Стадии применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий:

    1. установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    2. выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    3. проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    4. вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    5. контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий, руководствуясь следующей формулой:

что — где — когда — кто — как — почему

(осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Только тогда можно получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов — самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

1. Основные стадии процесса применения норм права

Применение права — единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

Стадии:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено — умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой — прямой или косвенный (эвентуальный).

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие по­следовательность действий при рассмотрении юридического дела.

Обычно выделяют следующие стадии процесса применения норм права:

— установление фактических обстоятельств дела;

— выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование;

— решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересован­ных лиц и организаций;

— иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией.

1. Установление и анализ фактических обстоя­тельств дела

Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).

Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью дока­зательств — всевозможных материальных и нематериальных «следов» правоотношения (вещей, документов, сви­детельств очевидцев).

Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.

Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельствдела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.

К доказатель­ствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют от­ношение к исследуемым обстоятельствам), допусти­мости (использование определенных процессуальным за­коном средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессу­ального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств).

Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.

2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащихприменению кустановленным фактическим обстоятельствам

На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.

Правовая квалификация — это юридическая оценка всей совокупности фактических об­стоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности

Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д.

б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц

Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

— действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

— действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

— распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

в) Толкование правовой нормыи разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов вправе

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.

Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами?

— если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;

— если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

— при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

— в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

3. Принятие решения по дела и его документальное оформление

Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:

— процесс принятия решения (с учетом фактических об­стоятельств, их квалификации, опыта и подготовки пра­воприменителя);

— издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).

Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей.

Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результа­тов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям.

«Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — при­говора, решения, определения, заключения и т.д.» На этом процесс применения норм права заканчивается.

В зависимости от исполняемых государством функ­ций выделяют две формы применения права:

— оперативно-исполнительную (властную исполнитель­но-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посред­ством издания индивидуальных актов);

— правоохранительную (деятельность компетентных ор­ганов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений).

В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности:

— осуществляется только компетентными государ­ственными органами;

— носит властный характер;

— имеет ряд стадий:

— реализуется в специальной процессуальной форме;

— завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприме­нительного акта.

4. Реализация принятого решения (правоприменительногоакта)

Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практи­ческого исполнения не имеет смысла.

Акты применения норм права: понятие и виды.

Понятие и особенности правоприменительного акта

Акт применения права — официальное индивиду­ально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действую­щих норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц).

Акт применения норм права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные ре­шения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинс­ких частей.

Деятельность правоприменительных органов завершает­ся оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обяза­тельное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан.

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

1. Властный характер и охрана принудительной силой государства

Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем.

2. Акт применения—это индивидуальный(персонифици­рованный) правовой акт

Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая ине распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового ак­та, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество одно­родных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неодно­кратное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты приме­нения права к источникам права в нашей стране не относятся.

3. Законность правоприменительных актов.

Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен. Например, при­говор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права.

4.Формальный характер — имеет установленную законом форму

Акты применения норм права изда­ются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты.

Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы:

— вводную часть — указы­вается наименование акта, название ор­гана, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

— описательную часть — излагаются фактические обстоятельства дела;

— мотивировочную часть — дает обоснование принятого решения;

— резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения.

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяю­щий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

— это правовые акты;

— принимаются и обеспечиваются компетентными органами;

— имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отлича­ется следующим:

— применяется на основе нормативного и реализует норму права;

— имеет конкретный, персонифицированный характер;

— не является источником права, не содержат норм права;

— выступает как юридический факт;

— носит одноразовый характер.

Виды правоприменительных актов

Акты применения права классифицируются на виды по раз­личным основаниям:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов (приговор суда, при­каз об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основ­ных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные — устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные — издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уго­ловного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

4. По форме:

а) письменные или документированные — в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные — резолюция на материалах дела (например, «согла­сен» руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

Применение права сложный процесс, включающий несколько стадий. Он протекает во времени, осуществляется разными уполномоченными законодательством субъектами и в соответствии с определенной процедурой. Условно правоприменительную деятельность можно назвать процедурной или процедурно-процессуальной. Это означает, что все правоприменительные действия связаны между собой, одна стадия предполагает другую.

Под правоприменительной стадией следует понимать систему однопорядковых действий, т.е. действий, схожих, взаимосвязанных между собой.

Любое управленческое решение имеет два основания — фактическое и нормативное, а решение выносится на основе установленных обстоятельств и норм права. Аналогичен и процесс правоприменения — также устанавливаются фактические обстоятельства дела, выбирается соответствующая(ие) юридическая(ие) норма(ы) и на основе этого выносится решение.

Применение права — сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий. Выделяют три стадии правоприменения:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Первая стадия правоприменительного процесса состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В рамках этого этапа устанавливаются лишь те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными или неправомерными). Далее факты необходимо собрать и закрепить с помощью таких процедур, как составление протоколов, фотографирование, видеосъемка и пр. Затем факты исследуются, определяются их достоверность и достаточность для правильного применения права.

Целью первой стадии правоприменения является установление объективной истины по делу. Это достигается путем доказывания с помощью строго определенных средств (например, экспертизы, правового эксперимента, показаний очевидцев, письменных документов и т. д.). Однако есть обстоятельства, которые не нуждаются в доказывании: общеизвестные факты, презумпции, фикции. Окончательная оценка доказательств является делом правоприменителя.

В процессе доказывания необходимо:

— определить круг фактов, подлежащих установлению;

— собрать и исследовать доказательства;

— оценить доказательства, т. е. определить степень правильности сведений, полученных из имеющихся в деле доказательств, и возможность принятия законного и обоснованного решения на основе этих доказательств.

Вторая стадия применения норм права — это установление юридической основы дела, она предусматривает поиск правоприменительным органом норм права, необходимых для разрешения дела. Нахождение норм права ведется от общего к частному, т. е. вначале определяется отрасль права, затем институт, а в рамках института уже устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.

После этого необходимо проверить правильность текста того акта, в котором содержится правовая норма. Затем следует определить подлинность самой нормы. Для этого сравнивают ее содержание с текстом, опубликованным в официальном издании, например, в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах. Правоприменитель должен установить, не противоречит ли выбранная норма нормам Конституции и другим нормативным актам.

Установление юридической основы дела включает также выявление пределов действия выбранной нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, т. е. здесь необходимо определить:

1) действует ли она в момент разрешения конкретного дела;

2) действует ли норма на той территории, где это дело должно быть разрешено;

3) распространяется ли действие нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

В случае если правоприменитель не смог найти соответствующую норму права, он действует по аналогии закона или по аналогии права. На этой стадии осуществляется толкование нормы права с целью уяснения ее содержания.

Итак, смысл данной стадии правоприменительного процесса состоит в правовой квалификации (оценке) фактических обстоятельств дела на основе избранной нормы права.

Установление фактической и юридической основы дела выступает как подготовительная стадия применения норм права.

На третьей стадии процесс правоприменения завершается принятием и вынесением окончательного решения компетентным органом, должностным лицом. Перед вынесением конкретного решения субъект правоприменения (судья, прокурор, руководитель предприятия и т. д.) должен убедиться, что обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне, их достаточно для принятия законного решения и что применяемая норма права относится именно к данному случаю. Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

После вынесения решения его содержание доводится до сведения адресата правоприменителя, заинтересованных лиц и организаций, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решений. Решение имеет общеобязательное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями, гражданами. После этого конкретное общественное отношение считается урегулированным.

Ряд авторов выделяют 4ую стадию – исполнение правоприминительного акта и контроль за результатом.

59. Юридические коллизии: понятие, виды, способы устранения.

Юридические коллизии — это противоречия или расхождения между действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе притязаний, действий по изменению, признанию или отторжению правовых актов компетентными органами и должностными лицами.

Выделяют объективные и субъективные причины юридических коллизий.

К объективным причинам относятся, во-первых, динамизм общественных отношений, их противоречивость и изменчивость. Во-вторых, разнообразие общественных отношений, предполагающее дифференцированное их регулирование с применением различных методов. В-третьих, отставание более консервативных норм права от быстроменяющихся жизненных обстоятельств, в результате чего одни нормы устаревают, а другие нормы права, появляясь, не отменяют прежних и действуют как бы наравне с ними.

Возникновение юридических коллизий обусловлено и субъективными причинами. Это, к примеру, низкое качество законов, пробелы в праве, слабая координация нормотворческой деятельности. Невысокий уровень правовой культуры, юридический нигилизм, политическая борьба, приводящая к нарушению принципа разделения властей и выходу различных государственных органов за пределы своих полномочий, и т. д.

Разумеется, юридические коллизии мешают эффективной работе правовой системы, вносят в нее несогласованность, создают беспорядок в правоприменительной практике, затрудняют определение прав и обязанностей субъектов, нередко приводят к ущемлению прав граждан, сказываются на правосознании и правовой культуре общества. Однако не следует рассматривать юридические коллизии как сугубо негативное явление. Дело в том, что они, во-первых, указывают на недостатки, возникшие в правовой системе. Во-вторых, юридические коллизии свидетельствуют о нормальном процессе развития и функционирования государственно-правовых институтов. В-третьих, они могут выражать справедливые притязания на новый правовой порядок или охрану конституционного строя.

Для того чтобы предотвратить коллизионные ситуации, необходимо широкое участие наряду с государственными органами общественных объединений и движений, политических партий, предпринимательских структур, религиозных организаций в проведении переговоров, поиске взаимоприемлемых решений, в разъяснении населению причин коллизионной ситуации.

Виды юридических коллизий:

1) коллизии между нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами;

2) коллизии в правотворчестве (неправомерность издания тех или иных законов и подзаконных актов; неадекватность оценки их соотношения между собой и с Конституцией; бессистемность; дублирование и т. д.);

3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний; несогласованность управленческих действий; неисполнение правовых решений; субъективная оценка достоверности юридических документов и др.);

4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований (деформация статуса государственного или общественного образования, органа, должностного лица; произвольное соотношение прав, обязанностей и ответственности участников спора; неправомерные юридические действия или бездействия участников спора; препятствия осуществлению компетенции того или иного субъекта, вмешательство в компетенцию и т. д.).

+ по Морозовой:5) между актами толкования; 6) между национальным и м/народным правом.

Остановимся на юридических коллизиях между нормативными актами или отдельными правовыми нормами с точки зрения временных, пространственных и иерархических характеристик. К ним относятся:

1) коллизии между Конституцией и иными актами, в том числе законами (разрешаются в пользу Конституции);

2) коллизии между законами и подзаконными актами (разрешаются в пользу законов, как актов большей юридической силы);

3) коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации (разрешаются в пользу последних, если они приняты в пределах их ведения, и в пользу общефедерального акта, если акты субъектов Федерации приняты вне пределов своего ведения);

4) коллизии между актами одного и того же органа, изданными в разное время (разрешаются в пользу позже принятого акта);

5) коллизии между актами, изданными одновременно, но разными органами (разрешаются применением акта, обладающего более высокой юридической силой, т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов);

6) коллизии между общим и специальным актом (разрешаются в пользу последнего, если они приняты одним органом, и в пользу первого, если они приняты разными органами).

Способами разрешения юридических коллизий являются:

1) принятие нового акта;

2) отмена старого акта;

3) внесение изменений или уточнений в действующие;

4) судебное, административное, арбитражное рассмотрение;

5) систематизация законодательства;

6) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

7) конституционное правосудие;

8) толкование норм права и др.

Разрешение юридической коллизии сопровождается принятием следующих решений:

— об устранении нарушений законности и привлечении виновных к разным видам ответственности;

— о восстановлении прежнего юридического состояния и статуса субъектов права;

— об изменении юридических режимов, структур и т. п.

— об установлении нового юридического состояния и статуса субъектов права.

60. Правоприменительные акты: понятие, виды

Акт применения норм права, или индивидуальный акт, представляет собой официальный правовой акт, который содержит индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты — это особый вид правовых актов, обладающих следующими признаками.

1. Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом. Государственные органы, органы местного самоуправления, реже общественные организации и должностные лица осуществляют правоприменительную деятельность в конкретных сферах общественных отношений, опираясь на определенные нормы права;

2. Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства. Все, кому адресованы содержащиеся в актах конкретные предписания, обязаны соблюдать и исполнять их. В необходимых случаях они могут быть реализованы принудительным путем;

3. Акты применения права носят индивидуальный характер. Это значит, что они адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность исходя из конкретной жизненной ситуации. Правоприменительные акты конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам, регулируют единичное отношение и имеют разовое значение;

4. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Они могут приниматься в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т. д.).

5. Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1) вводной части, содержащей наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, решение, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес принятия;

2) описательной части, в которой излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства;

3) мотивировочной части, обосновывающей принятое решение. В нее входит описание добытых по делу доказательств, их оценка, доводы, которыми руководствовался правоприменитель;

4) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям.

Общие черты нормативного и правоприминительного акта:

— издается гос. органами или уполномоченными должностными лицами;

— обязательны для исполнения;

— обеспечивается гос. принуждением;

— имеет определенную форму.

Различия:

— п/п А регулирует конкретные/единичные отношения, НА общие;

-НА является источником права; п/п А нет;

— НА – многократность действий, п/п А –однократность действия;

— НА всегда имеет писменную форму, п/п АК писменно, устно, жест.

1. По форме внешнего выражения правоприменительные акты подразделяются на:

— акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

— акты-действия (словесные — устные распоряжения начальника и конклюдентные — жесты постового милиционера).

2. По субъектам, применяющим нормы права, различают:

— акты представительных органов;

— акты исполнительных органов;

— акты правоохранительных органов;

— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

— акты органов местного самоуправления.

3. По функциональному признаку выделяют:

а) акты-регламентаторы, которые выполняют следующие функции:

— определяют субъектов определенного отношения;

— указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей;

— предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию правоотношений и достижение целей правового регулирования.

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

— акты конституционно-правовые;

— акты административно-правовые;

— акты уголовно-правовые;

— акты применения материального и процессуального права.

5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:

— регулятивные, устанавливающие права и обязанности (приказ ректора вуза о зачислении);

— охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

6. По способу принятия акты применения права систематизируются по группам:

— принятые коллегиально;

— принятые единолично.

7. По характеру решения правоприменительные акты бывают:

— запрещающие;

— обязывающие;

— управомочивающие.

8. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:

— основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

— вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).

9. В зависимости от действия во времени различают:

— акты однократного действия (наложение штрафа);

— длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Добавить комментарий