Стадии прохождения гос службы

Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего.

Основные стадии прохождения службы 19.Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 2009. — С. 136.:

  • 1) поступление (прием) на государственную службу;
  • 2) аттестация и повышение квалификации служащих;
  • 3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.;
  • 4) перевод на другую должность;
  • 5) поощрение;
  • 6) привлечение к ответственности;
  • 7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Такими формами являются: а) обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе; б) первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должности, замещаемые сотрудниками правоохранительной службы; в) профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования; г) послевузовское профессиональное образование; д) дополнительное профессиональное образование.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение регулируются в основном Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. — Ст. 21. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2009 г. чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 год. — М., 2008. — С. 3.. В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию. По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

  • — на неопределенный срок;
  • — на определенный срок;
  • — на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063. — Ст. 12.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

  • 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • 3) при заключении срочного служебного контракта;
  • 4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. — Ст. 22.

Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке. В отдельных государственных органах федеральном законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности. 19.Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 2009. — С. 137.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Одним из основных новшеств Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует признать введение служебного контракта вместо заключавшегося ранее трудового контракта (договора). Законодатель определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя (государством) и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. При этом естественно, служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон порождаемого фактом его заключения служебного правоотношения.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — С. 81.:

  • 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Общие положения проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации сформулированы» в Указе Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 01.02.2005 N 110 // Бюллетень Министерства юстиции РФ. — 2005. — № 2. — С. 42-48.. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. — Ст. 47.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. — Ст. 48.

Инструментом, позволяющим реализовать целый ряд направлений работы с кадрами, является аттестация, направленная на совершенствование деятельности органов государственной власти по подбору, расстановке и повышению квалификации государственных служащих.

Механизм оценки труда, обеспечивающий ее эффективные результаты, должен обязательно включать в себя следующие элементы:

  • 1) субъект оценки;
  • 2) объект оценки;
  • 3) научно разработанные критерии оценки деятельности государственных служащих, т. е. конкретные требования, которым должна соответствовать деятельность служащего, его личностные качества и результаты труда; учет других факторов, раскрывающих содержание работы;
  • 4) методы оценки;
  • 5) процедура оценки (создание рациональной системы учета показателей работы служащих, позволяющей анализировать собранную информацию; выделение служащих, занимающихся проведением оценки; компьютерное обеспечение процесса оценки; проведение оценки как таковой и т. д.).

Таблица 1 показывает критерии, на основе которых проводится оценка государственных служащих в других странах:

Таблица 1 — Зарубежный опыт оценки деятельности государственных служащих

Страна

Критерии оценки

Великобритания

Степень выполнения задач, оценка деятельности по стандартам, прочее (семейные обстоятельства и др.) Используется 5-балльная шкала

США

Количественные (осуществленные действия — запросы, переводы и др.)

Качественные (допущенные ошибки, жалобы на служащего)

Временные (сроки выполнения проектов)

Затраты (издержки на выполнение работы)

Франция

Общая оценка — использование комплексной характеристики (профессиональные знания, организованность, индивидуальные качества)

Балльная оценка — по 20-балльной шкале (первоначальный балл присваивается при поступлении на госслужбу и увеличивается в зависимости от эффективности его деятельности)

Основным документом, позволяющим оценить методы и критерии оценки, применяемые на государственной службе в России, является аттестационный лист, форма которого рекомендована государственным ведомствам и закреплена законодательно.

Как показывает анализ этого документа, в нем присутствуют только общие критерии соответствия занимаемой должности и квалификационным требованиям к государственному служащему — стаж государственной службы, классный чин аттестуемого, его уровень образования и некоторые формальные оценки (например, оценка выполнения рекомендаций, полученных государственным служащим во время предыдущей аттестации). Полностью отсутствуют какие-либо конкретные критерии и показатели деятельности государственного служащего, позволяющие качественно и количественно оценить степень эффективности его деятельности, результативность его работы.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. — Ст. 12.

Прохождения государственной службы обусловлено возникновением общественных правоотношений между предполагаемыми субъектами государственной служебной деятельности (физическими лицами) и государством, по поводу:

-приёма на государственную службу;

— испытания;

— выполнения функциональных полномочий;

— передвижения по службе;

— присвоения специальных званий, должностей и/или классных чинов;

— проведения аттестаций;

— поощрения или дисциплинарного наказания;

— прекращения государственной службы.

Все указанные отношения, возникающие при прохождении государственной службы, строго регламентированы нормами административного права. Правовые нормы, определяющие регламент прохождения государственной службы, в зависимости от ее вида, роли и значении ее в механизме государственного управления, размещены в правовых актах различного характера и юридического свойства. Безусловно, что правовую основу прохождения государственной службы представляют нормы, закрепленные в Конституции РФ, международных правовых актах, участницей которых является Российская Федерация, а так же в законах РФ ее субъектов, руководящих актах Президента РФ, Правительства РФ и локальных корпоративных актах структурных подразделений исполнительных органов государственной власти.

Прохождения государственной службы связано с кадровым профессиональным развитием, прогнозированием, подготовкой, переподготовкой, повышения квалификации кадров, их стимулированием, учётом и ранжированием по должностям, чинам и квалификационным разрядам. В административном законодательстве РФ, определены ограничения, связанные с государственной службой, квалификационные требования к поступающим на государственную службу по уровню образования, специализации, а так же для некоторых должностей государственной службы предусмотрены определенные требования к стажу и опыту работы по специальности, по уровню знания законодательства применительно к исполнению должностных обязанностей, а также конкурсная система замещения должностей.


Начальным этапом прохождения государственной службы является приём на службу, осуществляемый одним из нескольких способов: путем конкурса, назначения, заключения договора (контракта). Все указанные способы реализуются на основе принципа равного доступа граждан к государственной службе. Следует отметить, что результат конкурса не является гарантией стабильности занятия государственным служащим государственной должности: первой стадией прохождения государственной службы является испытательный срок. И это одно из противоречий конкурсной системы замещения должностей в российском государственном аппарате, поскольку конкурсная система не обеспечивает реального соответствия кандидата на государственную должность ее особенностям.

Для граждан, впервые поступивших на государственную службу, в статье 23 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 199-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», испытательный срок устанавливался на период от трех до шести месяцев, а в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» статьей 27 этот срок установлен от трех месяцев до одного года.

Прохождения государственной службы осуществляется в несколько этапов (стадий).

1-я стадия. Поступление на государственную службу.

Поступление на государственную военную или правоохранительную службу регулируется федеральными законами, а так же Положением о порядке прохождения военной службы, либо Положением, соответствующим определенному виду правоохранительной службы. Поступление на государственную гражданскую службу регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Наличие права поступления на государственную службу возникает у граждан РФ достигших 18 летнего возраста, владеющих государственным языком. В порядке исключения на государственную военную службу могут быть приняты по контракту граждане иностранных государств.

При поступлении на государственную службу, к кандидатам предъявляются определенные требования, связанные с наличием определенного образования, уровнем подготовки, возрастом, состоянием здоровья, знанием национального языка РФ. В законодательстве Российской Федерации предусматривается перечень причин, по которым гражданину, изъявившему желание поступить на государственную службу, может быть отказано: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности; наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, занимающим руководящую должность по государственной службе, если их совместная государственная служба связана с субординационной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; наличие гражданства иностранного государства (за исключением военной контрактной службы) и др.

Основным способом замещения определенных государственных должностей государственной военной или правоохранительной службы является назначение, т. е. юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент официального возложения на служащего прав и обязанностей, соответствующих занимаемой должности. В некоторых случаях, назначение на должность может состояться только после успешного прохождения конкурса на замещение вакантной должности либо в форме конкурса документов, когда конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы, иной трудовой деятельности и др., либо в форме конкурса-испытания на соответствующую государственную должность. Для государственных должностей государственной гражданской службы так же предусмотрено два способа замещения вакантных должностей, путем назначения и замещения вакантных должностей на конкурсной основе. Участие в конкурсе предусмотрено для таких категорий государственных должностей государственной гражданской службы как: старший специалист, ведущий специалист, главный специалист, а так же для руководителей подразделений государственной гражданской службы.

Лицо, поступающее на службу, заключает с работодателем контракт на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет. Момент вступления государственного служащего в должность определяется приказом подписанным руководителем соответствующего структурного подразделения государственной службы.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • • основные этапы прохождения государственной службы;
  • • принципы должностного роста;

уметь

  • • анализировать и сравнивать кадровые мероприятия;
  • • выявлять особенности карьеры на государственной гражданской службе;

владеть

  • • технологиями при осуществлении кадровых процедур поступления на государственную службу и ее прохождения;
  • • навыками применения законодательства при расторжении служебного контракта с государственным гражданским служащим.

Понятие, порядок и этапы прохождения государственной гражданской службы

Прохождение государственной службы – институт служебного права, который регулирует условия, основания и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений при реализации гражданами права на равный доступ к государственной службе; это процесс практического служения государству лица, назначенного на должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности.

Прохождение гражданской службы, как отмечалось ранее, регламентируется не только Федеральным законом № 79-ФЗ и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами:

  • – с практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений;
  • – содержание прохождения службы включает выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего;
  • – прохождение государственной службы определяется нормативными правовыми актами. Как подинститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие вопросы:

замещения должностей гражданской службы; специальной профессиональной подготовки сотрудников различных государственных органов;

реального выполнения служащими своих должностных обязанностей;

реализации прав;

порядка присвоения классных чинов, специальных званий; поощрения служащих и привлечения их к ответственности (к различным видам юридической ответственности); аттестации гражданских служащих; продвижения (перемещения) но службе (должностной рост на конкурсной основе); условий службы;

социально-правовой защиты (гарантий, льгот, компенсаций) гражданских служащих;

оснований и способов прекращения государственной службы.

Условия прохождения государственной службы включают: продолжительность служебного времени, ежегодного

оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально- бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.

Таким образом, прохождение гражданской службы – это динамика служебного статуса лица, занимающего должность гражданской службы, процесс пребывания в должности, его служебная карьера.

Основные этапы прохождения гражданской службы:

  • 1) поступление (прием) на государственную гражданскую службу;
  • 2) аттестация и повышение квалификации гражданских служащих;
  • 3) присвоение гражданским служащим чинов, персональных званий, дипломатических рангов и т.п.;
  • 4) перевод на другую должность гражданской службы;
  • 5) поощрение гражданских служащих;
  • 6) привлечение их к ответственности;
  • 7) прекращение.

Прохождение гражданской службы отражается в личном деле гражданского служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного гражданского служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение гражданской службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные стадии (прием на службу; аттестация; присвоение классных чинов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

Законодательством Российской Федерации определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской

Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе, установленный Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 25.1), составляет 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, – до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента РФ, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, нс являющейся должностью гражданской службы.

  • Государственная гражданская служба: учебник / под ред. В. Г. Игнатова. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. С. 165.

Добавить комментарий