Статус образовательной организации

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Краткая информация о нормативно-правовом обеспечении деятельности, компетенциях, правах, обязанностях и ответственности общеобразовательной организации в соответствии с новым законом об образовании.

Новый закон об образовании не внес существенных изменений в правовой статус общеобразовательных учреждений.

Создание, реорганизация, ликвидация (Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций)

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее — учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общеобразовательная организация является некоммерческой организацией. Создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии гражданским законодательством для некоммерческих организаций и законодательством об образовании РФ.

По новому закону об образовании принятие решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а в сельской местности – только с учетом мнения жителей данного сельского поселения.

Общеобразовательная организация являются юридическим лицом. Действует на основании Устава, лицензии на право образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, имеет обособленное имущество и земельный участок.

О наименовании

Общеобразовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Наименование общеобразовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип, а также особенности осуществляемой образовательной деятельности, дополнительно осуществляемые и другие функции.

Типы образовательных организаций (Статья 23. Типы образовательных организаций)

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Законом устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация — основная цель: реализация программ дошкольного образования, присмотр и уход;
  • общеобразовательная организация — основная цель: реализация программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

О правах

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельна в формировании своей структуры и свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.

Она вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям её создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

О компетенциях

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация фактически обладает имеющимися компетенциями, в т.ч. разработка и принятие локальных нормативных актов, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, разработка и утверждение образовательных программ и программы развития, организация научно-методической работы, организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения и т.д. Практика показывает, что следует уделить большее внимание таким компетенциям:

  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ на бумажных и (или) электронных носителях;
  • использование и совершенствование методов электронного обучения;
  • обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • установление требований к одежде обучающихся.

Об обязанностях

Согласно закону об образовании общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством об образовании. А это значит, как и сейчас, качественно и в полном объеме реализовывать образовательные программы, применять формы, средства, методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания; соблюдать права и свободы всех участников образовательных отношений.

Об ответственности

Общеобразовательная организация, как и при действующем законодательстве, несет ответственность:

  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
  • за качество образования своих выпускников;
  • за жизнь и здоровье обучающихся, работников общеобразовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности общеобразовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

О локальных актах

В общеобразовательной организации должны быть разработаны, приняты и утверждены в порядке, установленном ее уставом, локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Практика показывает, что их число может достигать 100 и более.

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами Российской Федерации. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

2. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

3. В целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет». При создании федерального университета Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

4. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

5. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Вывод

Закон об образовании обращает внимание на обязательное наличие локальных актов, регламентирующих правила приема, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями); а также на необходимость ознакомления с уставом и локальными актами работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Имеющиеся в школе локальные акты должны быть приведены в соответствие с законом об образовании и разработанными во исполнение этого закона нормативными документами.

Если локальные акты содержат нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников общеобразовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо приняты с нарушением установленного порядка, то они подлежат отмене.

Наименования и уставы образовательных учреждений, а, следовательно, и локальные подлежат приведению в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в настоящее время, осуществляют её на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им ранее, которые должны быть переоформлены до 1 января 2016 года.

Статья 10. Статус образовательного учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Действие настоящего Закона в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Липецкой области независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

5. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Информация об изменениях:

Законом от 5 января 2000 г. N 63-ОЗ настоящая статья дополнена новым пунктом 6

6. Филиалы государственных и муниципальных высших учебных аведений на территории области создаются учредителем (учредителями о согласованию с Министерством образования Российской Федерации, администрацией области и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8. Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных объединений. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные объединения, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Правовой статус образовательных учреждений и их система

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс. В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (СЗ РФ. 2001. № 14. Ст. 1360) осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: 1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года; 2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет; 3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения. Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». При этом сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее четырех лет; «дипломированный специалист» — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными стандартами; для получения квалификации (степени) «магистр» — не менее шести лет. В современной России установлены следующие виды и наименования высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования: 1) профессиональное дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня и 2) послевузовское научное профессиональное образование, связанное с соискательством ученых степеней (аспирантура, адъюнктура, докторантура, экстерн-соискательство ученой степени кандидата наук и доктора наук по результатам защиты кандидатской или докторской диссертации соответственно). Эти разновидности послевузовского профессионального образования не являются взаимообусловленными либо альтернативными. Единым и единственным условием для получения любого из этих видов послевузовского профессионального образования является лишь документально подтвержденное завершение программы высшего профессионального образования. Гражданин, имеющий законченное высшее профессиональное образование, по своему усмотрению самостоятельно может выбирать для себя любое направление (вид) послевузовского профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Краткая информация о нормативно-правовом обеспечении деятельности, компетенциях, правах, обязанностях и ответственности общеобразовательной организации в соответствии с новым законом об образовании.

Новый закон об образовании не внес существенных изменений в правовой статус общеобразовательных учреждений.

Создание, реорганизация, ликвидация

Общеобразовательная организация является некоммерческой организацией. Создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии гражданским законодательством для некоммерческих организаций и законодательством об образовании РФ.

По новому закону об образовании принятие решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации допускается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, а в сельской местности – только с учетом мнения жителей данного сельского поселения.

Общеобразовательная организация являются юридическим лицом. Действует на основании Устава, лицензии на право образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, имеет обособленное имущество и земельный участок.

О наименовании

Общеобразовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Наименование общеобразовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип, а также особенности осуществляемой образовательной деятельности, дополнительно осуществляемые и другие функции.

Типы образовательных организаций

Законом устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация — основная цель: реализация программ дошкольного образования, присмотр и уход;
  • общеобразовательная организация — основная цель: реализация программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

О правах

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельна в формировании своей структуры и свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.

Она вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям её создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

О компетенциях

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация фактически обладает имеющимися компетенциями, в т.ч. разработка и принятие локальных нормативных актов, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, разработка и утверждение образовательных программ и программы развития, организация научно-методической работы, организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения и т.д. Практика показывает, что следует уделить большее внимание таким компетенциям:

  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
  • хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ на бумажных и (или) электронных носителях;
  • использование и совершенствование методов электронного обучения;
  • обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • установление требований к одежде обучающихся.

Об обязанностях

Согласно закону об образовании общеобразовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством об образовании. А это значит, как и сейчас, качественно и в полном объеме реализовывать образовательные программы, применять формы, средства, методы обучения и воспитания, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания; соблюдать права и свободы всех участников образовательных отношений.

Об ответственности

Общеобразовательная организация, как и при действующем законодательстве, несет ответственность:

  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
  • за качество образования своих выпускников;
  • за жизнь и здоровье обучающихся, работников общеобразовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности общеобразовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

О локальных актах

В общеобразовательной организации должны быть разработаны, приняты и утверждены в порядке, установленном ее уставом, локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Практика показывает, что их число может достигать 100 и более.

Закон об образовании обращает внимание на обязательное наличие локальных актов, регламентирующих правила приема, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями); а также на необходимость ознакомления с уставом и локальными актами работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Имеющиеся в школе локальные акты должны быть приведны в соответствие с законом об образовании и разработанными во исполнение этого закона нормативными документами.

Если локальные акты содержат нормы, ухудшающие положение обучающихся или работников общеобразовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо приняты с нарушением установленного порядка, то они подлежат отмене.

Наименования и уставы образовательных учреждений, а, следовательно, и локальные подлежат приведению в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в настоящее время, осуществляют её на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им ранее, которые должны быть переоформлены до 1 января 2016 года.

Добавить комментарий