Становление советского права

Размещено на http://www.allbest.ru/

Централизация правоохранительной системы (1930-е годы)

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 г. все прокурорские органы стали, подчинятся Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик. В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды. В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. После убийства С.Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. На показательных процессах над Зиновьевым и Каменевым, потом Радеком и Пятаковым, затем Бухариным и Рыковым соратники Ленина потрясли мир, «сознаваясь» в терроре, шпионаже, в антисоветизме. В июне 1937г. в один день осудили и казнили 8 военачальников. Всего сталинские палачи репрессировали более 40 тыс. командиров, будто в подарок Гитлеру к войне.

Разработка и принятие новой Конституции в 1936

История развития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание Конституций ССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политических изменений.

Предыстория создания и принятия Конституции СССР 1936 года такова. После принятия Конституции СССР 1924 г. союзные республики внесли в свои конституции соответствующие изменения. Одиннадцатого мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов утвердил новый текст Конституции РСФСР. В ходе заседания Съезда отмечено, что государственные акты Конституции СССР и конституции союзных республик имели важное значение в борьбе трудящихся за упрочение союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, за социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, проведение культурной революции.

Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных — прямыми, открытых — закрытыми;

б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п. 6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложение ЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки «исправленного текста Конституции СССР» с тем, чтобы внести его затем на утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку «исправление текста», на VII съезде Советов речь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения «к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзному советскому парламенту». Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИК Союза ССР VII созыва избрала Конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.

7 февраля 1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданы следующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).

Пятого декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР. Съезд утвердил текст Конституции СССР сначала постатейно, а затем в целом, и поручил ЦИК СССР на основе новой Конституции разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов в Верховный Совет СССР. В ознаменование принятия новой Конституции СССР съезд объявил 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР.

В результате продолжительного обсуждения с апреля по декабрь, Конституция была принята 5 декабря 1936 года. Она выражала стремление советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов

5) Конституция РСФСР 1937 года — Конституция России с 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК СРККиКД постоянным парламентом — Верховным Советом, местные съезды советов рабочих и крестьянских депутатов постоянными органами местного самоуправления — советами депутатов трудящихся

6) Национально-государственное строительство в СССР — тема, по сей день пользующаяся большой популярностью в среде отечественных и зарубежных исследователей. Устойчивый интерес к данной проблематике обусловлен целым рядом объективных и субъективных факторов. Радикальное обновление всех сторон жизни российского общества актуализировало научный интерес к изучению исторического прошлого. В трудах постсоветского периода заново осмысливается накопленный исторический опыт с учётом реальных итогов государственного строительства в советскую эпоху. Становление правового государства поставило задачу формирования исторической политологии, выводы которой, в частности, базируются на изучении проблем истории отечественной государственности. Современная историческая политология включает в сферу своего исследования основные пласты минувшего исторического прошлого, необходимого для анализа путей дальнейшего развития Российского государства. Драматические последствия распада СССР в 1991 году, крушение надежд на амортизирующую роль Содружества Независимых Государств породили широкий спектр дискуссионных вопросов. События, последовавшие после распада СССР, подтвердили самые пессимистичные опасения. Процесс разрушения охватил основные сферы Российского государства и сопредельных республик. Конфликты на национальной, религиозной почве, взаимные претензии, территориальные притязания, коррупция, вооруженные столкновения — далеко не полный перечень усугублявших ситуацию событий.

В поисках решения насущных задач исследователи не раз обращались и продолжают обращаться к истории возникновения и формирования единого государства — Советский Союз. Исследование процесса создания Союза ССР, являющегося одной из важнейших составляющих политических процессов в стране того времени, проводилось с разных позиций и посылок, порой диаметрально противоположных точек зрения, имело различную политическую окраску и разный конъюнктурный подтекст. В зависимости от поставленных конкретным ученым целей подавалась различная трактовка и самой истории национально-государственного строительства в СССР. К тому же, эта тема никогда не была свободной от влияния политики вообще и текущего политического момента, в частности. История создания Советского государства пересматривалась многократно еще во время существования Союза Советских Социалистических Республик. После распада Союза оказалось, что заинтересованные группы и индивидуумы всех, без исключения, бывших советских республик, а также их составных образований имеют свой взгляд на этот процесс. Представители национальных политических элит и, в меньшей степени, представители научной среды, на разный лад обличают «колонизаторскую» политику России. Отказываясь видеть позитивные стороны развития, прежде всего, своих собственных национально-территориальных образований внутри Союза, они продолжают активную деятельность по поиску всевозможных минусов нашей совместной истории, говорят о необратимых последствиях, ущербе, якобы нанесенным их культуре, национальной самобытности, экономике, духовности и т.д.

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8—9 млн в 1928 году до 23— 24 млн в 1940 году. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80% в 1928 году до 54% в 1940 году. Высвободившееся население (15— 20 млн человек) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

советский право конституция централизация

Основные тенденции развития советского права в 30-е годы

Конец 20-х годов знаменовал собой окончание одного и переход к иному историческому этапу развития советского общества. Новая экономическая политика, хотя и представлявшая собой не более, чем стремление ее инициаторов, сохранив базовые основы формирующейся тоталитарной системы, опереться на некоторые экономические стимулы, дала определенные результаты. Однако на эти результаты не рассчитывал правящий режим. Почувствовав себя собственниками, многие люди оказались менее подверженными воздействию постулатов официальной идеологии. Эффективность партийного руководства могла оказаться под угрозой.

По свидетельству очевидцев, на диспутах в партийной среде начинали с тревогой говорить об опасности «отказа от подчинения практической деятельности идеологии, о том, что вести дальше линию нэпа, значит содействовать росту личной зажиточности частных промыслов, то есть экономической мощи естественных противников ленинизма”.

Основанием для новой дискуссии внутри партии явился хлебозаготовительный кризис 1928 г. и пути выхода из него. Делать это методами «чрезвычайщины” или искать более гибкие и экономически оправданные способы? В этом плане Бухарин и его сторонники, придерживающиеся «античрезвычайной” тактики, представляли оппозицию, хотя бы и внутрисистемную, не предполагавшую качественной альтернативы.

Не требует специального доказательства тезис, что по своим фундаментальным основаниям общественно-политическая система, которая стала утверждаться в России после Октября 1917 г., прошла ряд стадий своего генезиса, окончательно сформировавшись в середине 30-х годов, была изначально ориентирована на методы «революционного скачка”. Отрицание частной собственности, командно-распределительная экономика, жесткая идеологическая парадигма не могли представить иного варианта. Возглавив борьбу с «правым уклоном”, Сталин фактически пресек последнюю возможность «размягчения” тоталитарного монолита. Построенный на вождистском принципе политический строй, пройдя ряд стадий, должен был так или иначе оформиться в общество диктаторского единовластия. Сталин, проявив качества незаурядного политического деятеля, сумел за достаточно короткий срок убрать поочередно наиболее опасных политических конкурентов, все более концентрируя власть в своих руках и подбирая команду не рассуждающих, исполняющих приказы, ретивых в опричном усердии. Мораль новой элиты, пришедшей на смену идейным борцам — большевикам с дореволюционным стажем, была проста и функциональна. Во-первых, практически полное отсутствие каких-либо внутренних запретов. Следствием этой вседозволяющей этики стала возведенная в норму и широко вошедшая в практику безжалостность, которая придала столь трагический облик нашей послереволюционной истории.

Второй фундаментальный принцип — нерассуждающее повиновение сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. Реальная же власть, как известно, чем дальше, тем больше сосредоточивалась в руках двух политических сил — партийного аппарата и политической полиции (ГПУ-НКВД).

Наконец, третьим всеобщим принципом стало расчетливое использование политической демагогии в качестве оружия в борьбе за власть.

Если в первые революционные годы нарушение законности можно было объяснить экстремизмом, замешанной на правовом бескультурье романтикой, то такого рода объяснения непригодны для периода НЭПа. Свертывание демократии с середины 20-х годов шло рука об руку с размыванием законности, подкреплявшимся абсолютизацией сугубо классового подхода к праву как защитнику интересов только господствующего класса.

Итак, низкий культурный уровень и уровень политической грамотности трудящихся, отсутствие (или постоянная нехватка) квалифицированных кадров в среднем и низовом звене управления (самом многочисленном) заставляли делать ставку на аппарат управления в верхнем звене. Партийный и государственный аппарат верхнего звена становился если не единственной, то основной организующей силой строительства социализма, так сказать материальным носителем революционных идей.

Избранный курс на ускорение строительства не имел и не мог иметь другого инструмента, кроме усиления директивных начал, жесткой централизации, оперативного администрирования, жесткого контроля. По мере того как шло продвижение по этому пути, росло значение госаппарата как проводника не только индустриализации и коллективизации, но и руководителя всех отраслей государственной жизни. «Огосударствление” охватывало все области, все отрасли, все регионы.

В аппарате основными методами достижения цели становились не квалификация, не профессионализм, а командно-административные приемы. А результатом явился отрыв аппарата от руководимых и от непосредственных производителей. Это явление было отмечено ещё на ХV съезде партии (1927 г.) как угроза отрыва верхушки централизованных хозяйственных организаций от низов, но всерьез замечание не было принято. В том числе и потому, что это вполне укладывалось в сталинское представление о характере первенства политики над экономикой: внеэкономическое принуждение, считал он, опирается на дисциплинированный аппарат, который является решающей силой преобразований.

При этом цели социализма отделялись от человека. Интересы человека заменялись интересами государства. Государство превращалось в систему ведомств, в которой не было места творчеству, самодеятельности трудящихся, самоуправлению масс.

Размещено на Allbest.ru

Развитие гражданского права в советский период

Революционные события 1917 года привели к слому имеющегося государственного аппарата. Возникли новые органы управления Российским обществом. Вместе с тем появилась потребность в новой законодательной базе, которая регулировала бы новые административные, имущественные и другие отношения. Нормативные акты, и в частности декреты советской власти в то время, основательно меняли экономический уклад жизни. Отмена частной собственности на средства производства: на землю, на заводы и фабрики, недра — уничтожила традиционно сложившиеся стимулы производства — производства товаров на рынок. Такова была действительность, реальность, такова была перспектива развития общества.

Гражданский кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, разрабатывался в предшествующие годы. Противоречивая ситуация в экономической и политической жизни в этот период, когда старые экономические уклады упразднялись, например, частная капиталистическая собственность на средства производства, а новые экономические уклады, например, государственный, еще не получили сколько-нибудь заметного развития — эта ситуация оказала весьма существенное влияние на законотворчество того периода. Более того, декретами 1917-1918 годов частнокапиталистическая собственность на средство производства упразднялась, а в 1922 — 1923 годах, с переходом к новой экономической политике, она признавалась в качестве средства, призванного активизировать функционирование производства, развития рыночных отношений.

Административно-командные методы управления признаются главным стимулом развития производства. Такова социально-экономическая обстановка, служившая, с одной стороны, исходным моментом изменения законодательной базы, а с другой — новые законы регулировали эти отношения. Гражданскому кодексу РСФСР 1922 года весьма важное место принадлежит в процессе становления основ Гражданского права. Гражданский кодекс 1922 года со временем претерпевал изменения. Вскоре, после 1922 года, его без сколько-нибудь значительных изменений приняли и другие союзные республики.

По существу это был начальный этап НЭПа. Возникают хозрасчетные предприятия, получают поддержку товарно-денежные отношения. Все это нашло отражение в гражданском праве, которое регулировало имущественные отношения в обществе. Небольшой анализ источников, литературы по истории гражданского права России в период с 1917 по 1986 годы свидетельствует о том, что учеными — юристами и историками проделана в этой области науки большая работа. Но отсюда совсем не следует, что работа была совершена. Кодекс — это яркий представитель, компетентный свидетель истории. Классово — партийный подход предписывал давать ему высокую оценку. Соответственно вне критики оставались и те отношения, которые он регулировал. Они принимались, как «должное». Именно такой точки зрения придерживались историки — марксисты советского периода.

Со свертыванием НЭПа в 1926—1928 и в связи с развитием командной экономики область применения гражданского права значительно сузилась, большое значение получило занаряживание.

Следующая кодификация гражданского права завершилась принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик в 1961. Положения Основ в дальнейшем в незначительном объеме дополнялись и конкретизировались Гражданскими кодексами союзных республик.

С принятием действующего Гражданского кодекса РФ изменились и отношения между предприятиями и организациями, между физическими и юридическими лицами, а также анализ вопросов влияния реформы частного права на систему и современное состояние органов гражданской юрисдикции. Понятно значение данной проблемы для развития российской государственности, становления правового государства и гражданского общества.

К сожалению анализ проблем судебной реформы велся применительно к отдельным органам судебной власти, а также без учета возможностей других органов гражданской юрисдикции в данной сфере. Кроме того, не до конца понято и осмыслено влияние реформы частного права, сам «новый дух» гражданско-правового регулирования применительно к системе органов гражданской юрисдикции. Отставание в осуществлении судебной реформы и всей системы гражданской юрисдикции сдерживает развитие частноправовых отношений, не дает участникам гражданского оборота использовать новые правовые возможности, предоставленные им Гражданским кодексом РФ. В самом деле, если судебные процессы тянутся порой годами, а полученное на руки судебное решение невозможно исполнить, то все это резко снижает эффективность правового регулирования, подрывает доверие к новым правовым институтам Гражданского кодекса РФ, пусть невольно, способствует криминализации гражданского оборота.

Принятие нового Гражданского кодекса РФ представляет собой наиболее крупное достижение в законодательстве за всю историю нашего Отечества. Теперь в достаточно большой и исторически обозримый период времени развитие многих сфер российского права, так или иначе соприкасающихся с цивилистикой, будет происходить под влиянием новых идей и положений Гражданского кодекса РФ, новой философии и идеологии гражданско-правового регулирования.

Одним из направлений влияния нового Гражданского кодекса РФ является процессуальное законодательство в сфере гражданской юрисдикции. Реформа частного права в качестве одного из последствий обнаружила значительное отставание системы гражданской юрисдикции, показала ее неспособность разрешать новые правовые конфликты как с точки зрения системы судоустройства, судопроизводства, так и обеспечения реальных возможностей для реализации вынесенных судебных актов. Взаимосвязи развития, по крайней мере, гражданского и гражданского процессуального права отмечены давно в цивилистической и процессуальной науке. Так, В.Ф. Яковлев, характеризуя метод гражданско-правового регулирования, отмечал его воздействие на формирование гражданско-процессуального метода регулирования и его содержательные характеристики.

У взаимосвязей частного и процессуального права есть и другая важная сторона. В последние годы основные усилия как в сфере правотворчества, так и правоприменения сводились к разработке нового материального законодательства, позволившего создать новую мотивацию поведения человека, придать правовой характер новым экономическим отношениям. При проведении судебной реформы основное внимание уделялось разработке новых законодательных актов о судоустройстве и судопроизводстве, практически не затрагивая конечный результат правосудия. Между тем критическая масса изменений материального (прежде всего гражданского в таких его сферах, как право собственности, право недвижимости, залоговое право, о ценных бумагах и акционерных обществах) определяет необходимость перейти к разработке механизмов его принудительного осуществления. Задержка и промедление при осуществлении назревших преобразований в сфере гражданской юрисдикции будет тормозить реализацию новых прогрессивных положений частного права.

Например, общеизвестно фактическое и правовое состояние исполнительного производства, когда вследствие невозможности исполнения судебного решения практически не работает механизм принудительной реализации норм материального права. Тем самым для участников гражданского оборота дискредитируется сама идея правосудия, когда заинтересованное лицо не в состоянии добиться принудительного осуществления своих прав, предоставленных ему новым ГК РФ.

После октября 1917г. в развитии правового регулирования труда произошел серьезный и качественный перелом, который отразился как на взрослом населении, так и на подрастающем поколении. Советское законодательство о труде с самого начала закрепило многие нормы и положения, которые отражали нужды, интересы и чаяния промышленного пролетариата и всех трудящихся. Поначалу процессы реформирования трудового законодательства приняли стихийные размеры, причем советское правительство придало этому движению организованную форму: 14 ноября 1917 г. был издан декрет «о рабочем контроле» (Собрания узаконений 1917-18 г., №3, ст. 35), согласно которого помимо контрольных органов при предприятиях, создавались также центральный и местные советы рабочего контроля.

29 октября 1917г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне, который касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также отражал особенности охраны труда женщин, несовершеннолетних и молодежи. Данный Декрет внес в прежнее законодательство существенные новшества и причем исключительно в пользу работников. В нем были установлены: — взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя; — минимальный возраст приема на работу был определен в 14 лет (вместо 12 лет по прежнему законодательству), и этот возраст предполагалось повысить до 15 лет (с 1 января 1919 г.) и до 20 лет (с 1 января 1920 г.); — рабочее время для молодежи до 18 лет было ограничено 6-ю часами в сутки; — в рабочее время включалась не только сама непосредственная работа, но также и подготовительно-заключительное время (чистка машин, уборка рабочего помещения и т.п.); — не допускались лица, не достигшие 18 лет и женщины к сверхурочным работам, и было существенным образом ограничено применение сверхурочных работ и взрослым (особенно родителям); — подросткам до 16 лет и женщинам был запрещен ночной труд -от 9 часов вечера до 5 часов утра; — запрещено молодежи до 18 лет и женщин привлекать к подземным работам. Данный Декрет распространялся (в отличие от прежнего законодательства) на все предприятия и на всех наемных работников, и за несоблюдение его норм было установлено наказание лишением свободы по суду до одного года. Таким образом, можем сказать, что Декрет о 8-часовом рабочем дне стал основным базисом фундамента советского законодательства об охране труда трудящихся.

Однако в условиях Гражданской войны 1918-1920гг. в законодательстве отразились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда представления о преобразованиях, необходимых для строительства социализма в стране. В декабре 1918г. был принят Кодекс законов о труде — первый комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, который подытожил законодательство о труде первого года советской власти, закрепив многие нормы предшествовавших юридических актов по труду, подразделив нормативный материал на 9 разделов: «О трудовой повинности»; «Право на применение труда»; «Порядок предоставления труда»;

  • ·»О предварительном испытании»; «О переводе и увольнении трудящихся»; «О вознаграждении за труд»; «О рабочем времени»; «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; «Об охране труда».
  • 31 января 1918 г. был опубликован декрет СНК о Биржах Труда (Собрания узаконений №21, ст. 319), возложивший всю работу по трудовому посредничеству на создаваемые профсоюзами при органах местного самоуправления Биржи Труда. Этим же законом была предусмотрена и ликвидация всех частных посреднических контор.

Таким образом, в течение полугода советская власть разрешила все основные вопросы регулирования наемного труда. Все эти декреты легли затем в ОСНОВУ первого советского КЗоТ, опубликованного и изданного 12 декабря 1918 г. (Собрания узаконений №87-88, ст. 905).

Этот Кодекс впервые во всем мире в одном законодательном акте охватил регулирование всех видов применения труда и установил (вместе с положением о социальном обеспечении трудящихся, опубл. 17/XII 1918 г. Собрания узаконений №89, ст. 906) те основные правила, которые должны соблюдаться при использовании рабочей силы. Вместе с тем, в Кодекс 1918 г. был включен и ряд положений декларативного характера. Так, устанавливая в соответствии с принципом «не трудящийся да не ест» всеобщую трудовую повинность, Кодекс в то же время провозгласил право каждого трудоспособного гражданина на применение своего труда.

Кодекс 1918 г. закрепил установленную несколько раньше (в ноябре) обязанность всех ищущих труда регистрироваться в органах НКТ, предоставил последним право направлять безработных на работу, перебрасывать занятых работников в случае необходимости из одной организации в другую. Отказ от предлагаемой работы, а также самовольное оставление работы Кодекс признавал проступком и установил за них определенные взыскания. Вместе с тем Кодекс установил, что условия труда в государственных учреждениях регулируются тарифными положениями, утверждаемыми НКТ, а во всех остальных случаях — теми же положениями, разрабатываемыми профсоюзами по соглашению с руководителями предприятий и хозяйств и утверждаемыми НКТ. Таким образом, Кодекс предоставил государственной власти возможность непосредственно регулировать конкретные условия труда и ограничил свободное усмотрение сторон. В дальнейшем многие нормы КЗоТа были скорректированы. В Общем положении о тарифе от 17 июня 1920г., утвержденном СНК, все основные вопросы регулирования труда фактически действовали вместо КЗоТа.

Возврат к системе социального страхования был декретирован еще 15/XI-1921 г. (Бюллетень Трудового Фронта, №27), причем проведение страхования было возложено сначала на аппарат НКСО. Тариф страховых взносов был установлен 2/I, 12/I и 5/II-1922 г.; установление же отдельных видов страхования и фактический переход на новую систему произошли в конце 1921 г. и начале 1922 г.

30 октября 1922г. на четвертой сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 1Х созыва был принят КЗоТ РСФСР, использовавший многие нормы и конструкции предыдущего КЗоТа 1918г., но вместе с тем существенно отличался от него как по структуре, так и по содержанию. В отличие от КЗоТ 1918 г. КЗоТ 1922 г. провозгласил договорный (добровольный) принцип привлечения к труду. Он предусматривал предоставление гражданам работы в порядке добровольного найма через биржи труда, ввел понятие трудового договора, закрепил принцип неухудшения положения работника по сравнению с закрепленным в законодательстве коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод осуществлялся как общее правило с согласия работника. Новый КЗоТ установил перечень оснований увольнения по требованию нанимателя (статья 47). Таким образом, КЗоТ 1922 г. значительно расширял права трудящихся и усиливал защитную функцию трудового права.

В 20-е годы в истории нашей страны произошел крутой поворот в соответствии с решениями X съезда РКП(б). Советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предпринимательства, частнохозяйственную деятельность наряду с государственным хозяйствованием. В конце 20-х годов в стране происходила смена курса, при которой отказывались от плана строительства социализма через НЭП и начинали осуществление форсированной индустриализации и коллективизации страны сталинскими методами. В это время возникала необходимость формирования огромной армии подневольного труда, способной осуществить ускоренную модернизацию экономики. Вводилось прямое государственное принуждение к труду под страхом уголовной ответственности: — за самовольный уход работника из предприятия, а также за самовольный переход с одного предприятия на другое была введена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев. Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

С началом Великой Отечественной войны чрезвычайные меры насильственного порядка, введенные в начале 40-х годов, были еще более усилены и дополнены другими мерами, диктуемыми военной обстановкой. Так, Указом ПВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» допускались обязательные сверхурочные работы до 3 часов в день, а для работников, не достигших 16 лет — до 2 часов в день с разрешения СНК СССР и с оплатой в полуторном размере. На время войны были отменены (за исключением некоторых категорий работников) ежегодные отпуска с заменой их денежной компенсацией, а в качестве метода привлечения к труду широко стали использоваться акты о трудовой мобилизации.

В 1955г., через 22 года после ликвидации Наркомтруда, был восстановлен орган, призванный осуществлять государственное руководство в области труда и заработной платы, а именно, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, который все важнейшие решения по вопросам труда и заработной платы должен был принимать совместно с ВЦСПС. Ими и было издано Постановление № 629 «Об утверждении списка производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста». В этот период также были приняты нормативные акты, которые внесли существенные изменения в институт правового положения профсоюзов, участие трудящихся в управлении производством и в порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Положение о правах фабричного, заводского, местного комитата профессионального союза, утвержденное Указом ПВС СССР от 15 июля 1958 г., расширило права и полномочия профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся, их роль в управлении производством.

15 июля 1970г. Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», который стал первым в советской истории общесоюзным законом о труде кодификационного характера, объединившим все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих.

Принципиальные положения КЗоТ 1922 г. получили отражение и дальнейшее развитие в последующих законодательных актах о труде, в том числе в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР 1971 г. КЗоТ 1971 г. впервые ввел норму о гарантиях при приеме на работу, по существу — запрещение дискриминации. В отличие от КЗоТа 1922 г. он содержит характеристику основных трудовых прав работников, ограничивает свободу установления условий труда в договорном порядке и уточняет понятие трудового договора. В Кодекс включается глава «Трудовая дисциплина», содержащая в числе других норм исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, что нужно расценить как повышение гарантий прав трудящихся (ранее виды взысканий определялись правилами внутреннего трудового распорядка).

Вторая половина 70-х годов и первая половина 80-х годов ознаменовались активным обновлением законодательства о труде, затронувшим многие его институты -коллективных договоров, заработной платы и нормирования труда, труда женщин и несовершеннолетних, трудовой дисциплины, материальной ответственности работников, трудоустройства.

Во второй половине 80-х гг. начинаются реформы, связанные с переходом на новые методы хозяйствования, расширение прав предприятия и повышение роли трудового коллектива, внедрения демократии и самоуправления на производстве. В это же время обнаружился кризис политики «перестройки», стали очевидны неудачи в осуществлении реформ, и произошел новый поворот в политике — курс на переход к рыночным отношениям, на дальнейшее развитие демократии во всех сферах общественной жизни.

Период развития законодательства о труде с 1988 г. по настоящее время, по существу, представляет собой процесс реформирования трудового законодательства, связанный как с изменением экономической системы общества, так и со сменой социально-политических приоритетов*(76).

1988 г. ознаменовал начало реформы законодательства о труде: в Основы и КЗоТ РСФСР были внесены изменения и дополнения, направленные на создание правового обеспечения экономических преобразований. С 1988 г. расширяются возможности договорного и локального регулирования трудовых отношений: новая редакция статьи 5 КЗоТа рассматривает законодательный уровень гарантий трудовых прав работников как минимальный. При заключении договоров о труде (коллективного, трудового) и принятии локальных актов этот уровень может повышаться. Статья 25 КЗоТа в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. расширила полномочия работодателя по использованию рабочей силы в процессе производства. Работодатель получил право изменять условия трудового договора в одностороннем порядке, хотя и с предоставлением определенных гарантий работнику. В целом изменения и дополнения 1988 г. можно оценить как смягчение императивности государственного регулирования, расширение договорной свободы. Последним нормативным актом в регулировании трудовых отношений стали Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятые 15 января 1991 г., которые сделали первый шаг по пути формирования рынка труда и его социальной инфраструктуры. Провозглашалась цель Основ — создать правовые, экономические и организационные основы занятости населения в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации права на труд.

Все более обострявшийся кризис советского общества привел к событиям 1991 г., которые обозначили завершение 74-летнего социалистического эксперимента и переход к формированию экономической и политической системы рыночного типа.

В 1917 году победоносная революция привела к власти большевиков. С этого дня начинается новая эпоха в истории России.

Социалистическая революция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части были отвергнуты или трансформированы в свете учения марксизма — ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина. Марксизм — ленинизм в социалистических странах — это совсем не то, что любая философская доктрина в западных странах. Это официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, считается не только ложным, но и опасным, угрозой общественному строю. Знание принципов марксизма — ленинизма необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просвещенных людей, которые знают эту доктрину и привержены ей. Не менее важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, также были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад в реализацию политики, направленной на то, чтобы вести общество к прогрессу по открытому ею пути.

Развитие советского права с 1917 года включает в три главных этапа. Первый (от Октябрьской революции до принятия Конституции СССР 1936 года) — построение социализма. Второй (начиная с 1936 года и до 1985 года) должен был быть периодом развития социалистического государства к коммунизму, но оказался скорее периодом стагнации. Третий период — перестройка.

Первый этап истории советского права, который заканчивается провозглашением 5 декабря 1936 года Конституции СССР, делится на три периода: военный коммунизм (1917 — 1921 г.), новая экономическая политика нэп(1921 — 1928 гг.), период полного обобществления средств производства (1928 — 1936 гг.).

Работа, проделанная в период военного коммунизма, носит отпечаток чего-то нереального. Складывается впечатление, что хотели сразу перейти к коммунистическому обществу, минуя предсказанный Марксом социализм. В первой Конституции 1918 года даже нет слова «государство». Было провозглашено право наций на самоопределение, принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, опубликовано обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. Церковь отделена от государства, принят Кодекс законов о браке. Земля, шахты, все важнейшие промышленные предприятия, банки национализированы, частная торговля запрещена. Казалось, что и деньги должны были исчезнуть, а договорные отношения заменит система прямого распределения продукции. К юристам относились с недоверием; старые судьи и судебная процедура были ликвидированы. Вновь созданные суды выносили решения вне формальной процедуры, в соответствии с революционной совестью и правосознанием, в интересах власти рабочих и крестьян.

Восстановлению страны, разоренной войной, были посвящены семь лет, в течение которых задача немедленного строительства социализма отошла, по крайней мере внешне, на второй план. Эти семь лет — с лета 1921 года по 1928 год — были годами нэпа.

Нэп дал эффект, который и предполагался. Русская экономика, разрушенная войной, была благодаря нэпу восстановлена, и на территории СССР установился порядок. Нэп всегда рассматривался как стратегическое отступление, пауза, необходимая перед построением социализма. Программа коммунистической партии не была ни отброшена, ни изменена, она по-прежнему требовала полной коллективизации экономики, полной эксплуатации человека человеком. Международная напряженность делала опасным наличие класса кулаков, в которых иностранные государства могли найти в какой — то мере естественных союзников в их враждебной борьбе против СССР.

Итоги двадцатилетних усилий были подведены в 1936 году, когда была принята новая Конституция: эксплуатация человека человеком ликвидирована, производственные силы отданы в распоряжение общества и эксплуатируются в интересах всех, многонациональное государство разрешило конфликты между народами, впервые в мире построено социалистическое государство, создана социалистическая правовая система, и, таким образом, открыт путь к дальнейшему прогрессу и построению коммунизма. Новый Основной Закон СССР должен был закрепить основы победившего «социалистического строя», придать легитимные формы сформировавшейся административно-командной системе, но одновременно создать видимость подлинной демократии, отвлечь внимание граждан СССР и мирового общественного мнения от фактов массового беззакония.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил новую Советскую Конституцию, которая состояла из 13 глав и 146 статей. Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. В ней четко определялось, что экономическую основу СССР составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах: государственной и кооперативно-колхозной.

После 1936 года в течение полувека в движении общества к реализации идеала коммунизма прогресс был незначителен. Проводились многочисленные эксперименты, призванные улучшить управление обобществленной экономикой страны. Но свободного и процветающего общества, на создание которого надеялись, не получилось. В действительности имела место стагнация.

Несмотря на тяжелую войну, которая причинила бесконечные страдания народу и нанесла серьезный ущерб экономике. Советский Союз в международном плане превратился в могущественную державу. Он был моделью для таких стран, как Китай, Северная Корея, Вьетнам, Куба. Советский Союз участвовал в завоевании космоса и стал ядерной державой первого ранга. Однако внутренняя ситуация выглядела по-иному. В некоторых сферах, таких как образование и здравоохранение, был достигнут прогресс, но в политическом и экономическом плане в целом можно констатировать большое разочарование.

Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни.

Широкое распространение получил уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно-правового документа — совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления.

Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата. Подобные взгляды высказывались даже в солидных юридических публикациях. «Право и законность, — писал И. Ильинский, — лозунги, несколько отдающие старинкою в эпоху диктатуры пролетариата»1Ильинский И. Право и быт. Л.-М., 1925. С. 16.. По словам М. Рейнера, «если право не «опиум для народа», то, во всяком случае, довольно опасное снадобье, обладающее в горячем состоянии свойствами взрывчатого вещества, а в холодном — всеми признаками крепкого, иногда слишком крепкого клея или замазки»2Рейснер М. Право. Наше право, чужое право, общее право. Л.-М., 1925. С. 35..

Практикам-юристам, не получившим надлежащей правовой подготовки и имеющим смутное представление о юриспруденции, очень мешали правовая форма, закрепленная законом процедура. Страницы юридических журналов обошла рекомендация, данная II Всероссийским совещанием судебно-прокурорских работников: «минимум формы, максимум классового существа» Еженедельник советской юстиции. 1929. Ст. 47. С. 1097— 1098.. Стремление к соблюдению процессуальной формы нередко рассматривалось как проявление правого уклона. Со временем эта аргументация сменилась другой — пролетарское государство не может и не должно тратить средства на сложные процессуальные структуры и процедуры.

Времена менялись и требовали новых, более мягких подходов. Отважная попытка была предпринята Н.С.Хрущевым — одним из преемников Сталина, предавшим гласности злоупотребления последнего. Тогда надеялись, что установится режим, с большим уважением относящийся к правам человека. Однако ничего не было сделано, чтобы создать хоть какой-то противовес власти, могущий служить гарантией для граждан. По-прежнему было опасно критиковать партию и ее руководителей. Не было оппозиции и свободных средств массовой информации, что позволяло сохранять режим ничем не ограниченной и широко использующей ложь власти. В этом плане можно утверждать, что имела место стагнация. Новая Конституция, принятая в 1977 году, не внесла какого-либо существенного прогресса в сравнении с Конституцией 1936 года.

К сожалению, приходится констатировать: имевшие место опыты не создали ни общественного климата, ни изобилия как необходимых условий прихода коммунистического общества. И в этой связи и здесь можно говорить о стагнации: не было приближения к строю, где уже не нужно государственное вмешательство и где достигнуто изобилие.

Во второй половине 80-х гг. государство и право СССР вступили в период коренной модернизации. Начатый с 1985 г. процесс «перестройки» и «обновления социализма» закончился полным разрушением социалистического строя и Советского Союза. В марте 1990 г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». В целях дальнейшего развития осуществляемых преобразований закон учреждал пост Президента СССР. Одновременно с введением поста Президента СССР тем же законом была изменена статья 6 Конституции, говорившая о руководящей роли Коммунистической партии. В соответствии с новой редакцией данной статьи в выработке политики государства и управлении его делами участвует не только коммунистическая партия, но и другие политические партии, общественные организации и массовые движения. При этом статья 7 не допускала создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя, целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни. Таким образом, продолжала декларироваться приверженность социалистическим ценностям, но одновременно КПСС лишалась своей монополии на власть, и допускалось создание иных партий Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»//утратил силу.

Некоторые изменения, внесенные в Конституцию данным законом, были связаны с тем, что несколькими днями раньше Съезд народных депутатов принял Закон о собственности. Потому статья 10 говорила теперь, что экономическая система СССР развирается на основе собственности граждан, коллективной и государственной собственности, и государство обеспечивает защиту и развитие разнообразных форм собственности. Ряд законов, принятых в течение 1990 г., был вызван необходимостью правовой регламентации новых явлений и стремительно происходивших в общественной жизни процессов.

В апреле 1990 г. был принят Закон о порядке решения вопросов, связанных с порядком выхода союзной республики из СССР. Он устанавливал, что решение о таком выходе принимается на референдуме большинство в две трети голосов от числа всех граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной союзной республики. Затем результаты референдума рассматриваются Верховным Советом СССР и Съездом народных депутатов.

Закон о гражданстве СССР был принят 23 мая того же года. Он устанавливал следующие основания приобретения советского гражданства: по рождению, в результате приема в гражданство, на основании международных договоров СССР. Закон о печати и других средствах массовой информации от 2 июня 1990 г. Провозгласил свободу средств массовой информации. Цензура не допускалась. Расширялись возможности учреждения средств массовой информации политическими партиями, движениями, гражданами. Важные изменения произошли в банковской системе. 11 декабря 1990 г. были приняты законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Наряду с Государственным банком допускалось создание и деятельность коммерческих банков, независимых от исполнительных и распорядительных органов государственной власти при принятии решений, связанных с осуществлением банковских операций. В течение 1990 г. был принят еще ряд важных законов, в том числе «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О языках народов СССР», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных организациях», «О пенсионном обеспечении граждан СССР», «О предприятиях в СССР», «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» и другие. Фактически происходил быстрый процесс обновления правовой системы страны. Но это не остановило нараставших центробежных тенденций, ослабления и развала союзной государственности.

Становление советского права (первая половина XX века)

Замечание 1

Развитие советского права – это формирование, создание и развитие основ правовой системы с момента создания СССР и до перестроечного периода (90-ые гг. XX века).

Благодаря Конституции 1936 г. государственный строй СССР был приближен к системе парламентского типа. Законодательные и исполнительные органы четко отделялись друг от друга. Однако неоднозначное положение Президиума Верховного Совета нарушало монополию Верховного Совета в сфере законодательства. Создавались административные органы, которые наделялись судебными полномочиями. Указы Президиума Верховного Совета приравнивались к законам.

В управлении государством большую роль сыграла Коммунистическая партия. Решения ЦК ВКП(б) и другие партийные документы на практике имели силу законов. Характерной особенностью была практика принятия совместных нормативных партийно-государственных актов — постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, которые предварительно утверждались Политбюро ЦК.

  • Курсовая работа Развитие советского права 400 руб.
  • Реферат Развитие советского права 280 руб.
  • Контрольная работа Развитие советского права 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На становление права большое влияние оказала централизаторская тенденция. Значительная сфера общественных отношений регулировалась общесоюзным законодательством, которое практически полностью вытеснило республиканские законы. Советские республики стали прямо применять общесоюзные законы. Они вносили дополнения или изменения в собственное законодательство, которое, как правило, полностью повторяло общесоюзные нормы.

В правовой системе сложились новые отрасли права – колхозное и хозяйственное.

Основополагающим законодательным актом стала Конституция 1936 г. Однако многие положения Конституции требовали конкретизации в законодательной сфере союзных и автономных республик. В период с 1937 по 1938 гг. были приняты конституции союзных и автономных республик.

В республиканских конституциях наблюдалось единство исходных положений, а часто и прямое воспроизведение статей Основного Закона страны. Но они не были полностью идентичны, так как республиканские конституции учитывали исторические основы образования каждой республики.

Замечание 2

Конституция 1936 г. определила экономическую основу Советского Союза, которую составили социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства.

Избирательное право

Все классовые ограничения, касающиеся избирательного права, были сняты. Исчезло неравенство городских и сельских избирателей. Для всех граждан нормы представительства теперь стали едиными.

Избирательных прав лишались только две категории лиц:

  • лица, имеющие те или иные психические отклонения;
  • осужденные лица, лишенные избирательных прав.

На обеспечение максимально полной явки избирателей направлялись все усилия комсомольских, партийных и профсоюзных органов. При этом, как правило, выдвигался только один кандидат, что исключало возможность какого-либо выбора.

Все выборы проводились избирателями непосредственно, так как от прежней многостепенности выборов страна отошла. Новые правила выборов укрепляло связь между избирателями и депутатами. Депутаты находились под постоянным контролем, к ним стали чаще обращаться граждане за помощью в разрешении житейских вопросов. Демократизм выборов значительно укреплял переход к тайному голосованию, что обеспечило избирателям свободное волеизъявление.

Был внедрен территориальный принцип организации выборов, по месту жительства (ранее использовался производственно-территориальный принцип). Выдвижение кандидатов проходило в учреждениях и на предприятиях.

Начиная с 1937 г., когда прошли первые выборы в Верховный Совет, все избирательные кампании проводились торжественно, как праздник. Подбиравшие кандидатов партийные органы пзаботитлись, чтобы в составе кандидатов были представлены разные социальные группы — интеллигенция, рабочие, крестьяне, различные возрастные категории, разные гендерные группы, коммунисты, беспартийные и т.д.

Финансовое право

Огромных расходов требовали индустриализация, коллективизация, культурная революция и построение новой Красной Армии.

Налоговая реформа 1930 — 1931 гг. обеспечила мобилизацию бюджетных средств. Все разнообразие сборов и налогов, взимаемых с предприятий, заменили двумя обязательными платежами:

  • для всех социалистических предприятий – налог с оборота, взимался после реализации произведенной продукции, процент налога зависел от степени рентабельности предприятия;
  • для государственных предприятий — отчисления от прибыли, взимались в определенном фиксированном проценте, но так, что с предприятия снималась практически вся прибыль (исключение составили лишь расходы, необходимые на социально-бытовые нужды работников и развитие производства).

Налоговая реформа во многом упростила взаимоотношения между государством и промышленностью, позволила сконцентрировать важнейшие доходы в центре, что в свою очередь, упростило помощь союзным республикам.

С 1930 г. повсеместно ввели сельские бюджеты, что позволило создать самостоятельную финансовую базу для сельских Советов. Колхозы были обязаны заключать договоры с МТС, расплачиваться зерном, натурой, которые поступал на государственные заготовительные пункты.

В 30-х гг. правительство страны провело конверсию государственных займов – обмен облигаций прежних займов на одну новую форму. Реформа позволила упростить обращение с облигациями и отсрочило их погашение.

Гражданское и хозяйственное право

Конституция 1936 года закрепила сложившиеся имущественные отношения, зафиксировала формы собственности, существующую в обществе.

Основной формой собственности являлась социалистическая, которая подразделялась на:

  • Колхозно-кооперативную. Субъектами этой формы являлись предприятия промкооперации, совхозы и т. д. Имущественные отношения между отдельными кооперативами и государством строились на основе возмездности. Государство передавало кооперативам любое имущество за плату, а кооперативы, в свою очередь, за плату, продавали свое имущество.
  • Государственную.

Конституция 1936 года ввела понятие личной собственности. Допускалась мелкая частная собственность – собственность кустарей и единоличников. Личная собственность граждан носила исключительно потребительский характер, частная собственность допускала возможность извлечения дохода, который являлся средством существования собственника. Частная собственность должна быть только мелкой и исключающей применение наемного труда.

Добавить комментарий