в политической практике виды избирательных округов и общий порядок их образования.

Рис. Виды избирательных округов.

Избирательные округа делятся на одномандатные и многомандатные. Первые составляют территории, от которых должен быть избран один депутат, вторые — территории, от которых должно быть избрано два или более депутатов. Самый большой, 225-мандатный, избирательный округ создавался на выборах депутатов Государственной Думы. В других много мандатных округах число подлежащих распределению мандатов не может превышать пяти, но это правило не распространяется на местные выборы. Законодательство запрещает образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, но допускает исключения из этого правила (для избирателей, находящихся за границей, труднодоступных территорий и др.).

В рамках рассматриваемой стадии выборов происходит определение круга кандидатов (списков кандидатов), включающее в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрацию. Кандидат определяется путем самовыдвижения или выдвигается политической партией. Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется избирательной комиссией на основе представленных подписей избирателей либо избирательного залога, либо самого факта выдвижения кандидата (списка кандидатов) партией, имеющей фракцию в представительном органе государственной власти.

Вторая стадия — предвыборная агитация, которая в 1990-е гг. допускалась с момента регистрации, а ныне возможна с момента выдвижения кандидата (списка кандидатов) и должна быть прекращена за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов либо против всех кандидатов, списков кандидатов.

Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: избиратели, кандидаты, политические партии. Не могут участвовать в предвыборной агитации: иностранные граждане и лица без гражданства, члены избирательных комиссий, государственные и муниципальные органы, благотворительные и религиозные организации, лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, дискуссий и т. д.), через агитационные печатные материалы, а также в иных формах, которые определяются самими кандидатами, политическими партиями.

Наиболее эффективное воздействие на выборах имеют электронные СМИ (телевидение, радио). Поэтому избирательное законодательство стремится урегулировать доступ к электронным СМИ с учетом равноправия кандидатов и свободы массовой информации. Устанавливается бесплатное эфирное время на федеральных выборах, одинаковое для всех кандидатов, политических партий, и возможность получения платного эфирного времени для целей предвыборной аттестации на условиях единого размера оплаты для всех кандидатов, политических партий в каждом СМИ.

Бесплатное эфирное время обязаны предоставить СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации либо которые финансируются за счет бюджетных средств.

Голосование и определение итогов

Заключительная, третья стадия выборов включает в себя голосование, определение его итогов и результатов, их опубликование.

Голосование должно проводиться в течение одного дня, за исключением установленных законом случаев досрочного голосования. Обычное время голосования — с 8 до 20 часов местного времени. Законодательство закрепляет личное голосование бумажными бюллетенями на всех выборах. Личное голосование означает, что только избиратель вправе получить избирательный бюллетень, удостоверив это подписью, заполнить бюллетень и опустить в ящик для голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (списку кандидатов), в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»). Тем самым законодательство не допускает пассивного голосования, которое не требует заполнения избирательного бюллетеня, а незаполненный бюллетень признается недействительным голосом.

Законодатель стремится минимизировать досрочное голосование, а голосование вне помещения участковой избирательной комиссии возможно только в день голосования и только на основании письменного заявления (устного обращения, которое подтверждается письменным заявлением) избирателя. Современное избирательное законодательство идет по пути ужесточения требований к основаниям и процедурам досрочного голосования и голосования вне помещения участковой избирательной комиссии, чтобы уменьшить использование этих возможностей для манипулирования волеизъявлением избирателей.

Законодательство достаточно детально регулирует порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов в других избирательных комиссиях.

Для признания выборов состоявшимися и действительными обычно требуется участие в них не менее 20% избирателей и превышения числа голосов, отданных за наиболее удачливого кандидата (список кандидатов) по сравнению с числом голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов).

Участие в голосовании — право избирателя. Отказ от использования этого права в теории избирательного права именуется абсентеизмом. В настоящее время уровень абсентеизма в России довольно высок. В ряде случаев он превышает 80% избирательного корпуса, что влечет признание выборов несостоявщимися. Попытки повышения уровня явки избирателей для признания выборов состоявшимися до 40-50%, по мнению ряда авторов, приведут к активизации партий, кандидатов, избирателей. Однако реальной является опасность затягивания формирования выборного органа вследствие низкой явки избирателей. Думается, активность избирателей надо повышать за счет ликвидации причин абсентеизма. Среди них — отсутствие веры в возможность что-нибудь изменить с помощью выборов, в справедливость избирательного права и избирательной системы, в отсутствие нарушений принципов свободных демократических выборов и ошибок в организации выборов и др.

Избирательный процесс и избирательная система

Российское избирательное право включает в понятие «избирательная система» способы, методы определения результатов выборов. Разумеется, выбор той или иной избирательной системы влияет на всю организацию выборов, но суть избирательной системы составляют способы определения результатов выборов.

Теоретически обоснованы и практически применяются два основных вида избирательных систем: мажоритарные и пропорциональные, которые имеют, в свою очередь, много различных вариантов, в том числе и сочетаются друг с другом в виде смешанных избирательных систем.

В мажоритарных избирательных системах результаты выборов определяются на основе большинства действительных голосов. Наличие различных видов большинства (абсолютное, относительное, квалифицированное) влечет возможность конструирования и законодательного закрепления соответствующих мажоритарных избирательных систем абсолютного, относительного или квалифицированного большинства. В России до 1993 г. применялись только мажоритарные избирательные системы. Ныне на выборах депутатов представительных органов превалирует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах Президента РФ используется в первом туре мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором — мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В отличие от зарубежных стран, широко применяющих мажоритарную систему относительного большинства, которая обычно выявляет победителя, в российском избирательном праве применение этой системы было не всегда успешным, так как до 2006 г. применялась практически неизвестная другим странам возможность голосовать против всех кандидатов. Если число голосов, поданных за наиболее удачливого кандидата, будет меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, то такой кандидат не считался избранным. Ряд регионов, например, г. Москва, воспользовались правом отмены голосования против всех кандидатов. В декабре 2006 г. федеральный законодатель отказался от предоставления избирателю такой возможности.

Пропорциональные избирательные системы основаны на установлении прямой пропорции между числом голосов избирателей, поданных за список кандидатов, и числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов. Эти системы теоретически более демократичны по сравнению с мажоритарными избирательными системами. Однако они отрицательно влияют на работоспособность парламента, имеют и другие недостатки. Поэтому в России пропорциональные избирательные системы до 2005 г. не применялись при избрании всего состава представительного органа. С 2003 г. не менее половины состава регионального представительного органа избирается по пропорциональной избирательной системе, а с 2007 г. ряд региональных парламентов избирается с использованием только названной избирательной системы (г. Санкт-Петербург, Московская область и др.). В 2005 г. пропорциональная избирательная система применялась при формировании половины состава ряда местных представительных органов, а в г. Волжском Волгоградской области выборы всего состава городских депутатов прошли по пропорциональной избирательной системе.

В 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. выборы депутатов Государственной Думы прошли но мажоритарной избирательной системе относительного большинства при избрании 225 депутатов в одномандатных округах, другая половина депутатского корпуса была избрана с помощью пропорциональной избирательной системы в 225-мандатном общефедеральном избирательном округе, который составляла вся страна. При этом каждый избиратель имел два голоса.

Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г. предусмотрел с декабря 2007 г. избрание всего состава палаты при помощи пропорциональной избирательной системы.

Финансирование выборов

Превращение выборов в легальную форму борьбы за завоевание государственной власти, введение состязательности кандидатов и партий, обращение их к услугам СМИ и рекламных агентств повлекло за собой необходимость правового регулирования финансирования выборов. Под финансированием выборов следует понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченные рамками избирательных кампаний.

Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Центральные проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударственному финансированию. Существуют два разных пути решения проблемы. Первый путь — это запрещение негосударственного финансирования в любой форме; второй — сочетание государственного и негосударственною финансирования выборов.

Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, Российское государство на него уже встало, и по этому пути идет большинство стран мира. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, СМИ, политические фонды в связи с их участием в выборах. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, ослабляя тем самым нагрузку на бюджет. В-третьих, рассматриваемый путь дает возможность построения разных моделей финансирования выборов с учетом региональных особенностей. Он позволяет в зависимости от условий регулировать удельный вес государственного и негосударственного финансирования, ужесточать или ослаблять правила использования тех или иных средств.

Финансирование выборов согласно действующему законодательству осуществляется по двум направлениям:

  • финансирование избирательной кампании только из бюджетных средств, размер которых определяется при разработке и утверждении соответствующего бюджета;
  • финансирование избирательной кампании кандидатов, политических партий, которое происходит через избирательные фонды кандидатов, политических партий.

Избирательный фонд составляют денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, политической партии, которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке. Законодательство за короткое время прошло сложный путь от отрицания таких фондов, через их допущение посредством признания права на создание и управление со стороны кандидатов, политических партий до превращения названных фондов в обязательный атрибут почти всех выборов.

Правовой статус избирательных фондов в настоящее время определяется избирательным законодательством, инструкциями, издаваемыми ЦИК РФ и некоторыми другими избирательными комиссиями.

Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета, который может быть открыт только в Сберегательном банке РФ.

Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных фондов:

  • собственные средства кандидата, политической партии;
  • средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией;
  • добровольные пожертвования граждан;
  • добровольные пожертвования юридических лиц.

Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение и могут расходоваться в установленных законодательством пределах только на избирательную кампанию. Закреплена обязанность кандидатов, политических партий учитывать средства в фонде и отчитываться о поступлении и расходовании средств. Предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о финансировании выборов.

Добавить комментарий