Становление правового государства в рк

2909.15 Admin

Членами ООН являются 192 суверенных государств, у каждого из которых своя политическая и экономическая система, свой этнический и социальный состав и своя неповторимая история. Переплетение этих и других факторов обусловило возникновение уникальных систем правления. В политологической литературе проводятся исследования, направленные на классификацию политиче.ких режимов государств. Все суверенные государства мира условно классифицируются по политическим режимам по следующим направлениям: 1 — либеральная демократия; 2 — молодая демократия: 3 — коммунизм; 4 — национал-социализм; 5 — авторитарный национализм; 6 — военный авторитаризм; 7 — исламский национализм; 8 — абсолютизм. К первой группе -имеющих либерально-демократическую систему — отнесены 74 государства. Это 2,4 млрд человек, т. е. 43 % всего населения в мире. Казахстан отнесен к государствам с авторитарно-националистическим системам. Таких государств 12, охватывают 99 млн. человек или 2 % населения всего мира.

Естественно, с указанными положениями можно долго дискутировать, однако политическая жизнь любого государства не остается неизменной на протяжении определенного исторического периода. Все зависит от политического режима, выбранного государством. В свете изложенного, политический экскурс в историю государственности Казахстана представляет собой актуальную задачу политологической и исторической науки. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего, лишь обретя первое, укрепляя второе, можно двигаться в будущее человеческой цивилизации. Концепция формирования государственности Казахстана представляет огромный политический и научный интерес, поскольку только системные подходы способствуют истинному историко-политическому развитию республики. Как известно, в начале 1-го тыс. до н. э. в Центральной Азии полукочевое и кочевое скотоводство становится основной, а затем и господствующей формой хозяйства. Конные скотоводы Центральной Азии в наиболее ранних персидских клинописных текстах названы собирательным именем саки.

В науке вопрос о происхождении саков и их культуры требует глубокого фундаментального научного исследования. Саки -ираноязычные племена, населявшие огромные просторы от Днепра до Енисея. Западная ветвь известна под именем скифов, В VI в, до н.э. азиатские саки представляли собой несколько образований, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхауды, т. е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане; массачеты, или пара-дарайя, т. е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья; хаомоварги, т. е. «изготовляющие хаому», располагались на территории современного Узбекистана, Туркмении, в долине реки Мургаб.

В первом тысячелетии до н. э. на территории современной Центральной Азии. Ближнего и Среднего Востока сформировались государства- Ассирия и Мидия, В VI в. до н.э, на смену Мидийской державе приходит государство Ахеменидов. Основателем государства Ахеменидов явился царь Кир. Историческая личность древности П. Геродот и другие исследователи повествуют о войнах персов и саков, о победе саков над ахеменидским царем Киром, подчинившим все страны от Ирана до Средиземноморья и считавшим себя почти равным богам и непобедимым.
Следующая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Центральной Азии. Неудачей закончилась попытка Александра Македонского подчинить сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей), которые остановили продвижение великого завоевателя на Восток, Одним из замечательных сакских памятников является курган Иссык в предгорьях Заилийского Алатау. Найденные в раскопках скульптура «Золотой человек», многие драгоценности и ценные вещи свидетельствуют о богатой культуре сакских племен, датированные VI-V вв. до н. э. Аналогичные скульптуры «Золотой человек» обнаружены в раскопках на территории Западного и Восточного Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о довольно развитой культуре сакских племен, населявших в VI- V вв. до н.э. территорию современного Казахстана.

В письменных источниках II в. до н.э. впервые упоминается государство Кангюй. Согласно их сведениям, государство Кангюй можно локализовать на юге территории современного Казахстана с центром на Средней Сырдарье. В середине I тыс. и. э. в связи с массовым проникновением тюрков начался новый этап в этногенетических процессах на территории Казахстана. На огромной территории Казахстана расселяются тюркские племена. Этническое смешение шло весьма интенсивно, усилилось смешение потомков саков и других древних жителей Казахстана с тюрками.
Довольно интересным является происхождение понятия «тюрк». В исторической научной литературе высказаны весьма содержательные позиции по данной проблеме. По мнению гениального русского историка, географа и мыслителя Льва Гумилева слово «тюрк» значит» сильный, крепкий». Более того, оно распространилось на пол-Азии. Арабы стали называть тюрками всех воинствующих кочевников к северу от Согдианът, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его после исчезновения с лица земли стати для степняков образцом доблести и героизма. В дальнейшем этот термин еще раз трансформировался и стал названием языковой среды. Так сделались «тюрками» многие народы, никогда не входившие в великий каганат VI-VII вв. Некоторые из них были даже не монголоиды, как, например, туркменцы и азербайджанцы. Другие были злейшими врагами каганата: курыканы-предки якутов и кыргызы-предки хакасов. Третьи сложились раньше, чем сами древние тюрки, например, балкарцы и чуваши. Но даже распространенное лингвистическое толкование, которое ныне придается термину «тюрк», имеет под собой определенное основание: древниетюрки наиболее ярко претворили в жизнь те начала степной культуры, которые зрели еще в хуннское время и находились в состоянии анабиоза в безвременье III-V вв.

Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах. По данному явлению существуют несколько легенд. Одна из них любопытна, тем, что она повествует об «отрасли дома Хунну от Западного края на запад», т. е. о державе Аттилы. Эта отрасль -мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и «по прошествии нескольких колен некто Асяньше со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана». Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы, причем, если учесть, что западные гунны были уничтожены около 468 г., а тюрки выступают как народ уже в 545 г., то можно было бы только подивится быстроте размножения их и смене поколений.

Со второй половины I тыс. н. э. в этнополитической истории Евразии возросла роль кочевых племен Центральной Азии. На обширных степных и полупустынных просторах кочевали разные в этническом отношении племена, находившиеся на стадии перехода к раннеклассовому обществу, а в IV-VI веках произошла консолидация племен, живших у северных границ Китая. «Великое переселение народов» в значительной мере изменило этническую и политическую карту Казахстана, где широко распространился тюркский язык, часть саков и усуней же переместилась на запад.
Раннефеодальным государством на территории Казахстана был Западно-Тюркский каганат, основанный центрально-азиатскими тюркскими племенами на Западном Тянь-Шане, в Семиречье и Средней Азии. Он первоначально входил в состав первого тюркского каганата в Монголии. После распада Западно-Тюркского каганата был образован Тюргешский каганат. Тюргешский каганат, занимавший Западный Тянь-Шань и Семиречье, был основан союзом тюргешей в их борьбе с иноземными захватчиками за возрождение самостоятельной государственности. Он продолжил государственно -ад линистративные, военные и культурные традиции Западно-Тюркского каганата.
Наследниками тюргашей стали карлуки, знать которых, переселившись с основной массой кочевых племен с земель, прилегающих к западному Алтаю, захватила власть в Семиречье и образовала раннефеодальное государство, занимавшее значительную территорию (от Семиречья и Кашгара до среднего течения Сырдарьи и Ферганы).

В IХ-ХI вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось раннефеодальное государство огузских племен. Упомянутый известный мыслитель Л. Гумилев в своей книге «Древние тюрки» приводит высказывание исследователя А. Кононова: «Исходной основой собирательного этнического имени Огуз является ог -«род, племя», которое в свою очередь находится в прямой связи со старотюркским словом «оу» — мать, к этой же основе восходят слова «оуул» — потомство, сын и «оууш» — сородич. Таким образом, слово «огуз» первоначально могло значит просто «племена», «объединение племен», которое впоследствии превратилось в этническое имя с собирательным значением, получившим в известных случаях определение как необходимый детерминатив: токуз огуз — «девять (разных) племен», уч огуз — три (разных) племени». Впоследствии термин «огуз» потерял свое значение и превратился в имя легендарного прародителя туркменов- Огуз-хана, введенного в число мусульманских пророков. Огузское государство по своей политической и социальной природе было раннефеодальным. В нем сохранились институты власти, выросшие из недр военно-демократического строя. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной аристократии. Складывался аппарат управления, функционировала система регулярных налоговых сборов. Огузское государство играло важную роль в политической и военной истории Евразии. На рубеже Х-ХI веков государство огузов стало приходить в упадок.

Тюркские племена, захватив столицу Карлукского каганата Баласагун, образовали первое тюркское мусульманское феодальное государство караханидов. Караханидская эпоха представляла собой определенный шаг в политическом и социатьном развитии государственности в Казахстане. Несколько позже возникает кипчакское государство как раннефеодальное объединение. Кипчаки имели свои города и поселения, такие как Сыгнак, Кумгент, Дженд, Ограр и др. Аристократическая верхушка обладала правом исключительного использования пастбищами и источниками воды.
В Центральной Азии в начале ХIII века ряд племен и ханств были насильственно объединены военной силой под властью Чингиз-хана. Нашествие Чинтиз-хана отрицательно сказалось на экономическом, политическом, социальном, этническом и культурном развитии многих народов Центральной Азии. Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительньгх сил, массовым истреблением людей, многие города были преданы огню, уничтожались материальные и культурные ценности, десятки тысяч искусных мастеров и ремесленников угонялись в рабство. Арабский историк Ибн аль-Аеир писал о монгольском завоевании как об «огромном несчастии, которому подобного не производили дни и ночи, и которое охватило все создание, летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего» . Чтобы подавить сопротивление местного населения, Чингизхан применял методы массового насилия, опустошения целых районов. Первыми жертвами этих методов стали присырдарьинские города и селения Южного Казахстана, лежащие на пути Чингиз-хана в Среднюю Азию. Огнем и мечом расчищали себе путь монгольские войска. Арабские и персидские источники приводят наименования почти трех десятков городов разных стран, население которых было вырезано монголами почти полностью, в их числе три южно-казахстанских города. — Отрар, Сыгнак и Ашнас.
Шестимесячное сопротивление жителей Отрара и его гарнизона было жестоко отмщено. Монголы разграбили город, разрушили цитадель и крепостные стены, вырезали большую часть оставшихся в живых горожан. Лишь небольшая часть жителей Отрара, из тех, «которые избежали меча», была взята в плен и угнана под Самарканд для использования при осаде города.

Таким образом, монгольское иго имело отрицательное, глубоко регрессивное последствие для экономического, политического и культурного развития Казахстана, разобщило местные племена, втянуло их в несправедливые походы, стоившие тысячи жизней. Монгольское завоевание отрицательно сказалось не только на состоянии хозяйства, оно задержало и общественное развитие, на первых порах вызвало определенный регресс в социально-экономическом строе завоеванных стран, в том числе и Казахстана. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, широко распространился рабовладельческий уклад (в рабов были обращены многие тысячи пленных). Тяжкие последствия монгольского завоевания постепенно преодолевались. На юге и юго-востоке Казахстана в XIV веке возрождались городская культура, земледелие, ремесленное производство. Происходит возвышение Ак-Орды. В Золотой Орде правили в основном потомки хана Батыя, а в Ак-Орде — потомки Орда-Еджена Таким образом, под Ак-Ордой ХIV — начале XV вв. источники понимали огромную территорию казахстанских степей от реки Урал до Западно-Сибирской низменности, включая низовья и среднее течение Сырдарьи. т. е. земли улусов Орда-Еджена и Шайбана.
Ак-Орда — первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами, искони обитавшими на этих землях и входившими еще задолго до монгольского завоевания в состав кипчакского объединения, а так.:се переместившимися во время нашествия Чингиз-хана из восточных и юго-восточных районов Казахстана и Алтая, Наряду с кыпчаками здесь обитали найманы, уйсуны, карлуки, киреиты, а также конраты, мангыты и др, Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Ерзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койричак и Барак.

С середины XIV до начала.XVI на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии существовало феодальное государство Могулистан. Как самостоятельное государство Могулистан обособился в результате распада Чагатайского улуса. Внутриполитическое положение Могулистана в первой половине XIV века характеризуется дальнейшим развитием феодальных усобиц и войн. Конкретный ход внутренних и внешнеполитических событий 2-й половины XV века отражает постепенный развал Могулистана, а XV — начало XVI веков привели окончательно к его распаду,
В середине XV века на основе единой этнической общности сложилось крупное феодальное государство — Казахское ханство.-Оно содействовало завершению консолидации казахской народности и дальнейшему развитию ее государственности, имеющей длительную предысторию. Исторические условия, сложившиеся в связи с неоднократным разделением родственных тюркских племен между несколькими улусами, усилили воздействие естественно-географических факторов, в силу которых казахский народ издавна формировался в три группы племен (в три жуза: Старший, Средний и Младший).
Казахское ханство было централизованным государством, на политико-административное устройство его сказывались условия кочевого быта. Ханство состояло из нескольких феодальных владений — улусов, во главе которых стояли султаны. Внутриполитическое положение казахского ханства в ХVII веке характеризовалось усиление, феодальных усобиц. Отдельные могущественные султаны становились фактически независимыми. Наиболее могущественный хан Тауке предпринимал меры для поднятия авторитета ханской власти и подчинения ей родов всех
жузов.

Был составлен свод норм обычного права под названием «Жеті Жаргы», что буквально означает «семь установлений» и
определивший основные принципы феодального правопорядка и государственного устройства. «Жеті Жаргы» содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах и религиозных воззрениях. В «Жеті Жаргы» вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества XVII века, например, верховная власть сосредоточивалась в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, устанавливал порядок налогообложения. Но верховному повелителю приходилось делить власть над ханством с султанами и биями, управление государством осуществлялось посредством совместной деятельности группы власти, которые составляли доминирующую часть господствующей верхушки. Кроме того, уточнялся порядок управления ханством султанами и биями. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в определенное место в «середине степи» для рассуждения о делах народных. В «Жеті Жаргы» узаконивалось регулярное налогообложение. В результате этого постепенно происходили изменения в политическом строе Казахстана. Казахское ханство постепенно переживает политический и экономический кризис. Была введена новая система территориального управления и власти. Не избавившийся от оков феодального рабства казахский народ попал под колошгальньш гнет царизма. В течение 260 лет Казахстан находился под политическим и экономическим влиянием царской России, а затем и Советской империи.

Геополитические интересы и возможности представляют важнейшую атрибутику формирования концепции суверенитета Казахстана, его интеграции в мирохозяйственные связи, укрепления международных позиций. Как известно, Казахстан, занимая особое геополитическое положение с незапамятных времен, служил ареной оживленных торговых отношении» между странами Европы и Азии. Письменные сведения об обширных равнинах к востоку от Каспийского моря появились в глубокой древности (Геродот-V в. до н. э.). Арабские ученые в IХ-Х вв. составили сведения об особенностях земель обширного края. Великий Шелковый путь значительной частью пролегал через территорию современного Казахстана, начиная с IV века, соединял страны Азии со странами Средиземноморья. Регулярные торговые связи через территорию Казахстана подтверждаются геологическими находками в районах Центральной Азии. Сложный и трудный путь формирования государственности в Казахстане, как было отмечено выше, начинается с середины XIV века. Образование и распад казахского ханства, а затем и российское подданство — важнейшие исторические вехи на пути к подлинной государственности и суверенитету Казахстана.
Особое место в становлении государственности Казахстана занимает советский период. Казахстан в советский период представлял собой сырьевой придаток центра. В экспортных продукциях, вывозимых за пределы Казахстана, преобладало дешевое сырье, а ввозимая продукция обходилась значительно дороже, в результате чего республика теряла значительную долю национального дохода. Исторические условия 20-х и начала 30-х годов XX века, а также особенности общественного сознания, естественно, послужили основой для быстрого развития тоталитарной системы управления, с помощью которой связывалось решение задачи быстрой и легкой победы страны, большого прыжка из феодализма, минуя развитой капитализм.

Тоталитарная система управления, по своей сущности, не могла быть ориентирована на удовлетворение интересов личности, общества и государства. Исторический опыт показывает, что проводимые реформы в советский период — ни что иное, как преобразования, нацеленные на «обновление» тоталитарной модели управления. В конечном итоге, в известной степени, проводимые реформы выступали средством консервации существовавшей тоталитарной политической и экономической системы. Историческим фактом остается то, что ни одна политическая и экономическая реформа в бывшем союзном образовании не достигла цели, не привела общество к реальной демократизации управления, плюрализму либо к появлению рынка. С одной стороны, проводимые реформы продлевали устои тоталитарной системы власти и управления, а с другой — закладывали предпосылки для ее разрушения. Не создавая ничего нового, экономические реформы превращались по существу в деструктивный фактор. Опыт подтверждает существование исторических пределов деятельности определенных общественных конструкций, по достижении которых они не только теряют свою способность, но и вызывают кризис в обществе, порой превращаются в фактор мировой нестабильности.
Политическое развитие общества шло, прежде всего, благодаря сознательному действию широких слоев трудящихся, а не командной системе управления. Только творчество масс определяет действительное поступательное политическое развитие общества. Сверхцентрализм приводил к усилению командной системы управления, неизбежное следствие которого — падение интереса к общественным делам, проявление бездуховности и скептицизма, снижение роли моральных стимулов труда. Недооценка роли и значения самоуправления как главного инструмента и фактора качественного обновления общества приводила к субъективизму, волюнтаризму, разрастанию местничества, ведомственности, бумаготворчества и других негативных явлений системы власти и управления.

Недоставало научной обоснованности и социальной направленности развития экономики. Негативные процессы серьезно затронули социальную сферу. Социальные проблемы рассматривались как второстепенные, нарушался принцип социальной справедливости, возрастали иждивенческие настроения, в сознании стала укореняться психология «уравниловки». Серьезные недостатки в функционировании институтов власти и демократии сдерживали процесс развития самоуправления народа. Не получала своего развития демократия на производстве, не осуществлялось внедрение самоуправленческих начал в деятельности трудовых коллективов. Деформация суверенных прав союзных республик привела к тому, что страна стала терять темпы своего развития, начали накапливаться серьезные политические противоречия, появились кризисные явления. Идеология и психология политического кризиса приводила к возникновению социальной коррозии, к нарастанию негативных явлений в обществе. Тоталитарная: модель управления есть следствие тоталитарного государства. Поэтому такая модель системы власти и управления, представляющая собой деформированную политическую надстройку, в свою очередь, оказывала деформирующее воздействие на экономический базис общества. Названная система управления несовместима с научно-техническими достижениями, с процессом становления самоуправления народа. Особенностью тоталитарной системы явилось сращивание государственного и партийного аппарата и утверждение его в качестве властного центра политической системы. Поэтому изменение подобной модели немыслимо было без суверенитета республик, без существенного усиления самоуправления народов, так как именно эта система управления отчуждала массы от политической власти и управления, от результатов материальных и духовных ценностей и постепенно приводила к разрушению советской империи и, прежде всего, его экономической системы.
Сегодня вопрос заключается не только в том, как и каким образом критически оценивать итоги тоталитарной системы власти и управления, а в том, каким образом общечеловеческие демократические ценности включать в политическую и экономическую систему Республики Казахстан, ведь мировой опыт доказывает, что «одним махом» демократические ценности утверждены быть не могут, ибо их освоение потребует у всех социальных слоев определенно гораздо более высокого, чем теперь, уровня культуры, а также умения поиска взаимоприемлемых вариантов при достижении общественного консенсуса.

Оценивать и осуждать тоталитарную систему нужно именно так, как; этого требует общественное явление, то есть как: факт политического порядка, принесший в результате своего воплощения неисчислимые беды народу и отбросивший страну назад на несколько десятилетий. Советская империя сформировалась как унитарное государство вопреки Конституции с организационно правовыми предпосылками для усиления центральной власти и управления на всей территории страны. Централизованное унитарное государство вступило в конфликт с конкретно-историческими условиями развития многонационального федеративного образования. Процессы сверхцентрализации, преобладание унитарных тенденций неизбежно вели к политическому и экономическому кризису и распаду советской империи, к тоталитарной модели власти и улравления. В 40-50-х гг. XX века складывается теория тоталитаризма.

В современной политической науке теория тоталитаризма занимает важное место и используется при классификации политических систем. Известно, тоталитарность — это тупик общества, это провал коммунистической идеологии и политики, это ограничение выборов общественно-политического развития. В течение длительного периода времени тоталитарная система власти и управления пыталась силой впихнуть людей в ортодоксальный социализм. Если опыт советской империи чему-то научил, так это тому, что новое общество нельзя насадить силой, жестокой дисциплиной и террором. История учит, что выдвигать определенную конечную цель опасно, ибо это ведет к политике, построенной на формуле иезуитов: цель оправдывает средства, к элитарности, подавлению народа под предлогом исторически необходимого движения к некоей утопии.
Историческим этапом на пути политической и экономической независимости Казахстана явилось принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики от 25 октября 1990 года.

4. Основные принципы правового государства

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение, общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки.

Это:

1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) особый тип правового регулирования и форма правоотношений;

Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Терминологический словарь:

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экологических, социальных культурных, нравственных, духовных, семейных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений.

Правовое государство – это 1) такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений; 2) форма организации политической власти цивилизованного строя, которая характеризуется верховенством закона в общественной жизни, высоким престижем правовой системы, наличием эффективных политикоправовых механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование её демократических прав и свобод. Правовым является такое государство, в котором отношения личности и власти основаны на началах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – 1)философское понятие, отрицающее идею единства мира и признающее несколько или множество начал и видов бытия; 2) многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности.

Свобода – в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества; отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-либо класса, всего общества или его членов (свобода совести, печати, личности, собраний, митингов и т.д.).

Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическая система – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, при помощи которых осуществляется политическая жизнь общества.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, нормы.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Принципы права – исходные нормативно-руководящие положения, начала, которые выражают главное, основное в сущности права, на базе которых оно возникает, развивается и функционирует.

Верховенство права в обществе, подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Принцип разделения властей – разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства, исключающее узурпацию государством власти, принадлежащей народу.

Принцип взаимной ответственности государства и личности – самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, личность в свою очередь тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства.

Тема 10. Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права

Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация социальных норм

2. Предпосылки происхождения права

3. Теории происхождения права

4. Понятие и признаки права

5. Функции права

6. Принципы права

7. Соотношение государства и права

8. Соотношение права и закона

1. Понятие и классификация социальных норм

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические.

Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда».

Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их:

· содержанию,

· конструкции,

· способам фиксации,

· степени общности,

· формальной определенности и некоторым другим параметрам.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.

Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.

В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере – правила эксплуатации различных видов транспорта, противопожарной безопасности, строительных работ, обращения с оружием, всевозможные госстандарты и т.п. Некоторые из них могут снабжаться санкциями.

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества.

Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. С этой точки зрения нетрудно заметить различия в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.

Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы.

По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности.

С этой точки зрения выделяют:

— правовые нормы;

— моральные нормы;

— религиозные нормы;

— нормы обычаев, традиций;

— семейные нормы;

— корпоративные (нормы организаций и объединений);

— эстетические нормы;

— правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Нормы права занимают в этом перечне особое место.

Информация о работе «Государство и право, их типология, формы и значение» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 906477
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

38665 0 0

… овладев теорией права, не овладев общими теоретическими подходами, нельзя стать квалифицированным юристом. Функции — основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции: 1. Онтологическая — (онтология — учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация …

47069 0 0

… новых знаний про проявления и развития государства и права в зарубежных странах. Наука и учебная дисциплина — это совокупность научных знаний про историю государства и права зарубежных стран, которой определяется соответствующими документами с организацией учебной работы. В современной России утвердился методологический плюрализм. В историко-правовой науке существует множество концепций, по- …

842274 0 0 137217 0 0

… уже не розничные, а оптовые торговцы, получившие право действовать на всей территории России. Вопрос 7. Советы рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов: их роль и значение в истории государства и права России (современная оценка). Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. к 1917 г. Ленин выдвинул новую идею – идею диктатуры пролетариата в виде республики Советов. …

Признаки правового государства

Рассматривая понятие правового государства необходимо остановиться на анализе основных признаков, свойств, принципов правового государства.

Господство права в правовом государстве.

Главная цель идеи правового государства заключается в ограничении государственного аппарата с помощью права. Здесь право должно господствовать над государством. Естественно, ему подчиняется и гражданское общество. Эта идея получила название принципа права в организации жизни государства.

Для Казахстана с его бюрократическим государством особенно важно, чтобы право связало государство, вытеснило произвол, свободу усмотрения для государственных чиновников. Право не должно позволять злоупотреблять политической властью, не должно допускать деспотизма и тирании .

Верховенство законов.

Естественное право реализуется в позитивное право посредством действия принципа верховенства законов над другими правовыми актами, другими источниками права. В случае коллизии между законом и подзаконным актом, должен действовать закон. Подзаконные акты противоречащие закону должны быть отменены.

Среди законов должно быть верховенство Конституции.

Это обосновывается следующим:

1) Законы исходят от самого народа или его представителей в парламенте и обеспечивают суверенитет народа над государством (государственной бюрократией).

2) Конституция видится как сосредоточение справедливых, разумных идей. Она как библия у христиан, как Коран у мусульман. В ней закрепляются основные принципы права. С ней сверяются все суды при разрешении конкретных дел, если возникает сомнение в справедливости и разумности других законов и подзаконных актов. В школе естественного права позитивное право с такими признаками называется правовым законом.

Гарантией верховенства законов является:

— их прямое действие.

— качество этих законов. Их неясность с неизбежностью вызовут толкования противоречащие закону. Неполнота регулирования постоянно приводит к дополнениям законов сделанным в подзаконных актах. Их не соответствие потребностям общества будет стимулировать неуважение к ним и поддержку беззакония, осуществляемого через издание противоречащих закону подзаконных актов.

— судебный контроль за законностью и конституционностью нормативных актов.

— эффективно действующий государственный аппарат, исполняющий и охраняющий законы.

— уважение к закону в обществе.

— материальные гарантии.

Законность в правовом государстве

В правовом государстве существует верховенство принципа законности в поведении как граждан, так и должностных лиц.

Принцип целесообразности реализуется только посредством издания новых законов, отменяющих старые, но не через произвол и нарушение законов.

Строгая законность особенно необходима в деятельности государственных органов:

— в процессе правотворчества.

— при реализации права (правоисполнении, правоприменении, правоохране). Действие этого принципа основано на:

— разумности, справедливости норм позитивного права и действий государства, а не на насилии.

признании большинством людей права высшей ценностью.

— привычке соблюдения и исполнения норм права.

— добровольности реализации норм права.

— осуждении всякого нарушения норм права. Результатом действия принципа законности является правопорядок в обществе.

Суверенитет народа в правовом государстве

Суверенитет в правовом государстве принадлежит народу. Эта идея исходит от Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Словари однозначно разъясняют, что суверенитет означает полную независимость, верховную власть. Другими словами, провозглашается принцип народовластия. Государство становится инструментом власти общества (народа).

Проявлениями независимости народа от элит (феодальной, буржуазной, бюрократической) и их организаций являются:

1. Народ не подвергается такой жестокой форме эксплуатации, которая бы делала его зависимым от какой-то элиты.

2. Народ не испытывает политического гнета со стороны государственного аппарата.

3. Сознание народа не подвергается идеологическому давлению со стороны церкви, государства, средств массовой информации.

Проявлениями верховенства власти народа над властью элит и их организаций являются:

1. Народ сам решает важнейшие вопросы своей общественной жизни. Его решения обязательны для государственного аппарата, отдельных групп общества, каждой личности.

2. Народ имеет механизм выработки общих решений и реализации их в жизнь.

Право народа на независимость и верховенство власти должно быть обеспечено с помощью материальных, политических, духовных и правовых гарантий. В частности, граждане должны иметь реально действующие социально-экономические, политические и культурные права и свободы.

Формы осуществления власти народом: референдум, свободные выборы своих представителей в органы власти и управления, равный доступ к государственной службе, контроль за деятельностью всех государственных органов через свободную прессу.

Ограничения суверенитета народа:

Суверенитет народа как целого всегда будет ограничен правами и свободами отдельных групп (меньшинств) и личности. Подавления большинством воли меньшинства или личности, с точки зрения сегодняшней идеологии, недопустимо.

Суверенитет народа это материальный признак правового государства (социальный). Другие черты правового государства вытекают из него и служат для его реализации.

Учитывая что, правовое государство — это уже не государство классического характера, понятие которого дается в материалистической школе можно сделать следующие выводы:

Отчуждение аппарата правового государства от общества минимально по причине усиления самого общества (формирование гражданского общества).

2) Оно является орудием не одного экономически господствующего класса, а инструментом компромисса всех групп общества.

3) Позитивное право выступает не как орудие господства аппарата и господствующего класса над большинством членов общества, а как компромисс интересов всех.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: правовое государство имеет некоторые признаки самоуправленческой организации. Правовое государство — это минимализированное государство, ослабленное государство, которое вмешивается в общественные дела только тогда, когда сами члены общества, их объединения не в состоянии разрешить вставших проблем. Здесь существует минимализация государственного регулирования. Задача этого государство не управлять людьми, а только помогать им в реализации их прав и свобод.

Ниже будет подробнее рассмотрен вопрос о суверенитете народов, в частности, в Казахстане.

Положение личности в правовом государстве

В правовом государстве особые отношения между отдельной личностью и государством. Принципы этих отношений:

1) Интересы личности верховенствуют перед интересами государства. Люди сами решают, какое им нужно государство (социалистическое, капиталистическое, с государственным регулированием или рыночными отношениями), а не последнее формирует удобных для него людей. Люди не должны быть средством осуществления каких-либо задач. Их благо должно быть целью деятельности государства .

2) Личности предоставлена полная свобода развития (самоопределения, независимости от чужой воли), свобода от вмешательства в ее дела общества и государства.

3) Государство ограничивает права личности лишь в той степени, в какой они противоречат интересам других личностей, обществу в целом (обеспечение обороноспособности страны). Ограничение может производиться только на основании закона, т.е. акта парламента или самим народом (референдум).

Данное положение не столь просто, как вначале кажется. Найти гармонию между индивидуальным и общественным (всеобщим) интересом, защищаемым государством очень не просто.

Например, вопрос об употреблении наркотиков. С. одной стороны — это право человека. С другой стороны общество теряет человека, создается опасность сформирования личности преступника. Разные страны по-разному решают проблему запрещать или не запрещать употребление наркотиков.

4) Государство ответственно перед личностью. Оно обязано:

— устанавливать правовые нормы, защищающие права и свободы человека.

— обеспечивать через суд защиту и восстановление прав личности.

— привлекать к негативной юридической ответственности чиновников, государственных органов.

— через суд привлекать к ответственности все государство.

— нести политическую ответственность (путем отказа народа поддержать на выборах представителей государства).

— информировать людей о своей деятельности. У каждого человека должно быть право и возможность принудить государство к исполнению законов выражающих волю людей.

5) Личность отвечает перед государством за нарушение прав других людей.

Проблемой законодателей является нахождения справедливого компромисса между противоречащими правами людей: правом на частную собственность и правом на получение заработной платы за труд, произведенный на оборудовании, находящемся в этой частной собственности, правом на свободу предпринимательства и правами потребителей, заинтересованных в ограничении цены на товар, обеспечение его качества.

Гарантиями ответственности государства перед личностью являются:

1) Республиканская форма правления, позволяющая выбирать своих представителей в государственные органы, через них контролировать исполнительную власть (Кант).

2) Разделение властей, которое не позволяет монополизировать власть (Кант).

3) Сильная судебная власть, способная восстановить права личности, в случае их нарушения государством, привлечь виновных к ответственности.

4) Наличие охранительных норм, устанавливающих ответственность за посягательства на права человека.

5) Сильное гражданское общество.

Тип правового регулирования

В правовом государстве действуют следующие типы правового регулирования:

1) Для граждан — разрешено все, что прямо не запрещено в законах (общедозволительный тип регулирования).

Впервые этот принцип нашел законодательное закрепление в ст. 5 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года Он гласит: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем к действию, не предписываемому законом».

2) Для государственных чиновников — разрешено только то, что прямо предусмотрено в законах и изданных на их основе подзаконных актах (разрешительный тип регулирования) .

Разделение властей

Многие правоведы связывают правовое государство с республиканской формой правления и разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Этот принцип носит не самостоятельную, а инструментальную ценность, обеспечивает реализацию других целей.

Цели реализации принципа разделения властей:

1) Обеспечить суверенитет народа над государственным аппаратом за счет ослабления его и обеспечения взаимоконтроля ветвей власти.

2) Демонополизировать власть государственных органов, не допустить злоупотреблений этой властью.

3) Обеспечить господство естественного права, а значит, защитить права и свободы граждан от произвола властей, обеспечить законность в стране. 4) Выразить интересы всех слоев общества через органы государственной власти. Найти компромисс их интересов и обеспечить общественное согласие.

Разделение властей основано на двух принципах:

1) Самостоятельность (относительная независимость) каждой из властей в выполнении своей особой функции, что обеспечивает:

а) выражение интересов:

— народа через представительные органы.

— элит (буржуазии, бюрократии) через правительство.

б) правопорядок посредством деятельности суда.

в) демонополизацию власти, не допускает деспотизма (ослабление власти аппарата государства перед лицом общества). При этом следует соблюсти меру ослабления власти, не допустить безвластия в стране.

2) Взаимный контроль властей, сдерживание друг друга. Каждая из властей является противовесом другой. Это обеспечивает:

а) господство закона (Конституции) и естественного права в первую очередь через судебную деятельность.

б) не допускает злоупотребления властью какой-либо из ветвей власти.

в) препятствует революционным потрясениям, обеспечивает эволюционное развитие государства и общества.

г) позволяет гармонически сочетать принципы демократизма, законности и целесообразности.

д) защиту прав человека и гражданина.

Говоря о законодательной власти необходимо сказать что, ряд теоретиков считают, что ей должно отводиться первое место (И. Кант). Имеет следующие свойства:

1) Формируется демократическим путем из представителей народа и ему подотчетна.

2) Главная функция — выражать волю народа в законах.

3) Главная цель — обеспечение демократизма.

4) Сдерживающие функции: — воздействия на иные ветви власти, чтобы противостоять произволу монарха, президента, правительственной бюрократии: — контроля за исполнением законов исполнительными органами.

— право участия в формировании правительства и судебных органов.

— право выразить недоверие правительству и отрешить президента от должности.

5) Ограничена правовой процедурой деятельности, президентом, судом. Исполнительно-распорядительная власть и глава государства представлены профессиональной бюрократией и верхними слоями политиков (президент, правительство).

Чаще всего посягает на права граждан и стремится превратить государство в инструмент реализации своих эгоистических интересов. Эту власть в большей степени используют отдельные общественные элиты (крупная буржуазия) в своих интересах.

Основные свойства:

1) Формируется народом (выборы президента) или парламентом (формирование правительства в парламентской республике).

2) Основная функция: обязана беспрекословно исполнять волю народа, выраженную в законах.

3) Сдерживающие функции: на основе относительной независимости от законодателей, ограничивает их произвол:

— препятствует принятию неразумных, невыполнимых, популистских решений посредством законодательной инициативы, обязательного представления заключения по ряду законопроектов, касающихся финансов, право «вето» президента на законопроекты.

— право распустить парламент в случае несогласия с его деятельностью и обращения к народу путем проведения выборов разрешить спор. При этом, в случае не поддержки правительства (президента) оно должно уйти в отставку. 4) Ограничена парламентом и судом.

А судебная власть формируется разными путями: парламентом, исполнительной властью или главой государства, народом путем выборов или подтверждения доверия.

Функции:

а) обладает монополией на разрешение любых споров о праве. Весы должны быть в руках Фемиды.

б) защищает права граждан и их организаций в том числе, от произвола государства, обеспечивает защиту личности от государства и его чиновников.

в) контроль за соблюдением принципа законности и конституционности нормативных актов.

г) высшие судебные органы обладают правом законодательной инициативы.

д) разрешение на основе закона конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти.

1.История государства и права.

Преподаватель, магистр права Омар Б.М., студент 2 курса Шойев Ш

Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

Формирование правового государства

и гражданского общества в Республике Казахстан

Представления о правовом государстве как государстве, основанном на верховенстве закона и равенстве прав, восходят еще к эпохе античности и периоду становления римского права. Основополагающие принципы правового государства были сформулированы в XVII-XVIII вв. в трудах теоретиков либерализма Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона. Сам же термин «правовое государство» впервые утвердился в трудах немецких юристов Т.К.Велькера, Р. фон Моля и др. В основе теории правового государства лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности, а именно права на жизнь, безопасность, собственность. Это возможно лишь, во-первых, при условии разделения государства и общества, а во-вторых, при ограничении сферы деятельности государства правом и, в первую очередь, конституцией, основным законом, который регулирует отношения между народом и властью.Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечивается приоритет права, верховенство закона, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Общепризнанными принципами правового государства являются: народный суверенитет, верховенство Конституции, равенство всех перед законом, равенство государственных и личных интересов, незыблемость прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом. Поэтому нельзя с абсолютной уверенностью утверждать, что в каком-либо государстве принципы правового государства получили свое полное воплощение. Формирование правового государства следует рассматривать именно как процесс реализации его основных принципов. В Конституции РК записано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими 11 ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Этими словами государство заявляет о своей приверженности идеалам правового государства и о стремлении осуществления его основных принципов. Принцип народного суверенитета буквально означает верховенство власти народа и находит свое отражение в ст. 3 Конституции РК, которая установила, что «Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам…Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту…». Принцип верховенства Конституции зафиксирован в ст. 4, где сказано, что «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов… Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики». Принцип равенства всех перед законом зафиксирован в ст. 14 Конституции РК: «Все равны перед законом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Реализация принципа равенства государственных и личных интересов имеет форму признания равенства при защите государственной и частной собственности (ст. 6 Конституции РК): «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность». Принцип незыблемости прав и свобод человека и гражданина отражен в ст. 12: «В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией» и в ст. 39 Конституции РК: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Таким образом, в Конституции Республики Казахстан нашли отражение основные принципы правового государства, что свидетельствует о стремлении Казахстана к его реальному построению. .

Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, выступает основным документом, определяющим устои государ-ства. Как отмечает председатель Конститу-ционного Совета И. Рогов: «Действующий Основной закон, аккумулировавший в себе все основные элементы суверенитета и Независимости, был принят на республи-канском референдуме, что придало ему высшую степень легитимности. Он базиру-ется на учете интересов широких слоев населения, демократических принципах организации государственной власти и управления, верховенстве права, общепри-знанных международных стандартах прав человека» .

Впервые понятие основного закона (fundamental law) было сформулировано Т. Гоббсом, который видел различие в по-нятиях «право» и «закон», причем первый элемент он связывал со свободой, а второй с обязанностями. Доктор права Мадридско-го университета Д. Валадес, продолжая рассуждения относительно незавершенной концепции основного закона (конституции) Т. Гоббса, пришел к выводу о том, «что это нормативный акт, лежащий в основе право-вого строя, наполненного в соответствии с его логикой правами и законами. Если бы мы захотели использовать эти элементы для выявления того, что соответствует пра-вовому государству, то могли бы придти к заключению, что это основной закон и по-нимание права как фундамента свободы, что присуще идее правового государ-ства.» .

По мнению д.ю.н. Лукашевой Е.А.: «Провозглашение правовой государ-ственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, но переход ее от одной ступени формирования к другой» .

С данным мнением нельзя не согласиться. Становление правового государ-ства процесс длительный и сложный. Ос-новные принципы, на которых строится пра-вовое государство, в своей совокупности дают общее представление о том, что есть правовое государство, каковы его сущность, содержание, основные цели его создания и назначения.

На сегодняшний день не существу-ет единого понимания концепции правового государства. Разные авторы, рассуждая по существу, в одном направлении, дают раз-личный перечень принципов правового гос-ударства, акцентируют внимание на тех или иных аспектах данной концепции. Профессор Алексеев С.С. раскры-вает сущность правового государства сле-дующим образом: «Правовое государство является основой радикального укрепления законности и правопорядка, такого укрепле-ния, когда оно принципиально способно исключить узурпацию власти и злоупотреб-ление ею, эффективно противостоять бю-рократизму и формализму, надежно гаран-тировать права и свободы граждан, а также выполнение ими своих гражданских обязан-ностей» .

Д. Валадес отмечает, что: «Правовое государство основано на подчинении деятельности государства конституции и нормам, которые приняты в соответствии с порядком, установленным конституцией. Нормы гарантируют ответственное и кон-тролируемое функционирование органов власти; осуществление полномочий в соот-ветствии с известными положениями, не имеющими обратной силы в случае ухудшения положения, а также соблюдение личных, социальных, культурных и полити-ческих прав» .

Казахстанские ученые Аюпова З.К. и Сабикенов С.Н. считают, что «демократи-ческим правовым государством является государство, признающее, обеспечивающее и охраняющее (гарантирующее) права и свободы человека, гражданина; государ-ство, основанное на принципе разделения властей, демократически образуемых, функционирующих в режиме строгого и неуклонного соблюдения законности, в условиях развитой, стройной правовой си-стемы и высокого правосознания граждан, при верховенстве Конституции и других за-конов» .

По нашему мнению в вышеприве-денных определениях в целом схвачена самая суть правового государства. Для построения новой модели госу-дарственно-правовой системы Республики Казахстан – правового государства необхо-димо знать, каковы пути, условия и предпо-сылки его формирования. В этой связи счи-таем уместным привести мнение Ахметовой Н.С., которая отмечает, что: «К правовому государству надо идти не от закона и даже не от права вообще, хотя принцип верховен-ства права является фундаментальным и без него невозможно правовое государство. К правовому государству, то есть к такому государству, где господствует право, надо идти от гражданского общества, современ-ное понимание которого складывалось па-раллельно совершенствованию представле-ний о правовом государстве, о демократиче-ским правовом государстве» .

Известный российский юрист Лаза-рев В.В. пишет о взаимосвязи таких институ-тов как «правовое государство» и «граждан-ское общество» следующим образом: «Пра-вовое государство возможно лишь при нали-чии развитого гражданского общества, и наоборот, гражданскому обществу имма-нентно присуща правовая форма властвова-ния, основанная на господстве права (зако-на), разделении властей и реальном обеспе-чении прав и свобод человека.».

Институты гражданского общества как система независимых от государства общественных образований, в задачи кото-рых входит обеспечение условий для само-реализации, как отдельной личности, так и их объединений, создают сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение госу-дарственных и негосударственных органов. Существует такая закономерность, чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для существования демократического правового государства. Считается, что одним из важных показате-лей эффективного развития государства, его политической, экономической, культур-ной, социальной состоятельности является развитое гражданское общество.

На примере Республики Казахстан ставящей перед собой задачу формирова-ния правового государства, можно просле-дить развитие институтов гражданского об-щества за 20-летнее существование неза-висимого государства. В становлении и раз-витии гражданского общества в Казахстане выделяют несколько этапов. Развитие ка-захстанского законодательства регулирую-щего деятельность институтов гражданского общества выглядит следующим образом:

· Первый этап – 1989-1994 годы – принят Закон «Об общественных объедине-ниях Казахской ССР».

· Второй этап – 1994-1997 годы – приняты законы «Об общественных объ-единениях» и «О политических партиях».

· Третий этап – 1997-2002 годы – приняты законы «О социальном партнер-стве в Республике Казахстан» и «О неком-мерческих организациях».

· Четвертый этап – 2002-2005 годы – принята Программа по поддержке неправи-тельственных организаций на 2003-2005 годы.

· Пятый этап – 2006-2011 годы – принята и реализована Концепция развития гражданского общества.

Рассмотрим динамику развития не-правительственных организаций в пределах указанной периодизации.

Первый этап. К 1 марта 1990 года в Казахстане было зарегистрировано около 100 общественных объединений, деятель-ность которых была направлена на реше-ние проблемных вопросов в следующих областях: экологической безопасности страны, поддержки социально уязвимых слоев населения, правового развития граж-дан. В связи с принятием Закона «Об обще-ственных объединениях Казахской ССР» от 27 июня 1991 года был отмечен рост непра-вительственных организаций, количество которых превысило 400.

Второй этап. Для данного этапа ха-рактерно дальнейшее увеличение количе-ства и что немаловажно качества неправи-тельственных организаций. Численность неправительственных организаций увели-чилась в четыре раза. В этот период знако-вым событием было создание антиядерного движения «Невада-Семипалатинск». В свя-зи с созданием в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана все национальные куль-турные центры объединились под его эги-дой. Необходимо отметить, что Ассамблея народа Казахстана это уникальный, не имеющий аналогов в мире институт, кото-рому принадлежит особая роль в достиже-нии мира и согласия в Казахстане. В ре-зультате конституционной реформы 2007 года Ассамблея народа Казахстана стала конституционным органом с правом избра-ния депутатов Мажилиса Парламента. Та-ким образом, благодаря данному конститу-ционному праву реализован принцип обес-печения политического представительства разных национальных групп в структурах власти и прежде всего в Парламент Республики Казахстан.

Третий этап. К концу данного пери-ода было зарегистрировано 7122 неправи-тельственных организаций. Значимые со-бытия: открытие в 1999 году «Инфо-центры НПО», деятельность которых была направ-лена на повышение правовой культуры ре-гиональных неправительственных органи-заций; создание в 2000 году Конфедерации неправительственных организаций Казах-стана.

Четвертый этап. В данный период принят ряд программных документов, кото-рые способствовали дальнейшему разви-тию институтов гражданского общества в Казахстане. Значимые события: в 2003 году проведен I Гражданский форум, который объединил государственные органы, непра-вительственные организации и междуна-родные организации и стал диалоговой площадкой в системе отношений «государ-ство — гражданское общество», который впоследствии приобрел систематический характер и начал проводиться через каж-дые два года; в 2005 году созданы Граж-данский альянс неправительственных орга-низаций, целью которого была консолида-ция общественных объединений и Нацио-нальный информационный ресурсный центр неправительственных организаций Респуб-лики Казахстан.

Пятый этап. В данный период зна-чимым событием явилось принятие и реа-лизация Концепции развития гражданского общества Республики Казахстан на 2006-2011 годы.

Как отмечает В. Осипов по состоя-нию на декабрь 2011 года «в стране зареги-стрировано свыше 35 тысяч некоммерче-ских организаций, в том числе 18 тысяч – неправительственных организаций. Дея-тельность неправительственных организа-ций охватывает достаточно широкий спектр направлений. Процентное соотношение по сферам деятельности следующее: моло-дежные – 43,9%, детские – 24,5%, медицин-ские – 21,2%, экологические – 20,4%, по проблемам семьи и женщин – 20,4%, по сфере образования – 20,4%, по проблемам людей с ограниченными возможностями – 16% и другие.» .

Парламент Республики Казахстан, исходя из конституционной задачи утвер-ждения Казахстана как демократического, светского, правового и социально ориенти-рованного государства 10 декабря 2011 года принял Декларацию двадцатилетия государственной Независимости Республи-ки Казахстан. В данном политико-юридическом документе отмечается, что «в Казахстане создаются благоприятные усло-вия для развития институтов гражданского общества и местного самоуправления, про-должается поэтапное совершенствование правовых основ функционирования полити-ческих партий, общественных объедине-ний» .

С развитием гражданского общества и становлением правовой государ-ственности происходит сближение обще-ства и государства, их взаимопроникнове-ние: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского об-щества, его политическая форма. Основ-ным ядром правового государства является гражданское общество. Развитое граждан-ское общество способствует преодолению отчуждения государства от общества.

Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы стала основой для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества. В настоящее время в Казахстане действуют около 5 тыс. неправительственных организаций, осуществляющих работу во всех социально значимых сферах. Своей деятельностью НПО охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и т.д. различного рода услуги от НПО получают не менее 2 млн. Человек .

Таким образом, становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Поэтому развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан и дальнейшего становления гражданского общества. Для этого в республике сложились необходимые объективные предпосылки, которые дополняются такими субъективными факторами, как наличие политической воли руководства страны и, прежде всего ее Президента Н.А. Назарбаева, к проведению дальнейшей демократизации и политической модернизации казахстанскогообщества.

Список литературы:

Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2007. И. Рогов Независимость, основанная на пра-вовой концепции. //Казахстанская правда от 26 ноября 2011г. Диего Валадес. Конституционные проблемы правового государства. Перевод с испанского И.Н. Шумского – М.: Идея-Пресс, 2009. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, вне-сенными Законами Республики Казахстан № 284-I от 07.10.1998г., № 254-III от 21.05.2007г., № 403-IV от 02.02.2011г.). //http://www.minjust.kz. Общая теория прав человека. Монография. /Руководитель авторского коллектива и ответ-ственный редактор, д.ю.н. Лукашева Е.А.. – М.: Норма, 1996. Алексеев С.С. Правовое государство: судьба социализма. — М.: Юридическая литература, 1988. Аюпова З.К., Сабикенов С.Н. Концепция пра-вового государства. — Алматы: Жеты жаргы, 1997. Теория и практика формирования правового государства в Республике Казахстан: Сборник научных трудов. – Караганда: Изд-во КарГУ, 1999. Общая теория государства и права. Учебник./ Под ред. В.В. Лазарева. – М.:Юрист, 1996. Осипов В. Системный характер партнер-ства. //Казахстанская правда от 1 декабря 2011 года. Формирование правового государстваигражданского общества. site.kstu.kz/…/7%20книга%20Основы%20правового%20воспитани…

Добавить комментарий