Становление римского государства

1. Образование рабовладельческого государства в Древнем Риме

2. Государственный строй Рима в период республики (509-27 гг. до н.э.)

3. Общественный и государственный строй Рима в период монархии

1. Последним образцом рабовладельческого типа государства была Римская империя. Общественно-экономические отношения достигла наивысшего развития. Римское государство, сформированное из городской общины, первоначально во многом было сходно с греческими полисами. В конце III в. до н.э. Древний Рим превращается в сильнейшее рабовладельческое государство Западного Средиземноморья. В I-II в. до н.э. Рим — это гигантская империя, включающая значительные области Западной и Юго-Западной Европы, Северной Африки и Переднего Востока.

Во всемирно-историческом развитии роль Древнего Рима очень велика. По словам немецкого профессора Р. Иеринга, Рим три раза диктовал миру свою волю, три раза создавал единство народов. Первый раз это единство получило свое выражение в создании Римского государства, второй раз — в Римско-католической церкви, третий раз в результате рецепции римского права.

В Риме была создана высокая античная культура, которая легла в основу развития европейской цивилизации. Греко-римская античная цивилизация на определенном этапе своего развития вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала толчок к дальнейшему развитию европейской культуры.

Периодизация истории римского государства представлена такими периодами:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства от основания города Рима в 753 г. до н.э. до 509 г. до н.э. (до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого).

2. 509-27 гг. до н.э. — период республики.

3. 27 г. до н.э.- 476 г. н.э. — период монархии:

а) принципат (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.);

б) доминат (284 — 476 гг. н.э.).

С момента основания Рима и до 509 г. до н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился в состоянии разложения. В Риме было 300 родов. Десять родов составляли курию (военная и религиозная единица).Десять курий составляли племя (трибу).

В состав римской городской общины входили патриции, клиенты и плебеи. К полноправным гражданам римской городской общины относились патриции, которые должны были обязательно принадлежать к одному из родов и быть зачислены в одну из курий. Кроме полноправных граждан, имелась группа клиентов, которые находились в личной и наследственной зависимости от полноправного человека (патрона). Клиент обязан был следовать за патроном на войну, оказывать ему всяческую помощь и почтение. Патрон обязан был защищать его, в том числе и в суде, т.к. клиент не мог сам себя защищать. Эти отношения охранялись обычаями и религией. Плебеи составляли группу лично неполноправных граждан Рима, которые были лично свободными, имели право собственности на землю, платили налоги и отбывали военную службу, заключали сделки и могли самостоятельно выступать и защищать себя в суде. Они не нуждались в патронате. Однако плебеи были лишены права участвовать в управлении общины.

Царь был военачальником, верховным жрецом и производил суд по государственным преступлениям. Он имел неограниченное право наказания. Апелляция на его решения не допускалась. Его должность была выборной.

В состав сената входили старейшины из 300 родов. Сенат был совещательным органом при царе, однако пользовался большим влиянием на решение многих вопросов. Его роль уже в первый период была значительной. Народное собрание (куриатные комиции) состояло из полноправных членов общества, которые собирались по куриям. Каждая курия имела один голос. Полномочиями Народного собрания являлись:

— принятые или отвергнутые предложения сената;

— избрание всех должностных лиц, в том числе и царя;

— объявление войны.

Жреческие коллегии играли значительную роль в Римском государстве.

К IV в. до н.э. в Риме разложение родового строя и социальная дифференциация привели к изменению в государственном строе. Плебеи, несшие все тяготы военной службы, были неполноправными, и поэтому стремились к уравниванию в правах с полноправными гражданами.

Процесс превращения римской родовой общины в государство завершился реформой римского царя Сервия Туллия (VI в. до н.э.)

Сервий Туллий провел ряд мероприятий:

1.Осуществил классификацию всего населения по имущественному цензу. Эта классификация распределяла обязанности военной службы и политические права.

Все мужское население в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, было разделено на 5 разрядов.

Все граждане были разделены на центурии (сотни), которые имели один голос в Народном собрании. Имущественное положение граждан определялось размером землевладения. Оценка происходила каждые 5 лет и сопровождалась религиозной церемонией.

Всадники должны были вооружаться за свой счет.

При голосовании достаточно согласия 1-го разряда и всадников (98 центурий), чтобы любое решение принять в своих интересах. Остальных можно было не спрашивать.

2. Второй мерой явилось создание нового вида Народного собрания — центуриатных комиций, права которых расширялись, а права куриатных комиций сокращались.

Представители первого разряда составляли 98 центурий, то есть более половины всех центурий.

3. И, наконец, третьей мерой было деление населения по территориальному признаку. Каждая триба имела выборного главу, в обязанности которого входило определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

2.При родовом строе государства как такового не существовало. Процесс возникновения государства в Риме определялся внутренним развитием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в. до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали государственный аппарат. Однако это была примитивная монархия. Восстание местного населения Рима в конце VI в.до н.э. ликвидировало монархию: было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины — магистры.

В Риме утвердилась республиканская форма правления, которая существовала 500 лет.

Высшим государственным органом считалось Народное собрание, которое созывалось только по инициативе магистратов. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляцию и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. В Риме собирались три вида Народных собраний — комиций.

Центуриатные комициисобирались высшими должностными лицами — консулами. Голосование проходило по центуриям, каждая из них имела голос. Во второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам — трибам. Первоначально трибутные собраниясостояли из одних плебеев. По законам 449 г. до н.э., а затем 287 г. до н.э. решения трибутных плебейских комиций признавались обязательными для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 трибут имели независимо от состава населения 1 голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия.

Существовали два вида собраний по трибам: собрания общие для патрициев и плебеев и специально плебейские. Решения совместных собраний назывались «популисцита», а специально плебейские- «плебисцита». В общих трибутных комициях выбирались квесторы, эдилы и низшие магистраты (всего 26), а в плебейских — народные трибуны и плебейские эдилы.Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате. В Риме было три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные. Их функции не были разграничены достаточно четко.

Члены сената назначались консулами, а с IV в. до. н.э. — цензорами. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение Народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Закон, принятый Народным собранием, становился законом после одобрения его сенатом. Сенат контролировал и руководил деятельностью Народного собрания. Магистры отчитывались о своих действиях перед сенатом. С V в. до н.э. состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистров, которые после сложения своих полномочий автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистром — цензором в строго иерархическом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее шли консулы, потом преторы. Формально сенат считался совещательным органом при магистрах. Но очень скоро занял очень важное положение:

Сенат утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые Народным собранием; заведовал финансами (распределял суммы между отдельными магистратами, контролировал исполнение бюджета, ведал чеканкой монеты); ведал дипломатическими сношениями; ведал общим управлением, провинциями и некоторыми вопросами культа.

5. Решения сената назывались «сенатус-консультами».

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали. Из этого вытекало также формальное отсутствие права изменять, исправлять законы, хотя фактически определенная категория магистратов приобрела эти полномочия.

Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были: выборность; коллегиальность; срочность; безвозмездность за исполнение государственной службы; отчетность о своей деятельности.

Выборы магистратов происходили в народных собраниях — центуриатных и трибутных комициях. Коллегиальность состояла в том, что на одну должность обычно избиралось два или более магистратов. Магистраты действовали не совместно, а самостоятельно, обладая всей полнотой власти. В случае несогласия с действиями одного из магистратов, коллеги могли лишить юридической силы его акты путем произнесения протеста «запрещаю». Все магистраты избирались на один год, за исключением цензоров (на 5 лет). Ответственность магистратов перед Народом состояла в том, что они могли привлекаться судом народного собрания после истечения срока пребывания в должности, а низшие даже до истечения этого срока.

Высшие магистраты обладали следующими полномочиями:

а) высшей военной властью;

б) правом созывать сенат и Народное собрание и председательствовать на них;

в) правом суда и наложения наказания;

г) правом решать периодические вопросы с дополнениями изменений и даже с исправлениями законов.

Магистраты делились на ординарные и экстраординарные. К ординарным относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, плебейские трибуны и квесторы.

Консулы избирались из патрициев, но плебеи после упорной и долгой борьбы добились издания закона Лициния и Секстия, по которому один из консулов должен был выбираться из плебеев. Полномочия консулов:

— высшее военное командование;

— руководили набором римских граждан в армию;

— осуществляли правосудие в армии;

— распоряжались военной добычей;

— заключали перемирие с врагом.

Первоначально преторы замещали консулов во время их отсутствия. Впоследствии в их компетенцию стало входить, главным образом, руководство правосудием.

Обязанностью цензоров было установление ценза граждан Рима в целях распределения их по трибам, разрядам и центуриям, зачисление во всадники и составление сенаторского списка, также принимали участие в управлении финансами государства. Цензор осуществлял надзор за нравами.

Эдилы выполняли полицейские обязанности (наблюдение за порядком в городе, устройство игр и зрелищ, снабжение продовольствием, надзор за торговлей на рынках).

Плебейские трибуны добились права избирать из своей среды двух представителей в качестве защиты своих интересов. После 49 г. до н.э. они обладали правом приостанавливать решение магистрата и решение сената, участвовали в заседаниях сената, созывали плебейские собрания и председательствовали на них.

Кроме того, существовали низшие магистратуры. К ним относились магистраты, которые выполняли полицейские обязанности, расследовали преступления, заведовали чеканкой монет, надзором за содержанием дорог и улиц. К экстраординарным магистратурам принадлежал диктатор. Во время каких-либо чрезвычайных затруднений сенат давал поручение консулу о назначении диктатора. Диктатор назначал себе помощника — начальника конницы. Лицо, назначенное диктатором, не могло состоять в этой должности свыше 6 месяцев, распоряжаться государственной казной без согласия сената и повеления народа, выезжать за пределы государства.

3.Завершающим этапом в развитии Римского государства является период, когда в Риме утвердилась монархическая форма правления. Это была эпоха невиданного усиления государственного механизма. История монархии в Риме делится на два периода:принципат и доминат. Такое деление обусловлено рядом причин как социального, так и политического порядка.

В период принципата рабовладельческие отношения в Риме не претерпели значительных изменений по сравнению с предшествующей эпохой. В политическом отношении доминат отличается от принципата установлением безраздельного господства императора, наделенного всей полнотой государственной власти, а также созданием централизованного бюрократического аппарата управления страной.

Рабовладельческая система начала испытывать серьезный кризис уже в конце существования республики. В первые два столетия принципата этот процесс настолько обострился, что кризис перерос в разложение.

К концу IV в. разложение рабовладельческой системы настолько подорвало силы Римской империи, что она начинает шататься под натиском германских племен, наседавших на ее границы. Кроме того, рабы и неимущие свободные не раз поднимали восстания против рабовладельческого общества. Античное рабовладельческое общество погибло в результате внутреннего разложения, восстаний рабов и колонов, нашествия германцев. На развалинах Римской империи возникло феодальное государство.

Еще действовали республиканские учреждения, хотя они совершенно утратили свое былое значение. Монархия, прикрываясь республиканской одеждой, носит название принципата, так как во главе всех магистратур появляется новое должностное лицо, которое называется принцепсом.

Принцепс- формально высший республиканский магистрат, пожизненный и с чрезвычайной властью. Главными элементами его власти были:

1) особая власть, которая давала принцепсу право командовать армией, принимать послов, решать вопрос о войне и мире, держать свою гвардию, издавать особые акты, подобные законам, толковать законы, осуществлять право высшего гражданского и уголовного суда и т.д.;

2) право наблюдать за управлением сенатскими провинциями;

3) неприкосновенность и право налагать вето на распоряжения всех магистратов; на него же самого вето не распространялось.

С 12 г. до н.э. император становится главным блюстителем культа.

При нем создается личный совет, который становится официальным учреждением. Во главе доверенных лиц императора стоял начальник императорской гвардии. После него следовал начальник полиции, которому принадлежала уголовная и отчасти гражданская местная юрисдикция в городе Риме, и другие чиновники.

Местное управление в государстве изменилось. Вместо прежних муниципальных собраний появились муниципальные сенаты. За ними устанавливается контроль со стороны императорских чиновников. Управление в сенатских провинциях передается проконсулам, которых назначал сенат, а в имперских провинциях — легатам, которых направлял император.

Утверждение в Риме монархической формы правления (домината)непосредственно связано с проведением реформ, которые осуществил император Диоклетиан в 284 г. н.э. Он провел следующие реформы: административную, военную, податную и финансовую.

Первые две реформы были рассчитаны на создание централизованного и бюрократического аппарата управления и армии, способной защитить границы империи и служить орудием для подавления восстаний рабов и колонов. Податная и финансовая реформы проводились для сбора средств на содержание армии и многочисленного бюрократического аппарата управления.

Император к этому времени становится не первым должностным лицом, а господином (dominus), абсолютным монархом, стоящим выше закона. Авторитет сената и других республиканских учреждений падает. Происходит кризис республиканских магистратур, которые почти перестают играть какую-либо роль в управлении государством и сохраняются только как почетные должности.

Все управление сосредотачивается у императорской бюрократии, которая разделяется на следующие категории чиновников:придворных, военных и гражданских.

При императоре образуется государственный совет (консистория), являющийся высшей судебной инстанцией для дел, восходящих к императору, обсуждающий вопросы законодательства и управления. Устраняется деление провинций на императорские и сенатские.

Нашествие германцев и славян привело к полному распаду империи на самостоятельные государства. Последний раз единство империи было восстановлено при императоре Юстиниане, но после его смерти империя распалась окончательно.

Таким образом, монархическое устройство римского государства имело свои особенности: принципат характеризовался соединением фактически уже сложившейся императорской власти с сохраняющейся еще республиканской формой управления. Республиканские учреждения (сенат и магистратура) выступали в это время в качестве своеобразной ширмы, которая прикрывала единовластие императора-принцепса. Лишь когда римский император почувствовал себя достаточно сильным, и у принцепсов сформировался собственный аппарат управления, эта республиканская ширма была сброшена, так как уже не было необходимости скрывать его полноту власти. В это время все управление сосредотачивается в руках императора.

Становление римского полиса

Древняя Италия, история которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во II тыс. до н. э., когда с севера вторглись италийские племена. Кроме них, здесь были поселения неиндоевропейских племен — лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев. С началом I тыс. до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали этруски — полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно. На рубеже Х — VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации. В конце II тыс. до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI–III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков. Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов, с которыми в VIII–VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю.

Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину — pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации.

Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом. Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном — 21 апреля 753 г. до н. э., — никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным. В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр — форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов — Капитолий — становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Периодизация римской истории. Традиционно считается, что город Рим основан царем Ромулом в 754 или 753 г. до н.э. (по Варрону). Римская история с этого момента до падения Западной Римской империи в V в. н.э. делится на три периода:

754/753 – около 509 гг. до н.э. – царский Рим;

около 509 – 27 гг. до н.э.– Римская республика;

27 г. до н.э. – 476 г. н.э.– Римская империя.

Рим в эпоху царей

Социальная структура.Римский полис возник в результате объединения трех племен (триб) разного этнического происхождения: латинов, сабинян и этрусков. Это родоплеменное объединение составило в совокупности «римский народ» (populus romanus). Видимо, первоначально оно включало в себя 100, а позже 300 родов. Мужское население этих родов входило в военные объединения – курии, которые нельзя полностью отождествлять с фратриями у греков, но курии были генетически связаны с фратриями. На каждую трибу приходилось по 10 курий, каждая курия представляла 10 родов. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и имели общее родовое имя. Их стали называть патрициями («имеющими отцов (patres)»). Патриции являлись полноправными членами римской общины, они владели наследственными участками земли и могли пользоваться общей землей общины («общественной землей» – ager publicus). Они обладали политическими правами: могли участвовать в народных собраниях, занимать общественные должности и служить в куриатном ополчении. Патрициям противостояло неполноправное население, находившееся вне рамок родоплеменной организации и первоначально не входившее в состав «римского народа» – плебеи (собирательное plebs, что значит «толпа, множество»). Плебеи были лишены политических прав и права на пользование «общественной землей», но обладали другими имущественными правами. В литературе также отмечается отсутствие у них права на брак с патрициями. Юридически такого запрета не существовало до издания Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.), но, очевидно, что подобные браки не поощрялись.

Римское общество раннего времени знало разные формы зависимости. Одной из них был патронат, отношения личной связи между покровителем – патроном и опекаемым лицом – клиентом, основанной на их верности друг другу. Патрон обязывался обеспечить защиту своего клиента, а клиент должен был оказывать ему послушание, служить в доме патрона, сопровождать его в военном походе. Позднее в первых законах римского полиса – Законах XII таблиц нарушение патроном верности расценивалось как религиозное преступление. В Царский период существует и рабовладение, но оно не получило еще широкого распространения и носило патриархальный характер: рабы считались низшими членами семьи господина и обладали ограниченной правоспособностью.

Управление римской общиной. Во главе римской общины находился царь – rex. Его положение вполне сопоставимо с положением басилея в Афинах. Он являлся военачальником, верховным жрецом и судьей. Традиция называет семь римских царей, большинство из них выбиралось общиной (за исключением, видимо, двух последних царей Сервия Туллия и Тарквиния Гордого). Царь избирался на пожизненный срок. Его власть не была абсолютной и ограничивалась волей совета старейшин и народного собрания. Совет старейшин получил название сенат (от лат. senex – «старик»). Первоначально в его состав входило 100 членов (по числу патрицианских родов), затем – 300. Сенаторы являлись советниками царя по важным вопросам. Вместе с царем они утверждали либо отклоняли решения народных собраний. Власть сената значительно возрастала в период междуцарствия, когда после смерти царя еще не выбран его преемник. Правление в это время осуществлялось членами сената попеременно (одним из них в течение пяти дней). Уже в эпоху царей в Риме появились должностные лица (магистраты; от лат. magister – «начальник»). В частности, на время своего отсутствия в Риме царь мог назначать префекта города.

Народные собрания в раннем Риме были известны только в одном виде – куриатных комиций, собраний народа по куриям (comitia curiata). Ведению комиций подлежали наиболее важные дела всей общины, вопросы религиозного культа и семьи. Комиции объявляли войну и могли избирать царя. Они обладали правом суда по тяжким преступлениям. Решения на комициях принимались открытым голосованием. При этом каждая курия имела один голос.

Реформы Сервия Туллия.Рост плебейского населения и его экономического влияния совершенно не соответствовал его приниженному в правовом отношении положению. В середине VI в. до н.э. в Риме были проведены реформы, которые были направлены на ослабление старых родоплеменных связей и включение плебеев в состав римской общины. Царь Сервий Туллий разделил всех свободных жителей на пять классов (classis) по имущественному признаку. В основу деления, видимо, было положено обладание определенным участком земли, но в сохранившихся источниках ценз указан в денежном выражении (в ассах – медных монетах, которые появились в Риме не ранее IV в. до н.э.): 1-й – 100 тыс. ассов; 2-й – 75 тыс.; 3-й – 50 тыс.; 4-й – 25 тыс.; 5-й – 12,5 (или по другим сведениям 11 тыс.) ассов. В зависимости от имущественной состоятельности каждый класс должен был выставлять строго определенное количество центурий (сотен) воинов для римской армии: 1-й – 80; 2–4-й – по 20 и 5-й – 30 центурий пехоты.

Кроме того, часть самых богатых граждан образовывала 18 центурий всадников. Ремесленники и музыканты выставляли 4 центурии. Неимущие же лица получили название пролетарии (от лат. proles – «потомство»; у них не было ничего, кроме детей). Они выставляли только одну центурию. В результате армия должна была насчитывать 193 центурии. В ней служили граждане в возрасте от 17 до 60 лет, экипировавшиеся за свой счет: характер вооружения определялся принадлежностью к имущественному разряду. Но цензовая реформа имела и политическое значение. По центуриям граждане могли принимать участие в новых народных собраниях – центуриатных комициях (comitia centuriata). При этом каждая центурия (вне зависимости от числа граждан, ее выставлявших) имела только один голос. Учитывая, что лица с имущественным цензом в 100 тыс. ассов выставляли в общей сложности 98 центурий (80 пехоты и 18 всадников), а все остальные – 95, можно заключить, что на этих комициях исход голосования определяли самые состоятельные граждане Рима. Как в римской армии, так и в народных собраниях по центуриям наравне с патрициями могли принимать участие и плебеи. Таким образом, последние приобрели политические права.

Другая важная реформа Сервия Туллия заключалась в создании территориальных округов, названных так же, как прежние племена, трибами. В самом городе было образовано 4 таких трибы, еще больше триб (по разным данным от 16 до 26) было образовано в сельской местности. К каждой трибе были приписаны граждане, имевшие в ее пределах земельное имущество, и патриции, и плебеи. Создание таких округов, как и цензовая реформа, нанесло удар по старым родоплеменным связям. Проведение этих преобразований завершило процесс складывания в Риме государства.

Падение царского режима. В следующее правление возник конфликт царя Тарквиния Гордого с аристократией. Тарквиний попытался править самостоятельно, не прибегая к помощи сената, стал осуществлять репрессии в отношении представителей знати. Его политика вызвала ответную реакцию аристократических кругов. Возможно, это патрицианское движение также являлось выражением разногласий на этнической почве: против царя этрусского происхождения выступила латино-сабинская знать. В результате около 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, были избраны высшие должностные лица государства. В Риме была установлена республика.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1897;

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них – Риму, возникшему, по преданию, в 753г. до н.э. – суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.

В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников – крестьян и ремесленников – утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н.э. мир Средиземноморья управлялся императорами – пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим обра­зом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожа­не, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латин­ском языке. В начале III в. жители провинций получили права рим­ского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали граж­данами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн. человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными до­рогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.

Итог

Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья создало возможность для реализации принципов демократии:власти граждан, осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц, равенства прав и обязанностей, уважения к частной собственности.

Результатом борьбы античных полисов стала победа Рима, распро­странившего свою власть на все Средиземноморье.

1.5. Географические рамки античного общества.

1.5.1. Географические рамки Древней Греции.

Географические рамки Древней Грециине были простыми, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т.е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные о-ва Эгейского моря. СVIII-VIвв. до н.э., после мощного колониального движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которая получила название Великой Греции, а также побережье Черного моря. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Но во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность зародилась и достигла своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для центрального района Греции (Эгейский бассейн и южная часть Балканского полуострова) характерной являлась определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце 3 тыс. до н.э. В конце 2 тыс. до н.э. под напором дорийских племен, шедших из района современных Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В 1 тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Месснению, Агролиду, Элиду), Крит, Родос. Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах Самос, Хиос, Лемнос, в области Ионии. Племенная группа эодийцев проживала в Беотии, Фессалии, Эоиде, острове Лесбос.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамор, железо, медь, серебро, дерево, гончарная глина. Почвы Греции каменисты, средеплодородны и трудны для возделывания. Но обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания винограда и оливок. Были просторны долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.

Балканская Греция в древности занимала территорию около 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке – с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке – Миртойским, на востоке – Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные – Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага – Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция – в основном гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные – Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов – Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага – Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Кркира, Левкада, Кефалиния и Закинф.

Время возникновения древнеримской государственности относится к VIII-VI вв. до н.э. и вошло в историю как «царский период». Легенда связывает образование Рима с именами братьев Ромула и Рэма (VIII в. до н.э.). В дейст-вительности римская община возникла в результате объединения трёх племен (латинян, сабинян и этрусков), которое сравнимо с греческим синойкизмом. В честь бога Квирита римляне стали называть себя квиритами. Определяющее влияние на становление римского полиса оказала племенная организация. Три племени (трибы) подразделялись на 30 общин (курий), а те в свою очередь — на 300 родов. Римская община была замкнутой: только члены старинных римских родов имели статус полноправного гражданина — патрииия. Патриции обладали исключительным правом на землевладение в пределах Рима, пользовались защитой родовой организации и имели возможность участвовать в управлении делами общины. Организация власти сохранила черты военной демократии и родового уклада. Во главе римского протополиса стоял царь (реке), наделённый военными, жреческими и судебными полномочиями. Непосредственное управление осуществлялось Сенатом — советом старейшин римских родов. Общие вопросы решались народными собраниями, собиравшимися по куриям из числа воинов (куриатные комиции), но эти решения могли отвергаться рексом и сенатом.

Выгодное географическое расположение привлекало в Рим выходцев изсоседних племен. Приток населения создал угрозу для римской родовой организации и её экономического благополучия, т.к. земельный фонд был ограничен. Поэтому пришлое население образовало категорию плебса свободного, но неполноправного населения. Плебеи не входили в римскую общину, а потому не допускались к управлению её делами, Их имущественные права ограничивались отсутствием прав на землевладение, в сфере личных прав действовал запрет на браки с патрициями. На плебеев не распространялось действие квиртского права, что лишало их судебной защиты. Тем не менее, имущественная дифференциация разрушала родовую организацию римлян.

Показателем этого процесса стало формирование новой категории неполноправного населения — клиентов. Первоначально клиентами становились бывшие члены римской общины, утратившие с ней связь и пополнявшие плебс. Они попадали под покровительство (патронат) патрициев. Патроны давали клиентам земельные наделы, представляли их интересы в суде. Клиенты подчинялись главе рода, выполняли воинскую службу вместе с патроном, несли имущественные повинности. Институт клиентелы пополнялся из числа иноплеменников и бывших рабов.

Постепенно плебс занял важное место в полисе. Плебеи выполняли обязанности военной службы. В отсутствие возможности заниматься земледелием плебс сосредоточил в своих руках ремесленное производство и торговлю, что позволило зажиточным слоям контролировать значительные экономические ресурсы. В то же время внутри плебса нарастало имущественное расслоение, плебейские низы стали попадать в долговую кабалу к патрициям. Плебеи все острее стали ощущать отсутствие правовой защиты и политических прав. Поэтому они начали активную борьбу за уравнение в правах с патрициями, растянувшуюся на несколько столетий. Эта борьба стала важнейшим фактором становления римской государственности, т. к. её результатом явилось превращение протогосударственной, родоплеменной структуры в развитое государство.

Начальным этапом трансформации римской родовой организации вгосударство стали реформы пятого рекса Сервия Туллия (VI в.до н.э.).

Социально-политическая (цензовая) реформа положила в основу государства имущественный принцип. Всё свободное население (патриции и плебеи) было разделено на 6 имущественных разрядов в зависимости от размера землевладения. Каждый разряд формировал определённое количество центурий (сотен). Центурии одновременно являлись воинским подразделением и политической единицей, т.к. по центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). Каждая центурия обладала одним голосом, но два первых имущественных разряда представляли более половины всех центурий: из 193 центурий 80 выставлял первый разряд и 18 — всадники, представлявшие особую группу богатых патрициев. Решения центуриатных комиций имели силу закона.

Административно-территориальная реформа разделила всё свободное население Рима по территориальному принципу, на округа-трибы с правом на самоуправление и обязанностью населения платить налоги, что существенно ослабляло кровородственные связи. Народные собрания по трибам (трибутные комиции) делились на плебейские и патрицианско-плебейские.

Военная реформа. Сервий Туллий создал постоянное войско из патрициев и плебеев, независимое от родовых ополчений. Центурия стала не только основной политической, но и войсковой. Он изменил принцип комплектование армии – все свободные граждане от 16 до 46 лет, имевшие землю, обязывались являться на военную службу.

Таким образом, реформы Сервия Туллия завершили разрушение родоплеменного строя и заменили его политико-территориальной организацией римского народа, основанном на цензовом принципе деления общества. Плебеи были включены в состав римского общества, с предоставлением им прав римских граждан.

Добавить комментарий