Статус кандидата

Правовой статус кандидатов в депутаты

С момента регистрации возникает правовой статус кандидата на выборную должность, который с помощью широкого спектра правовых средств обеспечивает трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.

Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.) раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 г.).

Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов).

Как следует из ст. 128 Трудового кодекса РФ, работодатель в подобных случаях обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел. федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры. Указом Президента РФ от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.

Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.

1. Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.

2. Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора, а кандидаты в депутаты Государственной Думы — без согласия Генерального прокурора РФ не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

3. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами,

4. Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанного в законе, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию (так, кандидат на пост Президента РФ может это сделать не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования). Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован.

то на основании полученного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок. При назначении повторного голосования кандидаты, вышедшие во второй тур (повторное голосование), сохраняют свой статус, остальные утрачивают его со дня назначения повторного голосования.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. В случае, предусмотренном законом, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата.

Вместе с тем законодатель предусмотрел и определенные ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидата. Так, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения закон понимает следующее:

1) привлечение лиц. находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности.

способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума (данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране);

5) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций. либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом;

7) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Естественно, соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами. Президентом РФ своих полномочий и выполнению ими обязанностей перед избирателями.

Вместе со статусом кандидата в депутаты законодательно определен и статус члена или уполномоченного представителя инициативной группы. Следует отметить, что статус члена или уполномоченного представите. инициативной группы — это их правовое положение, т.е. установленная законом совокупность прав и обязанностей, а также гарантий их деятельности. Ранее в избирательном законодательстве их статус не закреплялся в отдельной статье, хотя «собирательный образ статуса» можно было составить, проанализировав все статьи, регулирующие деятельность инициативной группы. Законодатель и на этот раз не стал детально определять статус члена или уполномоченного представителя инициативной группы в отдельной статье, а ограничился лишь запретом, адресованным членам и уполномоченным представителям инициативных групп, на использование преимуществ их должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того либо иного ответа на вопрос референдума.

Глава 7. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 45. Равенство кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 46. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

1. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах депутатов Государственной Думы освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии не позднее чем через пять дней со дня регистрации федерального списка кандидатов, в который включен такой кандидат.

3. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения федеральных списков кандидатов и (или) содействия избранию включенных в них кандидатов.

4. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов и (или) избранию включенных в них кандидатов;

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федерального списка кандидатов и (или) избранию включенных в него кандидатов в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению федеральных списков кандидатов и (или) избранию включенных в них кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

5) ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 41-ФЗ)

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации в случае, если иным политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, в этих же целях не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 41-ФЗ)

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

8) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств избирательного фонда выдвинувшей его политической партии.

5. Соблюдение перечисленных в части 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и исполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

6. Должностным лицам, журналистам, другим творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо уполномоченными представителями или доверенными лицами политических партий, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

Статья 47. Гарантии деятельности кандидатов

1. Работодатель, руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соответствующего федерального списка кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение указанного срока.

2. Зарегистрированный кандидат по инициативе работодателя (администрации образовательной организации) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в выборах депутатов Государственной Думы засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до его регистрации кандидатом.

3. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации обязаны известить об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Статья 48. Доверенные лица политических партий

1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня поступления письменного представления политической партии о назначении доверенных лиц вместе с заявлением самого гражданина о согласии быть доверенным лицом, но не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого соответствующей политической партией. Список доверенных лиц на бумажном носителе и в машиночитаемом виде представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации по установленной ею форме.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

2. В представлении о назначении доверенных лиц указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства каждого доверенного лица.

3. Доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска) в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

4. Доверенные лица получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверения. Работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

5. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

6. Политические партии, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначившую его политическую партию.

7. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчиваются с утратой своего статуса всеми кандидатами, включенными в федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, назначившей доверенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а если по жалобам, поданным на нарушения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ведется судебное разбирательство, — не позднее дня вступления в законную силу решения суда.

8. Регистрация доверенного лица аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующая политическая партия уведомляется в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 49. Выбытие кандидатов, отзыв федеральных списков кандидатов

1. Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, в который он включен, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании этого заявления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования в течение суток исключает кандидата из соответствующего федерального списка кандидатов.

2. Политическая партия вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву.

3. Политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 91 настоящего Федерального закона.

(часть третья в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

4. Не допускается дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов, равно как и их перемещение в указанном списке, за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов.

5. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

6. Если ситуация, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, возникла в результате отзыва политической партией без вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного федерального списка кандидатов, либо отмены судом регистрации федерального списка кандидатов, либо аннулирования регистрации федерального списка кандидатов на основании части 2, 3 или 4 статьи 91 настоящего Федерального закона (за исключением случая, когда такое аннулирование связано с выбытием кандидатов из указанного списка по вынуждающим к тому обстоятельствам), расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, взыскиваются с соответствующей политической партии.

7. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы, понимаются замещение им должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, признание его судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, а также тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими политическую партию отозвать федеральный список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам, в том числе в связи со смертью, кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и (или) более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 24

Кандидатомпризнается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях…»).

Зарегистрированным кандидатом признается лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата – это закрепленное нормами избирательного права положение кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе. Правовой статус кандидата, зарегистрированного кандидата складывается из следующих элементов:

1) принцип равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

2) права и обязанности кандидата, зарегистрированного кандидата в избирательном процессе;

3) гарантии деятельности кандидата, зарегистрированного кандидата.

ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляетпринцип равенства кандидатов, зарегистрированных кандидатов. В соответствии со ст. 39 закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:

— привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

— использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещение на таких же условиях;


— использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;

— бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом, в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;

— проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными, муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;

— преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

Принцип равенства действует в отношении однопорядковых субъектов (кандидатов). То есть, равным статусом обладают кандидаты (до регистрации, выдвинувшиеся кандидатами); иным – равным – статусом обладаю зарегистрированные кандидаты. Соотносить правовой статус кандидата и зарегистрированного кандидата недопустимо.

Так, все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных ФЗ «Об основных гарантиях…». К числу таких случаев закон относит, в частности, обязанность кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе либо работающего в средствах массовой информации, сложить на время участия в выборах исполнение служебных обязанностей (не менее чем за 5 дней до регистрации в избирательную комиссию должен быть предоставлен соответствующий приказ с места работы кандидата); отсутствие у кандидата, баллотирующегося только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, права на создание собственного избирательного фонда.

Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.

Права и обязанности кандидатов:

1) на стадии выдвижения и регистрации. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Недостоверность сведений, представленных кандидатом (если недостоверность сведений носит существенный характер), может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, а если недостоверность сведений будет установлена после регистрации кандидата – основанием для отмены регистрации судом.

Кандидат может быть выдвинут только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Кандидат вправе заявить о своей принадлежности к не более чем одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке и о своем статусе в этом общественном объединении.

Кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры.

2) связанные с финансированием избирательной кампании:

— обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды;

— вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании;

— не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированныйкандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления.

3) на стадии предвыборной агитации (только для зарегистрированных кандидатов):

— право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах (через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия для доступа к средствам массовой информации;

— вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается при проведении агитации злоупотреблять свободой массовой информации, осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушение правил ведения предвыборной агитации, установление фактов подкупа избирателей могут служить основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.

4) на стадии голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования (только для зарегистрированных кандидатов):

— право принимать участие в деятельности избирательных комиссий (присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования);

— право на оповещение со стороны избирательной комиссии и возможность свободного доступа зарегистрированного кандидата на ее заседания и при осуществлении работы с избирательными документами;

— право назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одном члену комиссии с правом совещательного голоса, а также назначить наблюдателей;

— вправе присутствовать на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах выборов;

— вправе требовать от избирательных комиссий предоставление итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий.

Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. В случае проведения повторного голосования, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата – это правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному кандидату реализацию предоставленных ему прав. Можно выделить трудовые, материальные, административно- и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.

К числутрудовых гарантий ФЗ «Об основных гарантиях…» относит: обязанность администрации предприятия, учреждения, организации, командира воинской части, руководителя внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, освободить его от работы, службы по заявлению, раппорту в любой день и на любой срок со дня регистрации кандидата избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов; запрет на увольнение с работы зарегистрированного кандидата или на его перевод во время проведения выборов; зачисление времени участия зарегистрированного кандидата в выборах в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

К числуматериальных гарантий относится возможность получения зарегистрированным кандидатом денежной компенсации за период, на который он был освобожден от исполнения своих служебных обязанностей; возмещение зарегистрированному кандидату транспортных расходов.

Административно-правовые и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированного кандидата сводятся к тому, решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

1. Помощник депутата — это лицо, оказывающее содействие депутату в его депутатской деятельности. Правовое положение помощника депутата любого уровня определяется законом субъекта Федерации либо Положением, принятым Советом депутатов, на основании которого помощник депутата осуществляет свои полномочия.

2. Данное Положение наряду с определением основных прав и обязанностей помощника депутата регламентирует условия его деятельности, порядок работы и увольнения, а также условия и порядок оплаты труда помощника (если работает по трудовому договору).

3. Помощником депутата городского Совета может быть только гражданин Российской Федерации, постоянно либо преимущественно проживающий на данной территории, что обусловлено целым рядом обстоятельств, главное из которых — специфика деятельности помощника депутата. Он призван оказывать содействие избранному представителю народа осуществлять в конкретном избирательном округе законодательные и иные полномочия.

4. Помощники депутата осуществляют свои полномочия на общественных началах. Депутат городского Совета может иметь не более десяти помощников. Информация о помощниках депутата (данные о количественном и персональном составе, включая сведения об образовании, трудовой и профессиональной деятельности) могут быть опубликованы в официальном издании.

5. Помощнику депутата выдается удостоверение — основной документ, подтверждающий его полномочия. В удостоверении, помимо фамилии, имени и отчества помощника, указываются фамилия, имя и отчество депутата городского Совета, помощником которого он является, а также место его (помощника) работы — избирательный округ. Запись о том, работает ли помощник по трудовому договору (контракту) либо на общественных началах, в удостоверении не допускается.

6. Образцы удостоверений помощников депутатов утверждаются Советом депутатов, а сами удостоверения оформляются по представлению депутата избирательного округа и подписываются председателем Совета депутатов.

7. В случае досрочного прекращения помощником своих полномочий он обязан возвратить удостоверение тому депутату, чьим помощником являлся.

8. Срок работы помощника определяется депутатом и указывается в его представлении, а также в трудовом договоре. Этот срок не должен превышать срока полномочий самого депутата. Поэтому до дня избрания депутата лицо не может быть принято на работу в качестве его помощника, а с прекращением депутатских полномочий (в том числе в случае их досрочного прекращения) помощник депутата подлежит увольнению независимо от того, истек ли установленный трудовым договором срок.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Права и обязанности помощников депутата

11. Выше уже отмечалось, что основной задачей помощника является оказание содействия депутату при осуществлении им своих полномочий.

12. Как известно, депутатская деятельность весьма многообразна и предполагает участие депутата не только в законотворческой работе городского Совета, ее комитетов и комиссий, но и в политической деятельности депутата.

13. При осуществлении своих полномочий депутат также взаимодействует с представителями иных ветвей власти, должностными лицами, государственными органами, организациями и общественными объединениями, избирателями.

14. Оказание содействия по всем указанным направлениям требует от помощников определенных профессиональных навыков и соответствующей квалификации.

15. Помощник депутата, сотрудничающий с депутатом в законотворческой деятельности, должен обладать необходимыми юридическими знаниями, поскольку к числу его основных обязанностей могут быть отнесены: поддержка законодательных инициатив депутата, подготовка заключений на рассматриваемые городским Советом законопроекты и проекты постановлений, поиск и получение нормативных актов и иных материалов, необходимых депутату в работе.

16. Помощники депутата по работе в избирательном округе, как правило, помогают депутату поддерживать связь с электоратом.

17. Так, они могут вести первичный прием граждан, предварительно рассматривать их обращения, готовить соответствующие предложения для их дальнейшего внесения депутатом в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Характер работы помощника определяется депутатом округа.

18. Помощник депутата готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые депутату для осуществления депутатских полномочий; получает по поручению депутата в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях и общественных объединениях необходимые материалы; организует встречи депутата с избирателями, ведет запись граждан на прием к депутату и их предварительный прием; выполняет прочие поручения депутата, в том числе связанные с политической деятельностью депутата; ведет делопроизводство.

19. Помощник депутата имеет право получать адресованные депутату почтовые и телеграфные отправления, пользоваться копировально-множительной техникой, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего округа. По поручению депутата его помощник может беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

20. В случае задержания, ареста либо привлечения помощника депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, соответствующие органы обязаны незамедлительно проинформировать об этом депутата округа.

оверенные лица кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы

В соответствии со статьей 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы, зарегистрированный соответствующей окружной избирательной комиссией, может иметь до 10 доверенных лиц. Доверенными лицами могут быть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Доверенные лица назначаются на основании заявления в письменной форме кандидата в окружную избирательную комиссию, списка доверенных лиц и личных заявлений граждан на имя кандидата о согласии быть доверенными лицами.

Окружная избирательная комиссия после получения указанных документов незамедлительно регистрирует доверенных лиц кандидатов и выдает им удостоверения установленного образца.

На период со дня регистрации доверенного лица и до дня официального опубликования общих итогов выборов депутатов Самарской Губернской Думы администрация (работодатель) предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязана предоставлять доверенным лицам неоплачиваемый отпуск по их просьбе.

Доверенные лица кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы вправе:

осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов, представлять их предвыборные программы;

представлять интересы кандидата в отношениях с государственными и общественными органами, избирательными комиссиями, их должностными лицами;

выступать на предвыборных собраниях, встречах с избирателями, участвовать в предвыборных дебатах и дискуссиях;

получать необходимую помощь от избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления в проведении предвыборных встреч с избирателями;

присутствовать на заседаниях избирательных комиссий всех уровней соответствующего избирательного округа;

присутствовать при уничтожении отбракованных и лишних бюллетеней для голосования работниками типографии, после передачи бюллетеней членам избирательной комиссии в количестве, соответствующем заказу;

находиться на избирательных участках в день голосования с момента начала работы и до получения вышестоящей избирательной комиссии протокола об итогах голосования, присутствовать при непосредственном подсчете голосов, а также при повторном подсчете голосов;

присутствовать при проведении досрочного голосования в помещении территориальной (в случае ее отсутствия окружной), участковой избирательной комиссии;

находиться в помещении участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и в изоляторе временного содержания и других местах временного пребывания;

присутствовать при составлении избирательными комиссиями протоколов об итогах голосования и сводных таблиц;

знакомиться и снимать копии с третьего экземпляра протокола и сводной таблицы об итогах голосования;

обжаловать действия (бездействие) избирательных комиссий в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Доверенные лица кандидатов не вправе:

совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;

быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней, а также заполнять за него избирательные бюллетени;

заниматься благотворительной деятельностью, обращаться с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;

заниматься рекламой коммерческой и иной деятельности;

предпринимать любые действия направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании (в том числе досрочном голосовании);

участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ в случае, если они являются журналистами другими творческими работниками, а также должностными лицами редакций средств массовой информации и творческими работниками государственных организаций. осуществляющих теле- и (или) радиовещание, журналистами, другими творческими работниками либо должностными лицами редакции СМИ.

Кандидаты в депутаты Самарской Губернской Думы, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом кандидат направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию уведомление об отзыве для аннулирования выданных этим доверенным лицам удостоверений. Кандидаты вправе в установленном порядке назначить новых доверенных лиц взамен отозванных.

Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса назначившего их зарегистрированного кандидата.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В представительные органы субъекта федерации / высшего должностного лица субъекта федерации

Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Губернатор может избираться на пять лет и не вправе занимать этот высокий пост более двух сроков подряд.

Требования к кандидатам также включаются в себя отсутствие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, отсутствие иностранного гражданства и т. д.

Кандидаты на пост высшего должностного лица субъекта федерации могут выдвигаться избирательными объединениями (партиями) или самостоятельно, если это прямо указано в региональном законодательстве. Выдвижение от партии происходит на съезде её регионального отделения. О выдвижении уведомляется избирательная комиссия субъекта федерации.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом избирательного объединения, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении очередных либо досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания, вправе обратиться в региональное отделение или иное структурное подразделение (при его наличии) избирательного объединения с письменным заявлением о включении его в соответствующий список кандидатов, выдвигаемый этим региональным отделением, иным структурным подразделением избирательного объединения.

В случае поддержки кандидатуры гражданина Российской Федерации, обратившегося в региональное отделение или иное структурное подразделение (при его наличии) избирательного объединения с предложением включить его в соответствующий список кандидатов, не менее чем десятью членами избирательного объединения, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена в порядке, установленном федеральным законом о политических партиях, уставом избирательного объединения, на конференции (общем собрании) регионального отделения или иного структурного подразделения избирательного объединения при решении вопроса о выдвижении соответствующего списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в указанный список кандидатов.

Региональное законодательство несколько варьирует число подписей, необходимых для поддержки выдвижения кандидата в губернаторы или в депутаты законодательного собрания региона и устанавливаться в пределах 0,5-2%.

После проверки соблюдения данных требований кандидатам выдаются удостоверения о их регистрации или уведомления об отказе в оной. Отказ можно обжаловать в суд. Кандидаты также подают сведения о своем имущественном положении и членов семьи.

Кандидаты назначают доверенных лиц. Максимальное их число 20- для кандидата в депутаты и 50 — для кандидата в губернаторы.

В отношении кандидатов действуют общие для всех выборов нормы о снятии своей кандидатуры, о правилах агитации, привлечении их к уголовной ответственности, финансировании избирательной компании.

Избирательная комиссия, организующая соответствующие выборы, на основании протокола о результатах выборов в избирательном округе принимает решение о признании кандидата избранным и извещает его об этом в течение суток со дня принятия указанного решения. В течение 5 дней кандидат либо исполняет предписания закона о налагаемых на лицо, занимающее депутатское кресло ограничения и получает мандат, либо отказывается от него. В последнем случае избирком обращается к следующему по очереди кандидату из партийного списка или по одномандатному округу.

Довыборы и повторное голосование проводятся в общем порядке.

Нормативно правовые акты, регулирующие порядок и процедуру избрания в представительные органы субъектов федерации:

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Добавить комментарий