Status civitatis в римском праве

Правовое положение человека в римском обществе, его правоспособность рассматривалась в трех фундаментальных аспектах: статус свободы — status libertatis, статус гражданства — status civitatis, статус в семье — status familiae.

1. Status libertatis означает, что человек является свободным (liber), а не рабом (servus). Утрата статуса (превращение свободного в раба) называлась capitis deminutio maxima, «максимальная утрата правоспособности». Изменение статуса могло происходить и в обратную сторону: раб, получивший свободу, становился либертином, т.е. вольноотпущенником (libertines). Когда было неясно, является ли человек свободнорожденным (ingenuus), либертином или рабом, вопрос о статусе решался в суде; такая тяжба называлась causa liberalis (см.: D., 40. 12; С., 7. 16.).

Принципиально в качестве лиц рассматривались только свободные, рабы считались не субъектами, а объектами прав, по какому поводу даже существовал афоризм — servi res sunt, «рабы являются вещами» (Ulp. Reg., 19. 1). В реальной жизни все было сложней, поскольку названный принцип часто оказывался весьма непродуктивным с хозяйственной точки зрения. Он мог быть, конечно, эффективным в каменоломне, на галере, на хлопковой плантации, т.е. там, где нужно организовать очень примитивный труд людей, желая от них получить только их физическую энергию. Но в таких отраслях, как виноградарство, пашенное земледелие, коммерческая деятельность и прочих ситуация иная. Если в этих сферах к рабу относиться как к вещи, экономический результат будет крайне низким. Раб имеет не только физическую, но еще и умственную энергию и — по крайней мере потенциально — личную предприимчивость. А все это при действии принципа servi res sunt остается не только незадействованным, но иногда даже направляется против интересов хозяина. Гораздо выгодней как-то использовать эту умственную энергию. Но как? Постепенно за некоторыми сделками раба стали признавать юридические последствия, главным образом по поводу пекулия (так в Риме называлось имущество, выделенное господином рабу в непосредственное управление). Это находит отражение и в научной доктрине: рабство стали рассматривать как институт права народов (jus gentium), который противоречит основам естественного права (jus naturale). Ульпиан по этому поводу сказал следующую фразу: «С точки зрения цивильного права рабы считаются никем ; не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны» (quod attinet ad jus civile, servi pro nullis habentur: non tamen etjure naturali, quia, quod ad jus naturale attinet, omnes homines aequales sunt — D., 50. 17. 32 в нач.). Отсюда возникает понятие «лицо раба», persona servi.

2. Status civitatis указывает на гражданство: свободный человек мог быть или квиритом (т.е. римским гражданином), или латином, или перегрином (чужаком, иностранцем). Утрата римского гражданства называлась capitis deminutio media — «средняя утрата правоспособности». Полной правоспособностью на территории Рима обладали лишь римские граждане. Что касается латинов (latini), то первоначально так назывались члены древней Латинской федерации (до IV в.), т.е. жители соседних с Римом городов в центральной Италии (область Лаций). Эти «древние латины» не имели политических прав в Риме, но обладали здесь правом заключать законный римский брак (jus conubii) и законную римскую сделку с последующей защитой ее на римском суде (jus commercii). В I в. до н.э. все жители Италии получили римское гражданство, и таким образом категория древних латинов прекратила свое историческое существование, слившись с исконными квиритами (закон Плавция и Папирия, lexPlautia Papiria, 89 г. до н.э.). Кроме того, латинским гражданством обладали жители некоторых колоний вне Италии, которые не получили римского гражданства (так называемые латинские колонии). Наконец, существовала еще одна категория — Юни- ановы латины; это были бывшие рабы, отпущенные на волю своими римскими хозяевами без соблюдения необходимых формальностей (если формальности были соблюдены, такие вольноотпущенники приобретали права римских граждан).

Что касается Перегринов (чужеземцев), то первоначально они вообще рассматривались как враги (hostes), а потому были лишены всякой правоспособности. Из этого проистекали большие неудобства прежде всего для самих римлян, поэтому постепенно за ними признавалась правоспособность в частноправовой сфере, но не на основе jus civile, а на основе jus gentium. Они получили возможность совершать сделки (но не цивильные) и защищаться с помощью исков (но не legis actio). Их брак стал признаваться в Риме, но без юридических последствий законного римского брака. Специально для регулирования отношений во всех указанных сферах между перегринами и между Перегринами и римскими гражданами в 242 г. до н.э. в Риме рядом со старой должностью городского претора возникла должность перегринского претора (praetor peregrinus).

В 212 г. н.э. был издан эдикт императора Каракаллы (так называемая «Антонинова конституция», по имени династии Антонинов), по которому римское гражданство было распространено на все свободное население Римской империи (за некоторыми исключениями).

С этого времени национальная принадлежность и место проживания перестали играть сколько-нибудь важную роль в вопросах правового статуса. Все свободные подданные огромной империи стали гражданами ее «вечного Города». Но это не означает, что с данного момента status civitatis утратил всякое значение. Во-первых, в качестве Перегринов теперь рассматривались все те, кто не был подданным империи. Во-вторых, capitis deminutio media (утрата римского гражданства с переходом в статус перегрина) использовалась судами как мера наказания в отношении определенных видов преступлений. В-третьих, на положении латинов оказывались некоторые категории вольноотпущенников — уже упоминавшиеся Юниановы латины (latini Juniani, по имени Юниана — автора закона от 19 г. н.э.), т.е. рабы, отпущенные на свободу без положенного обряда манципации (например, приглашение хозяином своего раба к столу во время званого обеда автоматически означало, что раб отпущен на волю, хотя и без необходимых формальностей); они не имели политических прав, а в частноправовой сфере были лишены завещательной правоспособности. О них говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».

3. Status familiae — это правовое положение римского гражданина внутри семьи. Он мог быть либо лицом своего права — persona sui juris, либо лицом чужого права — persona alieni juris. Переход из одного состояния в другое назывался наименьшей утратой правоспособности — capitis deminutio minima.

Римские юристы не проводили четкого разграничения понятий «правоспособность» и «дееспособность» (только немецкие ученые- романисты досконально разработали эту проблему). Из трех фундаментальных статусов личности к тому, что мы называем дееспособностью, относился по преимуществу именно status familiae. В древнейшие времена только домовладыка (paterfamilias, отец семейства,) был полностью дееспособен в области частного права, являясь лицом своего права (persona sui juris). Другие члены семьи, вступая в имущественные отношения с третьими лицами, создавали права не для себя, а для домов- ладыки, поскольку они оставались подвластными, т.е. лицами чужого права (personae alieni juris). Интересно, что при этом они не создавали для paterfamilias никаких юридических обязанностей.

В условиях развивающегося оборота это оказалось крайне неудобно. Постепенно ситуация менялась, и претор стал признавать юридическую силу за сделками подвластных. Это был длительный процесс, о котором подробно речь пойдет в главе о правовых отношениях родителей и детей.

  • Quirites — это древнейшее обозначение римлян; согласно объяснению, данномув «Институциях Юстиниана» (1. 2. 2), это название происходит от «Квирина», прозвищаРомула, легендарного основателя Рима.

Наружные половые органы развиты правильно. Оволосение по женскому типу. Половая щель зияет. Уретра в норме. Парауретральные ходы в норме.Барталиновы железы не увеличены.

Осмотр с помощью зеркал: Влагалище свободное, слизистая влагалища и влагалищной части шейки матки чиста. Выделения слизистые, гноевидные умеренные. Шейка матки цилиндрической формы. Наружный зев щелевидный, закрытый.

Бимануально-вагинальнное исследование: тело матки anteversio-flexio наклонено кпереди, нормальной величины, обычной консистенции, подвижная, чувствительная при пальпации. Придатки инфильтрированы с обеих сторон, болезненны.

Параметрий свободный, своды глубокие, болезненные.

VIII. Предварительный диагноз.

Основное заболевание: обострение хронического сальпингоофарита.

Сопутствующие заболевания: нет

Осложнения основного заболевания: нет.

IX. План обследования.

  1. Общие анализы крови и мочи

  2. Биохимический анализ крови (определение белка, калия, натрия, кальция, глюкозы, билирубина, креатинина, мочевины, АСТ, АЛТ)

  3. Кровь на САСС.

  4. Определение группы крови и резус фактора.

  5. Исследование серологических реакций (антитела к ВИЧ, маркеры вирусных гепатитов, RW).

  6. Мазок из влагалища, уретры, цервикального канала на флору, гонорею и трихоманады.

  7. Бактериальный посев из уретры, цервикального канала на флору, урогенитальную инфекцию с определением чувствительности к антибиотикам.

  8. Мазок на АК из влагалищной части шейки матки, после стихания острого воспалительного процесса.

  9. УЗИ органов малого таза.

  10. Кольпоскопия.

X. Результаты обследования

  1. Клинический анализ крови:

а) лейкоциты – 9.1х109 /л.;

б) гемоглобин – 118 г/л.;

в) эритроциты – 3.94 х1012 /л.;

г) СОЭ – 4мм./час;

д) гематокрит – 37% ;

е) цветовой показатель – 0.9;

ж) тромбоциты — 227 х109 /л.;

з) лейкоцитарная формула: э-2%, п/я-4%, с/я-60%,м-4%, л – 30% .

  1. Биохимический анализ крови

а) общий белок крови – 73.2г/л;

б) мочевина – 6.4ммоль/л;

в) креатинин – 106ммоль/л;

г) ферменты крови АлАТ – 0.11 мкмоль/млхчас, АсАТ – 0.18 мкмоль/млхчас;

д) ЛДГ – 238;

е) холестерин – 6.1 ммоль/л;

ж) глюкоза – 3.9 ммоль/л;

  1. ЭДС — отрицательный.

  2. Общий анализ мочи

а) цвет – соломенный;

а) белок — отсутствует;

б) сахар – отсутствует;

в) лейкоциты – 16 – 18 — 20;

г) эпителий – отр.;

д) ураты сплошь;

ж) реакция мочи – сл. кислая;

з) удельный вес — 1020.

  1. САСС.

Фибриноген – 8.0г/л.

Протромбиновое время – 16 сек.

Тромбиновое время – 22 сек.

Св. гепарин – 6 сек.

  1. кровь на СПИД, RW – отрицательный.

  2. группа крови и резус фактор — II (А) Rh+.

8. Мазок на флору, гонорею и трихомонады.

С

Эпит. кл

Флора

кокки

Кокки

Гонококк

Нет

Нет

Гард

Нет

Нет

Трих

Нет

Нет

  1. УЗИ

матка: контуры ровные, четкие.

Размеры – 57х32х39 мм

Загнута к переди

Эхоструктура миометрия однородная

Эндометрий визуализируется.

Левый яичник: контуры ровные четкие

Размеры – 33х19 мм

Эхоструктура однородная

Правый яичник: контуры ровные четкие

Размеры – 38х23 мм

Эхоструктура однородная

§ 49. Status familiae

Основой всего древнеримского строя была, как уже известно, семья — familia; она являлась базисом государственной и общественной жизни. Вне принадлежности к той или другой семье, а через нее к тому или другому роду (gens), нельзя было в древнейшее время быть и гражданином — civis. С этой точки зрения, familia так же, как и civitas и libertas, составляет естественное предположение гражданской правоспособности: все три status выходят в конце концов из одного и того же источника.

Древнейшая римская семья есть семья строго патриархальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем которого перед внешним миром является paterfamilias.

По отношению ко всему, что входит в состав familia, paterfamilias есть господин — herus; власть его абсолютна и юридически совершенно одинакова: и лица, и вещи находятся перед ним в одинаковом положении. Эта абсолютная власть носила в древнейшее время название manus. С течением времени юридическое положение различных элементов семьи дифференцировалось, и тогда власть paterfamilias над каждым из этих элементов приобрела свое особое обозначение, но первоначальное единство власти сказывается еще в некоторых выражениях, сохранившихся и в позднейшее время. Старое общее название manus стало специальным названием власти мужа над женой; власть paterfamilias над детьми обозначается термином уже patria potestas, но освобождение из этой власти обозначается термином emancipatio, в корне которого стоит еще старое manus (e — man — cipatio). Власть господина над рабами характеризуется как dominica potestas, но прежнее название звучит еще в выражении manu — missio. Наконец, термины res mancipi и nec mancipi, mancipatio свидетельствуют о том, что и власть над вещами (собственность, dominium) в древнейшее время также обозначалась общим словом manus.

Вовне личность paterfamilias совершенно закрывает собою всех свободных членов семьи (жену, детей); все они охвачены одной общей оболочкой, внутрь которой доступа внешнему миру нет. Мало — помалу, однако, и в этом отношении совершается эволюция: жена и дети постепенно получают признание своих особых прав, старая патриархальная оболочка разрыхляется, и семья все более и более превращается из некоторого юридического единства в союз самостоятельных субъектов; но эта эволюция совершается в Риме медленно, на протяжении всей его истории, и даже в конце развития римская семья более, чем у многих других народов, сохранила патриархальный оттенок.

Ввиду такого строения семьи, смотря по положению в ней, все лица с точки зрения гражданской правоспособности распадаются на две категории: personae sui juris («лица своего права») и personae alieni juris («лица чужого права»).

К первым относятся только paterfamilias, то есть лица семейно — самостоятельные. Нет необходимости, чтобы paterfamilias был действительно отцом, имел семью и детей; нужно только, чтобы лицо не было подчинено чьей бы то ни было власти в семейном порядке. Только лица семейно — самостоятельные суть субъекты права для себя и за свой счет — personae sui juris; только они могут иметь свое имущество и приобретать права для себя.

Все остальные лица, то есть дети (filii и filiae familias) и дальнейшее потомство, а также в древности жена, которая (при браке cum manu брак с властью мужа) считалась filiae loco (на положении дочери), суть personae alieni juris. Они все — таки personae, а не «?????????», как рабы; но они personae alieni juris, то есть субъекты не для себя и не за свой счет, а за счет своего домовладыки. Отсюда вытекают следующие общие положения: с одной стороны, они способны ко всякого рода приобретениям, как цивильным, так и натуральным (juris gentium) — и притом ex sua persona («сами по себе»), а не ex persona domini («от имени господина»), как рабы; но, с другой стороны, все, что они приобретают, делается eo ipso собственностью их paterfamilias. Если даже paterfamilias что — либо оставляет им в их исключительное пользование, это будет peculium, которое юридически, как и peculium рабов, будет считаться собственностью домовладыки.

В дальнейшем положение personae alieni juris аналогично положению рабов. Обязательства их по сделкам так же точно, как и обязательства рабов, первоначально вовсе ничтожные, с течением времени стали рассматриваться, как obligationes naturales. Домовладыка же за них принципиально не отвечает. Исключение составляют и здесь только: a) случай причинения подвластным вреда, где имеет место noxae datio (домовладыка обязан или возместить вред, или выдать виновного для отработки его) и b) случаи actiones adjecticiae qualitatis, которые все в равной мере применимы и к подвластным.

В более позднем праве, однако, положение свободных подвластных начинает уже значительно отличаться от положения рабов. В частности, за ними постепенно признается способность приобретать известные виды имуществ для себя, не только фактически, но и юридически. Вследствие этого, оставаясь в принципе personae alieni juris, они в то же время для известных отношений уже приобретают характер personae sui juris. Но об этом подробнее ниже.

Характер семьи определял собою и характер древнеримского родства. Единство семьи создавалось не единством кровной связи, а единством власти. Все то, что вступало под эту власть, делалось членом семьи и родственником; все, что выходило из — под этой власти, становилось юридически чужим. Если, например, усыновленные чужие делались своими (sui), то собственный сын домовладыки, эманципированный им, или дочь, вышедшая замуж в другую семью, порывали все юридические связи со своей прежней семьей и утрачивали все права по ней — например, права наследования.

Такое родство юридическое, родство по власти, носит техническое название agnatio и противополагается родству естественному, родству по крови, которое называется cognatio. Уже приведенные примеры показывают, насколько первое может не совпадать со вторым.

После смерти paterfamilias его familia разделяется на несколько новых familiae: все лица, бывшие непосредственно подчиненными его власти, делаются теперь сами patresfamilias и personae sui juris. Но юридическая связь между ними не порывается: бывшая над ними общая связь продолжает объединять их; они остаются по отношению друг к другу агнатами. Агнатическая связь будет продолжаться и далее — после их смерти — между их потомками — до тех пор, пока вообще будет сохраняться память об общем происхождении.

Родство имеет вообще большое значение в области гражданского права; на нем покоится, в частности, все наследование. Древнеримское цивильное право признавало в этом отношении только родство агнатическое; когнаты (кровные родственники), напротив, совершенно игнорировались. Только преторский эдикт придал некоторое юридическое значение и родству по крови. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на основе родства кровного, когнатического.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Все лица по этому критерию делились на свободных и рабов

Рабы (servi) являлись особыми, одушевленными, уникальными «вещами», «instrumentum vocale» — говорящим орудием (историк Ворон), могли принадлежать только римским гражданам. Рабы являлись res mancipi, т.е. право собственности на них по цивильному праву передавалось посредством обряда манципации, т.к. это были наиболее ценные вещи

Основания возникновения рабства:

  1. Захват в плен

  2. Ребенок, рожденный рабыней(статус приобретался по матери; в классический и постклассический период было сделано исключение: ребенок не становился рабом, если хотя бы на какое-то время в период временности мать-раба была бы свободна)

Вступление в брак с рабыней было запрещено

Рабом мог стать и свободный:

  1. Глава семейства мог распоряжаться членами семьи, мог продать его, но только за границей Рима, т.к. сознание оставалось как у свободного человека и в Риме такого раба было держать опасно

  2. Долговой ? – можно было брать взаймы под залог своей личности

  3. Рабами становились в результате совершения тяжких преступлений, тогда смертная казнь заменялась пожизненной каторгой (рабы гос-ва с клеймом)

  4. Свободная женщина, вступившая в связь с рабом и продолжающая это делать, становилась рабой

Правовое положение рабов

Рабы не являлись субъектами права, подпадали под manus. Servi pro nullius habentar – действия раба лишены правового эффекта. При вступлении в отношения с рабом нельзя было рассчитывать на иски, т.к. раб являлся вещью. Со временем появлялось все больше талантливых рабов, поэтому их стали иначе использовать – талантливые рабы ставились во главе предприятий, лавок, назначали капитанами торговых судов, но первоначально раб выполнял волю рабовладельца. Если раб причинял вред, ответственность ложилась на господина (ноксальная ответственность). Иски: actio noxalis – ответственность за чужую вину (в современности – родители отвечают за вину несовершеннолетних детей), actio institoria – по действиям лавочника, actio exercitoria – по действиям капитана

Dominica potestas – власть над рабами (ближе к patria potestas – отцовской власти; раб отделяется от вещей, ближе к детям)

В древние времена хозяину раба принадлежало право жизни и смерти. Постепенно неосновательно убийство раба было приравнено к убийству чужого раба, ограничивалась отдача рабов в гладиаторы, что можно было делать только с разрешения магистрата. Старый, больной и брошенный господином раб приобретал свободу и должен был сам себя обеспечивать. При невыносимой жестокости хозяина рабы имели возможность убегать и вставать под охрану символов (храм, статуя императора), магистрат заставлял господина таких рабов продать их

Рабский пекулий – земельный участок с рабочим скотом для хозяйствования рабом, рабы на этом участке сами могли становится рабовладельцами; господин раба нес ответственность в рамках пекулия (прообраз юр.лица)

Если раба отпускали на свободу, он приобретал статус вольноотпущенника, оставаясь связанным с патроном. При оказании патрону любого непочтительного действия он снова превращался в раба

Добавить комментарий